Кроксы в чем особенность
Резиновая мечта. Как «кроксы» превратились из обуви для моряков в модный тренд и принесли миллионы своим создателям
Ники Минаж. Фото: @nickiminaj
Почти всегда в основе успешного бизнес-проекта лежит отличная идея. Отличные идеи обычно приходят людям, разбирающимся в деле, которым решили заняться. Именно так произошло с создателями марки Crocs: яхтсмены решили создать для себя удобную обувь, а в результате получился всемирно известный бренд с огромной прибылью. Как появились легендарные сандалии Crocs и что помогло им стать самой модной обувью лета 2021 года — в материале «Ленты.ру».
Первым делом — паруса
Яхтсмены и моряки парусных судов ревниво относятся к чистоте палубы своих лодок. Всякий, кому доводилось проводить отпуск под парусом, знает, что на борт пассажиры и члены команды поднимаются или босиком, или в специальной обуви, подошва которой не оставляет следа на тщательно выскобленных и вымытых досках.
В разное время это была разная обувь. На Средиземноморье еще в Средние века большое распространение получили эспадрильи — парусиновые тапочки на подошве из свернутой и прошитой веревки. Они не только не повреждали палубу, но напротив — мягко шлифовали доски. Веревочная подошва со временем истиралась и становилась ворсистой, поэтому эспадрильи не скользили по палубе и ступенькам трапов. Конечно, такая обувь была недолговечна и не очень удобна, но своим задачам отвечала.
Позже по палубам начали ходить в обуви на каучуковой подошве: это было недешевым удовольствием, но обеспечивало хорошее сцепление.
Массовое увлечение яхтингом пришлось примерно на то же время, когда собственно появился любительский спорт: во второй половине XIX века. Из развлечения либо очень богатых людей (верховая езда, фехтование, охота на лис), либо низов общества (рукопашные драки, поднятие тяжестей) спортивная активность стала средством поддержания хорошей физической формы и укрепления здоровья.
Команда британских моряков на палубе судна в начале ХХ века
Фото: Arkivi / Getty Images
Малотоннажные яхты и парусные лодки стали доступны не только богачам, но и людям среднего достатка, которые жили недалеко от морского побережья, а также крупных рек и озер. Они охотно проводили свободное от службы или бизнеса время под парусом. Спортивный яхтинг превратился в индустрию — кроме лодок в продаже появились разный необходимый инвентарь и специальная одежда и обувь.
Так, например, в середине 1930-х годов предприниматель и изобретатель Пол Сперри в своей компании Sperry выпустил туфли для яхтсменов на светлой подошве, похожие на мокасины. Они получили название «топсайдеры» от выражения из моряцкого сленга top side («верхняя палуба»). Топсайдеры шились из кожи или текстиля и были довольно удобны — разве что промокали, если палубу заливало волной.
Крокодиловы слезы
Альтернативу топсайдерам пытались придумать не раз. Например, легкие сандалии, дианеты (обувь, которую в России называют вьетнамками) или пантолеты (классические шлепанцы без задника). Такая обувь на ремешках не обеспечивала нужной поддержки стопы, что было очень важно в тех случаях, когда яхта давала резкий крен. Поэтому ниша яхтенной обуви оставалась до конца не заполненной. Как нередко бывает в подобных ситуациях, заполнять ее предстояло людям, хорошо знающим, что именно им нужно.
Новинка должна была отвечать нескольким требованиям. Прежде всего, не скользить на мокрой или наклонной палубе, ни в коем случае не оставлять следов на белоснежной обшивке яхты и тиковых досках ее палубы, обеспечивать поддержку стопы, легко сниматься и надеваться при выходе на берег. И главное — не намокать, даже если волна зальет обувь полностью.
Трое друзей придумали довольно неожиданный, но, как выяснилось, очень удачный силуэт для новой яхтенной обуви. Она соответствовала уже не тому несколько устаревшему образу классического яхтенного шкипера в элегантной белой фуражке, блейзере с блестящими пуговицами и белоснежных брюках. К такому набору лучше подходили строгие топсайдеры. Обувь же от парней из Колорадо предназначалась совсем другим яхтсменам — загорелым и мускулистым ребятам в серферских шортах, выгоревших на солнце футболках и бейсболках.
Девушка в дианетах (фото 1950-х годов)
Фото: Touring Club Italiano / Marka / Universal Images Group via Getty Images
Учитывая такой имидж потенциальных клиентов, Бодекер, Симонс и Хэнсон не стали зацикливаться на изяществе очертаний обуви. Она напоминала нечто среднее между сандалиями и галошами, а также французские и нидерландские клоги — традиционную массивную деревянную обувь без задника. С сандалиями «кроксы» роднили многочисленные округлые отверстия в верхней части и сбоку над подошвой: чтобы залившаяся в «галоши» вода быстро выливалась, а воздух свободно циркулировал.
Для маркетинговых целей очень важно было выбрать правильное название. Изначально клоги назвали Beach («Пляж»). Под этим именем приятели из Колорадо даже успели распродать первую партию из тысячи экземпляров на яхтенной выставке во Флориде, где премьера новой обуви имела большой успех.
Официально свою историю компания ведет с 2002 года, но уже к середине 2000-х «крокодилы» стали популярны не только в США, но и в Европе — преимущественно в пляжных регионах Средиземноморья, где отдыхали состоятельные клиенты, готовые потратить деньги на необычную новинку.
Главную ставку основатели Crocs сделали на материал. В отличие от создателей первой яхтенной обуви, они располагали огромным выбором из множества инновационных синтетических материалов. Был выбран полимер от фирмы Foam Creations из Канады: он описывался производителем как вспененная смола, которая при носке принимала форму стопы и могла окрашиваться в разные цвета. Многообразие оттенков — от кислотно-желтого до темно-синего — тоже стало фирменной чертой новой марки. Позже Crocs купил бизнес канадского производителя и запатентовал материал под названием Croslite.
Антигламур
Вторая половина 2000-х выдалась для бренда не самой позитивной. Одной из причин тому стала растущая популярность «кроксов» у родителей маленьких детей. «Неубиваемые» сандалии-клоги ярких привлекательных для малышей цветов, которые можно легко помыть, стали настоящим хитом. Однако сравнительно простую форму обуви из полимера было легко воспроизвести с незначительными вариациями (а отдельные пиратские производители просто копировали «кроксы»).
Рынок наводнили дешевые подделки: большинству небогатых потребителей была откровенно безразлична специфика запатентованного «кроксовского» полимера, им годились сандалии из любого яркого материала, визуально напоминающие оригинал. Дети быстро растут, и многие родители не считали нужным тратить сравнительно немаленькие суммы на фирменные Crocs, если есть что-то очень похожее за копейки (себестоимость подделок была очень невысока). Да и многие взрослые тоже предпочитали дешевые реплики.
Масла в огонь подливали и модные критики. 2000-е принято считать «гламурным десятилетием»: дизайнеры охотно поступались соображениями удобства в пользу сексапильных силуэтов и броских материалов. Потому ничего удивительного, что в конце десятилетия известный телеведущий Тим Ганн (в российских реалиях его влияние можно сравнить с влиянием модного критика Александра Васильева, ведущего передачи «Модный приговор») жестко обозвал Crocs «пластиковыми копытами». Слова Ганна процитировал влиятельный журнал Time.
Ариана Гранде позирует на фото в своем Instagram в «кроксах»
Надо признать, что особым изяществом «дырявые галоши» действительно не отличались. Компания терпела убытки, становилось очевидно, что нужно что-то менять: привлекать инвестиции и обязательно расширять ассортимент. Даже если «кроксы» подходили яхтсменам и маленьким детям, это все же далеко не вся потенциальная аудитория обуви из полимера, и для выживания компания должна была увеличить охват.
Владельцы также сменили гендиректора и скорректировали маркетинговую политику. Еще до 2014-го в ассортименте бренда появились не только собственно «кроксы», но и обувь для холодных сезонов — например, резиновые сапоги, как обычные, так и утепленные, а также сандалии с подкладкой из искусственного меха.
В России подобный вариант может показаться диким, но в Нидерландах или Великобритании, где зимы более мягкие, а межсезонье гораздо дольше, утепленные «кроксы» пользовались успехом. Для «гламурных барышень» выпускали изящные сандалии или балетки с небольшим каблуком, в которых из Croslite была отлита только подошва, а верх делался из яркого или полупрозрачного силикона.
Несчастье помогло
Менеджмент компании после 2014 года стал более гибким, вовремя отслеживал непопулярные коллекции и модели (так, например, Crocs быстро закрыл плохо раскупавшуюся линейку обуви для гольфа). К концу 2010-х стало ясно, что ставку нужно делать на все те же «дырявые галоши», которые некогда принесли бренду успех. Их можно видоизменять, экспериментировать с дизайном, принтами, толщиной подошвы, даже внешним видом и материалами (так, например, появились несколько более элегантные на вид «галоши» LiteRide).
Продажи «кроксов» повысились, когда кому-то из дизайнерской команды пришла светлая мысль персонифицировать клоги с помощью так называемых jibbitz — украшений из резины, а позже из металла и кристаллов, которые крепятся в круглых отверстиях верха обуви по принципу пуговицы. Персонификация вообще была одним из трендов 2010-х, и покупатели Crocs с радостью воспользовались возможностью украсить свою обувь инициалами, стразами или смешными изображениями.
В детской коллекции появились «кроксы», выпущенные по лицензии с кинокомпаниями: например, у мальчиков особой популярностью пользовались «джиббитсы» с персонажами «Тачек» и миньонами из мультика «Гадкий я», а у девочек — с принцессами и розовыми единорогами. Продажи Crocs вновь пошли вверх.
Клоги с декоративными «джиббитсами» из коллекции Balenciaga x Crocs осень-зима 2019
Фото: Shutterstock / REX
Весомо помогла компании-производителю «дырявых галош» и пандемия коронавируса. Медики и представители смежных профессий (например, работники химических лабораторий) часто выбирают обувь Crocs за то, что ее легко мыть и дезинфицировать. Она легкая и потому довольно комфортна для многочасовой носки в помещении. Учитывая все это, бренд в самом начале пандемии объявил о масштабной благотворительно-маркетинговой акции по бесплатной раздаче обуви американским медработникам и техническому персоналу, работавшему в ковидных больницах. Врачи и медсестры даже не должны были подтверждать свой статус особыми документами — для получения «кроксов» они просто заполняли форму на специальном сайте.
Следом за медиками удобство «кроксов» оценили и запертые на карантин обычные граждане. Для людей, чьи перемещения на несколько месяцев были вынужденно ограничены собственным домом, походами до магазина или аптеки и в лучшем случае собственным садом, полимерные клоги стали самой понятной и универсальной обувью. Как отмечали многие модные эксперты, Crocs и другие подобные непритязательные варианты стали вполне естественным дополнением для «Zoom-дресс-кода». Если коллеги по работе и начальники видят только лицо и плечи своего сотрудника, то обуваться он может во что пожелает.
В последние два года прибыль Crocs показывает убедительный рост. По утверждению гендиректора компании Эндрю Риса, в 2020 году его компания продала более 69 миллионов пар обуви — на три процента больше, чем в «доковидном» 2019-м, притом что в целом по миру продажи одежды, обуви и аксессуаров снижались. Этих цифр удалось достичь не в последнюю очередь потому, что компания активно развивает сегмент онлайн-продаж, что было особенно актуально в ковидные времена, когда во многих странах офлайн-магазины закрывались из-за карантинных мер.
«Лично для меня «кроксы» — это только дача и операционная»
Применяя ситуативный маркетинг, важно не «пережать»: скажем, поднимаясь на волне пандемии коронавируса, бренды рисковали получить репутацию «пиарящихся на ковиде». Поэтому для успешной стратегии продвижения необходимо сочетание разных тактик и приемов. Crocs, как и многие другие компании, в последние годы начал активно осваивать соцсети, взаимодействовать с инфлюэнсерами и звездами, практиковать коллаборации.
Одной из первых акций такого рода для бренда стало сотрудничество с дизайнером Кристофером Кейном. Сначала он использовал традиционные массивные клоги марки для своего дефиле, модифицировав их: обувь украшали крупные декоративные детали, придуманные самим Кейном. Идея вызвала интерес и бурные обсуждения в медиа и социальных сетях, и в сезоне весна-лето 2017 дизайнер и производитель обуви выпустили совместную коллекцию Christopher Kane x Crocs. Клоги украшали помпоны из перьев, стразы и металлические логотипы.
Еще больше шума наделала годом позже коллаборация Balenciaga x Crocs. Скандальный грузинский дизайнер Демна Гвасалия в очередной раз эпатировал публику и пополнил коллекцию ugly shoes: после «уродливых кроссовок», разлетавшихся, как горячие пирожки, появились и «уродливые сандалии».
Сегодня, помимо модных брендов, «соавторами» Crocs становятся актеры, музыкальные исполнители и инфлюэнсеры. Некоторые из них выпускают собственные капсульные коллекции с маркой, другие позируют в «кроксах» для своих Instagram-аккаунтов или просто носят эту обувь в свое удовольствие, время от времени попадая в объективы папарацци. Среди вольных и невольных бренд-амбассадоров компании — Дрю Бэрримор, Приянка Чопра, Гвен Стефани, Ариана Гранде, Джастин Бибер, Карди Би, Руби Роуз, группа Little Big и другие. Продажам детских сандалий весьма поспособствовало появление в них на страницах всех ведущих британских и мировых изданий принца Джорджа, сына герцогов Кембриджских — принца Уильяма и Кейт Миддлтон.
Знакомимся с брендом. Crocs!
Их внешний вид вызывает множество споров, удобство их ношения тоже часто ставится под вопрос, но сабо и тапки от бренда Crocs не просто так завоевали популярность во всем мире. А начиналось все нестандартно – с яхт и парусного спорта.
Тапки для яхты
Каждый, кто хоть раз ходил в море на яхте или другом плавсредстве, знает, что часто самой большой проблемой становится скользкая палуба. С этой проблемой столкнулись и трое американских яхтсменов, которые в 2002 году решили придумать новую обувь, в которой невозможно будет поскользнуться на скользкой поверхности.
О дизайне создатели Crocs не особо задумывались, в приоритете были характеристики обуви. Перебрав множество вариантов, они нашли идеальный материал – вспененную смолу. Он не просто не скользил, он еще и обладал массой других отличных качеств – быстро принимал форму стопы, не натирал, долго носился. Выпускала такой материал небольшая канадская фирма Creations Foam.
Первые 200 пар обуви Скотт Симанс, Линдон Хэнсон и Джордж Боедекер-младший представили в том же 2002 году на лодочной выставке во Флориде. И, несмотря на то, что несуразные, большие и яркие кроксы заметно отличались от других представленных моделей, их раскупили буквально за пару часов. Вдохновленные успехом американцы решили основать свою компанию.
А при чем тут крокодил
Первые модели кроксов были похожи на морду крокодила в профиль, отсюда и название. Более того, производители сами не упустили шанса пошутить на тему необычного и немного неуклюжего вида обуви, придумав слоган What a croc?
В 2004 году компания Crocs купила ту самую канадскую фирму по производству уникального материала для своей обуви, а в 2005 – отправилась на завоевание Европы. Первый и самый большой на данный момент склад был открыт в Нидерландах. Затем была выкуплена компания, делающая навесные украшения для обуви, потом – производитель аксессуаров для гольфа. Так Crocs выросла до компании, производящей не только яркие сабо для скользких поверхностей, но также сапоги, туфли, балетные тапочки, солнцезащитные очки и даже чемоданы.
Сейчас фирменные магазины Crocs можно найти в 124 странах мира, в том числе и в Украине, а обувь пользуется бешеной популярностью среди людей любого пола, возраста и социального положения.
В чем фишка
Главная особенность и преимущество кроксов – это особый материал под названием Крослайт, из которого они сделаны. У него есть такие преимущества:
Производитель заявляет, что кроксы обладают ортопедическими свойствами, их можно носить людям с больными суставами. Эта информация часто оспаривается, но они действительно хорошо подходят тем, кто много времени проводит на ногах. В некоторых американских клиниках они даже входят в стандартную униформу врачей.
Не устраивает базовый вид кроксов? Его можно улучшить, если прикрепить к дыркам в обуви специальные фирменные украшения – Джиббитц. Они изготавливаются в виде ярких фигурок или персонажей мультфильмов, так что дети от них точно будут в восторге. Впрочем, взрослые тоже найдут модели себе по вкусу.
Рекламные ходы и кампании
В наше время успешность любого бренда невозможна без оригинальных маркетинговых ходов. Не остались в стороне и Crocs, которые отличились такими ходами:
Все эти ходы добавляют кроксам известности в мире, а маркетологи компании смогли даже из недостатков обуви сделать достоинства.
Как отличить настоящие от подделки
Как и любой популярный бренд, Crocs часто подделывают. Подделки изготавливают из обычной резины или даже пластика, так что удобство ношения очень сомнительное, а ни о каких антибактериальных или ортопедических свойствах речь даже не идет. Отличить настоящие кроксы от поддельных можно по следующим признакам:
Если при покупке новеньких кроксов вас смутил неприятный запах, то ничего страшного в этом нем, новая обувь действительно пахнет смолой и резиной. Но в настоящих кроксах этот запах выветривается через пару дней, а в поддельных – остается навсегда.
Crocs – это не просто бренд, это название обуви, которая за 18 лет проделала огромный путь и стала известной по всему миру. История успеха компании – это история умелого сочетания качества товара, хорошего маркетинга и умения ориентироваться в модных тенденциях и трендах.
Популярные кроксы – комфортная обувь для взрослых и детей
Удобство и практичность обуви часто ценится гораздо выше, чем привлекательный внешний вид. Этим объясняется невероятная популярность кроксов. Изначально предназначенные для рыбаков и садоводов, они быстро полюбились городскими модниками и даже знаменитостями. Кроксы – это легкая, комфортная обувь из уникального материала. Они представляют собой что-то среднее между сандалиями и галошами.
Что это такое
В 2002 году кроксы начала выпускать одноименная американская фирма Crocs. Изначально их придумали для рыболовов и яхтсменов, так как уникальные свойства этой обуви помогают твердо стоять на мокрой, неустойчивой поверхности. Но это не единственное достоинство, поэтому они моментально распространились среди туристов, путешественников, любителей пляжного отдыха, прогулок.
Главная их особенность в том, что они изготовлены из необычного материала – Croslite. В его основе присутствует вспененная смола, которая гораздо легче, прочнее и комфортнее резины.
Закрытая ячеистая структура обуви не впускает внутрь бактерии, воду. Благодаря этому кроксы очень мало весят, не впитывают влагу, хорошо пропускают воздух, отлично подстраиваются под особенности ноги, меняя форму под действием температуры тела. Также за ними легко ухаживать — достаточно протереть влажной тряпочкой или помыть в мыльной воде.
Сабо от Crocs выглядят довольно неуклюже, что стало причиной большого количества критики и насмешек в их адрес. Передняя часть тапок закрыта, но имеет много крупных отверстий. Задняя же часть отсутствует. Вместо нее – подвижный ремешок, благодаря чему они быстро снимаются и надеваются.
Преимущества оригинальной продукции
Из-за большой популярности продукции Crocs рынок быстро наводнился множеством ее аналогов. Внешне они мало чем уступают оригинальным кроксам, даже имеют преимущество в виде низкой цены, однако повторить уникальные особенности этой обуви не удалось еще ни одному плагиатору.
То, из чего сделаны кроксы, определяет их качество. Особенный материал, из которого их изготавливают, обладает рядом преимуществ:
Многие негативно отзываются о высокой цене кроксов, отдавая предпочтение аналогам. Однако ни у одной подделки никогда не будет всех качеств оригинальной продукции.
Дизайн
Сабо Crocs имеют специфический дизайн и не отличаются элегантностью. Имея простой и даже грубоватый фасон, они напоминают резиновые тапки или галоши без задника, поэтому многими людьми воспринимаются только как обувь для огорода. Производителей же это нисколько не смущает, они не собираются менять дизайн, утверждая, что только в таком формате кроксы могут быть максимально удобными.
В Европе или, например, в Японии отношение к такому типу обуви гораздо более теплое и расслабленное, нежели в России. Однако все же есть ряд случаев, когда кроксы будут выглядеть более чем уместно:
Во всех этих случаях удобство и практичность обуви имеют большее значение, чем ее внешний вид, а значит кроксы – это идеальный вариант.
Необычный вид не смущает и многих знаменитостей. Медийные личности смело надевают яркие сабо не только на прогулки по городу, но и на различные вечеринки.
Что такое кроксы с точки зрения модных тенденций? Это отличный способ показать свою неординарность, создать яркий, смелый образ. Такую обувь выпускают во множестве расцветок, она отлично сочетается с любой летней одеждой. Носить кроксы можно с легкими юбками, платьями, шортами, футболками, майками. Каких-либо строгих правил, с чем можно, а с чем нельзя их надевать, не существует, поэтому все зависит от смелости и фантазии.
Разновидности
Копания Crocs не ограничивается выпуском только классической модели сабо. В официальном каталоге фирмы представлено огромное количество обуви, большая ее часть выглядит гораздо привлекательнее, чем обычные кроксы. Вся она выполнена из материала Croslite.
Детские
Внешний вид кроксов нисколько не смущает, а, наоборот, очень нравится детям. Необычная форма, яркая расцветка придется по душе малышам любого возраста. Благодаря устойчивой ортопедической подошве, они безопасны для детской ножки. Ребенку будет удобно бегать в такой обуви, так как нога в ней не устает на протяжении всего дня. Кроме этого, они быстро снимаются и надеваются.
Ассортимент кроксов для детей огромен. Разнообразие принтов и расцветок удовлетворит любого родителя, желающего одевать ребенка ярко, оригинально. Кроме сабо для малышей выпускают литые шлепки, сланцы, сандалии, слипоны, сапожки из материала крослайт. Размерная линейка обуви начинается с 19-го размера, что равняется примерно 10 сантиметрам.
Мужские
Компания представляет большой ассортимент кроксов для мужчин. Различные модели со всяческими вариантами перфорации, толщины подошвы и стельки созданы для одного – усиленной поддержки ступни, защиты ног и обеспечения максимального комфорта во время прогулок, тренировок или работы.
Классические сабо это не все, что предлагается мужчинам. Crocs выпускает мужские сандалии, шлепанцы, сланцы, слипоны, сапоги, кроссовки. Вся обувь выполнена из крослайта, обладает теми же качествами, что и кроксы.
Женские
Ассортимент женской обуви от компании Crocs настолько велик, что даже ярая противница кроксов сможет выбрать что-то для себя. Помимо большого количества классических сабо всевозможных расцветок, под брендом также выпускаются:
Стоит отметить, что традиционные женские кроксы мало чем отличаются от мужских и выглядят ничуть не изящнее. Тем не менее тысячи женщин смело отдают им предпочтение и с удовольствием носят их в качестве легкой и удобной летней обуви.
Советы по выбору размера
Независимо от того, узкая у покупателя стопа или широкая, он сможет подобрать себе модель, идеально подходящую под особенности ноги. Все кроксы выпускаются в трех вариациях:
На официальной странице бренда есть подробная размерная таблица, по которой можно подобрать наиболее подходящую модель. Все размеры маркируются следующим образом:
Номера различаются шагом в 0,5 размера и представлены в следующих диапазонах:
Измерив линейкой длину стопы и сверившись с размерной сеткой компании, каждый может быстро подобрать правильный размер.
Как отличить подделку
Эту популярную модель обуви часто копируют, поэтому нарваться на подделку очень легко. В первую очередь покупатель, желающий приобрести настоящие кроксы, должен помнить, что оригинальную продукцию можно найти только в официальных магазинах Crocs, на странице производителя или у официальных дилеров.
Перед покупкой нужно внимательно осмотреть обувь. Оригинальные кроксы отличают следующие признаки:
Многие после того, как узнали, что такое кроксы оригинальной марки, никогда не соглашаются на обувь более низкого качества. Ведь даже при активном использовании они прослужат очень долго и полностью окупят затраты на приобретение. С каждым днем все больше и больше людей вместо насмешек над этой неуклюжей обувью на личном опыте убеждаются в ее удобстве и практичности.