Кролик джоджо чем закончился
Смысл фильма «Кролик Джоджо»
Режиссёр для своей работы «Кролик Джоджо» выбрал провокационную манеру подачи. По его мнению, где смешно там совсем не страшно. Многие критики уверены, что эта эпатажная кинолента лишь по этому заставляет о ней говорить. Равнодушных к фильму «Кролик Джоджо» практически нет. Некоторые зрители в полном восторге от увиденного на экране, других кинолента повергла в шок. Попробуем разобраться, в чем заключается истинный смысл фильма «Кролик Джоджо».
Смысл фильма «Кролик Джоджо»
Фильм «Кролик Джоджо» — это история десятилетнего немецкого мальчика, который очень любит свою страну. У него есть одна странная мечта. Когда герой вырастет, он хочет идти воевать. Мама мальчика не стремится в политику, предпочитая находиться в тени. Она настроена крайне скептически. Женщина мечтает о тихой спокойной жизни.
В самых сложных ситуациях мальчик обращается за помощью к своему воображаемому другу. Маленький герой уверен, что придуманная им версия Адольфа подскажет е у ответы на все вопросы. Но внезапно на втором этаже своего жилища мальчик обнаружил спрятанную еврейскую девочку. Теперь персонаж стоит перед дилеммой: как ему поступить. Если он расскажет кому-то о девочке, то за его мамой вскоре придут. Если он будет молчать, то нарушит слово, данное его воображаемому другу.
Смысл фильма «Кролик Джоджо» заключается в том, чтобы на примере персонажа показать зрителям, как изменяются взгляды на жизнь человека под воздействием определённых обстоятельств. Мы все живём в обществе, которое накладывает определенный отпечаток на наше существование. Как мы относимся к его правилам и устоям, зависит от нас. Но мы все должны соблюдать определённые принципы, не переходя при этом рамки дозволенного.
Режиссер в своём фильме «Кролик Джоджо» создал мир, который больше похож на игровую площадку. Маленький герой наделён своими взглядами на жизнь, мечтами. Он смотрит на происходящее вокруг широко раскрытыми глазами. Он верит в лучшее и мечтает совершить подвиг, который будет оценён по достоинству. Однако со времен на место иллюзиям и фантазиям приходит суровая реальность. Герою предстоит вырасти и осознать всю несправедливость окружающего мира. На одну и ту же ситуацию можно посмотреть с разных сторон. Не стоит доказывать свою точку зрения, пока ты не узнаешь мнение другого человека.
В киноленте «Кролик Джоджо» зритель заметит, что режиссёр очень точно понимает мировоззрение детей. Он не манипулирует их взглядами, а именно понимает их. С присущей им наивностью, глупостью, ранимостью. Дети искренне верят в чудеса и в светлое счастливое будущее. Им кажется, что перед ними открыт весь мир. Их помыслы чисты, они еще не знакомы с предательством и подлостью. Даже если вокруг творится кромешный мрак, дети могут «уйти» в придуманный ими мир фантазий, где все так, как хотят именно они. Они не любят никому и ничего доказывать, они предпочитают жить в согласии и взаимном уважении. Маленькие персонажи легче адаптируются к измеряющимся условиям жизни, они быстрее приспосабливаются к обстоятельствам. Человек ко всему привыкает. Режиссёр постарался вынести на поверхность психологию персонажей, чтобы зрители сами могли увидеть как под действием разных условий меняется мировоззрение.
Смысл финала фильма «Кролик Джоджо»
Пронзительная история мальчика показала, как ориентиры и взгляды человека претерпевают изменения. Изначально маленький герой был готов на все ради своей воображаемой версии Адольфа. Он был бы счастлив выполнить любое поручение. Однако со временем он осознал, что в жизни все устроено сложно и иногда так непонятно. Когда мальчик стоял перед выбором, он на себе ощутит все тяготы, с которыми приходится сталкиваться людям.
Смысл финала фильма «Кролик Джоджо» заключается в том, чтобы зритель смог посмотреть своим страхам в глаза. Не нужно бояться своих комплексов и навязчивых мыслей. Если человек хочет от них избавиться, не следует принимать их близко к сердцу. Режиссёр уверен, что свои страхи нужно высмеивать. Чтобы не погрязнуть в комплексах, нужно проще к ним относиться.
В киноленте «Кролик Джоджо» воображаемая версия Адольфа представлена не в виде устрашающего персонажа, а в виде забавного шута с лицом комика. Однако многие зрители не оценили такой ход режиссёра. Они уверены, что не стоит смеяться над теми событиями, которые принесли слишком много горя и потерь людям. В любом случае каждый зритель даст свою оценку просмотренному фильму и сделает правильные для себя выводы.
Кролик ДжоДжо содержание/сюжет фильма читать онлайн
В этом скандальном для России фильме рассказывается об юном нацисте ДжоДжо, по прозвищу Кролик, живущем в Германии 1944 года. Мальчику всего 10 лет, но все, что он хочет, это служить рейху. Настолько, что лучшим его другом является воображаемый Адольф Гитлер. Однако все меняется, когда оказывается, что в его доме прячется на чердаке девушка-еврейка. И с этого момента мировоззрение ДжоДжо начинает давать сильные сбои.
Содержание/сюжет
Йоханес «ДжоДжо» Бетцлер это десятилетний мальчик, живущий в нацистской Германии во время, близкое к окончанию Второй мировой войны. ДжоДжо верен нации и часто разговаривает со своим воображаемым чудаковатым другом, Адольфом Гитлером.
Оставшись один дома в один из дней, ДжоДжо внезапно обнаруживает Эльзу Корр, еврейскую девушку-подростка и бывшую одноклассницу его покойной сестры, которая живет в тайном малюсеньком помещении между стен на втором этаже. ДжоДжо угрожает сдать ее в гестапо, но Эльза предупреждает, что, во первых, она убьет его раньше, а во вторых у него и его матери будут серьезные неприятности. Он оставляет ее спрятанной, но на условиях, что она будет рассказывать ему «жидовские тайны», чтобы он мог написать книгу, при помощи которой можно было бы разоблачать евреев. Эльза подыгрывает ему, рассказывая о жутких еврейских силах, типа чтения мыслей и гипноза. ДжоДжо зол на свою мать, что та скрывает еврейку, но он не может ей рассказать, что знает об этом. Он обвиняет мать в непатриотизме, и говорит, что очень жалеет, что его отец (который, якобы, на итальянском фронте) не с ними. У Рози получается размягчить его сердце, и убедить, что позитивный настрой и оптимизм это лучшие способы сохранить свободу.
ДжоДжо продолжает расспрашивать Эльзу, и узнает, что у нее есть парень под названием Натан, с которым она хочет снова встретиться, когда война закончится. ДжоДжо пишет неумелое письмо якобы от «Натана», который утверждает, что он нашел кого-то и хочет порвать с Эльзой, и зачитывает его ей. Увидев, как она опечалена и рыдает, ДжоДжо пишет еще одно письмо от имени Натана, в котором говорит, что первое письмо было неправдой. ДжоДжо и Адольф спорят, когда Адольф называет Эльзу чудовищем. Позже, во время сбора металлолома, ДжоДжо видит свою мать, которая тайно разбрасывает листовки с призывами бороться против нацистской партии.
В один из дней в дом ДжоДжо приходят люди из гестапо, как они утверждают, с обычной проверкой, и начинают обыскивать дом. Капитан Клензендорф тоже заходит, проведать ДжоДжо. Эльза выходит пообщаться тоже, выдавая себя за Ингу, сестру ДжоДжо, показывая документы Инги. Клезендорф допрашивает ее перед сотрудниками гестапо, и, держа ее документы в руках, спрашивает дату ее рождения. Эльза по памяти называет дату, Клензендорф говорит, что все в порядке, и все лишние уходят. Эльза позже понимает, что она немного ошиблась в дате, а Клензендорф прикрыл ее. Позже в тот же день, ДжоДжо находит свою мать повешенной на городской площади. В шоке, он возвращается домой и пытается заколоть Эльзу ножом, но у него не хватает сил, и он лишь слегка ранит ее, а затем он теряет силы и его ноги подламываются от горя; Эльза как может утешает его.
Проходит зима, в течении которой ДжоДжо вынужден копаться в мусорных ящиках, чтоб хоть как-то прокормить себя.
Не знающий, что теперь делать, ДжоДжо бежит домой и, чтобы оставить Эльзу при себе, говорит ей, что Германия выиграла войну. Чтоб подбодрить ее в ее отчаянии, он приносит новое «письмо» от Натана, в котором, якобы, написано что он и ДжоДжо выяснили способ переправить ее в Париж. Эльза признается, что ее парень умер в прошлом году. ДжоДжо говорит ей, что любит ее, и она говорит ему, что она любит его как «младшего брата». Гитлер, со следами пули, выпущенной в висок, появляется и ругает ДжоДжо за теплые отношения с Эльзой, а ДжоДжо выпинывает его в окно. ДжоДжо ведет Эльзу наружу, где она понимает, увидев американских солдат, что немцы проиграли. Она дает ДжоДжо пощечину, за то, что тот обманывал ее, а затем они танцуют на улице (первое, что хотела сделать Эльза после войны).
«Кролик ДжоДжо» Тайки Вайтити — комедия о мальчике и его воображаемом друге Гитлере. Рассказываем, почему она достойна «Оскара»
1945-й год, Вторая мировая война подходит к концу, но десятилетний немецкий мальчишка по прозвищу ДжоДжо (Роман Гриффин Дэвис, актер-открытие масштаба Джейкоба Тремблея) об этом не знает. Отчаявшиеся фашисты готовят к обороне городов детей, а ДжоДжо и рад приключениям — тем более что тренировки с гранатами в фильме изображаются, словно отдых в летнем лагере из «Королевства полной луны» Уэса Андерсона. Мальчишек ждут веселые инструкторы (Сэм Рокуэлл, Ребел Уилсон, Альфи Аллен из «Игры престолов»), яркие значки и шевроны, форма как у взрослых и конкурсы один интереснее другого — например, свернуть шею зайцу. У ДжоДжо на это духу не хватит, отчего его и прозовут Кроликом ДжоДжо. Но настойчивый воображаемый друг мальчика — не Карлсон, а эксцентричный Адольф Гитлер — утешит героя: быть кроликом неплохо, ведь кролик умеет выживать и всегда контратакует в самый неожиданный момент.
Тайка Вайтити снял кино именно об этом — о парадоксах выживания и надежде на контратаку. Куда исчез папа ДжоДжо, неизвестно: мама (потрясающая Скарлетт Йоханссон, достойная «Оскара» хотя бы в одной из двух своих номинаций, но, вероятно, обреченная проиграть в обеих) уверяет, что он герой войны, но соседи подозревают его в дезертирстве. А Гитлер, который то выпрыгивает в окно, то лакомится запеченным единорогом, — не единственный призрак в доме героя. В чулане наверху прячется какая-то девочка (Томасин Маккензи из «Не оставляя следов» и «Пропавших девушек» — двух хитов фестиваля «Санденс») — кажется, еврейка. А по подъездам шныряет человек-крокодил из Гестапо (Стивен Мерчант), похожий на сыщика в «Бременских музыкантах».
В прошлом сентябре «Кролик ДжоДжо» взял приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто — вслед за «Зеленой книгой», «Тремя билбордами на границе Эббинга, Миссури» и «Ла-Ла Лендом». Однако сразу после премьеры критики встретили его довольно прохладно. Многим показалось, что комедия Вайтити — поверхностная бравада; ребяческое желание шутить на темы, на которые другие не шутят. При этом не шутят вовсе не из страха, а потому что нет резона. «Сегодня смеяться над Гитлером и его последователями и легко, и бессмысленно — потому что они не представляют угрозы; Вайтити пинает дохлого зверя», — подытожит претензии критиков еженедельник The New Yorker. И добавит: «Кролик ДжоДжо» — «самая несмешная в мире комедия, снятая в погоне за успехом». А еще многие сравнят фильм с киномюзиклом «Продюсеры» от Мэла Брукса, где по сюжету американские шоумены пытались сделать заведомо провальный спектакль про Гитлера, чтобы списать кое-какие личные расходы. Но он оказался настолько плохим, что стал хитом.
С «Кроликом ДжоДжо» все наоборот: фильм не стал популярным (65 миллионов долларов сборов — худший результат победителя Торонто со времен «Комнаты» с Бри Ларсон), но и некачественным его не назвать. Он очень хороший — просто на нем сложно и горько смеяться, поэтому комедийные усилия Вайтити уходят впустую. Но тем страшнее и глубже та драма, которую несет этот фильм. В первую очередь переживания зрителя будут связаны с героиней Скарлетт Йоханссон, тихо сопротивляющейся власти Гитлера. Затем — с персонажем Томасин Маккензи, еврейкой, которая гасит в себе импульс мести. И только потом, по остаточному принципу, — с самим ДжоДжо и другими убежденными нацистами вроде героя Сэма Рокуэлла. Сопереживать мальчику и мужчине труднее всего — но фильм, кажется, посвящен именно им.
Слоган «Кролика ДжоДжо» — «Anti-Hate Satire». Адресатами этой сатиры в рецензиях принято считать Дональда Трампа и его сторонников. Во‑первых, иметь дело с Гитлером в 21-м веке и правда глупо. А во-вторых, Вайтити давно посмеивается над действующим президентом США. Чего стоит хотя бы вирусный твит 2017-го года с «призывом поддержать расизм» — своеобразный прототип «Кролика ДжоДжо».
Но эта сатира — лишь верхний слой фильма, потому что в победу смеха над злом он не верит: до 1933-го года на Гитлера в Германии тоже выходило немало карикатур, но они его не остановили. Не верит фильм, кажется, и в собственный рецепт примирения чужаков и понимания иного. Да, между немецким мальчиком и еврейской девочкой возникнет симпатия, но как тут не вспомнить документальный фильм 1986-м года «Нас так любили» (We Were So Beloved). Его снял Манфред Кирххаймер — еврей, сбежавший в США из Германии еще в 1936-м году. Эта картина — страшная история превращения добрых и вежливых соседей если не в злых врагов, то в безучастных свидетелей преступлений.
Поэтому настоящая цель сатиры «Кролика ДжоДжо» — не хейтеры, а те, кто допускает мысль, что он лучше хейтеров. Фильм предлагает, казалось бы, невообразимое и неприличное — понять тех, кто соглашается быть частью зла. Когда актер Сэм Рокуэлл в 2018-м году получал «Золотой глобус» за роль исправившегося расиста и гомофоба в «Трех билбордах», он сказал, что это фильм о сострадании, которого так не хватает в наши дни. Видимо, это же желание понять и защитить изгоев привело его в «Кролика ДжоДжо».
Поэтому объект сатиры фильма — не современные расисты и националисты (которые его все равно не увидят), а люди вроде тех, что состоят в Киноакадемии США и придут на церемонию «Оскар». Либеральные, образованные, знающие себе цену и уверенные в своей правоте. И если они вручат «Кролику ДжоДжо» приз за лучший адаптированный сценарий (а в его основе лежит книга Кристины Лёненс Caging Skies), то это станет их маленькой победой над самим собой. А поскольку фильм учит, что в людей надо верить, то ставим на это — «Оскару» быть.
«Кролик Джоджо»: всё о фильме, отзывы, рецензия
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»: UGC
«Кролик Джоджо» — фильм с детским названием, но драматическим содержанием. Картина получила Гран-при на международном кинофестивале в Торонто в 2019 году. Из фильма зритель узнает о последних днях существования нацистской Германии, о мифах, создаваемых фашистской пропагандой, и торжестве вечных человеческих ценностей — любви, милосердия, благородства. Всё это представлено глазами мальчика-подростка.
«Кролик Джоджо»: жанр, сюжет
Если раздумываете, какую комедию посмотреть, тогда выбирайте фильм новозеландского режиссера и актера. Тайка Вайтити снял киноленту, которая вышла в прокат в октябре 2019 года.
В отличие от комедий, выпущенных за последние пять лет, здесь нет глупых шуток ниже пояса, не высмеиваются, а наоборот, превозносятся лучшие качества человека — умение сострадать, признавать ошибки, совершать благородные поступки.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»: UGC
Публика отлично знает режиссера. Тайка Вайтити, фильмы которого имеют не только комедийную направленность («Орел против Акулы» и «Охота на дикарей»), но и героический и драматический формат («Тор: Рагнарек», «Супергород», «Переростки» и др.), интересны всем. Работы Вайтити заслужили одобрение критиков. Он неоднократно становился победителем Берлинского кинофестиваля. Его короткометражки были номинированы на «Оскар».
Тема войны особенная для Вайтити. К ней он уже обращался («Дети Бога войны», «Мальчик»). Фильм «Кролик Джоджо», смотреть который можно онлайн, — свежий и оригинальный взгляд на судьбу ребенка, втянутого в идеологическую воронку пропаганды. Это трагикомедия или комедия в стиле черного юмора, которую придется воспринять всерьез.
Зритель перенесется в последние дни Второй мировой войны. Фашистская Германия живет предчувствием падения, поэтому борьба с инакомыслием, евреями выходит на новый уровень, когда абсурд усиливает переживание трагедии.
Последний оплот и надежда нацистов — незрелые подростки, вступающие в Гитлерюгенд. Они, вдохновленные Адольфом Гитлером, поступают в военные лагеря. Один из таких мальчишек — милый десятилетний мальчик Йоханнес «Джоджо» Бетцлер. Его отец воюет где-то в Италии, он же живет с матерью (старшая сестра умирает от гриппа) в одном из городков нацистской Германии.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»: UGC
Мальчик плохо сходится с одногодками, единственная отдушина для него — это беседы с воображаемым другом. Им стал Адольф Гитлер. Под влиянием бесед с лидером немецкой нации Джоджо записывается в детский военный лагерь. Бывший капитан вермахта и гестаповка учат подростков воевать. С мальчиком происходят комические случаи, которые в подтексте имеют трагическое звучание. Поскольку он не смог пристрелить кролика, Йоханнесу дали прозвище — Кролик Джоджо.
Оказывается, не так просто следовать заветам Гитлера, если в сердце остается сострадание. Мальчику придется сделать это открытие, когда он повстречается с девочкой-еврейкой, откроет правду о жизни мамы, удивится поступкам капитана вермахта, который воспитывал из юношей солдат фюрера.
«Кролик Джоджо»: история создания
Американские комедии нечасто радуют глубоким смыслом, хорошо продуманным сценарием и великолепным подбором актерского состава. «Кролик Джоджо» — исключение. Это фильм глубокомысленный, а главное — эмоционально правдоподобный и искренний. Расскажем детальнее о том, как и кто создавал этот фильм.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»: UGC
Сценарий
В основе фильма сюжет знаменитого романа Кристин Люненс «Caging Skies». Тайка Вайтити трансформировал его в сценарий. Идея фильма и готовый план фильма появились у него еще в 2011 году, однако воплотить задумку в жизнь удалось только через семь лет.
Съемки, кастинг
«Кролик Джоджо» — один из первых проектов, созданный Fox Searchlight после того, как Disney купили студию 20th Century Fox. Съемки фильма начались в мае 2018 года и длились до февраля 2019-го. В марте 2018-го было известно, что Гитлера сыграет режиссер. Тогда же к актерскому составу примкнула Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson), а в апреле к ним присоединился Сэм Рокуэлл. Эта троица актеров уже встречалась на съемочных площадках фильмов, созданных по комиксам Marvel.
В мае в группу актеров фильма «Кролик Джоджо» вошла Ребел Уилсон и юный Роман Гриффин Дэвис — главный герой картины. В середине лета были утверждены актеры на роли капитана Кленцендорфа и капитана Дирца.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»: UGC
«Кролик Джоджо»: актеры и роли
В фильме «Кролик Джоджо» Вайтити собрал звездный состав, которому удалось создать сатирический, искрометный образ войны, над которой одерживает победу гуманизм.
Кто исполнил главные роли, расскажем подробнее:
Познакомиться с интригующими моментами фильма и оценить игру актеров сможете, посмотрев трейлер фильма «Кролик Джоджо».
«Кролик Джоджо»: критика
Тайка Вайтити создал фильм, который критики оценивают весьма высоко. Они отмечают, что режиссер в полной мере использовал момент, когда в американском обществе в связи с очередной президентской гонкой активизировалось обсуждение нацизма. Поэтому либерально настроенная публика с радостью приняла шутки Вайтити о будоражащем и ужасающем их умы явлении.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»: UGC
О том, как принял фильм зритель, расскажут отзывы.
Отзывы
Публика по достоинству оценила актерский состав, глубину сюжета и юмористический подход сценариста и режиссера к деструктивной и антигуманной идее нацизма Однако при этом отмечено, что тем, кто любит комедии ради развлечения, при просмотре этого фильма придется напрячься интеллектуально и душевно.
Скриншот otzovik.com: UGC
Зрители также оценили пародийную направленность и антивоенный пафос фильма, важность темы, которую поднял автор. Сочетание черного юмора, абсурдных ситуаций и тонкой иронии открывает суть драмы ушедшего столетия и тех уроков, которые она дала человечеству.
Скриншот otzovik.com: UGC
Антифашистский фильм о фашистах — так характеризуют некоторые зрители направленность «Кролика Джоджо». При этом в нем усматривают параллель с событиями, которые происходят в наше время. Сочувствие и страх у многих вызвали акценты, сделанные Вайтити: нацизмом отравлены мозги маленьких детей. Радует только то, что душа главного героя, несмотря ни на что, сохраняет чистоту.
Скриншот otzovik.com: UGC
Определиться с тем, смотреть ли картину или пройти мимо, поможет профессиональное мнение критика.
Рецензия
Тайка Вайтити — режиссер, который уже неоднократно заставлял публику удивляться. Он умеет вдохновлять, по-новому раскрывать то, что кажется понятным и общепринятым. Фильм «Кролик Джоджо» кинокритики и зрители ждали с нетерпением.
Направленность фильма Вайтити заставила многих критиков сравнить его с «Великим диктатором» Чарли Чаплина, кинолентой «Жизнь прекрасна» Роберта Бениньи и «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино. Однако в центре внимания режиссера не столько комический образ полоумного тирана, сколько образ маленького мальчика, отравленного идеями превосходства арийской расы и ненависти к миру.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»: UGC
В военном лагере Джоджо понимает, что никогда не станет частью арийской нации — нации сильных и безжалостных убийц. С этого мгновения образ Гитлера начинает мутнеть. Он утрачивает для мальчика идеальность и незыблемость.
Йоханнесу приходится преодолевать множество трудностей. Мама учит его смотреть и видеть реальность: не отводить взгляд от гильотин, которые стоят на площади, смотреть на трупы тех, кто выступил против нацистов, потому что хотел видеть свою страну свободной и счастливой. Знакомство с Эльзой — худой еврейской девочкой, которая прячется на втором этаже их дома, — также заставляет мальчишку вступить в спор с Гитлером, живущим у него в голове.
При всем трагизме событий, пусть они и представлены в комическом ключе, побеждает оптимизм и человечность. Реальный Гитлер — капитан Кленцендорф — внезапно демонстрирует проявление совести и доброты, когда спасает Йоханнеса от расправы. Эльза становится лучшим другом и первой любовью мальчика, его мама ценой жизни показывает, что значит быть верным общечеловеческим идеалам.
Фильм, который снял Тайка Вайтити, глубокий и сильный. Он заставляет увидеть суть любой идеи, которая вступает в конфликт с человеческими ценностями.
Картина «Кролик Джоджо» — необычная комедия, в которой драматических переживаний больше, чем комедийных slow-mo. Фильм хорош для семейного просмотра. В нем есть сильная артистическая и нравственная составляющая.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Рецензия на фильм «Кролик Джоджо» — пронзительное кино о мальчике и его воображаемом Гитлере
Новый фильм Тайки Вайтити, автора «Реальных упырей» и «Тор: Рагнарёк», за сценарий которого он получил свой первый «Оскар»
Трейлер
Неуклюжий мальчик Джоджо (Роман Гриффин Дэвис) живёт в проигрывающем войну Третьем рейхе, слепо любит свою страну и фюрера и мечтает однажды пойти воевать за светлое нацистское будущее. Его мать (Скарлетт Йоханссон) к политике настроена куда скептичнее, да и глава местных гитлерюгендов (Сэм Рокуэлл), кажется, давно разочаровался в партии. Больше всего Джоджо хочет поймать еврея и привести его лично Адольфу, с чьей воображаемой версией (Тайка Вайтити) мальчик общается в самых сложных жизненных ситуациях. И вскоре ему выпадает шанс это сделать — на втором этаже собственного дома он находит спрятанную еврейскую девочку (Томасин МакКензи). Вот только если он расскажет об этом, за его мамой наверняка придёт гестапо, да и девочка выглядит на удивление нормально — ни тебе рогов на голове, ни ядовитых клыков. Видимо, Джоджо придётся серьёзно пересмотреть свои личные взгляды и ориентиры.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
«Кролик Джоджо» — вероятно, самый неординарный «оскаровец» этого года и единственный из номинантов, не считая продукции Netflix, кто так и не добрался до отечественного проката. Понятно, разумеется, почему: Disney (которые теперь владеют Fox Searchlight, а значит, и «Кроликом») вряд ли бы захотели связываться с какими-нибудь политическими активистами в стране, которая спустя 75 лет после победоносной войны вдруг начала дико бояться свастик (хотя уже и Германия перестала). Теперь даже это слово писать страшно — того и гляди, постучатся в дверь и попросят на выход, — не то что показывать нацистскую символику на широком экране кинотеатра. Уж тем более не в фильме, где Гитлер, пускай и воображаемый, — не демоническое зло, а забавный шут с лицом новозеландского комика Тайки Вайтити.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
Ну и слава богу — если уж даже на Западе многие зрители (да и критики тоже) не могли спокойно смотреть фильм, жалуясь на его беззаботное отношение к величайшей трагедии XX века, страшно представить, что было бы в России, куда более ревностно относящейся к наследию Великой Отечественной. Другая, впрочем, популярная позиция для критики — отчасти подхваченная и нашей прессой — чуть ли не диаметрально противоположная: мол, а зачем нам слушать очередное моралите на тему nazi bad от человека, который от этой темы максимально далёк (и временно́, и географически)? Но, на мой взгляд — а, уж простите, о «Кролике Джоджо» мне придётся писать от первого лица, настолько сильно его восприятие зависит от личного опыта, — именно эта максимально отстранённая позиция честнее любого напыщенного героического пафоса или смурных попыток оголить нерв послевоенной травмы. По сути, отношение Вайтити к войне очень близко отношению современного поколения молодых и младших, поколения людей, кто в большинстве своём уже не застал живых воевавших родственников и слышал о Великой Отечественной лишь по пересказам чужих историй (коими, конечно, являются и фильмы). Для нас война — не столько близкая и ужасающая реальность, как это было для Чаплина в 1940-м или для Мела Брукса в 67-м. А абстрактное семантическое поле из символов, очищенных моралей и дистиллированных смыслов, переработанное, продискутированное и переосмысленное столько раз, что саму «реальность» в нём найти очень сложно.
Вот Вайтити и не пытается. Да и странно было бы, если б пытался — зачем ему, маори (пускай и с еврейскими корнями) из Новой Зеландии, лезть в чужую историю и делать вид, что она на самом деле его как-либо задевает? Для него нацисты — чисто киношное воплощение зла, а Третий рейх — очевидно нереальное пространство из детских фантазий и ночных страшилок. Такое пряничное государство, населённое обречёнными взрослыми, которые от безнадёги ведут себя как дети (персонаж Рокуэлла, как и герой Вайтити из «Мальчика», — невыразимо трагичный персонаж, даже если мы об этом не задумываемся). И одержимыми детьми, которые в принципе подвержены влиянию броских символов и простых ударных слоганов.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
Вайтити вообще гениально фиксирует детский взгляд на мир — как он это делал и в «Мальчике», и в «Охоте на дикарей», — вероятно, потому, что отчасти и сам от него не избавился (по крайней мере, это бы объяснило, почему он так круто работает с детьми-актёрами). Все его по-настоящему авторские фильмы — то есть вычитая «Реальных упырей», снятых совместно с Джемейном Клементом, и третьего «Тора» — происходят в не очень дружелюбном пространстве и работают с очень трагичными обстоятельствами, но каждый раз ловко замыливают драму этой ребяческой непосредственностью. Рисуют мир как бесконечную игровую площадку, из которой героям раз за разом приходится вырастать, чтобы от оголтелого эскапизма прийти к смирению с окружающими ужасами. В каком-то смысле «Кролик Джоджо» и правда напоминает «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, с которым его часто сравнивают, но Бениньи всё же рассказывал историю с позиции взрослого и его эскапизм был, по сути, напускным и искусственным (таким и должен был быть, это не претензия). «Кролик Джоджо» же снят так, как если бы персонажа отца в «Жизнь прекрасна» вовсе не существовало — режиссёрская оптика здесь намертво привязана к самому Джоджо. И так как Вайтити действительно понимает детей, а не только притворяется, что понимает, в этой оптике нет места мрачным палитрам и всяческим манипуляциям: ведь дети гораздо легче ко всему привыкают, им проще отвлечься и уйти в солнечный мир фантазий, даже если вокруг происходит кромешный мрак.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
Отсюда вырастает ещё одна специфика поэтики Вайтити, которую в случае с «Кроликом Джоджо» ему часто вменяют в вину. Его тональная гибкость, позволяющая фильму по щелчку пальца переходить от идиотского слэпстика к слезовышибающей трагедии и обратно. В чём-то это напоминает подход Пон Джун-хо или Мартина МакДоны — других режиссёров-сценаристов, которых часто хвалят за их неконвенциональный подход к балансу между комедией и драмой. Но только у них — даром что оба величайшие драматурги — все жанровые транзиты скрупулёзно просчитаны и аккуратно исполнены, даже если авторы об этом и не задумываются. Они, если выразить это через характеристики из DnD, однозначное «законопослушное добро». Вайтити же — чистый хаос, человек, который, кажется, мешает смешное и грустное безо всякой системы. Но эта бессистемность опять же идеально ложится на его метод, инфантильный и в то же время безысходно взрослеющий взгляд человека, у которого вся психология — на поверхности, у которого ещё не успели сформироваться сложные понятия о плохом и хорошем, смешном и грустном, безвкусном и изящном. И потому всё свалено в кучу, всё сосуществует и пересекается в самых невообразимых пропорциях. Лучше всего его подход выражает одна сцена из всё того же «Мальчика» — фильма, который смотрело явно меньше людей, чем он того заслуживает. Там прямо посреди комичного и нелепого диалога между двумя детьми внезапно, безо всякой подготовки, возникает пробивающий флешбэк, где над их окровавленной матерью горько плачет непутёвый отец. После чего флешбэк исчезает, как ни в чём не бывало фильм возвращается к диалогу, как будто и не было этой резкой вспышки, как будто зритель сейчас не сидит, схватившись за сердце и не понимая, за что с ним так поступили.
Кадр из фильма «Кролик Джоджо»
«Мальчик», к слову, возвращает нас к ещё одной любопытной стороне «Кролика Джоджо». Дело в том, что — несмотря на очевидную дистанцию автора по отношению к теме и на явную абстрактность самого сюжета, звучащего как идея для скетча с SNL, — этот фильм очень… личный. Вайтити перебрался из современной Новой Зеландии в военную Германию, но с собой он прихватил все психологические триггеры и рефрены, что тянутся из одной его работы к другой. Вновь нелепая, инфантильная и, по сути, отсутствующая фигура отца — за которого тут как раз отдувается воображаемый Гитлер. Вновь страх перед потерей матери — а ведь что в «Охоте на дикарей», что в «Мальчике» именно погибшая мать запускала драматический конфликт (здесь не совсем так, но пересечения, скажем, есть).