Кризис в бизнесе что делать
Как спасти бизнес в кризис: 5 советов по действиям в режиме самоизоляции и объявленных выходных
Интернет-магазинам повезло больше, чем обычной розничной торговле, им хотя бы не запретили торговать. Однако падение доходов населения, отсутствие спроса на ряд товаров и рост курса доллара не сулят бизнесу ничего хорошего. Многие предприниматели поставлены на грань выживания. Поэтому в этой статье расскажем, как не оказаться за этой гранью и сохранить бизнес.
Кому подходит товароучетная система “ЕКАМ”
Сразу сообщим: это касается не всех. Правительство разработало перечень субъектов предпринимательства, наиболее пострадавших от мероприятий, связанных с режимом самоизоляции. Рассчитывать на поддержку государства могут только хозяйствующие субъекты, которые попали в этот список.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» на льготы получили право:
Вот что предлагают в правительстве:
Для того, чтобы воспользоваться отсрочками, необходимо написать заявление о предоставлении отсрочки об уплате налогов и страховых взносов, а также обязательство о выполнении заинтересованным лицом условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки. Эти документы предоставляются в налоговую инспекцию.
А вот на эту льготу имеют право все предприниматели, вне зависимости от сферы деятельности. Пока это касается физических лиц и ИП. Возможно, в ближайшее время льготу распространят на юридические лица.
В чем суть: по требованию заемщика банк обязан предоставить налоговые каникулы сроком не менее 6 месяцев. Сами временные рамки (с какого по какое число каких месяцев) определяет заемщик.
Вот что получает заемщик:
Условия, необходимые для предоставления кредитных каникул:
Кредитные каникулы от “Сбербанка”
Это касательно физических лиц и ИП. С организациями будет по-другому. Во-первых, для них тоже разработают перечень компаний, наиболее пострадавших от коронавируса. Предприятия, не попавшие в список рассчитывать на кредитные каникулы не смогут. Во-вторых, займ, как и в случае с ИП, должен быть взят до внесения поправок в законодательство.
Для того, чтобы воспользоваться кредитными каникулами, нужно предоставить комплект документов, подтверждающих 30-процентное падение доходов. Это могут быть бухгалтерские и финансовые отчеты и иные бумаги. Сведения подаются в отделение банка-кредитора. Представители кредитной организации должны дать ответ в течение 5 рабочих дней.
И еще: заявление о предоставлении кредитных каникул подаются в форме, установленной кредитным договором. Банки сейчас работают, так что это не проблема. В заявлении нужно указать две ключевых вещи: формат льготы (уменьшение суммы ежемесячного платежа или прекращение платежей) и основание для каникул. В нашем случае это будет пометка, что обращение подается по закону о “чрезвычайных кредитных каникулах”.
Кризис затронул практически все сегменты, не относящиеся к продажам товаров первой необходимости. В обычной офлайн-рознице это проявилось сильнее, но электронной коммерции тоже коснулось. Вот какие ниши показали серьезное падение:
Причин несколько: сейчас люди думают о покупке самого необходимого, боятся тратить накопления (мало ли что там впереди). К тому же, многие ждут небольшой корректировки курса валют: при дорогом долларе покупки могут оказаться невыгодными и лучше подождать.
Если обнаружили себя в вышеприведенном списке, придется как следует поработать над ассортиментом. Но для начала приведем список товаров, которые продолжают хорошо продаваться даже в кризис. Часть категорий даже показала неплохой рост.
Хорошо продаются:
«План — удержаться во что бы то ни стало»: как бизнес в регионах борется с кризисом
Шесть героев Т—Ж рассказывают, как у них дела
В рубрике про бизнес мы рассказываем истории предпринимателей в России.
Они делятся своими успехами и провалами — кому-то пришлось пережить захват бизнеса, у других сбежал бухгалтер, третьи взяли кредит, чтобы выкупить долю. Сейчас все они столкнулись с кризисом.
Поговорили с шестью героями наших статей, предпринимателями из разных городов России, о том, что происходит с их бизнесом во время пандемии.
Мастерская очков из Красноярска: кроме оправ начали делать мебель
Федор и Артем из Красноярска с 2013 года продают оправы и солнцезащитные очки из дерева. Компания работает в России и по всему миру — через дистрибьюторов в Японии, Чехии и Франции. В своем бизнесе они прошли путь от продажи готовых изделий к своему производству оправ и сувениров из дерева, пережили побег бухгалтера со всеми документами, вышли на российский, а потом и международный рынок.
Начало года. В январе все шло по плану: мы отправили новые коллекции очков дистрибьюторам во Францию и Японию, начали прорабатывать собственный каталог сувениров, нашли маркетолога и нового аккаунт-менеджера.
Выручки от новых проектов и продаж было немного — меньше миллиона за два месяца, но клиенты потихоньку отдавали деньги за реализованные в 2019 году оправы и очки. Около 1,5 млн рублей прибыли с прошлого года вложили в новых сотрудников, выставки и работу над новыми коллекциями. Закупили новую упаковку для очков в Китае — около 320 тысяч рублей за 2000 коробок и футляров.
Прибыли в феврале, как и ожидалось, не было совсем, вся выручка уходила на аренду, зарплаты и закупки к сезону.
мы заплатили за участие в международной выставке в Японии
В рекламу деньги не вкладывали — сначала нужно было отбить вложения новыми контрактами с выставок.
Р в России. Во все оправы можно вставить линзы с диоптриями» loading=»lazy» >
Кризис. В конце февраля, за несколько дней до вылета в Италию, мне написала подруга из Милана и сказала, что выставку отменят из-за вируса. Я сказал, что это ерунда, ведь нам бы уже написали организаторы. Через пару часов то же самое написали организаторы. Московская выставка IPSA в марте отменилась за 10 часов до нашего вылета в столицу.
Отмена двух выставок, на которые мы делали ставки — это полный провал. Билеты невозвратные, авиакомпания отписывается стандартными фразами и предлагает прислать документы для возможного рассмотрения вопроса о возврате.
Розничные продажи очков в России были крайне низкие. Мы не вкладывались в маркетинг на нашем рынке из-за фокуса на международном. Единственное, с чем было все нормально на тот момент — это сувенирная продукция. Новые запросы, новые аккаунты, многообещающие проекты, но пока без живых денег.
Что дальше. В конце марта мы осознали, что все очень плохо и не пройдет мимо нас. Мы с Артемом пересмотрели кучу антикризисных вебинаров. В итоге сократили время работы производства на 50%. Написали письмо об арендных каникулах арендодателю, каникулы он не дал, но предложил отсрочку. Сейчас нам нужно откладывать около 100 000 Р за наши 320 м².
Мы активно собираем деньги за проданные заказы с дистрибьюторов, берем нетипичные заказы (например, на дачную мебель — наше производство позволяет изготавливать крупные предметы). Ищем новых клиентов среди рекламных агентств, которые участвуют в тендерах крупных компаний на сувенирную продукцию, прорабатываем выход сувенирки на зарубежный рынок.
Немного успокаивает сравнение с прошлым годом, когда апрель — май тоже были тихими. Планируем как-нибудь пережить это лето, а в сентябре поехать на выставки в Европу и заключить крупные экспортные контракты.
Ортостудия в Казани: взяли кредит, чтобы платить зарплаты
Катерина вместе с партнерами купила готовую ортодонтическую клинику в 2017 году. Основные услуги — коррекция прикуса и несложный кариес. Через несколько месяцев после открытия начались проблемы с оборудованием, а позже — с партнерами. Катерина решила взять кредит и выкупить бизнес.
Начало года. В конце 2019 года я планировала сделать ремонт в помещении и поменять вывеску, но средств на это отложить не удалось. Значимая часть прибыли уходила на возврат кредита, который я брала, чтобы выкупить долю у партнеров в 2018 году.
В клинике работает девять человек: я, коллега-стоматолог, две медсестры, два администратора, уборщица, бухгалтер и мой супруг, который помогает с административными вопросами. На рекламу мы, как и раньше, ничего не тратили, так как клиентов достаточно. В свою смену я принимала от 10 до 15 человек, а коллега Ольга, которая не так давно окончила аспирантуру — от 5 до 10 клиентов.
Кризис. В марте мы заказывали расходники и заметили изменения в ценах — почти все завязано на курсе доллара. Насторожились, но не сильно. И не стали придавать особого значения информации о коронавирусе. Но к концу месяца с трудом купили дезсредства, перчатки, маски. Цены на все увеличились в два раза.
31 марта Минздрав Республики Татарстан выпустил приказ № 573 о запрете плановых амбулаторных приемов, в том числе стоматологических. То есть клиника могла быть открыта, но только для пациентов с острой болью. В случае ортодонтического пациента это нечастые случаи, например травмирование губы или щеки частью брекета.
Я посчитала, что выходить на такое дежурство врачу и медсестре экономически невыгодно. Чтобы вернуться к приему, нужны были дополнительные финансовые вложения. При этом потока клиентов тоже нельзя было ожидать.
В начале каждой недели я связывалась с пациентами, записанными на ближайшие плановые приемы, объясняла ситуацию и отменяла посещения. Практически все отнеслись с пониманием. Когда карантин продлили до 30 апреля, стало понятно, что выйти на прием все равно придется: на связь часто стали выходить пациенты, которым действительно нужна была помощь — у кого-то брекетная дуга врезалась в слизистую, у другого отклеился брекет.
мы потратили на инструменты, необходимые для работы клиники во время пандемии
Что дальше. 21 апреля в клинике приняли первых страждущих. Между пациентами увеличили интервал до 1 часа, так как нужно дополнительное время, чтобы измерить температуру, заполнить анкету, обработать кабинет и не допустить скопления пациентов в зоне ожидания. Сократили режим работы. За 8 дней апреля приняли около 40 человек, по 5—8 человек в день.
Финансовую ситуацию эти приемы практически не улучшили. Мы оказали необходимую помощь, но скорее соблюдали обязательства перед пациентами, чем зарабатывали.
Правительство внесло стоматологию в список пострадавших отраслей. Обещали выплаты и отсрочки налогов. Мы подали заявление на государственную субсидию в размере 12 130 Р на каждого сотрудника за апрель и май, пока ждем. Взяли отсрочку — 6 месяцев на оплату налога на прибыль за первый квартал 2020 года и 3 месяца — на оплату страховых взносов в фонд социального страхования.
Сыроварня в Нижнем Новгороде: кризис нас пока не затронул
В сентябре 2019 года у бизнеса была прибыль 400 000 Р в месяц и оборот более 3 млн рублей.
Начало года. Январь и февраль были обычными месяцами, даже провала продаж, как бывает в январе, не было. Выручка получилась стабильная, прибыль составила 300 000—400 000 Р в месяц. В команде, как и раньше, работало 12 человек — 7 дней в неделю в две смены. Реклама, маркетинг и логистика — все это у нас на аутсорсе.
70% всех наших продаж идут через сетевые магазины «Вкусвилл», «Мясновъ», «Азбука вкуса», «Перекресток». В начале года планировали пережить сезонный спад спроса на сыр в марте и начале апреля из-за поста.
Кризис. На удивление выручка в марте выросла на 20% по отношению к январю и февралю. Мы думаем, что это случилось из-за «карантинных» настроений: люди могли рассматривать сыр в вакуумной упаковке как товар длительного спроса.
В апреле выручка упала на 10% в сравнении с мартом, но осталась выше января и февраля. При этом магазины попросили увеличить отсрочки по оплате за уже доставленный сыр и сделать промо — снизить цены на продукты для привлечения покупателей. Одно из наших выстраданных правил — брать стопроцентную предоплату с заказчиков, поэтому мы пока не готовы на это пойти. Но начали переговоры со своими поставщиками об отсрочке оплаты за молоко, так как сейчас мы платим вперед или по факту поставки. Только так мы сможем пойти навстречу магазинам.
Что дальше. У нас производство продуктов питания, и пока кризис нас не сильно затронул. Прибыль держится на уровне 2019 года — 300 000—500 000 Р в месяц, а цены мы не меняли с 2017 года.
В последнее время стали сталкиваться с административными проблемами: не всегда понятно, какие документы нужны сотрудникам и водителям, которые возят продукты в Москву из нашего города, кто выдает пропуска и в какой форме. Разбирались, звонили, спрашивали, это заняло какое-то время, но сейчас все в порядке.
Чайная в Воронеже: выходим в ноль за счет интернет-магазина
В мае 2019 чайная приносила до 300 000 Р в месяц при выручке около миллиона рублей. Доход делился пополам между чайной и кальянной.
В январе в чайной работало девять человек, среди них три кальянщика и три чайных консультанта. Не так давно мы расстались с бывшим управляющим, и я рискнул взять на эту роль девушку, проработавшую несколько лет консультантом. Без ошибок не обошлось, но в целом мы справляемся.
На рекламу сейчас почти не тратим — хорошо работает сарафанное радио. В начале марта наши подрядчики по настройке контекстной рекламы не взяли деньги за поддержку того, что и так работало. На днях обратился к ним за консультацией, мне все рассказали и снова не взяли денег, сказали, что разберемся потом — удивительные ребята, спасибо им.
Кризис. 27 марта мы все закрыли и поняли, что основной способ заработать хоть что-то — направить все ресурсы на интернет-магазин. Раньше ему не придавали особой важности: казалось, что в Воронеже интернет-магазинами вообще не пользуются.
Мы с головой ушли в маркетинг. Впервые разослали электронные письма по базе покупателей, увеличили активность в социальных сетях. Продумали разнообразные скидки, купоны. Например, весь апрель действовала скидка 25%, внедрили систему бонусов. Основные идеи по всей этой маркетинговой активности идут от меня, ребята меня поддерживают.
В апреле осталось работать четыре человека, их заработок снизился с 18 до 12 тысяч рублей. Занимаются всем, основное — формирование и отправка интернет-заказов. Часто на комментарии клиентов отвечаю сам: помогаю смягчать сложные моменты и разгружаю ребят. Клиенты это любят.
Обратился в Сбербанк, подал заявку на беспроцентный кредит по заработным платам, одобрили. В Уральском банке реконструкции получил отсрочку по кредитному платежу. Вообще, самое сложное сейчас — это выплачивать кредиты, на них в спокойном режиме уходило примерно 150 000 Р в месяц.
Что дальше. Итого за апрель мы заработали около 500 000 Р : это 173 заказа и около 70 000 Р прибыли. Денег должно хватить, чтобы выплатить зарплату, в ноль пока не уходим. А в целом никакого запаса не было.
Ателье в Сыктывкаре: все заказы выполняю сама
В 2010 году Инна Макатрова написала бизнес-план и получила государственные субсидии на открытие своего ателье. До этого она перетягивала салоны автомобилей и мебель как швея. Первое время ей помогали родственники, но в итоге пришлось отказаться от их услуг. Инна выиграла два гостендера и снова воспользовалась поддержкой государства.
В рекламе мы уже особо не нуждались: большинство клиентов обращались по рекомендации, в поисковых системах выводились в первых строках. Сайт, который я заказала в 2018 году, пользы не принес, поэтому в 2020 году я даже не стала продлевать хостинг-услуги. Несколько раз в год участвовала в текстильных выставках — везде была государственная поддержка. Такое участие скорее имиджевое для региона, денег оно не приносит.
Основную информацию размещаем в группе во Вконтакте, в том числе фотографии до и после ремонта
Кризис. Моя мастерская относится к сфере деятельности «Производство готовых текстильных изделий», которая разрешена во время карантина. Поэтому после первой нерабочей недели 6 апреля мы вернулись к работе. Все необходимые средства для дезинфекции у нас и так были — маски нередко требуются при работе с разными тканями.
Первый апрельский заказ получили только спустя 4 дня — клиентов стало значительно меньше. Всего за апрель мы получили 13 заказов. Это в три раза меньше, чем в обычное время.
Из-за того что заказов мало, я сейчас все делаю сама, привлекая только одного мастера для сборки мебели. Это не влияет на сроки обработки заказа ( 14—20 дней ), так как объем теперь небольшой. Другие сотрудники оформлены по договору ГПХ на изготовление конкретной работы, и сейчас я не могу им ничего предложить.
Что дальше. Скидку на оплату аренды мне не дали. Май я планирую переждать в двух помещениях, но, скорее всего, нужно будет отказываться от второго помещения или вообще переезжать.
Думаю, что придется менять систему налогообложения: сейчас я плачу УСН 15% «Доходы минус расходы». Это выгодно, когда идут крупные закупки тканей, но в ближайшее время этого не стоит ждать.
Купить что-то про запас, несмотря на подорожание, не получится: почти всегда клиент хочет что-то определенное
Студия красоты в Казани: многие салоны работают подпольно
Три года назад парикмахер Ирина и ее дочь Юлия открыли в Казани семейную студию красоты. До этого они 3 года работали под чужой вывеской, а в 2016 году рискнули открыть свое помещение. Мастеров обучили сами с нуля. В начале 2019 года они зарабатывали 150 000—200 000 Р в месяц. Принимали до 20 клиентов каждый день: делали стрижки, окрашивания и маникюр. Планировали открыть мужской салон.
Начало года. В 2019 году мы оптимизировали все, что могли: перестали делать закупки необязательных расходников, отказались от спонтанных покупок и, например, поменяли обивку на диване вместо покупки нового. В 2020 год вошли со стабильной прибылью и наконец-то создали фонд для расширения. Сделали план продаж так, чтобы фонд пополнялся. На рекламу заложили 20 000 Р в месяц.
Постановление о запрете работы салонов красоты вышло вечером 27 марта, в 10 вечера нам пришлось обзванивать клиентов, чтобы отменить запись.
Первую неделю все радовались возможности отдохнуть, сделать весеннюю генеральную уборку с мытьем окон. Почему-то мы до последнего верили в то, что ничего серьезного не произойдет и очень оптимистично провели ежемесячное собрание в онлайн-режиме.
Р при стоимости стрижки от 300 Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Из-за карантина и общего кризиса большинству салонов проще уйти в подполье и принимать без вывесок. У меня много знакомых мастеров, которые так работают, и их выручка сейчас стала выше. Нам же за две недели пришлось отказать 18 клиентам. Это очень обидно, мы много усилий потратили на то, чтобы стать полностью белым бизнесом.
Сейчас выходим в салон 2—3 раза в неделю, чтобы делать стрижки постоянным клиентам. В основном к нам записываются мужчины. Согласились выйти только два мастера — остальные боятся, даже несмотря на то, что сейчас я могу платить только 10—15% от их обычного заработка.
Отказались от услуг уборщицы, максимально все делаем сами. Мама продолжает работать в парикмахерском зале, а я веду запись, делаю уборку и готова выйти на маникюр, как только это будет возможно.
Что дальше. Сфера салонов красоты относится к списку пострадавших, но я пока не планирую обращаться за помощью. Мой опыт показывает, что нужно будет собрать кучу справок, лучше я это время потрачу на работу. Возможно, воспользуемся отсрочкой по налогам за первый квартал 2020 года.
В таком режиме мы готовы работать еще пару месяцев, но потом придется отказываться от помещения и искать что-то поменьше. Вижу, что многие салоны так и не открылись — раньше они могли принять в зале пять клиентов, теперь только одного, но расходы на помещение и прочее остаются прежними.
Мы ищем предпринимателей, которые обращались за господдержкой. Удалось вам получить отсрочку или грант для бизнеса или нет — если вы не против рассказать об этом, заполняйте анкету.
Как оптимизировать расходы и увеличить эффективность бизнеса в кризис
Статья о том, как малому бизнесу в сфере услуг остаться на плаву в сложный период пандемии и другие кризисные времена. Рассказываем на примерах из сферы авторемонта, но их можно применить и к другим видам бизнеса
Барно Турсунова
В начале пандемии, когда рынок еще не успел перестроиться под новые требования, сфера услуг стала особенно уязвимой. Рекомендации по самоизоляции, требования по соблюдению социальной дистанции свели поток клиентов практически к нулю в тех видах бизнеса, основа которых — взаимодействие с людьми: салонах красоты, фитнес-центрах, автосервисах и других.
Чтобы сохранить бизнес, предпринимателям пришлось искать способы сократить издержки и при этом не потерять в эффективности. Опыт компаний весны — лета 2020 года во многом актуален и сейчас, когда распространения коронавируса вводятся новые ограничения.
В статье Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд», поделилась успешными примерами из своей сферы деятельности и рекомендациями, которые могут быть актуальны для малого бизнеса в сфере услуг.
Ищите новые способы работы при соблюдении антиковидных мер
Проблема. Самое сильное влияние пандемия оказала на офлайн-бизнес, который не смог перейти на удаленный формат. В начале пандемии автосервисы, салоны красоты, фитнес-центры и другие представители сферы услуг столкнулись с падением оборотов практически до нуля. Большинству компаний пришлось остановить работу.
Решение. Находчивые предприниматели смогли придумать, как можно работать с учетом ограничений. Например, фитнес-центры временно перенесли занятия из помещений в парки, а салоны красоты организовали выездные боксы для клиентов.
Автосервисам, которым для работы нужно специальное оборудование и помещение, было сложнее. Однако и здесь нашли выход: СТО запустили бесконтактную приемку. Клиент не заезжает в сервис, а оставляет машину возле цеха. Мастер-консультант дезинфицирует салон и сам завозит автомобиль на ремонт, а затем точно так же вывозит на улицу отремонтированную машину.
Так автосервисы минимизировали личные контакты между автовладельцами и сотрудниками сервиса и могли соблюдать все антиковидные требования.
Совет. Если ваш бизнес не может работать онлайн, поищите нестандартное решение — посмотрите на опыт коллег не только из своей ниши, но и из других отраслей. Вполне вероятно, что вы сможете найти решение, которое устроит и контролирующие органы, и клиентов и позволит вам продолжать работать даже в кризисное время.
При дефиците кадров ищите специалистов в команду
Проблема. В сфере услуг есть отрасли, где дефицит квалифицированных кадров проявляется особенно сильно. Например, ниша авторемонта: в целом по рынку там не хватает до 30% квалифицированных кадров.
Проблема с подбором персонала особенно остро встала весной 2020 года. Автосервисы до последнего старались удержать ценных механиков, но не у всех это получилось. Когда первая волна коронавируса отступила, клиентский поток восстановился, и СТО пришлось срочно искать новых сотрудников. Особенно непросто было компаниям в городах, которые пострадали от коронавируса сильнее всего. Например, в московских автосервисах часть механиков просто отказалась выходить на работу.
Решение. Предприниматели придумали брать сотрудников из регионов. Для этого автосервисы предлагали работу по вахтовому графику и заселение в хостелы недалеко от точки — часто СТО брали на себя расходы на проживание. Метод показал себя настолько хорошо, что некоторые автосервисы решили пользоваться им на постоянной основе.
Совет. В кризис старайтесь удержать ценные кадры любой ценой. Но если у вас это не получилось, а найти качественную замену сотрудникам сложно, подходите к поиску новых работников нестандартно. Например, если нельзя перевести работу на удаленку, можно попробовать найти подходящих соискателей в другом регионе, а сотруднику предложить вахтовую или проектную занятость.
Автоматизируйте процессы с прицелом на перспективу
Проблема. Бизнес может терять деньги и возможности рутинных процессов и даже не догадываться об этом. Разберем на примере.
Собственник редакторского бюро тратит 6 часов в неделю на оформление документов и выплаты копирайтерам-фрилансерам, с которыми сотрудничает. Если автоматизировать процесс выплат, у собственника освободится около 30 часов в месяц, которые он сможет потратить на развитие и масштабирование своего бизнеса.
Решение. Некоторые процессы можно автоматизировать прямо сейчас с помощью готовых решений. Например, можно подключить систему онлайн-записи и уведомлений Yclients, чтобы снять часть нагрузки с менеджеров. Или создать интернет-магазин на базе Конструктора сайтов от Тинькофф — это можно сделать без разработчика и покупки домена. Так клиенты смогут сделать заказ без участия менеджера по продажам.
Автоматизировать можно практически любой бизнес-процесс — от продаж до управления запасами товара. Современные автоматизирующие решения быстро распознают данные о пополнении склада или клиентах и вносят их в базу автоматически. А значит, сотрудники могут обрабатывать заявки быстрее и снижается риск, что заявка потеряется или нужного товара не окажется на складе.
Системы становятся все более сложными и персонализированными под конкретную нишу: для цветочных магазинов, салонов красоты, автосервисов и других.
Например, в Wilgood Soft внедрили автоподбор запчастей и работ, которым может пользоваться мастер-консультант без специфических технических знаний. Для многих автосервисов это означает, что теперь не нужно нанимать мастера по подбору запчастей, — можно сэкономить расходы на ФОТ.
Совет. Подумайте, как можно оптимизировать процессы в вашем бизнесе. Может показаться, что рискованно тратить ресурсы на автоматизацию в пандемию, но автоматизация — это игра вдолгую, результат будет заметен на дистанции. В случае, когда процессы в бизнесе уже оцифрованы и оптимизированы, следующий кризис можно пережить с меньшими потерями.
Обратитесь за поддержкой к государству или своему банку
Проблема. В период пандемии доходы у многих компаний и ИП упали почти до нуля, а расходы снизились незначительно или остались на доковидном уровне. Нужно продолжать платить аренду, выдавать зарплату штатным сотрудникам и нести другие постоянные затраты.
Решение. С началом пандемии правительство сформировало список пострадавших отраслей, для которых предоставили отсрочки по платежам, страховым взносам, налоговые льготы и субсидии на различные нужды.
Господдержка не прекращается независимо от спадов и подъемов активности коронавируса. Например, правительство Москвы в этом году предоставляет 14 видов субсидий для малого и среднего бизнеса.
Для отраслей, которые не вошли в список пострадавших, государство также старается подготовить меры поддержки.
Например, Минцифры совместно с РФРИТ недавно объявили, что компании смогут получить скидку 50% на приобретение лицензии на программы автоматизации. Всего в списке 14 облачных платформ со скидкой, среди них решения от 1С, «Эвотора», «Вилгуда» и других.
Чтобы воспользоваться скидкой, собственникам не нужно собирать подтверждающие документы или проходить по конкретным кодам ОКВЭД — достаточно, чтобы бизнес был внесен в Единый реестр МСП.
Также рекомендуем пользоваться возможностями, которые государство предоставляет малому и микробизнесу: налоговыми льготами, субсидиями, обучением, помощью в выходе на международные рынки.
Некоторые банки тоже участвуют в поддержке бизнеса, например предоставляют льготные кредиты. Многие банки шли навстречу своим клиентам — предлагали рефинансирование кредитов, временное или постоянное снижение процентной ставки, выгодные тарифы на банковские сервисы.
Совет. Попробуйте обратиться за поддержкой в свой банк либо к государству. Обратите внимание: для получения помощи от правительства в большинстве случае малому бизнесу необходимо быть прозрачным и открытым для налоговой.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Визуализация юридических данных: что это и как помогает победить в суде
Визуализация данных, или Legal Design, — прием, который помогает донести позицию в суде быстро и понятно. В статье рассказываем, как применять визуализацию в судебных спорах, чтобы выигрывать самые сложные дела
Средний доход на пользователя: что это такое, как и зачем его считать
Рассказываем, чем бизнесу поможет знание ARPU — среднего дохода на пользователя, как его рассчитать и что сделать, чтобы увеличить этот показатель
Преимущества и недостатки каналов прямой коммуникации
E-mail, СМС, мобильные и веб-пуши, мессенджеры, чат-боты — это каналы прямой коммуникации с клиентом. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Описываем особенности каналов во всех подробностях
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания