Крошечка хаврошечка что значит хаврошечка
Мудрость Предками сохраненная Крошечка-Хаврошечка (смысл сказки)
Мудрость Предками сохраненная
Крошечка-Хаврошечка (смысл сказки)
Вспоминаем, в чём суть сказки «Крошечка-Хаврошечка» — осталась девочка сиротой, и была у неё любимая корова, когда Хаврошечке что-либо надо было, она влезала в левое ушко коровы, а в правое вылезала, и получала всё, что ей было необходимо.
Такая большая девочка и может лазить по коровьим ушам, что-то здесь не так. Речь идёт о Небесной Корове Зимун (созвездие Малая Медведица). Четыре Звезды этого созвездия образуют квадрат, который и назывался «коровье ушко». Но в сказке ведь не будут писать: «Девочка прошла Врата Междумирья, направленные на коровье ушко». В сказке всё пишут образами. То есть Хаврошечка через Врата Междумирья проходила к Дажьбог-Солнцу к Земле Ингард, к Предкам (она всё просила у мамы, а мама – это как образ коровы Зимун, прародина Предков). После общения с Предками девочка выходила уже через другое «ушко», в другом месте по движению Звёзд, и пробиралась домой. Т.е. она постоянно общалась со своими Предками — при входе использовала один Чертог Сварожьего Круга, а после посещения, через другой Чертог спускалась на Мидгард-Землю.
У мачехи было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка, и чтобы Хаврошечке пробраться домой, она говорила: «спи глазок, усни глазок».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Крошечка-Хаврошечка: образы, смыслы и подтексты
Образ неправильной семьи
Все беды Крошечки-Хаврошечки берут начало в неправильно устроенной семье. Вместо любви и заботы о ближнем, здесь властвуют искажённые понятия об этих добродетелях. Такие люди охарактеризованы как небоящиеся Бога.
…есть и такие (люди – прим. ред.), которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка
Какие люди не боятся Бога? Наверное, те люди, которые потеряли с ним связь и имеют только земные житейские попечения, прежде всего, о самих себе. Недаром в сказке по отношению к семье Хаврошечки употреблено уничижительное, не персонифицированное словосочетание «эти люди», да и само слово «семья» в сказке не употребляется.
Почему же они «не боятся Бога»? Мачеха приютила сироту – Хаврошечку, но не из-за любви к ближнему, а для корыстных интересов, используя труд Хаврошечки на своё благо. Наверное, такие люди морально себя оправдывают тем, что раз они взяли попечение о сироте, то могут распоряжаться её судьбою по своему усмотрению т. к. та им «непомерно должна» за оказанную милость. «Эти люди» лишили сироту не только воли (внешней), но и любви, о чем можно сделать вывод по фразе: «слова доброго никогда не слыхала».
Признаков неправильной семьи в сказке хватает. В прежнюю очередь – это образ отца, который занимает подчиненное положение и во всем слушается супругу. Он хоть и не хотел резать корову-кормилицу, но испугался жены, показав кто на самом деле глава этого печального семейства. Малодушие главы семьи не раз изобличалось в русских сказках. Вспомните, это и «Морозко» (Поучительно-нравственные смыслы в сказке «Морозко»), и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и многие другие.
В чём проявляется неправильное устроение семьи?
Во-первых, в том, как воспитываются дети. У мачехи было три родные дочки, которые слыли ленивицами и сплетницами. Мачеха лично заставляет их подслушивать и следить за Хаврошечкой. Видимо она не испытывает угрызений совести по этому поводу. Дочек не возмущает повеление матери о слежке за Хаврошечкой. Мачеха не только губит свою совесть, переступая нравственные понятия о достоинстве, но и аморально поступает по отношению к своим дочкам, прививая им такую же мораль. Еще раз подтверждается известная поговорка: яблоко от яблони недалеко падает. А в Евангелие от Матфея об этом сказано так:
И не зря Хаврошечка является сиротинушкой, что не отождествляет её с этой неправильной семьей, подчеркивается её внешность ко злу, живущем в семье.
Во-вторых, в том, какое положение в семье занимает глава семейства. Муж был полностью подконтролен злой мачехе, он исполнял все что та велит. В итоге, не желая конфликта с женою, он поступает вопреки интересам семьи и режет корову – кормилицу, ради угоды и страхом перед супругой.
Почему так все происходит? Да потому что «Бога не боятся».
Почему у дочерей столько глаз
У дочерей злой матери было разное количество глаз – от одного до трех. Если с двумя старшими дочерями Хаврошечка справляется, то с «трехглазкой» не смогла. Здесь речь идет не о торжестве зла, как явления неистребимого, но о том что оно всегда неусыпно. Можно это воспринять как посыл к жизни, о том, что зло всегда сопровождает человека, но относится к нему нужно без отчаяния или сочетания с ним. Клеветники, зложелатели, сплетники всегда будут сопровождать человека, но не стоит издерживать свою жизнь чтобы всем угодить или предотвратить все плохие обстоятельства – это невозможно. Какому принципу учит сказка? Можно углядеть следующий принцип: делай что должен, и будь что будет.
Хаврошечка – образ веры надежды и любви
Несмотря на всё то, что претерпевает Хаврошечка в семье, она не отвечает злом, а со смирением выполняет всю тяжелую работу, которую ей поручают. Безусловно, в ней живет любовь к ближнему. Со всеми тяготами и невзгодами она делится с коровой, которую называет матушкой. Когда работа становится непосильной, та помогает ей через чудо (в одно ухо влезь, в другое вылези и все исполнится).
После того, как младшая сестра – «трехглазка» узнала о том, что корова помогает Хаврошечке, мать повелела зарезать помощницу падчерицы.
После гибели коровы, Хаврошечка выполнила всё то, что та ей наказала: мяса не ела, а косточки захоронила и поливала. Почему наказала не есть мяса? Что бы та не разделила зло, сотворенное «этими людьми». Заметим, что к убийству коровы причастны все члены семьи: матерь – руководила, сестры – следили за Хаврошечкой, отец – зарезал корову. Хаврошечка голодала, но к мясу не прикоснулась, точно выполнив наказание. Корова-матушка ничего не сказала для чего она дает такие поручения и ничего не обещала, то есть Хаврошечка выполнила ее наказы без какой-то будущей выгоды, а лишь веря в то, что она делает (делай что должен, и будь что будет).
Аллюзии на христианство
Очень интересные символы можно увидеть в образах и персонажах сказки. Корова в сказке именуется корова-матушка. Часто в Православии Церковь называют матерью (вспомните известную поговорку: кому Бог Отец, тому Церковь – мать). Хаврошечка бежит к коровушке за утешением, а та не только приносит ей утешение, но и совершает чудо. Не за утешением ли многие из нас идут в Храм? Не чудо ли часто происходит после наших молитв?
В дальнейшем корова-матушка погибает, но из её косточек вырастает дерево, что может символизировать Воскресение и жертву Христову. Причем это дерево является живым, но не для всех: «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились». Сестрам же яблони с дерева, как символ райских плодов, оказались недоступны, что в целом является олицетворением недоступности Небесных благ для людей нечестивых.
Может быть, на примере Хаврошечки и для нас здесь метафорично зашифрован такой посыл, что Христос жив для тех, кто в него верит и ему верен.
Таким образом, в сказке прослеживается аллюзия не только на взаимосвязь жертвы Христовой и Церкви, но и на торжество Воскресения в целом, что позволяет сказать нам что в данной сказке присутствуют архетипные черты пасхального произведения (пасхального типа).
sherp96
В поисках Истины!
Ведический смысл сказки «Крошечка-Хаврошечка»
В чистом виде древний ведический сакральный комплекс сохранился в широко распространенной русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка».
Осталась девочка сиротой, но у нее была любимая корова.
Это её мать (или праматерь) как бы перевоплотившаяся в корову, охранявшую свою дочь (Крошечку-Хаврошечку) и помогавшую ей прясть и ткать; корова затем трансформируется в дерево (яблоню) с волшебными плодами.
Этот ряд хорошо известен еще в ведической традиции: Ддити (несвязанность, изначальность, мать богов) – одновременно и рожающая женщина, и космическая корова, и «дерево с прекрасными листьями».
И когда девочке что-то надо было, она в левое ушко коровы влезала, в правое вылезала и получало то, что ей было необходимо. Казалось бы – такая большая девочка лазить по коровьим ушам не может.
А вот эта коровка – Небесная корова Зимун или Малая Медведица, как ее еще называют – прямоугольничек и есть коровье ушко.
Но в сказке же не будут писать: Вот девочка прошла врата Междумирья, направленное на вот это коровье ушко, и получала всё, что ей нужно было. И заметьте, она всё просила у своей мамы. Мама – это как образ коровы Зимун, прародина Предков, и там же еще Ингард недалеко.
А девочка через ушко проходила к Даждьбогу Солнца, к Земле Ингард, у Предков общалась, а выходила совершенно сквозь другое ушко, по движению звезд, в другом месте, и пробиралась опять домой. То есть она постоянно общалась со своими Предками. При входе использовался один чертог Сварожьего круга, а после посещения из другого чертога она спускалась на Мидгард через другой чертог.
А у ее мачехи было три дочери: одноглазка, двуглазка и триглазка, которых она отправила шпионить за девочкой.
В сказке о Крошечке-Хаврошечке мы вновь встречаемся со знакомым по «Сказке о Царе Салтане» и русским народным заговорам комплексом – матерью и тремя ее дочерями. В данном случае это – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка.
В русской народной сказке Одноглазка – старшая из 3-х сестер и, судя по сохранившейся до наших дней сакральной свадебной севернорусской орнаментике (браные праставки к свадебным полотенцам и рубахам XIX – начала XX века), связана с брачными отношениями, воспроизводством потомства, т.е. выполняет функции Венеры.
Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на праставках, как правило, изображаются стилизованные чередующиеся мужские и женские фигуры, между которыми помещены маленькие фигурки детей. Мужчины изображаются с характерными признаками пола и двумя глазами, а женщины – одноглазы. Интересно, что в вышивке, ткачестве и народной игрушке горных таджиков женские персонажи тоже одноглазы, а мужские – с двумя глазами.
Общеизвестно, что в русской народной традиции все, что связано с «тем светом», т.е. прошедшим, как правило, хромо, криво, косо.
Имеет смысл вспомнить, что старшая из Мойр древнегреческой мифологии (Лахезис или Афродита, которая, кстати, была женой хромого бога-кузнеца Гефеста) пела о прошедшем, средняя – о настоящем (и, вероятно, была, как обычные люди, Двуглаза), а младшая – о будущем.
Треглазка русской народной сказки обладала именно такой способностью видеть то, что недоступно всем остальным. И здесь мы вновь находим прямые аналогии в ведической мифологии, в которой зафиксировано представление о третьем глазе как символе прозорливости, провидения будущего.
И девочка, прежде чем уйти, пела- убаюкивала: Спи глазок. Первая сестра заснула. Мачеха отправила вторую дочь следить за девочкой. Девочка опять: Спи глазок, спи другой. Заснула и эта сестра. И только третьей удалось подсмотреть за девочкой, потому что та спела ей: Спи глазок, спи другой, а третий глаз, что между бровями, энергозрение, не учла. В итоге корову зарезали, но девочка не ела мяса, а собрала все косточки, закопала их, и выросла в одном варианте сказки – яблонька, в другом – березка.
А березка это тоже образ родовой: рождалась девочка – садили березку, мальчик рождался – садили дубок. И дети, играя росли между деревьев, и от этих деревьев получали силу. Поэтому, допустим, если сын в военном походе был ранен, родители по состоянию дерева – оно сохло, видели, что с сыном беда. И родители начинали ухаживать за этим деревом, подкармливать его, лечить, и в результате и дерево расцветало, и сын – поправлялся. Так же и с березкой дочери поступали.
Сказка «Крошечка-Хаврошечка». Эзотерическая интерпретация
Здесь уместно вспомнить притчу о Будде, в которой повествуется, как он в ноги поклонился нищенке к несказанному удивлению своих учеников, поскольку в Индии нищие принадлежат к касте шудр (шудры ни на йоту даже приблизиться не смеют к более высокой касте). И тогда Будда сказал ученикам: «Вы пока не видите, кто она, и зачем эта высокая душа играет сейчас роль нищенки…»
Упорядочивать пространство, делать из хаоса «космос» могут далеко не все души — допускаются к этому только сущности, имеющие колоссальный предопыт работы с материей перед выходом в материализацию. На востоке таких сущностей называют продвинутыми.
Избранная душа спускается в очаги дисгармонии, где и «не наткано, и не побелено и не покатано»…
И первоначальная задача Крошечки-Харошечки – ткать, белить, катать…
Понятия – ткать, белит, катать — это «своего рода лексические маркеры сакральных смыслов»: вроде бы общеупотребительные слова, но в комплексе с культурными кодами они приобретают сакральный смысл как символы определенных ритуалов, обрядов. Но об этом чуть позже.
Начнем с того, что на Руси, если повитуха видела, что родился необыкновенный ребенок, его начинали готовить к определенной миссии чуть ли не с рождения. Или его отрывали от матери, или мать умирала… И, кстати, точно так же поступают и в ведической Индии. Для духовного обучения детей очень рано отрывают от родителей и отправляют в закрытые монастыри.
Девочка еще маленькая, еще нуждается в одобрении и ласке, в положительной обратной связи с миром. Какая бы продвинутая душа ни спустилась на землю, она заново проходит этапы своего становления. Каждый раз она попадает в незнакомый мир со своими законами, который ее не понимает, не отвечает ей теми же энергиями, с которыми она пришла.
«Вот то-то и больно – ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!» — печалится маленькая Крошечка, остро чувствующая свое одиночество и отсутствие матери. И рассказывает о своих бедах единственному существу, которое ее «понимает», — рябой корове, через которую говорит с ней небесная мать, корова Земун. Корова глядит всепонимающе и всепрощающе, словно святая:
Дыхание мерно и мирно колеблет бока,
И будто подобие нимба – крутые рога.
«Вчера» – словно вечность, и «завтра» продлится века. ¹
По древним преданиям, корова Земун была создана Богом Родом в стародавние времена. Через корову Земун проявляется сила наших предков. В «Велесовой книге» записано: «Мы — славяне, потомки Даждьбога, родившего нас через корову Земун». Считалось также, что наша галактика «Млечный Путь» появилась из капель молока, пролившихся из сосцов священных животных – Коровы Земун и Козы Седунь. И по садам Ирия протекают молочные реки, берущие свое начало прямо в вымени Коровы Земун.
Крошечка-Хаврошечка научилась входить в контакт с Великой Матерью: входила в лабиринт внутреннего уха коровы – из другого выходила. Лабиринт — вход в другое состояние сознания. Это своего рода тоннель, соединяющий нашу реальность с другими тонкоматериальными мирами (в данном случае, с царством Даждьбога). В мифологии многих древних народов лабиринт — врата между двумя мирами. Основатель трансперсональной психологии Станислав Гроф полагает, что «сознание фактически есть лабиринт, соединенный не только с каждым другим сознанием, но и с каждым атомом, организмом и необъятной областью пространства и времени».
При прохождении через лабиринт человек проходит через различные состояния сознания, выходя за пределы общепринятой реальности и пространства-времени. Это классика эзотерики. Когда поднимаешься на другой уровень, проблемы более низкого уровня изменяются, трансформируются или вообще исчезают.
Человек, выходящий из лабиринта, совсем не тот, кто входил в этот лабиринт. Это человек, переродившийся для нового этапа, нового уровня существования.
Труднейшие задания мачехи играючи исполняются Крошечкой-Хаврошечкой в другом состоянии сознания. Более того, в тонкоматериальных мирах понятие времени как последовательности событий отсутствует! Все происходит одновременно. То, что только еще должно быть сделано в этом мире, там уже давно сделано. Это земляне на своем уровне развития разума воспринимают происходящее, как некую временную последовательность «вчера-сегодня-завтра».
Вернемся к символике того, что должно быть сделано Крошечкой-Хаврошечкой — «ткать, белить, катать…».
Ткань всегда отделяла человека от мира хаоса, мира дикой природы. Природное волокно, собранное человеческими руками, мытое, чёсанное, прядёное в нить и тканое в полотно становилось защитой от дикого мира, хаоса. «Ткачество — женское занятие, древний символ космического творения, представленный как непрерывный процесс, в котором преходящие события — нити, вплетенные в вечно меняющийся рисунок на неизменной основе».
«Изначальный Великий Ткач – создатель вселенной, ткущий на ткацком станке жизни судьбы всего сущего. Он также Космический Паук, а нить Великого Ткача — это пуповина, соединяющая человека с его создателем и его собственной судьбой, посредством которой он вплетается в узор и ткань мироздания. Все богини Судьбы и Времени — прядильщицы и ткачихи. Ночь и День — сёстры, ткущие паутину времени, пространственно-временную ткань космологического творения.
Основа ткани — вертикальный ракурс мироздания, соединяющий все уровни существования. Уток же горизонтален — это сама природа во времени и пространстве, количественная сторона, случайное и временное, переменное и непостоянное, человеческое бытие».
Энциклопедия Символики и Геральдики
Белить – просветлять этот мир. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. С белизной связано представление о явном (явь), законном, истинном. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый – также разрешение проблем, новое начало.
В пантеоне богов у древних славян присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил.
В мифах часто встречаются фразы: «бел шатёр» – для обозначения славянского воинства, «белые руки» – для отмежевания славянина от печенега. Также эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая берёза» – постоянный эпитет, — в мифологии это одно из славянских священных деревьев. «Бел – горюч камень» (Алатырь) – в мифологии священное чистое место.
В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Это приспособление хорошо делало своё дело, когда одежду и бельё шили из льняных тканей, сделанных вручную. Они были так грубы, что после стирки «стояли колом». Так что катание – занятие нелегкое. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».
А что за сущности такие – три завистливые сестры – Одноглазка, Триглазка и Двуглазка? Надо сказать, что таковые встречаются не только в русских сказках, но и в сказках Братьев Гримм, например. И на мой взгляд, здесь интересна интерпретация Одноглазки и Триглазки Памелой Треверс («Взрывная сила волшебных сказок»), которая в образе Одноглазки увидела «недочеловеческое», в образе Триглазки — «сверхчеловеческое», которые равно чудовищны и не могут питаться духовной пищей, доступной только нормальным людям. Можно добавить, что речь в сказке явно идет не об открытом духовном видении Триглазки, что в Индии называют «Третьим глазом». Кстати, на физическом плане последний невидим. Речь идет о существах-монстрах, изначально олицетворявших собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.
Среди характерных особенностей таких хтонических существ традиционно выделяют звероподобие, уродство, наличие сверхъестественных способностей, сочетающееся с полным отсутствием созидательного начала.
Ну а двуглазка, на мой взгляд, – некое вполне нормальное существо этого мира, уровень сознания которой пока еще не позволяет «видеть» другие миры.
И если бдительность Одноглазки и Двуглазки легко было усыпить: «Спи глазок, спи другой!» — темные силы Земли не дремлют никогда. Сила непросветленной Земли разрушительна.
Но Духовная Сила никуда не исчезает — ее невозможно уничтожить физически. Великая Мать предупреждает Крошечку, чтобы та не ела мяса коровы, т. е. не использовала духовную силу в прагматических целях. Тем самым на месте связи Февронии с Великой Небесной Матерью, где косточки коровы закопаны (косточки здесь можно интерпретировать как скелет, основу этой связи), выросла духовная сила Крошечки-Хаврошечки — выросла Яблонька, «да какая! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные. »
. И в пестрых травах буду собирать,
Покуда день и час не грянет Судный,
Серебряные яблоки луны
И золотые яблоки полудня³.
² Керн Г. Лабиринты мира. СПб.: Изд-во «Азбука-классика», 2007, с. 7-33.
Держава Русь
Вспоминаем, в чём суть сказки «Крошечка-Хаврошечка» — осталась девочка сиротой, и была у неё любимая корова, когда Хаврошечке что-либо надо было, она влезала в левое ушко коровы, а в правое вылезала, и получала всё, что ей было необходимо.
Такая большая девочка и может лазить по коровьим ушам, что-то здесь не так. Речь идёт о Небесной Корове Зимун (созвездие Малая Медведица). Четыре Звезды этого созвездия образуют квадрат, который и назывался «коровье ушко». Но в сказке ведь не будут писать: «Девочка прошла Врата Междумирья, направленные на коровье ушко». В сказке всё пишут образами. То есть Хаврошечка через Врата Междумирья проходила к Дажьбог-Солнцу к Земле Ингард, к Предкам (она всё просила у мамы, а мама – это как образ коровы Зимун, прародина Предков). После общения с Предками девочка выходила уже через другое «ушко», в другом месте по движению Звёзд, и пробиралась домой. Т.е. она постоянно общалась со своими Предками — при входе использовала один Чертог Сварожьего Круга, а после посещения, через другой Чертог спускалась на Мидгард-Землю.
У мачехи было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка, и чтобы Хаврошечке пробраться домой, она говорила: «спи глазок, усни глазок». Первая и вторая дочери ничего не заметили, а когда следила третья дочь, Хаврошечка не учла, что у неё третий глаз – энергозрение, и она даже в спящем состоянии это всё уяснила и поведала. После чего, в сказке корову зарезали. Но Хаврошечка мяса не ела, закопала косточки, и выросла на этом месте яблоня (или в другим варианте – берёзка), а это тоже родовой Образ: когда рождалась девочка – садили берёзку, если рождался мальчик – садили дубок. И дети росли между деревьев, получали от них силу. Поэтому, если где-то в военном походе сына ранили, родители видели по состоянию дерева (начинало сохнуть), что с сыном беда. Родители начинали ухаживать за этим деревом, подкармливать его, лечить, и в результате дерево расцветало, сын поправлялся. Также поступали и с берёзкой. Если дочка где-то заболела, у берёзки ветви поникли, тогда её подкормили, ветви подвязали, полили, и берёзка стала себя лучше чувствовать, и дочке полегчало.
Т.е. в современной сказке объединили несколько древних сказов. Чтобы понять древние сказы и смысл заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей живших в древние времена, в те времена, когда и появлялись сами сказы. Ключом к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки.