Кроссбордер что это такое
Будущее e-commerce — кроссбордер
Несмотря на разговоры о торговых войнах, протекционистских тарифах и санкциях, глобализация бизнеса — это джинн, которого нельзя вернуть обратно в бутылку. Сегодня компании имеют столько возможностей выходить на зарубежные рынки практически без барьеров, сколько не было у бизнеса никогда ранее.
Кроссбордер e-commerce — это трансграничная торговля, которая дает возможность всем тем, у кого есть товар в одной стране, продавать его, по сути, по всему миру. Не нужно отправлять товары на склад Amazon, или в другие страны. Можно хранить его в стране до момента непосредственной продажи, а потом отправить покупателю почтой.
Что это дает компаниям? Во-первых, вы увеличиваете свою клиентскую базу. Согласно исследованию Pitney Bowes, две трети потребителей в мире уже совершили трансграничные покупки в 2018-м году, а 32% делают это ежемесячно. По прогнозам экспертов, к 2025 году объем розничной торговли через границу достигнет 1,6 трлн. долл. В РФ в том же 2018-м году трансграничная торговля занимала треть от общего e-commerce, и составляла порядка 363 миллиардов рублей. Объем рынка за 2016 — 2018 годы вырос в 2 раза, и продолжает стремительный рост.
Во-вторых, кроссбордер дает новые возможности для бизнеса. Особенно четкие эти перспективы сейчас, во время кризиса, связанного с Covid. С одной стороны, покупатель во всем мире ищет возможности сэкономить и более открыт к предложениям из других стран. С другой стороны, российский бизнес ищет выходы на зарубежные рынки. Он видит острую потребность в масштабировании, потому что столкнулся с экономическими проблемами внутри страны.
По нашей статистике Scallium, 71% товаров покупают в Китае, в США, в Британии и Германии. Именно эти страны больше остальных любят модель кроссбордер торговли и готовы с ней работать. 65% всех продаж прошли через Amazon, Alibaba и eBay. Но, пожалуй, главный интерес вызывают остальные 35%, которые не относятся к гигантам. И это колоссальный объем рынка!
Важно, что 87% покупателей довольны теми товарами, которые они покупают за рубежом. Есть много предрассудков: товар идет долго, он не всегда должного качества и так далее. Тем не менее, 87% отметили свой положительный опыт таких покупок.
Мы сделали анализ российских компаний, которые продают в США. И вот что они продают:
Это всего 20 магазинов и только на Etsy. А Etsy — это в объемах кроссбордер продаж в США всего 6%. Представьте, сколько продается на других площадках.
Чеки, за которые вы сможете продать свой товар на этих рынках, по нашим оценкам, примерно на 40% выше, чем в России. Это очень важно понимать, потому что вы можете, с одной стороны, дифференцировать свои каналы продаж, с другой — найти более эффективный канал.
Вот страны, куда наши ребята отправляли в прошлом году свои товары: США, Британия, Беларусь, Казахстан, даже Япония есть. То есть это уже протоптанная дорога, в эти страны уже можно отправлять свои товары.
Какие конкурентные преимущества есть у российского поставщик? Если вы хотя бы половине из них соответствуете, вам стоит попробовать:
Нужно понимать, что если вы просто купите какой-нибудь товар в Китае, привезете его в Россию, и отсюда будете продавать его по этой модели, то стать супер-успешным сложно. Но если вы сами здесь запустите свое производство, либо найдете здесь крафтовых производителей, и сможете с ними построить такой формат взаимодействия, тогда у вас есть хороший шанс развить свой бизнес и приумножить свой капитал.
По сути, это пока что новая модель для региона. Мы знаем B2C, уже давно изучили B2B. А это модель M2C: «merchant to customer». Когда я, как продавец, не имея своей витрины, имею возможность доставить свой товар напрямую конечному клиенту. И это та модель, благодаря которой маркетплейсы сейчас активно развиваются в том числе в трансграничной торговле.
Конечно, не все так безоблачно. Есть и барьеры в развитии кроссбордер e-commerce. Очень важно обратить на них внимание.
Барьеры в развитии модели кроссбордер
Диспут – это важная история. Если вы в штатах на условном Shopify или Amazon получите 5 негативных отзывов – вас просто отключат. Если придет хотя бы 2 негативных отзыва в платежную систему, через которую вы работаете с заказчиком, платежная система вас тоже отключит. Разбираться потом долго и дорого.
В развитых e-commerce рынках высокие стандарты качества. Это ключевая история на которую нужно обратить внимание. Но если вы им будете следовать, то довольно таки быстро получите желаемый объем продаж.
Ну и еще один момент связан с языком. Когда вы продаете в другие страны, вам нужно понимать некоторую ментальность. Есть большая разница между работой с российским покупателем и с американским, или канадским, или британским. Есть нюансы, которые как раз упираются в языковый барьер. Поэтому важно начинать свой путь в кроссбордер именно с англоязычного контента. Важно это сделать хорошо, чтобы для американского клиента ваши товары не выглядели как для нас сейчас товары с Amazon, которые переведены коряво.
Если кроссбордер вам интересен, призываем вас сделать две вещи:
Будущее e-commerce — кроссбордер
Кроссбордер e-commerce — это трансграничная торговля, которая дает возможность всем тем, у кого есть товар в одной стране, продавать его, по сути, по всему миру. Не нужно отправлять товары на склад Amazon, или в другие страны. Можно хранить его в стране до момента непосредственной продажи, а потом отправить покупателю почтой.
Во-вторых, кроссбордер дает новые возможности для бизнеса. Особенно четкие эти перспективы сейчас, во время кризиса, связанного с Covid. С одной стороны, покупатель во всем мире ищет возможности сэкономить и более открыт к предложениям из других стран. С другой стороны, российский бизнес ищет выходы на зарубежные рынки. Он видит острую потребность в масштабировании, потому что столкнулся с экономическими проблемами внутри страны.
По нашей статистике, 71% товаров покупают в Китае, в США, в Британии и Германии. Именно эти страны больше остальных любят модель кроссбордер торговли и готовы с ней работать. 65% всех продаж прошли через Amazon, Alibaba и eBay. Но, пожалуй, главный интерес вызывают остальные 35%, которые не относятся к гигантам. И это колоссальный объем рынка!
Важно, что 87% покупателей довольны теми товарами, которые они покупают за рубежом. Есть много предрассудков: товар идет долго, он не всегда должного качества и так далее. Тем не менее, 87% отметили свой положительный опыт таких покупок.
Это всего 20 магазинов и только на Etsy. А Etsy — это в объемах кроссбордер продаж в США всего 6%. Представьте, сколько продается на других площадках.
Чеки, за которые вы сможете продать свой товар на этих рынках, по нашим оценкам примерно на 40% выше, чем в России. Это очень важно понимать, потому что вы можете, с одной стороны, дифференцировать свои каналы продаж, с другой — найти более эффективный канал.
Вот страны, куда наши ребята отправляли в прошлом году свои товары: США, Британия, Беларусь, Казахстан, даже Япония есть. То есть это уже протоптанная дорога, в эти страны уже можно отправлять свои товары.
Нужно понимать, что если вы просто купите какой-нибудь товар в Китае, привезете его в Россию, и отсюда будете продавать его по этой модели, то стать супер-успешным сложно. Но если вы сами здесь запустите свое производство, либо найдете здесь крафтовых производителей, и сможете с ними построить такой формат взаимодействия, тогда у вас есть хороший шанс развить свой бизнес и приумножить свой капитал.
По сути, это пока что новая модель для региона. Мы знаем B2C, уже давно изучили B2B. А это модель M2C: «merchant to customer». Когда я, как продавец, не имея своей витрины, имею возможность доставить свой товар напрямую конечному клиенту. И это та модель, благодаря которой маркетплейсы сейчас активно развиваются в том числе в трансграничной торговле.
Конечно, не все так безоблачно. Есть и барьеры в развитии кроссбордер e-commerce. Очень важно обратить на них внимание.
Диспут – это важная история. Если вы в штатах на условном Shopify или Amazon получите 5 негативных отзывов – вас просто отключат. Если придет хотя бы 2 негативных отзыва в платежную систему, через которую вы работаете с заказчиком, платежная система вас тоже отключит. Разбираться потом долго и дорого.
В развитых e-commerce рынках высокие стандарты качества. Это ключевая история на которую нужно обратить внимание. Но если вы им будете следовать, то довольно таки быстро получите желаемый объем продаж.
Ну и еще один момент связан с языком. Когда вы продаете в другие страны, вам нужно понимать некоторую ментальность. Есть большая разница между работой с российским покупателем и с американским, или канадским, или британским. Есть нюансы, которые как раз упираются в языковый барьер. Поэтому важно начинать свой путь в кроссбординг именно с англоязычного контента. Важно это сделать хорошо, чтобы для американского клиента ваши товары не выглядели как для нас сейчас товары с Amazon, которые переведены коряво.
Если кроссбордер вам интересен, призываем вас сделать две вещи:
Кроссбордер в поисках баланса
Стирая границы
Площадки электронной коммерции агрегируют огромные выборки товаров и услуг, делают ценообразование и сравнения более прозрачными. А дальнейшее развитие цифровых платформ, логистических технологий и способов обработки данных будет сокращать трансграничные транзакционные издержки, в том числе таможенное оформление посылок, и стимулировать развитие международной электронной коммерции, отмечают в MGI.
С одной стороны, электронная торговля стирает границы между странами и позволяет, по сути, любому, даже небольшому, бизнесу выйти на международный рынок. С другой — заставляет власти искать новые подходы к регулированию коммерческих потоков, чтобы обеспечить равные возможности для местных и зарубежных игроков, и пересматривать принципы налогообложения компаний, оказывающих заметное экономическое влияние, но при этом не имеющих физического представительства в стране.
В частности, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала «План противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (BEPS), который в 2015 году одобрили лидеры стран ОЭСР и G20. Он предполагает ряд мер, нацеленных на борьбу с уходом от налогов крупнейших международных компаний, контроль за трансграничными операциями и противодействие схемам налоговых оптимизаций. Например, в рамках реализации этого плана ЕС начиная с этого года обяжет электронные торговые площадки с годовым оборотом поставок свыше €10 тыс. обеспечивать уплату НДС на товары, ввозимые из-за границы Евросоюза. Выработкой собственного подхода к налогообложению трансграничной электронной торговли занимаются и в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), однако пока консенсуса по этому вопросу евразийской пятерке достичь не удалось.
В России самая высокая доля населения, совершающего трансграничные покупки, отмечают в международной Ecommerce Foundation.
Учет и контроль
По данным завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Завьялова, в трансграничной торговле в российской электронной коммерции участвуют по меньшей мере 22 млн покупателей, которые получают 350 млн посылок в год. И это, по его словам, является предметом беспокойства как для государства, так и для бизнеса, «рассматривающих зарубежные покупки россиян как очевидную слабо контролируемую конкурентную силу».
Зарубежные интернет-продавцы, как правило, имеют конкурентные преимущества за счет грамотно организованных бизнес-процессов, логистики, говорит Дмитрий Завьялов. Кроме того, иностранные продавцы в отличие от российских не могут предложить покупателям быструю доставку товара и оплату при получении, поэтому низкая цена остается их единственным преимуществом. Иностранные интернет-магазины иногда даже дотируют доставку товара себе в убыток, чтобы зайти на российский рынок, отмечает руководитель кластера «Электронная коммерция» РАЭК Иван Кургузов.
«Границы постепенно стираются, ретейл объединяется с производством, и суровая и срочная необходимость — выравнять условия для компаний, у которых и продавец (юридически и физически), и покупатель находятся в России, и компаний, у которых физического и/или юридического присутствия в России нет», — уверен Иван Кургузов.
По словам первого заместителя ФТС России, вице-председателя совета Всемирной таможенной организации Руслана Давыдова, число международных почтовых отправлений, обрабатываемых российской таможней, выросло с 2011 по 2018 год в 30 раз, с 11 млн до 340 млн. «Отсутствие полноценного контроля в данной сфере делает ее фактически беспошлинной для иностранных государств, что влечет за собой финансовые потери в отечественном секторе», — заявил чиновник.
По словам главы комитета Госдумы по бюджету Андрея Макарова, только в 2017 году неурегулированность трансграничной интернет-торговли принесла России убытков на 130 млрд руб., а при сохранении существующих тенденций к 2020 году эта сумма может достичь 3 трлн руб.
Дискуссия о несправедливом конкурентном преимуществе иностранных игроков перед российскими, вынужденными уплачивать налоги, и недополученных доходах бюджета в России идет не первый год.
В 2017 году с инициативой введения НДС для зарубежных интернет-магазинов выступила ФАС, Минфин не исключал, что норма может вступить в силу уже в 2018–2019 годах, однако эта инициатива так и осталась под сукном — в отличие от так называемого налога на Google, обязавшего взимать 18-процентный налог с операций, проводимых иностранными ИТ-компаниями в интернете. Изначально эта обязанность ложилась на плечи покупателей — юридических лиц, которые выступали в роли налогового агента, однако с 1 января нынешнего года иностранные компании должны встать на налоговый учет и уплачивать НДС самостоятельно. Впрочем, как пишут «Ведомости» со ссылкой на проект письма ФНС, налоговый орган готов пойти на уступки бизнесу и вернуться к старым правилам.
Опустить планку
Регулирование импорта товаров решено было направить по другому пути: с 1 января 2019 года произошло двукратное снижение порога беспошлинной торговли. Теперь заплатить 30-процентную пошлину придется за зарубежную покупку, стоимость которой превышает €500 (прежний лимит — €1000), а вес — 31 кг. Данное решение было принято всеми странами — членами ЕАЭС. «На наднациональном уровне устанавливается только верхняя граница минимумов, сами страны вольны устанавливать минимумы ниже верхней границы. При этом наиболее активную позицию в данном вопросе занимает Республика Беларусь, что привело к неоднозначным последствиям», — говорит завлабораторией развития налоговой системы Института экономической политики им. Гайдара Наталья Корниенко.
Действительно, Минск несколько лет назад установил планку беспошлинного ввоза на уровне €22, однако в результате бюджетные сборы выросли незначительно (по данным ЕЭК, средняя стоимость посылки из-за границы союза не превышает эту сумму), государственный почтовый оператор «Белпочта» пожаловался на убытки в 4,6 млн белорусских рублей ($2,1 млн по тогдашнему официальному курсу). При этом вырос поток серого импорта, ввозимого через страны Таможенного союза с более высоким порогом беспошлинного ввоза.
«Нужно не пытаться закрыть внутренний рынок, а помочь развитию отечественных цифровых маркетплейсов, открыв им доступ к зарубежному потребителю. На сегодняшний день наши интернет-продавцы делают только первые шаги по выходу на зарубежные рынки», — говорит Дмитрий Завьялов.
В рамках ЕАЭС этому может способствовать создание открытой платформы для ведения внешнеэкономической деятельности в рамках реализации цифровой повестки союза. Ее создание в декабре поддержала рабочая группа по нормативному регулированию при АНО «Цифровая экономика», сообщил ее глава Дмитрий Тер-Степанов. «Такая платформа позволит клиентам получать в электронном виде любые сервисы по логистике, перевозке, страхованию, таможенным операциям, финансовому обеспечению внешнеторговых сделок, получению разрешительных документов, взаимодействию с госорганами, предоставлению отчетности», — отметил он. Среди других поддержанных инициатив — запуск единого стандарта раскрытия и доступа к информации, необходимой для принятия бизнес-решений и уменьшения рисков. Кроме того, ЕЭК уже приступила к разработке концепции согласованной налоговой политики в сфере электронной торговли стран евразийской пятерки — там рассчитывают, что это поможет бороться с уклонением от налогов и создаст справедливые конкурентные условия для электронной торговли между странами. 
Отечественные покупатели задают темп
Российский сектор e-commerce, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), остается один из самых динамичных в цифровой экономике страны, несмотря на то что темпы его роста несколько замедлились из-за общего снижения покупательной способности. Его объем в прошлом году вырос на 16% и достиг 2 трлн руб. Число заказов в российских интернет-магазинах за последние пять лет выросло в 2,5 раза и за прошлый год — на 25% по отношению к 2017-му. Таким образом, динамика покупок в отечественных онлайн-магазинах сравнялась с темпом роста числа заказов в иностранных интернет-магазинах (25%). «Опережающий рост кроссбордера закончился», — констатируют в РАЭК.
По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), темпы роста трансграничной торговли продолжают опережать рост внутренней, но разрыв действительно сильно сократился: если в 2016 году зарубежные игроки демонстрировали прирост на 30% в год, а отечественные — только на 6%, в 2018 году — 20 и 16% соответственно. При этом трансграничная торговля демонстрировала те же тренды, что и внутрироссийская, — рост числа заказов при сокращении средней суммы чека. Доля российских интернет-магазинов в объеме рынка электронной торговли, по данным НАДТ, достигает порядка 76%, более 24% приходится на зарубежные.
Оценки объемов рынка и числа покупателей несколько расходятся в зависимости от методик и анализируемых показателей. Однако очевидно, что россияне тяготеют к возможности совершать покупки за рубежом, не выезжая из страны.
Кроссбордер, страшный и ужасный
Россияне все больше покупают товары в зарубежных интернет-магазинах. Наиболее популярны среди наших соотечественников китайские ИМ. По данным исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в этом году доля заказов из-за границы может превысить треть общего числа покупок в Сети.
Мы опросили экспертов рынка и попросили их оценить, настолько ли страшна для России волна трансграничной торговли, и могут ли российские магазины противостоять ей.
Растём на глазах
Данные исследования свидетельствуют, что если в 2008 году россияне заказали из-за рубежа товаров на 4,3 млрд рублей, то по итогам 2014 года эта сумма достигла 208,6 млрд рублей, то есть увеличилась почти в 50 раз. Весь рынок электронной коммерции в России по итогам прошлого года, по оценкам АКИТ, составил 713 млрд рублей. То есть на трансграничную торговлю приходилось 29,3% всех покупок онлайн.
В АКИТ констатируют, что в январе-июне этого года интерес россиян к покупках в иностранных ИМ продолжал нарастать. За этот период интернет-пользователи в России заказали товаров на 104,4 млрд рублей.
В попытке оценить глубину проблемы
По словам исполнительного директор АКИТ Артема Соколова, во втором полугодии обычно наблюдаются более высокие объемы продаж из-за новогодних праздников. По его словам, вклад первых шести месяцев года составляет около 40%: таким образом, по итогам всего 2015-го объем покупок россиян на зарубежных онлайн-площадках может вырасти примерно на 25% по отношению к 2014 году до 260,75 млрд рублей.
А вот, сооснователь аналитического агентства Data Insight Федор Вирин категорически не соглашается с цифрами, которые приводит в своем исследовании АКИТ. По данным агентства, в 2014 году покупки россиян в зарубежных онлайн-магазинах в денежном выражении составили всего около 85 млрд рублей, что составило примерно лишь 13% всего рынка электронной коммерции в России.
Надо сказать, что у агентства методика расчетов отличается от подхода АКИТ. В Data Insight основываются на данных о почтовых отправлениях и стоимости среднего чека в ИМ, который определяют путем опроса покупателей. Вирин прогнозирует, что по итогам 2015 г. россияне в иностранных интернет-магазинах приобретут товаров на сумму чуть менее 150 млрд рублей, что почти вдвое превышает аналогичный показатель прошлого года. При этом доля трансграничной торговли в общем объеме рынка может вырасти не более чем до 17%.
По его словам, все цифры, которые он видит по рынку онлайн торговли в России у него вызывают достаточно много вопросов, так как зачастую упускаются очень крупные интернет- магазины торгующие в нестандартных секторах (строительство, B2B торговля и т.д.), которые также сейчас значимо начинают влиять на рынок.
Рынок на китайской волне
Многие эксперты рынка отмечают, что рост числа покупок из-за рубежа практически полностью происходит за счет китайских магазинов. Так, лидер российской онлайн-торговли, китайский AliExpress, на долю которого, по оценкам Data Insight, в 2014 году пришлось 55% всех заказов в иностранных онлайн-магазинах, увеличил свою аудиторию пользователей с начала года с 17 млн до более чем 22 млн человек.
Недавно в Россию пришли крупнейший онлайн-магазин Китая JD.com, интернет-магазин DHgate.com, а также продавцы TradeEase и UmkaMall, которые будут специализироваться исключительно на продаже китайских товаров на российском рынке. Компания Rufavor из Поднебесной собирается запустить в России платформу для оптовой интернет-торговли между Россией и Поднебесной.
По словам Иванова, о конкуренции российских продавцов с китайскими можно говорить только в случае с крупными городами. С учетом снижающейся покупательной способности населения продавцы из Китая становятся для населения в регионах единственной возможностью покупать товары.
“В ситуации с кросс-бордер я бы хотел акцентировать на таких моментах. AliExpress сделал с регионами примерно тоже самое, что в своё время сделали “Одноклассники” с Интернетом в регионах. Именно он стал точкой входа в рынок онлайн покупки. Во-вторых, благодаря столь сильном игрокам из Китая начала меняться логистическая инфраструктура последней мили”, – добавляет Алдухов.
Китайцы все больше осваиваются в нашей стране. Согласно исследованию Data Insight торговцы Поднебесной действительно значимо нарастили свою долю – с 45% до 72% (до 80%, как подсчитали в АКИТ) в общем объеме заграничных заказов. Хоть цифры несколько разнятся, Поднебесную уже можно называть «новой восточной угрозой». С этим уже несколько лет пытается бороться АКИТ, лоббируя снижение порога беспошлинной торговли. И такую инициативу поддерживают и чиновники, беспокоясь о существующем налоговом неравенстве для зарубежных и российских ритейлеров.
Что мы можем противопоставить?
Рост популярности трансграничной торговли приводит к тому, что российские локальные игроки теряют свое положение на рынке, сетуют эксперты. Например с 2012 по 2014 г. доля отечественных ИМ на рынке российской электронной коммерции сократилась с 80 до 71%, а в 2014 году эти 9 процентных пунктов (п.п.) составляли почти 64 млрд рублей.По мнению Соколова, не последнюю роль в недополученном доходе играют неравные конкурентные условия для российских и иностранных онлайн-магазинов.
Вирин согласен с тем, что трансграничная торговля стимулируется за счет того, что зарубежные магазины испытывают меньшую налоговую нагрузку. “Представим себе, что “Евросеть” или любой другой магазин перенесет свой онлайн-магазин, например, в Прибалтику. В таком случае они фактически получают возможность торговать с 20-процентным дисконтом” – заявил эксперт.
Впрочем, развитие китайских магазинов в нашей стране может быть и полезным.
Дело в том, что сами китайские игроки основной проблемой, тормозящей дальнейший рост, считают российскую логистику и даже готовы помогать в решении этого вопроса. Например, об этом недавно заявил представитель крупнейшего китайского интернет-ритейлера Alibaba Group Джек Ма. А пока что, свежий на отечественном рынке электронной коммерции игрок JD.com, уже подписал несколько соглашений о сотрудничестве, в том числе с SPSR Express.
Генеральный директор компании “Дымшиц и партнеры” Михаил Дымшиц иного мнения. На своей странице в социальной сети Facebook написал, что активисты российской интернет-торговли постоянно говорят «о создании равных конкурентных условий» с зарубежными интернет-магазинами. Но когда они произносят эту фразу, они искренне не понимают, что в основе конкуренции как раз лежат различия.
“Это конкурентные различия в сообразительности, трудолюбии, доступности денег, государственном регулировании и т.д. Когда они говорят о «равных конкурентных условиях» они чаще всего имеют ввиду создание всем тех же забот государственного регулирования, с которыми сталкиваются они”- подчеркивает он.
При этом он отмечает, что активисты и ни разу не выступали против упрощения и уменьшения государственного регулирования (таможни, начислений на зарплату и т.д.). “А исключительно о геморроях для других. Вот никогда люди, которые не хотят бороться за себя, а целью деятельности которых является создание проблем для других, не будут вызывать ни симпатии, ни даже понимания! ” – cчитает эксперт.
А вот директор по стратегическому планированию интернет-магазина Wikimart (в 2013 году покинул АКИТ) Денис Киселев в комментарии РБК сообщил, что несмотря на внушительные темпы роста китайских конкурентов, они не представляют прямой угрозы российским торговым площадкам, поскольку конкурируют они в разных товарных категориях.
Основные продажи у трансграничной торговли приходятся на категории “одежда” и “аксессуары”, а большая часть российских компаний специализируется на электронике, бытовой технике, товарах для детей. По словам Киселева, год к году российский рынок интернет-торговли растет в среднем на 25–30% и еще далек от насыщения.
Вот, что покупают в иностранных магазинах чаще всего:
Что год грядущий нам готовит
По данным руководителя департамента международного развития SPSR Express Алекса Васильева, трансграничная онлайн-торговля в России растет в четыре раза быстрее отечественной.
По его словам в сложившейся экономической ситуации люди активно «переключаются» на интернет-покупки и в поисках лучшей цены заказывают товары в международных онлайн-магазинах. «По собственному трафику мы видим, что порядка 40% – это новые клиенты, которые ранее не совершали покупки в Интернете за рубежом», – сообщил эксперт.
По оценке Васильева, российская электронная коммерция сейчас увеличивается примерно 10%, в то время как рост crossborder trade составляет 40-45%. Причем в ближайшее время нет никаких предпосылок к тому, чтобы этот разрыв сократился. Наоборот, дальнейшему развитию трансграничной ecommerce будут способствовать оптимизация работы логистических операторов, повышение надежности и сокращение сроков доставки международных отправлений.
Среди ключевых факторов роста crossborder trade в АКИТ называют рост суточной аудитории в Интернете за 10 лет в 12 раз: для сравнения в 2005 году она составляла 5,7 млн. человек, в 2015 году уже 61,5 млн. человек. Кроме этого, в отдаленных районов РФ существует недостаток ассортимента по сравнению с крупными городами.