Крошка цахес чему учит

Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Автор: Guru · 08.03.2021

История создания

Сказка была написана Э. Т. А. Гофманом в первой половине 19 века, а точнее в 1819 году незадолго до смерти автора. При жизни написанные им произведения не приносили писателю большого дохода поэтому всю жизнь он испытывал давление, ему приходилось работать на государственной службе, которую он не любил.
Невозможность реализовать все свои идеи на литературном поприще привела к пагубным привычкам Гофмана. Он был одинок, и писательство стало его отдушиной. В своих произведениях автор высмеивал устройство немецкого общества того времени и пороки, свойственные всем людям. Гофман ненавидел мещанство и страдал от того, что ему приходится жить в такой реальности. К концу жизни он был измучен депрессией, алкоголем и бессонницей, сказка «Крошка Цахес» отразила его угнетенное состояние.

Жанр и направление

Жанр данного произведения можно назвать сказкой. В ней присутствуют вымышленные персонажи, противостояние добра и зла и счастливый финал. В то же время, в основе сюжета лежат абсолютно реальные события. Такое смешение выдуманного и настоящего привело к появлению нового жанра, именуемого повестью – сказкой. По размеру она длиннее, чем рассказ, но короче, чем роман.
В произведении четко просматриваются черты романтизма.
Писатель противопоставляет реальный порочный мир сказочному царству, в котором повсюду доброта и счастье. Высоко оральный главный герой противопоставлен обществу, которое стало бездуховным и обыденным. В итоге главный герой одерживает над обществом победу.
Главный герой Бальтазар – романтичный мечтатель, который противопоставлен обществу. Он гордый, но отвергнутый и не может найти свое место в этом мире.

Сюжет сказки

В государстве Керепеси все живут счастливо, феи творят свои чудеса, по улицам разгуливают единороги. После смерти правителя Деметрия, управлять государством стал Пафнутий. Он решил ввести в государство просвещение. Всех фей выслали в соседнее государство, единорогов запрягли в телеги.
В государства осталась лишь одна волшебница – фея Розабельверде. Однажды фея повстречала женщину с некрасивым ребенком. Волшебнице стало жаль мальчика и она расчесала его волосы, вплетя несколько золотых волосков. При этом мальчик оставался злым, уродливым, со скверным характером. Окружающие же находились под волшебными чарами. Глядя на ребенка все умилялись его внешности, таланту и послушанию. Об этом читатель узнает почти в конце произведения.
Тем временем, все жители поддаются влиянию господина Циннобера. Он делает головокружительную карьеру, все заслуги и чьи-то достижения приписывали этому злобному карлику. В то же время никто не замечал плохого, что он творил. Люди говорили о его душевной физической красоте, хотя на деле он был уродливым и злым. Его чарам не поддавался лишь поэт Бальтазар и его друг Фабиан.
Мош Терпин, профессор, мечтал выдать замуж за чудовище Циннобера свою красавицу-дочь Кандиду. Ведь карлик был богат, имел положение в обществе и мог способствовать успешной карьере своего тестя.
Бальтазар был влюблен в Кандиду, посвящал ей стихи, но авторство приписывали Цинноберу. В какой-то момент даже Фабиан начал поддаваться магическим чарам и в его душу закрались сомнения. Может и вправду стихи пишет карлик, а Бальтазар из ревности не признает этого.
Циннобер оказался тем самым мальчиком Цахесом, которого заколдовала фея. Но добрый маг Проспер Альпанус разрушает ее колдовство, все узнают истинную сущность уродца, Бальтазар и Кандида женятся. Маг сделал Бальтазара богатым, тесть полюбил его.
Образы главных героев
Крошка Цахес – уродливый карлик, которому решила помочь добрая фея. Но ее колдовство он обратил в выгоду для себя, власть и богатство превратили его в подлого и наглого человека. Его разум был затуманен жаждой наживы.
Бальтазар – романтичный студент – поэт. Любит мечтать, наблюдать за природой. Благодаря внутренней красоте и возвышенностью над мещанами, смог разглядеть истинное лицо карлика.
Кандида – красивая, но не слишком умная девушка. Знает, как преподать себя, заинтересовать. Выйдя замуж за Бальтазара, лишает его индивидуальности, превращая в обычного бюргера.

Сочувствие – фея, пожалев уродливого мальчика, заколдовала его, что никто не замечал его изъянов. Карлик же стал высокомерным, жестоким, обратил колдовство в свою пользу. Автор показывает как все в мире относительно. Не всегда добро по отношению к другому во благо.
Любовь – Бальтазар испытывает к Кандиде искренние чувства, ради своей любви он готов противостоять каждому, кто встретится на пути к счастью. Кандида же не ровня Бальтазару по своим человеческим качествам, но это не смущает юношу. После свадьбы они стали вести обычный образ жизни, как миллионы семей. В их жизни не осталось места для чудес.
Мистика – в произведении противопоставлены идеи Просвещения и мир чудес, который, по мнению автора, гораздо лучше реальности. В обществе, которое полагается только на разум, правят деньги и тщеславие.

Проблемы

Людские пороки. Гофман работал на государственной службе и в своей сказке отразил то, с чем сталкивался каждый день. Это и жажда наживы, и преклонение перед людьми более высокого чина, невежество, мещанство.
Вмешательство государства. Правитель волшебной страны пытается искоренить фей и волшебников, навязывает жителям правила, которые все должны неукоснительно соблюдать.
Несправедливость. Жители слишком увлечены бытом, чтобы замечать творящуюся вокруг них несправедливость.

Основная идея

В произведении Гофман высмеивает мещанство и недалёких людей, живущих с оглядкой на окружающих. Автор призывает чаще обращать внимание на прекрасное вокруг, отвлечься от забот, быть наблюдательнее. Материальное противопоставлено в сказке духовному.
Гофман показывает как люди могут восхищаться тем, кто приносит им зло, если их разум затмят деньги.

Чему учит

Люди интересные, имеющие богатый внутренний мир не станут превозносить себя над другими. Свое самолюбие и эгоизм взращивают те, кому похвастаться больше нечем.

Критика

Сказки Гофмана известны во всем мире. Они не теряют актуальности даже спустя 200 лет. В них поднимаются проблемы общества вне времени: гордыня, эгоизм, добро и зло, жажда наживы. На основе произведений Гофмана ставят спектакли.

Источник

Анализ произведения «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (Э. Гофман)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 07.12.2019 · Обновлено 07.12.2019

В западноевропейской литературной традиции сказкам отведено особое место. Братья Гримм, Шарль Перро, Ганс-Христиан Андерсон, Эрнст Гофман — на творениях этих писателей выросло ни одно поколение европейцев, а интерес к ним не угас и по сей день из-за их языковой выразительности и актуальности проблем, которые они поднимают. Эрнст Гофман создал такие любимые и детьми и взрослыми сказки, как «Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и, конечно же, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», который даже изучается в университетах, как образчик европейской литературы первой половины девятнадцатого века. Многомудрый Литрекон представляет анализ сказки по плану.

История создания

Эта сказка была написана Гофманом незадолго до смерти, в 1819 году. На протяжении всей жизни писатель испытывал сильнейшее давление со стороны общества. Литература не позволяла ему зарабатывать деньги, на которые можно было бы жить, а потому Гофман был вынужден заниматься ненавистной ему государственной службой.

Мещанство и обыденность претили писателю. Невозможность уйти от несовершенной реальности в мир искусства претила ему. Он много пил и писал в одиночестве. Литературное творчество стало его отдушиной, в которую он изливал своё недовольство и возмущение по поводу пороков общества. «Крошка Цахес», созданный именно в этот период его жизни, стал неким апофеозом беспокойного состояния Гофмана, измученного алкоголем и бессонницей.

Жанр и направление

В «Крошке Цахесе» явно прослеживаются черты романтизма.

Жанр этого произведения можно определить, как сказку. Автор представляет нам фантастический сюжет с фольклорным мотивом. «Крошка Цахес» изобилует самыми различными фантастическими элементами и допущениями, среди которых магия, волшебные создания и многое другое.

Суть: о чём сказка?

Однажды добрая фея Розабельверде встречает на дороге нищую женщину с уродливым ребёнком. Фея пожалела мальчика и заколдовывала его, подарив ему несколько золотых волосков, которые обладают магическим свойством и не только скрывают уродство мальчика, но даже наоборот, делают его в глазах окружающих прекрасным и талантливым.

Проходит много лет. Власти страны, вдохновлённые идеями Просвещения, ополчаются на магических существ, отпиливают рога единорогам и запрягают их в телеги, а фей либо изгоняют, либо запрещают им колдовать.

Нас переносят в небольшой город Керпес, где учится меланхоличный и талантливый поэт по имени Бальтазар, влюблённый в девушку по имени Кандида. Идиллию разрушает внезапно прибывший в город господин Циннобер – отвратительный горбатый кривоногий коротышка с отвратительным характером. Однако никто в городе, кроме Бальтазара и его друга Фабиана, этого не видит. Всем кажется, что Циннобер – это талантливый во всех отношениях красавец. Его окружают почётом и обожанием, приписывают ему достижения окружающих. Даже Кандида забывает о Бальтазаре и влюбляется в Циннобера.

К счастью, герои встречают мага Проспера Альпануса, который понимает, что Циннобер был кем-то заколдован. Маг встречается с фей Розабельвердой, которая признаётся, что Циннобер – этот тот самый уродливый мальчик, которого она когда-то давно пожалела, а его настоящее имя – Цахес.

Магия Розабельверде заключалась в трёх золотых волосках на голове Цахеса. Герои вырывают их и сжигают, после чего морок рассеивается. Горожане обрушивают на уродливого карлика свой гнев, он пытается спрятаться в кувшине, где и погибает. Из жалости Розабельверде возвращает мёртвому Цахесу красивую внешность.

Повествование заканчивается свадьбой Балтазара и Кандиды, которые обретают счастье в семейной жизни простых бюргеров.

Главные герои их характеристика

Многомудрый Литрекон представляет характеристику главных героев книги в формате таблицы. Если ее стоит дополнить, обратитесь к нему в комментариях.

Образ Крошки Цахесанесчастный уродливый карлик, которому повезло быть облагодетельствованным феей. К несчастью, дар Розабельверде, который он использовал исключительно в корыстных целях, вскружил ему голову, сделав его самодовольным и наглым подлецом. Его золотые волоски символизируют власть денег, которые затмевают разум человека.
Образ Бальтазарамолодой человек. Студент Керпесского университета. Меланхоличный поэт, любящий мечтать и созерцать природу. За счёт своей возвышенности над простыми обывателями сумел разглядеть истинное лицо Циннобера и приложил все усилия, чтобы разоблачить обманщика и негодяя.
КандидаКрасивая, но легкомысленная мещанка, которая не отличается умом, но умеет кокетничать и произвести впечатление. В финале доводит Бальтазара до своего уровня, лишив его индивидуальности.

Тематика сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» может быть расширена, если в этом есть необходимость у читателя. Расскажите о ней Литрекону в комментариях.

Проблемы

Проблематика сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» не менее интересна и важна для понимания книги.

Основная идея

В своей, казалось бы, детской сказке Гофман противопоставляет идеализм и материализм, и в этом противопоставлении заключается смысл сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Он показывает, что реальный мир, в котором всё подчинено холодному расчёту, бесконечно отвратителен и пошл. Он призывает людей отвлечься от мирских забот и чаще задумываться о высоком, любоваться природой и мыслить самостоятельно, вместо того чтобы запирать свой разум раковине мещанства.

Писатель осуждает жадность, карьеризм и гордыню. Показывает, как легко мошенник с помощью денег и власти может обмануть простых людей, принести им только зло, да ещё так, что люди будут продолжать восхищаться им и превозносить его. В этом и состоит главная мысль сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Чему учит?

Сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» рассказывает нам о том, как важно в любой ситуации оставаться самим собой, а не слепо следовать за обществом. Она превозносит нестандартное мышление, умение видеть красоту в окружающей природе.

Автор осуждает гордыню и наглость, которую продемонстрировал читателю Цахес, воровавший чужие заслуги. Она говорит нам о том, что по-настоящему талантливый человек никогда не будет пытаться достигнуть успеха обманом, не будет пытаться всячески подчеркнуть свою значимость и потешить эго.

Критика

Сказки Гофмана оказали огромнейшее влияние на культуру всех европейских народов. Они распространились не только по всей Германии, но и по всему миру. Актуальность сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» заключается в том, что писатель описал вечные изъяны общества. Они были и будут всегда теми проблемами, которые волнуют просвещенного читателя.

По его сказкам ставили спектакли, балеты. А имя его героя Цахес стало нарицательным среди почитателей творчества Гофмана. Даже в двадцать первом веке «Крошка Цахес» не только утратил своей актуальности, но даже наоборот, воспринимается ещё серьёзнее, чем в девятнадцатом веке.

Источник

Философия кажущегося и действительного

Это эссе скорее литературное, чем публицистическое, но там очень четко представлены типажи, которым досталась та или иная власть, а также хорошо виден срез общества

«Я мыслю, а, следовательно, существую», провозглашал Сократ. Если пофилософствовать над мудрым изречением, может открыться многое, все произошло от мысли, человек начал преображать мир с помощью способности думать. Среди многих тайн откроется и эта: одновременная простота и сложность природы, ее таинственная суть, ее действительность, в которой масса хамелеонов, змей, с окраской камней или листвы, богомолов, принимающих форму веточки. В многообразии природной ложности есть одна неприкрытая правда – выживание.

В многоликости общества человек, который имеет желание властвовать, не нуждается в такой правде.

Не нуждаются в такой правде и литературные персонажи, историю которых представлю внимательному читателю. И возникает вопрос – коли эти самые литературные персонажи живут, а не выживают, подобно животным, то есть еды и питья у них хватает, так в чем же они нуждаются, выдавая кажущееся за действительное? Попробуем разобраться.

Лейб-медик, констатируя акт смерти высказывает следующее мнение, (как раз наталкивающее нас опять на изречение Сократа): «Причина его смерти была не физическая, а психическая. Физический принцип есть условие чисто вегетативной жизни психический же, напротив, обусловливает человеческий организм, который находит двигатель своего бытия лишь в духе, в способности мышления… Физическое относится только к чисто вегетативной жизни, лишенной способности мышления, как это имеет место у растений, психическое же относится к способности мышления. Но, ежели последнее в человеческой жизни главенствует, то медику надлежит всегда начинать со способности мышления, с области духа, и взирать на тело только как на вассала духа, который должен повиноваться, коль скоро этого пожелает его повелитель».

Стало быть, Цахес умер, поскольку умерла его душа.

В этой новелле Гофман сатирически высмеивает немецкое общество начала 19 века, поднимает проблемы добра и зла, духовного и материального, духовной красоты и нищеты духа. В фантастической форме писатель демонстрирует социальный механизм – присвоение результатов чужого труда и наград теми, кому они не принадлежат.

Само общество принимает таких, как Цахес. Это ему выгодно.

Проводим параллель с гоголевским «Ревизором». И Хлестаков не представляет собой ничего особенного, он всего лишь чиновник из Петербурга. Но он попал в нужное время и в нужное место, когда все находятся в ожидании ревизор а.

Общество боялось ревизора настоящего, но приехал Хлестаков – и у всех отлегло от сердца. В какой-то мере такой ревизор был выгоден и городничему, и смотрителю училищ, и судье. Они быстро поняли, чем можно ублажить Хлестакова.

Гоголь преследовал те же цели, что и Гофман – показать, как слепо общество, как просто его обмануть, выдавая кажущееся за действительное.

Люди часто различный обман воспринимают как данность и правдивость.

В какой-то мере типажи этих двух литературных героев обусловлены самим человеческим социумом, готовым их принимать.

Гоголь и Гофман точно подметили этот момент, который, увы, актуален и в современности…

С точки зрения психологии, типажи Цахеса и Хлестакова авантюрные самозванцы, любящие властвовать, но не представляющие как совладать с властью. Цахес присутствует в мире лишь физически, душа его в начальном состоянии, прекрасный дар ему был уготован для того, чтобы его нравственные качества развивались. Хлестаков в отсутствии нравственных качеств предстает человеком лишенным души. Отсутствие созидательного, духовного начала в обоих литературных персонажах дает нам право утверждать, что и тот и другой нуждаются в духовном развитии, которое не может осуществиться без любви ко всему живому.

Источник

Эрнст Гофман Крошка Цахес

Еще в пятом классе, обсуждая на уроках литературы произведение Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», мы говорили, что данному писателю успешно удается совмещать в своих произведениях сказочное двоемирие. И, действительно, главная героиня перемещалась из своего, «обычного» образа девочки в настоящую принцессу, которая расколдовала Щелкунчика.
Страна, где сказка является реальностью – неотъемлемая часть многих, если не всех, новелл Гофмана. Именно поэтому я решила найти этот удивительный мир в произведении «Крошка Цахес».
Для начала, я думаю, следует разобраться с «говорящими» именами героев.

2) Бальтазар. Разрушитель злого умысла. Перевод – «тот, кото защитит Бог». По ветхозаветным преданиям, это было первое имя пророка Даниила. Но, в то же время, мало кто знает, что именно так звали, по легендам скандинавов, самого дьявола. Разве не это может указывать на два мира, в которых существовал поэт? Ведь, с одной стороны, он был тем, кому удалось, полюбив Кандиду, спасти от странной напасти целый город. И его в этом поддерживал великий маг, живущий среди людей, что, кстати, является прямой отсылкой к Спасителю. Но в то же время, именно Бальтазар был тем, кто разрушил мечты большинства чиновников, Крошки Цахеса, а также феи Розабельверде.

3) Проспер Альпанус. «Процветающий, благополучный». Удивительно точно перевод соотносится с образом «лекаря». Как уже было сказано выше, одним из прототипов этого героя явно является Иисус Христос. Ведь и необычные появления, и таинственный свет, подаривший Бальтазару надежду, тогда кажутся вполне оправданными. А уж исчезновение…

Двоемирие Гофмана проявляется не только в именах его героев, но и в их обыденной жизни. Так феи и магии спокойно живут среди людей, войдя в лес, можно услышать музыку природы, а люди столь магически доверчивы, что их может обмануть коротышка из низших слоев общества. Мне удалось разделить персонажей на две группы, по отношению к обману крошки Цахеса:

Поверившие или обманутые:Крошка Цахес, Фея Розабельверде, Кандида, Мош Терпин, Лиза, Фабиан.

Противники: Бальтазар, Проспер, Фабиан.

Следует заметить, что герои данного произведения, как и персонажи «Щелкунчика» не являются полностью принадлежащими одному миру: фея = канонисса, карлик = воплощение человеческого порока и т.д. Следовательно, существование неизведанного Джиннистана уже не кажется таким фантастическим.
Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что Гофман в произведении «Крошка Цахес» не изменил своим принципам и решил продолжать тему двоемирия. Мало того, автор даже сравнивает нескольких главных героев своих произведений, а именно – карлика и Щелкунчика. Ни один персонаж этого писателя не принадлежит обыденному миру целиком, как и иррациональному. Гофману удавалось умело балансировать на грани этих понятий. Стоит ли удивляться успеху его произведений?

Источник

«Крошка Цахес» анализ

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» — сказочная повесть-гротеск немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана.

«Крошка Цахес» анализ

Жанр — сказка (действие происходит в сказочной стране, среди героев есть маги, феи, которые влияют на жизнь людей, волшебные вещи, волшебные превращения.) «Сказка о реальном»; сатирическая история тогдашней Германии

Тема. Показ духовно ограниченного мира филистеров, в котором нет места энтузиастам.

Идея. Осуждение ослепленного общества утратившего ценностные ориентиры, которое не только принимает, но и в каком-то патологическом самозабвении творит себе кумира.

Главная мысль сказки воплощена в феномене Цахеса. Суть его в том, что некоторые люди могут присваивать чужой труд, таланты, достижения и еще и казаться не теми, кем они являются на самом деле. Вина Цахеса в том, что в душе его проснулся внутренний голос, который сказал бы: «Ты не тот, за кого тебя принимают, но постарайся сравниться с теми, на чьих крыльях ты, некрепкий, бескрылый, летишь вверх».

Проблематика. «Крошка Цахес» — произведение сатирическое. Здесь остро высмеивается вся государственная система: духовное и материальное жизни, никчемные, зато с большими претензиями, попытки реформ, система чинов, социальная психология, нищета обывателей, догматизм университетской науки; денег и власти; морально-этических проблем; любви; образования; добра и зла творческого человека и бездуховного филистера.

Двуплановость: мир поэтической мечты (восприятие высокой поэзии, музыки, красоты, природы, очарование, мечтательность, сказочная страна Джинистан) и мир реальной обыденности (княжество Барсануф, Керепес, введение образования, изгнание из страны чар, поэзии, фей)

Реальные и фантастические персонажи. Реальные — Балтазар (мечтатель), Фабиан (рационалист), Мош Терпин (профессор естественных наук), Кандида, жители княжества, правитель Пафнутий, князь Барназуф; Фантастические — фея Розеншен, маг Проспер Альпанус.)

Отдельные персонажи живут одновременно в двух мирах. Маг Проспер Альпанус — врач, фея Розабельверде матушка-игуменья сиротского дома.

Действие волшебных сил: от кого отчуждается красота, от кого-то — талант и мудрость и мгновенно передаются Цахесу. А публика всегда восторженно аплодирует.

Сюжет «Крошка Цахес»

Добрая фея Розабельверде из жалости заколдовывает уродливого телом и душой маленького малыша Цахеса, похожего на альрауна, так, что большинство людей, преимущественно филистеры, перестают замечать его уродство. Теперь люди тянутся к нему. Любое достойное похвалы дело, совершённое в его присутствии, приписывается ему, Цахесу, сменившему своё прежнее имя на новое — Циннобер. И наоборот, стоит ему сделать что-либо отвратительное или постыдное (а ничего иного он не делает) — в глазах присутствующих сделавшим мерзость кажется кто-то другой; чаще всего тот, кто больше всех пострадал от выходки Циннобера. Благодаря дару доброй феи карлик очаровывает профессора Моша Терпина (одержимого своеобразным видением «Германского духа») и его дочь Кандиду. Только влюблённый в прекрасную девушку меланхоличный студент Бальтазар видит истинный облик злодея. Правда, этой же способностью Гофман наделяет и представителей искусства (скрипач Сбьокка, певица Брагацци), а также чужестранцев. Позже к ним присоединяются друзья Бальтазара: Фабиан и Пульхер. Цахес-Циннобер не теряет времени даром, и, пользуясь чужими успехами, быстро делает карьеру при дворе местного князя Пафнутия и собирается жениться на Кандиде.

Поэт-студент Бальтазар, обратившийся за помощью к знакомому магу Просперу Альпанусу, узнаёт от него тайну могущества Циннобера: он вырывает из головы карлика три огненных волоска, от которых и шла вся его магическая сила. Люди видят, каков их министр на самом деле. Цахесу ничего не остаётся, как скрыться в своём прекрасном дворце, но он тонет там в ночном горшке с нечистотами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *