Кросс в школе что это
Кроссовая подготовка
Кроссовая подготовка: значение, упражнения.
Кроссовый бег требует хорошей физической формы. Сила и быстрота – далеко не все качества, которые необходимы для достижения высоких результатов. Одним из самых главных компонентов в этом процессе является кроссовая подготовка. Она включает целый комплекс упражнений. Каковы они и их значение в физическом воспитании? В этих вопросах нам и предстоит разобраться.
Для чего нужна подготовка?
Кросс – бег по пересеченной местности. Это легкоатлетическая дисциплина, которая направлена на гармоничное физическое развитие человека. Занятия кроссом благотворно влияют на организм в целом: развивают силу мышц, укрепляют нервную систему, улучшают кровообращение и дыхательную работу. Кроме того, кроссы развивают сообразительность человека, умение преодолевать препятствия и распределять свои силы. Разумеется, все это дается со временем. И начинать кросс просто по желанию опасно для неподготовленного организма. Для этого и существует кроссовая подготовка. Ее основными задачами являются: тренировка выносливости; развитие скорости, силы и ловкости; воспитание потребности в самостоятельных физических занятиях.
Разминка.
Уроки кроссовой подготовки следует начинать с разминки. Она может длиться от 5 до 15 минут. Не стоит усердствовать, чтобы поберечь силы для выполнения основных упражнений. Комплекс разминки включает разные виды ходьбы (на носках и на пятках), бег приставным шагом на правый и левый бок и упражнение на дыхание. В качестве общего разогрева мышц тела можно использовать классические вращения головой и руками, наклоны вперед/назад, выпады и прыжки.
Средства тренировки.
Кроссовая подготовка может включать определенные предметы. Ими являются палки, гантели, набивные мячи, гимнастическая стенка, скамейка, скакалка и даже штанга. Все эти атрибуты предназначены для большей нагрузки на мышцы тела, развитие внимания, ловкости и включаются в процесс подготовки постепенно. Это могут быть подтягивания, прыжки с мячом, броски и передача его между участниками занятия особым способом. Главное правило выполнения упражнений с предметами – длительность и повторы подходов.
Упражнения.
Собственно, кроссовая подготовка включает в себя упражнения, которые по цели тренировки можно разделить на три категории:
На скорость. К таким упражнениям относится переменный бег на отрезках в 50 и 100 метров. При этом необходимо чередовать бег трусцой с максимальной скоростью. Также в эту категорию входит эстафетный (беспрерывный) бег. Отрезки составляют 100, 200 и больше метров.
На общую выносливость. Сюда относится равномерный бег со скоростью примерно 5-7 км/ч. Длительность упражнения может составлять 30-90 минут. Переменный бег также входит в эту категорию. Схема его выглядит так: 50 м быстро, затем 50 м медленно (как отдых), 100 м быстро, затем 100 м медленно. Тренировка по времени должна составлять не более 40 минут. Еще одним упражнением является переменно-темповый бег. Дистанция может составлять от 1 до 3 км. Чередование скорости происходит по времени. Например, 3 минуты быстрым бегом, 5 минут – медленным и далее на увеличение.
Занятия в школе
Кроссовая подготовка в школе начинается примерно с 4-го класса и, безусловно, отличается степенью и комплексом упражнений от взрослых (профессиональных) тренировок. Как правило, она проходит в игровой форме (салки, снайперы, эстафеты). Такой подход позволяет одновременно поддерживать интерес школьников к кроссовому бегу, развивать их внимание, ловкость и выносливость. В качестве дополнительной мотивации используется и аттестация в виде сдачи нормативов.
Полезные советы
Кросс – бег, который имеет свои правила и особенности. Препятствия на пути делают его сложным и в то же время интересным. Поделимся несколькими полезными советами, которые пригодятся начинающим бегунам.
Немаловажную роль играет техника самого бега. Она должна быть свободной, маховой. При этом туловище слегка стоит наклонить вперед, согласовать движения рук и ног. Если бегун невысокого роста, ему не нужно подстраиваться под широкий, размашистый шаг высокорослых атлетов. Главное, чтобы все движения были естественными, легкими и непринужденными.
При беге стопы следует ставить сначала на носок, затем переходить на пятку. Бег на всю поверхность стопы притормаживает бегуна, делает его ноги тяжелыми и быстро отнимает силы. При перемещении по мягкому грунту, болотистой местности или песку для сохранения скорости необходимо делать короткие шаги, а ногу ставить на всю ступню. Крутые подъемы лучше преодолевать шагом, а при спуске корпус отводить назад и при шаге опираться сначала на пятку.
Все эти приемы следует отработать на кроссовой подготовке. И не стоит забывать об удобном тренировочном костюме, полноценном сне и режиме питания.
Бег в школе: нормативы, соревнования, как устроен
Далеко не все выпускники школы будут регулярно вычислять интегралы или рассчитывать период полураспада радиоактивных элементов. Зато элементарная зарядка, выученная на уроке физкультуры ещё в первом классе, поможет начинать утро бодро каждый день.
В этой статье мы рассмотрим, как школьники учатся бегать, узнаем, есть ли в учебной программе длинные дистанции, а также познакомимся с нормативами для разных классов.
Как устроен бег в школе
Несмотря на то, что дети готовы носиться по школе и до, и после уроков, для спортивных занятий в учебном плане отведено специальное время. Бегом и не только школьники занимаются на уроках физической культуры, которые проходят в среднем три раза в неделю.
В дополнение к обязательным еженедельным занятиям проводятся внеурочные соревнования и командные эстафеты. В начальных классах это могут быть соревнования внутри одной параллели, а в старшей школе – состязания на районном или даже городском уровне. От школы на таких соревнованиях выступают сборные команды наиболее способных учеников.
В начальной школе очень популярен формат семейной эстафеты «Папа, мама, я – спортивная семья». Такие весёлые соревнования устраиваются ради популяризации здорового образа жизни. А ещё они помогают осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию между школой и семьёй.
Фото: mir-la.com
На базе школы может функционировать легкоатлетическая секция, куда приглашают заниматься школьников с 3-4 класса. Там ребята не только учатся бегать, но и под руководством тренера делают СБУ (специальные беговые упражнения) и занимаются в зале ОФП (общей физической подготовкой).
Многие известные спортсмены рассказывают, что их знакомство с лёгкой атлетикой случилось именно благодаря занятиям в таком школьном кружке.
С какого класса в школах занимаются лёгкой атлетикой
Согласно методическим рекомендациям, спортивные уроки в 1-4 классе включают в себя следующие направления:
В реальности занятия по плаванию проводятся далеко не везде – из-за отсутствия в школах бассейнов. А вот азы лёгкой атлетики дети начинают изучать уже с первого класса во всех учебных заведениях.
Эти занятия доступны и эффективны, они не требуют никакого дополнительного инвентаря. Беговые упражнения и короткие спринты выполняются прямо в школьном дворе или спортивном зале.
Спортивные дисциплины из плана уроков по физической культуре распределены по времени года. Чаще всего упражнениям и нормативам из лёгкой атлетики отводятся первая и четвёртая четверти. Во второй четверти дети занимаются гимнастикой и подвижными играми в зале, а зима традиционно посвящена лыжной подготовке.
В первую очередь это связано с погодными условиями. Если 60-метровые зачёты или челночный бег ещё можно проводить в спортивном зале, то для более длинных дистанций его площади недостаточно. А в сентябре и мае уже можно с комфортом заниматься на улице.
Как проходят школьные соревнования по бегу
Состязания по бегу между учениками одного класса или внутри параллели решают сразу несколько задач:
Самые подготовленные участники потом могут представлять сборную школы на более крупных соревнованиях.
Однако преподаватели физкультуры нередко сталкиваются с отсутствием у учащихся мотивации к участию в забегах. Те ученики, которые не считают себя способными спортсменами, даже не хотят пробовать свои силы. Либо среди участников соревнований есть явные фавориты, например, дети, занимающиеся в спортивных школах.
Чтобы вовлечь и заинтересовать всех школьников, преподавателям рекомендуется предлагать необычные форматы состязаний. Например, старты с гандикапом для разновозрастных учеников. Конечно, объединять в забеге первоклашек и выпускников не стоит даже с временной форой, но можно разделить учащихся на несколько групп: начальная школа (1-4 классы), средняя школа (5-9 классы) и старшая школа (10-11 классы).
Важно, чтобы школьные соревнования стали для детей приятным спортивным праздником, а не пугающим экзаменом. Девиз «Главное – не победа, а участие», авторство которого приписывают инициатору организации современных Олимпийских игр Пьеру де Кубертену, тут более чем актуален.
Фото: gto-normativy.ru
Школьные нормативы по бегу
Если на настоящих легкоатлетических соревнованиях мы привыкли видеть дистанции в 100 м, 400 м, 800 м, то в школьной программе их нет. Точнее, стометровая дистанция есть, но впервые она появляется лишь в программе седьмого класса.
Младшие школьники бегают спринты покороче: 30 или 60 метров. Показатели скоростной выносливости у них незначительны, и дети пока не могут правильно распределить силы. Обычно они стартуют изо всех сил, а к финишу уже еле идут пешком.
К 10-11 годам происходит качественное изменение двигательных функций. К этому возрасту ученики уже овладевают базовой техникой и становятся способны бежать равномерный кросс. В школьных нормативах средней школы появляются более длинные дистанции: бег на 1000 и 2000 метров.
У родителей и школьников отношение к нормативам неоднозначное. С одной стороны, способности к спорту у всех разные, и бывает обидно получать двойки за неумение быстро бегать. С другой стороны, оценки в теории должны быть мотиватором к дополнительным тренировкам, если что-то не получилось с первого раза.
Начальная школа
Согласно методическим рекомендациям 2021 года, в 1-4 классе дети знакомятся со следующими упражнениями из дисциплины «Лёгкая атлетика»:
Уже в 1-2 классе школьники знакомятся с теоретическими основами, изучают, чем отличается бег на скорость от бега на выносливость.
В следующие два года в программе появляются более сложные термины. Школьники узнают, как рассчитывается темп, чем он отличается от скорости бега. Вводятся понятия, связанные с соревнованиями и командной работой на эстафете.
Нормативы по бегу в 1 классе
В первый год обучения в школе дети уже знакомятся с лёгкой атлетикой. Уроки физкультуры носят не только обучающий характер, они также позволяют школьникам подвигаться, размяться, сбросить накопившуюся энергию.
Но всё же уроки есть уроки, поэтому без оценок никуда. В первом классе школьников ждёт выполнение следующих нормативов: 60 м, челночный бег, 1000 м. Необходимо отметить, что этот перечень довольно условный, так как каждая школа сама утверждает программу обучения. Поэтому в каких-то учебных заведениях вместо кросса на 1000 м может быть спринт на 200 м.
Подготовка и проведение легкоатлетического кросса
Для того чтобы мероприятие проходило своевременно, интересно, весело и, чтобы была польза, мы готовим себе помощников для проведения легкоатлетического кросса. К помощникам относятся: оформители, судьи, коменданты, корреспонденты. В помощники в основном привлекаем ребят, которые временно освобождены от уроков физической культуры или школьники, относящиеся к специальной медицинской группе, а так же ребята, желающие оказать помощь в проведении соревнования.
С данным активом проводятся систематические занятия для повышения уровня знаний в судействе. Они привлекаются к написанию положения о кроссе, разрабатывают систему подсчёта очков, выявления победителя, учатся пользоваться секундомерами, хронометрами (засекать время нескольких участников). Школьникам, которые оказывали помощь в судействе, имели хорошие отзывы инспекторов соревнований и выполнившие требования положения «Юный судья», присваиваем это звание.
Оформители. Они оперативно оповещают об успехах товарищей. Готовят объявления, таблицы, протоколы. В тренерской специально отведено место, где находятся бумага, краски, материалы соревнований. Им всегда поможет учитель. Оформители готовят лозунги и плакаты, «волчарник» (гирлянды из флажков), флаги, их размещение, ленты, шарики. В оформлении оказывает помощь учитель рисования, подсказывая как разместить, укрепить, подбор сочетания цветов.
Судьи. Это школьники, которые судят не только кросс, но и соревнования по легкой атлетике. С ними проводим семинарские занятия по обязанностям судей различного ранга. Это оформление протоколов, измерение результатов, пользование измерительными приборами. На первых порах с юными судьями проходим простые правила, а затем углубляемся более подробно. Судьям выдаются нагрудные жетоны «Секретарь», «Судья на виде» и т.д.
Эти нагрудные жетоны вручаются на школьной линейке в торжественной обстановке с произношением клятвы. (Школьники это ценят и уважают).
Комендант. Перед проведением соревнований дистанцию необходимо оформить, очистить, сделать разметку, поставить ограждения. Комендант распределяет задания между физоргами. Каждый класс знает, что ему делать, как делать, где делать. Весь инвентарь хранится в подсобке в спортзале.
Ребята приходят на соревнования с фотоаппаратами и снимают интересные моменты соревнования. Иногда сами участвуют в соревнованиях, в этом случае просят фотографировать друзей. После соревнований делают своеобразный отчет. Каждый под своей фамилией демонстрирует свои фотографии. Ребята сами участвуют в соревнованиях и берут интервью у юных спортсменов. Потом обсуждают свои статьи на заседании кружка и выпускают общую газету «Спортивный глобус». Материал размещается на постоянном стенде.
Фотовыставка и стенная печать вызывают у школьников огромный интерес, способствуют вовлечению ребят в занятия спортом.
Оформление: флагшток, флаги, гирлянды флажков, лозунги, плакаты, призывающие заниматься спортом.
Музыка популярных детских песен и спортивных маршей.
На старте подвешены два баннера финиш, а линии старта написаны на самом покрытии. На этой площадке выстраиваются участники соревнований, парад участников, подъём флага России и Кубани, показательные выступления спортсменов Ейского педагогического колледжа.
Участники кросса получают номера, которые занесены предварительно в протокол.
№п/п | Фамилия, имя. | Класс. | Время на уроке. | Время школьного кросса. | Примечание. |
1. | Зайцева Ира. | 2 | 1 мин 47 с | ||
2. | Жежеря Влада. | 3 | 1 мин 49 с | ||
3. | Завгородняя Елена. | 3 | 1 мин 52 с |
Судьи: ____________________ (ФИО) Дата: ______________________
Нагрудные номера имеют различные цвета (синий, желтый, зелёный, оранжевый), что даёт возможность достаточно чётко определять бегунов той или иной дистанции. После прохождения дистанции показанное время участников заносятся в компьютер, это даёт возможность в считанные секунды определять победителей и одновременно разрядные нормы.
По окончании проведения кросса победителей награждаем медалями, на которых изображена эмблема, кросс и год проведения, вручаются грамоты, удостоверения к медалям.
Победители выходят к пьедесталу под звуки «Гимн молодёжи Кубани». Поднимаются в соответствии занятого места, и проводится награждение. В честь победителей дистанции легкоатлетического кросса студенты Ейского педагогического колледжа показывают показательные номера.
По окончании торжественной процедуры, победителям представляется возможность спустить флаг. Флаг спускают новые чемпионы, звучат гимны.
На следующий день вывешивается приказ по школе, стенгазета, фотовыставка. Лучшие фотографии отмечаются призами.
Статья общешкольный легкоатлетический кросс среди 5-11 классов.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
21 сентября в МОУ «Усачевская средняя школа » прошел общешкольный легкоатлетический кросс среди 5-11 классов.
Одни участники неторопливо бегают по дорожкам, разминая мышцы, другие — обсуждают технику бега. Неторопливо подтягиваются болельщики и любители спорта.
Всё началось с построения участников и слов приветствия от учителя физической культуры Сердцева Владимира Александровича. Владимир Александрович Сердцев, главный судья соревнований, рассказал о правилах и о том, в какой последовательности пройдут забеги по разным возрастным категориям.
«Дорогие друзья! В этот замечательный чудесный осенний, теплый день я рада всех приветствовать на этом спортивном мероприятии. Сегодня вы обязательно докажете, что физкультура и спорт – это основа основ здорового образа жизни, хорошего настроения, бодрости духа, веры в победу. Побеждайте, дерзайте. Всего вам хорошего! Побед, удачи!»
А затем развернулась нешуточная борьба за победу среди учеников среднего и старшего звена. Забавно было наблюдать за участниками, болельщиками, учителями, классными руководителями, которые переживали за своих воспитанников и радовались их победам. Интересное получилось зрелище, но в тоже время, волнующее.
Победители 5-7 классы
Кобелева Жанна – 2,51
Ананьева Полина – 2,55
Шеметова Дарья – 3,00
Кекишев Алексей – 2,30
Шушерин Захар – 2,31
Подосенов Влад – 2,32
Победители 8-11 классы
Абакумова Соня – 2,48
Шушерина Настя – 2,51
Ананьев Володя – 2,22
Кобелев Максим – 2,23
Исаков Володя – 2,26
В завершении осеннего лёгкоатлетического общешкольного кросса Владимир Александрович поблагодарил всех за участие, ещё раз поздравил с победами.
План соревнования «Осенний кросс»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Основная общеобразовательная школа села Высокое Красноармейского района Саратовской области
Сценарий спортивно-массового мероприятия
«Осенний кросс»
Оборудование: флажки, мерная лента
Участники соревнования.
1. Учащиеся 1-4 классов.
2. Учащиеся 5-7 классов.
3. Учащиеся 8-9 классов.
1. Построение участников:
Дети приходят на спортивную площадку, классы строятся на площадке. Возле каждого класса стоит классный руководитель. Напротив болельщики, учителя, гости, администрация школы.
Учитель ФК, на середине площадки лицом к участникам соревнования, подает команды: «Равняйсь! Смирно!»
Поворачивается направо, строевым шагом идет к директору школы, останавливается, не доходя три метра, докладывает: «Товарищ директор школы! Участники соревнований построены! Учитель ФК ….!»
Директор школы: «Здравствуйте, ребята!»
Дети отвечают на приветствие.
Директор школы: «Поздравляю нас с началом спортивного соревнования по осеннему легкоатлетическому кроссу!» Далее директор желает детям честной борьбы, успехов и т.д.
Проводит Белова Анна.
Учитель ФК предупреждает о соблюдении правил ТБ (не толкаться, не ставить подножки и.т.д.)
1. Соревнование учеников 1-2 классов по бегу на дистанции 600м (2 круга по стадиону),
2. Соревнование учеников 3-4 классов на дистанции 900 м (3 круга по стадиону). Стартуют вместе. Другие классы готовятся к забегу.
3. Соревнование учеников 5-7 классов по бегу на дистанции 1200м (4 круга по стадиону со стартом от трубы). Остальные болеют за своих товарищей.
4. Соревнование учеников 8-9 классов по бегу на дистанции 1500м (5 кругов по стадиону мальчики, 4-девочки. Остальные болеют за своих товарищей.
Бег на дистанции 30 метров
1. Соревнование учеников каждого класса по бегу на дистанции 30м. Забеги по 2 человека, выбывает прибежавший вторым. Лидеры от каждого класса соревнуются между собой: 1-2,3-4, 5-6-7, 8-9.
Прыжки в длину с места
Соревнование учеников каждого класса по прыжкам в длину с места с одной попытки. Лидеры от каждого класса соревнуются между собой: 1-2,3-4, 5-6-7, 8-9.
Челночный бег 3*10 или бег по змейке
Соревнование учеников каждого класса по челночному бегу. Забеги по 2 человека, выбывает прибежавший вторым. Лидеры от каждого класса соревнуются между собой: 1-2,3-4, 5-6-7, 8-9.
После всех этапов судьи подводят итоги.
Прыжки через скакалку 1-4 класс,
выброс мяча в баскетбольное кольцо 5-6-7,8-9 (на выбывание)