Крячков архитектор новосибирска что построил
Архитектура Новосибирска
Вы здесь
Здания, построенные в Новосибирске по проектам архитектора А.Д. Крячкова
1. Городское реальное училище на Красном проспекте. 1912 год. Здание искажено надстройкой третьего и четвёртого этажей в 1929 году.
2. Городской торговый корпус на Красном проспекте. 1910—1912 годы. При реконструкции здания в 80-е годы утрачена пожарная башенка на западном фасаде, металлические навесы над входами, ограждения с металлическими решётками в подвальный этаж, «зенитные» оконные проемы с заполнением из стеклоблоков, искажен ряд деталей декора.
3. Городское (Андреевское) училище на ул. Сибирской. 1912 год. К настоящему времени утрачен металлический купол-покрытие башенки, ряд деталей искажён.
4. Городская начальная школа на ул. Октябрьской. 1912 год. Здание искажено позднейшей пристройкой.
5. Городская начальная школа на углу улиц Ленина и Революции. 1912 год. Здание искажено перестройкой под театр кукол.
6. Городская начальная школа на ул. Ленина. 1912 год. Здание не сохранилось, сейчас на этом месте построено здание райисполкома.
10. Городская начальная школа на ул. Серебренниковской. 1912 год. Здание искажено надстройкой третьего этажа и позднейшей пристройкой по ул. Сибревкома.
11. Городская начальная школа на ул. Якушева. 1912 год. Здание искажено позднейшей пристройкой.
12. Городская начальная школа на ул. Большевистской, 1912 год. Здание искажено при реконструкции под Областной драмтеатр.
13. Городская начальная школа на ул. Бориса Богаткова. 1912год. Здание искажено надстройкой третьего этажа и позднейшей
пристройкой.
14. Городская начальная школа на углу улиц Фрунзе и Мичурина. 1912 год. Здание скрыто в объёме подстроенного в 30-е годы здания.
15. Здание коммерческого (купеческого) собрания на ул. Ленина. 1911—1912 годы. В настоящее время здесь размещается театр «Красный факел». Здание искажено пристройкой сценического объёма, перестройками в интерьерах, пристройкой полукруглой колонной ротонды, закладкой оконных проёмов.
Архитектура Новосибирска
Вы здесь
А.Д.Крячков. Сибирский архитектор
Здания, построенные в Новосибирске по проектам архитектора А.Д. Крячкова
Все здания, построенные по проектам архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова в Новосибирске. А.Д. Крячков — АРХИТЕКТОР, который создал лицо города. Прошло 100 лет с создания первых зданий по его проектам, но до сих пор его творчество — самый выразительный акцент в архитектуре Новосибирска.
Андрей Дмитриевич Крячков. Начало.
Андрей Дмитриевич Крячков не был сибиряком по рождению. Его родные места — Ярославщина, откуда вышли русские мастера, каменщики-строители (ваятели, живописцы), разнесшие славу своего высокого ремесла и искусства по всей Руси, а также на Урал, в Сибирь. Они работали и в Поволжье, украшая шедеврами архитектуры родные города: Ярославль, Ростов Великий, Переяславль-Залесский. А. Д. Крячков родился 24 ноября 1876 года в деревне Вахарево Ростовского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Дмитрия Иосифовича Крячкова.
Переезд в Сибирь. Работа А.Д. Крячкова в Томске
В Томске, куда приехал Андрей Дмитриевич, имелся университет, был открыт технологический институт, существовали гимназии, реальные училища, семинарии. Это были «сибирские Афины», так называли Томск современники. Хотя при этом Томск «. никогда не отвечал самым элементарным требованиям благоустройства. питьевые источники были загрязнены; болота, которых немало в окрестности, заселялись без предварительного их осушения, а улицы и площади в городе оставались в первобытном состоянии и часто оказывались непроезжими». Торгово-промышленный календарь за 1895 год, выпущенный в Томске, дополняет характеристику города: мостовых нет, и только главные улицы шоссированы, тротуары везде деревянные. Освещение керосиновое. Водопровода нет».
Исключительно деятельный и работоспособный, Андрей Дмитриевич, помимо широкой реальной проектно-строительной деятельности, интенсивно и постоянно участвует в разнообразных архитектурных конкурсах, объявляемых в Петербурге, Москве, в городах России и Сибири. Архитектурные конкурсы в России с начала века проводились в основном по частной инициативе и преследовали цель—получить лучший проект здания или комплекс сооружений для непосредственной реализации их в строительстве. За первые семнадцать лет XX века было проведено около 450 конкурсов сооружений, как для столичных городов (Петербург, Москва), так и для провинциальных российских городов.
Первые работы А.Д. Крячкова в Новониколаевске
К 1906 году относятся первые работы А. Д. Крячкова для Новониколаевска (Новосибирска) — города, с которым в дальнейшем он связал свою многогранную творческую деятельность и строительству которого отдал много сил и знаний. На его глазах этот город за пятьдесят лет из пристанционного поселения вырос в полумиллионный индустриальный центр Западной Сибири. А. Д. Крячков во многом способствовал развитию и становлению архитектурного облика Новосибирска. И в настоящее время, более чем через 40 лет после смерти зодчего, его здания все еще являются ведущими в архитектурном ансамбле центра города благодаря своей высокой архитектурной культуре и высокому профессионализму.
Сибирский архитектор
Обширная архитектурная практика Андрея Дмитриевича Крячкова позволяла ему постоянно пополнять свои знания новыми сведениями как практического, так и научного характера. При возникновении сложных проблем в строительстве путем опытов и экспериментов он сам старался отыскать полноценные ответы. Так, например, он посчитал, что проблема уменьшения толщины кирпичных стен сплошной кладки в Сибири является принципиальной и имеющей большое значение для сибирского строительства (экономия кирпича, раствора, рабочей силы, транспортных затрат, облегчение веса стен. ). В то время толщина стен в три кирпича была традиционной и закрепленной в строительном законодательстве для Сибири.
Новониколаевский классицизм
Классицизм начала XIX века, создавший в России большое число замечательных ансамблей мирового значения, становится официально признанным направлением в архитектуре. Благодаря работам крупнейших мастеров архитектуры России, многие здания, выстроенные в столицах и в провинции в стиле неоклассицизма, на общем фоне беспринципного эклектизма, выглядели весьма привлекательно в эстетическом отношении. Следуя этой тенденции А. Д. Крячков переходит в своих работах к тем же формам стилизации. Будучи государственным чиновником, то есть архитектором Западно-Сибирского учебного округа (с 1905 года) и преподавателем Томского технологического института (с 1902 года), он должен был следовать официальным установкам, исходящим от Министерства просвещения, и творческим представлениям, исходящим от императорской Академики художеств, где классицистические тенденции всегда были сильны.
Проекты архитектора А.Д. Крячкова для Омска
Три монументальных здания в период с 1911 по 1916 гг. А. Д. Крячков построил в Омске. Омск вначале XX века становится крупнейшим торговым российско-сибирским центром на Великом Сибирском железнодорожном пути, который здесь пересекал мощную сибирскую р. Иртыш. За первое десятилетие XX века население Омска возросло вдвое и превысило 100 тыс. человек (т. е. оно было больше, чем в Томске и Новониколаевске). Здесь обосновалось много российских и иностранных фирм по продаже сельскохозяйственных машин, скупки сибирского масла. Все они торопились строить конторы, склады, магазины, преимущественно в центральной части города, на Чернавинском (ныне Любинском) проспекте и прилегающих к нему улицах.
Участие А.Д. Крячкова в конкурсных проектах с 1910 по 1919 год
Андрей Дмитриевич Крячков в своей творческой деятельности никогда не прерывал участия в конкурсных работах, объявляемых во многих городах России и Сибири. В период с 1910 та 1919 год эта работа приобрела значительный размах. Он проектирует два варианта здания управления Омской железной дороги (1912 год); работает над проектом контрактового дома в Киеве (1912 год; девиз «Майдан»); проектирует дом Русского для внешней торговли банка в Петербурге. Получает первую премию за конкурсный проект здания общественного собрания в Екатеринбурге (1913 год), работает над зданием музея для Оренбурга (1913 год; девиз «Коричневый круг»); награждается второй премией за проект Народного дома в Бийске (девиз «Синий круг»); разрабатывает два варианта проекта общественного собрания для Читы (девизы «Меркурий», «Востоку»); разрабатывает проект больницы в Омске (1913 год) и получает первую премию за интересный проект здания кафедрального собора в Благовещенске.
Научная и исследовательская деятельность А.Д. Крячкова
Помимо выполнения проектных разработок для Кузбасса, А. Д. Крячков работает в Институте исследований Сибири (ИИС), занимаясь теорией и историей архитектуры, проблемами сохранения архитектурного наследия Сибири. Работая в Кузбассе, Андрей Дмитриевич собирает материалы по народному деревянному зодчеству этого края, делает массу зарисовок крестьянских изб, их деталей, обмеряет планы жилищ и вычерчивает их фасады уже в ортогоналях, собирает старые фотографии, сам делает новые, проводит глазомерную съемку планов селений. В Новокузнецке зарисовывает монументальные культовые здания, крепостную каменную архитектуру. Работает в архиве Барнаула, в музее этого города, собирает материалы по промышленной архитектуре Алтайского горно-заводского округа XVIII—XIX веков, приобретает подлинные чертежи этих сооружений, осматривает, фотофиксирует строения Барнаула.
Архитектура НЭПА в Новосибирске и архитектор А.Д. Крячков
В советскую архитектуру А. Д. Крячков вошел как сложившийся мастер, с богатейшим практическим опытом, как высококомпетентный ученый, как ведущий педагог архитектурного образования в Сибири. В традициях российской интеллигенции всегда сохранялись такие черты, как верность профессиональному долгу, привязанность к своему делу, патриотизм. Строительство общественных зданий монументального характера в Сибири в 20-е годы в основном сосредоточивается в Новониколаевске, куда в июне 1921 года из Омска переезжает Сиббюро ЦК РКП (б) и Сибревком. Город становится политическим и административным центром всей Сибири. 25 мая 1925 года ВЦИК утвердил постановление об образовании Сибирского края с центром его в Новониколаевске.
Трудно было А. Д. Крячкову, имеющему большой практический опыт в архитектуре, прочный авторитет мастера своей профессии, переходить к рационалистическому направлению в архитектуре, к отрыву от традиционизма, к символике простых геометрических форм, к пуризму абстрактного архитектурного формообразования. В соответствии с тезисом одного из лидеров конструктивизма М. Гинсбурга — к методу функционального проектирования особенно предрасполагали промышленные сооружения и они же являются теми «типовыми организмами архитектуры, которые дадут нам отправную точку для дальнейшего развития» — А. Д. Крячков изучает новую промархитектуру. Он и сам занимается ею, работая для индустриализации Кузбасса.
В годы первой пятилетки Новосибирск продолжает стремительно расти. Все промышленные комплексы, жилые кварталы, крупные общественные здания строили новые рабочие силы, навербованные из сел и деревень. В этой пестрой и разнохарактерной массе строителей было крайне мало настоящих квалифицированных специалистов-строителей. Многие рабочие-строители в основном жили на правом берегу Оби и на работу (на левый берег) добирались по железной дороге. На левом берегу строители проживали в расположенных рядом деревнях или жили в барачном жилом фонде. Самой значительной проектной работой А. Д. Крячкова в первой половине 30-х годов было проектирование и строительство здания Крайисполкома (облисполкома) и жилого 100-квартирного дома крайисполкома.
Профессор Крячков
В сентябре 1930 года было принято решение о создании инженерно-строительного института на основе инженерно-строительного факультета Сибирского (Томского) технологического института. Новый институт был передан в ведение Союзстроя ВСНХ СССР и получил название Сибирский строительный институт (Сибстрин). В 1931 году А. Д. Крячков становится штатным профессором кафедры архитектуры Сибирского строительного института. С организацией архитектурной специальности в институте он назначается заведующим архитектурной специальностью, заведующим архитектурным кабинетом, ответственным руководителем кафедры гражданских зданий, затем заведующим «фабрично-заводской специальностью» с сохранением всех прежних должностей. В 1935 году он назначен деканом архитектурного факультета, а в 1936 году — заместителем директора по научно-учебной части института.
Архитектура Новосибирска за 50 лет. Андрей Крячков
Первое место занимает Новосибирск среди новых городов Советского Союза по своим размерам, хозяйственному и культурному значению. Строительство новых промышленных предприятий и развертывание научных и культурных учреждений превратило г. Новосибирск в мощный индустриальный и культурный центр. Город возник всего пятьдесят лет тому назад, стихийно развивался без влияния далеких культурных центров. Поэтому Новосибирск не имеет ни исторических памятников, ни прочных архитектурных традиций. Он весь в настоящем, в обещании большого будущего. Его облик сложился на глазах одного поколения, но в нем, как ни в одном другом городе, отразился контраст двух эпох, разделенных Октябрем: убожество одной – капиталистической и грандиозный размах строительства другой – социалистической.
Крячков и его наследие
24 ноября исполняется 140 лет со дня рождения человека, благодаря которому центр Новосибирска обрёл своё лицо.
Девяностолетний магазин
Новая экскурсия Музея города Новосибирска начинается на площади Ленина. Здание Облпотребсоюза на Красном проспекте, 29 в этом году тоже, как и его создатель, отмечает юбилей — 90 лет. В 1926 году это было, пожалуй, одно из самых «столичных» зданий Новосибирска.
К какому-то определённому архитектурному стилю отнести здание Облпотребсоюза нельзя: тут есть и элементы классической ордерной архитектуры — портик, колонны, и элементы модерна и конструктивизма. Крячков больше всего любил экспериментировать с железобетоном, вот и здесь железобетонный каркас позволил создать огромные залы высотой до семи метров.
В том же 1926 году в здании были открыты два магазина. Один из них, «Сотый», действует до сих пор, удерживая рекорд старейшего работающего магазина города. Второй, «Дом книги», был долгое время единственным в Новосибирске магазином, где можно было достать иностранную литературу. Короткое время в здании действовал и Музей товара — единственный в своём роде в Сибири.
Здание Облпотребсоюза серого цвета, и этому есть объяснение.
Как и многие другие постройки Крячкова, снаружи здание Облпотребсоюза серого цвета. Есть несколько версий, объясняющих, чем архитектору так приглянулся этот цвет. По одной из них, это окраска «под бетон» — самый модный материал того времени. Поскольку он был очень дорогим, стены возводили из кирпича, укладывая его между железобетонными опорами, а потом серой краской делая их похожими на бетон. По другой версии, назначение серого цвета было утилитарным: ветер постоянно приносил в Новосибирск пыль из Кулундинских степей и стены любого другого цвета моментально «выкрасились» бы в серый.
«Столичные» интерьеры Облпотребсоюза для многих новониколаевцев были в диковинку.
Создать семиметровой высоты залы с кессонными потолками Крячков смог благодаря использованию мощных железобетонных конструкций.
Круглое окно напоминает, что наравне с конструктивистским стилем в здании использованы элементы модерна.
Большинство дверей в здании сохранились с 1926 года.
Одна из двенадцати
Один из первых масштабных проектов, осуществлённых Крячковым в Новониколаевске, — строительство в 1910—1912 годах 12 школ на углах городских кварталов. Все выполнены в фирменном дореволюционном стиле архитектора — рационалистическом модерне: два этажа, красный кирпич, белая кровля. По тем временам школы строились с учётом новейших инженерных достижений — с санузлами, душевыми кабинами. Сверху здания были увенчаны зелёными башенками. Ходили легенды, что они были призваны напоминать о юртах коренных сибирских народов — якобы тем самым архитектор подчёркивал связь своих творений с историей края. Однако всё было гораздо прозаичнее: в башнях помещалось сантехническое оборудование, произведённое в Варшаве.
Примерно так, как сейчас выглядит школа № 3, выглядели и другие школы, построенные Крячковым в 1910-1912 годах, правда, их отличительный признак — зелёные башенки — не сохранились.
Большинство этих зданий сохранилось до нашего времени, поменяв своё назначение, но при этом продолжая служить детям: теперь в них работают дома творчества, ЦДО «Алые паруса», театр кукол. В некоторых до сих пор действуют школы, как в здании на Октябрьской, 5. Бывшее женское училище стало школой № 3 имени Бориса Богаткова.
— В этом году школе исполнилось 106 лет, — рассказывает учитель истории Наталья Стригина. — Здесь учились девушки в возрасте до 17 лет, обучение было семилетним. Имелось центральное отопление, электрическое освещение от первой в городе электростанции.
Сохранилось имя первой заведующей школы — Нина Васильевна Козлова, но больше о педколлективе школы до начала Великой Отечественной ничего не известно.
До 1956 года школа действовала в своём первоначальном облике, потом над первым этажом было надстроено ещё несколько кабинетов, а в 1961 году появилась двухэтажная пристройка с начальной школой и спортзалом. Однако отдельные элементы школьного интерьера до сих пор остались в том же виде, что и век назад — например, арка на входе на второй этаж, украшенная лепниной.
Гордость школы — её выпускники: кроме Богаткова, здесь в разное время учились член Политбюро Егор Лигачёв и бывший директор театра «Глобус» Мария Ревякина.
Линолеум в этом коридоре доходит как раз до того места, где заканчивается коридор здания, построенного при Крячкове, и начинается пристройка 1956 года.
Это сложно представить, но эта лестница помнит, как по ней ходили туфельки гимназисток 1910 года.
Возможно, и среди нынешних учеников школы № 3 есть праправнуки её первых учениц.
В маленьком деревянной пристройке во дворе школы раньше располагались мастерские по дереву и металлу, а сейчас хранится библиотечный фонд.
Дом для правительства
Здание крайисполкома (в дальнейшем облисполкома, а затем правительства Новосибирской области) было рассчитано на 2000 человек персонала.
Здание крайисполкома — одно из лучших мировых памятников конструктивизма.
В самые первые годы существования в крайисполкоме уже было 15 отделов и две тысячи работников. Для такого огромного числа людей были созданы максимальные удобства: например, в этом здании впервые в Новосибирске были установлены лифты. Железобетон, металл и стекло Крячков использовал в полной мере — здание получилось светлым и просторным. От красной линии оно отодвинуто на 16 метров, а его выступающая часть — ризолит — как бы отсекает часть пространства, образуя площадь перед входом. Именно благодаря витражам и ризолиту здание крайисполкома было включено в список 800 лучших авангардных построек мира.
Необычным был и тогда, и остаётся сейчас балкон над главным входом. Именно с него первый секретарь обкома Михаил Кулагин 9 мая 1945 года объявил 150-тысячной толпе на площади Свердлова об окончании войны. И с него же приветствовал новосибирцев в 1949 году трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин.
Наружный облик фасада здания за 80 с лишним лет нисколько не изменился, а внутреннее убранство преобразилось в 1950-х годах, когда вслед за новыми веяниями потолки первого и второго этажей были украшены плафонами и розетками.
Так выглядит зал для совещаний, находящийся в ризолите — той самой полукруглой выступающей части фасада здания.
Светлые просторные коридоры…
… и лестницы со стеклянными витражами по всей высоте — по сути, «визитные карточки» творчества Крячкова эпохи конструктивизма.
Большой зал несколько раз реконструировался — например, потолок переделали в 1950-е годы уже в духе сталинского ампира.
В те же годы свой первоначальный аскетичный вид потерял и первый этаж здания.
Бренд Новосибирска
Последняя точка экскурсионного маршрута — Новосибирский архитектурно-строительный университет, по-старому Сибстрин, где Крячков в последние десятилетия жизни в полной мере реализовал и свой педагогический талант, по сути, создав сибирскую школу архитекторов. Само здание института тоже строилось под руководством Крячкова в 1931—1933 годах.
Здание Сибстрина, где Крячков преподавал последние два десятилетия своей жизни, тоже строилось при его непосредственном участии.
— Он был первым, кто осознал необходимость такой школы, — говорит ректор вуза Юрий Сколубович. — И переезд архитектурно-строительного факультета Томского политехнического института в Новосибирск осуществился именно благодаря Крячкову. Поэтому сейчас наш вуз должен быть одним из брендов Новосибирска.
Табличка на одной из аудиторий вуза гласит, что именно здесь маститый архитектор вёл занятия по рисованию. В самой аудитории всё выглядит так же, как и при Крячкове — кажется, что он только на минуту вышел и сейчас вернётся проверить, как движется работа у студентов, старательно зарисовывающих натюрморт с натуры…
В этом кабинете Сибстрина Крячков преподавал рисование.
Внутри вуз во многом выглядит так же, как и 80 лет назад.
Кабинет рисунка, в котором когда-то сам Крячков вёл занятия со студентами.
Ещё подходя к учебному корпусу, экскурсовод обращает внимание на стоящую рядом пятиэтажку по улице Ленинградская, 111 — именно здесь в пятикомнатной квартире Крячков жил со своей семьёй. Правда, до сих пор на здании нет даже мемориальной доски в память об именитом жильце…
Дом на Ленинградской, 111, где архитектор жил с начала 1930-х годов. Но умер он в Сочи, куда поехал на отдых, там же и был похоронен. Когда внучка архитектора решила перезахоронить Андрея Дмитриевича в Новосибирске, отыскать его могилу уже не смогли…
Новые открытия
Казалось бы, жизнь Крячкова и его наследие изучены вдоль и поперёк, но это далеко не так. До сих пор точно неизвестно, сколько зданий он построил в Новосибирске. Возможно, именно он спроектировал часовню на Красном проспекте, взорванную в 1929 году, и дом купца Маштакова.
— Есть версия, что и здание Музея города Новосибирска тоже построено им, — говорит директор музея Елена Щукина. — Во всяком случае, сохранился документ — заявка Крячкова на участие в конкурсе, который проводила контора «Союзхлеб», на постройку этого здания. Крячков также был автором ряда проектов, которые не были реализованы.
Сотрудник музея Игорь Минов недавно установил, что у Крячкова была награда, о которой нигде раньше не упоминалось, орден святой Анны 3-й степени.
Возможно, скоро удастся точно выяснить, принимал ли участие Крячков в разработке банкнот сибирского правительства Колчака — во всяком случае, указания на это содержатся в одной недавно обнаруженной его автобиографии.
А в Томске обнаружили рукопись автобиографии Крячкова, где он пишет, что в эпоху правления в Сибири Александра Колчака он участвовал в разработке эскизов денежных знаков белой власти. Этот факт ещё требует подтверждения, но ясно одно — в биографии великого сибирского зодчего ещё немало белых пятен, изучение которых может принести неожиданные открытия.
Виталий СОЛОВОВ
Фото Валерия ПАНОВА