Кружево шантильи что это такое
Кружево шантильи. История
Кружево, известное сейчас под названием «шантильи» появилось в XIX в. во французском городке Шантильи.
Рисунок отличался сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполнял почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамлял характерный для времен Второй Империи, неизменно повторяющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.
Во второй половине XIX в. шантильи становится популярным во всем мире. Его использовали в одежде в разных странах, а также изготавливали в разных городах.
ANTIQUE FLAPPER 1920’S SILK CHIFFON AND SILK CHANTILLY LACE DRESS
Edwardian gown pink black Titanic Dress, Edwardian Gowns, Chantilly Lace
С появлением машинного производства кружева, появилась возможность делать аналоги знаменитых кружев, в том числе и шантильи.
Сегодня кружево шантильи используется в сфере высокой моды и готовой одежды. Многие модельные дома активно используют его в своих коллекциях.
1952 Dovima in black Chantilly lace and pure silk taffeta dress by Seymour Jacobson, Vogue
Brown Chantilly shift dress by Pat Sander showing arms through lace sleeves and a bared back, Vogue November 1965
Periwinkle silk chiffon and Chantilly lace gown with a flowing cape and cascading ruffles | RALPH & RUSSO SPRING SUMMER 2017
Большую популярность кружево шантильи приобрело в свадебной моде:
Plunging v-neckline Chantilly lace full ball gown with cap sleeves from the new Spring/Summer 2019 Marchesa Bridal Collection.
Ну и, конечно, в производстве нижнего белья:
В нашем магазине вы можете приобрести современные образцы кружева шантильи разных производителей. Жмите СЮДА
История появления кружева шантильи: особенности
На севере от Парижа есть городок Шантильи, который известен всему миру благодаря кружеву. Что же это такое — кружево шантильи? Это тонкое, воздушное и элегантное черное плетение, которое сделало Францию одним из лидеров в кружевоплетении. Страна сохранила этот статус на долгие десятилетия, а кружево до сих пор популярно и считается одним из лучших в мире.
История появления и описание
Кружево «Шантильи» («Chantilly» по-французски, «Шантийи») — это тонкое, воздушное кружево из Франции. Сегодня оно является одним из самых распространенных видов плетения из черных шелковых нитей «Гренадин Алэ», а несколько веков назад оно способствовало успеху французских мастериц.
Кружево шантильи родом из Франции, из одноименного города
К достоинствам шантильи относятся:
На кружеве изображали различный узор:
История материи началась в небольшом французском городке на севере страны. Считается, что первыми плести кружево начали итальянцы, они же придумали при плетении добавлять конский волос — это помогало получить выпуклые узоры. Вторыми секрет узнали в Бельгии. Кружевная ткань стоила очень дорого, его могли себе позволить только самые богатые семьи. Секрет изготовления не выходил за пределы Италии, что позволяло мастерам диктовать моду и условия.
Во Францию мода на кружево проникла в XVI веке: приехавшие из Флоренции королевы Екатерина и Мария Медичи привезли с собой моду на плетение с орнаментом ретичелла, а также мастеров для его производства. Вероятно, эти мастера и были первыми учителями французских кружевниц. Впрочем, местные умелицы быстро выучили основы и привнесли в кружево собственные идеи и традиции.
Уже в середине XVII века французские мастерицы смогли повторить венецианскую технику плетения. Для развития производства министр финансов даже выписал из Венеции 30 итальянок, а в городе Алансон планировал открыть собственное производство. Это не понравилось бывшему монополисту Италии: мастерицы преследовались и вскоре уехали обратно. Но они успели многому научить француженок: через год министр финансов смог отчитаться королю о начале производства.
Примечательно, что кружево получило признание в родной стране.
Важно! Некоторые историки считают, что король даже приказал не заказывать больше плетение из других стран, дозволялось только местные работы.
На тот момент кружево, производимое в Алансоне (это был шитый гипюр), по некоторым параметрам не только не уступал итальянским работам, но и превосходил их. Французские кружева имели более мелкий, изящный и разнообразный рисунок: вышивались не только растения и орнаменты, но и небольшие фигурки, в основном это были люди и лошади. Рисунки составлялись выдающимися художниками, для мелкой работы использовались человеческие волосы.
В XVII веке вместо гипюра в качестве основы начали использовать тюль. В конце того же века появилась традиция располагать рисунок только по краям, оставляя пустое место для мелких украшений. Тогда же были построен несколько фабрик в Шантильи, которые производили плетеное кружево из черных и белых шелковых нитей, после — из металлических и льняных нитей, но в итоге делать начали только черное кружево.
Кружево называлось «блонды» и плелось вручную на плоской подушке: небольшие вещи производились одним куском, более крупные — отдельными частями, которые затем соединяются вместе незаметными сцепками. Через некоторое время фабрики открылись в городах Канн и Байе. Там плели блонды, которые вскоре получили новое имя — «Шантильи».
Ручная работа ценится намного выше, чем заводская
Шантильи стоило немало, оно было доступно только самым богатым семьям. Постепенно ручной труд сменился машинным, что позволило удешевить производство и сделать материал доступнее. Кружево получило особое распространение при Наполеоне III с 1840-х годов. Изделия отличались сложной композицией и обилием узоров: «поле»-сетка заполнялось различными цветами, узорами, бабочками, сердечками, горошком. Край обрамлялся свисающими лентами, бахромой и рюшами. Небольшое свободное сетчатое поле украшали мелкими мушками, цветочками.
Сегодня в основном можно найти именно машинные кружева, в состав ткани добавляют синтетику. Важно! Ручные работы намного дороже, их сложно найти, но в специализированном музее можно увидеть технику ручного изготовления.
Где используют
Шантильи использовались для изготовления разнообразных вещей или их украшений. В зависимости от времени кружево применялось в следующих случаях:
Важно! Кэтрин Миддлтон выходила в платье с кружевом французской фабрики «Sophie Hallette».
Правильный уход за кружевом шантильи поможет сохранить их красоту надолго:
В мире тканей кружево не сдает позиции уже многие века, а шантильи является одним из лучших и самых известных в мире. Его до сих пор используют при шитье платьев, особенно свадебных и вечерних, нижнего белья и аксессуаров.
Кружевные истории. Chantilly
Шантильи (от фр. «chantilly» — произносится как «шантийи», допускаются оба варианта, но в России больше прижилось название «шантильи») — это кружево, сделанное вручную с помощью коклюшек, начиная с 17 века во Франции в Шантийи. Фантастически прекрасное, тонкое, как паутина!
Изначально основано на методах Лилльского кружева (dentelle de Lill), кружева Ариас (dentelle d’Arras) и Point de Paris, прежде чем превратиться в кружево со своими особенностями. Шантильи, сплетённое из натурального шелка, как правило, черное (редко белое). Типичные узоры — цветы, листья, корзины, вазы, розы. Они очень напоминают те, что можно встретить на фарфоре Chantilly 18 века. Кружево Chantilly часто существует в очень больших кусках (как знаменитые шали) с использованием полос от 8 до 10 см в ширину, сшитых вместе почти незаметными швами.
В 17 веке герцогиня Лонгвиль развивает производство кружева chantilly, которое становится популярным и модным во время правления Людовика XV и Людовика XVI. Было особенно любимым кружевом Мадам дю Барри и Марии-Антуанетты. Французская революция остановила производство кружева.
Наполеон снова восстановил спрос на chantilly, особенно в период 1804-1815 гг. Но после 1815 г производство в самом Шантийи было вновь постепенно уменьшено. Параллельно производство кружева расширялось в других центрах, особенно в Нормандии, в Байе. Другой центр производства шантильи развивается во Фландрии (Бельгии), в частности в Граммон и Энгиен, где кружево также принимает оригинальное название «chantilly».
Итак, в 19 веке производство этого прекрасного кружева достигает своей высшей популярности в годы Второй империи, с 1852 по 1870 гг под влиянием императрицы Евгении (Eugnie de Montijo) — это огромные шали, зонтики, веера. Многие модели имеют автора известного под именем М. Lefebure в Байе. В 1844 году была запатентована машина, прекрасно имитирующая кружева ручной работы. Механическое производство наиболее развивается с 1870-х годов. С этого времени началось массовое производство chantilly. Часто сырьём служит уже не шёлк, а вискоза. Разумеется, это уже совсем другое кружево, не такое дорогое, более доступное, но так же тонкое и по-своему привлекательное. Есть очень недурные образцы, особенно ранние.
В настоящее время кружево производится машинным способом, как и другие виды французского кружева (например, алансон или валансьен).
Самую большую коллекцию кружева chantilly во Франции имеет Музей культурного наследия кружева Chantilly (Le muse du patrimoine et de la dentelle Chantilly).
О кружевах Шантильи или Откуда мы черпаем вдохновение для творчества
Увидев впервые кружево Шантильи я была потрясена его красотой и самобытностью. Я решила узнать о нем немного больше и хочу поделиться с вами этими знаниями.
Современные невесты, знающие толк в красивых кружевах, сразу проникнутся желанием примерить это аристократичное великолепие, так как, по словам самих французов, «притронуться к кружевам Шантильи – все равно, что притронуться к весеннему ветерку». Выбор свадебных аксессуаров с такими кружевами свидетельствует о тонкости вкуса и склонности к тенденциям ретро-шика.
Секрет успеха этого «невесомого французского чуда» состоит в оптимальном сочетании прочности и самобытной эстетики, максимально отвечающей всем требованиям дизайна современных свадебных аксессуаров. Впервые появившиеся в небольшом городке Шантийи (русифицированное название Шантильи), расположенном между Парижем и Санлисом, знаменитые кружева начали свое триумфальное шествие с романтической легенды.
Еще до производства кружев владение Шантильи, с утопающим в зелени замком перешло от династии Монморанси к высокородным принцам Конде, которые сделали его своим родовым гнездом.
Когда Людовик де Конде решил посвататься к первой красавице двора и своей кузине Мари-Анн де Конти, то будущая невеста ответила, что пойдет под венец с принцем тогда, когда увидит стены замка Шантильи прозрачными.
Чтобы не тратить огромные деньги на вывоз венецианских кружев, во Франции было налажено их собственное плетение, для чего в страну были выписаны венецианские кружевницы. Их французские ученицы смогли не только постичь все тонкости этого ремесла, но и постепенно внести в него свои традиции. Начиная с середины XVII в. в Шантильи было построено несколько фабрик по плетению кружев, и город превратился в признанный центр кружевоплетения.
История этого маленького городка севернее Парижа достаточно типична для XIX века. Первоначально, в Шантильи делали черное и белое плетеное шелковое кружево, а также кружево из металлических нитей. Еще в первой четверти XIX века плетеное в Шантильи кружево известно под названием модных тогда блонд. Под своим собственным именем шантильи появляется уже тогда, когда в самом городе его производство прекратилось. В XIX веке кружевом шантильи славятся такие французские центры как Байе и Канн, где сначала плетут блонды, а потом переходят на шантильи.
Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, а также, воланы, барбы, различные наколки и носовые платки. Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. И, в то же время, они очень современны своей эпохе.
Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повторяющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.
Француженки всегда любили экспериментировать с материалом. С самого начала своей истории французское кружево использует и лен и шелк, по колориту оно бывает как белое, так и цветное (чаще всего, черное).
К середине XIX века шантильи становится столь популярно, что его не только используют в костюме (и в Западной Европе, и в Америке, и в России), но и изготавливают в разных городах разных стран. Несколько центров по производству кружева шантильи было и в Бельгии (Грамон и Ангуэн). Огромная популярность, которой пользовалось кружево шантильи во второй половине XIX века, позволило ему занять крупное место в истории западноевропейского кружева.
Впрочем, на этом история шантильи не заканчивается. С появлением машинного производства кружева стало возможным воспроизводить аналогии знаменитых кружев, сплетенных или шитых, в том числе и шантильи.
Современное кружево шантильи предназначено, главным образом, для декорирования эксклюзивных нарядов и создания рафинированных и утонченных образов.
И вот тут в конце этой логической цепочки у меня возник вопрос: ну неужели нам не под силу создать такое чудо?
Кружево шантильи: роскошь и элегантность французского кружева
Кружево шантильи – тончайшие чёрные изделия родом из Франции. Материал используют для изготовления нарядной одежды или декорирования вещей вставками. Французское кружево вручную делают из специальных шёлковых нитей. В машинном производстве используются хлопковые и синтетические волокна.
История появления и описание
Во Франции плетёное кружево стало популярным с 15 века. Моду на него привезла из Италии Екатерина Медичи. Заказывать его из Венеции было дорого, и поэтому было решено плести здесь.
Кружево шантильи, что это такое? Называется оно так по месту происхождения – небольшой городок Шантильи севернее Парижа. Сначала изготавливали чёрное и белое кружево из шёлковых нитей, также из металлических нитей, из льняных; потом стали делать только чёрное кружево.
В 17 веке в городе Шантильи построили несколько фабрик по производству кружева.
В Европе оно вошло в моду и стало популярным с сороковых годов 19 века. Его плели вручную, и стоило французское кружево шантильи очень дорого. Только состоятельные люди покупали себе такую роскошь.
Изделие плели на плоской большой подушке. На неё крепили нитки с одной стороны, другие концы наматываются на коклюшки. Для изготовления небольших вещей хватает одного куска ткани. Крупное делали отдельными элементами, которые потом соединяли между собой.
При Наполеоне третьем такое кружево применяли почти везде. Как при изготовлении небольших изделий, так и крупных:
- шарфы, мантильи, пелерины; юбки, зонты, носовые платки; воланы, рюши на платьях; накидки, жакеты; наколки на волосы, веера; перчатки и митенки.
В середине 19 века французские кружева обрели такую популярность, что фабрики по их производству открылись в других странах. Несколько таких было в Бельгии.
В конце 19 – начале 20 века модными были белые или светлые платья, покрытые чёрным кружевом.
В 18 веке основа выглядит как ромбовидная решётка. Две диагонали пересекаются с одной горизонталью, направленной в другую сторону. К началу 19 века сетка становится похожей на соты, как у шестигранного кружева из Алансона.
Алансонское кружево состоит из шестигранных ячеек. В основном присутствует растительный, цветочный рисунок. Поверх контуров орнамента нашивали белый конский волос. Для изготовления 1 квадратного сантиметра такой красоты вручную понадобится 4-5 часов работы.
На стыке 18 и 19 веков рисунок алансонских кружев упрощается. Его используют по контуру, на фоне выполняют мелкий рисунок бабочек, горошка.
Сейчас почти все кружева изготавливают машинным способом, ручную работу найти трудно. В музее есть мастерицы, которые показывают технику изготовления алансонского кружева.
Валансьенское кружево стало популярным в 18 веке после переноса сюда фабрики по производству кружев. С 13-го века в Валансьене изготавливали лучший батист. Изначально мастерицы из Фландрии обучали французских плетению кружева. Каждый рисунок был основательно сплетён, сетка была точной формы, изделия были тонкими. После присоединения к Франции вид кружева поменялся. Популярной стала очень тонкая сетка с плотным рисунком.
У кружева валансьен преобладает растительный орнамент, ячейки сетки разнообразные: круглые, квадратные, ромбовидные. Сетку и рисунок плетут одновременно, это отличает данный вариант ровной поверхностью, отсутствием рельефа.
Эти виды кружева похожи и все они из разных французских регионов.
Где используют кружево шантильи
В 40-50 годах прошлого века кинозвёзды часто появлялись в фильмах в наряде, украшенном этим кружевом. Сейчас шантильи применяется для украшения дорогих эксклюзивных нарядов, при изготовлении готовых платьев.
Основные производители этого материала сотрудничают с известными по всему миру домами мод. Производители нижнего белья нередко используют шантильи при создании элегантных и уникальных комплектов.
Из этой ткани делают блузки, топы, юбки, коктейльные, вечерние и свадебные платья. Платье Кейт Миддлтон на свадьбе было украшено кружевом Sophie Hallette – это ведущий производитель подобных изделий.
Сейчас французские кружева используются как для массового сегмента, так и для эксклюзивных вариантов одежды. Ещё один ведущий производитель кружева – это Riechers Marescot. Самые лучшие ткани этих производителей стоят дорого. В интернет-магазине можно найти тесьму за 10-16 тысяч рублей за погонный метр. За 12-18 тысяч – самые дорогие крупные ткани.
Популярный вариант нарядов – верх из кружева, низ из другой ткани, или наоборот. Варианты:
- кружевная блузка и простые брюки; ажурный лиф платья и низ из тонкого шёлка; однотонная майка из хлопка и плетёная юбка; джинсы и кружевная обувь без каблука.
Шантильи применяют для декорирования домашнего текстиля:
При желании и наличии свободного времени можно самостоятельно украсить приятные домашние мелочи.
Как раньше, так и сейчас, дорогое кружево применяют для украшения интерьера и мебели. Это далеко не всем по карману, но и выглядеть такая комната будет богато и утончённо.
В продаже можно встретить французский гипюр, изготовленный в технике шантильи. Это прочный, но тонкий материал, подходит как для создания платья на свадьбу, так и для изготовления вечернего наряда. У гипюра шантильи присутствует растительный двухсторонний рисунок. Края обработаны особым способом и похожи на реснички.
Сейчас его производят машинным способом преимущественно из синтетических волокон. Обычно это 100% полиэстер либо с добавлением нейлона. Бывают варианты с большей частью искусственного шёлка. Встречается смесь полиамида и хлопка. Иногда делают из 70-80% хлопка также с добавлением нейлона. Часто можно встретить и варианты наоборот – большая часть нейлон, остальное хлопок. Бывает с добавлением волокон «район» – особых вискозных нитей. Для блеска добавляют люрекс.
Трудно найти в свободной продаже изделия ручной работы. При этом они стоят дорого и производятся в основном из шёлковых нитей.
Воздушное нежное кружево требует особого ухода:
- Тончайшее бельё замачивают в чистой тёплой воде без мыла. Её меняют два или три раза. Проблемные участки застирывают хозяйственным мылом, оставляют так на 30 минут, и прополаскивают. Затем немного средства для стирки разводят в воде и взбивают в пену, замачивают там ненадолго изделие. Не трут, не мнут – просто полоскают в чистой воде. Бюстгальтер замачивают в растворе деликатного моющего. Плечики и чашечки осторожно трут мягкой щёткой. Прополаскивают и не отжимают, чтобы не испортить форму. Вешают на плечики в расправленном виде до высыхания. Платье кладут на дно ванны и некоторое время поливают душевым шлангом. Хозяйственным мылом застирывают стратегически важные места – подмышки, воротник, рукава. Снова поливают душем. Замачивают на 2 часа в воде с добавлением моющего средства с антистатиком. Участки с вышивкой и стразами протирают новой губкой для посуды. Выполаскивают дважды и вешают на плечики до высыхания, чтобы не деформировалось и не было мятым. Пятна выводят хозяйственным мылом. Нужно смочить брусок и потереть им испачканный участок. Затем прополоскать сначала в тёплой, потом в холодной воде и высушить. Занавески сушат растянутыми, рекомендуется делать это на рамке. Сухие шторки окажутся ровными, гладить их не нужно. Другой домашний текстиль закатывают в хлопковую простыню минут на 20 и после этого гладят. Платья с французским кружевом из хлопковых волокон и кружевной трикотаж утюжат с изнаночной стороны через влажную марлю. Вещи с рельефным орнаментом не отпаривают, чтобы не потеряли форму. Воротнички сначала крахмалят специальным средством. Затем немного подсушивают и гладят носиком утюга. Домашний текстиль утюжат с изнанки сквозь тонкий хлопок
Нельзя отступать от правил ухода, иначе нежное тонкое кружево быстро испортится.
Шантильи – это тончайшее уникальное кружево с историей в несколько столетий. Оно придаст наряду красоту и утончённость. Вечернее или свадебное платье будет выглядеть элегантно и дорого.