Кружки нти что это
Национальная технологическая инициатива
Содержание
Об НТИ
НТИ концентрируется на новых глобальных рынках, которые сформируются через 15–20 лет. Большинство рынков будут иметь сетевую природу (наследовать подходы, которые существуют в Интернете, или использовать инфраструктуру Сети). Новые рынки будут ориентированы на человека как конечного потребителя, расстояние между производителем и потребителем на них будет минимальным. Россия в рамках НТИ сфокусирует внимание на тех рынках, в которых есть возможность создать отрасли нового технологического уклада, значимых с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан.
Отличительная особенность НТИ состоит в том, что содержательная часть перечня мер по достижению Россией лидерства на новых рынках формулируется самим высокотехнологичным бизнесом. По каждому рыночному направлению формируется Рабочая группа, которую возглавляет уже состоявшийся технологический предприниматель, профессионал в соответствующей тематической области, и профильный заместитель министра ответственного федерального органа исполнительной власти. В состав Рабочей группы НТИ входят представители бизнеса, научного и образовательного сообществ, органов исполнительной власти и другие заинтересованные участники.
В настоящее время действуют 12 рабочих групп, у которых в проработке находятся «дорожные карты» по развитию девяти перспективных рынков и трех кросс-рыночных направлений, одним из которых является Кружковое движение НТИ. Деятельность кружкового движения НТИ должно привести к появлению компетентных специалистов в различных группах технологий, которые могут обеспечить развитие новых рынков НТИ до 2035 года.
Дорожная карта «Кружковое движение» НТИ
«Дорожная карта» «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы одобрена решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 18 июля 2017 года. Описание, цели, ключевые задачи.
Состав рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы
Земцов Д.И. – лидер (соруководитель) рабочей группы, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета
Дружинина Е.С. – заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
Акмалов А.Ф. – исполнительный директор АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0»
Анисимов Н.Ю. – ректор Дальневосточного федерального университета
Бражник С.А. – директор по развитию региональных образовательных проектов ООО «Яндекс»
Бухало А.Б. – директор молодежных программ Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России»
Зезюлин А.А. – руководитель студии Apella Games
Кравченко Д.Б. – депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию
Курмышев И.Н. – советник генерального директора Медиагруппы «Актион-МЦФЭР»
Малеев А.В. – проректор по международным программам и цифровым инновациям НИУ «Московский физико-технический институт»
Медведев В.В. – директор Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Насибулин М.М. – советник директора по цифровизации в ГК «Росатом»
Нуралиев Б.Г. – директор ООО «1С»
Потехина И.П. – вице-губернатора города Санкт-Петербурга
Пронькин В.Н. – директор Института информационных технологий и технологического образования РГПУ имени А.И. Герцена
Ракова М.Н. – вице-президент, руководитель дивизиона «Цифровые образовательные платформы» ПАО «Сбербанк России»
Семенов А.Л. – Академик РАН, Академик РАО
Серебрякова Е.Н. – министр образования Новгородской области
Сивцев М.П. – министр образования и науки Республики Саха (Якутия)
Синюгина Т.Ю. – директор Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации
Солодов В.В. – губернатор Камчатского края
Уразов Р.Н. – генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»»
Федорчук С.В. – министр образования Новосибирской области
Федосеев А.И. – президент Ассоциации участников технологических кружков
Шадрин А.Е. – старший директор по инновационной политике НИУ «Высшая школа экономики»
Шишкин Д.А. – директор Департамента инфраструктурных проектов Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»»
Ященко И.В. – руководитель секретариата российского совета олимпиад школьников, директор НОУ «Московский центр непрерывного математического образования»
Албегова Е.А. – директор Дирекции развития партнерской сети Дальневосточного федерального университета
Кружковое движение НТИ
Кружковое движение — это всероссийское сообщество энтузиастов технического творчества, построенное на принципе горизонтальных связей людей, идей и ресурсов.
Кружковое движение НТИ решает задачу формирования в России следующего поколения предпринимателей, инженеров, ученых, управленцев, ядром которого должны стать выходцы из кружков — энтузиасты, обладающие высоким уровнем профессионализма, способные задумывать и реализовывать проекты, доводить их до результата, создавать новые организационные решения и технологические компании, направленные на развитие России и всего мира.
Дорожная карта «Кружковое движение» НТИ была создана, чтобы обеспечить формирование к 2025 г. сообщества из 500 000 талантов, технологических энтузиастов, предпринимателей нового типа.
ОПИСАНИЕ
Кружковое движение должно привести к появлению компетентных специалистов в различных группах технологий, которые могут обеспечить развитие новых рынков НТИ до 2035 года.
Ключевой вызов современной России — нехватка новых и сильных технологических проектов, способных завоевывать мировые рынки и задавать новый технологический уклад и качество жизни людей. Государство предпринимает усилия для решения этой проблемы, появляются Стратегия научно-технического развития страны, Национальная технологическая инициатива, программа Развития дополнительного образования детей и другие стратегические документы. Но они не имеют шанса реализоваться без общественной поддержки и наполнения их реальными инициативами и прорывными результатами «снизу», поддержки этого движения крупным бизнесом и финансовыми институтами, включения новых проектов в существующие технологические цепочки и появления технологических стартапов.
Чтобы эти самоорганизующиеся команды с предпринимательским геном и стратегическим видением в технологическом поле могли сформироваться, необходимо создать особое детско-взрослое сообщество, в котором детский проект сможет пройти все этапы от идеи до решения реальной проблемы, а в некоторых случаях даже выхода на рынок.
Кружковое движение действует не только в поле образования. Оно охватывает и сферы бизнеса и общества: включает участников в разработку практик будущего для технологических компаний, формирует спрос на таланты и поиск ниш, в которых они могут проявить себя, и поддерживает горизонтальное сообщество, действующее на принципах синергии и синтропии. Для этого в рамках работ по дорожной карте была создана Ассоциация участников технологических кружков как организационная форма Кружкового движения.
Цель Кружкового движения — вырастить в России экосистему, которая объединит технологических энтузиастов, крупные компании, госкорпорации, проекты на стыке образования, науки и технологического бизнеса. Такая экосистема позволит создавать работающие форматы для взаимодействия между всеми участниками Кружкового движения.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
Ключевые сегменты рынка
01.СЕТИ
Реализация цифрового управления талантами, путём предоставления участникам сообщества инструменты по построению интеллектуальной человеко-машинной системы управления с собственными компетенциями и принятия решений.
02. ВЫЗОВЫ
Создание системы технологических соревнований, конкурсов, олимпиад, побуждающих технологических энтузиастов к исследованиям и творчеству в сфере рынков и сквозных технологий НТИ.
03.РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ
Объединение существующих ресурсных центров в сеть для реализации проектов в рамках кружкового движения и вовлечение участников программ в решение вызовов НТИ.
04.МЕРОПРИЯТИЯ
Организация комплекса мероприятий (проектных школ, ярмарок, фестивалей), обеспечивающих единство ценностей и деятельности кружкового движения.
05.НАСТАВНИКИ
Привлечение и подготовка взрослых технологических энтузиастов (в роли лидеров проектов, модераторов, консультантов, учебных мастеров), компетентных и способных взаимодействовать с участниками кружков в недирективной манере.
ПРОЕКТЫ
Университет НТИ
Первый в России университет, обеспечивающий профессиональное развитие человека в цифровой экономике. Он будет ориентирован на подготовку лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы (НТИ) и специалистов, работающих на новых глобальных рынках.
Олимпиада НТИ
Всероссийские многопрофильные инженерные соревнования для команд школьников 9-11 классов, направленные на выявление и развитие талантливых ребят с инженерным мышлением, способных в командах решать междисциплинарные задачи по темам переднего края технологического развития.
Наставничество на базе детских технопарков «Кванториум»
Модернизация и апробация моделей развития гуманитарных технологий наставничества в интересах НТИ в субъектах Российской Федерации на базе детских технопарков «Кванториум».
Проект Rukami
В рамках проекта будет организован Международный фестиваль идей и технологий в Москве, а в 30 регионах России проведены городские фестивали для вовлечения изобретателей и мейкеров со всей страны. Программа обмена практиками повысит компетенции управленческих команд ресурсных центров и качественный уровень разработок, а поляризационная кампания вовлечет в мейкерское движение новых энтузиастов и поднимет имидж технического творчества.
Академия наставников
Проект, направленный на создание условий для массовой подготовки, сертификации и трудоустройства наставников для детских и молодежных проектов и команд.
Цифровая платформа управления талантами
Цифровая платформа по управлению талантами — это:
Проектные школы
Серия 2-3 недельных выездный мероприятий по работе над технологическими проектами полного жизненного цикла и вызовами НТИ команд школьников 8-11 классов, направленных на формирование проектного мышления и формирование сообщества технологических команд.
Дежурный по планете
Образовательное движение, объединяющее школьников, студентов и наставников, заинтересованных в космических технологиях и современной космонавтике.
РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
Земцов Дмитрий Игоревич
Проректор по развитию ДВФУ
СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
Ракова М.Н. — соруководитель рабочей группы, вице-президент, руководитель дивизиона «Цифровые образовательные платформы» ПАО «Сбербанк России»;
Акмалов А.Ф. — исполнительный директор АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» ;
Анисимов Н.Ю. — ректор Дальневосточного федерального университета;
Бражник С.А. — директор по развитию региональных образовательных проектов ООО «Яндекс»;
Бухало А.Б. — директор молодежных программ Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России»;
Зезюлин А.А. — директор по исследованиям и разработкам Wargaming Group Limited;
Кравченко Д.Б. — депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию;
Курмышев И.Н. — заместитель лидера (соруководителя) рабочей группы, директор по развитию рынков НТИ АО «РВК»;
Малеев А.В. — проректор по международным программам и цифровым инновациям НИУ «Московский физико-технический институт»;
Медведев В.В. — директор Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
Насибулин М.М. — советник директора по цифровизации в ГК «Росатом»;
Нуралиев Б.Г. — директор ЗАО «1С Акционерное общество»;
Потехина И.П. — вице-губернатор Санкт-Петербурга;
Пронькин В.Н. — директор Института информационных технологий и технологического образования РГПУ имени А.И. Герцена;
Семенов А.Л. — член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии образования;
Серебрякова Е.Н. — Министр образования Новгородской области;
Сивцев М.П. — Министр образования и науки Республики Саха (Якутия);
Синюгина Т.Ю. — директор Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации;
Солодов В.В. — врио Губернатора Камчатского края;
Уразов Р.Н. — генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»»;
Федорчук С.В. — Министр образования Новосибирской области;
Федосеев А.И. — заместитель лидера (соруководителя) рабочей группы, президент Ассоциации участников технологических кружков;
Шадрин А.Е. — старший директор по инновационной политике Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
Шишкин Д.А. — директор Департамента инфраструктурных проектов Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Ященко И.В. — руководитель секретариата российского совета олимпиад школьников, директор НОУ «Московский центр непрерывного математического образования»;
Практики Кружкового движения НТИ распространят на всю страну
Рекомендованные Минпросвещения России методики работы Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) теперь можно будет распространить на школы по всей стране. Правительство России совместно с Ассоциацией участников технологических кружков по поручению главы государства Владимира Путина проработает вопрос о создании сети кружков на базе общеобразовательных организаций по модели Кружкового движения.
Создание сети кружков позволит распространить опыт, накопленный Кружковым движением, откроет новые возможности перед российскими школьниками, интересующимися наукой и технологиями.
«Кружковое движение НТИ сегодня обладает признанным опытом и авторитетом в области развития новых форм дополнительного образования школьников и технологических кружков в России. Министерство просвещения Российской Федерации рекомендует педагогам методики работы, которые разрабатывают наставники и эксперты Кружкового движения. Благодаря поручению Президента России мы сможем распространить практики Кружкового движения на всю страну и обеспечить гораздо больше российских школьников возможностями для всестороннего развития их способностей», – подчеркнул заместитель Министра просвещения Российской Федерации Дмитрий Глушко.
«С 2017 года в рамках Национальной технологический инициативы реализуется дорожная карта «Кружковое движение», направленная на формирование следующего поколения предпринимателей, инженеров, учёных, готовых отвечать на глобальные вызовы, стоящие перед Россией и всем миром. В основе нашей работы на протяжении последних лет – развитие новых форматов дополнительного образования, которые вовлекают ребят в технологическое творчество. Они оказались эффективны и интересны школьникам. Это инженерные соревнования, проектные школы, фестивали, а также создание кружков нового типа, которые обладают потенциалом вырасти в технологические команды и стать конкурентоспособными компаниями», – рассказал лидер рабочей группы Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов.
На фоне эпидемиологической ситуации Кружковое движение НТИ запустило агрегатор kruzhok.org, где собраны лучшие онлайн-ресурсы для дистанционного обучения и участия в кружках.
По словам Дмитрия Земцова, «проводимая сейчас работа онлайн станет хорошей основой для масштабирования практик Кружкового движения офлайн и запуска сети кружков на площадках российских школ».
Справочно
Кружковое движение НТИ – всероссийское сообщество технологических энтузиастов. Цель Кружкового движения – формирование следующего поколения предпринимателей, инженеров, учёных, управленцев, способных задумывать и реализовывать проекты, создавать новые решения и технологические компании, направленные на развитие России и всего мира. Для достижения этой цели утверждена дорожная карта Национальной технологической инициативы «Кружковое движение».
Среди инициатив Кружкового движения – первые командные инженерные соревнования для школьников и студентов «Олимпиада НТИ», проектные школы и хакатоны «Практики будущего», всероссийская акция «Урок НТИ», система массового обучения, аттестации и трудоустройства наставников молодёжных проектов «Академия наставников», фестивали идей и технологий RUKAMI, программа конкурсов и проектов в области космоса «Дежурный по планете», цифровая платформа управления талантами, программа по технологиям совместного обучения человека и искусственного интеллекта «Кентавр» и другие проекты.
Инициативы
Национальная технологическая олимпиада
Национальная технологическая олимпиада (НТО) (ранее — Олимпиада Кружкового движения НТИ) в 2021/2022 учебном году проходит в рамках Года науки и технологий. К участию приглашены все учащиеся 8–11 классов, подать заявку можно до конца октября.
Олимпиада проводится при координации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Кружковым движением НТИ при поддержке Агентства стратегических инициатив и АНО «Платформа НТИ».
Урок НТО
Оформить заявку и получить материалы для Урока НТО можно на сайте проекта.
Практики будущего
Однодневные и многодневные хакатоны, а также выездные школы, где подростки полностью погружаются в работу над реально существующей проблемой, — один из самых эффективных форматов проектной деятельности. Лучшие команды смогут принять участие не только в обычных сменах, но и в школах федерального и международного уровня.
Проект RUKAMI
Rukami – некоммерческий проект по популяризации технического творчества среди молодежи. Его цель – создать питательную среду для идей и талантов российских школьников и студентов. Такой средой должно стать сообщество технологических энтузиастов – людей, которые пробуют или уже умеют создавать проекты своими руками, готовы обмениваться опытом и придумывать новые инициативы чтобы черпать в них вдохновение.
Всероссийский конкурс кружков
Цель конкурса – выделить и поддержать наиболее успешные кружки в регионах России, которые занимаются просвещением и образованием в технической, научно-технической и технологической сферах – как по традиционным направлениям, так и по тематикам рынков и сквозных технологий НТИ.
Академия наставников
Подготовка, сертификация и трудоустройство наставников детских и молодёжных проектов
Совместный проект Фонда «Сколково», Агентства стратегических инициатив и Кружкового движения НТИ. Цель проекта — создать систему массовой подготовки и сертификации наставников.
Цифровая платформа «Талант»
Интеллектуальная система управления индивидуальными образовательными траекториями талантливой молодежи.
«Россия — страна мореходов XXI века»
Новый пилотный проект в рамках дорожной карты «Кружковое движение» НТИ. Направлен на раннюю подготовку кадров и обучение школьников от 9 до 18 лет новейшим технологиям освоения морских пространств в логике Маринет НТИ. Реализуется на базе «Морского центра капитана Варухина Н.Г.» в Великом Новгороде.
Инженерные конкурсы и соревнования по морской робототехнике
Совместный проект Кружкового движения НТИ и Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского. Нацелен на подготовку нового поколения технологических лидеров по направлению Маринет НТИ, создание и интеграцию в образовательный процесс комплексной системы подготовки школьников и студентов к российским и международным технологическим состязаниям.
Магистерская программа
Конкурс практик
Конкурс образовательных практик для Национальной технологической инициативы. Конкурс проводился в 2018 и 2019 году. Описания лучших практик вошли в сборник, который будет опубликован и доступен для скачивания уже в этом месяце.
Стажерский центр
Стажеры — супергерои Кружкового движения. Это участники Олимпиады НТИ, проектных школ, хакатонов и других образовательных интенсивов, связанных с Кружковым движением. Они приезжают на уже знакомые проекты в новых ролях. Стажеры получают опыт организации образовательных мероприятий, пополняют портфолио и списки друзей в соцсетях, развивают soft skills, а в перспективе у них — стажировки в прорывных технологических компаниях, реализованные проекты в рамках НТИ и менторы из числа технологических экспертов и предпринимателей.
«Дежурный по планете»
Программа, объединяющая технологические конкурсы и проекты для школьников в области космоса. Цель — повысить популярность космических исследований и разработок среди широких кругов молодежи и школьников России.
Бизнес-сообщество
Неформальное объединение компаний-производителей образовательных методик и разработчиков оборудования для ведения занятий в рамках дополнительного образования по техническим, инженерным и научным тематикам
«Методические рекомендации по созданию сети кружков Национальной технологической инициативы в общеобразовательных организациях» (утв. Минпросвещения России 28.08.2020)
Утверждаю
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
Д.Е.ГРИБОВ
28 августа 2020 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ СЕТИ КРУЖКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНИЦИАТИВЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Основные положения и понятия
Методические рекомендации разработаны в рамках исполнения подпункта «д» пункта 1 поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 10 апреля 2020 года N Пр-647, на основании опыта реализации «дорожной карты» Национальной технологической инициативы «Кружковое движение» с целью формирования в России сообщества технологических энтузиастов, способных обеспечить технологическое лидерство России по направлениям Национальной технологической инициативы, посредством создания и функционирования сети кружков Национальной технологической инициативы на базе общеобразовательных организаций.
Решение о создании «Кружка НТИ» является компетенцией общеобразовательной организации. При создании «Кружка НТИ» возможно использование настоящих методических рекомендаций.
Решение о создании «Кружка НТИ» является компетенцией общеобразовательной организации. При создании «Кружка НТИ» возможно использование настоящих методических рекомендаций.
«Кружки НТИ» могут создаваться на базе общеобразовательных организаций в целях:
1) повышения уровня функциональной грамотности и компетентности обучающихся общеобразовательных организаций в технологической сфере;
2) вовлечения школьников в освоение новых технологий, их знакомство с перспективными направлениями научно-технологического развития, современными формами занятости ученых и инженеров, формирования осознанного выбора своего профессионального и жизненного пути в сфере новых технологий, в том числе посредством участия в Национальной технологической олимпиаде НТИ/Олимпиаде Национальной технологической и инициативы Кружкового движения;
3) профориентации школьников посредством погружения в профессиональную деятельность вместе с наставниками, носителями профессиональных компетенций, для освоения навыка выбора профессии, определения ориентиров при формировании образовательной и карьерной траектории, в том числе выбора уровня образования и организации для последующего продолжения образования;
4) создания условий для появления молодежных технологических команд, реализующих проекты по тематикам Национальной технологической инициативы.
Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом следующих нормативных документов:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
5. Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего образования»;
6. Распоряжения Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
7. Распоряжения Минпросвещения России от 27 декабря 2019 г. N Р-154 «Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ»;
8. Приказа Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
9. Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г. N МР-81/02вн.
В методических рекомендациях применяются следующие основные понятия:
обеспечивает поддержку и развитие «Кружков НТИ» в общеобразовательных организациях;
осуществляет организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение технологического кружка на базе общеобразовательных организаций на территории Российской Федерации, в том числе разработку примеров, экспертизу, тестирование и апробацию образовательных программ естественно-научной и технической направленности, непрерывное повышение профессионального мастерства преподавателей образовательных направлений технологических кружков;
разрабатывает функциональные и инфраструктурные требования средствам обучения и высокотехнологичному учебному оборудованию, используемому для реализации образовательных программ.
2. Порядок создания «Кружка НТИ» на базе
общеобразовательной организации
«Кружок НТИ» на базе общеобразовательной организации может действовать в одном из следующих форматов:
1. Кружок как объединение по интересам в рамках программ дополнительного образования, реализуемых общеобразовательной организацией («Образовательная программа НТИ»),
2. Кружок как объединение по интересам в рамках дополнительной образовательной программы общеобразовательной организации, реализуемой в сетевой форме («Образовательная сеть НТИ»).
3. Кружок как объединение по интересам в рамках внеурочной деятельности общеобразовательной организации («Урок НТИ»),
4. Кружок как объединение по интересам в рамках программы воспитания и социализации обучающихся («Команда НТИ»).
5. Кружок как направление проектно-ориентированной деятельности общеобразовательной организации в рамках основной образовательной программы («Школа НТИ»).
Общеобразовательной организации для создания «Кружка НТИ» рекомендуется следующее:
Указанный формат может реализовываться в рамках:
основной общеобразовательной программы (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
дополнительного образования детей (часть 4 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
иных формах (клуба по интересам, сообщества энтузиастов, проектной команды, технологического стартапа).
Разработанные программы могут быть реализованы общеобразовательной организацией самостоятельно и (или) в сетевой форме при участии представителей работодателей и общественно-деловых объединений, наставников из числа представителей Ассоциации кружков, иных заинтересованных лиц.
2. Обучающиеся «Кружка НТИ» могут принимать участие в Национальной технологической олимпиаде/Олимпиаде Национальной технологической инициативы Кружкового движения и других мероприятиях, организуемых Ассоциацией кружков.
3. Утвержденные общеобразовательной организацией образовательные программы технической направленности в рамках «Кружка НТИ» рекомендуется направлять в адрес Ассоциации кружков.
Реализация образовательных программ «Кружка НТИ» осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
К реализации дополнительных общеобразовательных программ также допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых технологическим кружком, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования, направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется образовательной организацией самостоятельно.
Нормативное, организационное, ресурсное обеспечение создания и поддержания деятельности «Кружка НТИ» относится к компетенции образовательной организации. Финансирование реализации образовательных программ в рамках деятельности «Кружка НТИ» обеспечивается за счет средств, предусмотренных государственным (муниципальным заданием) или внебюджетных (платных образовательных услуг).
При планировании реализации программ технологического «Кружка НТИ» в случае отсутствия у общеобразовательной организации необходимого оборудования, средств обучения и воспитания рекомендуется организовать образовательную деятельность в сетевой форме с привлечением ресурсов детских технопарков «Кванториум», мобильных технопарков «Кванториум», центров цифрового образования «IT-куб», центров «Дом научной коллаборации» и прочих организаций, деятельность которых направлена на развитие технического творчества обучающихся.
3. Роль органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих государственное
управление в сфере образования, органов местного
самоуправления и Ассоциации кружков в создании
и развитии сети «Кружков НТИ»
Ассоциация кружков при необходимости и запросе общеобразовательной организации осуществляет методическую и консультационную поддержку педагогических и руководящих работников, при необходимости проводит обучающие мероприятия (мастер-классы, семинары, вебинары, конференции и пр.), а также формирует и координирует сеть «Кружков НТИ», созданных на базе общеобразовательных организаций.
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя общеобразовательных организаций, рекомендуется оказывать содействие в создании и функционировании сети технологических кружков («Кружков НТИ») на базе общеобразовательных организаций через комплекс мер, которые могут включать:
1. Утверждение планов мероприятий («дорожных карт») по реализации сети «Кружков НТИ» на базе общеобразовательных организаций в субъекте Российской Федерации.
2. Формирование совместно с организациями реального сектора экономики или других профессиональных сфер, соответствующих направлениям НТИ, расположенными на территории субъектов Российской Федерации, системы материально-технической и организационной поддержки кружков НТИ на базе общеобразовательных организаций.
3. Возможность оказания содействия в организациях сетевой формы реализации образовательных программ общеобразовательных организаций с привлечением ресурсов детских технопарков «Кванториум», мобильных технопарков «Кванториум», Домов научной коллаборации, центров «Точка роста», технологических компаний и корпораций, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам.
4. Заключительные положения
Результатом создания сети «Кружков НТИ» на базе общеобразовательных организаций является выявление, поддержка и развитие способностей и талантов детей к научно-техническому творчеству, обеспечение условий для профессиональной ориентации обучающихся, создание сообщества обучающихся и педагогических работников, активно вовлеченных в проекты Кружкового движения (Олимпиада Кружкового движения НТИ, проектные школы и хакатоны «Территории практик будущего». Международный фестиваль идей и технологий «Rukami», Академия наставников и др.).