Кругом пятьсот о чем
Кругом пятьсот о чем
Недавно заново послушал (переслушал как перечитал) концерт-лекцию ВВ, во время которого он объявляет «Дорожную историю» как «Случай на дороге» и говорит, что писал ее и еще одну песню для фильма. Другую песню в фильм взяли, а «Дорожную историю» — нет. О какой кинокартине речь? И какую другую песню имел в виду Высоцкий?
В статье «Фильмография» нашел упоминание о фильме «Рейс первый, рейс последний», что в него предалгалсь «Дорожная история». Но в нем нет никакой другой песни ВВ.
Предлагаю такой вопрос для обсуждения. В этой песне происходит конфликт между героем и его напарником. Напарник покидает застрявший грузовик и уходит, а герой остается дожидаться помощи, которая приходит. Последние строчки:
Конец простой: пришел тягач.
И там был трос, и там был врач
И МАЗ попал куда положено ему.
И он пришел — трясется весь —
А там опять далекий рейс.
Я зла не помню, я опять его возьму.
Предлагаю следующую гипотезу. Помощь привел именно напарник. Куда бы он мог сам податься, если «кругом пятьсот» и икакого жилья? А он неожиданно появляется в конце. Причем просматривается параллель: «пришел тягач», «пришел он». Так что возможно что «пришел» он именно к грузовику. «Трясется» он от пережитого бурана, но именно он набрел на (или вернее — на него набрела) подмога, и он привел ее к МАЗу.
Против этой гипотезы говорят две вещи. Во-первых, мы явно на стороне рассказчика: хорошего, крепкого мужика, которого не сломал ГУЛАГ. А рассказчик явно напарнику несимпатичен. С другой стороны: что уж напарник сделал такого? Оставил рассказчика в машине одного? Ну ведь не травмированного, не больного: у обоих был выбор, что делать. Напарник выбрал идти искать помощь («Здесь больше нечего ловить»), рассказчик остался ждать. К тому же у ВВ не всегда главный герой прав: в «Рядовом Борисове», «Сережке Фомине», «Случае на Шахте» моральный выбор героя немного амбивалентен.
Во-вторых — и это серьезно — главный герой и не думает благодарить напарника. Наоборот, он говорит «я зла не помню». Никакого «зла» вообще-то не было, а если бы было — не стал он бы с ним работать дальше. Но не поблагодарить человека за спасение вступает в серьезный конфликт со всей остальной историей и созданным ВВ характером героя.
Кругом пятьсот о чем
Недавно заново послушал (переслушал как перечитал) концерт-лекцию ВВ, во время которого он объявляет «Дорожную историю» как «Случай на дороге» и говорит, что писал ее и еще одну песню для фильма. Другую песню в фильм взяли, а «Дорожную историю» — нет. О какой кинокартине речь? И какую другую песню имел в виду Высоцкий?
В статье «Фильмография» нашел упоминание о фильме «Рейс первый, рейс последний», что в него предалгалсь «Дорожная история». Но в нем нет никакой другой песни ВВ.
Предлагаю такой вопрос для обсуждения. В этой песне происходит конфликт между героем и его напарником. Напарник покидает застрявший грузовик и уходит, а герой остается дожидаться помощи, которая приходит. Последние строчки:
Конец простой: пришел тягач.
И там был трос, и там был врач
И МАЗ попал куда положено ему.
И он пришел — трясется весь —
А там опять далекий рейс.
Я зла не помню, я опять его возьму.
Предлагаю следующую гипотезу. Помощь привел именно напарник. Куда бы он мог сам податься, если «кругом пятьсот» и икакого жилья? А он неожиданно появляется в конце. Причем просматривается параллель: «пришел тягач», «пришел он». Так что возможно что «пришел» он именно к грузовику. «Трясется» он от пережитого бурана, но именно он набрел на (или вернее — на него набрела) подмога, и он привел ее к МАЗу.
Против этой гипотезы говорят две вещи. Во-первых, мы явно на стороне рассказчика: хорошего, крепкого мужика, которого не сломал ГУЛАГ. А рассказчик явно напарнику несимпатичен. С другой стороны: что уж напарник сделал такого? Оставил рассказчика в машине одного? Ну ведь не травмированного, не больного: у обоих был выбор, что делать. Напарник выбрал идти искать помощь («Здесь больше нечего ловить»), рассказчик остался ждать. К тому же у ВВ не всегда главный герой прав: в «Рядовом Борисове», «Сережке Фомине», «Случае на Шахте» моральный выбор героя немного амбивалентен.
Во-вторых — и это серьезно — главный герой и не думает благодарить напарника. Наоборот, он говорит «я зла не помню». Никакого «зла» вообще-то не было, а если бы было — не стал он бы с ним работать дальше. Но не поблагодарить человека за спасение вступает в серьезный конфликт со всей остальной историей и созданным ВВ характером героя.
Привет всем гитаристам Пикабу. Не нашел в интернете ни одного толкового разбора этой волшебной песни, нигде нет нормальной схемы боя, а он там какой-то свой, специфический. Было бы очень здорово, если кто-то запишет подробный разбор и боя, и аккордов для начинающего. Думаю, что не один такой. Заранее спасибо)
Лига гитаристов
1.1K постов 6.6K подписчиков
Правила сообщества
Играйте её в тональности ля-минор. Бой «квадратный», бас-аккорд, когда надо добавить «красоты», почувствуете сами.
Нашёл дневник
Ответ на пост «На одной волне»
Подержите мое пиво! ))) Бродил как то в Тюмени по торговому центру и забрел в магазинчик «Экспедиция». и прикупил понравившуюся мне прикольную футболку с прикольным рисунком «медведь гонится за человеком» и надписью «Siberian fast food». Возвращаюсь из командировки, жду трансфер в аэропорту Бомако (Конго). и тут ко мне подходит паренек в футболке с АБСОЛЮТНО (до мелочей) ТАКИМ ЖЕ РИСУНКОМ, но с надписью «Canadian fast food»! Парень, конечно же из Канады, но, как позже оказалось, его дедушка с бабушкой были русские эмигранты и он очень обрадовался узнав. что я из России и даже попытался говорить на русском.
Бывший.
Был друг, хороший человек. Попал в блуду, попросил денег. Я взял кредит. Друг выплыл, отдал три четверти, больше у него нет. (около сотыги еще должен, плачу)
Была жена. Случилась беда, онкология. Метания туда-сюда, беготня. Врачи, больница, взял кредит. Слава богу, полная ремиссия и жена мне говорит, что жила как-то скучно, (или не так), в общем ей не хватает нового и и свежего.
Я не новый, явно не свежий, (47Лет)
Около миллиона еще должен.
Не прокатило
Дорожная история
Я вышел ростом и лицом —
Спасибо матери с отцом;
С людьми в ладу — не понукал, не помыкал;
Спины не гнул — прямым ходил,
И в ус не дул, и жил как жил,
И голове своей руками помогал…
Бродяжил и пришёл домой
Уже с годами за спиной,
Висят года на мне — ни бросить, ни продать.
Но на начальника попал,
Который бойко вербовал,
И за Урал машины стал перегонять.
Дорога, а в дороге — МАЗ,
Который по уши увяз,
В кабине — тьма, напарник третий час молчит,
Хоть бы кричал, аж зло берёт:
Назад пятьсот,
пятьсот вперёд,
А он зубами «Танец с саблями» стучит!
Мы оба знали про маршрут,
Что этот МАЗ на стройках ждут.
А наше дело — сел, поехал. Ночь, полночь…
Ну надо ж так! Под Новый год!
Назад пятьсот,
пятьсот вперёд!
Сигналим зря — пурга, и некому помочь!
«Глуши мотор, — он говорит, —
Пусть этот МАЗ огнём горит!»
Мол видишь сам — тут больше нечего ловить.
Мол, видишь сам — кругом пятьсот,
И к ночи точно занесёт,
Так заровняет, что не надо хоронить!
Я отвечаю: «Не канючь!»
А он — за гаечный за ключ
И волком смотрит (он вообще бывает крут).
А что ему — кругом пятьсот,
И кто кого переживёт,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
Он был мне больше чем родня —
Он ел с ладони у меня,
А тут глядит в глаза — и холодно спине.
А что ему — кругом пятьсот,
И кто там после разберёт,
Что он забыл, кто я ему и кто он мне!
И он ушёл куда-то вбок.
Я отпустил, а сам прилёг,
Мне снился сон про наш «весёлый» наворот.
Что будто вновь — кругом пятьсот,
Ищу я выход из ворот,
Но нет его, есть только вход,
и то не тот.…
Конец простой: пришел тягач,
И там был трос, и там был врач,
И МАЗ попал, куда положено ему.
И он пришёл — трясётся весь…
А там — опять далёкий рейс,
Я зла не помню — я опять его возьму!
Jan. 7th, 2016
Во-первых, всех поздравляю с Рождеством! Я так вижу, обсуждение песни про снежинку вызвало живой резонанс. Раз с вами так душевно обсуждать старые песни, давайте сегодня обсудим еще одну, тоже очень зимнюю песню. Я расскажу, как представляется ее смысл мне, а вы расскажите, как видится вам.
Итак, у Владимира Высоцкого одна из знаменитых песен (или даже баллада?) аж 1972 года — «Кругом пятьсот». Я её в детстве слышал очень много, но, честно признаться, так до конца не понимал. А потому предпочитал просто верить эмоциям главного героя, не обращая внимания не текст, в котором очень много подсказок. Ссылку на аудиоверсию не даю — вы либо её знаете наизусть, либо вообще этот пост не для вас. Текст, если кто подзабыл, под катом:
Я вышел ростом и лицом —
Спасибо матери с отцом,-
С людьми в ладу — не понукал, не помыкал,
Спины не гнул — прямым ходил,
Я в ус не дул, и жил как жил,
И голове своей руками помогал.
Но был донос и был навет —
Кругом пятьсот и наших нет,-
Был кабинет с табличкой: «Время уважай»,-
Там прямо без соли едят,
Там штемпель ставят наугад,
Кладут в конверт — и посылают за Можай.
Потом — зачет, потом — домой
С семью годами за спиной,-
Висят года на мне — ни бросить, ни продать.
Но на начальника попал,
Который бойко вербовал,-
И за Урал машины стал перегонять.
Дорога, а в дороге — МАЗ,
Который по уши увяз,
В кабине — тьма, напарник третий час молчит,-
Хоть бы кричал, аж зло берет —
Назад пятьсот, пятьсот вперед,
А он — зубами «Танец с саблями» стучит!
Мы оба знали про маршрут,
Что этот МАЗ на стройках ждут,-
А наше дело — сел, поехал — ночь, полночь!
Ну надо ж так — под Новый год —
Назад пятьсот, пятьсот вперед,-
Сигналим зря — пурга, и некому помочь!
«Глуши мотор, — он говорит,-
Пусть этот МАЗ огнем горит!»
Мол, видишь сам — тут больше нечего ловить.
Мол, видишь сам — кругом пятьсот,
А к ночи точно — занесет,-
Так заровняет, что не надо хоронить.
Я отвечаю: «Не канючь!»
А он — за гаечный за ключ,
И волком смотрит (Он вообще бывает крут),-
А что ему — кругом пятьсот,
И кто кого переживет,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
Он был мне больше, чем родня —
Он ел с ладони у меня, —
А тут глядит в глаза — и холодно спине.
А что ему — кругом пятьсот,
И кто там после разберет,
Что он забыл, кто я ему и кто он мне!
И он ушел куда-то вбок.
Я отпустил, а сам — прилег,-
Мне снился сон про наш «веселый» наворот:
Что будто вновь кругом пятьсот,
Ищу я выход из ворот,-
Но нет его, есть только вход, и то — не тот.
. Конец простой: пришел тягач,
И там был трос, и там был врач,
И МАЗ попал куда положено ему,-
И он пришел — трясется весь.
А там — опять далекий рейс,-
Я зла не помню — я опять его возьму!
Сюжет песни предельно ясен: двое перегонщиков увязли в машине на глухой сибирской трассе, и помощи, казалось бы, ждать неоткуда. А вот конфликт персонажей и развязка неясны. Попробуем разобраться.
Герой песни — человек сильный (вышел ростом), самолюбивый (спины не гнул) и вообще бывший зэк (по его словам — невиновный). На концертах в особо государственных местах Владимир Семенович исполнял этот антисоветский момент мягче: «Бродяжил и пришел домой уже с годами за спиной». Но от этого характеристика героя не меняется. Хотя самопрезентация «с людьми в ладу — не понукал, не помыкал» не очень соответствует пренебрежительному отзыву о напарнике «он ел с ладони у меня», «пришел, трясется весь», «зубами стучит», «забыл, кто я ему и кто он мне». То есть — и понукал, и помыкал. О напарнике мы знаем меньше — ему в песне слова не давали. Мы знаем, что в сложной ситуации он молчит три часа, но «вообще бывает крут» и хватается за гаечный ключ (заметим: только хватается). Командиром экипажа назначен, очевидно, именно герой — по крайней мере, он решает, кого ему брать в напарники.
Сама ситуация: МАЗ увяз за Уралом, и помощи ждать неоткуда. В кабине тьма, мотор пока работает, но «к ночи точно занесет, так заровняет, что не надо хоронить». В принципе (не в песне, а в жизни) это очень тяжелая ситуация, которая встречается до сих пор. И рассчитывать можно только на помощь, которая приедет по дороге. Или не приедет. Но даже ребенку понятно, что удаляться от машины — самоубийство. И дело вовсе не в том, что надо сидеть охранять МАЗ, который «на стройках ждут» — угонщиков тут нет, а замерзание в кабине никак не поможет стройке.
Однако у напарника есть идея. Он предлагает заглушить мотор и куда-то идти. Куда же идти из кабины в пургу, если «кругом пятьсот»? Не в лес же на холод, на съедение волкам и верную гибель? Возможно, напарник что-то знает? Может, предлагает совершить подвиг и добраться пешком до ближайшего поселения, откуда можно вызвать помощь? Однако герой ему это запрещает. Заметим: не просто сам не поддерживает, а запрещает об этом думать даже ему. Мы понимаем, что напарник ему не нравился давно: героя «аж зло берет» уже в первые три часа, пока напарник всего лишь молчал (!). Вырваться напарнику непросто. И только железная вера в свою правоту, подкрепленная не менее железным гаечным ключом, позволяет ему сбежать из кабины деспотичного зэка, чтобы избежать верной (как напарник знает) смерти. «Я его отпустил», — лаконично сообщает нам герой с таким видом, будто совершил подвиг человеколюбия и самопожертвования, а сам банально ложится спать.
Дальше следите за руками: напарник «ушел куда-то вбок» — то есть, не назад и не вперед по трассе. И по итогам, как мы знаем, не погиб: выжил, даже не обморозился, сохранил работоспособность. Из чего можно делать вывод, что пятьсот там было не «кругом», а лишь назад и вперед. А вбок было, например, двадцать. Или сорок.
Результат: к машине с героем, предпочитавшим сладко спать и гнобить напарников, пришел «тягач, трос и врач», которые спасли замерзающего мудака. Видимо, для врача к тому времени нашлось немало работы, раз его упомянули. Да и выражение «МАЗ попал, куда положено ему» как бы намекает, что машину отгоняли по назначению уже другие водители.
Однако выживший герой не просто лишен благодарности, но чувствует себя обиженным и по-хамски встречает напарника. Того самого напарника, который добрался до людей, спасся сам (что предлагал и герою), а далее сумел вызвать помощь, чем спас от смерти и товарища. И всё это — исключительно благодаря своей инициативе, смелости, знаниям местности и самоотверженности (кто знает, сколько километров пришлось прошагать напарнику по пурге и тайге, пока товарищ спал в уютной, хотя и остывающей кабине).
- Кругом гладко в середине сладко что
- Кругом чем является в предложении