Крым наш что это значит
Илья Ремесло, для МИА «Россия сегодня»
В понедельник Россия отмечает годовщину проведения референдума о статусе Крыма. До сих пор вокруг этого события не утихают споры о том, было ли голосование жителей полуострова законным. Разберем наиболее распространенные заблуждения, связанные с этим референдумом.
Заблуждение №1. Референдум незаконен, поскольку он противоречил Конституции Украины
Согласно статье 73 Конституции Украины, решение вопросов о территории Украины допускается только на всеукраинском референдуме. Однако данную норму необходимо оценивать во взаимосвязи с остальными нормами Основного закона, а также нормами международного права, которые являются частью украинского законодательства.
Украинские власти говорят, что легитимная Верховная Рада назначила новое правительство, так как надо было управлять государством. Однако на Украине власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную, что обеспечивает систему сдержек и противовесов. Каждая ветвь власти обладает строго определенными функциями.
Получается, что парламент Украины незаконно взял на себя функции исполнительной власти, что делает нелегитимной власть в целом. Что бы сказала «оппозиция», если бы Янукович приказал арестовать всех членов парламента (вопреки их неприкосновенности), заставил бы их бежать из Украины, а потом единолично стал бы утверждать законы без согласования с парламентом? Правильно — назвала бы его узурпатором. Но ведь то же самое сделала Верховная Рада.
В такой ситуации, когда государственные институты разрушены и не функционируют, чем должен был руководствоваться народ Крыма? Своей волей и общепризнанными нормами международного права.
Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гласят, что все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Все участвующие в настоящем Пакте государства должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.
В ситуации правового вакуума, когда центральные органы власти сформированы и действуют вопреки Конституции и воле народа, в демократическом государстве народ вправе напрямую изъявлять свою волю, в том числе о самоопределении вплоть до отделения.
Заблуждение №2. Международное право исходит из принципа территориальной целостности и нерушимости границ. Крымский прецедент подрывает основы международного права
Совершенно четко указано, что принцип территориальной целостности относится только к суверенным государствам, которые соблюдают равноправие и самоопределение народов. Были ли «суверенным» государством Украина, где произошел госпереворот, а языковые и культурные интересы русскоязычного населения ни во что не ставились?
Заблуждение №3. Для проведения референдума нужно было получить согласие Киева
Как уже отмечалось, власти Украины в феврале 2014 года утратили легитимность. Допустим, что они бы дали согласие на проведение всеукраинского референдума. Смог бы тогда Крым отделиться от Украины?
Согласно статье 157 Конституции Украины, она не может быть изменена, если изменения направлены на нарушение территориальной целостности Украины. Но без изменения Конституции право на самоопределение не может быть реализовано в принципе. Именно 133 статья Основного закона определяет территориальный состав субъектов, входящих в Украину. Получается, реализация права на самоопределение по украинской конституции в принципе невозможна. Как же тогда быть, ведь общепризнанное право на самоопределение должно быть как-то реализовано?
Здесь вступают в силу те самые нормы международного права, которые согласно статье 9 Конституции составляют часть законодательства Украины.
Таким образом, проведение крымского референдума было фактически основано на прямой реализации народом норм международного права, признанных Украиной. Право на самоопределение подразумевает, что самоопределяющаяся часть не спрашивает разрешения у целого.
В Сербии проводился общенациональный референдум по вопросу отделения Косово? Или же, когда проводили референдум о независимости Шотландии — спрашивали ли мнения у всех англичан насчет статуса соседей?
Заблуждение №4. Крым не имел права выходить из состава Украины, так как он был признан ее частью при выходе из состава СССР
Здесь будет уместно напомнить факты, свидетельствующие о нарушении Украиной суверенитета Крыма еще в 90-х годах. В январе 1991 года в Крыму был проведен референдум, в котором приняли участие более 83 % жителей Крыма. В соответствии с результатами референдума в составе СССР была образована Автономная Советская Социалистическая Республика. 5 мая 1992 года Верховным Советом Крыма была принята декларация о государственном суверенитете. Но в 1995 году Верховная Рада Украины отменила все нормативные акты Крыма, включая Конституцию.
Де-факто последние десятилетия Крым был незаконно оккупированной Украиной территорией.
Заблуждение №5. Россия, поддержав референдум, нарушила Будапештский меморандум, который гарантировал территориальную целостность Украины
В соответствии с данным документом, Россия приняла на себя обязательства «воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной целостности и политической независимости Украины». Но наша стран никогда не принимала (и не могла принять) на себя обязательства нарушать Устав ООН, гарантирующий право народов на самоопределение (которое, как мы выяснили, стоит выше территориальной целостности).
По мнению украинских властей, Россия организовала аннексию Крыма под видом проведения референдума, для чего использовала свои военные силы. Однако согласно договору с Украиной, Россия имела право содержать на территории полуострова до 20 000 военных. Нет ни одного доказательства, что квота была превышена.
В чем заключается нарушение Будапештского меморандума — а именно, применение военной силы Россией? Где последствия такого применения? Ни Киев, ни Вашингтон, ни Брюссель содержательного ответа не дают, закрывая глаза на законность вхождения Крыма в состав РФ с правовой точки зрения.
Наш Крым
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Вот уже полтора года как многие в России с радостью говорят и твердят, что «Крым наш». Это выражение стало лозунгом, девизом, паролем для опознавания своих (и чужих). Впрочем, все это политика. Я в статье хочу сказать о другом. Не о политике, а о вере. О том, как и местные, и приезжие курортники относятся к тому, что небезосновательно считается сердцевиной и сутью духа нашего народа – к православной вере. И то, что я увидел в известном и заслуженно гордом своей богатой историей поселке Коктебель, внесшем большой вклад в русскую культуру, вдруг заставило меня, как ни странно, задаться вопросом: а что значит “Крым – наш”?
В восточной части крымского побережья Черного моря распахнулась широкая красивая бухта. Слева ее подпирает узкий, как забор, мыс Хамелеон, за ним, вдали, упирается в лазоревую дымку горизонта то розовый, то сиреневый Меганом. Справа пенится каменными шишками, нависает над морем выжженой на солнце громадиной потухший вулкан Карадаг.
В бухте белеет крышами, поблескивает на жарком летнем солнце поселок Коктебель. Говорят, что в переводе с татарского это «край голубых холмов».
Когда-то в этих местах существовал православный греческий поселок, впоследствии уничтоженный печенегами. Но мы знаем Коктебель прежде всего потому, что облюбовали его поэты Серебряного века. В свое время на стене местного кафе «Бубны», где поэты под вино и виноград читали друг другу стихи, был нарисован закутанный в тогу писатель, и надпись: «Прохожий! Стой! Здесь Алексей Толстой!» Здесь, в гостях у Максимилиана Волошина, нашла своего будущего мужа, бывшего белого офицера, Марина Цветаева. «Третьего дня один писатель читал свою прекрасную вещь про собаку”, – писала из Коктебеля беллетристу Пазухину его жена, имея в виду приехавшего погостить к Волошину Михаила Булгакова. Здесь Михаил Булгаков познакомился с писателем Александром Грином.
В “краю голубых холмов” все тем же Волошиным и поэтессой Дмитриевой была придумана главная отечественная мистификация начала 20 века – «виртуал», по которому сходил с ума весь Петербург, — неуловимая рыжеволосая красавица-поэтесса Черубина де Габриак. Из-за нее позже Волошин стрелялся со своим другом Николаем Гумилевым на Черной Речке из «пушкинских» пистолетов… Здесь и самого Волошина уже про Советской власти соберутся раскулачивать за его двадцать шесть комнат и уже почти вышлют в Сибирь, но спасет его вовремя приехавший погостить к поэту Горький.
Да кого тут только не было! Чехов, Пришвин, Петров-Водкин, Эренбург, Чуковский, Заболоцкий. Даже семейство Ульяновых (правда, без Владимира Ильича).
В общем, культурная история поселка богата интригами, драмами и романами. Позже, уже на излете советского времени, каким-то удивительным образом именно Коктебель превратится в мекку для разномастных неформалов, рок-музыкантов и прочих контр-культурщиков, устроивших здесь своеобразную республику свободы, нечто наподобие знаменитого американского фестивался Вудсток. Музыкальное наследие девяностых воплотится в кинофильме Ивана Охлобыстина и Гарика Сукачева «Дом Солнца», да в регулярном международном джаз-фестивале, который каждый год радует туристов и жителей поселка. В этом году новые технологии одновременной онлайн-игры двух джаз-банд в Коктебеле и Израиле анонсировал приехавший сюда Дмитрий Киселев, а закрывали фестиваль Игорь Бутман со своим джаз-оркестром и певица Лариса Долина.
— Ну так а что там с верой? — спросите вы.
— А ничего. Есть в Коктебеле недостроенный, блестящий куполами да почерневшими от времени лесами храм.
— Поселок у нас атеистический. Жителей две с половиной тысячи, а в храм ходит десятка полтора стариков. Переселенцы в шестидесятые годы ехали сюда подкованные, идеологически крепкие, — рассказывает прихожанка храма. — А теперь, когда идеология ушла в прошлое, вера не вернулась сюда. Молодежь в храмы не идет, а миссионерствовать у нас некому, — в основном люди пожилые, которым и до дому бы самим дойти.
— Батюшка наш, отец Владимир, в школу 1 сентября на линейку раньше регулярно ходил, но он тоже пожилой, а самому ему тяжело. Матушка его тяжело больна, и вот уехала она домой, на Западную Украину, умирать, — говорит другая. — А батюшка живет при временном храме. Питается из баночек, которые ему прихожане приносят. Все собранное отдает на храм, ни под каким предлогом не беря лично для себя. Да то с ценами его обманут, то стройку обворуют, а то и деньги прямо из жертвенника в алтаре утащат. И вроде поселок у нас богатый, с интересной культурной историей, но все только о заработке и думают. Сколько он не ходил по местным бизнесменам, толка практически и нет, почти. Про духовность здесь словно никто и не думает, как будто людям и не предстоит умирать, рано или поздно.
У отца Владимира непростая судьба. Родом с Волыни, там же и начинал свою пастырскую деятельность в тяжелое для Западной Украины время раскола.
— Тогда шла волна отъемов храмов. — рассказывает священник, положив свои натруженные руки на стол. — Украинские власти распространяли среди верующих листовки. В них был простой вопрос: «Хотите ли вы принадлежать к украинской церкви?» Естественно, люди подписывались, ставили подписи и священники. А позже выяснялось, что якобы тем самым приход и пастырь проголосовали за вступление в раскольничий Киевский Патриархат. Когда же люди хотели отозвать подписи, — было уже поздно: приходы были переписаны под УПЦ КП. И таким образом храмы захватывали уже «легально», с документами, подкупая колеблющихся священников, а несогласных выгоняя на все четыре стороны.
Как-то раз послали нас в одно село, в Волынской области, удерживать приход от раскола. — продолжает отец Владимир свой рассказ. — Держал я его почти год. Однажды местные раскольники обманом выманили у меня ключи от храма. Закрыли они храм, и никого не пускают. Взялся я за голову, и думаю: как же мне ключи вернуть? А тут наступило 9 мая, день Победы. Пришел я к сельскому старосте, и говорю: давай ключи, нужно служить молебен по убиенным. Тот было засомневался, но я его председателем колхоза припугнул: мол, тебе ж хуже будет, если молебен не отслужу. А люди там верующие, волну агрессивного советского атеизма Западная Украина пережила в составе Польши. Как же молебен не отслужить? В общем, отдал он ключи, а когда выяснил, что никакого «благословения» от председателя не было, — прибежал весь в слезах. «Что же со мной теперь будет?» — плачет. А он старенький был уже. «Тебе в могилу скоро», — говорю, — «исповедайся мне, пока не поздно, а то раскольники меня скоро совсем выгонят, да так без таинства покаяния в землю и отправишься».
Вся касса у общины, а денег мне лично не нужно. Люди жене и сыну помогли на операции, — слава Богу. А нам бы денег на стройку собрать. Нужны также книги в библиотеку. Я вот к покойному нашему мэру обращался, а он и говорит: «Как же я помогу? Церковь у нас от государства отделена». Бабушки копейку последнюю в храм несут, а иные — как только разбогатеют, чуть на ноги станут, — так в храм ходить больше и незачем. Богатая история поселка стала его проклятием. Все только и думают о личном обогащении. Люди у нас — советской закваски, такого сильного возврата к православной вере, как это происходило на материке, в Крыму не было. Конечно, когда пришел владыка Лазарь, здесь было около двадцати приходов, а сейчас зарегистрировано больше четырехсот. Но вера возвращается очень медленно.
Плавится в знойном крымском лете, горбатится сизыми холмами выжженый южным солнцем Коктебель. Надрывно кричат бакланы да шлепает о гальку вечная соленая волна. Где-то здесь читал свои духоносные проповеди апостол Андрей. Здесь, по дороге в Хазарию, впервые увидел Евангелие на церковнославянском равноапостольный Кирилл. В этом удивительном краю был крещен равноапостольный князь Владимир. Мимо этих мест радостно спешил на праздник в соседнюю Феодосию, в Иверский храм русский путешественник Афанасий Никитин. Здесь был отпет и похоронен поэт и художник Максимилиан Волошин. И мне хочется верить, что и иссушенная неверием крымская земля будет вновь напоена живительной водой православной веры.
Реквизиты для помощи:
к/ сч 30101810035100000101 в Отделении Республики Крым ЦБ РФ
Получатель: Парафия (община) храма Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Симферопольской Крымской епархии Украинской православной церкви.
PS: Желающие помочь лично отцу Владимиру должны переводить деньги с пометной «Отцу Владимиру лично», иначе денег он не возьмет.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Шесть лет «Крым наш». Может ли Украина вернуть полуостров и чем недовольны его жители
18 марта в России отмечают шестилетие вхождения Крыма в состав страны. Напомним, этому событию предшествовал референдум среди жителей полуострова, который состоялся 16 марта 2014 года. Большинство граждан высказались за единство с Россией. 17 марта руководство республики провозгласило независимость, а на следующий день Республика Крым подписала с РФ договор о вхождении в ее состав. Как изменилась ситуация в Крыму после тех драматических событий, что там происходит сегодня и каковы перспективы региона – выяснял журналист ИА «Амител» Андрей Магас.
Как Крым лишили надежд на независимость
В связи с очередной годовщиной «Крым наш» и очередных же споров правильно поступила Россия или нет, вспомним некоторые исторические факты из жизни полуострова. Например, передачу в апреле 1954 года Крымской области из РСФСР в состав Украинской ССР. На федеральных каналах это часто рассматривают как некую «бомбу замедленного действия» или «незаконный подарок Хрущева», указывая на то, что главным проводником этого шага был бывший советский руководитель Никита Хрущев. Однако решение это готовили целый ряд ведущих российских специалистов-хозяйственников, которые были убеждены, что экономическое развитие региона будет более целесообразным в связке с той союзной республикой, к которой он наиболее близко расположен. Такой республикой была Украина. Это позволяло снизить транспортные расходы (тогда еще не было Крымского моста), более оперативно решать вопросы строительства, поставок продуктов и пр. Поэтому ни о каком «подарке Хрущева» здесь говорить не имеет смысла. К тому же для основной массы советских граждан эта передача не имела никакого практического значения (в том числе и для самих крымчан). Поэтому трудно признать справедливыми подобные обвинения в адрес Никиты Сергеевича, какой бы спорной ни была его деятельность.
А вспоминая о юридических нарушениях в процедуре перехода Крыма от Украины к России, давайте вспомним, что в 1990-е годы крымчане несколько раз пытались изменить свой статус, причем делали это в соответствии с международным (и тогда еще украинским) правом. В мае 1992 года Верховный совет Республики Крым принял Акт о провозглашении государственной самостоятельности, утвердил Конституцию Республики Крым и принял постановление о проведении 2 августа 1992 года общекрымского референдума о независимости. Но Верховный совет Украины вскоре отменил эти решения, заявив, что они «противоречат Конституции Украины». На деле это было не так: Крым имел статус Автономной Советской Социалистической Республики в составе Украины и формально имел право требовать независимости. Однако Россия тогда вела переговоры о безъядерном статусе Украины и после «ненавязчивого» пожелания участвовавших в тех переговорах «западных партнеров» фактически разменяла независимость Крыма на получение украинских ядерных арсеналов. В 1995 году Верховная рада Украины отменила ряд законов крымского парламента и упразднила пост президента республики.
Однако это не означало, что движение за независимость от Украины в Крыму умерло. В регионе действовали многочисленные пророссийские организации. Да и российские политические объединения время от времени устраивали в Крыму политические акции. Немало шума наделала акция 24 августа 1999 года запрещенной ныне в РФ партии нацболов, которые захватили башню морского клуба в Севастополе, разбросав листовки «Севастополь – русский город!», «Кучма – подавишься Севастополем!» и др.
Один из организаторов той акции, политолог Сергей Аксенов (однофамилец нынешнего главы Крыма), рассказал ИА «Амител»: «Я тогда пообщался с местными активистами, в частности с Александром Кругловым, одним из лидеров русского движения Крыма, в 1990-е годы депутатом местного парламента. Они мне подробно обрисовали ситуацию. Мне стало ясно, что пророссийские настроения здесь очень сильны, что Украина для местных жителей остается чужой. И референдум в марте 2014 года поставил логичную историческую точку в данном вопросе. Это было правильно исторически, справедливо и логично».
Сможет ли Украина вернуть Крым через суд?
После референдума и вхождения Крыма в состав России были образованы два субъекта Российской Федерации – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Однако Украина не смирилась с потерей территории и с 2014 года регулярно пытается ее вернуть. Уже в июне 2014 года украинский премьер, которым был в то время Арсений Яценюк, заявил, что Украина намерена через международные суды требовать от России компенсацию в размере более 1 трлн гривен за потерю Крыма. В октябре 2017-го Украина обратилась в международный уголовный суд с жалобой на захват Россией имущества в Крыму на сумму более 1 трлн гривен.
Дело о суверенитете над Крымом рассматривается по требованиям Украины в Гаагском арбитраже. Однако на днях арбитраж заявил, что не может вынести решение и предложил Украине до 20 ноября представить отредактированную версию своих требований, после чего у российской стороны до 20 августа 2021 года будет время на подготовку своих ответов.
Ведущие украинские политики тоже периодически выдвигают идеи по возвращению Крыма. В конце февраля 2020 года вице-премьер Дмитрий Кулеба сообщил о разработке плана по возвращению полуострова, состоящем из 12 шагов. Президент страны Владимир Зеленский ранее предлагал сделать возвращение полуострова национальной украинской идеей. Лидер партии «Голос» Святослав Вакарчук говорил о том, что вернуть Крым в состав Украины можно путем «холодной деоккупации». В общем, планов у «незалежной» громадье.
«Украина может сколько угодно строить какие-то планы, выдвигать идеи «возврата» крымской территории, здесь их воспринимают как минимум с иронией или как политизированные выпуски «Смехопанорамы», – прокомментировал в интервью ИА «Амител» действия украинских политиков живущий в Севастополе политолог, руководитель информационно-аналитического центра «Кассад» Борис Рожин. По его словам, «Украина не совсем правильно определяет положение Крыма и настроения здесь, от этого ведет себя не совсем адекватно ситуации».
Чем сейчас недовольны жители Крыма?
После интеграции Крыма в состав России его жителям пришлось столкнуться с проблемами, характерными для других регионов РФ, основные из которых бюрократия и произвол чиновников.
«Люди столкнулись с проявлениями коррупции, произволом чиновников и бюрократией, которые прежде тоже, конечно, существовали, но выражались в иной форме, – рассказал ИА «Амител» живущий в Крыму военный эксперт, руководитель дайвинг-центра Игорь Коваль. – Это касается приобретения лакомых земельных участков, особенно у побережья, чиновниками или приближенными к власти предпринимателями. В общем, здесь, как и по России, довольны ситуацией те предприниматели, что находятся в связке с чиновниками. Иногда бюрократическая волокита приводит к тому, что предприниматели сетуют, мол, некоторые вопросы прежде решить было легче».
Есть сложности, связанные и с чисто «крымской спецификой». «До сих пор не урегулирован вопрос банковских платежей. Мне, как военному пенсионеру, приходится испытывать некоторые проблемы. Так, за переводы на мой лицевой счет взимается комиссия, причем в гораздо большем размере, чем это могло бы быть. И вообще многие операции здесь провести сложнее и дольше, чем в других российских регионах», – сообщил Коваль.
Сейчас вызывает опасения предстоящий туристический сезон. «Значительная часть местной экономики ориентирована на туризм и все, что с ним связано. Если первые годы после вхождения в Россию был некоторый подъем, то сезон 2019 года принес значительный спад турпотока. В нынешнем году знакомые предприниматели тоже испытывают опасения, потому что к уже существующим экономическим проблемам в стране добавился коронавирус – непонятно, насколько сильно его распространение скажется на числе туристов», – рассказал Игорь Коваль. Он убежден, что «Крыму нужны серьезные инвестиции». «Чтобы вывести на новый уровень тот же туризм, нужны основательные вложения, но их пока видно далеко не всегда. В социальную сферу что-то вкладывается. У нас в Судаке недавно построили школу, правда, ее не запустят никак. Но были надежды на то, что инвестировать будет Китай, однако в связи с коронавирусом тоже непонятно, чего ожидать. Надеялись, что после запуска крымского моста подешевеют многие продукты, потому что с Украины поставки по понятным причинам затруднены – этого тоже пока не наблюдается», – констатирует собеседник.
Как заявляет Борис Рожин, «трудности экономического характера, конечно, есть, но они те же, что и в остальных российских регионах». «К сожалению, многие негативные явления в экономике происходят по вине местных чиновников. Центр выделяет деньги на различные программы, но по ряду причин они не могут их освоить и многие проблемы зависают, а иные распоряжения остаются невыполненными. От этого, конечно, страдает социальная сфера. Это не может не вызывать недовольство людей», – говорит эксперт.
«Нужно еще учитывать своеобразный менталитет крымчан – жителей курортной территории, – замечает Сергей Аксенов. – В любом случае, их материальное положение не ухудшилось. Может, оно улучшилось не в такой степени, как того ожидали, но хуже им не стало. Да, есть проблемы с получением шенгенской визы (ее нужно оформлять через Украину), но эта проблема не касается 90% населения Крыма, как и остальной России. Главное – Крым оказался не втянут в гражданский и военный конфликт на Украине, как тот же Донбасс. Здесь пресечена активность радикальных исламистов. Имеющиеся трудности – это трудности мирной жизни, а не военные лишения. Это главное».