Кросс докинг озон что это
Работа с Ozon по FBO: как поставить товары на региональные склады, чтобы зарабатывать больше
Если вы выбрали схему сотрудничества FBO (доставка и упаковка заказов покупателей со склада Ozon), то после заведения ассортимента и прохождения модерации вам предстоит поставить свой товар на склад Ozon.
Конечно, вы можете осуществить доставку своими силами в своем или ближайшем городе. Но выбор склада хранения и отправки товара имеет значение, если вы хотите максимизировать свою выручку.
Практически у каждого товара или категории есть своя целевая аудитория, которая не бывает распределена равномерно по территории нашей страны. В столице быстрее всего получают распространение популярные новинки из Европы и Китая. Товары для отдыха наиболее востребованы на Юге, а экипировка на Севере.
Конечно, не для каждого товара очевидна география его покупателей. Но определить ее нужно для того, чтобы ваш продукт чаще попадал в выдачу по поисковым запросам. И для маркетплейса, и для покупателя важно, чтобы заказ был получен в максимально короткие сроки. Поэтому вам стоит поставлять товар на те склады, к которым ближе ваша целевая аудитория.
Проводить маркетинговые исследования долго и затратно, поэтому проще проанализировать ваших конкурентов и лидеров категорий. Для этого в сервисе аналитики нужно ввести название товара, выбрать сортировку по продажам и найти самые популярные позиции.
Перейдя в карточку товара, будет понятно, с какого склада они реализуются. И у вас будет два пути: поставлять свой товар на тот же склад, где больше вашей целевой аудитории, или, наоборот, предлагать товар другому сегменту, набирая свою долю рынка.
Можно попробовать оба варианта, протестировав несколько партий товара на разные склады. И как бы далеко вы ни находились от Москвы, всегда имеет смысл поставить часть товара на основные склады, равноудаленные друг от друга.
Чтобы сэкономить на логистических затратах и не беспокоиться о сохранности товара, есть смысл воспользоваться внутренней услугой Ozon. Она подойдет поставщикам, которые находятся рядом со следующими сортировочными центрами:
Кемерово, Иркутск — доступна доставка в Новосибирск.
Озон (кроссдокинг)
В качестве вступления хотелось бы сказать, что с Озоном я год, и в целом сотрудничеством я доволен. В данный момент работаю из Спб. Если весь 2020 год работал только по схеме FBS (отгрузка со своего склада), то с начала 2021 года постепенно 90% товарных позиций вывел на FBO (отгрузка со склада Озон). Ценовой сегмент товара от 350 до 2000 руб. Никаких сроков годности он не имеет и может храниться годами на складах. Только с переходом на эту схему как-то свободнее вздохнулось и ушла рутина с ежедневной упаковкой заказов, а так же вопрос о расширении штата.
Работая с крупными компаниями-партнёрами чётко прослеживается «политика партии» и направление куда они движутся. Иногда действительно радуют их амбиции, результаты и умение грамотно вести такие махины в выбранном направлении.
Но вместе с тем, начинаешь замечать как постепенно, чуть заметно, у некоторых гигантов начинается смещаться вектор, и меняется отношение к клиентам, поставщикам, партнёрам, подрядчикам. Игнорируют, «нагибают», не замечают, диктуют своё. Как следствие теряется доверие, и люди начинают постепенно отворачиваться. И когда гиганты замечают это, как правило бывает уже поздно.
По своему опыту видел масса примеров, как когда-то крупные монополисты своего сегмента сползали с горы Олимп и тщетно пытались вернуть утерянное.
На мой взгляд, Озон сейчас мегаповоротливый гигант, сумевший откусить кусок жирного пирога у WB. Отношение к клиенту практически идеальное. Сам покупаю на Озоне изредка и вижу отношение к себе как клиенту. Но с другой стороны баррикад, я вижу как отношение к селлерам постепенно меняется и увы, не в лучшую сторону.
Опять таки штат. Проблемы с тех.поддержкой были всегда. Но если раньше основной проблемой была скорость реакции. То сейчас, пожалуй, качество. И если не брать во внимание решение внутренних задач (вопросы контента, работа портала и т.д.), а коснуться вопросов поставки товара на склад Озон или возвратов товаров от клиентов, то тут ситуация всё хуже и хуже. И обращение в техническую поддержку уже становиться формальностью, знаешь, что вопрос всё равно не решиться в твою сторону.
Любимая фраза технической поддержки «Предоставьте видео упаковки». На аналогичную фразу в их сторону они реагируют с недоумением.
Возьмём вопрос поставки продукции на склад Озон (FBO), с дальнейшей реализацией. Из 5-ти последних поставок доволен я остался лишь одной. Не знаю, что с ними случилось, но это начинает реально напрягать. Причём основная проблема это приёмка непосредственно кладовщиком (увы не знаю как у них эта должность правильно называется). Пересорт, потеря товара, возврат товара селлеру с непонятной формулировкой (который тут же в следующую поставку спокойно принимается).
1. Пожалуй единственный случай, когда мне удалось добиться предоставления мне видео приёмки моего товара на складе Озон. Вопрос стоял в пересорте товара (приняли не так как надо). На склад отгружается 1 единица товара А, и 2 единицы товара Б. Приходуется Озоном 3 единицы товара А. С момента запроса до момента просмотра видео прошло недели полторы, а может и две. (в итоге весь товар был уже продан по цене вдвое ниже). В итоге я просмотрел 40 минут видео, и вижу как приёмщик достаёт товар А и Б из коробки. Пропикивает сканером товар А, и видимо подумав, что визуально товары похожи, клеит 3 наклейки с внутренним артикулом на остальные позиции товара Б. На указание технической поддержки этого факта, был получен ответ, что если жалоб от клиентов не поступало, то вообще никакой подтверждающей информации нет. Тикет закрывается, селлер идёт куда подальше.
2. Тут, пожалуй, затронем вопрос «Политики партии». Озон последнее время продвигает идею в массы селлеров по поставке товаров на склады по всей России. (называется это кросс-докинг, когда допустим ты сдаёшь товар на склад Спб, но размещаешь его на складах Екатеринбурга, Ростова, Москвы). В принципе идея правильная. Проведя анализ, можно посмотреть где твой товар чаще заказывают и поставить партию на склад ближе к твоему целевому региону.
Я подумал, а ведь правда, начну я поставлять товар на склады по всей России. И отправляю партию на склад в Тверь со склада Спб. Проходит 4 дня и я вижу, что Озон не принял несколько позиций товаров. Начинаю выяснять через техническую поддержку причину непринятия. И мне озвучивается, что товар в поставке не похож на товар, который идёт в карточке товара на сайте. Если честно, был шокирован. Я этот товар отгружал с января по май, и никогда не возникало таких проблем. Начинаем разбираться. Одна позиция изображена на фото на сайте вставленная в стеклянную банку в розовую капроновую крышку. Это по сути пример использования товара. Мы по доброте душевной укомплектовываем товар готовыми капроновыми крышками. И вот же не задача, крышки должны быть розовыми как на картинке. Т.е. к самому товару по сути претензий нет. Но вот к крышке будьте добры. (для меня это равносильно если бы я продавал джинсы и на фото был пришит ярлычок розовый, а реально к товару пришит белый). На другой позиции приёмщику не понравилось как изогнута деталь на самом товаре, тоже на возврат. Про третью позицию я даже узнавать не стал, что их там не устроило.
Но вишенкой на торте был тот факт, что забрать теперь этот товар я должен со склада в Твери, хоть и сдавал я его в Спб. А ну и любой возврат товара возможен только при условии поставки на этот же склад следующей партии. Ну и расстояние от Спб до Твери 530 км.
Вопрос не решён до сих пор. Как его решать пока даже не представляю.
Техническая поддержка на сторону селлера никогда не встаёт, так что к этому надо привыкнуть сразу.
Очень надеюсь, что всё таки Озон повернётся лицом к своим селлерам («курочкам, несущим им золотые яйца»).
Выход на Ozon: нюансы работы с маркетплейсом
Ozon — один из крупнейших маркетплейсов в России. За 2019 год Ozon отчитался о рекордном для себя обороте в 80 млрд рублей. Расширение ассортимента, увеличение доли партнёров — всё это влияет на то, что на «Озоне» всё больше покупают и всё больше продают.
На стартовой странице для партнёров, на которой происходит регистрация в личном кабинете, Ozon описывает сотрудничество сжато и, конечно же, в радужных тонах. Всё легко, всё просто — только зарегистрируйтесь. Однако на деле всё несколько сложнее и с большим количеством нюансов. В этой статье мы постарались кратко рассказать вам о том, к чему нужно быть готовым, если вы хотите расширить свои каналы продаж при помощи этой площадки.
Как начать продавать на Ozon
От вашей первой продажи на Ozon вас отделяет всего лишь несколько шагов:
Схемы сотрудничества с Ozon
Ozon предлагает 3 схемы: продажа со склада Ozon (FBO), продажа со своего склада (FBS) и смешанная схема. Разберём каждую по отдельности.
Продажа со склада Ozon (FBO)
FBO — это схема, при которой вы поставляете свои товары на склад Ozon, а сотрудники маркетплейса сами собирают заказы и доставляют их покупателям. В данном случае вы экономите на аренде склада, логистике и зарплате сотрудникам, которые бы собирали и отправляли заказы.
Склады Ozon есть в следующих населённых пунктах:
Минус работы по схеме FBO заключается в порядке доставки товаров. Чтобы осуществить поставку, нужно в личном кабинете партнёра оставить заявку на свободный для приёма день и подготовить ряд документов для передачи товаров. Склады Ozon при этом часто бывают загружены, а потому партнёрам иногда приходится ждать своей очереди. Сам процесс приёма-передачи тоже затяжной: иногда водителям приходится проводить в ожидании по несколько часов. Но это жертва, которую вы платите за возможность сэкономить на аренде склада, логистике и оплате работы по сбору, упаковке и отправке заказа.
Для тех, у кого нет возможности самостоятельно доставить товары на склад Ozon, действует система кросс-докинга. Вы привозите товар в пункт приёма поставок, а Ozon уже сам развозит товары по своим основным складам. Услуга платная.
Продажа со своего склада (FBS)
FBS — это схема, при которой вы самостоятельно собираете заказы, упаковываете их и далее действуете по одной из двух схем: отдаёте заказ курьеру от Ozon или привозите его в пункт приёма поставок маркетплейса (не путать со складом). Дальше Ozon сам доставит заказ покупателю.
Также необходимо в своём личном кабинете партнёра добавить данные о своём складе и регулярно обновлять информацию об остатках. Сделать это можно через API или импорт XLS-файла.
Смешанная схема (FBO+FBS)
Ozon не запрещает одну часть товаров хранить на своём складе, а другую часть — на складах маркетплейса. В личном кабинете партнёра вы можете выбрать опцию смешанной схемы сотрудничества. Каким образом вы будете делить товары и определять, что хранить у себя, а что отправлять на склад маркетплейса — решать только вам. Но вы должны помнить, что такая схема работы включает в себя особенности и FBO, и FBS. А это значит, что необходимо держать в своей голове в два раза больше нюансов.
Взаиморасчёты
Взаиморасчёты происходят дважды в месяц. Деньги от продажи товаров до 16 числа начисляются на ваш счёт до 25 числа, а от продажи после 16 числа — до 15 числа следующего месяца. Начисление происходит уже с вычетом комиссии Ozon. Если покупатель возвращает купленный у вас товар, то комиссия возвращается вам, а деньги за товар списываются с вашего счёта. При этом вы оплачиваете доставку товара покупателю и пересылку товара обратно на склад.
Комиссии за продажу товаров на Ozon
Размер комиссии, которую маркетплейс взимает за продажу товаров, варьируется от 5% до 25%. Такой большой разброс связан с тем, что у Ozon 23 категории товаров, и для каждой действует своя ставка комиссии. В справочной информации для партнёров можно найти полный список ставок комиссии по категориям.
Основные и дополнительные услуги на Ozon
Все услуги Ozon для партнёров платные. Их набор зависит от того, по какой схеме вы работаете. Давайте кратко рассмотрим, какие услуги предлагает партнёрам маркетплейс и сколько это в целом стоит.
Доставка товаров покупателю
Точная стоимость зависит от объёма доставляемых товаров.
Обработка возврата от покупателя
Под обработкой понимается то, что маркетплейс принимает возврат товара от покупателя, возвращает ему деньги и пересылает товар обратно партнёру.
Конечная стоимость также зависит от объёма возвращаемых товаров.
Размещение товаров партнёра на складах Ozon
Стоимость хранения товаров считается для партнёров индивидуально и зависит от оборачиваемости товаров отдельного партнёра на складе. Об этом подробнее можно узнать в информационной справке маркетплейса.
Если вы впервые поставляете товары на склад Ozon, то хранение в течение первых 30 дней будет для вас бесплатным.
Кросс-докинг
Кросс-докинг — это услуга, которой вы можете воспользоваться, если не можете сами отвезти товары на склад Ozon. В таком случае вы привозите их в пункт приёма поставок, а маркетплейс уже сам доставляет их на свои склады.
Услуга эта действует только для тех, кто продаёт со склада Ozon. Стоимость услуги — от 500 до 7009 руб. Конечная цена зависит от пункта поставки и конечного склада.
Дополнительные услуги
Все тарифы и ставки комиссии указаны в справочной информации для партнёров.
В Shop-Script есть множество интеграций с маркетплейсами, которые позволяют выгружать данные о товарах на сторонние платформы в формате CSV или XLS.
Резюме
Итак, чтобы начать продавать на Ozon, помните о следующем:
Для быстрого обмена данными с Ozon можно подключить плагин «Синхронизация с Ozon». С его помощью вы сможете импортировать товары на маркетплейс, сопоставлять категории интернет-магазина с категориями Ozon, автоматически обновлять данные о товаре и многое другое.
Работа с крупными маркетплейсами всегда подразумевает наличие каких-то подводных камней. Однако у Ozon, как и у других маркетплейсов, есть железные преимущества: большой трафик (Ozon утверждает, что их сайт посещают 1,5 миллиона пользователей ежедневно) и лояльная аудитория. Получить доступ к огромной аудитории, которая уже потенциально готова совершать покупки — это дорогого стоит. Как минимум, стоит того, чтобы присмотреться к маркетплейсам как к эффективным каналам продаж и взвесить все за и против сотрудничества с каждым из них. Про особенности работы с Ozon мы вам уже рассказали.
Озон (кроссдокинг)
В качестве вступления хотелось бы сказать, что с Озоном я год, и в целом сотрудничеством я доволен. В данный момент работаю из Спб. Если весь 2020 год работал только по схеме FBS (отгрузка со своего склада), то с начала 2021 года постепенно 90% товарных позиций вывел на FBO (отгрузка со склада Озон). Ценовой сегмент товара от 350 до 2000 руб. Никаких сроков годности он не имеет и может храниться годами на складах. Только с переходом на эту схему как-то свободнее вздохнулось и ушла рутина с ежедневной упаковкой заказов, а так же вопрос о расширении штата.
Работая с крупными компаниями-партнёрами чётко прослеживается «политика партии» и направление куда они движутся. Иногда действительно радуют их амбиции, результаты и умение грамотно вести такие махины в выбранном направлении.
Но вместе с тем, начинаешь замечать как постепенно, чуть заметно, у некоторых гигантов начинается смещаться вектор, и меняется отношение к клиентам, поставщикам, партнёрам, подрядчикам. Игнорируют, «нагибают», не замечают, диктуют своё. Как следствие теряется доверие, и люди начинают постепенно отворачиваться. И когда гиганты замечают это, как правило бывает уже поздно.
По своему опыту видел масса примеров, как когда-то крупные монополисты своего сегмента сползали с горы Олимп и тщетно пытались вернуть утерянное.
На мой взгляд, Озон сейчас мегаповоротливый гигант, сумевший откусить кусок жирного пирога у WB. Отношение к клиенту практически идеальное. Сам покупаю на Озоне изредка и вижу отношение к себе как клиенту. Но с другой стороны баррикад, я вижу как отношение к селлерам постепенно меняется и увы, не в лучшую сторону.
Опять таки штат. Проблемы с тех.поддержкой были всегда. Но если раньше основной проблемой была скорость реакции. То сейчас, пожалуй, качество. И если не брать во внимание решение внутренних задач (вопросы контента, работа портала и т.д.), а коснуться вопросов поставки товара на склад Озон или возвратов товаров от клиентов, то тут ситуация всё хуже и хуже. И обращение в техническую поддержку уже становиться формальностью, знаешь, что вопрос всё равно не решиться в твою сторону.
Любимая фраза технической поддержки «Предоставьте видео упаковки». На аналогичную фразу в их сторону они реагируют с недоумением.
Возьмём вопрос поставки продукции на склад Озон (FBO), с дальнейшей реализацией. Из 5-ти последних поставок доволен я остался лишь одной. Не знаю, что с ними случилось, но это начинает реально напрягать. Причём основная проблема это приёмка непосредственно кладовщиком (увы не знаю как у них эта должность правильно называется). Пересорт, потеря товара, возврат товара селлеру с непонятной формулировкой (который тут же в следующую поставку спокойно принимается).
1. Пожалуй единственный случай, когда мне удалось добиться предоставления мне видео приёмки моего товара на складе Озон. Вопрос стоял в пересорте товара (приняли не так как надо). На склад отгружается 1 единица товара А, и 2 единицы товара Б. Приходуется Озоном 3 единицы товара А. С момента запроса до момента просмотра видео прошло недели полторы, а может и две. (в итоге весь товар был уже продан по цене вдвое ниже). В итоге я просмотрел 40 минут видео, и вижу как приёмщик достаёт товар А и Б из коробки. Пропикивает сканером товар А, и видимо подумав, что визуально товары похожи, клеит 3 наклейки с внутренним артикулом на остальные позиции товара Б. На указание технической поддержки этого факта, был получен ответ, что если жалоб от клиентов не поступало, то вообще никакой подтверждающей информации нет. Тикет закрывается, селлер идёт куда подальше.
2. Тут, пожалуй, затронем вопрос «Политики партии». Озон последнее время продвигает идею в массы селлеров по поставке товаров на склады по всей России. (называется это кросс-докинг, когда допустим ты сдаёшь товар на склад Спб, но размещаешь его на складах Екатеринбурга, Ростова, Москвы). В принципе идея правильная. Проведя анализ, можно посмотреть где твой товар чаще заказывают и поставить партию на склад ближе к твоему целевому региону.
Я подумал, а ведь правда, начну я поставлять товар на склады по всей России. И отправляю партию на склад в Тверь со склада Спб. Проходит 4 дня и я вижу, что Озон не принял несколько позиций товаров. Начинаю выяснять через техническую поддержку причину непринятия. И мне озвучивается, что товар в поставке не похож на товар, который идёт в карточке товара на сайте. Если честно, был шокирован. Я этот товар отгружал с января по май, и никогда не возникало таких проблем. Начинаем разбираться. Одна позиция изображена на фото на сайте вставленная в стеклянную банку в розовую капроновую крышку. Это по сути пример использования товара. Мы по доброте душевной укомплектовываем товар готовыми капроновыми крышками. И вот же не задача, крышки должны быть розовыми как на картинке. Т.е. к самому товару по сути претензий нет. Но вот к крышке будьте добры. (для меня это равносильно если бы я продавал джинсы и на фото был пришит ярлычок розовый, а реально к товару пришит белый). На другой позиции приёмщику не понравилось как изогнута деталь на самом товаре, тоже на возврат. Про третью позицию я даже узнавать не стал, что их там не устроило.
Но вишенкой на торте был тот факт, что забрать теперь этот товар я должен со склада в Твери, хоть и сдавал я его в Спб. А ну и любой возврат товара возможен только при условии поставки на этот же склад следующей партии. Ну и расстояние от Спб до Твери 530 км.
Вопрос не решён до сих пор. Как его решать пока даже не представляю.
Техническая поддержка на сторону селлера никогда не встаёт, так что к этому надо привыкнуть сразу.
Очень надеюсь, что всё таки Озон повернётся лицом к своим селлерам («курочкам, несущим им золотые яйца»).
Как доставить товары на региональные склады Ozon
Если вы выбрали схему сотрудничества FBO (доставка и упаковка заказов покупателей со склада Ozon), то после заведения ассортимента и прохождения модерации вам предстоит поставить свой товар на склад Ozon.
На какие склады лучше поставлять свой товар
Практически у каждого товара или категории есть своя целевая аудитория, которая не бывает распределена равномерно по территории нашей страны. В столице быстрее всего получают распространение популярные новинки из Европы и Китая. Товары для отдыха наиболее востребованы на Юге, а экипировка на Севере.
Конечно, не для каждого товара очевидна география его покупателей. Но определить ее нужно для того, чтобы ваш продукт чаще попадал в выдачу по поисковым запросам. И для маркетплейса, и для покупателя важно, чтобы заказ был получен в максимально короткие сроки. Поэтому вам стоит поставлять товар на те склады, к которым ближе ваша целевая аудитория.
Проводить маркетинговые исследования долго и затратно, поэтому проще проанализировать ваших конкурентов и лидеров категорий. Для этого в сервисе аналитики нужно ввести название товара, выбрать сортировку по продажам и найти самые популярные позиции.
Перейдя в карточку товара, будет понятно, с какого склада они реализуются. И у вас будет два пути: поставлять свой товар на тот же склад, где больше вашей целевой аудитории, или, наоборот, предлагать товар другому сегменту, набирая свою долю рынка.
Можно попробовать оба варианта, протестировав несколько партий товара на разные склады. И как бы далеко вы ни находились от Москвы, всегда имеет смысл поставить часть товара на основные склады, равноудаленные друг от друга.
Услуга кросс-докинга от Ozon
Чтобы сэкономить на логистических затратах и не беспокоиться о сохранности товара, есть смысл воспользоваться внутренней услугой Ozon. Она подойдет поставщикам, которые находятся рядом со следующими сортировочными центрами:
Хоругвино — доступна доставка на склады Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тверь, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону
Троицкий — доступна доставка на склады Санкт-Петербург, Хоругвино, Тверь, Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону,.
Анненский, Чёрная Грязь, Краснодар, Скотопрогонная, Варшавская, Королев, ЧГВ, Сухарево, Казань Столбище, Уфа, Пермь, Сургут, Волгоград, Красноярск и Омск — доступна доставка на Хоругвино, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Тверь.
Ставрополь, Воронеж, Белгород — доступна доставка в Ростов-на-Дону.
Кемерово, Иркутск — доступна доставка в Новосибирск.
Сроки доставки составляют 2-4 дня, а список маршрутов расширяется каждый месяц. Нельзя составить одну заявку на поставки на все доступные склады — придется оформлять каждую отдельно.
Заявка на кросс-докинг оформляется в личном кабинете в разделе “Продажа со склада Озон” — “Заявки на поставку” с установленным переключателем в поле “Кросс-докинг”.