Кружок с чего начинается родина
Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина…»
Людмила Полякова
Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина…»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«С чего начинается Родина…»
подготовительная к школе группа «Теремок»
Воспитатель: Полякова Людмила Васильевна
Целевое назначение программы
Психологические особенности детей дошкольного возраста
II. Содержательный раздел
Принципы реализации программы
Содержание тематического планирования
Содержание предметно- развивающей среды
Формы реализации программы
Перспективный план работы
III. Организационный раздел
Режим проведения кружка
Программно- методическое оснащение
Целевое назначение программы
Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
• формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
• воспитание патриотизма,уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
• воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Программа дополнительного образования предусматривает вариативность, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Срок реализации программы – один год.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
II. Содержательный раздел
Принципы реализации программы
В основу реализации программыположены следующие принципы:
• принцип личностно-ориентированного общения — индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
•принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
• принцип наглядности —широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Содержание тематического планирования материала
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
• Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям народов России и Ставропольского края
• Использовать в активной речи фольклор
• Уметь играть в русские народные игры
• Знать памятники культуры, историю возникновения своей станицы
• Знать животный и растительный мир России
• Знать символику России и Ставропольского края
Содержание предметно-развивающей среды
Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Необходимо оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Важно также иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов и т. д.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
3. Организационный раздел.
Режим проведения занятий кружка.
Кружковая/ факультативная работа с детьми. Количество занятий в неделю
Длительность условного учебного часа (в минутах) 30 минут
Расписание дополнительной образовательной деятельности
понедельник вторник среда четверг пятница
Кружок «С чего начинается Родина…»
Программно-методическое оснащение:
1. «Мы живём в России» Н. Г. Зеленская, Л. Е. Осипова, 2008г «Издательство Скрипторий 2003»
2. «Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края»
Р. М. Литвинова, 2004 г. Ставрополь СКИПКРО
3. «Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях» Л. И. Грехова
6. «Звери Кавказа» Динник Н. Я., 1914г.
Остапенко В. Г., Ставрополь, 1993г.
Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми
1 неделя Наблюдение за детьми в группе, выявление первичных знаний по программе Определение уровня знаний детей о Родине Беседы с детьми, игры, наблюдения за взаимоотношениями детей в группе
2 неделя «Мир вокруг нас» Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства Занятие, знакомство с глобусом; проведение игр «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб», «Кто в какой стране живёт»
3 неделя «Разноцветные люди» Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. Занятие, игра «Найди отличие», «Четвёртый лишний»; свободное рисование на тему «Разноцветные дети»
4 неделя «Наша страна- Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» Занятие, беседы о Родине, чтение пословиц, поговорок; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России
1 неделя «Как жили славяне» Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой Занятие, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским костюмом, с предметами русского народного быта.
2 неделя «Богатыри земли русской» Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. Занятие, беседа о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры.
3 неделя «Русские народные промыслы» Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. Занятие, беседы о русских народных промыслах, рассматривание образцов хохломы, гжели и т. д.
4 неделя «Климатические зоны России» Дать знания детям о климатических зонах РФ. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Знакомство с географической картой России. Д/и: «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова»
1 неделя «Жизнь людей на Севере»Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжёлых климатических условиях. Беседа о жизни северных народов, рассматривание иллюстраций; чтение стихотворений, х/литературы
2 неделя «Русский лес-чудесный лес» Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. Занятие, беседа о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций; д/и: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Зелёная аптека»
3 неделя «Что такое заповедник?» Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги»; воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства Беседа о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных.Рисование: «Красная книга России»
4 неделя «Голубые реки России»Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. Занятие, беседа о реках России, рассматривание иллюстраций.
1 неделя «Какие народы живут в России» Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины.Закрепить и обобщить знания детей о народах населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Беседа о многонациональной России, рассматривание иллюстраций; прослушивание фольклорных музыкальных произведений. Подвижные игры разных народов РФ.
2 неделя «Государственные символы России- флаг, гимн»Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. Занятие, беседа о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна.
3 неделя «Государственный символ России – герб» Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством. Занятие, беседа о символическом значении герба РФ. Рассматривание изображений герба. Д/и «Узнай наш герб»
4 неделя «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ» Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин» Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России. Д/и «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн».
1 неделя Промежуточная диагностика уровня знаний детей по программе Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полгода Беседы, игры с детьми
3 неделя «Знаменитые россияне» Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны Занятие, беседа о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых людей, прослушивание литературных произведений, стихов.
4 неделя «Знаменитые спортсмены России» Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот» Беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций из газет и журналов; чтение стихов. Проведение подвижных спортивных игр на улице.
1 неделя «Главный город нашей страны» Уточнить знания детей о столице России. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться её красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы.
2 неделя «История Московского Кремля» Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем как строилась Москва; кто её основал, чем занимались её жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля. Занятие, чтение литературных произведений, рассматривание изображений Кремля; рисование современного Кремля
3 неделя «Города России»Познакомить детей с городами РФ: Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т. д. Формировать представление о том, что Россия- огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну. Рассматривание иллюстраций с видами городов, чтение произведений о городах России
4 неделя «День защитников Отечества» Формировать чувство уважения к Вооружённым силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины Изготовление подарков для пап и дедушек;рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных
1 неделя «Мамин праздник» Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам; познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики Утренник «Мамин день». Фотовыставка «Моя мама»
2 неделя «Масленица» Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора Беседа о масленичной неделе; символическое значение блинов; чучело Масленицы; знакомство и разучивание песенок, закличек
3 неделя «Моя малая родина» Уточнить представление детей о родной станице. Формировать понимание выражения «малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родной станицы. Экскурсия по станице, рассматривание парковой зоны, музея, церкви
4 неделя «Герб родного города» Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города- гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства Экскурсия по улицам родной станицы; рассматривание административных зданий станицы; познакомить с назначением зданий
1 неделя «Флора и фауна родного края» Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края Беседы о животных и растениях СК; рассматривание иллюстраций родной станицы
2 неделя Знаменитые земляки» Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию СК; участниками ВОВ. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими Беседа о знаменитых земляках; экскурсии, целевые прогулки. Рисование «Моя профессия»
3 неделя «Многонациональная родина» Формировать представление о том, что в родной станице дружно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны. Беседа о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов (иллюстрации)
1 неделя «День Победы» Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ. Воспитывать патриотические чувства. Экскурсия к Вечному огню; возложение цветов, беседы о подвигах людей во время ВОВ. Рисование «День Победы»
2 неделя «Мы – патриоты» Обобщить и систематизировать знания детей. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Занятие-викторина; чтение литературных произведений о Родине; разгадывание кроссвордов
3 неделя Итоговая диагностика по программе Обследование детей на определение итоговых знаний по программе Беседы с детьми; дидактические игры
Конспект занятия «C чего начинается Родина» «C чего начинается Родина» Ход занятия. Ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что рядом с нами с самого рождения.
Конспект беседы «С чего начинается Родина» Конспект беседы На тему «С чего начинается Родина» «Провели в МАДОУ Д/С9 группа №3 «Ивушка» Задачи: Воспитывать чувство любви и уважения.
Консультация для родителей «С чего начинается Родина» С чего начинается Родина? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, улицы где живете, детского сада. Постоянно расширяясь,.
Лэпбук «С чего начинается Родина» Патриотическое воспитание дошкольников является одной из приоритетных задач образовательного процесса в детском саду. Одним из способов.
Проект по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида Тема: «С чего начинается Родина» Проект по патриотическому воспитанию детей старшего.
Проект «С чего начинается Родина» в подготовительной группе Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Участники проекта: Воспитатели, дети двух групп, родители логопедической группы.
Программа кружка «С чего начинается Родина? «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 81 «Островок» г. Смоленска.
Рабочая программа кружка
по патриотическому воспитанию детей
«С чего начинается Родина?»
для детей 6-7 (подготовительная группа)
Руководитель: Лавровская Т.А.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен сориентирован на:
Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
— нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
— понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
— нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
— в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
— истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
— формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.
Основные задачи и разделы
Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.
4.Земля наш – общий дом
Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.
Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
6.Беседы о правах ребёнка
Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».
Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.
Формы организации образовательного процесса
Ситуации морального выбора
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире
Совместная работа детей с родителями (домашние задание)
Освоение прав детей
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
Название планеты, на которой мы живем;
Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
По задачам и содержанию
По средствам организации и
Коммуникация ( развитие свободного общения со взрослыми и
детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)
«Труд» (формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)
«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности)
«Труд» (накопление опыта двигательной активности)
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)
«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализации»
Продолжительность НОД– 30 минут
1 НОД в неделю для группы
4 НОД в месяц; 36 НОД в год
Продолжительность НОД в год 1080 минут (18 часов)
В середине и конце года итоговые, закрепляющие мероприятия.
Мониторинг образовательной деятельности: 3 раза в год (вводный – в сентябре, промежуточный — в январе, итоговый – в мае).
2. «Земля – наш общий дом»
3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»
4. «С чего начинается Родина?»
Цель : уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.
Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.
Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?
1. «Малая родина. За что мы любим свой город»
2. «Щедрые дары природы»
3.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»
4. «История возникновения герба родного города»
Цель : уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Цель : познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
1. «Что такое генеалогическое дерево»
2. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»
3. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»
4. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»
Цель: познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию.
Цель: познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье.
Цель: познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья.
1. « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»
2. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»
3. «Права и обязанности ребёнка»
4.Викторина «Права ребенка»
1. «Как жили славяне»
2. «Забавы вокруг печки»
3. «Защитники земли русской»
4. «Есть такая профессия – Родину защищать»
Цель: познакомить детей с их правом на охрану духовного и нравственного здоровья.
Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении.
Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.
Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своим правам.
Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.
Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.
1. «Мужчины и женщины в семье»
2. «Отражение народных традиций в национальном костюме»
3. «Русские народные промыслы»
4. «Как живут в деревне? Добрые избы»
Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.
Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
1. «Многонациональная Родина»
2. «Что такое героизм?»
3. «Боевая слава нашего народа»
4. «Знаменитые земляки»
Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.
Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.
Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
2. «Мой город: вчера и сегодня»
Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина»
Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Цель: познакомить детей с историей возникновения города его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.
Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.
Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.
Цель : формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед.
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
/ уровни освоения знаний и умений
1 .Родная страна:
Название страны
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей
2 .Символика
Флаг России
Герб родного города
3 .История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Жилище человека и предметы быта
4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. С помощью взрослого называет права ребенка. Затрудняется с определением «Конвенции о правах ребенка».
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.