Кровавая свадьба что это
Этот день в истории: 1572 год — свадьба Маргариты Валуа и Генриха Бурбона
18 августа 1572 года в Париже девятнадцатилетняя принцесса-католичка из правящего королевского дома Маргарита Валуа, была выдана замуж за одного из лидеров гугенотов — восемнадцатилетнего Генриха де Бурбона, короля Наваррского, своего троюродного брата, принца крови.
Франция второй половины XVI века была охвачена гражданскими войнами, разгоревшимися между католиками и протестантами-кальвинистами (гугенотами). Руководителями обоих противоборствующих сторон были коронованные особы и аристократическая элита.
Представители французской династии Валуа (король Карл IХ и его мать Екатерина Медичи), а также семейство Гизов (лотарингских герцогов) стояли во главе католиков. Бурбоны — правители карликовой Наварры, расположенной у пограничья Франции с Испанией, были лидерами гугенотов. Молодой король Генрих Наваррский имел мудрого советчика — многоопытного полководца и политика адмирала Колиньи, наиболее авторитетного из вождей гугенотов. В связи с «ничьей» после очередной войны начались переговоры.
Они завершились мирным соглашением, «скрепленным» династическим браком Генриха Наваррского и королевской сестры Маргариты Валуа. На их венчание 18 августа 1572 года в Париж съехалась вся гугенотская аристократическая элита, во главе с адмиралом Колиньи. Однако свадебные празднества прервались в ночь на 24 августа, когда состоялась кровавая резня гугенотов, учиненная парижскими католиками во главе с Екатериной Медичи и герцогом Генрихом Гизом, известная в истории как Варфоломеевская ночь.
В этой бойне погибло много видных гугенотов, включая и самого адмирала Колиньи. Но молодожен король Наваррский (он же — будущий французский монарх Генрих IV) уцелел благодаря своей жене — сохранив хладнокровие во время резни, «королева Марго» спасла жизни нескольким гугенотским дворянам и главное, своему мужу Генриху. Она укрыла его в своих покоях, а потом отказалась оформлять развод с ним, как настаивали её родственники.
Чтобы выжить в дальнейшем Генрих у Наваррскому пришлось перейти в католичество. Впрочем, вскоре он бежал из Парижа на родину, снова «превратился» в гугенота, возглавил армию своих сторонников и возобновил борьбу с Валуа, Гизами и прочими виновниками той кровавой расправы.
История «кровавой свадьбы» из Шотландии, по которой сняли «Игру престолов»
Лайф выяснил, что коварную резню клана Макдональдов, поправшую все писаные и неписаные законы и традиции горцев, в Шотландии помнят до сих пор.
13 февраля 1692 года в Гленко произошла резня, всколыхнувшая всю Шотландию. Солдаты короны во главе с офицером из клана Кэмпбеллов, квартировавшие у клана Макдональдов, две недели пировали с ними как лучшие друзья, а затем, поправ священные законы гостеприимства, устроили гнусную бойню, вырезав всех хозяев и разорив деревню. Именно резня в Гленко послужила прообразом знаменитой «красной свадьбы» — одного из самых запоминающихся и шокирующих эпизодов «Игры престолов». Сам Джордж Мартин неоднократно признавал, что эта вероломная расправа с Макдональдами, ставшая следствием клубка политических интриг, вдохновила его на создание «красной свадьбы».
В 1688 году произошло событие, вошедшее в историю как Славная революция. По призыву британской элиты Вильгельм высадился в Британии с многотысячной армией. Большинство сразу же перешло на его сторону, включая ранее близкого Якову Джона Черчилля (предка знаменитого Уинстона Черчилля), командующего армией.
Однако свергнутый король не сдался и вскоре попытался силой вернуть престол, опираясь в первую очередь на католические национальные окраины Британии — Ирландию и Шотландию. Горная Шотландия была одной из главных баз якобитов. Горцы издавна сопротивлялись стремлению английских королей окончательно их подчинить. К тому же они придерживались католичества, в их борьбе переплетались стремление к независимости и религиозные моменты.
Тем не менее борьба завершилась победой короны. Якобиты вынуждены были признать поражение, а все шотландские кланы, участвовавшие в борьбе, под угрозой жестокого наказания были принуждены присягнуть новому королю.
Вражда Кэмпбеллов и Макдональдов
Герб герцогов Аргайл и герб вождей клана Макдональдов. Коллаж. Фото: © Википедия
Вражда между кланами Кэмпбеллов и Макдональдов, которые были одними из самых могущественных в Шотландии, длилась не одно десятилетие. Макдональды придерживались католичества, имели тягу к независимости и не упускали возможности принять участие в каждом восстании против короны. Кэмпбеллы были их полной противоположностью. В своё время они перешли на ультрароялистские позиции и с тех пор были опорой британского проникновения в Шотландию. Именно Кэмпбеллам корона поручала подавлять восстания свободолюбивых горцев. В результате Кэмпбеллы, хотя были обласканы милостью королей и укрепили свое влияние, пользовались среди горных кланов репутацией гнусных предателей.
Особую пикантность во вражду кланов добавлял тот факт, что они состояли в некотором родстве. Впрочем, это не мешало им время от времени совершать набеги друг на друга. Например, в 1646 году Кэмпбеллы перебили одну из ветвей Макдональдов. А в 1689 году Макдональды разорили владения одного из Кэмпбеллов.
Словом, и те и другие имели у своих врагов соответствующую репутацию. Роялисты считали Макдональдов проклятыми мятежниками, которые бунтуют по любому поводу. А Кэмпбеллы пользовались у горцев репутацией гнуснейших людей, готовых на любую подлость.
Надо сказать, что для таких оценок имелись основания. В XV веке Кэмпбеллы прославились тем, что напали на Мюрреев, заперли их в церкви и сожгли. А в 1646 году они перебили клан Ламонтов, причём часть жертв закопали заживо, а другую часть развесили на большом дереве.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Помнится, когда я смотрел эту серию, то больше офигивал не от жестокости царящей на экране (кого сейчас этим удивишь), а от поворота сюжета, в котором уничтожают половину прежде главных действующих лиц. Вот это был финт!
Но справедливости ради надо сказать, что и жестокости тоже хватало. Однако, как говорит сам Джордж Мартин, «Сколько бы я ни придумывал для своего романа, в истории можно найти такие же ужасные сцены, и даже значительно похуже».
Собственно, сама «Красная свадьба» была также основана на реальных событиях.
В самом романе «Песнь Льда и Пламени», сцена выглядит несколько иначе, но суть предательства и неимоверная жестокость хозяев сохранена и в фильме. Красной свадьбой назвали резню во владениях Уолдера Фрея в качестве мести Роббу Старку за то, что тот не сдержал обещание жениться на одной из его дочерей. Семья Роба была приглашена на ужин в замок Фрея, где в разгар свадьбы одной из дочерей Фрея с родственником Робба, и были убиты сам Робб Старк, его жена Талиса вместе с ее нерожденным ребенком, его мать Кейтилин, а также большинство его знаменосцев и солдат. Сигналом для начала бойни послужила песня «Дожди в Кастамере» — ее исполняли переодевшиеся в музыкантов лучники.
Несмотря на то описанные действия проходили во время войны и теоретически гости должны были бы быть хотя бы начеку, на самом деле их беспечность объясняется актуальному на то время священный закону гостеприимства: кем бы ни был твой гость, если ты соглашаешься пустить его под свою крышу и разделить с ним хлеб и соль, ты автоматически принимаешь его под свою защиту и любые распри между вами невозможны, пока вы не покинете эти владения.
Как признался сам Джордж Мартин, описывая данную сцену, он держал уме события из истории Шотландии. Одно из них называлось Черным Ужином, а второе — Резня в Гленко.
Замок Дугласов.
«Черный ужин» произошел в 1440 году, через 3 года после того, как 10-летний Яков Второй был назван Королем Шотландии. Мальчик взошел на трон вслед за своим отцом, которого продвинули к власти лены клана Дугласов — самых влиятельных на то время людей в стране. Пока Яков был слишком мал для правления, его регентом стал сначала граф Арчибальд Дуглас, а после его смерти — его 16-летний сын Уильям Дуглас.
Однако советники молодого короля решили, что влияние Дугласов слишком велико, и еще один регент-Дуглас — это серьезная угроза власти. Так что они пригласили 16-летнего Уильяма и его младшего брата а Эдинбург, чтобы «лучше познакомиться.» Мальчиков пригласили на пир, и во время ужина вдруг зазвучал бой барабанов, двери закрыли и в зал внесли огромное блюдо со свежеотрубленной головой быка, что по традиции было символом смерти. После этого парней выволокли на улицу и прилюдно обезглавили.
Замок в Эдинбурге.
Гленко. Автор: Хоратио МакКуллох, 1864г.
Вторая история, на которую опирался Джордж Мартин для создания сцены Красной свадьбы, случилась двумя столетиями позже, в 1689 году. После государственного переворота население Англии и Шотландии разделилось на два лагеря: тех, кто поддерживал нового короля из Оранской династии, и тех, кто оставался предан Якову Второму Стюарту, так называемые «якобиты». После нескольких восстаний король издал приказ, что помилует все кланы, которые присягнут ему в верности до конца года. Шотланский горцы долго не решались на подобный шаг, но в итоге все же отослали гонца — главу Макдональдов из Гленко, который в силу обстоятельств прибыл к губернатору с присягой только 31 декабря. Присяга была отправлена в Эдинбург, однако король ее так и не получил.
Памятник жертвам резни в Гленко.
В реальности, ни одно, ни второе событие так никогда и не было отомщено.
Кровавая свадьба
Первая часть церемонии состоялась на площади перед собором Парижской Богоматери, где был возведен специальный помост. Новобрачные взошли на помост с разных сторон: Марго поднялась вместе со своими братьями — королём Карлом IX и герцогом Анжуйским, а Генриха сопровождали Генрих Конде, адмирал Колиньи и ещё несколько человек. В своих мемуарах Маргарита пишет: «Я была одета по-королевски, в короне и в накидке из горностая, закрывающей плечи, вся сверкающая от драгоценных камней короны; на мне был длинный голубой плащ со шлейфом в четыре локтя, и шлейф несли три принцессы».
Для Генриха Наваррского, Карла IX и герцога Анжуйского пошили одинаковые одежды из расшитого серебром палевого шёлка. Но среди этой троицы выделялся Анжуйский, которому свой наряд, по-видимому, показался недостаточно роскошным: его ток был украшен перьями и тридцатью жемчужинами (ток — шляпа без полей). А Екатерина Медичи появилась на празднестве в темно-фиолетовом платье из дорогой парчи.
Раздались фанфары, наступила тишина, и жених с невестой предстали перед кардиналом де Бурбоном. На вопрос кардинала «Согласен ли. » Генрих решительно ответил «Да!». Теперь тот же вопрос был задан Марго. Но она молчала. Кардинал повторил свой вопрос. Опять молчание. Тогда потерявший терпение и разозлённый Карл подошёл к своей сестре и рукой резко склонил её голову вперёд. Именно таким образом она ответила «согласием» на вопрос священника.
Вторую часть церемонии провели в самом соборе. Доверенным представителем Генриха стал Анжуйский. А пока королевская семья присутствовала внутри собора на торжественной мессе, Генрих и Колиньи прогуливались по помосту и, по словам очевидцев, вели себя не слишком любезно, то и дело бросая едкие замечания в адрес католиков.
После окончания церковных мероприятий все отправились на свадебный пир в епископский дворец. Зал, в котором проходило само торжество, был украшен искусственными горами, на которых восседали божества и морские чудища, а застолье сопровождалось музыкой и декламацией французской поэзии. Не осталось незамеченным, что Генрих де Гиз, которого Марго сильно любила и за которого мечтала выйти замуж, рано покинул свадьбу. После пира в епископском дворце гости перекочевали в Лувр, где вечером был дан грандиозный бал.
На другой день король Наваррский пригласил всех во дворец герцога Анжуйского на праздничный обед, а после в Лувре прошёл ещё один бал. 20 августа на огромном возвышении перед Бурбонским дворцом, который стоял напротив Лувра, разыграли спектакль «Le Paradis d’Amour» на тему героической битвы [его можно считать практически первым придворным балетом, точнее «нулевым», т.к. первый придворный балет поставлен в 1573 г. — «Ballet des Polonais»].
Слева — Лувр, справа — Бурбонский дворец (l’hôtel du Petit-Bourbon), который был разрушен в 60-х годах XVII в.
Спектакль «Le Paradis d’Amour» был одновременно и турниром, и маскарадом, к которому сшили специальные костюмы. Странствующие рыцари — Наваррский, Конде и Ларошфуко — пытались взять штурмом Врата рая. Врата были представлены в виде Триумфальной арки, на которую можно было взобраться, а за аркой было установлено вращающееся колесо, украшенное колокольчиками. Рядом с колесом восседали двенадцать грациозных нимф, среди которых были Марго и Мария Клевская (супруга Генриха Конде). Райские врата и нимф охраняли храбрые рыцари (они же — ангелы) — король, герцог Анжуйский и герцог Алансонский. Внизу, где находился символический Ад, горели огни и клубился дым. Началась битва между рыцарями и нападавшие упали (т.е. попали) в Ад, но после прочтения стихов Пьера де Ронсара, рыцари танцевали с нимфами и Наваррский с товарищами был спасён от дьявола благодаря дамам, разорвавшим условные цепи с помощью Любви, Поэзии и Музыки.
Ещё два дня прошли в празднествах, пирах и балах. Их череда завершилась во дворе Лувра игрой в «Une course à la bague», суть которой состояла в следующем. На стену подвешивали кольцо, сквозь которое был перекинут платок. Участники, вооружившись копьем и оседлав своих коней, должны были на полном скаку подъехать к кольцу и подцепить платок.
Братья Валуа со своей свитой переоделись в амазонок с открытой грудью и перекинутыми через плечо луками. Против клана Валуа сражался Наваррский со своей свитой, они были одеты турками в тюрбанах и широких халатах из золотой ткани. Кто вышел победителем из этой баталии, мне неведомо, но все веселились. А в следующую ночь произошло одно из самых известных и драматических событий в истории Франции. И ещё один штрих. Генрих IV будет убит 14 мая 1610 г. — в день рождения Марго.
Эдуард Деба-Понсан «Утро около ворот Лувра» (1880 г.) / Édouard Debat-Ponsan «Un matin devant la porte du Louvre»
Кровавая свадьба (значения)
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Кровавая свадьба (значения)» в других словарях:
Кровавая свадьба (фильм, 1973) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кровавая свадьба (значения). Кровавая свадьба Les noces rouges Жанр драма … Википедия
Франция* — (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Франция — I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Немецкая музыка — Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… … Музыкальная энциклопедия
Федеративная Республика Германии — ФРГ (Bundesrepublik Deutschland). I. Общие сведения ФРГ государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем… … Большая советская энциклопедия
Подруга невесты (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Подруга (значения). Подруга невесты La Demoiselle d’honneur … Википедия
Мясник (фильм, 1969) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мясник (значения). Мясник Le Boucher Жанр драма триллер Режиссёр Клод Шаброль … Википедия
Охота (фильм, 1966) — У этого термина существуют и другие значения, см. Охота (значения). Охота La caza … Википедия
Пусть зверь умрёт (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пусть зверь умрёт (значения). Пусть зверь умрёт Que la bête meure Режиссёр Клод Шаброль В главных ролях Мишель Дюшоссуа Каролин Селлье … Википедия
Танго (фильм, 1998) — У этого термина существуют и другие значения, см. Танго (значения). Танго Tango, no me dejes nunca Жанр Музыкальный фильм … Википедия