Кроме машины на чем можно еще добраться
Как добраться на работу без машины
Общественный транспорт, самокаты и лонгборды — Gudok.ru изучил все способы, придуманные москвичами, чтобы не тратить жизнь в пробках
Мы на других платформах:
Другие новости по теме:
Первые лица
Генеральный директор АО «Федеральная пассажирская компания» Владимир Пястолов
Начальник Центральной дирекции пассажирских обустройств Роман Цуканов
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов
Начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Грицай
Начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев
Заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением Рашид Сайбаталов
Директор по энергетическому комплексу ОАО «РЖД» – начальник «Трансэнерго» Валентин Санько
Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов
Начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов
Начальник Северной железной дороги Валерий Танаев
Битва мнений: на чём выгоднее и удобнее перемещаться по мегаполису в 2021 году?
С каждым годом передвигаться в мегаполисе становится всё легче. Появляются новые возможности: каршеринг, агрегаторы такси, расширяется метро. Но, с другой стороны, остаются и сложности. Например, платные парковки повсюду, пробки, высокие цены на проезд. Всем нам приходится искать компромисс между удобством, быстротой и стоимостью.
Мы расспросили нескольких человек и выяснили, на чём они предпочитают ездить: своя машина, каршеринг или общественный транспорт — и сколько на это тратят.
Сэкономила 166 100 ₽ за год за счёт отказа от личного автомобиля
Я живу в Измайлово — это район с прекрасной инфраструктурой. Всё, что мне нужно, есть рядом: хорошие рестораны, магазины, парки. А поскольку я фрилансер, то мне не нужно каждый день ездить в офис. Год назад решила отказаться от личного автомобиля, так как пользоваться им стала всё реже и реже, а за обслуживание по-прежнему приходилось платить немалые деньги. Я посчитала, что на стоимость ТО, страховки, смены резины, мойки, парковки, штрафов за неправильную парковку смогу больше года ездить на каршеринге.
Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что в прошлом году я стала меньше ездить, чем раньше. Поэтому личный автомобиль уже не так актуален. Каршеринг гораздо удобнее.
Иногда я также пользуюсь такси, если по какой-то причине не хочу садиться за руль или нужно быстрее доехать. Всё-таки таксисты могут ехать по полосам для общественного транспорта без пробок.
Вот мой примерный расчёт:
Расход в год (в среднем) | Личный автомобиль (седан, 150 л. с.) | Каршеринг | Такси |
---|---|---|---|
Мойка | 24 000 ₽ | — | — |
Парковка | 36 000 ₽ | — | — |
Бензин | 144 000 ₽ | — | — |
Страховка ОСАГО и каско | 54 000 ₽ | — | — |
Аренда/вызов | — | 100 000 ₽ | 60 000 ₽ |
Штрафы | 45 000 ₽ | 15 000 ₽ | — |
Налог | 5100 ₽ | — | — |
Шиномонтаж | 3000 ₽ | — | — |
ТО | 30 000 ₽ | — | — |
Итого | 341 100 ₽ | 115 000 ₽ | 60 000 ₽ |
Помимо денежной выгоды, не стоит забывать и про моральную:
1 Удобно. До любого места доехал, оставил каршеринг, потом снова можешь взять каршеринг, если необходимо. При этом ты не привязан к своему автомобилю. Можешь прогуляться пешком там, где это возможно, или проехаться на общественном транспорте, что дешевле.
2 Если едешь на такси, не нужно искать место для парковки, с которой бывает сложно в перегруженном центре города.
4 Не нужно ездить в автосервисы, которые норовят обсчитать, надуть, недоделать.
Можно дополнительно сэкономить на транспорте с помощью банковских карт: банки предлагают кэшбэк по разным категориям трат. Например, с АвтоКартой Visa от АО ЮниКредит Банка вы можете получать повышенный кэшбэк до 10% за расходы на транспорт: оплату такси, каршеринга, общественного транспорта, платных дорог и покупку топлива на АЗС.
Владелица нескольких авто, но предпочитает мотоцикл
У меня мотоцикл немаленький, но на хороших дорогах вождение даётся легко. Я живу на Новой Риге, пробки бывают непредсказуемые, причём в любое время. Всегда смотрю ближе к выезду, как дела с пробками. При сильной загруженности и необходимости быть в офисе ко времени еду на мотоцикле. Тогда гарантированно 70 км пути проезжаю за 40–50 минут.
В Москва-Сити арендую подземную парковку на постоянной основе за 20 тысяч ₽ в месяц. Уже в офисе принимаю душ и переодеваюсь. Кроме экономии времени, мотоцикл даёт заряд бодрости и хорошего настроения. При хорошей погоде я езжу на нём, даже когда нет пробок.
Когда в городе сильные пробки и назначена встреча, тоже еду на мотоцикле. Правда, тут нюанс — езжу так к тем, кто меня уже знает, ибо не все люди в дорогих костюмах адекватно реагируют на девушку в мотокостюме на встрече. Но в 95% случаев это добавляет позитива, так как выглядит необычно. Я работаю в IT-индустрии, где в основном трудятся мужчины, поэтому мотоцикл часто помогает наладить контакт. И с парковкой проще — места нужно меньше, практически везде можно найти.
Расход бензина у меня получается очень маленький — на заправку я трачу примерно 5 тысяч ₽ в месяц. Это гораздо меньше, чем на авто: у меня есть в собственности два автомобиля: дизельный и бензиновый, и там расход гораздо больше. За время пандемии моя компания перешла на удалёнку — теперь машина каждый день не нужна. Зная об этом раньше, я бы не купила дорогие машины, а пользовалась бы такси и мотоциклом в хорошую погоду.
Героиня выбирает средство передвижения в зависимости от времени года и удобства. На мотоцикле проще преодолевать пробки, которые часто бывают не только в самом городе, но и на въездах-выездах из него.
По АвтоКарте Visa от ЮниКредит Банка она сможет получить не только весомые скидки и кэшбэк, но и особые привилегии для автомобилистов и мотоциклистов. Например, помощь на дорогах с «Пакетом водителя»: подвоз топлива, вызов такси в случае ДТП, эвакуацию автомобиля или мотоцикла, запуск двигателя и даже вскрытие дверей автомобиля, если это вдруг понадобится.
Пересела на общественный транспорт
Сделала я это прежде всего потому, что совсем нет возможности припарковаться ни у детского садика, ни у мест дополнительных занятий, на которые я вожу ребёнка. На работу мне тоже важно попасть вовремя — у меня чётко распланировано время, поэтому из-за пробок я могу опоздать. По Яндекс.Картам обычно прокладываю маршрут на общественном транспорте и закладываю 10 минут на разные задержки. Автобусы, бывает, задерживаются, но не более чем на 10–15 минут. Зато в метро можно с точностью рассчитать время в пути.
Для меня сейчас удобнее ездить на автобусе и метро. Это дешевле, чем такси, и быстрее, чем на своей машине. На Варшавском шоссе, по которому я езжу каждый день, выделены полосы для общественного транспорта, и это помогает: когда шоссе стоит — ты едешь. В выходные дни, когда нет таких пробок и не нужно следить за временем, с удовольствием пересаживаемся на свою машину.
В целом общественный транспорт даёт плюсы по графику, но забитые автобусы и ожидание на холодных остановках не радуют. Терплю, потому что не хочу опаздывать к дочери в сад, на работу. И по деньгам получается недорого — единый билет стоит 3 тысячи ₽ в месяц. При этом машиной мы продолжаем пользоваться в выходные, ездим на дачу и в гости к бабушкам.
Не всем удобно использовать личный автомобиль или такси. Бывает, что гораздо более логично воспользоваться автобусами или метро.
Есть хорошее решение, которое позволяет сэкономить время и деньги: АвтоКарта даёт хороший кэшбэк не только на расходы на автомобили и мотоциклы, но также и на общественный транспорт. 5% начислят, если сумма покупок — от 10 000 ₽ до 50 000 ₽ в месяц. И 10% получат все, кто тратит больше 50 000 ₽ в месяц.
Единого мнения о том, как лучше всего перемещаться по современному мегаполису, нет. Для кого-то важнее добираться на работу без пробок, другие больше ценят личный комфорт и не готовы менять его на стабильность общественного транспорта.
Любой вид перемещения можно сделать выгоднее с АвтоКартой Visa от ЮниКредит Банка. Узнать подробнее о бонусах и оформить карту можно на сайте.
Если успеете оформить карту до 30 июня 2021 года, она будет бесплатной навсегда, без каких-либо условий.
На колёсах: топ-7 средств передвижения по городу без авто
Асфальт просох и его уже пора раскатывать. Вопрос только: на чем? Какой электротранспорт выбрать жителю мегаполиса – электросамокат, гироскутер, электроролики, а может обычный велосипед? Рассказываем, на какие виды транспорта для города обратить внимание первым делом и в чем прелесть каждого из них.
С приходом тепла на улицах появляется все больше велосипедистов, роллеров, лонгбордистов и любителей других необычных видов транспорта. Кто-то добирается так на работу, а кто-то просто передвигается по городу, спеша по делам, дразня одним своим видом стоящих в пробках автомобилистов и ненавязчиво пропагандируя здоровый способ жизни с заботой об экологии.
Из-за пандемии коронавируса этот вопрос становится более актуальным еще и потому, что многие из нас стараются избегать большого скопления людей и общественного транспорта, даже после полной отмены карантинных мер. Поэтому лучшее решение – по возможности ходить пешком или пересесть на более оптимальный вид транспорта. К тому же, минимизировать средства передвижения – это супертренд урбанистики. Только представьте, если бы все рассекали по улицам на роликах и гиробордах, а на автомобиль пересаживались только по достижении пенсионного возраста.
Редакция Beauty HUB выбрала лучшие средства передвижения по городу для пешеходов, с помощью которых прогулки станут еще увлекательнее, а путь к месту работы в час пик – быстрее и спокойнее, ведь вы сможете лихо объезжать все пробки, не сетуя на утренний трафик.
Велосипед
Обычный, скоростной, складной, городской – сегодня так много различных предложений на велорынке, что каждый человек может найти вариант, отвечающий всем его «хочу». В хорошую погоду, когда никуда не нужно спешить, это идеальное средство передвижения одному или в приятной компании. Для большого города одним из наиболее удачных решений станет складной велосипед, который можно быстро сложить и проехать часть пути до пункта назначения на маршрутке, если опаздываете или устали крутить педали.
Особенно советуем обратить внимание на велосипеды тем, кто постоянно сидит на работе и очень мало двигается. Если вы привыкли использовать лифт вместо обычной лестницы и предпочитаете проехаться на трамвае от метро домой вместо того, чтобы пройтись 10-15 минут пешком, велосипед станет хорошей мотивацией, чтобы хоть иногда разминаться. Заодно и ноги подтянете благодаря регулярным кардионагрузкам.
Электросамокат
Самокат сейчас есть чуть ли не у каждого второго ребёнка, а иногда с таким транспортным средством можно встретить и взрослых, но вот электросамокат – все еще редкость для городов. Тем не менее, есть те, кто выделяется из потока катающихся и задает тенденцию для остальных. Если для езды на обычном самокате нужно прилагать усилия и двигаться, то с его электронным «братом» всё гораздо проще – нажал кнопку и поехал. Главное – не забывать заряжать устройство, чтобы вам не пришлось тащить его в руках в самый неподходящий момент.
Еще одно преимущество этого вида транспорта в том, что на него можно прицепить небольшой багажник и захватить с собой необходимые вещи. Конечно, электросамокаты прекрасны не только для передвижения по городу, но и для прогулок в больших парковых зонах и вдоль длинных набережных. Проехал часть пути, полюбовался красотами вокруг, сел отдохнул, перекусил и поехал колесить дальше.
Лонгборд
С каждым годом на улицах можно заметить всё больше рассекающих по городу лонгбордистов, а самые заядлые любители необычной езды всерьез увлекаются этой темой. Современные борды – это не просто длинные «серфовые» доски и даже не скейты, к которым все давно привыкли. Скейтборды – хоть и не новое, но свежее дыхание четырехколесных досок. На них часто обращают внимание, но подойдет такой транспорт не всем. И вот почему.
Единственное, придется заморочиться с маршрутом, и подобрать его с минимумом препятствий – холмистых дорожек, горок, ям, переходов. Иначе есть риск приехать на работу уставшим, мокрым и злым. Опытные лонгбордисты уверяют, что научиться кататься на борде совсем не сложно, а кататься на нем – одно удовольствие. Можно еще выучить парочку трюков и стать настоящей звездой района ☺
Гироскутер
Еще один способ не загрязнять воздух (но и педали на велосипеде не крутить), быстро добираясь при этом в нужное мест о ─ это пересесть на гироскутер. Этот транспорт также работает от аккумулятора, поэтому вам понадобится лишь электричество для подзарядки (и на топливо разоряться на придется). Гироскутеры маневренные, надежные, безопасные и достаточно компактные, а еще – удобные и очень стильные. Благо, на современном рынке есть множество соответствующих моделей, которые могут похвастаться дополнительными «плюшками» помимо упомянутых достоинств.
Что еще важно: съемный штурвал скутера позволяет экономить место и без проблем перевозить девайс в багажнике авто или хранить его в комнате. А в офис или на важную встречу с ним можно добраться в разы быстрее, чем при пешей ходьбе.
Гироборд
Гироборд – собрат гироскутера. Удачное сочетание персонального транспорта и генератора положительных эмоций воплощено в этом современном средстве передвижения. Это мини-сигвей в классическом виде, за исключением самого управления. В нем отсутствует рычаг (ручка), но при этом платформа для ног оснащена независимым колесом-электромотором, а управление движения задается бортовым компьютером, реагирующим на наклоны платформы. Он идеален для катания в парке с друзьями, отдыха с семьей и незабываемых уикендов на развлекательных мероприятиях где-то под открытым небом.
Гироборд также компактен и мобилен, легок для транспортировки в рюкзаке и поместится в багажнике любого автомобиля, если вы захотите взять его с собой в дорогу. Еще одно преимущество данного транспорта в том, что он практически бесшумен во время езды, делая передвижение возможным практически везде, где угодно.
Моноколесо
Если вы живете в большом городе, то моноколесо – оптимальный вариант, который можно использовать круглый год. Конечно, приятнее рассекать на нем весной и летом, когда в лицо дует теплый ветерок, а солнце припекает в спину, и не нужно объезжать сугробы снега или осенние лужи. Впрочем, есть своя логика в том, чтобы готовить сани летом, а моноколесо – зимой.
Конечно, многих волнует вопрос, безопасно ли ездить на транспортном средстве, у которого всего одно колесо? Ведь воображение часто рисует нам страшные картины внезапно отключающегося на полном ходу колеса с феерическим падением. Но реальный опыт ездоков показывает, что контроллер, поддерживающий равновесие, сгорает обычно на малой скорости в условиях наличия препятствий, а небольшая «авария» возможна, когда, например, сгорает датчик. Но это единичные случаи на десятки тысяч пройденных километров. Что касается преимуществ моноколес, то они скоростные, компактные и позволяют преодолевать препятствия, даже передвигаясь по самым узким тропинкам. А еще – они отлично развивают чувство координации и баланса.
Электролики
А вот и самый компактный электротранспорт в мире. Знакомьтесь с еще одним ноу-хау в мире современных технологий – электрическими роликами. Устройство представляет собой что-то среднее между классическими роликовыми коньками и гироскутером. Гибрид состоит из двух независимых платформ со встроенными колесами и электромоторами. Для начала движения вам нужно встать на платформы, а затем стартовать, наклонив тело.
Поверхность электророликов хитро продумана: она выполнена из материала, который предотвращает скольжение обуви. Такой вид транспорта идеально подходит для молодых людей, которые осмеливаются выделиться из толпы и задавать новые тренды. Всё, что вам нужно – это хорошая техника катания, уверенность, качественные ролики и любимая музыка в ушах. Приловчившись, со временем вы сможете без труда преодолевать все горки, спуски и подземные переходы на своем пути.
Подписывайтесь на наш Instagram и не пропускайте самые полезные материалы от Beauty HUB!
На машине по России: лучшие маршруты для путешествий
Путешествие по России на машине: что нужно знать
Если вы читаете эту статью, то вы более-менее опытный водитель. Или у вас есть знакомый водитель, на которого вы и планируете взвалить весь километраж своего интересного путешествия на машине. Поэтому мы не будем писать банальные советы — вроде тех, что для поездки вам понадобятся деньги и документы, а у машины должны быть четыре колеса и руль. Вместо этого уточним особенности длительных поездок для отдыха в России:
1. В бюджет нужно заложить дополнительные расходы. Это платные парковки, жилье, сувениры и экскурсии, которые обязательно будут, если вы найдете интересные варианты отдыха.
2. Решите, что для вас важнее — сэкономить время в дороге или получить яркие впечатления. Маршрут по России на машине требует именно такого выбора. По скоростным магистралям можно ехать быстро, но пустые поля и маленькие домики вряд ли доставят эмоции. И наоборот: если вы будете заезжать в небольшие симпатичные города или пробираться к природным достопримечательностям, это займет время.
3. Подкрепляться по дороге лучше в проверенных заведениях с известным названием. Это особенно важно в путешествии с ребенком. Если же вывеска ничего вам не говорит, посмотрите, не припарковались ли рядом фуры и грузовики: усталые глаза дальнобойщиков не зря глядятся в ночь — они знают, где можно поесть вкусно и безопасно.
4. Выберите, где остановиться. После того как вы решите, куда поехать путешествовать на машине, определитесь с маршрутом поездки и забронируйте жилье там, где проведете одну или несколько ночей. И чем раньше начнете искать варианты, тем больше будет выбор.
Плюсы и минусы самостоятельной поездки
Преимущества:
1. Вы сами решаете, куда поехать по России на машине. Это шанс составить любой маршрут и самому выбрать места для посещения.
2. Вы экономите время. Никаких экскурсоводов и долгих ненужных остановок на вокзалах и в аэропортах.
3. Минимум контактов с другими людьми — можно сказать, карантин.
4. Полноценные впечатления. Самостоятельно на машине вы захватите гораздо больше красивых мест, чем в путешествии поездом или самолетом.
Недостатки:
1. Риск попасть в ДТП или столкнуться с техническими неполадками своего авто.
2. Можно быстро утомиться, причем как водителю, так и пассажирам — не каждый может долго сидеть в одной позе по несколько часов подряд.
9 восхитительных маршрутов в Прибайкалье, от которых захватывает дух
Как увидеть горные пики, озера и скалы причудливых форм
Путешественники едут в Прибайкалье не только ради знаменитого Байкала.
Они поднимаются на горные вершины и любуются великолепными пейзажами, разглядывают озеро в форме сердца и гуляют по одному из самых красивых железнодорожных маршрутов мира. В Прибайкалье даже двухчасовая прогулка на природе — настоящее приключение.
В походах туристы купаются в ледяных горных реках и озерах, встречают белок, зайцев и бурундуков, едят спелую чернику, покупают у местных только что выловленную рыбу, которую готовят прямо при них.
В Прибайкалье можно познакомиться с интересными людьми, провести вечер у костра, а ночью вооружиться картой звездного неба и изучать созвездия, которые почти не видны в городе. При этом необязательно отказываться от благ цивилизации: до многих мест добираются общественным транспортом и ночуют в теплых домиках вместо палаток.
Я родилась и много лет жила в Иркутске. Сейчас приезжаю туда каждый год, потому что предпочитаю активный отдых. В этой статье расскажу о любимых пеших маршрутах в Прибайкалье. Они не требуют подготовки и специальных навыков — сохраняйте статью в закладки, чтобы не потерять маршруты.
Что нужно знать перед походом
Посещение национального парка. Часть троп, о которых я расскажу в статье, проходит по территории Прибайкальского национального парка. Чтобы в него попасть, нужно разрешение. В 2020 году оно стоит 50 Р для жителей Иркутской области и 100 Р для гостей из других регионов. Я отметила в статье, на какие маршруты нужно его оформить.
Клещи активны с ранней весны до поздней осени. В походах пользуйтесь репеллентами, надевайте плотную одежду, рубашки с длинными рукавами и осматривайте себя каждые 15—20 минут.
Медведи редко выходят на популярные туристические тропы, но такое случается. Для безопасности лучше идти группой, а не в одиночку, и не выбрасывать остатки еды. Если возникло подозрение, что медведь близко, издавайте громкие звуки: говорите, свистите, стучите камнем по металлической миске.
При близкой встрече с животным самый эффективный способ его отпугнуть — использовать фальшфейер: пиротехническое устройство с ярким пламенем и громким шипящим звуком. От него много дыма. Все это пугает медведя, и он уходит подальше от людей.
Состояние троп. Из-за погодных условий некоторые тропы становятся непроходимыми. Например, мосты через реку могут разрушиться после продолжительных ливней. Иногда из-за угрозы пожаров ограничивают доступ на территорию заповедника.
Туристы могут узнать о состоянии троп, уточнить детали маршрута и найти попутчиков на иркутском форуме об активном отдыхе.
Пик Черского и озеро Сердце
Где: горный хребет Хамар-Дабан
Сложность: средняя
Расстояние: от 40 км
Время в пути: 2—5 дней
Когда идти: июнь — сентябрь, декабрь — февраль
Разрешение на посещение: не нужно
От базы МЧС в Слюдянке идет хорошо протоптанная тропинка до метеостанции «Хамар-Дабан». Там обычно устанавливают базовый лагерь или ночуют на турбазе «Хамар-Дабан». Аренда домика стоит 700 Р с человека. От метеостанции маршруты ведут на пик Черского, озеро Сердце и к водопадам на Подкомарной реке.
Восхождение к пику Черского от метеостанции проходит по серпантину Старокомарской дороги — древнему караванному пути из России в Монголию и Китай. Пик Черского — высшая точка Комаринского хребта в Хамар-Дабане. Его высота — 2090 метров. С вершины пика можно рассмотреть другие горы, а при хорошей видимости — еще и Байкал. Каждый год там проходит этап чемпионата России по скайраннингу: это соревнование по скоростному восхождению. Многим туристам интересно попробовать свои силы и тоже взойти на пик.
Озеро Сердце так назвали из-за его формы. От пика Черского до него примерно 40 минут. Можно пойти на озеро сразу с метеостанции: там есть отдельная тропа. В солнечную погоду вода в озере красивого изумрудного цвета. На Подкомарной реке и ее притоках, которые расположены недалеко от озера, есть несколько красивых водопадов: одни совсем небольшие, а другие представляют собой целые каскады высотой 80 метров.
Пик Любви
Где: Восточный Саян
Сложность: высокая
Расстояние: 8 км
Время в пути: 6—8 часов
Когда идти: июнь — сентябрь
Разрешение на посещение: не нужно
Несмотря на небольшое расстояние, тропа до пика Любви непростая: высота вершины — 2124 метра, а набор высоты — 1200 метров. Это значит, что почти все время придется идти в гору. По дороге обратно тропа идет под резким уклоном вниз, поэтому спуск иногда оказывается тяжелее подъема.
По пути на пик Любви и с самого пика открываются красивые виды на другие вершины Восточного Саяна и на поселок Аршан. В хорошую погоду можно рассмотреть давно потухший вулкан, который сейчас выглядит как безобидный курган.
На маршруте нет источников питьевой воды, поэтому ее обязательно нужно взять с собой, лучше с запасом. Еще положите в рюкзак перекус и теплые вещи: в горах даже при жаркой погоде часто дует холодный ветер.
Остановиться на ночлег после похода удобнее всего в Аршане. Поселок известен своей целебной минеральной водой с большой концентрацией железа и магния. Найти жилье нетрудно: в Аршане есть два санатория, гостиницы и гостевые дома. Многие местные сдают комнаты. Цены начинаются от 500 Р с человека за ночь.
Шаманский утес
Где: Шелеховский район Иркутской области
Сложность: средняя
Расстояние: 6 км
Время в пути: 2—3 часа
Когда идти: май — сентябрь
Разрешение на посещение: не нужно
На Шаманском утесе есть 33 скальных выступа, поэтому в народе его называют 33 богатыря. Подъем на утес очень крутой. На небольшом участке набор высоты составляет 687 метров. В качестве ступеней приходится использовать выступающие корни деревьев. Спускаться еще страшнее: не за что держаться, нет ступеней и ограничителей. Нужно быть очень внимательным и осторожным, чтобы не полететь кубарем вниз. Но пейзаж стоит всех сложностей подъема и спуска: с вершины открывается восхитительный вид на изгибы реки Иркут.
В Шаманке есть шикарный подвесной мост — там все делают фотографии для «Инстаграма». Еще в селе начинаются и заканчиваются разные по сложности маршруты сплавов по реке Иркут: от коротких спокойных, куда отправляются с детьми, до экстремальных с порогами.
Сплав от Шаманки до села Введенщина займет не больше одного дня с остановками на обед и отдых на песчаных пляжах. На 100-километровый сплав от села Тибельти до Шаманки потребуется три дня.
Кругобайкальская железная дорога
Где: берег озера Байкал
Сложность: низкая
Расстояние: от 2 до 84 км
Время в пути: 1—3 дня
Когда идти: май — сентябрь
Разрешение на посещение: нужно
Кругобайкальская железная дорога, или КБЖД, раньше была частью Транссибирской магистрали. При строительстве Иркутской ГЭС участок пути от Иркутска до станции «Байкал» разобрали и затопили.
Сейчас Кругобайкальская железная дорога — это тупиковая ветка от порта Байкал до города Слюдянки. Ее длина всего 89 км. На таком небольшом расстоянии расположены 38 тоннелей, 18 галерей и 248 мостов и виадуков. Тоннели и галереи строили по нетиповым проектам в зависимости от рельефа местности, поэтому все они разные. «Форбс» включил Кругобайкальскую железную дорогу в число самых красивых железнодорожных маршрутов мира.
Еще интересно пройти дорогу пешком. В этом случае наслаждаешься тишиной без толпы туристов и видишь места, где поезд не останавливается, например итальянскую стенку. Она получила такое название из-за арок в стиле итальянской архитектуры. Эта подпорная стенка для защиты дороги от камнепада, построенная по проекту итальянского инженера Феррари, — одно из самых красивых мест на КБЖД.
Идти несложно: нет ни спусков, ни подъемов. Дорога проложена вдоль берега Байкала, поэтому заблудиться не получится. Иногда в озере можно увидеть нерп — байкальских тюленей.
Для прогулки понадобится хорошая обувь: в некоторых местах проложены тропинки, но часто придется идти по шпалам. Дорога тупиковая, в день по ней проезжают всего несколько поездов. Их слышно задолго до приближения. Для безопасности достаточно сойти с дороги и пропустить поезд.
Маршрут легко корректировать. Все зависит от вашего желания, сил и времени: можно пройти всю КБЖД за 3 дня, останавливаясь на ночь в палатке или на турбазах. Номера бронируют через туристическую компанию «Кругобайкальский экспресс»: на «Букинге» и «Островке» их нет. Цены зависят от уровня турбазы: ночевка на «Хвойной» стоит 500 Р с человека, а самый дешевый номер в «Царском подворье» обойдется в 9000 Р за двоих. На базе отдыха «Шарыжалгай» живут в поезде: железнодорожные вагоны обшиты деревом и переоборудованы под корпуса. Переночевать в отеле-поезде стоит 400 Р с человека.
Тальцинский пик
Где: горный хребет Хамар-Дабан
Сложность: высокая
Расстояние: 15 км
Время в пути: 8—10 часов
Когда идти: июнь — сентябрь
Разрешение на посещение: не нужно
Высота Тальцинского пика — 1806 метров. Из-за многочисленных крутых участков и скользких камней восхождение может оказаться непростым. На Тальцинский поднимаются, чтобы увидеть дикую сибирскую природу: горные вершины, ледяные ручьи и реки, зеленые альпийские луга. Это отличная возможность погулять по горам без ночевок на холоде и тяжелых рюкзаков.
Соболиное озеро
Где: долина Снежной реки
Сложность: средняя
Расстояние: от 10 км
Время в пути: 1—3 дня
Когда идти: июнь — сентябрь
Разрешение на посещение: не нужно
Путь до озера разделен на два участка: от Выдрино до Стрелки — места слияния Снежной реки и Селенгинки — и от Стрелки до Соболиного озера. Первый участок можно преодолеть на аэролодке — специальном судне с двигателем с воздушным винтом. Она легко проходит по мелководью или горным рекам. На аэролодке к Стрелке доставляют комплекс «Теплые озера на Снежной» или туроператор «Анчук». Стоимость — 1500 Р с человека в одну сторону.
Первый участок пути на аэролодке можно преодолеть за 30 минут вместо 6—8 часов ходьбы. Второй участок придется пройти пешком. Длина — всего 5 километров, его проходят за 2—3 часа. Если брать аэролодку, легко уложить поход в один день.
Недалеко от Соболиного озера есть водопад Сказка и водопады на реке Громотухе. Самый большой из них называется Грохотун. За один день их не посетить, придется оставаться на ночевку. Никаких вариантов проживания в районе Соболиного озера нет, палатку нужно нести с собой.
Скальники Олхинского плато
Где: Олхинское плато
Сложность: низкая
Расстояние: от 10 км
Время в пути: от 3 часов
Когда идти: круглый год
Разрешение на посещение: не нужно
Скальники Олхинского плато — это скалы-останцы причудливых форм. Они образовались под воздействием ветров. Самые популярные скальники — Витязь, Идол, Зеркала и Старуха. Их так назвали из-за формы. Витязь сбоку напоминает лицо воина с надвинутым на глаза шлемом, Старуха — портрет пожилого человека с большим носом и морщинистым лицом. Зеркала из-за гладких стен похожи на блестящие осколки, а Идол — на древнее изваяние. Но нужно обладать хорошей фантазией, чтобы увидеть эти сходства.
Витязь известен среди скалолазов: на его поверхности проложены трассы разной сложности. На вершину скальника ведет хорошая тропа, а с него открываются великолепные виды на реку Олху и прочие скальные массивы. От Витязя можно прогуляться к другим скальникам, но не все из них доступны. Некоторые далеко находятся и их не удастся посетить за один день, к иным заросли тропы.
Большие Коты — Большое Голоустное
Где: берег озера Байкал
Сложность: средняя
Расстояние: 30 км
Время в пути: 1—2 дня
Когда идти: май — сентябрь
Разрешение на посещение: нужно
Этот маршрут объединяют с Большой Байкальской тропой или проходят отдельно. На мой взгляд, это одна из самых красивых троп региона. Путь пролегает вдоль берега Байкала, часто — по краю обрыва. Всю дорогу можно любоваться живописными видами озера.
Обязательно поднимитесь на обзорную площадку на мысе Скрипер. Вид с нее завораживает: с высоты 200 метров хорошо просматриваются окрестные леса и береговая линия Байкала.
Если позволяет время, стоит заглянуть в пещеру Часовня в распадке Малая Кадильная. На тропе есть указатели. В пещере жили древние люди: там нашли костяные и железные наконечники стрел, железные ножи, обломки глиняной посуды. Сейчас их уже нет. Забираться в пещеру нужно через низкий узкий вход. Внутри нее находится большой овальный зал с отверстием вверху, поэтому днем там светло.
Большая Байкальская тропа
Где: Листвянка — Большие Коты
Сложность: средняя
Расстояние: 25 км
Время в пути: 5—8 часов
Когда идти: май — сентябрь
Разрешение на посещение: нужно
Большая Байкальская — самая обустроенная и маркированная тропа. За ее состоянием следит организация «Большая Байкальская Тропа». Ее волонтеры укрепили опасные участки, построили мостики через реки и ручьи, оборудовали места стоянок столами и лавками.
Мне этот поход больше напоминает приятную прогулку по лесу с красивыми видами на Байкал. В зависимости от сезона можно любоваться яркими цветами или желтыми деревьями. На пути всего один серьезный подъем и несколько опасных участков вдоль крутых обрывов.