Круг сансары что это такое
Колесо Сансары. Шесть миров Колеса Жизни.
Изображение колеса жизни (бхавачакра на санкскрие или сансара) нередко можно встретить на стенах буддистских монастырей, либо над главным входом в храм. Колесо Жизни символизирует Сансару, Сансара – это синоним слова «жизнь», помимо этого Сансара также обозначает и «колесо», «цикл» или «вращение».
Когда мы говорим о Сансаре, мы говорим о существовании в целом, которое обусловлено неведением, страданием, и необъяснимым течением времени, и существование это представлено в виде Ямы, который держит колесо в руках. С другой стороны Нирвана символизирует мир, лишенный негативных эмоций, это состояние истинного счастья.
Понятие цикла или вращения связано с идеей о том, что люди и все существующее в этом мире в Сансаре не зафиксировано на одном и том же месте, Сансара – это бесконечный круговорот жизни.
Из чего состоит колесо Сансары.
Три основных яда ума в буддизме это то, что мешает человеку достичь нирваны), они занимают центральную часть Колеса Сансары, в этом центре заключено «топливо», которое обеспечивает движение «колеса».
Три яда Сансары.
Привязанности и желания изображены в виде петуха, ненависть и ревность представлены змеей, неведение – свиньей.
Бардо: между Смертью и перерождением.
Следующий круг Колеса Жизни называется Бардо, он изображает духов, которых тянут вниз демоны, ибо души эти забыли Дхарму и позволили ядам ума взять над собой верх. Термин Бардо нельзя перевести буквально, его корни кроются в концепции перерождения. Перерождение – это некое пограничное состояние, то, что переживает наша душа в момент между жизнью и смертью. Сансара берет начало в подсознательном состоянии Бардо, продолжается в рождении и завершается в момент смерти.
Шесть миров Колеса Жизни.
По мере своего развития Карма находит себе подходящий «мир». Люди с одинаковой кармой посредством общего восприятия, определены в один мир. У всех людей, например, пять одинаковых чувств восприятия, которые позволяю попасть в идентичный мир. Однако буддизм допускает множественность возможных проявлений, каждое из которых существует в параллельной «вселенной».
Существуют шесть миров: Боги, Полубоги, Люди, Животные, Голодные Духи и Адский мир. Мы, люди воспринимаем только два мира, мир Людей и мир Животных. С точки зрения буддизма тот факт, что мы не в состоянии воспринимать друге миры, отнюдь не умаляет последних, а напротив, подчеркивает то, что мы слепы, несмотря на то, что мы видим, осязаем, слышим, пробуем на вкус и запах. Существование шести миров представлено множеством просветленных существ, возможности которых, во много раз превосходят наши.
Шесть миров колеса Сансары можно также разделить на две группы: Три верхних мира, к которым можно отнести миры Богов, Полубогов или Титанов и Людей, в этих мирах счастья больше, чем страданий.
Три нижних мира: мир Животных, Голодных духов и Ад, здесь страдания превышают счастье.
Мир Богов.
Боги – наивысшие существа в колесе Сансары. За свою невероятно долгую жизнь, боги могут постигнуть все блага. Но поддавшись влиянию ядов ума, жизнь Бога может закончиться, после этого их мир отвергает их, после чего они попадают для перерождения в другой, как правило, более низший мир. Гордость, отождествляемая с положительной кармой, приводит к перерождению в этой части Колеса Жизни. Чаще всего в низших мирах Боги перерождаются из-за чрезмерной гордости.
Мир Полубогов или Титанов.
Титаны – это могущественные существа, которые по большей части заняты конфликтами и разного рода спорами. Легенда говорит нам о растущем в этом мире Древе Жизни, Но его плод, Плод Вечной жизни, созревая, падает в Мир Богов. Таким образом, Полубоги утрачивают свое главное богатство, и право обладания Плодом Вечной Жизни – одна из главных причин конфликтов между Полубогами и Богами. Ревность как часть позитивной кармы приводит к перерождению в этом мире колеса Сансары.
Мир Людей.
Мир Животных.
Животные страдают от холода, голода, болезней, каннибализма, рабства и эксплуатации человеком. Также они страдают от недостатка разума. Негативная карма, связанная с неведением, приводит к перерождению в Мире Животных.
Мир Голодных Духов.
Мир голодных Духов – это преддверие Адского мира Сансары. Голодные Духи страдают от голода и жажды, которые невозможно утолить. Очень редко им удается попить воды, но жажда настигает их снова и снова. Негативная карма, которая ассоциируется с алчностью и жадностью – главная причина перерождения в этом мире Колеса Жизни.
Адский мир.
Ад в Сансаре – то мир проклятых. Буддистский ад – место, наполненное невероятными страданиями. Жизнь в аду кажется бесконечной, но она заканчивает, когда негативная карма исчерпывает себя. Те, кто находится в Аду, подвергаются пыткам огнем и адским холодом, а также другим, не менее жестоким экзекуциям.
Негативная карма, которая ассоциируются с ненавистью и злобой, может привести к перерождению в Аду Сансары.
Круг сансары – что это такое?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Каждый, кто изучал или хоть как-то соприкасался с культурой Индии и религиозными течениями, которые там зародились – буддийским, индуистским, сикхистским, джайнистским — наверняка слышал о сансаре, и невольно задумывался: круг сансары – что это такое?
Сегодняшняя статья ответит на этот вопрос доступным языком. Вместе мы узнаем о понятии сансары, его краткой истории, об изображении в искусстве. Сколько существует кругов, какие животные символизируют главные недостатки живых существ, как выбраться из подобного круговорота – все это в статье ниже.
Сансара, или, как ее иногда называют, самсара – санскритское слово, которое означает «блуждание», «непрерывное движение». В буквальном смысле это череда постоянных перерождений, воплощений души в новом теле, беспрерывный круговорот жизней и смертей. Обычно эти циклы изображаются как круг или колесо.
Сансара неразрывно связана с законом кармы. Человек, совершая любые поступки, действия и даже допуская определенные мысли, ощутит на себе их последствия в будущем: плохие или хорошие. Так работают причинно-следственные связи: все, что мы сейчас имеем – результат поступков прошлого, а все, что нас ждет в будущем, зависит от настоящего момента.
Карма может распространяться и на следующие жизни. Когда человек умирает, он реинкарнирует в другое тело: снова в человека, животного, существа из высшего или низшего мира.
Это зависит от того, хорошая или плохая карма у человека. Праведный образ жизни, добрые поступки, благостные мысли порождают накопление кармы, а грехи, страсти, причиненное зло, наоборот, становятся причиной плохой кармы. Окончательное решение, согласно буддийской философии, выносит повелитель смерти – Яма.
Живое существо всегда пребывало и пребывает в круге сансары, этом непрекращающемся пути изменений и перерождений.
Великий Учитель и основоположник буддизма Будда Шакьямуни говорил: «Странствование (сансара) существ имеет своё начало в вечности. Нельзя найти того мгновения, начиная с которого создания, заблудившиеся в невежестве, скованные жаждой бытия, пускаются в свои странствования и блуждания».
Круг сансары также известен под названием бхавачакра. Именно он, заключающий в себя страсти, привязанности, постоянные воплощения, является причиной страданий. Главная же цель каждого буддиста – избавиться от страданий, а значит – разомкнуть круг сансары. Выход из него влечет за собой полное освобождение, которое называется нирваной.
Про сансару начали говорить еще в Древней Индии, еще до зарождения буддийской мысли. Первые ее упоминания относятся к VIII-VII веку до нашей эры, когда на Востоке господствовал брахманизм в сочетании с идеями ведической культуры.
Буддистская мысль позаимствовала идеи о цикле вечных перевоплощений. Однако именно благодаря ей сложилось четкое понимание сансары, которое понятно каждому и актуально в наши дни. Сансара сейчас – непреложный, основной закон существования всего сущего в картине мира буддизма, индуизма, сикхизма и джайнизма.
При входе во многие буддистские и индуистские храмы можно заметить интересную картину, лепнину или резьбу, изображающую колесо из 4 окружностей с разными образами. Это и есть колесо сансары, которое являет собой воплощение не просто жизненного цикла одного человека, а всего мироустройства в целом, жизни всего сущего.
Предание гласит, что Будда Шакьямуни посоветовал царю Магадхи подарить такую картину правителю Утраяне, что в итоге вызвало у него доверительное и уважительное отношение к Учению.
В центре часто изображаются животные, которые олицетворяют три яда, которым подвержены многие люди:
* свинья – неведение, алчность;
* петух – привязанность, страсть;
Эти яды заставляют жить людей в мире, полном иллюзий.
Следующий круг рисует слева монахов и мирян, живущих правильно, в благости, добродетели, а справа – существ, погрязших во грехе. Они противопоставляются друг другу: первым уготовано удачное перерождение, а вторым – несчастное существование.
Третий круг состоит из шести частей – в соответствии с уровнями сознания, или мирами в буддийской мысли:
* несчастные духи низших миров;
* ад, пылающий пламенем и льдом.
Картину обязательно сопровождает Будда, который способен помочь абсолютно всем спастись в освобождении.
Четвертый круг, который обрамляет колесо, иллюстрирует 12 связей, которые складывают карму и приводят в движение маховик колеса, заставляют его делать все новый и новый оборот. Это своеобразные 12 ступеней, сопровождающие человека всю жизнь на пути к смерти:
* стимул — сила, заставляющая двигаться;
Выход из круга сансары
Многие, понимая, что колесо сансары – причина наших страданий, задумываются о том, как выйти из него. Самое главное – избавиться в первую очередь от трех ядов, которые отравляют жизнь и сознание, которые все сильнее втягивают в круговорот: неведение, злость и страх.
Разорвать круг можно только будучи в человеческом обличии. Человек, который чист в действиях и мыслях, соблюдает каноны буддийского учения, придерживается восьмеричного пути, имеет все шансы на освобождение. Зачастую на пути к обретению свободы может помочь бодхисаттва, который пожертвовал своим пробуждением ради освобождения других людей.
Можно дать несколько практических советов, соблюдение которых может привести к выходу из самсары:
* Спасать жизни, проявлять милосердие и сострадание к людям, животным, всему живому;
* Проявлять щедрость – не скупиться на советы, поддержку, материальную и духовную помощь;
* Соблюдать верность друзьям, любимым, супругу, родным в действиях и в мыслях;
* Следить за речью, употреблять только добрые слова, стараться приводить конфликте к примирению;
* Чувствовать благодарность за все, что есть в жизни;
* Учиться новому, самосовершенствоваться, развиваться духовно;
* Любить окружающий мир.
Эти прописные истины помогут обрести гармонию, наполнить свой внутренний мир, сеять добро вокруг и приблизиться к заветной цели – освобождению.
Что такое Колесо Сансары, как это работает? Точки выхода − правила по которым можно выйти из Колеса
Приветствую всех читателей сайта avisi.ru. В этой статье мы разберемся − что такое Колесо Сансары, как оно работает и как из него выходить.
Обновлено 17. 12. 2019
Содержание статьи:
Что такое Реинкарнация Души?
Реинкарнация Души − это явление подразумевающее путь развития души через перевоплощение на Земле.
В процессе перевоплощения, душа накапливает различные знания и опыт. Однако каждое перевоплощение накапливает и грехи, совершенные человеком в течение всех жизненных циклов.
Реинкарнация происходит благодаря незаконченным делам, которые остались у человека при жизни. В период перевоплощения, душа может попасть в ловушку, череду повторяющихся событий. Такое явление носит название Колесо Сансары.
Что такое Колесо Сансары?
Колесо Сансары − это сложное явление, которое представляет собой энергоинформационную структуру, применяемая в наказание человека. Колесо Сансары это энергетический механизм, полностью зависящий от кармы человека. Этот механизм вызывает кармические блокировки, а именно − запреты на развитие и изменения в судьбе. Такому человеку все дается с большим трудом, как говорится − “в год по чайной ложке”.
Такой механизм не позволяет перейти человеку (его Душе) в последующий класс − на следующий, более высокий уровень развития. И будет оставаться в одном и том же классе, пока не сдаст все «зачеты и экзамены».
Карма − это причинно-следственная взаимосвязь событий, определяющая наши нынешние и будущие условия жизни.
Многие часто встречают такое выражение как «Заколдованный или Порочный круг», которое обозначает череду повторяющихся неблагоприятных событий. Происшествия такого рода, всегда приносят много неприятностей, но самое главное — повторяющийся характер происшествий, ставит человека в тупик и не дает двигаться дальше по жизни. Такие проявления событий и есть — Колесо Сансары.
В этом механизме происходит процесс отработки тех долгов и задач, которые должны были быть сделаны или созданы человеком при жизни. Явление такого рода, предлагает душе пройти заново и заново все испытания и задачи, поставленные перед ней при жизни.
Конечно, греховность тоже имеет свое кармическое значение. Все грехи, которые душа успевает накопить в течение своей земной жизни, так же являются частью процесса проявления Сансары. С каждой реинкарнацией, душа проходит тот же путь, с возможностью исправить и искупить совершенные грехи.
Колесо Сансары, не просто называют именно таким образом. Такое название характеризует назначение данного кармического механизма. Колесо, накапливает все грехи и не выполненные задачи души, при этом давая шанс на искупление.
Реинкарнация души происходит именно благодаря данному явлению. Не выполнив при этом все поставленные уроки и задачи, душа перевоплощается несколько раз, застревает на несколько воплощений, что бы научиться решать поставленные задачи.
Сансара может вовлечь любого человека
Причиной может стать любая слабость или обязанность. Суть в том, что, чем больше душа проходит перевоплощений, тем больше увеличивается колесо. Происходит такое, потому как в процессе каждого перевоплощения человек совершает одну и ту же ошибку. Поэтому можно сказать, что Колесо Сансары − это кармическое наказание. И выбраться из него становиться все сложнее после каждого перевоплощения.
Как работает Колесо Сансары?
Выше уже отмечалось, что в Колесо Сансары может попасть каждый человек. Как правило, камнем преткновения становится негативные поступки совершенные человеком при жизни. Не осознанные и не искупленные грехи тянут душу человека в этот «Порочный круг».
Существует множество причин, за которые душа может попасть в эту «ловушку», большинство из них грехи, порождающие негативные действия. Проявления самых разных поступков, приводящих к причинению вреда близким и окружающим, приводит именно греховность.
Действия, затягивающие человека в «Заколдованный круг»
Перечисленные действия, лишь самая малость тех причин, которые предшествуют попаданию в Колесо Сансары. На самом деле, таких причин − большое множество.
Примеры Колеса Сансары
Один из наглядных примеров – это классический любовный треугольник. В данном случае, все три души тесно сплетены между собой. И каждый раз они встречаются снова и снова, создавая аналогичную ситуацию уже в новых воплощениях. Застрявшие души, должны искупить свои грехи и причинённый вред другим. Как правило, отрабатываются измены, обиды, разрушения семей и тому подобное. Стоит отметить, что перевоплощения будут продолжаться до тех пор, пока души не выполнят все поставленные кармические задачи.
Ещё один пример – это не владение собой (собственными эмоциями). В таком случае, ярко выраженными проявлениями Колеса Сансары является − характер человека. Он толкает его на различные преступные действия. К примеру, если человек в порыве гнева убивает другого и угождает в тюрьму. В следующем воплощении жизненный сценарий повторится. Человек должен будет сделать правильный выбор. Колесо Сансары не выпустит человека, пока он не выполнит поставленные задачи. Пока он не искупит грехи и весь вред, причинённый другим людям.
Что здесь важно понимать? Не обязательно, чтобы отработать какой-либо грех, человек должен родиться заново. Он может исправить ошибку в текущей жизни.
Представители Кармы могут дать человеку шанс (в некоторых случаях, даже не один) пройти урок заново и «сдать экзамен» без перерождений. Именно поэтому, в жизни некоторых людей определенно много однотипных, повторяющихся событий.
Точки выхода − правила, по которым можно выйти из Сансары
Как выйти из Колеса Сансары? Выйти из него не просто, особенно если душа уже проходила один и тот же урок несколько раз. Существует ряд правил-рекомендаций для выхода из этого «Порочного круга»:
В большинстве случаев, для того что бы выйти из Колеса Сансары, целителями применяются дополнительные эзотерические действия. Такие действия предусматривают проведение ритуалов и договоров, для того что бы успешно закрыть всю цепь событий, приводящих в «Заколдованный круг».
Как выйти из Колеса самостоятельно?
Остановить Колесо Сансары, прекратив череду негативных событий можно и самостоятельно. Для этого требуется тщательно работать над собой, над своим внутренним миром. Постараться устранить в себе качества, порождающие неблагоприятные действия. Важно знать, что точка входа-выхода из замкнутого круга повторяющихся событий − находится в самих событиях. Любое событие можно перепрограммировать, зная, из каких компонентов оно состоит и как воздействовать на эти компоненты.
Упражнение «энергетическая чистка»
Это упражнение очищает и балансирует энергетическую структуру человека, а значит:
Каждое деструктивное событие прорабатывать нужно отдельно.
1. Закройте глаза и посидите некоторое время в тишине, погрузившись в свой внутренний мир. Далее на ментальном экране, «войдите» в событие, которое волнует вас большего всего, на данный момент. Ощутите его во внутреннем темном пространстве, как какой-то энергетический сгусток.
Что такое ментальный экран? Чтобы понять, закройте глаза и смотрите сквозь лоб перед собой – это и есть ментальный экран. На ментальном экране мы визуализируем – представляем нужные нам образы.
2. Мысленно извлеките это событие. Можно:
А) Сосредоточить свое внимание на зажженной свече и представлять, как она вытягивает и сжигает негативную энергию (энергетический сгусток). Визуализируйте до тех пор, пока не почувствуете свободу и легкость внутри.
Б) На ментальном экране создайте свою голограмму и представляйте как она забирает у вас негатив. Как почувствуете легкость и свободу внутри, сразу растворяйте эту голограмму энергией любви.
После проделанного – залейте себя Светом (энергией любви).
Важно проделать это упражнение чувственно, вложив свою энергию т.е. прочувствовать все моменты: момент нейтрализации негатива и момент зарядки позитивом − энергией любви.
Пока человек будет искать причины всего того, что с ним происходит в наружном − физическом мире, а не внутри самого себя (внутренний мир − мир чувств и мыслей), он (человек) будет находиться в Колесе − Замкнутом Пространстве Своей Несвободы.
Что значит «колесо сансары»? (15 фото)
Сансара полна страданий, поэтому главная цель всех существ — найти выход и вернуться в состояние совершённого блаженства. Многие поколения мудрецов искали ответ на вопрос «Как разорвать колесо сансары?», но толкового способа не было, пока Гаутама Будда не достиг Просветления. Именно буддизм разработал чёткую концепцию сансары (Пратитья самутпада) и представил её как отлаженный механизм причинно-следственных связей, основанных на принципах кармы и реинкарнации. Понятие сансары можно озвучить как непрекращающийся круговорот рождений и смертей живых существ во всех проявленных мирах Вселенной. Если переводить слово «сансара» дословно, то оно означает «скитание, длящееся вечно». Согласно буддийскому учению о Просветлении, то есть выходе из круговорота жизни и смерти, существует бесчисленное множество миров и бесчисленное множество живых существ, которые проявляются в этих мирах и действуют в них каждый согласно своей карме.
Колесо сансары в буддизме — это совокупность всех миров, находящихся в постоянном движении и трансформации, ничто в них не является постоянным и незыблемым.
Изменчивость — основной атрибут всего проявленного, поэтому изображают сансару в виде колеса, совершающего беспрерывно один оборот за другим.
Круг жизни, колесо сансары – его вращение символизирует непрерывность и цикличность событий во Вселенной.
Упрощённый символ колеса сансары — обод и восемь спиц, соединяющих его со ступицей. По преданию, Будда сам выложил его рисом на песке. Спицы колеса означают лучи истины, исходящие от учителя (по числу ступеней Восьмеричного пути).
Лама Гампопа, живший в 1079-1153 гг., определил три основные характеристики сансары. По его определению, природа её есть пустота. То есть, все проявленные миры, какие только возможны, не являются реальными, они не несут в себе истины, базиса, основы, они эфемерны и беспрестанно изменчивы, как облака в небе. Не стоит искать истину в бесплотной фантазии, а постоянство — в изменчивом. Второе качество сансары — её появление есть иллюзия. Всё, что окружает живых существ, а также формы воплощения самих существ являются обманом, миражом, галлюцинацией. Как и любая иллюзия, не имеющая под собой основы, сансара может нести бесчисленное число проявлений, она может принимать все мыслимые и немыслимые формы, выражаться в бесконечном числе образов и явлений, которые, едва возникнув и не имея под собой реальной основы, тут же трансформируются в другие, изменяются или исчезают в соответствии с законами кармы. Третий атрибут самый важный, ибо главная характеристика сансары — страдание. Но заметим, что буддисты в понятие «страдание» вкладывают немного иной смысл, чем мы привыкли.
Термин «страдание» в буддийском учении не является антиподом счастья или удовольствия. Страдание можно определить как любую эмоциональную нестабильность, любую активность ума, порождающую новые эмоции и переживания. Если найти значение, противоположное страданию, то для буддиста им станет состояние совершённого спокойствия, умиротворения, свободы и внутреннего блаженства. Не эйфории и праздной неги, а ощущения вселенского мира и гармонии, законченности и целостности.
А мирская жизнь, с её суетой и заботами, даже и не пахнет таким покоем и полным духовным равновесием. Вот поэтому всё, что связанно с сансарой, будь то радость, печаль, восторг или горе, связывается со страданием. Даже, казалось бы, положительные моменты причиняют дискомфорт. Имея нечто, мы допускаем мысль об утрате и страдаем. Любя кого-то, мы страшимся разлуки. Достигнув чего-то, мы видим, что это не вершина, есть цели сложнее и выше, и снова страдаем. И, конечно, страх смерти как страх потерять всё, включая тело и собственную жизнь, кажущуюся единственной.
Согласно ведическим текстам, один оборот колеса Сансары соответствует временному интервалу, называемому кальпой (1 день жизни бога Брахмы). В буддийской же традиции Брахма тут ни при чём, мир возникает из-за наличия кармических предпосылок, оставшихся после разрушения предыдущего мира. Как существо в Сансаре рождается и умирает, следуя карме, так и миры возникают и разрушаются под действием того же закона. Один цикл колеса называется Махакальпа и состоит из четырёх частей по 20 кальп. В первую четверть мир формируется и развивается, во второй период он стабилен, в третий — деградирует и гибнет, в четвёртый — пребывает в непроявленном состоянии бардо, формируя кармические предпосылки для очередного воплощения. Расхожее выражение «колесо Сансары дало оборот» обычно применяют в значении смены эпох, когда происходит ломка старого и возникновение нового.
Колесо сансары в буддизме играет огромную роль, составляя основу учения об освобождении. Учение об освобождении от круговорота рождений и смертей основано на четырёх утверждениях, называемых Благородными истинами, которые Будда Шакьямуни сформулировал после своего Просветления. Познав истинную сущность сансары, он не только открыл заново все законы кармы, но и нашёл способ разорвать круг перерождений.
Четыре благородные истины Будды Шакьямуни:
Выйдя из медитации, Будда сформулировал четыре основных открытия, совершённые им в процессе Просветления. Эти открытия названы Благородными истинами и звучат как:
Дукха (боль) — всё в земной жизни пронизано страданиями.
Самудая (желание) — причинами всех страданий являются нескончаемые и неутолимые желания.
Ниродха (окончание) — страданиям приходит конец, когда отсутствуют всякие желания.
Магга (путь) — источник страданий – желания – можно искоренить, следуя особым методикам.
Дукха означает, что ум омрачён неведением, он подобен глазу, который видит всё, кроме себя самого, и из-за этого воспринимает мир двойственно, отделяя себя от него. Восьмеричный путь — средство, помогающее уму увидеть себя, осознать иллюзорность окружающего мира, преодолев пять препятствий:
Привязанности — желание обладания и удерживания возле себя.
Гнев — отторжение.
Ревность и зависть — нежелание счастья другим.
Гордыня — возвышение себя над другими.
Запутанность и невежество — когда ум не знает, чего он хочет и что для него есть благо, а что — вред.
Самудая означает, что омрачённый ум полон разноречивых эмоций, жёстких концепций, принципов и самоограничений, которые не дают ему пребывать в покое и постоянно толкают из крайности в крайность.
Ниродха предполагает, что, искоренив неведение, ум вернётся в гармоничное состояние, преобразовав бурлящие эмоции и ограничения в мудрость.
Магга — указание на методы борьбы с неведением.
Методы избавления от желаний и достижения освобождения собраны в учении Срединного пути, называемом также Восьмеричным благородным путём.
Карма и реинкарнация
Определение колеса сансары, как уже говорилось выше, тесно связано с такими понятиями, как карма и реинкарнация.
Реинкарнация
Понятие реинкарнации, знакомое многим верованиям, предполагает наличие у живых существ как смертных временных тел, так и бессмертных, более тонких и даже вечных оболочек, неуничтожимого сознания, или «искры божьей». Согласно теории реинкарнации, существа, воплощаясь в разных мирах, отрабатывают определённые навыки, выполняют возложенные на них миссии, после чего, оставляя смертное тело в этом мире, переходят в новое тело с новой миссией.
Каббалисты считают, что душа обречена воплощаться в смертном мире раз за разом, пока не воспитает в себе высшие качества Абсолюта, чтобы быть готовой соединиться с ним. Пока существо омрачено эгоистичными помыслами, душа будет попадать в смертный мир и подвергаться испытаниям.
Христиане тоже знали о реинкарнации, но на пятом Вселенском соборе в VI веке информация о ней была запрещена, и все упоминания были изъяты из текстов. Вместо череды рождений и смертей была принята концепция одной жизни, Страшного Суда и вечного пребывания в Аду или Раю без возможности оные покинуть. Согласно же индуистским и буддийским знаниям, душа попадает в Рай и Ад, но лишь на время, в соответствии с тяжестью совершённого греха или значимостью благой заслуги. Некоторые учёные считают, что сам Иисус рождался на земле до тридцати раз, прежде чем воплотиться в качестве миссии из Назарета.
Знали о реинкарнации зороастры и майа, идею отсутствия жизни после смерти считали абсурдной египтяне. Пифагор, Сократ, Платон не находили в идеях перевоплощения души ничего удивительного. Приверженцами реинкарнации были Гёте, Вольтер, Джордано Бруно, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, А. Конан-Дойль, Лев Толстой, Карл Юнг и Генри Форд.
Состояние бардо
В буддийских текстах также есть упоминание о «состоянии бардо» — промежутке времени между рождениями. Дословно оно переводится как «между двумя». Насчитывают шесть типов бардо. В разрезе круговорота сансары интересны первые четыре:
Бардо Процесса Умирания. Промежуток времени между началом заболевания, приводящего к смерти, или травмой тела и моментом, когда ум и тело разъединяются. Это время агонии — чрезвычайно важный момент. Способность сохранять в нём самоконтроль имеется только у тех, кто добросовестно практиковал в течение жизни. Если получилось удержать ум под контролем, это великое достижение, в противном случае в этот момент человек будет испытывать сильную боль. Страдания большинства людей в момент смерти бывают чрезвычайно сильными, если же некто накопил много хорошей кармы, то у него будет поддержка. В этом случае, например, человек может переживать видения святых или божеств, являющихся для помощи в этот трудный час. Предсмертные моменты жизни также важны. Переживания, наполняющие ум перед последним вздохом, имеют огромную силу и дают немедленный результат. Если человек имеет благую карму, то он спокоен и не испытывает мук. Если же имеются грехи, о которых человек сожалеет, то раскаяние, проявленное сейчас, поможет очиститься. Молитвы также имеют огромную силу, а благие пожелания немедленно исполняются.
Бардо Дхарматы. Интервал вневременной природы. Ум после освобождения от сигналов, поступающих от органов чувств, переходит в изначальное равновесное состояние своей природы. Истинная природа ума проявляется у каждого существа, так как все обладают изначальной природой Будды. Если бы существам не было присуще это основополагающее качество, то они никогда бы не смогли достичь Просветления.
Бардо Рождения. Время, в котором ум формирует предпосылки к перерождению. Длится от момента выхода из состояния бардо Дхарматы и возникновения неясных кармических предпосылок до момента зачатия.
Бардо Между Рождением и Смертью, или Бардо Жизни. Это обычное повседневное сознание в течение жизни от зачатия и до бардо процесса умирания.
Также выделяют два дополнительных состояния сознания:
Бардо Сна. Глубокого сна без сновидений.
Бардо Медитативной Концентрации. Состояние медитативного сосредоточения.
Карма
Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект: карма — это деятельность, имеющая результат. В буддийской традиции карма имеет смысл любого действия. Действием здесь может выступать не только совершённое деяние, но также слово, мысль, намерение или недействие. Все проявления воли живых существ формируют его карму. Второй аспект: карма есть закон причинно-следственной связи, пронизывающий все явления сансары. Всё взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие, ничего не происходит без причины. Карма как закон причинно-следственных связей является основополагающей концепцией в буддизме, объясняющей механизмы процессов рождения и смерти, а также путей прерывания этого круговорота. Если рассматривать карму с этой позиции, то можно дать несколько классификаций. Первая делит понятие кармы на три основных типа:
карму
акарму
викарму
Слово «карма» в этой классификации имеет значение благих деяний, которые ведут к накоплению заслуг. Карма накапливается, когда живое существо действует в соответствии с законами Вселенной и не помышляет об эгоистических выгодах. Деятельность, приносящая пользу окружающим и миру, самосовершенствование — это есть карма. Карма, согласно законам реинкарнации, ведёт к перерождению в более высоких мирах, к уменьшению страдания и открытым возможностям для саморазвития.
Викарма — противоположное понятие. Когда некто действует вопреки законам Вселенной, преследует исключительно личные выгоды, наносит вред миру, то он накапливает не заслуги, а воздаяние. Викарма становится причиной перерождения в нижних мирах, страданий, отсутствия возможности к саморазвитию. В современных религиях викарма называется грехом, т. е. погрешностью относительно мирового порядка, отклонением от него.
Акарма — особый вид деятельности, при котором не происходит ни накопления заслуг, ни накопления воздаяния, это деятельность без последствий. Как такое возможно? Живое существо действует в сансаре согласно указаниям и мотивам своего эго. Абстрагируясь от своего «я» и совершая деяния в качестве не деятеля, а всего лишь инструмента, не источника воли, а проводника чужих идей, существо перекладывает кармическую ответственность на того, чьим именем совершает деяние. Сложность в том, что при этом следует полностью исключить собственные мотивы, суждения, волю, не ожидать от своих дел никаких наград, похвалы, ответных услуг, всецело предав себя в руки носителя идеи. Это деятельность, приносимая в качестве бескорыстного жертвования. Акарма — это деяния святых подвижников, которые творили чудеса именем Божьим, и служение преданных жрецов, вверявших себя воле почитаемого божества; это подвиги и самопожертвование во имя справедливости и спасения страдающих, это деятельность монахов, которые согласно закону Дхармы (закон мировой гармонии) несут благо живым существам из любви и чувства единства со всем мирозданием, ничего не ожидая взамен; это действия, совершаемые из любви и сострадания.
Последний вид кармы напрямую связан с Просветлением, так как позволяет победить своё ложное эго.
Вторая классификация делит карму с точки зрения проявления следствий.
Прарабдха-карма, или последствия деяний, переживаемые сейчас, в этом рождении. Это воздаяние, получаемое за совершённые деяния. Тут о карме можно говорить как о «судьбе».
Апрарабдха-карма, или последствия, которые неизвестно когда и как проявятся, но уже сформированные причинно-следственной связью. Идёт программирование следующих воплощений.
Рудха-кармой называют последствия, которые ещё не наступили в проявленном мире, но человек чувствует их наступление интуитивно, как бы стоя на пороге.
Биджа-карма — это не сами последствия, а причины последствий, которые ещё не сформировали ответную реакцию, но обязательно проявятся. Это посеянные семена, ещё не давшие корней и всходов.
Как ясно из вышеизложенного, закон кармы предполагает всеобщую обусловленность, то есть все события причинно связаны. Вращение колеса сансары происходит благодаря этой связи. Одно цепляет другое и так далее до бесконечности.