Крупная моторика что это
Что такое крупная моторика и как ее развить?
Картина Т. Яблонской «Утро»
Говоря о подготовке ребёнка к школе, родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Но в этот период не стоит забывать про развитие всех психо-физиологических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, моторики.
Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.
Что такое общая или крупная моторика?
Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).
Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).
Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.
Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики
Почему эти навыки важны?
Помогая вашему ребёнку развивать крупную моторику самостоятельно или с помощью специалистов, Вы:
Как можно помочь своему ребёнку?
Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия
Крупная моторика что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: При ежемесячных медицинских осмотрах на протяжении первого года жизни младенца педиатр оценивает прогресс крупной и мелкой детской моторики.
Статья:
Под моторикой понимается совокупность последовательных и произвольных движений, необходимых для выполнения конкретного действия, например, сесть, выполнить шаг или сжать руку в кулак. Для взрослых все эти движения естественны и абсолютно не представляют сложности благодаря годам и десятилетиям тренировок. К тому же, в человеческой памяти не сохраняются самые первые попытки совершать подобные простейшие движения и трудности, с ними связанные.
Моторику можно разделить на два типа:
С помощью исследований удалось выяснить, что развитие у детей крупной и мелкой моторики основано на развитии головного мозга и возникновении новых связей между его нейронами. Ведь на момент рождения ЦНС крошки является ещё неполноценной, поэтому новорожденный может лишь бесцельно шевелить конечностями и неспособен сосредоточить взгляд даже на крупном предмете. Но, поскольку самый пик процессов развития приходится именно на момент рождения, то уже к месячному возрасту двигательные функции малыша сильно прогрессируют.
Детская крупная моторика
При ежемесячных медицинских осмотрах на протяжении первого года жизни младенца педиатр оценивает прогресс крупной и мелкой детской моторики. Затем такие проверки происходят реже, но продолжают оставаться важными, поскольку позволяют убедиться, что каждое достижение малыша соответствует давно известной последовательности. То есть, это говорит, что развитие ЦНС, мускулатуры и опорно-двигательного аппарата ребёнка соответствуют нормам возраста.
Прогресс крупной моторики в зависимости от возраста:
Развитие детской мелкой моторики
Сейчас полагают, что фундаментом будущих талантов и способностей ребёнка является развитие мелкой моторики. Ведь отвечающие за неё центры расположены в непосредственной близости от зон мышления, внимания, воображения, координации, речи, наблюдательности, двигательной и зрительной памяти. Не следует забывать также про тесную связь между речью и развитием мелкой моторики, которая научно доказана, поэтому ей нужно уделять особое внимание. Вообще, развитие мелкой моторики сильно влияет на последующую жизнь ребёнка, ему потребуются координированные действия рук и пальцев для многих жизненных манипуляций:
Развивающие мелкую моторику игры очень важны, ведь в процессе игры малыш подсознательно запоминает порядок движений и учится их координировать, а вместе с прибаутками игры отлично помогают развитию речи. В результате самым что ни на есть естественным путём можно извлечь из игр огромную пользу.
При этом следует помнить главное – что развивать у детей мелкую моторику следует по определённым лекалам: вначале ребёнку следует освоить самые простые движения, и уже после этого можно переходить к разучиванию новых, более сложных. Если малыш не сразу схватывает новое движение – не следует этому сильно расстраиваться, а лучше отступить на прежние позиции и попытаться усвоить что-то более простое.
Календарь развития детской мелкой моторики
Ниже перечислены связанные с мелкой моторикой основные действия, освоение которых присуще для детей определённого возраста.
От рождения до 4 месяцев
В начале жизни младенец учится двигать конечностями, пытаясь при этом дотянуться до игрушки или другого заинтересовавшего его предмета. При этом нет разницы в контроле над правой или левой рукой. Одновременно крошки учатся координировать движения глаз и головы. Например, заслышав голос мамы, малыш поворачивает голову в ту сторону. Он даже может схватить руками игрушку, однако, это всё ещё будет не осознанное, а рефлекторное движение.
4-12 месяцев
Затем и до достижения годовалого возраста малыш всё лучше начинает контролировать свои руки. Если какие-то действия он поначалу мог осуществлять только двумя руками, то теперь справляется и одной. Малыш уже вполне осознанно хватает игрушку. После полугода он может ухватить всё более маленький предмет. Поскольку к году малыш способен взять пальцами даже мельчайший предмет, то это при недосмотре может грозить обструкцией дыхательных путей. Помимо этого, в данный период дети учатся перекладывать из руки в руки предметы, переворачивать в любимых книжках страницы и поддавать ногой мячик.
1-2 года
В сидячем положении малыш уверенно держит равновесие, и ему уже не требуется для этого помогать себе руками. Последними он больше пользуется для игр. Дети этого возраста по-прежнему не отдают предпочтения правой или левой руке, но к концу этого периода доминирование одной из рук даёт о себе знать. Всё более уверенными становятся движения пальцами. Хотя карандаш малыш продолжает держать всей ладошкой, но лопнуть мыльный пузырь уже пытается указательным пальцем. Если до двух лет он может рисовать лишь круги, то в два года из-под его кисти выходят уже вертикальные и горизонтальные линии.
2-3 года
На третьем году жизни координация, балансирование и контроль над телом оставляют для рук и пальцев больше возможностей. Чаще всего в движениях задействуется предплечье и кисть. После двух лет у малыша меняется манера рисования – карандаш он теперь держит так, словно указывает им на лист бумаги. Ближе к концу этого срока лучше начинают получаться круги и линии, и на их основе начинают проявляться некие рисунки. Трёхлетний ребёнок должен уметь разрезать пополам бумажный лист, хотя и не слишком ровно.
3-4 года
Малыш находит применение обеим рукам: если в доминантной он уверенно держит карандаш, то с помощью второй, вспомогательной руки, фиксирует лист бумаги. Его рисунки всё усложняются, малыш стремится скопировать фигуры из раскрасок или книжек. К четырём годам карандаш или ручку он удерживает, как и взрослые – тремя пальцами. С этого момента его можно считать готовым к освоению письменности. Ножницами он также работает намного уверенней – может вырезать по нарисованной линии.
4-5 лет
Пальчиковая моторика в этом возрасте достигает такого уровня развития, что многие движения малыш делает одной лишь кистью, не используя без необходимости плечо и предплечье. Раскрашивает он более качественно, не выходя за контур фигуры, и очень легко может вырезать квадрат.
5-6 лет
Движения рук весьма гармоничны и скоординированы. Ручку малыш должен уверенно держать тремя пальцами, а ножницы – так же как взрослые. Во время раскрашивания способен учитывать мелкие детали. Для дошкольников достаточное развитие мелкой моторики должно открыть доступ к дальнейшему продуктивному обучению в начальном классе. Поэтому родителям следует внимательно следить за этим процессом, не допуская отставания развития от календаря взросления.
Упражнения, развивающие мелкую моторику
Упражнения, развивающие тактильную чувствительность и движения кистей и пальцев рук со сложной координацией:
Развитие крупной моторики
Татьяна Мазур
Развитие крупной моторики
Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.
Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.
Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным. В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук). По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявляет творческие способности.
Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.
Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.
Схема развития крупной моторики у детей в возрасте от 1 года и до 6 лет.
Схема развития у ребенка крупной моторики (данные в годах).
1. Передвигается в пространстве при помощи взрослых.
2. Наклоны вперед и вверх.
4. Попадает по мячу отбивая его.
5. Бросая мяч вверх может его поймать.
6. Свободно передвигается по ступенькам.
7. Стоит на одной ноге.
8. Прыгает на месте на двух ногах
9. Катается на велосипеде (крутит педали).
10. Стоит поочередно на одной ноге более 10 секунд.
11. Подпрыгивает на одной ноге.
12. Кидает и ловит мяч.
13. Ходит на пятках.
Каждая из закрашенных полосок соответствует нормам возраста детей, в период которого появляется новая способность ребёнка, обозначенная 1 уровень соответствует 1 способности.
Когда у детей наблюдается отставание или опережение развития крупной моторики частичное по одному или двум показателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупной моторики. В таких случаях необходима своевременная помощь по коррекции этих отклонений.
Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.
Несколько игр перечисленных ниже помогут детям стать более скоординированными, усилят функции саморегуляции и контроля, разовьют гибкость и пластичность, разовьют устойчивость и концентрацию внимания. Кроме этого, они всегда зарядят хорошим настроением.
Возраст детей: от 3 лет.
Можно проводить и в группе и на улице.
Цель игры: разогреть суставы, способствовать гибкости и пластичности ребенка, научиться координировать движения. Укрепить мышечный корсет.
Ведущий предлагает детям копировать его движения. Так же можно что бы дети разбились на пары и копировали ведущего в паре. При усложнении задания копируются не только позы ведущего, но и его настроение – мимика.
Очень нравятся детям игры на основе стихов и потешек.
Цель игры: развитие координации, скорости реакции, а также устойчивости внимания.
Возраст детей: от 3 лет.
По лесу идёт, (идем как мишки)
Шишки собирает, (наклоны вперед)
Песенки поёт. (поем ля-ля-ля)
Прямо мишке в лоб. (ударяем себя по лбу)
И об землю – топ (топаем ногой)
Засвистел на ветке
Пересмешник дрозд:(ищем на верху взглядом)
Наступил на хвост! (топаем ногой)
Пятеро зайчат: (прыгаем как зайчата)
Из кустов кричат. (кричим, руки ко рту –«Мишка»)
По лесу идет. (кричим, руки ко рту –«Мишка косолапый»)
Бросился к берлоге
Маленький медведь: (бежим по кругу)
Спрятался за шкафом (приседаем на корточки)
Дразнят все меня! (качаемся сидя)
Мама удивилась: (гладят друг друга по плечу)
Я всегда гордилась
Я ведь косолапа, (идут по кругу, косолапя)
Мишка косолапый (идет по кругу расправив плечи и подняв голову)
Вымыл с мылом лапы, (потирают руки)
И как заорёт: (руки вверх,подпрыгивают и кричат: «Мишка косолапый по лесу
Хомка, хомка, хомячок (делаем приседания)
Полосатенький бочок (потираем бока)
Хомка раненько встает (встаем)
Щечки моет, шейку трет. (руками двигаем не задевая лица)
Подметает хомка хатку (наклон вниз, движения руками)
И выходит на зарядку. (идем по кругу)
Раз, два, три, четыре, пять –(руки сгибаем ладошками достаем до плечей)
Хочет Хомка сильным стать (сгибаем и разгибаем руки)
Ручками похлопает (хлопают руками)
Ножками потопает (топают ногами)
Крепко свой бочок потрет (трут бока)
И опять гулять пойдет. (идем по кругу)
Способствуя развитию у детей активной деятельности в группе и особенно на детских площадках мы развиваем крупную моторику малыша, и тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности малыша.
Здоровье детей и их будущие достижения в ваших руках, уважаемые педагоги!
Т. Е. Харченко «Гимнастика в детском саду»
Ж. М. Глозман, «Нейропсихология детского возраста» 2009.
Ч. Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2009.
И Соловей «Детская психология», 2011
Н. А. Бернштейн «Очерки о физиологии движений и физиологии активности». 1966.
Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко» Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко». Не секрет, что развитие мелкой моторики играет очень важную роль для общего.
Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка
Содержание:
Новорожденный совсем беспомощен — все его двигательные навыки ограничиваются способностью лежать на спине. Впрочем, это ненадолго: вы и не заметите, как крошечный человечек, который, как казалось, еще вчера не умел переворачиваться на бок, уже носится по квартире, залезает в самые неожиданные места и стремится добраться до всего своими цепкими ручками. В этой статье мы расскажем вам, как происходит становление мелкой и крупной моторики у детей, и что вы можете сделать для развития этих важных навыков.
Мелкая моторика — что это?
С рождения до 2 месяцев
С 2 до 6 месяцев
В этом возрасте у ребенка формируется первичная координация движений — он начинает использовать зрение для управления действиями рук. Появляется осознанная мелкая моторика, и для детей столь юного возраста это большое достижение. Малыш учится хватать предметы, которые попадают в его поле зрения, но, пока не умеет сидеть, он тянется к ним двумя ручками.
С 6 до 12 месяцев
С года до двух
С двух до пяти лет
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
Как происходит развитие крупной моторики у ребенка?
С рождения до 2 месяцев
С 2 до 6 месяцев
Примерно в 2 месяца лежащий на спине малыш начинает активно дергать ножками. Ничего необычного: это просто занятия для развития крупной моторики, помогающие подготовиться к ползанию. К четырем месяцам ребенок учится держать головку, и в положении сидя способен контролировать ее длительное время. Правда, сидеть самостоятельно кроха еще не умеет — только с поддержкой. Чуть позже малыш начинает приподниматься на руках из положения лежа на животе, а также активно переворачиваться со спины на живот и обратно.
С 6 до 12 месяцев
Малыш пробует сесть. Сначала эти упражнения на крупную моторику даются ему тяжело: для баланса он сильно наклоняет тело вперед и часто падает. Примерно в 8 месяцев ребенок начинает ползать по-пластунски, не отрывая живот от поверхности, причем сначала назад, и только позже — вперед. В 10 месяцев малыш уже умеет сидеть ровно и не падать, осваивает ползание на четвереньках и даже пробует встать, держась за опору.
С года до двух
С двух до пяти лет
Крупная моторика у детей младшего дошкольного возраста быстро совершенствуется, и в три года малыш много прыгает и бегает — просто потому, что это ему нравится. К четырем годам ребенок учится спускаться по лестнице почти как взрослый, к пяти его движения становятся плавными, а координация — достаточно хорошей для того, чтобы заниматься многими видами спорта. Некоторые навыки крупной моторики в дошкольном возрасте могут быть не идеальны, но в этом нет ничего удивительного — человек достигает пика физической формы только в возрасте 18–26 лет.
Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?
Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.
Совет № 1. Танцуйте
С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.
Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!
Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.
Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми
С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.
Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.
Совет № 3. Делайте зарядку
С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.
Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.
Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.
Совет № 4. Катайтесь на велосипеде
С какого возраста: с 1 года.
На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.
По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.
Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша
С какого возраста: всегда.
«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.
Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.
Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.
Что делать, если у малыша замедлено развитие мелкой и крупной моторики?
Все дети индивидуальны, и развитие происходит у них по-разному. Именно поэтому все возраста и этапы, приведенные выше, надо воспринимать как примерные: ваш кроха может освоить какой-то навык раньше, чем среднестатистический ребенок или, наоборот, немного задержаться.
Продолжайте заниматься с малышом упражнениями и играми для мелкой и крупной моторики. Ни в коем случае не ругайте его и не ставьте в пример других детей. Если вам кажется, что развитие идет не так, как должно, проконсультируйтесь с врачом — только специалист может вынести вердикт в такой ситуации. Мы верим, у вашего малыша все обязательно получится!