Крюк командирский пожарный для чего
Аварийно-спасательных работ
Инструмент для выполнения первоочередных
Первоначальные аварийно-спасательные работы (ПАСР), связанные с тушением пожаров, представляют собой боевые действия по спасанию людей и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим, а также эвакуацию имущества.
Эти работы в основном выполняются боевыми расчетами с использованием штатных средств спасания и немеханизированного инструмента, которыми укомплектованы пожарные автоцистерны и автонасосы.
Немеханизированный инструмент используется также для разборки строительных и технологических конструкций для выявления скрытых очагов горения, выпуска дыма, предотвращения горения.
К ручному немеханизированному инструменту относятся: пожарные багры, ломы, крюки, топоры, столярные ножовки, ножницы для резки электропроводов. По желанию заказчика в комплект оборудования автоцистерны может включаться и другой инструмент, например гидравлические ножницы для резки арматуры. На рис. 1.13 представлены общие виды багров и ломов.
Пожарные багры предназначены для разборки кровель, стен, перегородок, стропил и других частей конструкций зданий и растаскивания горючих материалов. На пожарах используют багры двух типов.
Багор пожарный металлический (БПМ) (рис.1.13, а) состоит из крюка, копья, металлического стержня и рукоятки. Стержень изготовлен из трубы диаметром 20 мм. Крюк и копье изготовлены из стали Ст45 и подвергаются термической обработке. Крюк и металлическое кольцо приварены к стержню. Этими баграми укомплектовываются пожарные автомобили.
Рис. 1.13. Багры и ломы пожарные:
а – багор металлический; б – багор насадной; в – лом тяжелый; г – лом с шаровой
головкой; д – лом легкий; е – лом универсальный
Багор пожарный насадной (БПН) состоит из деревянного стержня, на который насаживается и крепится металлический крюк с копьем (рис.1.13, б). Деревянные стержни изготавливаются из твердой древесины: березы, граба, бука.
Основные характеристики багров приведены в табл. 1.4.
Обозначение багра | Длина багра, мм | Длина крюка, мм | Масса, кг |
БПМ | |||
БПН |
Пожарные ломы предназначены для вскрытия строительных конструкций и входят в комплект пожарных автомобилей.
Лом пожарный тяжелый (ЛПТ) предназначен для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полы, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей.
Пожарный лом (ПШ) с шаровой головкой рис. 1.13, г) предназначен для обивки штукатурки, скалывания льда с крышек колодцев гидрантов.
Лом пожарный легкий (ЛПЛ) используют для расчистки мест пожара, вскрытия кровель, обшивки и в других подобных работах. Он представляет собой металлический стержень диаметром 25 мм, верхний конец которого отогнут под углом 45 о и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 80 мм (рис. 1.13, д). Нижний конец лома также четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески лома.
Лом пожарный универсальный (ЛПУ) используется для открывания окон и дверей (рис. 1.13, е). Он представляет собой металлический стержень с двумя отогнутыми частями. Основные характеристики ломов указаны в табл. 1.5.
Обозначение лома | Длина лома, мм | Длина крюка, мм | Масса лома, кг |
ЛТП | 6,7 | ||
ЛТЛ | 4,8 | ||
ЛТУ | — | 1,5 |
Ломы изготавливаются из стали Ст45, заостренные их части
подвергаются термической обработке.
Пожарные крюки.В пожарной охране используются легкий пожарный крюк (рис. 1.14) и крюк для открывания крышек колодцев-гидрантов (рис. 1.15). Пожарные крюки входят в комплект пожарных автомобилей.
Легкий пожарный крюк (ЛПК) предназначен для вскрытия конструкций внутри зданий и удаления их с места пожара. Крюк изготовлен из полосовой стали Ст45Н сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 225 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, с другой стороны имеется ушко для навязывания веревки толщиной 14–17 мм и длиной
1300 мм. Веревка заканчивается петлей длиной 500 мм. Масса крюка 1,5 кг.
Топор пожарный поясной предназначен для перерубания и разборки различных элементов деревянных конструкций горящих зданий. С его помощью пожарные могут передвигаться по крутым скатам кровель. Он может использоваться для открывания колодцев пожарных гидрантов. Топор входит в состав снаряжения бойцов и командиров пожарной охраны и переносится на спасательном поясе и называется поясным.
Топор пожарный поясной (рис. 1.16) имеет лезвие 2 и кирку 3. Его лезвие предназначено для разборки деревянных конструкций. Кирка используется для проделывания отверстий в кирпичных и бетонных конструкциях, передвижения пожарных по скатам крыш.
Полотно топора изготавливается из высокоуглеродистой стали У7, а его лезвие подвергается термической обработке. Топор насаживается на деревянное топорище 4 и закрепляется к нему металлическими накладками 1. Топорище изготавливают из твердых сортов древесины (береза, клен, ясень, граб, бук). Топорище не окрашивается, так как краска может покрывать поверхностные трещины. Длина топора составляет 350–380 мм, а его масса должна быть не более 1 кг.
Электрозащитные средства используются для отключения электрических проводов. Они входят в комплект для резки электрических проводов. В него входят: резиновые перчатки и галоши (боты), резиновый коврик и диэлектрические ножницы.
Диэлектрические ножницы предназначены для перерезания электрических проводов под напряжением (НРЭП). Рукоятки ножниц имеют электроизоляцию из резины. С помощью ножниц можно перерезать провода диаметром от 1 до 15 мм под напряжением до 1000 В. Они могут перерезать стальную проволоку диаметром до 6 мм. Габаритные размеры ножниц 560х260х60 мм, масса не более 3,5 кг.
Рукавная задержка, крюк пожарный (КП)
Испытания рукавных задержек и КП производится один раз в год.
Для испытания задержка (КП) подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застёгнутую петлю подвешивается груз в 200 килограмм на 5 минут.
После снятия нагрузки рукавная задержка и КП не должны иметь деформации, а тесьма разрывов и других повреждений.
Длина веревки КП должна быть не менее 1,3 метра, а длина веревки рукавной задержки не менее 0,7 метра.
Раздел 3. «Осветительное оборудование»
К осветительному оборудованию относятся переносные прожекторы на подставках, прожектора на осветительных мачтах, электрические фонари. Данное оборудование испытывается раз в 6 месяцев внешним осмотром и эксплуатируется в соответствии с технической документацией.
Раздел 4. «Ручной механизированный и немеханизированный аварийно-спасательный инструмент» (ГОСТ Р 50982-2009, ГОСТ 16714-71)
ПТВ, предназначенное для проведения специальных работ по вскрытию, разборке строительных и других конструкций, металлических дверных и оконных проемов при тушении пожаров, авариях, чрезвычайных ситуациях имеет следующие виды (разделяется по виду привода):
ручной немеханизированный пожарный инструмент: топор, багор, лом, крюк, а также комплект универсального инструмента;
ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом, мотоприводом, пневмоприводном, гидроприводом.
Разделение по функциональному назначению:
инструмент для резки и перекусывания конструкций: отрезные дисковые машины, гидравлические ножницы (кусачки), инструмент комбинированный (разжим – ножницы), цепные пилы;
инструмент для подъема, перемещения и фиксации строительных конструкций: пневмодомкраты, гидроразжимы, гидродомкраты одностороннего и двустороннего действия, лебедки;
инструмент для пробивания отверстий и проемов в строительных конструкциях, дробления крупных элементов: мотомолотки, электромолотки, пневмомолотки и гидромолотки, электроперфораторы, гидроклинья;
инструмент, применяемый при закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах: эластомерные пневмозаглушки и пневмопластыри;
устройства, применяемые для вскрытия металлических конструкций (дверных и оконных проемов) — расширитель (домкрат) дверной отрыватель петель, бокорез и т.п.
Пожарные топоры, багры, ломы, комплект универсального инструмента, рукавные задержки испытываются один раз в год. Исправность пожарных топоров проверяется внешним осмотром.
Пожарные ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 миллиметров для ломов типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 метра от места закрепления, и приложения в течение 10 минут к противоположному концу лома нагрузки в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, равной:
100 килограмм – для ломов типа ЛПТ;
80 килограмм – для ломов типа ЛПЛ и ЛПУ, ломов с шаром.
Результат испытания считается положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменение формы инструмента.
Длина ЛПТ – 1200 мм, масса не более 6,8 килограмма.
Длина ЛПЛ – 1100 мм, масса не более 4,8 килограмма.
Длина ЛПУ (лом-фомка) – 600 мм, масса не более 1,5 килограмма.
Багры подвергают испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки равной 200 килограмм в течение 50 минут.
Результат испытания считают положительным, если после снятия нагрузки не произошло изменения формы инструмента и нарушения сварных соединений.
Проверка исправности, техническое обслуживание механизированного инструмента с приводом от электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, сжатого воздуха, гидроагрегатов проводится при смене караулов, после каждого применения и ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.
Раздел 5. «Средства индивидуальной защиты»
К средствам индивидуальной защиты относятся электрозащитные средства, костюмы теплоотражательные, костюмы агрессивостойкие.
Электрозащитные средства
К электрозащитным средствам, применяемых в подразделениях пожарной охраны, относятся:
перчатки резиновые диэлектрические;
галоши (боты) резиновые диэлектрические;
коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 × 50 см с рифленой поверхностью;
ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками;
переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины (рекомендуемая длина не менее 6 м), сечением не менее 12 мм 2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты – защитное заземление.
Испытание электрозащитных средств проводится специальными лабораториями, имеющими разрешение органов Госэнергонадзора.
Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении до проведения следующего испытания, а так же производиться запись в журнале испытания ПТВ.
На перчатках, ботах (галошах), ковриках, ножницах ставится штамп с указанием даты следующего испытания.
Сроки проведения испытаний:
перчатки резиновые диэлектрические – один раз в шесть месяцев;
боты (галоши) резиновые диэлектрические – один раз в три года;
ножницы диэлектрические с изолированными ручками – один раз в год.
Отбраковка переносных заземлителей из гибких медных жил при внешнем осмотре производится один раз в год, отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешнем осмотре производится один раз в год.
Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на дежурство.
Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:
для ножниц – повреждение изоляции на рукоятках, отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;
для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков – проколы, разрывы, наличие отверстий;
для заземлителей – разрыв медных жил, неисправность струбцины.
Требования, предъявляемые к диэлектрическому комплекту:
длинна перчаток, должна быть не менее 350 мм, размер должен позволять надевать под них трикотажные перчатки для защиты рук от пониженных температур, ширина по нижнему краю должна позволять натягивать их на рукава верхней одежды;
боты, галоши должны состоять из резинового верха, резиновой рифленой подошвы, текстильной подкладки и внутренних усилительных деталей, высота бот должна быть не менее 160 мм;
коврик изготавливается толщиной не менее 6 мм, должен быть одноцветным.
Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.
Электрозащитные средства на пожарных автомобилях хранятся в защитном чехле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента.
Защитные костюмы
Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и методике установленной заводом изготовителем. Во избежание слёживания и нарушения целостности защитного слоя, резервные костюмы необходимо хранить в подвешенном состоянии на вешалках.
Раздел 6. «Пожарный инструмент и инвентарь»
Весь выше перечисленный инструмент и инвентарь проверяется внешним осмотром при заступлении на дежурство.
Нормативная литература
1) ГОСТ Р 53275-2009 «Общие технические требования и методы испытания лестниц ручных пожарных».
2) ГОСТ Р 53266-2009 «Общие технические требования и методы испытания веревок пожарных спасательных».
3) ГОСТ Р 53268-2009 «Общие технические требования и методы испытания поясов пожарных спасательных».
4) ГОСТ Р 53267-2009 «Общие технические требования и методы испытания карабинов пожарных».
5) ГОСТ Р 50982-2009, ГОСТ 16714-71 «Общие технические требования и методы испытания пожарных топоров, пожарных крюков, багров, ломов, крюков КО».
6) ГОСТ Р 53249-2009 «Общие технические требования и методы испытание водосборника рукавного».
7) ГОСТ Р 53253-2009 «Общие технические требования и методы испытания сетки всасывающей».
8) ГОСТ Р 50400-92 «Общие технические требования и методы испытания разветвлений рукавных».
9) ГОСТ Р 53331-2009 «Общие технические требования и методы испытания ручных пожарных стволов».
10) ГОСТ Р 53251-2009 «Общие технические требования и методы испытания воздушно-пенных стволов».
11) ГОСТ Р 51115-97 «Общие технические требования и методы испытания лафетных стволов».
12) ГОСТ Р 53250-2009 «Общие технические требования и методы испытания пожарных колонок».
13) ГОСТ Р 50398-92 «Общие технические требования и методы испытания пожарного гидроэлеватора».
14) ГОСТ Р 53279-2009 «Общие технические требования и методы испытания переходных соединительных головок».
«____» ____________ 20___ г.
состояния пожарно-технического вооружения и оборудования на «____» ____________ 20___ г.
№ п/п | Наименование пожарно-технического вооружения и оборудования | Положено по штату (шт., ком.) | Имеется в наличии (шт., ком.) | Испытано или проверено внешним осмотром (шт., ком.) | Результаты испытаний | Списано за год (шт., ком.) | | ||
годно (шт., ком.) | требуют ремонта (шт., ком.) | подлежат списанию (шт., ком.) | |||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
Раздел № 1 «ПТВ для тушения пожаров» | |||||||||
1. | Водосборник рукавный ВС-125 | — | — | ||||||
Раздел № 2 «Оборудование для проведения спасательных работ на высотах » | |||||||||
2. | Спасательная веревка 30 метров | — | — | ||||||
Раздел №3 «Осветительное оборудование» | |||||||||
3. | … | … |
Начальник караула: _____________________(подпись, Ф.И.О.)
1) В ведомость вносится все ПТВ, находящееся в подразделении.
2) ПТВ вносится в ведомость согласно разделов пункта 11 «Методических рекомендаций по эксплуатации, испытанию и хранению пожарно-технического вооружения и оборудования в подразделениях Государственной противопожарной службы в Республике Карелия».
3) В отряде противопожарной службы (ОФПС, ОПС) составляется сводная ведомость состояния ПТВ.
Начальнику ОФПС (ОПС)
«____» ___________________ 20___ г.
«_____» ___________ 20___ г.
Прошу Вас рассмотреть вопрос о выдаче (приобретении) пожарно-технического вооружения и оборудования, для доукомплектования пожарной автотехники согласно требований «Табеля положенности ПТВ на основных и специальных пожарных автомобилях»:
№ п/п | Вид пожарно-технического вооружения и оборудования | Количество (шт., кмпл.) | Примечание (причины отказа) |
1. | 2. | 3. | 4. |
1. | Диэлектрический комплект. | ||
2. | Колонка пожарная московского образца | ||
3. | Ствол пожарный РСК-50 |
Начальник подразделения _______________________
1) В столбце 2 таблицы записывается ПТВ в алфавитном порядке с полным указанием типа ПТВ.
2) В столбце 3 указывается количество ПТВ, недостающее до табельной положенности на пожарные автомобили (согласно табелей положенности ПТВ основных и специальных автомобилей).
3) В столбце 4 указываются причины отказа в выдаче ПТВ после рассмотрения заявки руководством ОФПС (ОПС).
4) Заявки подаются руководству подразделения по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.
Пожарно-техническое оборудование и аварийно-спасательный инструмент
В соответствии с Техническим регламентом ручные пожарные лестницы относятся к пожарному оборудованию. Они должны обеспечивать личному составу пожарной охраны возможность проникновения в помещения и на крыши зданий и сооружений различного назначения, подачу к ним огнетушащих веществ и спасания людей, минуя эвакуационные пути.
Ручные пожарные лестницы делятся на три группы: лестница штурмовая, лестница-палка и трехколенная выдвижная лестница. Для всех типов лестниц общими являются следующие требования: шаг ступени лестницы должен быть не более 355 мм, а ширина лестниц в свету должна быть не менее 250 мм.
Лестница штурмовая (рисунок 1)– лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных опорными ступеньками, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность. Тетивы 1 и 4 лестницы соединяются тринадцатью ступенями 2 и 5. Кроме того, они в пяти местах стягиваются металлическими стяжками 3 и 6. На трех верхних ступенях закрепляется крюк 7. Сечение крюка увеличивается по направлению к хвостовой части, что приближает его к телу равного сопротивления по изгибу. Лестницы могут быть изготовленными из дерева или металла. На внутренней стороне деревянных лестниц с обеих сторон ступеней прокладываются в пазах стальные канатики, закрепленные за верхнюю и нижнюю стяжки. Канатики предназначаются для предотвращения несчастных случаев при изломе тетив. На нижних концах тетив устанавливаются башмаки, а на верхних – наконечники. Металлические лестницы изготавливаются из алюминиевого сплава Д16Т. Масса лестниц не более 10 кг. Лестницы штурмовые используются пожарными для подъема на этажи зданий через окна или балконы. Для обеспечения безопасности они также применяются при работе на крутых скатах крыш.
Лестница-палка (рисунок 2) – лестница ручная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных опорными ступенями. Тетивы 1 и 2 лестницы соединяются восьмью ступенями 3. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней. Шарнирное соединение 4 ступеней с тетивами позволяет их складывать, перемещая одну тетиву относительно другой. Одни концы тетив имеют деревянные наделки 5. За них убирают другую тетиву при складывании лестницы. Наделки прикрепляются к тетивам стяжками 6 и обтянуты наконечниками 7. Другие концы тетив скошены под углом 45о и защищаются металлическими пластинами 8. В сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами. Масса лестницы 10,5 кг. Лестница-палка предназначается для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий.
Трехколенная выдвижная лестница (рисунок 3) – лестница ручная пожарная, состоящая из трех параллельно связанных колен и оборудованная механическим устройством для перемещения их относительно друг друга в осевом направлении в целях регулирования ее длины. Лестница состоит из трех телескопически соединенных колен 6, 7 и 8, механизма выдвигания и механизма останова. Каждое колено состоит из двух тетив, соединенных двенадцатью ступенями. Тетива нижнего колена 8 стягивается внизу, посередине и наверху стяжками 3. Колена соединяются между собой стальными скобами 1. Нижние концы тетив нижнего колена имеют стальные башмаки 9, а верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры 4. Среднее колено выдвигается цепью 2. Механизм выдвигания работает в соответствии с принципиальной схемой, представленной на рис. 4. Среднее колено 7 (см. рис. 4.) соединяется с первым коленом 8 цепью 2, огибающей ролики 5 и верхний блок нижнего колена. При перемещении цепи по часовой стрелке среднее колено 7 будет выдвигаться вверх. Верхнее колено 6 тросом 3 через блок среднего колена 7 соединяются с центром верхнего блока первого колена 8. При выдвигании среднего колена 7 будет перемещаться вверх и верхнее колено 6.
Для фиксирования выдвинутой лестницы на заданной высоте применяется механизм останова. Он устанавливается на тетиве второго колена на нижней его части. Механизм состоит из двух частей: направляющего угольника и упора, а также специального валика с двумя упорами и рычагом.
Пожарный инструмент для выполнения аварийно-спасательных работ
Аварийно-спасательные работы (АСР) связаны с тушением пожаров и предполагают действия по спасанию людей и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим, а также по эвакуации имущества. Эти работы в основном выполняются пожарными с использованием штатных средств спасания и немеханизированного инструмента, которыми укомплектовываются пожарные автоцистерны и автонасосы. Немеханизированный инструмент используется также для разборки строительных и технологических конструкций в целях выявления скрытых очагов горения, выпуска дыма, предотвращения горения. К ручному немеханизированному инструменту относятся: пожарные багры, ломы, крюки, топоры, столярные ножовки, ножницы для резки электропроводов. По желанию заказчика в комплект оборудования автоцистерны может включаться и другой инструмент, например, гидравлические ножницы для резки арматуры.
Пожарные багры предназначается для разборки кровель, стен, перегородок, стропил и других частей конструкций зданий и растаскивания горючих материалов. На пожарах используют багры двух типов.
Багор пожарный металлический (БПМ) (рисунок а) состоит из крюка, копья, металлического стержня и рукоятки. Стержень изготавливается из трубы диаметром 20 мм. Крюк и копье изготавливаются из стали Ст45 и подвергаются термической обработке. Крюк и металлическое кольцо привариваются к стержню. Этими баграми укомплектовываются пожарные автомобили.
Багор пожарный насадной (БПН) (рисунок б). состоит из деревянного стержня, на который насаживается и крепится металлический крюк с копьем Деревянные стержни изготавливаются из твердой древесины: березы, граба, бука.
Лом пожарный легкий (ЛПЛ) (рисунок д) используют для расчистки мест пожара, вскрытия кровель, обшивки и для других подобных работ. Он представляет собой металлический стержень диаметром 25 мм, верхний конец которого отогнут под углом 45о и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 80 мм. Нижний конец лома также четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески лома.
Лом пожарный универсальный (ЛПУ) (рисунок е) используется для открывания окон и дверей. Он представляет собой металлический стержень с двумя отогнутыми частями.
Пожарные крюки. В пожарной охране используются легкий пожарный крюк (рисунок) и крюк для открывания крышек колодцев-гидрантов (рисунок). Пожарные крюки входят в комплект пожарных автомобилей.
Легкий пожарный крюк (ЛПК) предназначается для вскрытия конструкций внутри зданий и удаления их с места пожара. Крюк изготавливается из полосовой стали Ст45Н сечением 25×12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 225 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, с другой стороны имеется ушко для навязывания веревки толщиной 14–17 мм и длиной 1 300 мм. Веревка заканчивается петлей длиной 500 мм. Масса крюка 1,5 кг.
Топор пожарный поясной предназначается для перерубания и разборки различных элементов деревянных конструкций горящих зданий. С его помощью пожарные могут передвигаться по крутым скатам кровель. Он может использоваться для открывания колодцев пожарных гидрантов. Топор входит в состав снаряжения бойцов и командиров пожарной охраны, переносится на спасательном поясе и называется поясным. Топор пожарный поясной (рисунок) имеет лезвие 2 и кирку 3. Его лезвие предназначается для разборки деревянных конструкций. Кирка используется для проделывания отверстий в кирпичных и бетонных конструкциях, передвижения пожарных по скатам крыш. Полотно топора изготавливается из высокоуглеродистой стали У7, а его лезвие подвергается термической обработке. Топор насаживается на деревянное топорище 4 и закрепляется к нему металлическими накладками 1. Топорище изготавливают из твердых сортов древесины (береза, клен, ясень, граб, бук). Топорище не окрашивается, так как краска может покрывать поверхностные трещины. Длина топора составляет 350–380 мм, а его масса должна быть не более 1 кг.
Электрозащитные средства используются для отключения электрических проводов. Они входят в комплект для резки электрических проводов (резиновые перчатки, галоши (боты), резиновый коврик и диэлектрические ножницы). Диэлектрические ножницы предназначаются для перерезания электрических проводов под напряжением. Рукоятки ножниц имеют электроизоляцию из резины. С помощью ножниц можно перерезать провода диаметром от 1 до 15 мм под напряжением до 1 000 В. Они могут перерезать стальную проволоку диаметром до 6 мм. Габаритные размеры ножниц 560×260×60 мм, масса не более 3,5 кг. Дополнительное снаряжение пожарных – пожарный фонарь, тепловизоры, радиомаяки, звуковые маяки – должны обеспечивать освещение места пожара, поиск очагов возгорания, поиск людей при задымлении, обозначение мест расположения пожарных и других работ.
Особенности размещения пожарного оборудования
Номенклатура (перечень) пожарного оборудования (ПО), размещенного на АЦ, включает более 50 наименований различных приспособлений и устройств. На других ПА, например, автомобилях специального применения, перечень ПО значительно меньше. ПО на пожарных автомобилях используется крайне неравномерно. Частота его применения на АЦ изменяется в очень широких пределах. Так, пожарные насосы включаются в работу на всех пожарах.
Рукава всасывающие, в зависимости от их диаметра и развития водопроводной сети в городах, используются на 4–10 % всех пожаров. Пожарные напорные рукава диаметром 51 мм применяют на 80 % пожаров, а диаметром 77 мм – только на 20 % пожаров; а гидроэлеватор, например, – только на 1,1 % всех случаев тушения пожаров.
Различные образцы ПТВ различаются по массе, размерам и занимаемым ими объемам. Так, масса комплекта пожарных рукавов на автоцистернах составляет 270 кг, а объем, занимаемый ими, равен 35–40 % объема отсеков. Масса колонки пожарной равна 18 кг, а габаритные размеры находятся в пределах 430×190×1090 мм, пеносмесители различного типа имеют массу 4,6–6 кг при длине 420–520 мм, стволы различного назначения при длине до 450 мм имеют массу до 2 кг и т. д. Общая масса возимого и снимаемого с ПА пожарно-технического вооружения находится в пределах 500–700 кг.
Размещение ПО должно удовлетворять ряду требований: способствовать уменьшению времени боевого развертывания ПА, не снижать его оперативной подвижности, его крепление и размещение должны быть травмобезопасными. Для реализации изложенных требований размещение ПО в отсеках ПА должно подчиняться принципу эргономики, согласно которому оборудование, органы управления и приборы должны располагаться в соответствии с логикой деятельности человека.
При размещении ПО в отсеках АЦ следует учитывать возможности: – группировки его элементов по их функциональному назначению; – применения (насколько оно важно для выполнения определенной группы операций); – оптимального размещения по конфигурации ПО, его массе, геометрическим размерам; – последовательного использования, согласно которому оно применяется при организации работы; – частоты использования (в соответствии с этим элементы, наиболее часто используемые, должны находиться в самых удобных местах); – рациональной доступности оборудования для пожарных различного роста.
Эти принципы (или возможности) трудно согласовать между собой. Поэтому при разработке схемы размещения ПО на АЦ должен быть найден разумный компромисс. Для обеспечения оптимальной оперативной подвижности и безопасного движения ПА необходимо массу пожарной надстройки (25 % от общей массы ПА), включающей и ПО, размещать так, чтобы выполнялись два условия. Прежде всего, необходимо, чтобы нагрузка на управляемую ось составляла не менее 25 % от полной массы ПА. Кроме того, нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с отклонением ±1 %. Учитывая влияние ПО на технические возможности ПА, запрещается самовольное, необоснованное переукомплектование ПО пожарных автомобилей и изменение его размещения в них.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.