Крымский шлях что такое
Изюмский шлях. Как превратить депрессивный город из зоны в АТО в Мекку для туристов
Фото: Дмитрий Синяк
Как в городе, находящемся в зоне АТО, решили жить по-новому и что из этого вышло
Милославский:
— А что, Феденька, войны никакой сейчас нету?
Федор:
— Как же это нету, кормилец. Крымский хан на Изюмском шляхе безобразничает!
Милославский:
— Что ты говоришь! Как же это вы так допустили, а. Ну, вот чего… садись, пиши царский указ. Пиши. Послать опричников выбить крымского хана с Изюмского шляха. Точку поставь.
Из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Будь всегда в курсе событий вместе с телеграм-каналом Быстрый Фокус.
Площадь Леннона
— Не подскажете, как пройти на площадь Леннона?
— Э-э-э… Ленина? Так вы на ней вроде и стоите. Вон там памятник Ленину был.
— Да нет же! Это, насколько я знаю, площадь Центральная. А Леннона где?
— Не знаю такой. Ленин тут стоял, а Леннон…
Разыскивая площадь имени английского музыканта в маленьком городке Слобожанщины со сладким названием Изюм, я нарезаю круги вокруг остатков гранитного постамента вождю мирового пролетариата.
— Ви не підкажете, де тут площа Леннона? — решаю попытать счастья, перейдя на украинский.
— Он-до, дивись, там! — без заминки отвечает дебелый мужчина лет пятидесяти, указав на изящную церковь в глубине сквера.
— Поназивали вулиці чорті-як! — вмешивается полная дама в белой вязаной шапочке. — Я у відділі освіти працюю, так з нас весь район сміється, що ми тепер знаходимося на площі Леннона. Ганьба!
— Лучше бы площадью Рамштайна назвали. Леннон — вчерашний день, — бросает, ухмыляясь, через плечо проходящий мимо подросток.
Местная власть пошла на уступки каждой из этих групп. В итоге все они остались недовольны, поскольку получили меньше, чем рассчитывали. Так в городе появились улицы генерала С. Кульчицкого, Небесной сотни и Миротворцев; Владимира Бескорсого и Григория Жуковского (директоров местных заводов в советские времена); генерала Недбайло, младшего сержанта Монастырского и полковника Денисенко (героев Второй мировой), а также Рождественская, Архиерейская и Покровская. Мэрия пролоббировала и несколько собственных названий, украсив городскую топонимику именами Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Джона Леннона и Пьера Береговуа (премьер-министр Франции в 1992–1993 годах Петро Береговий, родители которого выросли в Изюме).
— Если хотим, чтобы город развивался, мы должны подчеркнуть, что он — часть мира, — рассказывает мне главный идеолог необычных переименований, начальник управления молодежи, спорта и имиджевых проектов Изюмского горсовета Ярослав Вишняков.
Ярослав — симпатичный молодой парень, кладезь интересных идей и веры в то, что все в жизни возможно.
— Контраверсийные названия не только привлекают внимание прессы, но и позволят в будущем организовывать концептуальные мероприятия и фестивали. К примеру, фестиваль бардовской песни им. Владимира Высоцкого или День отечественного рока им. Виктора Цоя. Упоминание Пьера Береговуа открывает для нас возможности сотрудничества с посольством Франции.
— А площадь Леннона — с посольством Великобритании? — не удерживаюсь от сарказма.
— Почему бы и нет? — серьезно отвечает Ярослав. — В любом случае из этого названия город может извлечь пользу. А если бы мы назвали площадь Цветочной или Радужной, толку от этого не было бы никакого. Вокруг имени Леннона мы разработали целую концепцию: здесь планируется создать арт-квартал с креативно расписанными зданиями, здесь будут проходить праздники и музыкальные фестивали.
— Но почему именно Леннона? — не унимаюсь я.— Выгоднее было бы назвать площадь именем немецкой группы «Рамштайн». Германия ближе. Прессе так интереснее. И молодежь «Рамштайн» любит больше, чем «Битлз».
— Здесь есть еще один важный момент. Джон Леннон — известный пацифист, а через площадь, названную его именем, проходит трасса, по которой постоянно передвигается военная техника.
— Я совсем не это имел в виду, — обижается Ярослав.
Ленин vs Шевченко
Памятники Ленину и Шевченко в Изюме годами стояли друг напротив друга. В 2014 году это противостояние стало символом борьбы проукраинских активистов с пророссийскими. Корреспондент «Русского репортера», приехавшая в Изюм в начале 2014 года, даже материал на этом построила — «Мужики и Ленин». В нем сепаратисты уверяют, что Ленин будет стоять здесь вечно, потому что это «их город».
Наша дума, наша пісня не вмре, не загине. После долгих лет «бронзовой войны» Шевченко был объявлен победителем. А проигравшего Ленина отправили в гараж
Когда в Изюме стали появляться российские флаги, а стены домов запестрели написанными масляной краской лозунгами «С Россией — навеки!», часть жителей поняли, что сами они и есть те фашисты, каратели и укропы, о которых трубит российская пропаганда. И стали объединяться.
Политтехнолог Ярослав Вишняков, закончивший в то время Харьковский национальный университет им. В. Каразина, организовал в Изюме пиар-кампанию, чтобы пробудить в жителях украинский патриотизм. По радио крутили срежиссированные Ярославом ролики, а сам он вместе с группой активистов закрашивал настенную живопись — российские флаги и «русскомировские» лозунги.
Во время противостояния в Славянске пятидесятитысячный Изюм только по официальным данным принял 27 тыс. беженцев и около 10 тыс. военных (здесь был штаб АТО). С тех пор город охладел к «русскому миру». Едва ли теперь здесь найдется даже сотня активных сторонников Путина. И на заработки изюмчане в основном ездят уже не в Россию, а в Польшу. Там и заработать можно больше, и чувствуешь себя в безопасности. Перевозчики, рекламирующие поездки в Россию, стыдливо называют их «поездками в ближнее зарубежье».
Ленин с треском проиграл «бронзовую» войну. Одной из февральских ночей 2016 года его металлическое тело без лишнего шума демонтировали и аккуратно переместили в гараж местного коммунального предприятия «Благоустрій». Теперь мэрия ищет для него покупателя. Но продавать по цене металла не хочет.
— Сейчас в Украине ленинопад, и скульптуры советского периода, даже имеющие художественную ценность, никому даром не нужны, — говорит Ярослав Вишняков. — А буквально через год-другой на них уже может быть спрос как на произведения искусства. Вот тогда мы и продадим Ильича любому желающему. На полученные средства купим для городской больницы медицинское оборудование. Сейчас балансовая стоимость бронзового памятника — более 500 тыс. грн. Но его можно продать гораздо дороже.
Теперь о вечном Ленине напоминает только сугроб на месте постамента. Шевченко задумчиво смотрит на то, что осталось от вождя мирового пролетариата. Слова, выгравированные на памятнике Кобзарю, звучат как победный клич: «Наша дума, наша пісня не вмре, не загине…»
Кому вождя. Изюмский горсовет выжидает, когда закончится ленинопад и цена на памятники Ленину вырастет
Весной на площади Центральной, где стоял Ленин, начнется масштабная реконструкция. Здесь будут газоны, ступеньки и тротуарная плитка с украинским орнаментом. На месте самого Ленина — клумба.
Деловой Инопланетянин
На выборах в Верховную Раду 2014 года Изюм, который долго был вотчиной Партии регионов, стал едва ли не единственным городом Харьковской области, не поддержавшим «старых хозяев». Потом были местные выборы 2015 года. На должность городского головы активисты выдвинули одного из руководителей и финансистов местной Самообороны, изюмского предпринимателя Валерия Марченко, который до этого никогда не занимался политикой. И он победил.
Но бывшие хозяева не собираются сдаваться и до сих пор делают все возможное, чтобы навредить новой команде. Их стараниям Валерий Марченко приписывает недавнее решение Киева перевести проведение независимого оценивания для абитуриентов из Изюма — города областного подчинения — в Балаклею, райцентр, в котором вдвое меньше жителей. Из-за влияния экс-регионалов, по мнению городского головы, местная полиция саботирует контроль общественного порядка в Изюме.
Политические оппоненты прозвали Марченко Инопланетянином: своему развлекательному центру он еще до войны дал имя «Марс», а одному из своих магазинов — «Меркурий». Между тем складывается впечатление, что инопланетянин как раз не он, а те, кто превратил один из самых богатых городов Харьковщины в один из самых бедных. В свое время экс-глава Харьковской ОГА Михаил Добкин даже присвоил Изюму статус депрессивной территории. Снятия этого «почетного» статуса Марченко добился с трудом.
— Мы не сделали ничего экстраординарного, просто начали работать и запретили воровать, — дает рецепт успеха Валерий Марченко. — Городом долго никто не занимался. К примеру, горожане практически не заключали договоров по аренде земли и по вывозу мусора. Как следствие — ничего не платили. Только в прошлом году мы заключили почти 3 тысячи договоров на вывоз бытового мусора, а от аренды земли в городской бюджет поступило 10 млн грн, втрое больше, чем в 2015 году. При прошлой власти штат мэрии был непомерно раздут, повсюду числились «мертвые души». А реальные сотрудники получали нищенскую зарплату, кормясь на коррупции. Многие проекты, под которые были выделены немалые деньги, реализованы только на бумаге. Теперь средняя зарплата в мэрии около 4 тыс. грн, и в этом году мы планируем ее поднять.
Как человеку из бизнеса Марченко не надо было объяснять важность связей с общественностью. Поэтому в мэрии он организовал «Единое окно для обращений граждан», которое занимается не выдачей справок, а коммуникацией с горожанами. Сюда можно принести любую жалобу или запрос и здесь же получить на них ответ. За прошлый год мэрия ответила на более чем 2600 жалоб и запросов.
Еще одно «бизнесовое» новшество от нового городского головы — проведение социологических исследований. Они не только выявили беспрецедентную поддержку нового руководства горсовета (около 46%), но и показали, чем следует заняться в первую очередь. Благодаря опросу, проведенному в конце прошлого года, Валерий Марченко узнал, что главной проблемой коммунального хозяйства горожане считают плохие дороги. На этом он и планирует сосредоточиться сейчас.
Если в 2015 году собственные поступления в бюджет Изюма не превышали 46 млн грн, то в прошлом они выросли до 77 млн грн. Благодаря этому финансирование сферы образования увеличили в 8 раз, а сферы культуры — в 11. Еще около 35 млн грн удалось привлечь с помощью участия в грантовых программах. Северная экологическая финансовая корпорация NEFCO провела в Изюме капитальный ремонт детского сада и школы. Еще один садик ремонтируют сейчас. Благодаря установленным на крыше солнечным батареям, электроэнергия у него будет автономная. Немецкая корпорация GIZ делает капремонт детсада и школы, в еще двух детсадах меняет окна и утепляет фасады, а кроме того, перестраивает простаивающий учебно-промышленный комплекс под общежитие для переселенцев.
Туризм на границе войны
Никто не знает, где конкретно проходил знаменитый Изюмский шлях. Историки предполагают, что, возможно, это была даже не одна, а несколько дорог, ведущих к трем переправам через Северский Донец. Переправа на тюркском — гузун. От этого слова и пошло название города, основанного здесь украинским полковником Григорием Донец-Захаржевским во второй половине XVII века. В этих местах всегда было неспокойно: во время Великого переселения народов именно через Изюмский шлях прошли с востока тысячи больших и малых племен. А во времена Киевской Руси здесь была граница между землями русичей и Диким Полем, где властвовали крымские и половецкие князья.
Север с нами. Капитальный ремонт одного из детских садов Изюма выполнила Северная экологическая финансовая корпорация NEFCO
В районе Изюма река, огибая белую меловую гору Кременец, наивысшую точку Харьковской области, образует широкую петлю. Вокруг этой петли, под самой горой, находится исторический центр города. Защищенные быстрой полноводной рекой и имевшие возможность заранее узнать о приближающемся неприятеле благодаря высокому Кременцу, люди чувствовали себя здесь в относительной безопасности. Но вместе с тем издавна привыкли жить «на границе войны».
Эта привычка пригодилась и сейчас: Изюм — единственный город Харьковской области, входящий в зону АТО. По проходящей через город автотрассе М-03 Киев — Ростов, современному Изюмскому шляху, то и дело проезжают военные бензовозы, грузовики и штабные машины. Благодаря войне ожил стоявший много лет Изюмский приборостроительный завод, где теперь работают около тысячи горожан, производя оптические приборы для бронетехники и артиллерии.
Валерий Марченко говорит, что с радостью «прописал» бы у себя батальон «карателей» из ВСУ или Нацгвардии — прежде всего для безопасности горожан. Но при этом очень хотел бы, чтобы Изюм исключили из зоны АТО.
— Я не раз находил инвесторов, но они наотрез отказывались от сотрудничества, узнав, что город входит в зону АТО, — рассказывает городской голова. — Никаких выплат на восстановление поврежденного войной хозяйства мы пока не получали. Между тем наши дороги серьезно пострадали от гусениц танков, которые в самом начале войны часто шли по ним своим ходом. Кроме того, многие наши объекты пришли в жалкое состояние после приема беженцев и военных. Сейчас все это нужно срочно ремонтировать. Ведь мы хотим привлекать в город тысячи туристов.
Мне кажется, что я ослышался.
— Тысячи туристов в город, находящийся в 100 км от линии фронта?
Изюм — единственный город Харьковской области, входящий в зону АТО
— Через Изюм ежемесячно проезжает более 300 тысяч автомобилей, а когда закончится война, их может быть вдвое больше, — не смутившись, отвечает мэр. — Нужно только сделать так, чтобы водители захотели остановиться в Изюме. А поводы для этого есть. Знаете ли вы, что на горе Кременец собрано с десяток каменных скифских баб, которым не меньше 5 тыс. лет? Трасса М-03 идет как раз через эту гору. А в нашем краеведческом музее хранится Евангелие, которое Петр I подарил после Полтавской битвы изюмскому Преображенскому собору, исполняя какой-то только ему одному известный обет? Сотрудники музея недавно выяснили, что Евангелие было отпечатано не в Москве, как считалось до сих пор, а в Киево-Печерской лавре, на бумаге из Радомышльской папирни. Причем изначально в нем была страница с благодарностью гетману Мазепе, «церковных книг радетелю», но потом ее убрали. На серебряном окладе книги изображен петух, которого ученые считают аллегорическим изображением Петра I. Хотите посмотреть Евангелие?
— Хочу, — ошарашенно отвечаю я.
Мэр хитро улыбается.
— Кроме того, сам бог велел развивать здесь религиозное паломничество. В изюмском Свято-Вознесенском соборе хранится чудотворная икона Песчанской Божьей Матери. А рядом бьет целебный источник, в водах которого паломники могут совершать омовения. В нескольких километрах от Изюма — Святогорск с его знаменитой лаврой. У нас есть неплохие рестораны и отели, в общем, все для развития туризма. Не хватает раскрутки, и этим мы уже занимаемся. Вот видите, сумели привлечь в город журналиста из Киева. Кто теперь может сказать, что присвоение площади Советской имени Джона Леннона — ошибка?
Мэр смеется. Журналист из Киева растерянно улыбается. Глядя на площадь за окном, я думаю о том, что Изюм — самый что ни на есть типичный украинский городок, мало чем отличающийся от сотен подобных по всей стране. Где тоже когда-то стоял бронзовый Ленин, а теперь хмурит брови такой же бронзовый Шевченко. Где при Союзе были большие заводы, а теперь остались только большие проблемы. Где людям все равно, как называются улицы, на которых они живут, «лишь бы не было войны». Наверное, единственное, что отличает Изюм от его «побратимов», это слабая, но проявляющаяся все четче надежда на то, что клеймо «депрессивная территория» уже никогда не будет поставлено на этом городе.
Изюмский Шлях
Содержание
I. История Изюмского шляха
Изюмский шлях – один из главных путей, которым пользовались крымские татары для набегов на Русь в XVI–XVIII вв. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» их «выбивают» именно с Изюмского шляха.
Изюмский шлях являлся разветвлением Муравского, который из Крымской перекопи шел до Тулы между верховьями множества рек и речек, почти не пересекая ни единой из них. Эта древняя дорога (Изюмский шлях) упоминается в «Слове о полку Игореве» и летописи 1571 года, периода правления Ивана Грозного, который примерно в это время дал Устюгу титул «Великий». В нынешнем восприятии, история Русской Америки и Великого Устюга неотделимы от знаменитой первой советской рок-оперы «Юнона и Авось», созданной вместо музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве», чьи действия происходили на Изюмском шляхе.
II. От «Слова о Полку Игореве» до «Юноны и Авось»
Изначально, режиссёр Марк Захаров предлагал тогда молодому поэту Андрею Вознесенскому создать музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве» по музыкальным импровизациям на темы православных песнопений композитора Алексея Рыбникова. Андрей Вознесенский отверг идею «Слова о полку Игореве» и предложил свою поэму «Авось!». Марк Захаров дал согласие, Алексей Рыбников был выбран композитором. Так из «Слова о полку Игореве» родилась легендарная рок-опера «Юнона и Авось».
История «Слова о Полку Игореве»
«Слово о Полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова») – самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета – неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века. Автор – неизвестен, по одной из версий им был Рыльский князь. В Рыльске родился Григорий Шелехов (1747–1795), чья жена и два зятя создали после его смерти «Российско-Американскую Компанию». Первый зять – Николай Резанов стал главным героем «Юноны и Авось».
Н. К. Рерих. «Поход Игоря», 1942 |
Проникнутое мотивами славянской народной поэзии и языческой мифологии, по своему художественному языку «Слово» резко выделяется на фоне древнерусской литературы и стоит в ряду крупнейших достижений европейского средневекового эпоса. Рукопись «Слова» (входившая в состав сборника из нескольких литературных текстов) была обнаружена в конце XVIII века в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русской старины — графом Алексеем Мусиным-Пушкиным.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 |
Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов «Слова». На городском забрале в Путивле (недалеко от Курска) Ярославна рано плачет: «полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Она обращается к ветру, к Днепру-Словутичу, к светлому, тресветлому солнцу. Ветер развеял ее радость по ковылию, Днепр может только нести ее слезы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им тулы с стрелами заткнуло.
История создания рок-оперы «Юнона и Авось»
Сюжет «Юноны и Авось» закручивается вокруг реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля, графа Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско. «Юнона» и Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров). В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на ее основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве», но это предложение было отвергнуто Андреем Вознесенским: «Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!” о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что согласен и что мы сделаем оперу, причем выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор».
Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам. Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Голландии и других странах. В последствии опера была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее. В «Ленкоме» более чем за четверть века спектакль выдержал сотни представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, до несчастного случая, выступал Николай Караченцов, сейчас в роли графа – сменивший его Дмитрий Певцов.
III. Святогорская Лавра
Святогорский район (Изюмский шлях) считается местом битвы князя Игоря с половцами в 1185 году на речке Каяла. По одной из версий она состоялась на территории нынешнего села Макатыха Славянского района. Здесь князь Игорь попал в плен к половцам и бежал с него.
Святогорск, Лавра, Потемкин и Рерих
• Первым населенным пунктом Донбасса считается Святогорский монастырь, письменное упоминание о котором относится к 1642 году. В ХVII веке в краю становится выгодна добыча каменной соли и в 1676 году на соляных озерах возникает первый город Донбасса — Соляное (Славянск). Также, Донбасс — один из старейших угледобывающих районов на планете.
• Главные храмы Святогорской Лавры — Свято-Успенский и Троицкий. Внешние мозаики Троицкого монастыря были созданы по эскизам Николая Рериха.
• Лавра расположена на высоком меловом правом берегу Северского Донца (т. н. Святые горы), в черте Святогорска, который расположен возле границы трёх областей — Донецкой, Харьковской и Луганской.
• Святогорский монастырь (Пушкинские Горы) – основан по приказу Ивана Грозного. А. С. Пушкин похоронен на родовом кладбище за алтарем главного собора этого монастыря.
• При Григории Потемкине-Таврическом, в XVIII веке, образованный здесь веком ранее монастырь был упразднен, а само место Екатериной II было передано в собственность графу и его потомкам. Потемкин попросил императрицу подарить ему Святогорскую «дачку» и «рощицу». На одной из гор рядом с монастырем Потемкин построил роскошный дворец, а также велел построить на берегу живописного озера купальни для своих именитых гостей. Такие купальни в те времена назывались банями. Отсюда озеро и селение, возникшее на его берегу, получили название «Банное». Оно быстро стало излюбленным местом плотских развлечений столичной аристократии, богатых купцов и помещиков. Это стало одной из причин возобновления здесь монастыря в XIX веке. Тем не менее, нынешний план застройки Святогорска предусматривает возврат к Потемкинским временам, т. е. в течение нескольких десятилетий Святогорск должен превратиться в фешенебельный курорт с аквапарком, отелями от 3 до 5 звезд и прочими атрибутами курортной роскоши.
• В 1964 году село Банное было переименовано в Святогорск. До сих пор Святогорск является популярным курортом, на территории которого размещены детские оздоровительные центры, пансионаты, дома отдыха, санатории.
Памятник Артему на территории Святогорской Лавры
• Памятник революционеру Артему (Ф. А. Сергееву), другу и соратнику Сталина, расположен на территории Святогорской Лавры, над изгибами реки Донец, на самой высокой меловой горе, на месте уничтоженной церкви.
• 27-метровый памятник Артёму был установлен в 1927 году.
• Авангардная работа скульптора Ивана Кавалеридзе в стиле кубизма выдержала даже Великую Отечественную войну – немцы не тронули памятник.
• Памятник Артему резко контрастирует с соседним монастырем.
• На памятнике расположена надпись – выразительная цитата из выступлений пламенного Артема: «Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо!»
Святогорская Лавра
• Кроме наземных строений имеются меловые пещеры. Пещеры в меловых выступах были заселены монахами-пустынниками, которые жили здесь по некоторым данным с XI века и выполняли военные обязанности, связанные со слежением за передвижениями татар в сторону России.
• Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна.
• Около 1624 года здесь был основан Святогорский Успенский монастырь.
• В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну.
• В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По некоторым данным, Потемкин был морганатическим (тайным) супругом Екатерины II и у них была дочь. Екатерина II дарит Потемкину Аничков дворец, Именно в Аничковом дворце состоится первая елка в России.
• На одной из меловых гор на правом берегу Северского Донца Григорий Потемкин построил дворец, на берегу озера в пойме реки — купальни для гостей. Отсюда происходит название озера, и селения на его берегу — Банное. Местность и открытые здесь минеральные источники пользовались славой лечебных.
• В иконостасе монастырского храме Успения Божией Матери находится икона «Устюжское Благовещение», получившее широкую известность во времена правления Ивана Грозного.
• В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. Елена Глинская – мать Ивана Грозного, с которой связываю усадьбу Глинки, в которой после отставки жил Яков Брюс.
• Чарующая природа Святогорска вызывала восхищение у многих русских и украинских писателей, художников и композиторов, побывавших здесь в свое время. Антон Павлович Чехов восторгался необычайной красотой этого уголка, назвав его «Донецкой Швейцарией».
• Илья Репин, родившийся и выросший в г. Чугуев (см. ниже) на Донце, на котором стоит Святогроская Лавра, оставил много пейзажей, воспевающих раздолье этой древней реки. Этюд Ильи Репина «Вид Святогорского монастыря на Донце» хранится в фондах Третьяковской галереи, также как и его известная картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1870-1873).
• В 1934-1935 гг. в Святогорске побывал со своими воспитанниками педагог и писатель Антон Макаренко; здесь он работал над второй частью «Педагогической поэмы».
IV. Чугуев и Космос
Чугуев расположен в Харьковской области и знаменит своей связью с двумя российскими космонавтами:
1. Леонов Алексей Архипович – первый человек Земли, вышедший в открытый Космос, в 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ). В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов с номером 11. Леонов был руководителем программы облета Луны и посадки на нее, а также командиром экипажа этого, к сожалению, не состоявшегося полета: в Политбюро решили, что быть вторыми на Луне после американцев – не престижно.
2. Волков Сергей Александрович – российский лётчик и космонавт, уроженец Чугуева, сын харьковского космонавта Александра Волкова, первый в мире космонавт во втором поколении. Родился 1 апреля 1973 года. Первый полёт — Союз ТМА-12, 8 апреля 2008.
В 1965 году космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев (из Вологды) в ходе полета на космическом корабле «Восток-2» выполнили выход человека в открытый космос. Этот полет вошел в историю первым выходом человека в открытый космос и первой посадкой космического корабля в ручном режиме. Начало выхода в космос произошло в то время, когда корабль находился над Египтом Выход закончился, когда корабль пролетал над Якутией).
Город Чугуев и путешествия во времени
• Чугуев основан белгородским воеводой между 1540 и 1627 годом. Согласно В. В. Пассеку (Очерк истории Харьковской губернии), построен по приказу царя Ивана Грозного (то есть до 1584) на правом берегу Донца в 120 верстах от Белгорода.
• В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» татар «выбивают» именно с Изюмского шляха. В квартире Шурика на стене висит мистическая картина уроженца Чугуева Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1870-1873). Свой царский посох Иван Грозный не раз в ней приложил к спине заносчивого режиссера Якина. Съемки фильма производились в доме на улице Новокузнецкой, а сегодня практически напротив этого дома расположился магазин «Путь к себе».
V. Илья Репин и Запорожцы
Дом-музей Ильи Репина в Чугуеве, Харьковская область |
Знаменитый уроженец Чугуева – Илья Репин, благодаря картинам которого западные критики признали существование русской живописи. До этого считалось, что в России есть отдельные мастера, но нет значимой художественной школы. Репин создал несколько десятков исторических и жанровых полотен. Его имя для многих стало символом русской живописи.
Илья Репин, зная казачество изнутри, его обычаи и славную историю написал известную картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880–1891). Художник использовал в качестве натурщика киевского губернатора, чей облик в представлении Репина соответствовал внешности народного героя. Другой работой Ильи Репина была «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», написанная в 1883–1885 годы и ставшая одной из самых известных и противоречивых картин художника. На картину Репина до сих пор ссылаются, словно на летопись или фотографию, хотя в исторических документах нигде не упоминается о сыноубийстве. Ее придумал легат Папы Римского, известный интриган Антонио Пассевино, желавший отомстить Ивану Грозному за его решительный отказ в посредничестве Папы Римского в перемирии или прекращении Ливонской войны в обмен на подчинение Папе Русской Православной Церкви. Делая первые эскизы картины, художник даже не подозревал, что работа над ней вызовет у него тяжелый недуг.
Илья Репин. «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1885) |
Само грандиозное полотно было задумано и начато в Москве, а завершено в Санкт-Петербурге. «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 г.» – под таким названием картина сейчас выставлена в Государственной Третьяковской галерее. В прошлом у нее были и другие наименования, например, «Сыноубийца» – авторское название полотна. В каталоге проходившей в 1885 году в доме князя Юсупова на Невском проспекте XIII Передвижной выставки, на которой она впервые экспонировалась, картина называлась «Иван Грозный и сын Его Иван». В Москве к названию еще и прибавили дату: «16 ноября 1581 г.». С тех пор это официальное наименование полотна. В народе часто звучит еще одна версия: «Иван Грозный убивает своего сына».
Для царя Ивана Грозного Илье Репину позировали: художник Г. Г. Мясоедов, композитор П. И. Бларамберг, чернорабочий с Литовского рынка. Моделями для головы царевича Ивана были писатель В. М. Гаршин и художник В. К. Менк. Однако, картина сильно не понравилась императору Александру III и его окружению, в результате чего была запрещена к показу, тем самым став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи.
Историки и исследователи все пытаются найти истину – убивал ли Иван Грозный своего сына или нет. Александр Городницкий, написавший песню «Атланты», ставшую неофициальным гимном Санкт-Петербурга, указывает, что первое сыноубийство мог совершить праотец трех монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама – Авраам, не знавший, что Бог заступится за его сына.
Я вижу старинный московский дворец
И кровь на подушках дивана.
Там сына родной убивает отец,
Иван убивает Ивана.
Убийца, себя истребляющий сам,
Его обвинять не рискую, –
Виною всему праотец Авраам,
Замысливший жертву такую,
Который, не в силах любовь побороть,
Готов на посмертную муку,
Не зная о том, что удержит Господь
Его занесённую руку.
Я слышал однажды: как нерв напряжён,
Безлюдной вечерней порою,
Безумец ударил картину ножом
И крикнул: «Достаточно крови!».
И там, где отметина эта видна.
Где лезвие холст разрезало,
Всё капает, капает кровь с полотна
На плинтус музейного зала!
В обращении к теме запорожцев Илье Репину, который и сам в достаточной мере знал историю Украины и был уроженец Чугуева, помогал историк Дмитрий Яворницкий. Именно он познакомил Репина в 1870-х годах с копией письма, написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.
Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. В частности, для центральных персонажей художник выбрал историка Дмитрия Яворницкого – писарем, атаманом Иваном Серко – киевского генерал-губернатора Михаила Драгомирова, чей облик в представлении художника соответствовал внешности народного героя. Для смеющегося казака в белой папахе красном кафтане позировал писатель Владимир Гиляровский (родом из Вологодского края), в образе которого на картине изображен Тарас Бульба – герой Николая Гоголя, любившего молиться в Храме святителя Николая в Старом Ваганькове, построенном в 1531 году в честь рождения Ивана Грозного.
В храме имеется икона Прокопия Праведного – предка рода Романовых, причисленного к лику святых при Иване Грозном. На территории храма находится мраморный бюст последнему царю Николаю II Романову, время от времени мироточащий. Имеется также уникальная фреска – явление Николая Чудотворца Ивану Грозному накануне взятия Казани. Этот район Москвы, включая место нынешнего Храма Христа Спасителя, были частью Опричной Слободы, где проживал Иван Грозный после разделения Руси по принципу дуальности на Опричнину (Дух) и Земщину (Материя).
Иван Грозный, «вышибавший» Крымского хана с Изюмского шляха, не раз сам молился в данной церкви. Крымский хан действительно безобразничал на Изюмском шляхе в 1571 году, да так, что сжег Опричный дворец Ивана Грозного, который располагался на месте нынешнего Дома Пашкова – одного из известнейших символов Москвы, ныне принадлежащий Российской государственной библиотеке. Именно на крыше этого дома другой герой Михаила Булгакова – Воланд объяснял Левию Матвею об игре Света и Тени, т. е. по сути – Интеграции Полярностей. Михаил Булгаков, написавший пьесу «Иван Васильевич» в 1934-1936 годах, по которой Леонид Гайдай в 1973 году снял комедию «Иван Васильевич меняет профессию», знал, где разместить Воланда, посетившего Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка», чтобы посмотреть, насколько изменились москвичи. Действительно, каждый из тех деятелей с кем он встречается, получает от адской братии воздаяние по делам своим, а Мастер, в конце концов, обретает «покой» со своей возлюбленной Маргаритой.
После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом, картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в 1892 году купил император Александр III, в правление которого достроили и освятили Храм Христа Спасителя, на своде главного купола которого находится загадочная фраза «Свят Свят Свят Элохим».
Примечательно, что Храм Христа Спасителя был построен на месте монастыря, который основал здесь Иван Грозный. Так сплелись судьбы Нибиру, Изюмского шляха, Крымского хана, Ивана Грозного, Ильи Репина, Николая Гоголя, Ивана Серко и Тараса Бульбы, изображенных на вышеуказанной картине.
Заслуживает отдельного внимания атаман Иван Серко, изображенный на картине Репина в центре (с усами и трубкой):
• За всю историю Запорожской сечи это единственный кошевой атаман, которого избирали 8 раз подряд в должность.
• За период пребывания в должности атамана провёл около 55 больших и малых сражений.
• В 1676 году Иван Серко подписал письмо запорожцев к турецкому султану Мехмету IV (запечатлён на картине Ильи Репина).
• Атаман отличался великодушием и редким бескорыстием, никогда не преследовал слабого врага, а после войны никогда не брал на себя военной добычи. На войне он был беззаветно храбр и удивительно изобретателен. Имя его было окружено ореолом непобедимости. Одержал ряд блестящих побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине и близ Умани.
• Серко представлял собой тип истинного запорожца. Он был храбр, отважен, страстен, не всегда постоянен, не всегда верен своим союзникам; он любил по временам погулять и сильно выпить и во хмелю показать свой казацкий гонор.
• Командовал казачьим полком во Французских войсках, которые возглавлял принц Конде, в войсках которого служил известный мушкетер Д’Артаньян – герой знаменитой трилогии Александра Дюма-отца.
Могила Ивана Серко близ села Капуловка (рядом с Никополем) |
• Иван Серко умер в 1680 году и был похоронен со всеми почестями близ Чертомлицкой Сечи (ныне − село Капуловка в Никопольском районе Днепропетровской области). В 1968 году останки Ивана Серко эксгумировали. Скелет перезахоронили у села Капуловка, а череп Серко доставили в Москву, в мастерскую известного академика Герасимова, занимавшегося реконструкцией портретов исторических личностей по их черепам и костным останкам (включая Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Тимура и др.). Благодаря Лебединской, ученице Михаила Герасимова, была восстановлена внешность атамана Серко.
VI. Скифы и Наги
На высокой горе на Клебан-Быке, в Донецкой области, сегодня стоит памятник Колоксаю – герою скифской мифологии, который хотя и был младшим среди трех братьев, получил верховную власть и стал родоначальником царских скифов. Липоксая, Арпоксая и Колоксая положили начало разделению скифского общества на роды.
Отец истории Геродот излагает две версии легенды о происхождении скифов. Согласно первой, в необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена (р.Днепр) рождается первый человек по имени Таргитай. Три его сына – Липоксай, Арпоксай и Колаксай – становятся родоначальниками различных частей скифского народа. В царствование сыновей Таргитая с неба падают золотые предметы – плуг с ярмом, секира и чаша. При попытке двух старших братьев овладеть ими, они воспламеняются, и лишь когда к ним подходит младший брат, золотой огонь гаснет, и Колаксай овладевает небесными дарами. После этого старшие братья соглашаются отдать царство Колаксаю.
Персонаж, аналогичный Таргитаю, у греков именуется Гераклом. Поэтому, по второй версии, Геракл после совершения ряда подвигов попадает в Скифию и утомленный засыпает. Проснувшись, он обнаруживает пропажу своих лошадей. Поиски приводят Геракла в пещеру, где обитает фантастическая полудева-полузмея (прекрасная нагиня), которая соглашается вернуть ему лошадей, если он вступит с ней в любовную связь. От этого союза Геракла и женщины-змеи рождаются три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. По достижении зрелости только младший из трех братьев (Скиф) смог выдержать испытание – натянуть отцовский лук и опоясаться отцовским поясом с прикрепленной к нему чашей. Поэтому младший брат остается в стране, а старшие изгоняются на чужбину.
Каким бы не было происхождение скифов, версия, что их прародительницей была женщина-змея ведут в древнюю Индию, где жили наги (люди-змеи), изображения которых присутствуют на многих храмах, включая храм бога Солнца Сурьи в Конараке, где вместе с женщинами-змеями он изображается в образе скифа в сапогах.
В индийских источниках представление о Нагах – божественных змеях – смешивается с представлением о Нагах – исторических племенах, живших на северо-западе Индии еще до прихода туда ариев. «Нагадвипа» («страна нагов») рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши, т. е. Индии. С корнем «нага» связано большое число индийских топонимов. В ведийской и индуистской мифологии наги считались детьми Кашъяпы – божественного мудреца (риши), автора нескольких гимнов «Ригведы» и духовного внука бога Брахмы. С тех пор наги считаются мудрецами и магами, им принадлежит подземный мир – патала, где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли. В человеческом облике Наги часто живут среди людей, причем их женщины – нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся женами смертных царей и героев, как это произошло в случае с родоначальником скифов.
Геологические памятники
Особый интерес на Изюмском шляхе представляет геологический памятник природы «Клебан-Быкское обнажение», площадью 60 гектаров с выходами на поверхность очень древних горных пород, которые образовались в прибрежных участках старинного Пермского моря.
Ствол окаменевшего дерева, Аризона, США |
Помимо «Клебан-Быкского обнажения», в состав регионального ландшафтного парка входит геологический памятник общегосударственного значения «Дружковские окаменевшие деревья», чей возраст оценивается около 250 миллионов лет. Дружковские деревья являются, по всей видимости, рекордсменами по возрасту (палеозой, карбон). По внешнему виду окаменевшие деревья похожи на свежеспиленные, только гораздо тяжелее древесины и просматриваются кристаллы кварца. Они росли в лесу карбонового геологического периода, затем были ураганом вырваны с корнем и упали в реку. В воде деревья находились без контакта с воздухом и поэтому не разлагались. Со временем на месте леса образовалось море. Дружковские окаменевшие деревья оказались под толщей осадочных пород, но морская вода просачивалась к ним. Морская вода вымыла из стволов органические вещества, вместо них в стволах накопились минеральные вещества. Окаменение длилось тысячи лет.
Такие палеонтологические находки, подобные залегающим в толще осадочных пород под Алексеево-Дружковкой, встречаются на земле очень редко. Одно из таких явлений природы отмечается еще в пустынном районе американского штата Аризона, США.
VII. Артемовск
Артёмовск расположен на реке Бахмут, в 89 километрах к северо-востоку от Донецка. Основан в 1571 год, в правление Ивана Грозного как пограничная «Бахмутовская сторожа», позже превратившаяся в укреплённую слободку. В 1701 году Петр I приказал построить на Бахмуте крепость и переименовать слободу в поселок (острог) Бахмут. Поселение образовалось здесь в XVII столетии; в 1703 году построена крепость. Если первым населенным пунктом Донбасса считается Святогорский монастырь, письменное упоминание о котором относится к 1642 году, то вторым – Артемовск, тогда – Бахмут, возникший в 1702 году, т. е. за год до основания Петербурга.
До 1924 года город имел название Бахмут, по названию реки, на которой расположен. Переименован в честь революционера Артема (Ф. Сергеева), памятник которому стоит на территории Святогроской Лавры (см. выше). В Артемовске расположен «Артемовский завод шампанских вин» – одно из крупнейших в Европе предприятий по производству шампанского традиционным бутылочным способом, национальная гордость Украины. Весь цикл производства расположен под землей, в «сказочных» пещерах на глубине более чем 72 метра, а вся площадь пещер простирается на 26 га.
«Стена плача», Артемовский завод шампанских вин |
В Иерусалиме есть музей памяти жертв фашизма «Яд-Вашем». При входе на стене перечислены названия городов, где больше всего погибло евреев в годы второй мировой войны. Там есть и Артемовск, где фашисты в 1941 году уничтожили самым зверским образом свыше 3000 евреев, заживо замуровав их в шахте №46 алебастрового комбината – огромный, около 1000 м 2 подземный туннель. После войны, в 1950 году бывшие шахты, где добывался гипс были переданы заводу для хранения шампанских вин. Теперь в подвале Артемовского завода, на глубине 70 метров, имеется мемориальный комплекс «Стена плача» в память о заживо замурованных здесь фашистами евреях г. Артемовска. Мемориал открыт 12 января 1999 года и представляет собой скульптурное изображение женщин, символизирующих горе, страдание, скорбь. На груди у каждой колокол, который не дает памяти уснуть. Всего около 15 000 артемовцев погибли от рук гитлеровских палачей.
VIII. Кремний
В Донецкой области (по территории Изюмского Шляха) много меловых гор, но скалами называют только две – Святогорская (см. раздел III) и Белокузьминовка. Последняя расположена в 15 км к востоку от Краматорска, возле села Белокузьминовка Константиновского района. Расположенные в Белокузьминовке меловые скалы имеют возраст 90 миллионов лет и чем-то напоминают знаменитые Красноярские Столбы. Породы сложены вертикальными меловыми слоями и горизонтальными кремневыми прожилками. Некоторые скалы по форме напоминают пальцы или паруса. Обнажение мела поднимается на высоту более 25 метров, а на восточной окраине обнажения стоит гора Меч. Очень интересна структура скал: белый мел с прожилками кремния, которому отводят огромную роль в формировании тела человека Будущего, когда будет происходить переход от углеродной основы человеческого тела (как сегодня) к кремневой.
Кремний производится на заводах в г. Каменск-Уральский (Свердловская область) и г. Шелехов (Иркутская область), названный так в честь Григория Шелехова, на базе компаний которого его жена и два зятя создали в XVIII веке «Российско-Американскую Компанию» для освоения Русской Америки (Аляски).
Сегодня кремний играет ключевую роль в развитии нашей цивилизации:
• Ни один из современных компьютеров не существовал бы без кремния.
• Кристаллический кремний является основным сырьевым материалом для электроники и солнечной энергетики.
• На основе кремния и его соединений создано промышленное производство керамики, стекла, цемента, без которых немыслимо современное общество.
• Кремень – камень, положивший начало человеческой цивилизации. На всём протяжении каменного века кремень служил материалом для изготовления орудий труда и охоты, с его помощью добывали огонь. О целебных свойствах кремня упоминается в трактатах древних философов.
Значение кремния для человека
• Кремний является основным элементом, продлевающим жизнь и работоспособность практически всех систем организма.
• При недостатке кремния в организме человека нарушается баланс энергообеспечения. Являясь пьезоэлементом, он превращает один вид энергии в другой: механическую в электрическую, световую в тепловую.
• Именно кремний лежит в основе энергоинформационного обмена в космосе и на Земле. Ибо человек – порождение земных и космических стихий – является уникальной биоэнергоинформационной системой.
• Кремний необходим для регенерации соединительной ткани, которая составляет более половины всех тканей нашего организма для передачи нервных импульсов от мозга к каждому органу, каждой клеточке организма и т. д.
• В конце 70-х, в Стокгольме Нобелевским комитетом кремний был признан элементом жизни и было отмечено, что без кремния не возможна высокоразвитая жизнь.
IX. САУР
Саур-могила – это одна из высочайших точек Донецкой области. Высота кургана составляет почти 278 метров над уровнем моря. Саур-могила видна на расстоянии 30-40 километров из-за того, что окружающая местность относительно ровная. В 90 километрах на юг находится Азовское море. Интересно, что верхняя часть кургана был насыпана во втором тысячелетии до нашей эры, как считается, жившими здесь племенами. Насыпная часть имеет высоту 4 метра и диаметр 32 метра.
Несмотря на полученный в 1936 году статус памятника древности, перевод названия не известен. Ни в русском, ни в украинском, ни в тюркском языках нет слов «Саур» или «Савур». Зато на санскрите, «саур» означает «солнечный», «божественный».
Есть информация о представителях планеты Сабур. Последние буквы этого слова (как и «саур») — это названием шумерского города Ур – родины Авраама (праотца иудаизма, христианства, ислама) и названию нашей планеты в Космосе – Урантия.
В книге Барбары Хэнд-Клоу «Плеядеанская программа» описывается Саурианская раса рептилий с Венеры, имеющих очень тесную связь с людьми, а также об экспериментах нибируанцев в Уре по ускорению развития человеческого сознания с помощью урана.
Когда-нибудь Саур-могила раскроет свою многовековую тайну.