Крокус групп чем занимается
Бег по кругу: как миллиардер Агаларов спасает бизнес и зачем берет господряды
Бетонная аргументация
Проект строительства новой дороги по контуру «первой бетонки», проложенной в целях противовоздушной обороны в 1950–1960-х годах примерно в 50 км от Москвы, был утвержден еще в 2001 году. Модернизированная трасса должна разгрузить МКАД и подмосковные дороги от транзитных грузовиков. Как это часто бывает, срок реализации крупного инфраструктурного проекта неоднократно переносился, а стоимость многократно возросла.
Изначально планировалось, что строительство дороги начнется в 2006 году, завершится в 2011-м, а его бюджет составит около 95 млрд рублей. Официальное открытие ЦКАД состоялось 8 июля 2021 года. Протяженность трассы составляет 336,5 км, затраты на нее превысили 340 млрд рублей. На строительство ЦКАД-1, помимо Crocus Group, претендовали АРКС (25% принадлежало «Стройтрансгазу» ) и «Стройгазконсалтинг» (тогда компанией владели и ).
У Агаларова на тот момент не было опыта строительства дорожных объектов такой сложности. «В день подачи заявок на участие в ЦКАД-1 мы толкали по коридору тележку с несколькими коробками бумаг. Заявка Агаларова состояла из одной папочки», — вспоминает бывший сотрудник АРКС. В итоге контракт получил «Стройгазконсалтинг», но выполнить его не смог. И «Автодор» перепоручил проект Crocus Group. АРКС, вначале пытавшаяся оспорить результаты конкурса, к тому моменту уже потеряла интерес к первому отрезку — компания стала подрядчиком строительства ЦКАД-5. «Проект сложный, но я люблю сложные проекты, вы знаете, поэтому нам его делать интересно. Мы планируем закончить к 2018 году», — говорил тогда Агаларов на канале «Россия 24».
Crocus Group пришлось столкнуться со многими проблемами. Первой стала необходимость переустройства инженерных коммуникаций, их на первом участке оказалось больше, чем на других сегментах ЦКАД. Была и бумажная волокита: пока проект реализовывался, часть дороги вошла в состав Новой Москвы, из-за чего изменились технические условия, пришлось переделывать документацию, объясняет глава «Автодора» Вячеслав Петушенко. На ЦКАД-1 расположено 24 газопровода, девять из них магистральные, их должен был переложить госзаказчик.
Эти работы были завершены только к концу 2020 года. Кроме того, на участке было необходимо возвести 50 мостов разной сложности. В итоге Crocus Group пришлось построить 25 км дорог и 23 моста за шесть месяцев при нормативных сроках строительства 15–18 месяцев. «Очередной героизм, и, естественно, денег, как обычно, не хватало», — говорит Агаларов. Необходимость возведения мостов не только затянула строительство, но и чуть не окончилась плачевно для строительного бизнеса Агаларова.
В феврале 2019 года Счетная палата заявила, что проект не будет реализован в срок, и вскоре глава «Автодора» Сергей Кельбах был отправлен в отставку. В июле против него было возбуждено уголовное дело. Чиновника подозревали в превышении полномочий, в том числе при перечислении аванса Crocus Group. В декабре 2019 года «Автодор» подал иск уже к Crocus Group.
Камнем преткновения стал аванс на 9 млрд рублей, из которых 1,8 млрд рублей ушло на оплату НДС, а на остальные деньги Crocus Group заказала мостовые сооружения у завода «Курганстальмост», рассказывает Агаларов. По его словам, он специально так сделал, понимая, что стоимость металла будет расти, и оказался прав. «Получилось, что мы весь аванс потратили на НДС и заказ мостовых сооружений. Дальше дорогу было строить практически не на что, требовались дополнительные авансы», — говорит, разводя руками, Агаларов. В итоге правительство поддержало бизнесмена, и иск был отозван.
Из-за растянувшихся сроков стоимость материалов выросла многократно. Цены на строительную продукцию за последнее десятилетие в среднем росли почти на 5,5% ежегодно, по данным Росстата. «Проблема не только ЦКАД, а вообще строительной отрасли заключается в том, что сметы составляются и проходят экспертизу сегодня, а стройка идет три-четыре-пять лет. И вместо заработка, как правило, получаются потери», — сетует Агаларов. Изначально цена контракта на строительство ЦКАД-1 составляла 48 млрд рублей, из них 6,8 млрд должна была вложить Crocus Group (собственных или кредитных).
В 2019 году стало ясно, что денег не хватает, и правительство добавило 10% на случай удорожания работ. Стоимость контракта выросла до 52 млрд рублей. Crocus Group в итоге, по словам Агаларова, потратила 55 млрд рублей. «Когда проект начинался, мы чисто арифметически посчитали, что все нормально должно быть, и согласились», — уточняет бизнесмен. «В докрымский период госконтракты были выгодны не с точки зрения престижа, будущего пиара и получения каких-то новых контрактов и преференций, а именно с точки зрения зарабатывания здесь и сейчас», — говорит один из участников рынка. Строительство стало гораздо менее прибыльным, признает участник списка Forbes, занимающийся этим бизнесом: если 10 лет назад срок окупаемости составлял семь-восемь лет, то сейчас — 20 лет.
Восточный партнер
Впоследствии Crocus Group построила два стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в Калининграде и Ростове-на-Дону, станцию метро «Мякинино», здание «Технопарка» по заказу Сбербанка в инновационном центре «Сколково», аэропорт в Петропавловске-Камчатском, больницу на Камчатке. «Я эти стройки расцениваю как портфолио. На сегодня фактически мы строили абсолютно все — дороги, больницы, университеты, концертные залы, выставочные центры, торговые центры, мосты. Мы специалисты широкого профиля», — говорит Агаларов. В начале 2020 года Crocus Group заключила с «Роскосмосом» контракт на строительство первого этапа аэропортового комплекса на космодроме «Восточный». По словам Агаларова, существенных денег на госпроектах он не заработал (максимальная прибыль — 800 млн рублей).
Представители государства сотрудничеством с Агаларовым довольны. «Эмоциональность большая всегда присутствует, очень глубокая проработка, профессиональный подход. Надежный партнер и солидный застройщик», — отзывается о нем руководитель «Дом.РФ» Виталий Мутко. Он был министром спорта, когда миллиардер строил стадионы для ЧМ. Почему такие проекты поручают Агаларову? Зачастую подрядчиков, способных построить объекты такого масштаба, просто нет.
Об отношениях с представителями власти Агаларов говорит неохотно: «Дружить с власть имущими — это всегда быть на первых страницах всех Telegram-каналов. Я обычно начинаю со всеми дружить после того, как их снимают с работы. Как правило, когда человека увольняют с работы, с ним уже никто не хочет общаться, а у меня как раз появляется время поговорить по душам». Хотя он не скрывает, что хорошо знаком с Аркадием Ротенбергом, конкурентом в строительном бизнесе, одним из крупнейших господрядчиков и давним другом Владимира Путина.
Поражение вирусом
Господряды, пусть даже с нулевой рентабельностью, позволяют строителям загрузить имеющиеся мощности и продержаться на плаву в кризис. Пандемия коронавируса мощно ударила по бизнесу Агаларова в целом. От ограничений пострадали почти все направления деятельности Crocus Group. В состав холдинга входят концертные залы «Крокус Сити Холл» и Vegas, выставочный комплекс, торговые центры, например три ТРЦ Vegas на МКАД, объекты в сфере спорта и развлечений, холдинг «Жара».
У компании были большие планы: на территории «Крокуса» Агаларов собирался построить офисный центр площадью 138 000 кв. м и 300 000 кв. м жилой недвижимости. Программу развития комплексов Vegas и «Твой дом» в регионах пришлось заморозить из-за текущей ситуации и высокой налоговой нагрузки. Предприятия Агаларова пострадали в разной степени.
Посещаемость торговых центров упала, по его словам, на 20–30%, магазины «Твой дом» вообще не закрывались на карантин. Выставочный центр простаивал без коммерческих мероприятий. Трижды в «Крокус-Экспо» разворачивали инфекционный госпиталь для коронавирусных больных. За использование «Экспоцентра» под нужды госпиталя правительство Московской области заплатило 1,5 млрд рублей. За такое же время «Экспоцентр» обычно зарабатывает 6 млрд рублей, говорит Агаларов. «Для выставочного центра, где проводятся международные соревнования, инфекционный госпиталь… — это очень плохо, понимаете? Но это вынужденная мера, никуда не денешься», — рассуждает Агаларов.
Из-за коронавирусных ограничений Crocus Group не смогла полноценно провести фестиваль «Жара». Этим мероприятием занимается бизнесмен и певец, сын Агаларова Эмин. Миллиардер с гордостью показывает видео с празднования 65-летия звезды советской эстрады Муслима Магомаева, которое проходило в «Крокус Сити» в 2007 году. Исполнив композицию, певец представил публике «сына своего лучшего друга Агаларова Араза».
Близкое знакомство с прославленным баритоном действительно вдохновило Эмина на занятия музыкой, однако Агаларов-старший называет наследника в первую очередь бизнесменом. К сфере его ответственности относятся, помимо музыкального холдинга, центры Vegas, концертные залы, рестораны, фитнес-центры и вся городская недвижимость. «Советов он у меня не спрашивает, все делает сам — и достаточно неплохо», — считает миллиардер. Эмин говорит, что в Crocus Group он обычный менеджер и занимается теми проектами, которые поручил ему отец, а музыкой — после рабочего дня и на выходных.
Готов ли наследник принять на себя управление отцовским бизнесом? «Абсолютно», — убежден Агаларов-старший. Пока бизнес не в лучшей форме. Прибыли хватает только на обслуживание кредитов и уплату налогов, говорит Агаларов: «Когда после завершения любого объекта меня начинают трамбовать спецслужбы, я говорю: найдите мои деньги, и я вам скажу спасибо». Общая кредитная нагрузка компании составляет 120 млрд рублей, все средства получены в Сбербанке. Изначально это были долларовые кредиты, из-за курсовой разницы они сильно выросли в 2015 году и были переоформлены в рублевые.
Год назад Агаларов-младший даже был вынужден взять личные кредиты, благодаря этому им удалось сохранить бизнес и выплачивать зарплату, говорит Эмин. По мнению Агаларова-старшего, полноценного восстановления его бизнеса можно ждать после открытия границ.
«Тут не до заработков»: какой госпиталь компания Агаларовых создала за 8 дней и 900 млн рублей
«Тут не до заработков»: какой госпиталь компания Агаларовых создала за 8 дней и 900 млн рублей
«Крокус Групп» и его основатель
ОТ МАТРЕШЕК К LUXURY
С американскими партнерами Агаларов зарегистрировал в Коннектикуте фирму Comtek Expositions, в которой ему принадлежало 33,33%, предпринимателям Леониду Поллаку и Михаилу Цейтину— по 26,67%, Борису Когану— 13,33%. Кооператив превратился в компанию «Крокус Интернэшнл» (crocus— латинское название шафрана), которая выступала партнером Comtek Expositions.
В марте 1990г. в 4-м павильоне ВДНХ прошла первая компьютерная выставка «Комтек», собравшая 55участников. Потом тематика выставок стала расширяться. Полтора десятка экспозиций— от Comtek FoodWorld до Moda Expo— сделали Агаларова крупнейшим российским выставочным оператором. На одной из экспозиций в 1991г. он познакомился с индийским коммерсантом Прамодом Агарвалом, занимавшимся, в частности, экспортом обуви. Его гонконгская фирма Texuna International привезла на выставку Агаларова китайские «дутики», рассказывает глава российского офиса фирмы Йогендер Нагпал. Партию этой дешевой обуви владелец «Крокуса» купил для оптовой торговли. «У него великий талант предугадывать направление рынка,— говорит Нагпал.— Уже в начале 1990-х он чувствовал, что компьютерный этап пройдет, и обратил внимание на обувь».
В 1991г. Агаларов не только торговал «дутиками», но и закладывал основу люксового бизнеса, открыв свой первый бутик на Большой Дмитровке и магазин эксклюзивной обуви в Столешниковом переулке. На полках среди известных марок была выставлена продукция итальянской Sergio Rossi. Агаларов заметил ее на стенде Versace. Познакомившись с хозяевами фирмы, он узнал, что те шьют обувь для мирового бренда, а под своей маркой продают ее только в мультибрендовых магазинах. Агаларов заказал сразу 3000пар и открыл первый в мире бутик Sergio Rossi, где стал продавать обувь этой марки по более высокой цене.
«Агаларов Хаус» был сдан в 1997г. В марте 1998г. открылась первая очередь «Твоего дома» на Каширке. По предложению главы «Крокуса» магазин стал первенцем московской круглосуточной торговли, вспоминает Нагпал. По ассортименту (до 200000наименований) он превосходил открывшуюся через два года IKEA (30000наименований).
Кризис 1998г. спутал все планы. Квартиры в доме, строившемся «для себя» (в одной жил Араз Агаларов, другая предназначалась Эмину, часть была продана, остальные сдавались в аренду), пришлось распродать. «Весь труд ушел на эти две квартиры»,— сожалеет Агаларов-младший.
Летом 2001г. 22-летний Эмин приехал в Москву повидать родителей. К тому времени, рассказывает он, ему хотелось заниматься собственными крупными проектами. Отцу же был нужен руководитель люксового направления, оставшегося за несколько месяцев до того без управляющего. Эмин, по словам отца, «согласился без энтузиазма» и вообще «был озадачен такой ответственностью». В корпоративной иерархии сын оказался на одной ступени с двумя ближайшими подчиненными отца— руководителем выставок Александром Борцовым и Эльдаром Дадашевым, гендиректором гипермаркетов.
Ставя сына во главе подразделения, уверен член европейского совета директоров брендинговой группы Neims Николас Коро, Агаларов-отец понимал, что марки товаров приходят и уходят, а «Крокус Сити Молл» должен остаться. Моллу предстояло завоевать репутацию на долгие годы, чтобы владельцы брендов были готовы сполна платить за аренду престижной территории.
Проект выглядел безумной затеей еще и потому, что его запуск фактически удваивал объем рынка бутиков. В столице их насчитывалось около 150, конкуренция и без того была острой. Как удалось привлечь люксовые бренды за кольцевую автодорогу? По мнению Эмина Агаларова, причина— «благородство отца, который, продав некоторые бизнесы, расплатился с частью долгов, а остальные погасил до 2001г.». В ответ владельцы марок поддержали Агаларовых, обеспечив товарное наполнение их бутиков, занимавших около 40%площадей. «Крокус Сити Молл» открылся в сентябре 2002г. В нем были представлены такие марки, как Emanuel Ungaro, Iceberg, Pal Zileri, Lanvin, Vicini, Byblos, Calvin Klein, Celine, Casadei, Emilio Pucci.
«Премиального торгового центра такого масштаба до “Сити” не было,— отмечает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.— Вне центра города собрали под одной крышей торговые марки, которые стали альтернативой Столешникову и Петровке. Они проложили дорогу таким загородным проектам, как “Барвиха Luxury Village” (контролируется Mercury.— )». «В “Барвихе” только торговля,— указывает Наталия Орешина, гендиректор компании “Арт Пропертиз”, а ранее директор отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko (были консультантом “Сити Молла”).— Конкуренты “Крокус Групп” Mercury и Bosco (владеет ГУМом.— ) в большей степени ритейлеры, чем девелоперы, в то время как Агаларовы— настоящие катализаторы рынка девелопмента во многих сегментах недвижимости».
Эмин Агаларов не только сдает площади в аренду, но и развивает собственную торговлю. Он, по сути, повторил опыт отца с обувью Sergio Rossi, превратив еще один массовый бренд в бутиковый. В 2004г. «Крокус Групп» заключила договор о развитии в России celebrity-бренда JLo и открыла в молле первый бутик, который неожиданно стал популярнее молодежных марок Fornarina и Celine.
Анна Лебсак-Клейманс полагает, что для большинства марок на первом месте все же их шоу-румы в Милане, Нью-Йорке или Париже, поэтому выставка на МКАД «привлекает в основном не крупных, а небольших провинциальных байеров». Эмин Агаларов не отрицает, что приезжает много закупщиков из провинции, но уверяет, что и москвичам «удобнее и дешевле пойти в “Крокус Экспо”, чем лишний раз лететь за границу». Например, осенью те же модели обуви, что выставляются на итальянской MICAM, в «Крокусе» можно заказать еще до ее открытия.
Выставка Fashion Expo стала для бутикового бизнеса группы примерно тем же, чем был для «Крокус Интернэшнл» компьютерный «Комтек». Выставочный комплекс— главный генератор прибыли группы. Он приносит ей всего 17%общей выручки, зато его рентабельность по чистой прибыли превышает 50%. А чемпионом по выручке, достигающей 53%всего оборота группы компаний отца и сына Агаларовых, по-прежнему остается гипермаркет «Твой дом», ребрендинг которого провела в 2004г. международная консалтинговая компания SCG London. Управляющий директор SCG London Клайв Вуджер вспоминает, что удивлялся размерам гипермаркетов, которые «разнообразием своих товаров— от еды и гвоздей до часов Rolex— напоминали турецкий базар». «Такие проекты с концентрацией огромных площадей в руках одного собственника невозможны на Западе, как по коммерческим, так и по политическим причинам»,— утверждает Вуджер.
У бутикового бизнеса группы, как ни странно, низкая норма прибыли. «Процентов 15-20»,— уверяет Эмин Агаларов. При том что Агаларовы, как владельцы бутиков, не платят аренды, которая, по оценке Лебсак-Клейманс, может съедать до 20-25% выручки. Порядка 8-12% уходит на оплату труда, 10-12%— на растаможку. Еще— налоги и сезонные скидки. Кроме того, нужно потратиться на рекламу. При этом сегмент luxury очень капризен. Например, компания «ДжамильКо» восемь лет была дистрибутором Christian Dior, а та вдруг возьми и откажись от проверенного годами посредника. Похожим образом одежная марка Chanel разошлась cдистрибуторской компанией Mercury.
Эмин Агаларов сам инициирует «развод» с брендами. В 2006г., например, соглашения по брендам Patrizia Pepe и Cerruti были проданы одному из арендаторов «Крокуса»— компании «Арт-Концепт-М». Причина? Смена владельцев марок. В мире роскоши так случается нередко, объясняет Эмин: «Или главный дизайнер, не дай бог, скончался, или ориентацию поменял— считай, магазин надо перепрофилировать или закрывать». Агаларов-старший в решения сына не вмешивается, даже если ему кажется, что тот делает что-то неправильно. «Потом я понимаю, что, наверное, это правильно,— рассуждает Араз Агаларов.— Он прогрессивнее меня».
«“Крокус Групп”— единственная в России фирма, которую можно назвать семейной империей,— не жалеет комплиментов Николас Коро из Neims.— При этом Эмин умудрился миновать все грабли, на которые обычно наступают наследники».
Бизнес на luxury уже не вызывает у Эмина Агаларова прежнего энтузиазма: «Через семь лет я пришел к тому же выводу, что и отец: торговля роскошью не очень интересна. Наверное, это у нас в характере— попробовать самому, чтобы прийти к тому же». Почему тогда не продать бутики и не сосредоточиться на более привлекательных для предпринимателей проектах? «Люкс все-таки приносит прибыль,— объясняет Эмин.— А еще— и это даже важнее— он генерирует клиентские потоки». Например, в яхт-клуб Shore House. Эмин руководит клубом и одноименным рестораном, которым Агаларовы владеют вместе с Аркадием Новиковым. Он их партнер и в шести ресторанных проектах в «Крокус Сити Молле». «Тандем Новиков-Агаларовы естественный,— полагает исполнительный директор консалтинговой фирмы RestCon Андрей Петраков.— По ценовому уровню “Сити” и его рестораны— близнецы-братья». За Новиковым, по его словам, «концептуальные решения, за ними— финансы, строительство, организация, безопасность». В собственных ресторанных проектах (японском Nobu в «Крокус Сити» и азербайджанском «Заферано» в «Лотте Плаза») Эмин «правильно использует наш совместный опыт», хвалит Новиков своего молодого партнера.
По мнению Агаларова-младшего, хотя рестораны составляют лишь малую часть семейного бизнеса, «это очень правильный проект с высокой— 40-50%, в зависимости от ресторана— доходностью».
В Veneto было запланировано огромное казино (25000м 2 ), но в связи с законом о выселении игрового бизнеса в четыре специальные зоны появились серьезные сомнения в возможности реализации проекта. Тем не менее, наблюдая, как медленно развиваются зоны, Эмин Агаларов не теряет надежды: «Если закон позволит, мы сделаем казино, а если нет— универмаг».
Президент Crocus Group Агаларов сравнил свой бизнес с тонущим кораблем
Президент Crocus Group Араз Агаларов в интервью телеканалу РБК рассказал о том, в какой ситуации сейчас находится его бизнес.
«У нас получилась какая история. Я сижу в этом офисе, как капитан маленького кораблика, и смотрю, как он тонет. И ничего не могу сделать, никак повлиять на это невозможно, — отметил Агаларов.
По словам Агаларова, в Crocus Group работает 15 тыс. человек и все объекты группы, кроме сети магазинов «Твой дом», в которой работает 2 тыс. человек, закрыты. «Корабль численностью 15 тыс. человек просто медленно идет ко дну на глазах у капитана корабля, который даже не может откачать воду, потому что просто не дают возможности», — заключил Агаларов.
Выручка Crocus Group за 2018 год составила 60 млрд руб. Группа управляет коммерческой недвижимостью площадью более 1,5 млн кв. м. В портфеле Crocus Group — торговые и выставочные центры, океанариум, рестораны, фитнес-клубы. В состав группы входят также подрядные компании, которые в том числе строят ЦКАД.
По словам Агаларова, объем месячной зарплаты, которую выплачивают компании группы, составляет почти 1 млрд руб. «Часть этих денег у нас есть, и, естественно, мы будем март платить и платим, а, допустим, на апрель у нас денег нет», — заявил Агаларов. Бизнесмен отмечает, что за счет новых кредитов бизнес сможет протянуть еще месяц. «Но дальше я даже не понимаю, что будет происходить», — говорит Агаларов.
Группа намерена сохранить персонал, говорит Агаларов. Ранее стало известно, что Crocus Group отправил 6 тыс. сотрудников в вынужденный простой с сохранением двух третей оклада. Режим простоя, по данным РБК, начал действовать 7 апреля.
Отвечая на вопрос, может ли выжить бизнес без поддержки правительства, Агаларов ответил, что это невозможно. «Ну то есть вам говорят: работать нельзя, кадры сохраняйте, зарплату платите. У нас налоговая нагрузка достаточно высокая. Это принципиальное имеет значение, так как ну нет у компаний накоплений», — заявил Агаларов. По словам бизнесмена, в России необходимо снизить НДС, а также «забыть о налогах» на два месяца.
Crocus Group
Crocus Group (Крокус групп) — российский холдинг, специализирующийся на строительстве и эксплуатации торговой и выставочной недвижимости. Компания создана в 1989 году как Crocus International предпринимателем азербайджанского происхождения Арасом (Аразом) Агаларовым. Владельцем 100% акций группы компаний и её президентом является Арас Агаларов, первым вице-президентом — его сын Эмин Агаларов.
Входит в число крупнейших арендодателей в РФ. Активы компании оценивались в 2015 году в 1,2 миллиарда долларов, общая площадь реализованных проектов составила 4 миллиона квадратных метров. Среди последних: «Крокус Экспо» — международный выставочный центр, концертный зал «Крокус Сити Холл», торгово-развлекательные комплексы VEGAS (VEGAS Крокус Сити, VEGAS Каширское шоссе, VEGAS Кунцево, концертный зал VEGAS City Hall, сеть гипермаркетов «Твой Дом» («Твой Дом» Крокус Сити, «Твой Дом» Новая Рига, «Твой Дом» Каширское шоссе, «Твой Дом» Осташковское шоссе, «Твой Дом» Воронеж), торговый комплекс класса люкс «Крокус Сити Молл», Сrocus Fashion, ресторанный бизнес Restaurants by Crocus Group, а также ряд других объектов жилой и коммерческой недвижимости, ритейла и общественного питания. Crocus Group стала первой российской частной компанией, построившая станцию московского метрополитена — «Мякинино». Компания также является генеральным подрядчиком строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года в Калининграде и Ростове-на-Дону и генподрядчиком строительства первой очереди ЦКАД.
Штаб-квартира компании расположена в Москве. Финансовый оборот компании в 2014 году оценивался в 1 миллиард долларов. По данным Forbes, выручка группы в 2015 году составила 39,7 миллиарда рублей. Численность сотрудников компании на 2015 год составила 6700 человек. Чистая финансовая задолженность группы на середину 2015 года оценивалась в 1,4 миллиарда долларов. Официальный сайт.
Агаларов заявил о планах IPO Crocus Group
Crocus Croup рассматривает возможность размещения акций на бирже (IPO), рассказал в интервью РБК президент группы Араз Агаларов. «Сейчас смотрим предложения от разных банков и инвестиционных компаний», — добавил он.
По словам Агаларова, пока не решено, будет ли группа выходить на биржу целиком или по частям и какой пакет акциям может быть предложен инвесторам. Принять решение, проводить ли IPO, планируется в ближайшие два года, пока эта возможность обсуждается, добавил он.
На вопрос о минимальной оценке компании для размещения на бирже бизнесмен ответил: «Так вопрос не стоит. Для того чтобы люди видели, во что они вкладывают деньги, они должны понимать результат и рост стоимости акций. За эти деньги надо что-то построить. Это обычная инвестиционная история».
Агаларов основал компанию Crocus International, которая переросла в Crocus Group, в 1989 году как американо-советское совместное коммерческое предприятие. Сначала бизнес группы был сосредоточен на выставках, торговле одеждой и обувью, затем она занялась девелопментом, а с 2009 года и господрядами. Все эти годы Агаларов не привлекал партнеров, бизнес фактически оставался семейный предприятием; сын Алагарова Эмин занимает должность первого вице-президента Crocus Group.
Первым господрядом Crocus Group стало строительство Дальневосточного федерального университета на острове Русский во Владивостоке. Оно обошлось в 70 млрд руб. Агаларов рассказывал РБК, что задачей компании в этом проекте было не заработать, а сделать так, «чтобы стройка произвела впечатление». После этого группа смогла получить другие крупные контракты. Так, для чемпионата мира по футболу она построила два стадиона, в Калининграде и Ростове-на-Дону, а также первый участок Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Москве.
Среди крупных текущих подрядов группы — строительство аэропорта на территории космодрома Восточный, краевой больницы и нового здания аэропорта Елизово на Камчатке, а также достройка жилых домов обанкротившейся компании Urban Group в Подмосковье.
В этом году на Московской бирже провели размещения лесопромышленный холдинг Segezha Group, ретейлер Fix Price, «Ренессанс страхование» и «Европейский медицинский центр», девелоперы ПИК и «Эталон» провели SPO. Кроме того, российские компании Softline и ЦИАН провели IPO на зарубежных площадках. На этой неделе также запланировано IPO Санкт-Петербургской биржи. В то же время две российские компании за последнее время заявили, что откладывают проведение IPO «из-за рыночных условий»: это владелец сети «Красное & белое» Mercury Retail Group и «Делимобиль».