Кроссовый велосипед что это
Велокроссовый байк: между шоссейником и гибридом
В этой статье речь пойдет о весьма редком и необычном для России классе велосипедов, который, тем не менее, постепенно набирает популярность на наших просторах. Это байки для велокросса, популярных в Европе гонок, также называемые «циклокроссовыми», «циклокроссерами» и т. п. Английское обозначение – Cyclocross, CycloX, CX.
Согласно Википедии, велокросс – это гонка по пересеченной местности, включающая в себя кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды. На трассе обязательно наличие пеших участков – от гонщиков требуется умение мгновенно спрыгивать с велосипеда, преодолевать препятствие и двигаться дальше без снижения скорости. Интересующиеся могут посмотреть весьма познавательное видео с одной из гонок.
Особенности велокроссовых велосипедов
Благодаря колесам 28″, рулю-«барану», шоссейным манеткам Dual-control и жесткой вилке, велокроссовый байк с первого взгляда может быть спутан с шоссейным гоночным. Однако это различные классы велосипедов.
Велокроссовый байк имеет две важнейшие особенности, отличающие его от шоссейного:
Поскольку велокросс проводится в сложных дорожных условиях (минимум асфальта, максимум грязи), требуется установка соответствующей резины. Это зубастые покрышки 622х32…35 мм (большую толщину не допускает регламент UCI), которые отлично режут грязь и обладают хорошим сцеплением с грунтом. Замена покрышек тянет за собой и другие модификации: большие грязевые зазоры рамы и вилки (которые выполняются в усиленном исполнении) и кантилеверные или дисковые тормоза вместо клещевых.
Геометрия велокроссовой рамы заточена под относительно невысокие «грунтовые» скорости, с одной стороны, и под переноску байка на плече – с другой. По сравнению с шоссейником, велокроссовый байк будет иметь лучшую управляемость на низких скоростях.
Вот геометрии типичных велокроссового и шоссейного велосипедов Merida, взятые с официального сайта производителя. Размеры в миллиметрах, даны для рам с одинаковой эффективной длиной (общепринято обозначение ЕТТ, на рисунке – AH). Жирным выделены параметры, наиболее заметно различающиеся у сравниваемых рам.
Велокросс | Шоссе |
---|---|
|
СТ | AH (ETT) | C | D | Q1 | Q7 | H | W | F | L | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шоссе | 525 | 575 | 470 | 408 | 73° | 73,5° | 61 | 1012 | 45 | 170 |
Велокросс | 580 | 572 | 529 | 425 | 70° | 72° | 70 | 1026 | 45 | 138 |
Видно, что для циклокроссера характерны более длинные нижние перья, меньший угол наклона рулевой колонки (70° против 73°) и отсутствие слопинга – завала верхней трубы рамы (ряд шоссейных рам тоже не имеет слопинга). Про геометрию велосипеда можно почитать в статье на сайте ВелоПитера.
В целом, по своим характеристикам велокроссовый байк находится между шоссейным гоночным байком и дорожным гибридом (этот класс также называется fitness). Кстати, про дорожные гибриды можно прочитать в статье на сайте Veloroad. В таблице приведены характеристики наиболее типичных представителей своих классов в ценовом диапазоне 500-1500 евро. Автор не ставил цели охватить все разновидности велосипедов с колесами 700С (которым несть числа); задача таблицы – дать общее представление о положении велокроссового байка среди «собратьев».
Практика использования
Но это все теория, а как обстоят дела с практикой?
На момент написания статьи, автор проехал на велосипеде Merida Cyclo Cross 3 несколько сотен километров по самым разным дорогам – от гладких шоссе до зубодробительных грейдеров. Штатное передаточное отношение трансмиссии (кассета 12-25, система 34-50Т) не обеспечивало уверенного покорения подъемов на грунте, поэтому кассета была заменена на 12-32Т, а задний переключатель – на Deore XT (разумеется, цепь тоже пришлось поменять на более длинную). Таким образом, по тяговым характеристикам байк стал примерно аналогичен горному велосипеду без малой звезды системы.
Вес велосипеда – всего 10,1 кг в ростовке 55 см, с педалями Shimano PD-M540 (в комплекте педалей нет). Горный велосипед той же ценовой категории будет весить примерно на 3 кг больше.
К удивлению скептиков, циклокроссер показал хорошие внедорожные качества. Он отлично ведет себя на сухом грунте и в грязи, а благодаря своей легкости без труда взлетает в горки, которые на горном велосипеде нужно проезжать внатяг. Байк весьма тряский, но в случае одиночных корней, кочек и трещин в асфальте это не доставляет проблем. Разумеется, пешие участки проходятся заметно легче, чем с горным велосипедом – циклокроссер показан для известных в узких кругах поездок, в которых байк путешествует на своем владельце, а не наоборот. 😉
На шоссе скорость велосипеда по сравнению с горным вырастает на 3-5 км/ч, и это на внедорожной резине! Если установить на байк тонкие слики, то скорость вырастет еще больше, и разницу с чистокровным шоссейником сможет почувствовать только опытный спортсмен. Благодаря шоссейной посадке, заметно снижается сопротивление воздуха (особенно при езде против ветра), за что, однако, приходится платить напряжением мышц рук, спины и шеи. На фото справа – посадка с хватом «за пистолеты», которая используется при езде на низких и средних скоростях. Спросите себя сами, готовы ли вы ехать в такой позе целый день? А ведь есть еще и посадка с низким хватом.
Разумеется, у велокроссового байка есть и недостатки. Из-за малой по внедорожным меркам толщины покрышек и большого веса на переднем колесе, байк практически беспомощен на песке и в рыхлом снегу любой глубины, даже с зимними покрышками 622х42 мм – велосипед моментально сносит передним колесом, он пытается катапультировать наездника. Кроме того, на дорожном покрытии типа «стиральная доска» быстро отбиваются руки и плечи, накапливается усталость – после подобного «испытания на вибростенде» ехать становится заметно тяжелее. Автор считает, что замена вилки на карбоновую сильно ситуацию не изменит, а вот титан – должен помочь. Интересно, что «пятая точка» практически не страдает при езде по любым дорогам – вес на нее приходится очень небольшой. Кстати, именно поэтому эффективность заднего тормоза стремится к нулю – колесо начинает идти юзом очень рано.
По сравнению с хорошей дисковой гидравликой, кантилеверные тормоза (велокросс – это чуть ли не единственная дисциплина, в которой они до сих пор используются) требуют приложения значительных усилий, особенно в наиболее часто используемом хвате «за пистолеты». Разумеется, в грязи мощность заметно падает, как и у других ободных тормозов – эту проблему можно частично решить заменой колодок на более «зацепистые». Дополнительные тормозные ручки, которыми оснащаются многие циклокроссеры, реально используются нечасто (хотя и позволяют развивать большое усилие торможения). Но приятно ощущать, что в любом хвате тормоза будут под рукой. В целом, тормоза и посадка на циклокроссере будут привычными для владельца шоссейного велосипеда, а другим категориям байкеров придется привыкать. Кстати, с 2011 года на велокроссовых байках будут использоваться и дисковые тормоза, что решит некоторые из перечисленных проблем.
На велокроссовые байки традиционно ставятся шоссейные колеса с ободами 700х15С, бывают даже модели с вилсетами Mavic о 20 спицах. Поэтому если байкер тяжелее 75 кг, то возможно, рано или поздно ему придется переспицевать колеса на гибридные обода 700х19С – например, Mavic A319. Несмотря на то, что циклокроссер – это гоночная машина, к удивлению автора, на Merida Cyclo Cross обнаружились крепления для багажника и полноразмерных крыльев. Более того, крепления для крыльев есть и на ряде карбоновых вилок, что на самом деле нонсенс. Таким образом, после упомянутой выше модернизации привода и замены колес байк отлично подойдет для асфальтового туризма, при этом сохраняя способность к езде по грунтовым дорогам. Кстати, грязевые зазоры вилки и рамы свободно вмещают в себя шины с профилем 40 мм, в том числе различные туристические и шипованные модели.
Несмотря на то, что велосипед позволяет развивать большую скорость на асфальте, его нельзя рекомендовать для городской езды. Из-за низкой посадки байкер имеет плохую обзорность, а не очень мощные тормоза заставляют чаще уклоняться от препятствий, чем снижать скорость. Хоть горный велосипед и медленнее, при рваной городской езде это будет не очень заметно.
Финансовый вопрос. Нижняя планка для покупки велокроссового байка – около 540 евро. Во столько обойдется велосипед с 18 передачами, алюминиевыми вилкой и рамой, оборудованием Tiagra по кругу (аналог Deore для МТВ) и качественными (но не очень прочными) колесами. Обязательная статья расходов – педали (в идеале, контактные, без них половина достоинств байка окажется нераскрытой). Остальные траты – на вкус владельца. Любители езды по грунту будут модернизировать привод, любители шоссе – менять покрышки, а туристы – усиливать колеса.
Позиционирование
Со временем, кроссовые велосипеды, несмотря на свою специфичность, будут находить все больше и больше своих любителей, для которых шоссейный велосипед – слишком капризный к дорогам, а гибрид – слишком тяжелый.
Последнее обновление 14 января 2011.
Велосипед для велокросса или велосипед для гравия?
Разница в геометрии велосипеда
Велосипеды для велокросса и гравийные велосипеды выглядят одинаково. Оба они похожи на шоссейные велосипеды, но с более толстыми шинами. Нужен ли вам велосипед для велокросса или гравийный велосипед, зависит от ваших потребностей. Если вы профессиональный гонщик, Cyclocross Bike может вам больше подойти. Gravel Bike имеет более широкое применение.
У вас также будет один друг, который скажет вам, что разница всего лишь в маркетинге, но если вы более внимательно посмотрите на оба стиля велосипедов, вы обнаружите много различий. Однако основные отличия, о которых следует помнить, заключаются в том, что гравийный байк будет менее агрессивным, более устойчивым и будет иметь больший дорожный просвет. Теперь пора окунуться в грязь, когда мы углубимся в мир гравийных и велокроссовых велосипедов.
Велосипед для велокросса
Говорят, приближается кросс, но пока он был занят, в него проник гравий и завладел торговлей велосипедами, поэтому некоторые люди думают, что это всего лишь маркетинговое мероприятие. С точки зрения мейнстрима велоспорта велокросс существует дольше гравия, и я уверен, что мы сможем найти людей, которые скажут вам, что я ошибаюсь.
Циклокросс, или крест, как его сокращают, уходит своими корнями в начало 20 века. Считается, что роуди ездили из города в город, а иногда люди выбирали короткие пути. Они спускались по полям, через лес и перепрыгивали через заборы. Они сделали это зимой и использовали как интересный способ оставаться в форме в следующем дорожном сезоне.
Первые гонки и чемпионаты Франции были проведены в 1902 году. Кросс-байкам пришлось долго развиваться. Итак, есть курсы, но теперь UCI использует формулу. Кросс-курсы будут протяженностью от 2.5 до 3.5 км. Будут препятствия, крутые холмы и различные ландшафты. Препятствия, например препятствия, заставят гонщиков слезть с мотоциклов и нести их. Гонка будет длиться от 30 минут до 1 часа.
Велосипеды для велокросса затем превратились в агрессивные гоночные мотоциклы.
Гравийный велосипед
Трудно точно определить гравий, когда все решили, что это здорово; Хотя это определенно было в последнее десятилетие. Причина заключалась в том, что люди десятилетиями ездили по гравийным тропам и переделывали свои велосипеды для гравийных маршрутов.
Гравийные велосипеды берут начало от туристических, шоссейных и велокроссовых велосипедов, чтобы создать идеальную гравийную машину. Идеальный гравийный велосипед для всех индивидуален. Некоторые хотят выйти и пробежать 200 км. Другие хотят загрузить свой велосипед и отправиться на велосипедную прогулку по континенту. Тогда будут и другие, кто захочет спуститься по странной тропинке канала.
Геометрическая рама велосипеда для велокросса и велосипеда для гравия отличается.
(Геометрия велосипеда для велокросса ICAN AC388)
Езда по гравию, как правило, не будет содержать тех же крутых извилин, которые вы найдете на трассе для велокросса. Вам также не придется прыгать на велосипеде через какие-то предметы или постоянно прыгать с него. Обычно вы будете ездить в дорожных условиях, только с немного худшим результатом, чем на большинстве асфальтовых дорог.
Это означает, что вам нужен другой стиль геометрии. Вы будете путешествовать с большей скоростью и, возможно, загруженными, поэтому вам понадобится более устойчивый велосипед. У гравийного велосипеда будут более длинные нижние перья и, как следствие, более длинная колесная база. Более длинная колесная база сделает гравийный велосипед более устойчивым, чем кроссовый. Для большей устойчивости высота каретки будет ниже, чем у велосипеда для велокросса.
Кросс-гонки короткие, и поэтому вы можете уйти с коротким стеком. Поскольку гравийные велосипеды больше предназначены для дальних поездок и длительных поездок, они имеют более высокий стек. Более высокая стопка обеспечивает более удобное положение. Как правило, это положение будет медленнее, чем положение для спринта на кросс-байке.
Рама велосипеда: вам нужен комфорт или жесткость?
Рама для велокросса легче, потому что ее часто нужно «переносить и бегать». Рама из гравия обычно тяжелее, потому что для увеличения нагрузки ей требуется жесткость.
Поскольку рама Gravel Bike имеет более длинную рулевую трубу и более короткую верхнюю трубу, длина нижних перьев будет больше, чем длина рамы Cyclocross. Большая часть рамы Gravel Bike обычно имеет длину около 465 мм; и Cyclocross Длина рамы обычно составляет около 425 мм.
Гонки по велокроссу обычно длятся от 30 минут до 1 часа. Таким образом, большинство кроссовых мотоциклов высокого класса не имеют креплений для бутылок с водой. Интенсивность кросса не позволит вам выпить, даже если вы захотите. Более дешевые кроссовые велосипеды, как правило, идут с креплениями на крылья и багажники. Однако эти велосипеды не являются настоящими кроссовыми велосипедами, а были скорее пригородной версией кроссового велосипеда. Если вы добавите их к гоночному байку, вы прибавите в весе и, как следствие, потеряете скорость.
Гравийные велосипеды обычно не используются для коротких взрывов. Чем дольше вы сидите в седле, тем больше вам нужно комфорта. В гравийном каркасе все еще будет некоторая жесткость, но инженеры приложат немало усилий, чтобы гарантировать, что этот каркас также является претензией. Вам не нужен байк, который разнесет вас на куски за 100-мильную поездку.
Некоторые гравийные велосипеды пытаются восполнить эту нехватку креплений, имея все типы креплений, которые вы можете пожелать. Некоторые из них будут поставляться с креплениями для крыльев и бутылок, но без креплений для кофров, поскольку они предназначены для велосипедных сумок и легких, высокоскоростных туров.
Вам понадобятся все крепления, так как воды всегда может не хватать. Вам также понадобится иметь возможность носить с собой спальный мешок, палатку или палатку, инструменты и еду, если вы решили отправиться в велосипедную поездку на несколько дней. Крепления Fender также будут очень любимой функцией, если вы решите ездить на гравийном велосипеде.
Велосипедные шины и колеса отличаются
UCI проводит гонки велокросса, а это означает, что у шин для велокросса есть правила относительно ширины. Это означает, что самая широкая шина, которую вы можете использовать в кросс-гонке, обычно имеет размер 33 мм. Вы можете бежать шире на несанкционированных соревнованиях, но если вы хотите серьезно участвовать в гонках, вам нужно будет следовать правилам UCI. Правила UCI означают, что большинство кроссовых велосипедов имеют ширину шины 33 мм.
(ICAN AC388 Велосипедное колесо)
Колеса для гравийного велосипеда также бывают двух размеров. Вы найдете колеса 2c и 700b. Кроссовые велосипеды поставляются только с колесами 650c. Причина того, что гравийные велосипеды поставляются с колесами 700b, заключается в том, что вы можете использовать более широкие шины, чем на колесах 650c. Дополнительная ширина принесет больше комфорта и, в другом случае, будет такой же высоты, как и более узкая шина 700c. Это означает, что шина 700b обеспечит вам такую же скорость, как и шина 650c.
(Велосипедное колесо ICAN X-Gravel)
Велосипедные Шестерни
В циклокроссе обычно используются передаточные числа передаточных чисел 46/36 со средними задними маховиками, например, 11-28 и т. Д., Которые требуют более малых передаточных чисел, чтобы справиться с подъемом; в то время как Gravel Bike нуждается в более широком передаточном числе, чтобы справиться с моментом. Для изменения смешанных дорог основной поток использует систему SRAM Force 1X, в то время как двойные диски обычно используют прижимные пластины 50/34 и задние маховики 11-32. Есть также некоторые бренды, которые подходят для звездочек 48/32 или 42/28.
Что такое велокросс и особенности велосипеда для него
7 минут Автор: Михаил Скворцов 2494
Если пойти чуть дальше, за рамки спорта, велокросс подразумевает катание на велосипеде по дорогам различной сложности: от грязи с камнями и песком до идеально ровных шоссе. Широкий диапазон допустимых условий езды не может быть исчерпан только горным, шоссейным или дорожным велосипедом, и для этого выпускают специальные модели, называемые гибридами.
Сразу проведем черту между ЦК-велосипедом и гибридом: они похожи, но конструктивно различаются между собой. Циклокросс больше нацелен на соревнования, гибрид – на катание в реальных условиях.
Что такое кросс-байк, сравнение с шоссейником
Кроссовый велосипед – универсальная машина, гибрид МТБ и шоссейника. По сравнению со своими «старшими братьями», он появился сравнительно недавно, но уже пригляделся многим любителям, которые любят катать где угодно и не хотят держать два-три велосипеда в гараже.
Области использования гибридного велосипеда:
Издалека кроссовые велосипеды напоминают шоссейники благодаря размеру колес и похожей геометрии рамы.
Характерные черты шоссейного велосипеда:
Размер колес дает кроссовому велосипеду накатистость и хороший «взлет» в гору. В маневренности он проигрывает шоссейнику: наряду с одинаковым размером, колеса гибрида тяжелее.
Геометрия рамы повторяет форму шоссейной, однако трубы более толстые, а вес велосипеда больше, чем у шоссейника. Кареточный узел расположен чуть выше, чем у гоночного велосипеда, что снижает курсовую устойчивость на ровных дорогах. Жесткость рамы под нагрузкой ниже.
Гибриды оснащаются амортизацией, в отличие от шоссер-байков, где она напрочь отсутствует. В сочетании с большим весом рамы и колес, вилка снижает скоростные показатели гибрида на шоссе в сравнении с гоночным аналогом. Свой вклад вносят и покрышки, частично подстроенные под условия бездорожья. Зато на дорогах с плохим покрытием и грунтовках гибрид по проходимости будет однозначно выигрывать у шоссера.
На гибриды ставятся ободные векторные тормоза против клещевых аналогов на гоночных моделях. Некоторые модели кроссов частично или полностью оснащаются механическими дисковыми тормозами.
Сходства и отличия кроссовой модели от МТБ
Перейдем к другой стороне медали – характеристикам горных велосипедов. Именно эти параметры дают кроссовым велосипедам те преимущества, которых нет у шоссейников и обычных дорожных моделей: проходимость на пересеченной местности, ударостойкость под нагрузками, амортизация. Однако и по этим параметрам кросс-байки отличаются от своих горных собратьев – они менее выражены, не подходят под агрессивные условия и стили езды, например, кросс-кантри или фрирайд.
Гибриды имеют меньший ход амортизационной вилки по сравнению с горными велосипедами: это снижает их стойкость к ударам на камнях и препятствиях, зато не мешает разгону на ровных дорогах. Динамика и удобство управления кроссами на городских дорогах значительно выше, чем у МТБ.
Покрышки имеют достаточно глубокий рисунок протектора для езды по грязи, песку и ухабам, но более гладкие, если ставить с ними в ряд шины от тех же кантрийных велосипедов. Благодаря этому гибрид лучше разгонится и будет держать скорость на свободной дороге, но «утонет» на бездорожье, где МТБ спокойно проедет.
Велокросс-байки оснащаются трансмиссией от горных велосипедов. Отличие состоит в том, что передачи для въезда на подъемы с большим уклоном не используются на гибридных моделях. Наоборот, чистые МТБ не оснащаются скоростными передачами для высокого разгона по шоссе, в то время как на гибридах они есть. Тем не менее эта разница не столь существенна, зачастую на скоростных моделях передачи не используются в полном объеме.
Коснемся еще одного важного параметра – накат. Традиционные горные велосипеды проигрывают гибридам за счет нескольких факторов сразу:
Посадка велосипедиста при управлении кроссовым байком приобретает наклонное положение, промежуточное между стандартной МТБ-шной и шоссейной. Разумеется, при правильно подобранной ростовке.
Прочность традиционных горных и спортивных велосипедов выше, нежели гибридных. Это связано с тем, что МТБ испытывает большие нагрузки в прыжках и преодолении препятствий, тогда как запас прочности у их «оппонентов» не рассчитан на такую агрессивную езду. Однако кросс выигрывает в весе – важном показателе для быстрой езды по дорогам.
Мифы о гибридных велосипедах
С появлением гибридных моделей распространились некоторые заблуждения относительно катания на них по дорогам. И если в сравнении с шоссейником все ясно – гибриды проигрывают им по скорости, легкости и маневренности – то с МТБ возникают небольшие недомолвки.
Заключение
Велокросс-байк частично сочетает в себе технические внешние характеристики горных и шоссейных велосипедов. Вместе с этим его можно назвать «компромиссным» вариантом: он лучше ведет себя на гладких дорогах, чем МТБ, но уступает в этом шоссеру. С другой стороны, на существенных препятствиях гибрид проигрывает горной модели. Зато в городской и сельской среде для ежедневного использования и путешествий по накатанным маршрутам он заслуженно получает высший балл.
Велокросс – что это такое, особенности
Велокросс еще не получил должного внимания в России. Несмотря на то, что эта спортивная дисциплина объединяет велосипедистов с разных стран мира, велокросс не входит в программу российской Олимпиады, а потому и не имеет финансирования со стороны государства.
Тем не менее, с каждым годом все больше спортсменов принимают участие и испытывают свои силы в езде по бездорожью. Считается, что первая гонка по велокроссу проходила во Франции в 1902 году. Далее велокроссовая дисциплина распространилась по странам Европы, где приобрела большую популярность среди европейских велосипедистов.
Первый мировой чемпионат по велокроссу также проходил во Франции, где в середине 20 века собрались представители велосипедного спорта многих стран. Победу в первом мировом чемпионате одержали французы.
Сейчас лидирующие позиции по велокроссу занимают:
Мировой чемпионат проводится ежегодно в январе. Как было сказано ранее, Россия не принимает участие в велокроссе. Однако в стране проводятся региональные чемпионаты, где российские велоспортсмены демонстрируют свои навыки езды на велосипеде в нестандартных условиях.
Что такое велокросс
Что же такое спортивная дисциплина «Велокросс»? Велокросс – это гонка, в которой спортсмены принимают участие на велосипедах и преодолевают дистанцию, состоящую из различных дорожных условий, в любую погоду. Гоночная трасса состоит из участков, которые могут включать в себя следующие дорожные покрытия:
Каждая трасса велокросса уникальна и проектируется индивидуально. Некоторые участки недоступны для езды, поэтому на велокроссе спортсменам приходится бежать с велосипедом на плече.
Дистанция состоит из нескольких кругов и имеет специальную зону, где велосипедист может поменять байк или же с помощью персонала устранить поломку. Естественно, не каждый велосипед сможет преодолеть такой маршрут. Поэтому большое внимание следует уделить выбору подходящего байка. В среднем велокросс длится:
Чемпионат по велокроссу проводится именно в зимний сезон. Для того, чтобы спортсмены могли одновременно принимать участие также и в шоссейном велоспорте, который проходит в летний период.
Экипировка и велосипеды для велокросса
Кроссовый велосипед – главный помощник участника заезда. Кроссовая модель приобрела большую популярность во всем мире и представляет собой комбинацию шоссейника и маунтинбайка.
Преимущества кроссового велосипеда:
Конструкция рамы предназначена для бездорожья и обладает приподнятой задней кареткой. Часто имеет изогнутую форму, чтобы спортсменам было удобно перемещать велосипед на плече.
Велосипед изготавливается из следующих материалов:
Наиболее бюджетные варианты – это кроссовые велосипеды, произведенные полностью из алюминия.
Строение руля схоже с гоночными моделями, его конструкция изогнута. В народе такая форма руля имеет название «бараньи рога».
Комплектующие
Велосипед предназначен для езды на пониженных передачах. Поэтому он не подойдет для гонок по шоссе. Зато прекрасно подходит для ежедневных перемещений по городу или для путешествий по пересеченной местности.
К байку можно подобрать звездочки с любым количеством зубьев. Чем меньше количество зубьев, тем проще будет передвигаться по холмистой местности. Для подъема в горы лучше подойдут звездочки с количеством зубьев от 11 до 32. Наибольшее распространение получили звездочки с 46 и 36 зубьями.
Отличительная черта кроссового велосипеда – это расположение троса вверху рамы. Такое положение предотвращает попадание грязи в систему. Следовательно, такой байк прекрасно выдерживает езду в снег, дождь, «купание в жиже» и прочие экстремальные погодные условия.
Шины для велокроссовых велосипедов
Диаметр колес – 28 дюймов. Такой размер снижает маневренность на шоссе, зато облегчает подъем в горы. Покрышки адаптированы для длительных поездок по бездорожью и содержат глубокий рисунок протектора. Благодаря этому возможно передвигаться по песку, гравию и прочим необычным дорожным поверхностям.
Ширина шин для велокроссовых велосипедов варьируется до 42 миллиметров. Профессионалы выбирают трубчатые шины, у которых покрышка и обод склеены друг с другом. Такое строение шин возможно только на колесах, выполненных из карбона.
Современные производители предлагают большой выбор шин от гладких по шипованных вариантов. Помимо трубчатых шин, в велокроссе также используют стандартные клинчерные или бескамерные покрышки.
Давление в шинах
Давление в шинах регулируется в зависимости от дорожного покрытия и погодных условий. Чем меньше давление, тем большая площадь шин соприкасается с земной поверхностью. Поэтому спортсмены понижают давление в шинах при передвижении на песке, гравии, в болоте и в прочих осложненных условиях.
Обычно профессионалы начинают гонку с давлением в 30 psi, а после постепенно понижают значение. В среднем на гоночном маршруте давление в шинах велосипеда находится в диапазоне от 15 до 25 psi. Если вы покупаете кроссовый велосипед не для гонок, а для ежедневных прогулок по асфальтированной дороге, то первоначально выставите значение в пределах 50 psi.
Тормоза
В отличие от шоссейных моделей, оснащенных клещевыми тормозами, велосипеды для велокросса могут иметь один из двух вариантов тормозов:
Первоначально использовались кантилеверные тормоза. Их характерная черта – это большой зазор между рамой велосипеда и ободом колеса. Такой зазор предотвращает порчу элементов от попадания грязи в части механизмов.
Позже спортсменам, участвующим в велокроссе, было разрешено использовать дисковые тормоза. Профессионалы постепенно перешли на них, так как дисковые тормоза обладают рядом преимуществ:
Из двух видов кантилеверные тормоза значительно дешевле, поэтому на соревнованиях их часто применяют новички.
Обувь и педали
Обувь необходимо выбирать такую, в которой также будет удобно передвигаться на тех участках, где спортсменам придется слезать с велосипеда и нести его в руках.
В качестве педалей выбирают один из двух вариантов:
Новичкам рекомендуется начинать с обычных педалей, а далее переходить на те, которые более комфортны в использовании.
Для контактных применяют специализированную обувь, которая защелкивается и фиксируется в педали с помощью металлических шипов. Подобные модели двусторонние, а также защищены от попадания грязи в механизм. При использовании контактных педелей нога не будет соскальзывать даже при езде через лужи и болота.
О пользе велокросса
Пользу велокросса невозможно выразить в одном предложении. Маршрут, проходящий по лесу, песку, болотам, холмам, асфальту, веткам и деревьям, обладает следующими неоспоримыми преимуществами:
Заключение
На первый взгляд велокросс может показаться весьма странным видом спорта. Участники соревнуются в преодолении препятствий, покрываются слоем грязи, проезжают по болотам и пескам, а иногда и начинают тащить свой велосипед на плече. Но несмотря на столь сложный маршрут, велосипедисты приобретают массу приятных впечатлений.
Участие в велокроссе – это самый лучший способ проверить свои возможности владения велосипедом. Чтобы подготовиться к соревнованиям, спортсмены тратят много сил и времени на тренировки, в ходе которых прокачивают определенные навыки и умения.
Спортивная дисциплина с каждым годом набирает обороты и вовлекает все большее количество участников. Самое главное в велокроссе – это самостоятельно преодолеть препятствия, а также получить море позитивных эмоций от нестандартной езды на велосипеде.
Автор статей. Высшее образование по специальности: “Технологии транспортных процессов”. Люблю велопрогулки и другой активный отдых.