Крылов обоз о чем кратко
Краткое содержание басни «Обоз» Ивана Крылова
Обозу с горшками предстоит спуск с горки. Пока хозяин ведет доброго, опытного коня с первым возом, с горы над конем смеется молодая лошадка. Ей непонятно, зачем он осторожничает и тащится, как кляча. Она спускается бегом. И тут тяжелая телега бьет ее по ногам. Лошадь, не сумев остановиться, с разбегу падает в канаву, опрокидывая хозяйские горшки. Вот так и люди: других осуждают, а сами ничего не умеют делать.
Читательский дневник по басне «Обоз» Крылова
Сюжет
Конь с возом горшков хозяина медленно спускается с горы. Его осторожность высмеивает молодая лошадка. Она мчится с горки вниз, но под тяжестью воза шлепается в канаву, перебив горшки. Так и человек: над другим смеется, а сам допускает еще больше ошибок.
Отзыв
К басне подходит выражение «В чужом глазу соломинку мы видим, в своем глазу бревна не замечаем». Легко осуждать других, считать, что у них все неправильно. Однако в басне осторожный конь благополучно сошел с горы с возом, а смелая лошадка и сама пострадала, и испортила горшки хозяина. Так и в жизни: у людей, которые осмеивают других, идут напролом, ничего не получается. А умные, осторожные и терпеливые добиваются успеха. Басня учит думать, прежде чем говорить, с уважением относиться к чужому труду, признавать и исправлять свои ошибки, нести ответственность за свои поступки, не хвастаться, быть скромнее, благоразумнее.
Краткое содержание басни Обоз Крылова
Крылов в басне «Обоз» рассказывает об истории двух лошадей. Одна тащит на себе тяжелый обоз с домашней бытовой утварью. Лошадка везет груз очень осторожно, даже настороженно, продумывая каждый свой последующий шаг. Лошадь понимает, что на ней лежит огромная ответственность и немного волнуется, боясь подвести своего хозяина.
На данную картину со стороны смотрит вторая лошадь, которая является также героиней басни «Обоз». Эта лошадка только и делает, что смеется и подшучивает на первой бедной лошадкой, которая пытается тащить этот обоз. Вторая лошадь утверждает, что справилась бы с задание первой куда быстрее и проворнее. Всё, что может делать вторая лошадка, так это только раздавать советы и указы, смеяться над своей подругой. Но позже ситуация меняется кардинально. В обоз запрягают вторую говорливую лошадь, которая так много советовала, но на деле, всё оказалось иначе. Что сразу случилось с ценным обозом? Телега покатилась прямиком вниз на большой скорости, вся посуда и прочая утварь разбились и разлетелись по сторонам, а наша болтливая лошадка ничего не смогла с этим поделать. Мораль басни такова, что не стоит лишний раз раздавать советы, когда ты не был сам в данной ситуации. Не нужно быть самонадеянным, пока на себе не испытал всей тяжести случившегося с твоим другом.
Также читают:
Рассказ Обоз (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
Роман «История маленького лорда Фаунтлероя» впервые был опубликован англо-американским автором Фрэнсис Элизой Бёрнетт в течение 1885-1886 годов. Произведение писательницы было предназначено для детской аудитории
Главный герой по фамилии Иванов сидел в тюрьме, отсидел этот срок и вышел на свободу. Сейчас у него в планах прийти к Гавриловым. Он желает установить размеренную, равномерную жизнь.
Знаменитое произведение И. Кальмана оперетта «Принцесса цирка» описывает грустные и в то же время смешные события, происходящие в жизни молодых людей из разных социальных кругов. Чудесная музыка
На праздновании своего дня рождения Бильбо объявляет, что его внучатый племянник– Фродо унаследовал всё его имущество, а сам он уходит из родных земель. Фродо получает кольцо
Анализ басни «Обоз»
Одна из популярных басен И.А. Крылова «Обоз» была написана в 1812 году и напрямую связана с Отечественной войной. В свойственной поэту аллегорической форме он прославил действия великого русского полководца М. И. Кутузова. На нашем сайте представлен краткий анализ «Обоз» Крылова, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Обоз.
История создания – Произведение написано в 1812 году.
Тема – Противопоставление мудрости и горячности; необоснованная критика осторожности и опыта.
Композиция – Произведение построено на аллегории; как в большинстве басен, финальные строки представляют из себя мораль.
Жанр – Басня.
Стихотворный размер – Разностопный ямб.
Метафоры – «понёс на крестце», «какой осёл!».
Эпитеты – «крутой», «молодая», «хвалёный», «бедный».
Олицетворения – «шёл обоз», «пошли толчки».
Сравнения – «лепится, как рак».
История создания
Басня была написана Крыловым под впечатлением от выбранной тактики во время Отечественной войны 1812 года. Все ожидали молниеносной реакции Кутузова на продвижение противника вглубь страны, однако мудрый полководец действовал по собственному усмотрению, всячески уклоняясь от прямых атак. Подобное поведение вызвало сильное раздражение у власти и придворного окружения, однако именно эта стратегия позволила Кутузову значительно ослабить врага и в итоге одолеть его.
В произведении автор раскрыл тему мудрого поведения, которое неизменно приводит к положительному результату. Напротив, спешка, горячность, необдуманность становятся причиной печального финала. Раздавать советы и критиковать других совсем несложно, но благополучно решить проблему под силу далеко не каждому.
Композиция
В басне «Обоз», как и во многих других баснях, использован приём аллегории: повествуя о конях и их поведении, автор имеет в виду слова и поступки людей. В конце басни автор выделил мораль отдельным четверостишием.
Произведение написано в жанре басни; размер – разностопный ямб (количество стоп в строках различается).
Средства выразительности
Автор щедро наделяет произведение различными художественными средствами. Среди них метафоры (« понёс на крестце», «какой осёл! »), эпитеты (« крутой», «молодая», «хвалёный», «бедный »), олицетворения (« шёл обоз», «пошли толчки »), сравнения (« лепится, как рак »).
19. Басня Крылова Обоз. Русский язык, литература
Анализ и мораль басни — Обоз. Русский язык и литература
Басня Обоз читать текст
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!»
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом — бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Мораль басни Обоз
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Обоз
Легко критиковать, когда сам только смотришь. А стоит самому взяться за дело, как сделаешь ошибок еще больше.
Анализ басни Обоз
Басня И.А. Крылова «Обоз» учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально — так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.
Лошадка в басне отождествляет именно того человека, который любит раздавать всем советы и критиковать. Но как только она сама впряглась, ей не удалось пройти и нескольких шагов, как хозяйские горшки были разбиты, а весь воз оказался в канаве.
Под образом коня скрывался образ того человека, который делает всё сам, но окружающие, которые считают, что знают всё лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.
Перенеся эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания под силу каждому и многие любят это делать, но по-настоящему умный и мудрый человек не должен прислушиваться к таким советчикам и обращать на них внимания, ведь сами они, как правило, могут ничего не смыслить в данном занятии и давать советы только с целью повышения собственного авторитета в глазах других.
Краткое содержание
Рассказывает о лошаде, котрая смеется над другой осторожной. А когда сама начинает везти обоз, так разбивает горшки.
История создания
Басня Крылова с оригинальным сюжетом под названием «Обоз» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в октябре 1812 года. Появление ее не было случайным. Он посвятил ее одному интересному эпизоду, связанному с захватом Москвы армией Наполеона. Главнокомандующим тогда был назначен талантливый полководец Кутузов, который, вопреки общественному мнению, не пытался выгнать врага из столицы.
Никто не одобрял его спокойствия и неспешной тактики, в том числе и император Александр I. Уклоняясь от прямых военных действий, Кутузов незаметно для всех ослаблял войска противника и бдительность французского военачальника.
Он был уверен, что возьмет французов измором, потому что понимал: суровой русской зимы им не выдержать. И он оказался прав:
И.А. Крылов изначально был на стороне опытного полководца. Поэт знал, что у Кутузова есть свой хитроумный план, и он обязательно доведет свои действия до конца. Этот жизненный эпизод и стал поводом к сочинению басни «Обоз».
Если говорить о кратком содержании, в ней рассказывается о том, как несколько лошадей на телегах перевозят горшки. Первым идет старый опытный Конь.
Он начинает медленно спускаться с горы, чтобы не разбить посуду. Молодая Лошадь, которая идет следом, смеется над ним, называя трусом и неумехой. Но в результате старый конь сохранил все горшки, а у съехавшей быстро вниз Лошади обоз перевернулся. Басня была прочитана в доме Олениных, и все узнали в умудренном опытом Коне Кутузова, а в молодой Лошади — русского императора.
Образы басни Крылова
Анализ басни Крылова «Обоз» на уроке литературы следует начать с выразительного чтения текста по ролям, также можно слушать аудио или поручить кому-то из ребят сделать презентацию. Попутно учащиеся записывают в тетрадь характеристику героев:
Молодая Лошадь бранит старого Коня, которого якобы перехвалили, а если бы не она, «таскал бы воду». Автор иронизирует над ее словами, потому что воду возить тоже надо умеючи. Лошадь хвастается: «И возик свой мы не свезем, а скатим!». Итог вышел печальный: воз свалился в канаву, и горшки разбились. Ее ругательства оказываются бессмысленными и никому не нужными.
Часто советы со стороны выглядят глупыми и ненужными, но действия нас самих могут быть еще хуже. Старый Конь, который всегда надеется только на себя, не слушает никого. Он медленно и уверенно спускается с горы, и поклажа остается целой. Из этого можно сделать вывод, что на советы других не всегда стоит полагаться, так как они могут оказаться неверными.
Если перенести содержание басни на людей, то, изображая доброго Коня, автор имеет в виду Кутузова — умного и опытного полководца.
Лошадь молодая — это император Александр I, который подталкивал командующего на необдуманные действия. Основная идея произведения выражена в последних строках басни, где говорится:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Здесь явный намек на проигрыш императора в бою при Аустерлице.
Изобразительные средства
Автор широко использует различные художественные средства.
Повествовательность и основательность изложения событий придают басне инверсии, которых тут немало: «с горшками шел обоз», «кажется в другом ошибкой нам» и другие.
Эпитетов не так много, так как действие описывается очень быстро:
Применяется очень меткое сравнение: «лепится, как рак». Множество фразеологических оборотов придают повествованию и речи героев яркость и образность. Все хвастливые эмоции Лошади хорошо подчеркивают лексические повторы («левей, левей»), риторические восклицания: «смелей, смелей», «Какой осел!». Кульминацией басни является падение Лошади в канаву и также подчеркивается восклицаниями: «бух в канаву!», «Прощай, хозяйские горшки!».
Баснописец активно использует прием иносказания — аллегорию. В Лошади видны черты Александра I, а в старом Коне — Кутузова. В басне названия животных пишутся с заглавной буквы, намекая на людей. Большую роль в произведении играют синонимы («косо! криво!», однородные сказуемые («махнем, минуты не потратим, не свезем, скатим»), анафоры «Вот чуть не зацепил…», «Вот толчок…». При анализе басни «Обоз» Крылова в 8 классе стоит подчеркнуть, что с помощью этих выразительных средств автором высмеивается человеческая глупость, бахвальство, неуважение к старшим по возрасту.
Нравоучительный смысл произведения состоит в том, что умных и рассудительных людей, поступающих мудро, всегда ждет хороший результат, а самонадеянность и беспечность ведет к проигрышу.
Если говорить кратко, мораль басни можно выразить пословицей «Тише едешь — дальше будешь».