Кружок умники и умницы 1 класс что это

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Отдел образования администрации Невельского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Шебунино»

Невельского района Сахалинской области

Методическим советом школы

Протокол №1 от 24.08.2020 г

приказом № 230 –ОД от 24.08.2020 г

директор МБОУ СОШ с. Шебунино А.В.Погорелов__________________

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Юным умницам и умникам»

Срок реализации: 1 год

Возраст участников: 7 лет

Составитель: Карепанова Е.А., учитель начальных классов

2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Юным умницам и умникам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» О. Холодовой.
Актуальность программы
определена следующими факторами:

Программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребенка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса третьеклассников как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данная программа имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся. Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Программа «Юным умницам и умникам» разработана на основании :

Цели и задачи реализации программы:

Цель реализации программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи реализации программы:

1.Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7.Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Юным умницам и умникам» адресована обучающимся 1 класса.

Общее число часов в год – 33

Система отслеживания результатов обучения

1. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

— прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

— пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

— рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

— контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

— творческие работы учащихся;

— самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Планируемые результаты освоения курса программы по курсу внеурочной деятельности «Юным умницам и умникам» Личностные УУД :

— развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

— ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.

— стремление преодолевать возникающие затруднения.

— готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.

— определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

— проговаривать последовательность действий.

— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

— учиться работать по предложенному учителем плану.

— учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

— делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

— преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

— слушать и понимать речь других.

— читать и пересказывать текст.

— совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

— выделять существенные признаки предметов;

— сравнивать между собой предметы, явления;

— обобщать, делать несложные выводы;

— классифицировать явления, предметы;

— определять последовательность событий;

— судить о противоположных явлениях;

— давать определения тем или иным понятиям;

— выявлять функциональные отношения между понятиями;

— выявлять закономерности и проводить аналогии.

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

Содержание курса программы внеурочной деятельности

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Календарно-тематическое внеурочной деятельности курса «Юным умницам и умникам»

Источник

Конспект занятия кружка «Умники и умницы», 1 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9

Занятие кружка: УМНИКИ И УМНИЦЫ

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

Ковалёва Наталья Витальевна

2012 – 2013 учебный год

ЦЕЛЬ : Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности.

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что этонаучить детей мыслить;

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что этопознакомить с упражнениями для мозга;

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что этопродолжить формирование понятия «интеллект»;

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что этодать знания, умения и навыки, показать возможность их применения для решения разнообразных задач;

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что этопродолжить работу с интернет – ресурсами;

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что этопродолжить подготовку к интернет – олимпиадам;

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что эторазвивать мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста;

— Наше занятие не определено какой-то общей темой. А больше будет напоминать мастер – класс. Мы покажем вам некоторые из форм работы и ресурсы, которые мы используем на этих занятиях.

— Занятия нашего кружка направлены в первую очередь на развитие интеллектуальных, познавательных способностей.

-Ребята. А кто помнит, мы с вами говорили о том, что же такое интеллект?

(Дети: интеллект – это развитие мышления и познавательных способностей.)

2. Введение в деятельность.

— Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Вы видите на доске иллюстрации!

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это (КАРТИНКИ ДРУГИЕ)

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

(открываю, заранее были закрыты или перевёрнуты), смотрите на них 10 секунд. Закрываете глаза на 10 секунд. Открываете глаза и говорите мне, что изменилось? ( Задание выполняется несколько раз.)

— Кому удалось запомнить расположение фигур без труда?

— Вы сейчас выполнили упражнение на развитие памяти и внимания?

-А зачем они нужны человеку?

— Можно ли развивать, улучшать свои умственные способности?

Ум – это удивительная способность человека. Мы не можем его потрогать, увидеть, услышать, но он всегда с нами. Чтобы быть умным надо выполнять умственные операции для массажа своего мозга. Мозг – это мышцы, а они должны двигаться, чтобы не быть вялыми и дряблыми.

-Итак, ребята, мы ещё раз с вами убеждаемся, что рассудок, разум, мыслительные способности, то есть способность к обучению – это интеллект. И любой человек может повысить или понизить свои интеллектуальные способности. И наши занятия направлены как раз на то, чтобы их повышать.

3. Задание на ноутбуках (мобильный класс).

В своей работе мы используем мобильный класс.

-Ребята сейчас я вам предлагаю поиграть с Хомкой и его друзьями и выполнить задания, которые он вам предлагает. Работаем в ГРУППАХ

1. Открываем ноутбуки.

3.Отвечаем на вопросы, если вы правильно ответите на поставленный вопрос, то появляется следующее задание.

4. Выполняем задание.

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

4. Народная мудрость

— В группах мы работаем с разными средствами и вот сейчас я хочу. Чтобы каждая группа собрала пословицу.

КТО РАНО ВСТАЁТ, ТОМУ БОГ ПОДАЁТ

МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ

ГЛАЗА СТРАШАТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, А ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ

ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ

( Пока составляют – включается проектор)

-Мы приобретаем диски с интерактивными заданиями.

-Работаем сегодня по диску с геометрическим материалом.

— Как вы заметили для выполнения этого задания мы использовали интерактивную приставку!

6.Работа с интернет – ресурсами.

— (ДЛЯ ГОСТЕЙ) Мы уже сегодня говорили о том, что внеурочная деятельность частично является продолжением урочной. И вот как раз на занятиях кружка «Умники и умницы» мы можем с помощью интерактивных заданий отработать какие-то темы, которые изучали на уроках, так как на самих уроках не всегда хватает на это времени.

Задания с сайта в интерактивном режиме с помощью МИМИО.

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

С каждого предмета по 1 задания ( 4 задания)

Интерактивная физкультминутка – ТАНЕЦ

(после 5 или 6 го задания)

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

7.Подготовка к олимпиаде «Планета загадок»

1. Чёрный Ивашка, красная рубашка,

Где пройдёт, след оставит. (карандаш)

2. Хоть не шляпа, а с полями

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (книга)

Белый заяц пробежал. (мел)

От рожденья все немые,

Сейчас заговорят. (буквы)

5. Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик. (ножницы)

6. Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

И всем сидеть велит. (стул)

7. Стоит весёлый светлый дом

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают

Рисуют и читают. (школа)

8.Завтра в школу все пойдём

И рюкзак с собой возьмём.

Как называется школьный рюкзак? (портфель)

9. Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (весна)

10. Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осень)

— Какие молодцы! Всё знаете, я думаю, что у вас обязательно найдутся победители этой олимпиады.

8. Творческое задание.

— Мы на своих занятиях выполняем и творческие задания. Давайте вспомним замечательную сказку Носова «Приключения незнайки и его друзей». Послушайте историю о том, как незнайка сочинял стихи.

«Незнайка решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый юный поэт – Цветочек. Однажды незнайка пришёл к Цветочку и сказал:

— А у тебя способности есть?

— Конечно есть, я очень способный.

-Это надо проверить, ты знаешь, что такое рифма?

-Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например, утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

-Ну раз понял, скажи рифму на слово «палка».

-Какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.

-Почему нет, они ведь оканчиваются одинаково.

— Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так, чтобы получалось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

Учитель: РАБОТА В ПАРАХ!

— У вас на партах у каждого есть листочки – раздатка, там написаны слова в два столбика. Соедините эти слова так, чтобы получилась рифма.

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

9. Подготовка к олимпиаде «Знатоки профессий»

Дети, отгадайте мои загадки.

Кто по рельсам – по путям

Поезда приводит к нам? (машинист)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро. (маляр)

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (сапожник)

На работе день-деньской

Управляет он рукой.

Сто пудов под облака. (крановщик)

Пускай лекарства пить невкусно, пускай чуть-чуть болят уколы,

Ты к ней придешь больной и грустный,

Уйдешь – здоровый и веселый. (медсестра)

— Какой общий смысл слов, обозначающих отгадки? (название профессий)

— В ближайшем будущем мы с вами планируем поучаствовать ещё в одной олимпиаде, которая называется «Знатоки профессий».

Дети читают стихи. На доске открываем картинки этих профессий.

На уколы! На уколы!
Собирайся, ребятня!
Вы не бойтесь! Я не больно –
Ведь хороший доктор я.

Поднимите-ка рубашки,
Я послушаю живот.
Ой-ой-ой! Урчит там что-то,
Срочно выпейте компот.

Вот вам градусник по мышку,
Посидите пять минут.
Я натру вас лучшей мазью,
Наложу на руку жгут.

Я вам выпишу рецептик,
Всё купите по нему.
Позабочусь я о детках,
Потому что их люблю.

— О какой профессии шла речь в стихотворении?

-Какую работу выполняют люди этой профессии?

А у нас сегодня в классе
Будет нова игра:
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки – повара.

Мы халатики надели,
Колпаки на головах.
И кастрюльки с черпаками
Разложили на столах.

Наши кубики – картошка,
А морковка – карандаш.
Даже мячик станет луком –
Будет вкусным супчик наш.

Всё посолим, помешаем,
По тарелкам разольём.
Кукол весело посадим
И накормим перед сном.

Мы сегодня поварихи,
Мы сегодня повара!
Но тарелочки помоем,
Ведь закончилась игра.

— О какой профессии шла речь в стихотворении?

Какую работу выполняют люди этой профессии?

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

Пожарник ЛИЗА

Мы про кошечку читали,
Про пожар и про беду,
А потом переглянулись
И придумали игру.

У-У-У! Летит машина.
Разбегайся, детвора!
Здесь спасателей команда
На пожар спешит с утра.

Мы схватились за ведёрки,
Поливали всё кругом.
Без пожарников, поверьте,
Не спасли б Наташин дом.

А теперь, друзья, придётся
Нашу няню выручать:
На ковре большую лужу
Вместе с нею вытирать.

— О какой профессии шла речь в стихотворении?

Какую работу выполняют люди этой профессии?

А теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание:

1)ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

— Кто грамоте учит детей, помогает им стать умней?

-Кто шьёт из ткани сарафан для Тани?

-Кто границы охраняет и наш сон оберегает?

— Кто продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?

2)За последнее время появилось много новых и модных профессий. Расшифруйте

работа в парах – слова на доске и первый вариант и второй

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

3) Игра “Кто это?” (закончи фразу)

— Что было вам трудным сегодня?

-Что было самым интересным?

-К каким выводам мы приходим сегодня?

— У вас на столах смайлики, покажите мне с каким настроением вы уходите сегодня с нашего занятия?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть фото Кружок умники и умницы 1 класс что это. Смотреть картинку Кружок умники и умницы 1 класс что это. Картинка про Кружок умники и умницы 1 класс что это. Фото Кружок умники и умницы 1 класс что это

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Источник

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

кружка «Умники и умницы»

2 часа в неделю (всего 66 часов)

2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 20013 г. – с. 191 – 210.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллект уально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценк у в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиально й задачей предлагаемого курса является именно развитие познав ательных способностей и общеучебных умений и навыков , а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации учебного процесса.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­ равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­ тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­ бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­ рые они могут решать успешно).

Р ебенок на этих заняти­ ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагает ся один из возможных вариантов работы с заданиями, помещен ными в тетрадях.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ ловно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­ лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­ пределения.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­ шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­ циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­ личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­ вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­ чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ ления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

— складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изог рафами (слова записаны буквами, расположение которых напоми нает изображение того предмета, о котором идет речь) и числогра ммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе яв ляется развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях при ведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и прово дить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между поня тиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­ мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Мод ель занятия в 1 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических уп ражнений улучшаются показатели различных психических процес сов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются пси хомоторные процессы.

Основной задачей данного этапа является создание у ребят опре деленного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения , мышления (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способ ствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят , разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способ ствовать развитию умения выполнять несколько различных за даний одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВ КА (15 минут )

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ ряются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­ стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­ циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)

В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля :

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

— пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

-творческие работы учащихся;

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два след ующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *