Кроссворд на тему что роднит музыку с литературой 5 класс
Кроссворд «Литература и музыка» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
2. Автор романса «Жаворонок».
3. Музыкальный спектакль, основа которого – танец.
4. Древнегреческий певец, герой мифов.
5. Музыкальный спектакль, где все артисты поют.
6. Дом, предназначенный для постановок спектаклей.
7. Ансамбль из четырех исполнителей.
8. Песня романтического содержания с инструментальным сопровождением.
9. Литературная основа оперы или балета.
2. Автор романса «Жаворонок».
3. Музыкальный спектакль, основа которого – танец.
4. Древнегреческий певец, герой мифов.
5. Музыкальный спектакль, где все артисты поют.
6. Дом, предназначенный для постановок спектаклей.
7. Ансамбль из четырех исполнителей.
8. Песня романтического содержания с инструментальным сопровождением.
9. Литературная основа оперы или балета.
2. Автор романса «Жаворонок».
3. Музыкальный спектакль, основа которого – танец.
4. Древнегреческий певец, герой мифов.
5. Музыкальный спектакль, где все артисты поют.
6. Дом, предназначенный для постановок спектаклей.
7. Ансамбль из четырех исполнителей.
8. Песня романтического содержания с инструментальным сопровождением.
9. Литературная основа оперы или балета.
«Литература и музыка»
«Литература и музыка»
«Литература и музыка»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Предлагаю вашему вниманию музыкальный кроссворд по теме «Литература и музыка» для 5 класса (программа Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской). Очень простой легкий кроссворд поможет разнообразить ваши уроки. На странице выполнено форматирование для печати на 2-х сторонах листа, для 3 учащихся. Есть правильные ответы.
Номер материала: ДБ-811864
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Музыкальный кроссворд к уроку музыки в 5 классе «Музыка и литература».
Предмет: | Музыка |
Категория материала: | Конспекты |
Класс: | 5 класс |
Автор: | Ладова Алевтина Александровна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 23.48 Kb |
«МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»
1. Древний русский струнный щипковый музыкальный инструмент.
4. Вокально-симфоническое произведения с русским текстом, посвященное памяти народных героев, траурная мелодия.
6. Небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
8. Торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.
9. Автор знаменитого полонеза «Прощание с Родиной».
10.Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы.
12. Русский композитор, пианист, дирижёр в XIX веке пользовался большим успехом, автор известного романса «Соловей».
13. Ребенок, который признан образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
15. Самое крупное и значительное произведение, симфония-действо В.А. Гаврилина.
17. Основной жанр малой повествовательной прозы, меньшая по объёму форма художественной прозы, нежели повесть или роман.
18. Род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.
2.Советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам, автор хоровой симфонии «Перезвоны».
3. Балет Михаила Фокина, поставленный на фортепианные произведения Фредерика Шопена.
5. Короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.
7. Пение без слов, также пьеса для голоса без слов, из одних гласных звуков или слогов.
11. Наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодию.
14. Одна из частей незавершенного произведения В.А. Моцарта, над которым он работал вплоть до самой смерти.
16. Танец с полным оборотом в два такта с тремя шагами в каждом.
19. Вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
20. Певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев.
Кроссворд по музыке на тему «Музыка и литература» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Название симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова, сочиненной по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
Упражнение, исполняющееся на гласный звук, для развития выразительности голоса и виртуозной техники певца.
Композитор, сочинивший романс «Горные вершины».
Жанр инструментального или вокального произведения, основанный на песнях венецианских гондольеров.
Композитор, сочинивший романс «Венецианская ночь».
Самый популярный и распространенный жанр музыкально-литературного творчества; неразрывное соединение слов, мелодии и ритма.
По вертикали: (в выделенных клетках)
Камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением на оригинальный поэтический текст.
ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1553431
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Если задали на дом кроссворд по музыке
Бывает, что в школе в качестве домашнего задания задают составить кроссворд по музыке. Это, в общем-то, дело не хитрое, тем не менее, эту задачу можно решить еще проще, если воспользоваться специальной программой для составления кроссвордов.
В этой статье я покажу вам в качестве примера простой музыкальный кроссворд, и расскажу, как легко можно сделать такой же самому. Кроссворд по музыке составлялся мной с учётом школьной программы – вопросы прямо простецкие.
Когда вы сами будете составлять музыкальный кроссворд, то чтобы не ломать голову над придумыванием слов и вопросов, просто откройте школьную тетрадку и пользуйтесь записями, которые вы делали на уроках. Сгодятся для этой работы разные термины, названия произведений, музыкальных инструментов, имена композиторов и т.п.
Пример музыкального кроссворда
Вот какой кроссворд получился у меня, попробуйте разгадать:
Вопросы по горизонтали:
Вопросы по вертикали:
1. Шутка 2. Глинка 3. Увертюра 4. Квартет 5. Реквием 6. Литавры 7. Щелкунчик 8. Опера 9. Бас 10. Песня 11. Дирижер 12. Бульба 13. Фортепиано 14. Садко
1. Секунда 2. Шуберт 3. Бемоль 4. Трио 5. Рубинштейн 6. Мусоргский 7. Вальс 8. Концерт 9. Барокко 10. Моцарт 11. Полонез 12. Бах 13. Аккорд
Как сделать кроссворд по музыке?
Теперь расскажу немного о том, как же я сделал это чудо. Мне помогла программа для создания кроссвордов под названием Crossword Creator. Она бесплатна, её очень легко найти в Интернете и установить (весит примерно 20 Мб – то есть мало). Перед тем, как я вышел на эту программу, опробовал ещё ряд других. Эта показалась мне самой лучшей.
Как видите, слов для угадывания в свой музыкальный кроссворд я включил не так уж много – всего 27. Вы можете использовать любое число слов. Список нужных слов просто вводится в окошечко программы, которая сама затем их распределяет по вертикали и горизонтали и красиво перекрещивает.
Нам остаётся только выбрать стиль оформления, а затем скачать готовый кроссворд. Причём скачать можно сразу несколько нужных файлов: кроссворд без ответов, он же с заполненными клеточками, список всех ответов, ну и список вопросов. Правда, вот, вопросы берутся из разных словарей, поэтому вероятнее всего, что вопросник придётся корректировать. Для примера музыкального кроссворда, который я вам продемонстрировал, вопросы я написал вручную.
Теперь очень важный момент. Как вывести сам кроссворд в графический файл? Отдельно обозначенной функции экспорта в другие форматы в программе Crossword Creator нет. По сути, мы просто копируем изображение и дальше вставляем его куда хотим. Лучше всего вставить его в какой-нибудь графический редактор: в Photoshop, например. Проще всего – в стандартный Paint, а можно прям в Word, в тот же файл, где у вас находятся вопросы.
Один технический момент. После того, как рисунок вставляется в графический редактор, нажимаем «Сохранить как», далее вводим имя и (важно!) выбираем формат. Дело в том, что в Paint’е по умолчанию стоит точечный рисунок bmp, а в Фотошопе свой формат, нам же выгоднее всего сохранять картинку в формате JPEG, его и выбираем.
Заключение.
Ваш кроссворд по музыке готов. Благодарю за внимание. Если находите данный материал «полезным для общества», пожалуйста, отправьте его в «Контакт», «Мой мир» или ещё куда – для этого прямо под этим текстом есть кнопочки. До новых встреч!
Открытый урок в 5 классе «Что роднит музыку с литературой»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Авторская разработка проекта урока музыки в 5 классе
по теме :»Что роднит музыку с литературой?»
с формированием навыков смыслового чтения и использованием метода проектов.
Григорьева Ирина Викторовна,
учитель технологии, музыки первой категории.
Окунёвская СОШ филиал МАОУ Вагайская СОШ
Тюменская область, Омутинский район.
Открытый урок музыки в 5 классе по теме :»Что роднит музыку с литературой?»
Цель: выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.
формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;
формировать навыки и умения выразительного смыслового чтения;
развивать мышление, память, воображение через восприятие музыки и поэзии;
учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;
учить детей умению анализировать басню;
расширять словарный запас учащихся;
воспитывать нравственно-этические нормы поведения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты изучения: Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, проектор, экран, презентация учителя с текстом, картинками и музыкальными произведениями.
Литературный материал: Басни И.А.Крылова «Квартет» и «Ворона и лисица», слова песни «Во поле берёза стояла», стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок».
Материал искусства: картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»
Музыкальный материал: Русская народная песня, «Во поле берёза стояла»,
«Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, романс М.И.Глинки «Жаворонок».
I. Организационная часть. Музыкальное приветствие:
II. Основная часть. 1. Повторение изученного материала в 4 классе
Музыкальные загадки ( развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество.)
Семь сестренок очень дружных,
Каждой песне очень нужных.
Музыку не сочинишь,
Если их не пригласишь. (Ноты)
Если ноты в ряд стоят,
Эти ноты —. (Звукоряд)
Он ключ, но ключ не для двери,
Он в нотоносце впереди.
Работа с текстом стихотворения
“ Чтоб выучиться пению
Имеем мы терпение,
И чтоб урок не зря у нас прошел,
Должны мы быть внимательны,
Послушны и старательны
И выучить все ноты до одной:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до,
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до”.
1. Какими вы должны быть на уроке музыки? (внимательными, послушными и старательными)
2.Какие ноты вы знаете?
(До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до)
Прочитайте музыкальный рассказ (Используется при повторении знаний нотной грамотности)
2. Актуализация знаний
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами начнём экскурсию по литературно-музыкальному журналу (на доске: «МУЗЫКА + ЛИТЕРАТУРА =. «), название журнала мы узнаем после составления кроссворда. На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой.
Формулирование темы урока. Ребята, как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о музыке и литературе)
Работа с учебником. Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему урока.
(Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».)
— А теперь давайте составим план, работы на уроке. (Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана). Прочитайте, что получилось.
Выяснить, что общего между музыкой и литературой.
Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.
Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.
Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.
Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
— Эту мелодию мы сможем с вами исполнить? (Да, сможем). Как? (Голосом).
Работа с учебником Прочитайте текст по теме урока: «Что роднит музыку с литературой». и вставьте пропущенные слова
Реконструкция текста (Письмо с дырками). (Этот приём подойдёт в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. )
«Музыкальный текст, с пропусками слов» ( Учащимися составляются тексты и слова для справок для индивидуальной работы.)
Слова для справок : композиторы, сочинение, содержание, произведения, источник,
Слова для справок : сказка, песня, произведения, романс, музыка, поэма, жанры, баллада, запевка.
Задание № 1. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. Их нужно разобрать, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке. (дети работают с карточками)
Инстр у ментальная музыка 5
Из слов собрать кроссворд, чтобы получилось слово
(собираем сверху вниз по числам, начиная со слова Симфония.
Итак, ребята, как называется наш литературно-музыкальный журнал? (Сотрудничество) А почему он так называется? (Музыка и литература сотрудничают друг с другом) (Раздаются карточки )
Приём «Дополни предложение»
Б) Ты всё пела? Это дело:….
Г) Спой, Светик не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой….
Д) А вы, друзья, как ни садитесь……
Приём «Дополни определение»
А) Исполнение мелодии голосом без слов называется ____________________. (вакализ)
Б) _______________ – это небольшой рассказ (чаще стихотворный) состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение) и сатирическое изображение (Басня)
Музыка часто становится основой сюжета литературного произведения, иногда она выступает как главный действующий герой.
Задание № 2. Прошу вас, ребята, продолжить крылатые выражения и назвать произведения из которых эти строки: (из басни..)
Ты все пела? Это дело. (Так поди же, попляши!)
Ай, Моська!…(знать, она сильна, что лает на Слона!)
Спой, Светик не стыдись!
( Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!)
А вы, друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь)
Итак, мы открываем первую страницу нашего журнала БАСНИ.
Но сначала давайте вспомним, что называется басней? (Басня – это небольшой рассказ (чаще стихотворный) состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение) и сатирическое изображение
— Кто чаще является героями басен? (растения, животные и предметы)
— А кого автор подразумевал под животными и растениями? (людей)
— А кто самый известный баснописец? (Иван Андреевич Крылов)
(Учитель раздаёт слова басни И.А.Крылова «Квартет», Приложение 2.)
Приём «Чтение с остановками и вопросы « (Учитель выбирает текст для чтения. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т.д.)
Как называется басня?
Кто автор басни? (самый известный баснописец)
Как автор называет Мартышку?
Как автор называет Мишку?
На каких инструментах собрались играть звери?
Где животные собрались играть на инструментах?
Что собрались делать животные?
Какие животные собрались сыграть квартет?
О ком в басне идёт речь?
2. Иван Андреевич Крылов
5. Ноты, баса, альта, две скрипки.
7. Сели на лужок под липки
9. Пленять своим искусством свет
10. Мартышка, осёл, козёл и мишка.
11. Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей
12. О животных, выступающих в роли музыкантов.
Приём «Словарная работа»
Задание № 3. 1. Прочитайте и подчеркните карандашом непонятные вам слова. Запишите определения в тетрадь.
Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам.
Уселись чинно в ряд.
2. Подчеркните и назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.
3. На каких инструментах играли звери? ( бас, альта, две скрипки)
4. К какой группе симфонического оркестра они относятся? (струнно-смычковой)
квартет, ноты, бас, скрипка, музыка, прима, музыка, альт, кант, запляшут, втора, смычок.
5. Какой инструмент не называется Крыловым? ( контрабас, он не входит в состав струнного квартета, а басом Крылов называет виолончель)
Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:
Работа с иллюстрациями
Задание № 4: рассмотреть струнно-смычковую группу
Задание № 5. Работа с текстом . (Выборочное чтение)
Найдите и прочитайте, кому какие инструменты достались. (Бас – медведю, мартышке – скрипка прима, альт – у осла, вторая скрипка у козла)
Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? ( увлечь всех жителей леса своей игрой)
В самом деле, они могли пленять своим искусством? (Нет, они не умели играть на инструментах)
Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре? (Себя.) «Я, прима, сяду против вторы
Что собрались делать животные? (Затеяли сыграть квартет.)
Прочитайте слова, которые выражают смысл басни ( «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)
В чем же смысл басни? Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка не смогли сыграть на инструментах, потому что у них нет способности, знаний и умений. У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.
Прочитайте, как они начали свою игру ( Ударили в смычки, дерут, а толку нет )
Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка? ( Нет)
Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)
Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (Умным, знающим)
Получилась ли у них музыка? ( Нет )
Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад» ( И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!»)
Задание № 6: Чтение по ролям. (Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)
мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.
осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.
соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
( Вы обратили внимание, что ни один зверь не держит правильно инструмент?
— Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты? (Мастерства, усидчивости и терпения) (на доске УМЕНИЕ + ТРУД = МАСТЕРСТВО), которое важно в любом деле, особенно в искусстве.
Проектная работа. ( Поиск информации в Интернете), Индивидуальное домашнее задание по желанию ребёнка (сообщение, презентация).
— В каких словах басни заключена мораль? ( Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.) Дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. («Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней..» А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)
— Почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)
Прочитайте слова, которые выражают смысл басни ( «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)
— Что с помощью музыки хотел сказать баснописец ? (Как вести себя в огромном и сложном мире, как правильно строить отношения с другими людьми. Так, например, Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от совместного труда людей, работающих честно и умело.)
— К чему может привести отсутствие профессиональных знаний? («Ударили в смычки, дерут, а толку нет.») (К неудачам, к неспособности решений новых профессиональных задач)
А теперь представьте, если бы не было музыки, смог бы И.А.Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.
Ребята, вам понравилась басня «Квартет»? Чем понравилось произведение, что запомнилось? (ответы детей)
Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни.
— Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? ( Это русская народная песня «Во поле береза стояла».) (Приложение 4)
— Правильно, давайте исполним песню (исполнение)
( Это финал Симфонии № 4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.)
Установите соответствие музыкальных и литературных произведений:
Арабская сказка «Тысяча и одна ночь»
Повесть «Метель» А.С.Пушкин»
Басня «Квартет» И.А.Крылов
Стихотворение «Жаворонок» Н.Кукольник
Сказка «Щелкунчик» Эрнст Гофман
Стихотворение «Горные вершины» М.Ю.Лермонтов
Сказка «Снегурочка» А.Н.Островский
Сказка «Золушка» Шарль Перро, (Братья Гримм)
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье»
А) Романс из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» Г.Свиридов.
В) Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский
Г) Романс «Горные вершины» А.Варламов
Д) Романс «Жаворонок» М.И.Глинка
Ж) Балет – С.Прокофьев – Золушка
И) Симфоническая сюита «Шехерезада»
К) Струнный квартет А.П. Бородин.
Л) М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила»
М) Опера « Волк и семеро козлят » М.В. Коваль
Приём “ Верно ли, что…” (Учатся выражать свои мысли, формулировать на основе текста свои доказательства )
Верно ли, что басню «Квартет» написал Андрей Иванович Крылов? (нет)
Верно ли, что музыку с литературой роднит интонация? (да)
Верно ли, что басню «Квартет» написал А.С.Пушкин? (нет)
Верно ли, что контрабас входит в состав струнного квартета? (нет)
Верно ли, что И.А.Крылов басом называет виолончель? (да)
Верно ли, что И.А.Крылов был хорошим музыкантом и сам любил играть в квартете? (да)
Верно ли, что И.А.Крылов играл на контрабасе? (нет)
Верно ли, что И.А.Крылову было 11 лет, когда он написал свою первую басню? (да)
Верно ли, что И.А.Крыловым создано 56 басен? (нет)
Отгадайте кроссворд «Квартет» (Приложение 3)
– Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут вам стать лучше. В нашей библиотеке есть много книг И.А.Крылова, кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.
Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы?
( Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.)
М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. Послушайте романс «Жаворонок»
(Слушание.) (Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.)
Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки. (Приложение 5)
Ребята, обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»с музыкой Михаила Ивановича Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.( Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке)
Подведение итогов. Оценки.
— Какой мы сделаем вывод? ( Все виды искусств: музыка, литература и живопись тесно взаимосвязаны и имеют очень много общего)
VI. Домашнее задание (Индивидуальное )
Найти пословицы, которые можно отнести к басне «Квартет».
Викторина по басне И.А.Крылова «Квартет» (Приложение)
Составьте свой музыкальный кроссворд.
Найти музыкальные загадки.
Выбрать тему проекта: (на выбор)
— Информационный проект (публичное выступление с сообщением «Фрагменты жизни и творчества И.А.Крылова.»
— Практико-ориентированный проект (изготовление дидактического материала «Басни И.А.Крылова»
— Творческий проект «Музыкально-литературный журнал»
— Исследовательский проект » Музыка в жизни и творчестве И.А.Крылова.»
— Презентация к уроку с играми или физминутками.
— Презентации к уроку «Музыка в баснях И.А.Крылова»
— Презентация к уроку «Автобиография Михаила Ивановича Глинки.»
— Презентация к уроку»Автобиография Ивана Андреевича Крылова»