Кризис на бесконечных землях что это
Обзор комикса «Кризис на бесконечных Землях. Абсолютное издание»
Готовы держать судьбы вселенных в ваших руках?
Как вы наверняка и сами прекрасно знаете – большие события-кроссоверы вот уже тридцать лет остаются несущей стеной американской индустрии супергеройских комиксов. Именно эти масштабные и запутанные сюжеты, в создание которых оказываются вовлечены десятки сценаристов и художников, регулярно дают издательствам Большой Двойки приток денег, всплеск потребительского интереса и порцию косметических нововведений, помогающих растрясти застоявшуюся вселенную. И по иронии судьбы – крайне малая часть этих огромных событий оказываются действительно значимыми или банально хорошими.
Причин тому можно назвать великое множество и одна из главных заключается в том, что в действительности – издательствам крайне редко хватает духу пойти на по-настоящему радикальные, интересные и долгосрочные перемены. Однако тот ивент, о котором пойдёт речь сегодня, в отсутствии смелости и масштаба упрекнуть точно не получится. Усилиями издательства «Азбука» на нашем рынке появилось роскошное абсолютное издание серии «Кризис на бесконечных Землях» – эпохального события, эхо которого можно услышать и в наши дни.
Так что же в нём такого грандиозного? В первую очередь – сама концепция и цели, которые ставили перед ивентом издательство и авторы. С одной стороны – «Кризис на бесконечных Землях» был задуман сценаристом Марвом Вулфменом как история, масштаб которой подразумевал участие всех персонажей вселенной, которым пришлось бы объединиться, чтобы встретиться лицом к лицу с невообразимой угрозой. С другой стороны – к началу 80-ых, на фоне множества финансовых неудач, в редакции DC сформировалась идея о том, что их цветастый супергеройский мир, существовавший практически полвека, медленно приходил в упадок из-за своей переусложнённой внутренней структуры.
Множество героев геройствовало сразу во множестве миров, что вполне могло создавать неразбериху в неокрепших умах юных читателей, которые толком не могли нащупать ту миротворческую ось, вокруг которой вращались комиксы про их любимых супергероев. И Марв решил подойти к этой проблеме самым радикальным образом, сурово подумав: «А что если взять всю эту кучу устаревших и бесполезных миров… И БАХНУТЬ». И именно так оно и произошло. При помощи выдающегося художника Джорджа Переса, Вулфмен собрал в охапку абсолютно все параллельные Земли и бесконечное множество персонажей – И КАК БАХНУЛ.
Завязка «Кризиса» такова – необъяснимая волна смертоносной энергии стирает бесконечное количество вселенных одну за другой. За происходящим с безопасного расстояния наблюдает крайне могущественное существо, известное как Монитор, и вместе с девушкой по кличке Предвестница ищет способ предотвратить гибель всего сущего. Для этого пара решает собрать самых могучих героев со всех концов мультивселенной, при помощи которых у них появится шанс привести в действие сложнейший план, в результате чего хотя бы горстка оставшихся реальностей может пережить беспрецедентный катаклизм.
Однако, разумеется, масштабы катастрофы превосходят даже прогнозы Монитора, и очень быстро выясняется, что для победы над таинственным врагом потребуются совместные усилия абсолютно всех уцелевших супергероев и суперзлодеев, с абсолютно всех уцелевших Земель.
Как легко угадывается из описания – главное и основное достоинство «Кризиса на бесконечных Землях» состоит в его немыслимом размахе и градусе эпичности. Без всяких преувеличений – макси-серия Вулфмена и Переса легко может оказаться самой грандиозной и масштабной вещью, с которой вы столкнётесь в художественном искусстве.
На страницах книги действительно запечатлена гибель бесчисленного множества миров и вселенская схватка суперских легионов с врагом, взаправду имеющим все шансы стереть их реальность. Величину ставок и зрелищность «кризисных» сражений словами описать практически не реально. И именно поэтому эта битва могла развернуться только на комиксных страницах, где в нужный момент ограничения сценария всегда позволяет обойти работа одарённого воображением художника. А у Джорджа Переса воображение просто исключительное. Настолько же детализированного и, одновременно, настолько же креативного визуального сопровождения вы не найдёте практически нигде.
А с другой стороны – такой апокалиптический накал сюжета не мог обойтись без массы событий, которые самым радикальным образом повлияли бы на всю вселенную DC. В первую очередь здесь, конечно, приходится говорить о гибели сразу множества персонажей первой величины.
Рискуя навлечь гнев части читателей и проспойлерив детали истории тридцатилетней давности, мы всё же скажем, что среди самых громких героических смертей числятся последние (на момент публикации «Кризиса», разумеется) сражения таких звёзд, как Флэш и Супергёрл. Что особенно показательно – и Барри Аллен, и Кара Зор-Эл действительно были потеряны для своих супер-друзей и всех читателей на долгие-долгие годы, а их финальные мгновения приобрели культовый статус в комиксной среде.
В то же время – «Кризис» радикально преобразил мир DC-шных комиксов и его структуру, целиком избавившись от всего концепта мультивселенной и в значительной мере перестроив как глобальную историю, так и локальные истории его обитателей. В связи с этим необходимо сказать, что помимо самой «кризисной» лимитки в книгу вошла и ещё одна мини-серия под названием «История вселенной DC».
В ней вы найдёте достаточно краткий пересказ хронологии глобальных событий перестроенной реальности, а также схематичную, но показательную последовательность, в которой происходило появление и уход различных значимых деятелей этого мира. Проиллюстрировал отрывки прозы Марва Вулфмена всё тот же Джордж Перез, и благодаря ему комикс несёт в себе ценность даже для тех читателей, которые в подобном каталогизировании не заинтересованы. Потому, что даже в отрыве от текста – «История вселенной DC» представляет из себя просто роскошный артбук.
При всём при этом, определённые проблемы у «Кризиса на бесконечных Землях» тоже имеются. Большая их часть, как нетрудно догадаться, обусловлена датой на вашем календаре. Несмотря на то, что сюжетная линия события действительно тщательно и качественно прописана – крайне многие её аспекты, родом из 1985-го года, сохранились не самым лучшим образом. Очень многое в комиксе построено на его значимости для супергеройского мира издательства, но практически все нововведения кроссовера носили исключительно деструктивный характер.
И, как вы сами прекрасно знаете, срок жизни подобных изменений в супергеройских комиксах весьма ограничен. Говоря совсем просто – практически всё показанное и рассказанное в «Кризисе», на момент выхода нашего издания, не имеет абсолютно никакой актуальности. То есть – Барри Аллен давно вернулся, Супергёрл была введена заново, мультивселенная снова разрослась во все стороны, хронология была многократно перекроена… суть вы улавливаете.
В итоге получается так, что в 2021-ом году чтение «Кризиса на бесконечных Землях» очень походит на археологические раскопки, или перелистывание страниц фотоальбома ваших прапрабабушек и прапрадедушек. Да, красиво. Да, любопытно. Да, местами увлекательно. Но в целом – занятие строго для любителей копаться в древностях и открывать для себя новые грани давным-давно ушедшего времени.
Если вы не склонны причислять себя к так называемым «хардкорным» фанатам супергероики DC – приобретение «Кризиса», при всех его достоинствах, может обернуться для вас большой ошибкой. Особенно если вы морально не готовы столкнуться с типичными для кроссоверного ивента нюансами, вроде умопомрачительного количества действующих лиц и постоянной неразберихи среди массы их личных сюжетов. Мы вас предупредили.
А вот если вы как раз из тех ребят, которым подобное по душе – «азбучное» абсолютное издание вам к приобретению строго рекомендовано. 500-страничный фолиант выполнен с характерной для издательства высочайшей степенью качества. Что в нём такого крутого? Ну, загибайте пальцы.
Короче говоря – просто умопомрачительное количество разнообразных мелочей, которые превращают книгу в настоящее сокровище для русскоязычного коллекционера супергеройских комиксов. Разве что огромной россыпи выходивших тай-инов не хватает. Но оно, быть может, и к лучшему.
Однако некоторые огрехи в издании тоже присутствуют. В первую очередь – переводу бы не помешало пройти ещё как минимум одну проверку редактором. Будучи вполне качественным в основной своей массе, местами текст нашего абсолюта даёт досадную слабину, превращая «Liberty Belle» в «Колокольчик Свободы», а «Big Red Cheese» в «Большой Красный Сыр», что, конечно же, очень неприятно. В то же время – имена многих супергероев достаточно нелепо дословно переведены на русский, что приводит к многочисленным «мальчикам», которые гарантированно будут резать «слух» читателям-ветеранам. Но сильно не пугайтесь! Такие промашки – всего лишь несколько капель в 500-страничном текстовом море.
Ладно, так как насчёт подвести итоги, и раз и навсегда определить, кому стоит немедленно бежать в комиксшоп за свежим абсолютом?
Что особенно радует – «Кризис на бесконечных Землях», при всей своей толщине и престижности, стоит всего лишь в районе 1600 рублей. Просто пробегитесь глазами по нашему списочку содержимого этого абсолютного издания, ещё раз сверьтесь с количеством страниц внутри, и спросите себя – насколько вообще безумен такой ценник?
А теперь вспомните, что речь идёт не об абы каком комиксе, а о целой вехе в истории жанра. Сюжете, который не только однажды вытащил вселенную и издательство DC из пропасти, но и популяризовал концепцию, которая по сей день кормит весь рынок американской супергероики. И у вас есть крайне доступная возможность лично убедиться в его величии.
Настоятельно рекомендуем несколько раз подумать, прежде чем этой чудесной возможностью пренебрегать.
Кризис на Бесконечных Землях
Кризис на Бесконечных Землях (англ. Crisis on Infinite Earths ) — ограниченная кроссовер-серия из 12-ти выпусков, выпущенная издательством DC Comics в 1985—1986 годах. Серия получила название «макси-серия из 12 частей», так как внесла значительные измнения во вселенную DC и изменив 50-летнюю концепцию повествования посредством отмены Мультивселенной — бесконечного множества параллельных миров, после чего все серии DC Comics были «перезапущены». Серия была написана Марвом Вульфманом и иллюстрирована Джорджем Перезом и командой из нескольких художников. Серия является одной из важнейших во вселенной DC: кроме отмены альтернативных миров, во время её событий погибли некоторые известные персонажи, такие как Супердевушка и Флэш Барри Аллен. Впоследствии, при описании событий вселенной DC было принято обозначать докризисный и посткризисный периоды, беря Кризис на Бесконечных Землях за отправную точку.
Название серии было вдохновлено ранними кроссоверами с участием некоторых параллельных вселенных, таких как «Кризис на Земле-2» (рус. Crisis on Earth-Two ) и «Кризис на Земле-3» (англ. Crisis on Earth-Three ). В свою очередь, название серии вдохновило несколько последующих сюжетов DC — Нулевой час: Кризис времени (англ. Zero Hour: Crisis in Time ) (1994), Кризис Личности (англ. Identity Crisis ) (2004), Бесконечный Кризис (англ. Infinite Crisis ) (2005—2006) и Финальный Кризис (англ. Final Crisis ) (2008). В серии участвует практически каждый значимый персонаж DC Comics, а также их альтернативные версии.
Содержание
Предыстория
Нестыковки в сюжете
Вопросы возникали и в сюжетных линиях о Бэтмене, который не старел, несмотря на то, что он был обычным землянином без сверхпособностей. Со Второй Мировой Войны до 1980-х годов его возраст почти не изменился, в то время как его напарник Робин от школьника вырос во взрослого тридцатилетнего мужчину. В сериях о Флэше, Атоме, Зелёном Фонаре и других персонажах тоже встречались нестыковки и часто это зависело от сценариста — каждый новый писатель зачастую привносил в серию что-то своё.
Введение Мультивселенной
Введение Кризиса
Предпосылки к началу Кризиса появлялись во всех сериях DC в течение года, предшествовавшего его официальному старту. В это время появился один из главных героев предстоящего кроссовера — Монитор, хотя его конкретное описание не давалось — он был описан как злодей и личность его была скрыта и лицо не изображалось.
Кроссовер стал успешным в плане маркетинга: он привлёк новых читателей серии, которые могли опустить знакомство с предыдущими сериями, которые выходили в течение 50 лет, так как все они были обнулены и начаты заново. Один из лозунгов Кризиса: «Вселенная DC никогда не будет прежней». Наряду с другими произведениями того времени — графическим романом Алана Мура «Хранители», Френка Миллера «Batman: The Dark Knight Returns» — «Кризис на Бесконечных Землях» стал коммерчески успешным и способствовал творческой активизации DC Comics. Кроме того, серия принесла известность самому понятию «кроссовер», который до этого выпускался только Marvel Comics — Contest of Champions (1983) и Secret Wars (1984). После Кризиса, в издательствах Marvel и DC появилось такое понятие как «летний кроссовер», который стал выпускаться часто и связывал персонажей нескольких серий в одной сюжетной линии.
Сюжет
Прибыв на Оа, им удается задержать Анти-монитора, который не успевает помешать Кроне и тот проделывает свой эксперимент. Во время схватки с Анти-монитором, Спектр создает энергетическую перегрузку, которая приводит к разрушению пространства и времени. Вместо бесконечного числа вселенных создается только одна и все возвращаются в современное время. Так как все герои были родом из пяти различных альтернативных миров, образовавшаяся вселенная сочетала в себе элементы всех пяти вселенных. Никто из тех, кто присутствовал на битве в прошлом времени и застал пространственную перегрузку, не помнил ни о существовании Мультивселенной, ни о прошедших событиях.
Во время последней попытки Анти-монитора перенести Землю в Антиматериальную вселенную, он становится жертвой спланированной контр-атаки группы супергероев — Супермена (Кал-Л) с Земли-2, Александра Лютора-младшего с Земли-3 и Супербоя с Земли-Прайм, а также Дарксайда — одного из Новых Богов, который присоединился к ним в последний момент. Анти-монитор, столкнувшись со звездой, погибает, а Александр Лютор отправляет себя, Супербоя, Супермена с Земли-2 и Лоис Лейн с Земли-2 в рай.
Спустя некоторое время после Кризиса, новым Флэшем становится Уолли Уэст, а Психо-пират, который находится в психиатрической больнице Arkham Asylum, разговаривает сам с собой:
«I’m the only one left who remembers the Infinite Earths. You see, I know the truth. I remember all that happened, and I’m not going to forget. Worlds lived, worlds died. Nothing will ever be the same. But those were great days for me. I had a good friend in the good old days, really. He was the Anti-Monitor. He was going to give me a world to rule. Now he’s gone, too. But that’s okay with me. You see, I like to remember the past because those were better times than now. I mean, I’d rather live in the past than today, wouldn’t you? I mean, nothing’s ever certain anymore. Nothing’s ever predictable like it used to be. These days. y-you just never know who’s going to die. and who’s going to live.»
— Психо-пират, Сrisis on Infinite Earths #12. стр. 42
Возможные альтернативные окончания
Этот вариант был использован в ограниченной серии The Man of Steel, которая знаменует возвращение «оригинального супергероя», только уже под именем Кал-Л, вместо прошлого Кал-Эл (которое теперь уже снова возвращено). Новый Супермен начинает свою жизнь на посткризисной Земле, которая незначительно отличается от прошлой. Позже, от этой версии решили отказаться, и Джон Бирн подготовил свою версию серии The Man of Steel.
Последствия
Погибшие во время Кризиса
Следующие персонажи были явно показаные погибшими во время событий Кризиса на Бесконечных Землях (персонажи без уточнения в скобках происходят с Земли-1):
Новые персонажи и изменения
Во время Кризиса появилось несколько новых персонажей. Ассистентка Монитора, Предвестница и учёный Пария сыграли важную роль в сюжете. Как одна из выживших героев с одной из пяти разрушенных земель появилась Леди Кварк, а так же Голубой Жук, бывший персонаж Charlton Comics, стал частью вселеной DC. После смерти Барри Аллена костюм Флэша перешел к бывшему Кид Флэшу Уолли Уэсту. Джона Хэкс попал в пост-апокалиптичное будущее, но такое измение серии не нашло популярности и впоследствии он был возвращен на Дикий Запад. Стражи Вселенной отправились в неизвестное измерение, а Корпус Зелёных Фонарей был реорганизован и базировался на Земле вместе с Хэлом Джорданом и новой командой Фонарей.
Библиография
Дополнительные выпуски, описывающие события, развивающиеся параллельно с Кризисом:
Crisis on Infinite Earths
Кризис на Бесконечных Землях | |
Crisis on Infinite Earths | |
Обложка выпуска Crisis on Infinite Earths #1, художник Джордж Перез. | |
История | |
---|---|
Издатель |