Ксэон и оксион в чем разница
РАСЦО | КСЭОН | МСО | ЛСО | ОСО
Специалисты компании имеют большой опыт создания и модернизации систем оповещения населения различных уровней и назначения.
Мы готовы разработать для Вас проекты создания или модернизации Локальных систем оповещения (ЛСО) или Объектовых систем оповещения (ОСО), а также Местных (муниципальных) систем оповещения входящих в состав Региональной Автоматизированной систем оповещения (РАСЦО).
Для Комплексной системы экстренного оповещения населения или для Локальной системы оповещения населения мы спроектируем и построим систему мониторинга опасных природных или техногенных явлений.
Разработка систем оповещения производится на оборудовании российских производителей, допущенных МЧС России и соответствующих ГОСТ Р 42.3.01-2014.
В качестве программного обеспечения мониторинга, прогнозирования ЧС и управления оповещением мы используем самый современный и безусловно лучший в стране комплекс оповещения «DARVIS».
Количество этапов создания системы оповещения зависит от типа системы оповещения и характера объекта или территории на котором она создается.
Региональные автоматизированные системы оповещения (РАСЦО) и Комплексные системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) как правило создаются в два цикла с разделением этапа проектирования от строительства.
Локальные системы оповещения и объектовые системы оповещения могут создаваться в один цикл.
Но необходимо помнить что для пожаро-взрывоопасных производственных объектов этапу проектирования ЛСО предшествует этап разработки специальных технических условий (СТУ ЛСО) что иногда существенно удлиняет сроки создания системы.
В общем можно констатировать, что создание систем оповещения населения о ЧС включает в себя следующие этапы:
Оперативно-технические требования к комплексной системе экстренного оповещения населения
Институт законодательства и сравнительного правоведения
К КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.2. КСЭОН представляет собой организационно-техническое объединение:
-органов повседневного управления РСЧС: НЦУКС, ЦУКС РЦ, ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационных центров федеральных органов исполнительной власти, дежурно – диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ЕДДС муниципальных образований, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты
— сил, средств, сетей связи и вещания операторов связи, действующих на территории Российской Федерации;
— каналов и линий связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до населения.
1.3. КСЭОН должна функционировать на следующих уровнях:
— межрегиональном (в границах федерального округа);
— региональном (в границах субъектов Российской Федерации);
— муниципальном (в границах муниципального образования);
2.Основные задачи комплексной системы экстренного оповещения населения
2.1. Основной задачей КСЭОН является своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС, достоверной информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, правилам поведения и способам защиты в каждой конкретной ситуации.
2.2. Основными задачами КСЭОН на федеральном уровне являются:
— оповещение населения Российской Федерации при возникновении ЧС федерального масштаба путем дистанционного управления автоматизированными системами оповещения межрегионального, регионального и муниципального уровней.
2.3 Основными задачами КСЭОН на межрегиональном уровне являются:
— сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования функциональных подсистем РСЧС межрегионального уровня, обработку в автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированной системы оповещения межрегионального уровня;
— сопряжение с межрегиональными информационными центрами (далее – МРИЦ) ОКСИОН для приема формализованных данных об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и ввод сигналов и экстренной информации оповещения для населения;
— оповещения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управление МЧС России по субъектам Российской Федерации входящим в соответствующий Федеральный округ;
— оповещение населения Российской Федерации проживающего в границах Федерального округа при возникновении ЧС межрегионального характера путем дистанционного управления автоматизированными системами оповещения регионального и муниципального уровней.
2.4 Основными задачами КСЭОН на региональном уровне являются:
— сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС функциональных подсистем РСЧС регионального уровня, обработку в автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированных систем оповещения муниципального уровня;
— сопряжение с региональными информационными центрами (далее – РИЦ) ОКСИОН для приема формализованных данных об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и ввод сигналов и экстренной информации оповещения для населения;
— сопряжение с системой защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (далее – СЗИОНТ) регионального уровня для ввода сигналов и экстренной информации оповещения для пассажиров на транспорте;
— оповещение руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации, главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, ЕДДС муниципальных образований, специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
— оповещение работников объектов экономики путем дистанционного управления локальными и объектовыми системами оповещения, включая системы оповещения и управления эвакуации при пожарах;
— оповещение всего населения и каждого человека, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации при ЧС регионального и межмуниципального характера, и в первую очередь находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.
2.5 Основными задачами КСЭОН на муниципальном уровне являются:
— сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС функциональных подсистем РСЧС муниципального уровня, обработку в автоматизированном режиме поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированных систем оповещения муниципального уровня;
— сопряжение с муниципальными (городскими) информационными центрами (далее – МИЦ) ОКСИОН для приема формализованных данных об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и ввод сигналов и экстренной информации оповещения для населения;
— сопряжения с СЗИОНТ муниципального уровня для ввода сигналов и экстренной информации оповещения для пассажиров на транспорте;
— оповещение руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием, специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
— оповещение работников объектов экономики путем дистанционного управления локальными и объектовыми системами оповещения, включая системы оповещения и управления эвакуации при пожарах (далее СОУЭ);
— оповещение всего населения и каждого человека проживающего на территории соответствующего муниципального образования, и в первую очередь находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.
2.6. Основными задачами КСЭОН объектового уровня являются:
— сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования природных и техногенных ЧС, обработка в автоматическом и автоматизированном режимах поступающих от них формализованных данных и выдачу команд на задействование автоматизированными системами оповещения объекта, в т.ч. СЗИОНТ и СОУЭ;
— сопряжение с системой автоматизированного оповещения муниципального уровня;
— оповещение руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных, персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
— оповещение руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения (для потенциально опасных объектов);
— оповещение населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения (для потенциально опасных объектов).
3.Оперативные требования к комплексной системе экстренного оповещения населения
3.1. КСЭОН должна обеспечивать круглосуточное функционирование и постоянную готовность к применению по предназначения во всех режимах функционирования РСЧС.
3.2. КСЭОН должна обеспечивать своевременное, гарантированное и достоверное доведение сигналов оповещения и экстренной аудио – видео информации оповещения до населения Российской Федерации.
3.3. Общее время доведения сигналов и экстренной информации оповещения до населения с момента получения достоверных данных об угрозе возникновения или возникновения ЧС природного или техногенного характера по автоматизированным системам оповещения населения:
— на федеральном и межрегиональном уровнях не более 5 минут;
— на региональном и муниципальном уровнях не более 3 минут;
— на объектовом уровне на более 1 минуты.
3.4. Управление КСЭОН должно осуществляться на федеральном, межрегиональном и региональном уровне не менее, чем с трех центров оповещения одного уровня. На муниципальном и объектовом уровнях с пунктов оповещения.
3.6. КСЭОН должна обеспечивать 100% охват населения, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.
4.Технические требования к комплексной системе экстренного оповещения населения
4.1.КСЭОН должна обеспечивать следующие режимы передачи сигналов и информации оповещения:
— циркулярный по заранее установленным программам;
— избирательный в пределах одного уровня КСЭОН;
— избирательный (через один или два уровня) по заранее установленным программам.
4.2. КСЭОН всех уровней управления должны технически и программно сопрягаться.
4.3 КСЭОН должна функционировать как централизованно, так и децентрализовано на всю глубину системы.
4.4. КСЭОН должна обеспечивать обмен информацией между уровнями автоматическим, автоматизированным, ручным способом и в диалоговом режиме.
4.5. КСЭОН всех уровней должна обеспечивать передачу и прием подтверждения о переданных сигналах и информации оповещения.
4.6. КСЭОН должна обеспечивать:
— автоматическое отображение и документирование предаваемой информации оповещения, данных и подтверждений об их приеме;
— документирование действий оперативного дежурного по управлению системой оповещения;
— возможность «перехвата» управления сетью оповещения центром (пунктом) оповещения более высокого приоритета;
— дистанционное управление средствами оповещения населения и должностных лиц;
— ввод информации оповещения в систему с ПЭВМ:
— передачу заранее записанных речевых сообщений или с микрофона;
— при передаче условных сигналов и буквенно-цифровых сообщений.
— ввод информации оповещения в систему из теле – радиовещательных студийных комплексов различных уровней.
4.7. Требования к сопряжению Комплексной системы экстренного оповещения населения с Общероссийской комплексной системой информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
4.7.1. КСЭОН должен иметь возможность приема и обработки информации о ЧС от терминальных комплексов ОКСИОН всех уровней:
4.7.2. КСЭОН должна иметь программно-техническое сопряжение с ОКСИОН на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.
4.7.3. КСЭОН должна иметь возможность отображения сигналов и аудио-видео информации оповещения (том числе сигнала Внимание всем!») на терминальных комплексах ОКСИОН всех уровней.
4.8 Требования к сопряжению Комплексной системы экстренного оповещения населения с Системой защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.
4.8.1. КСЭОН должен иметь возможность приема и обработки информации о ЧС от терминальных комплексов СЗИОНТ всех уровней:
4.8.2. КСЭОН должна иметь программно-техническое сопряжение с СЗИОНТ на региональном, муниципальном уровнях
4.8.3. КСЭОН должна иметь возможность отображения сигналов и аудио-видео информации оповещения ( том числе сигнала Внимание всем!») на терминальных комплексах СЗИОНТ региональном, муниципальном и объектовым уровней.
4.9. Требования к сопряжению Комплексной системе экстренного оповещения населения с системами оповещения и управления эвакуации при пожарах.
4.9.1. КСЭОН должна иметь программно-техническое сопряжения с СОУЭ на объектовом уровне
4.9.2. КСЭОН должна иметь возможность передачи сигналов и информации оповещения (том числе сигнала Внимание всем!») на оконечные средства СОУЭ.
4.10. Требования к сопряжению Комплексной системы экстренного оповещения населения с программно-техническими комплексами систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля.
4.10.1. КСЭОН должен иметь возможность приема и обработки информации о ЧС от терминальных комплексов систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля, осуществляющих прием, обработку формализованных сообщений об угрозе возникновения или возникновении ЧС (далее – систем контроля):
— в формализованном виде – от систем мониторинга Росгидромета, ФП РСЧ ЦУНАМИ, радиационно-химического контроля и охранно-пожарной сигнализации;
— в неформализованном виде – аудио и видеоинформацию от систем мониторинга природных и техногенных ЧС.
4.10.2.КСЭОН должна иметь программно-техническое сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля на всех уровнях.
4.10.3. Ввод данных от систем контроля в КСЭОН должен осуществляться в виде стандартных протоколов обмена для обработки в модулях сопряжения и выдачи команд на задействование по предназначению КСЭОН различного уровня.
4.10.4. Сопряжение КСЭОН и системами контроля должно обеспечивать как автоматический (без участия операторов), так и автоматизированный режим функционирования
4.11. КСЭОН должен обеспечивать оповещение и информирование населения регионального, местного и объектового уровней по следующим сетям связи и оповещения:
— FM, УКВ-ЧМ (радиовещания);
— сотовых операторов связи, в том числе с использованием технологий Cell Broadcast и LiveScreen;
— телефонной связи населенных пунктов;
— радиотрансляции населенных пунктов (при их наличии);
— терминальные элементы ОКСИОН и СЗИОНТ;
— Интернет на индивидуальные устройства абонентов (стационарные и мобильные);
О комплексной системе экстренного оповещения населения
Сергей Владимирович, что такое КСЭОН?
КСЭОН – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяются в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.
Запуск систем оповещения осуществляется автоматически
при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов в автоматическом и/или автоматизированном режиме, с последующим (параллельным) уведомлением соответствующего органа повседневного управления РСЧС.
Какие территории в Республике Башкортостан являются зонами КСЭОН?
Перечень зон КСЭОН Республики Башкортостан определен решением Правительства республики, а именно постановлением от 18 августа 2014 года № 382 «Об утверждении Перечня зон экстренного оповещения населения Республики Башкортостан об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
Он насчитывает 55 таких территорий, в том числе: 16 зон химического заражения; 5 зон лесных пожаров; 16 зон катастрофического затопления и 18 – возможного затопления. Зоны расположены на территории 19 муниципальных образований республики, в том числе в 4-х городских округах (Уфа, Нефтекамск, Салават, Стерлитамак) и в 15-ти муниципальных районах (Янаульский, Мелеузовский, Ишимбайский, Нуримановский, Благовещенский, Иглинский, Кугарчинский, Куюргазинский, Стерлитамакский, Белорецкий, Бурзянский, Зилаирский, Дуванский, Чишминский, Уфимский).
На какой стадии находится работа по созданию КСЭОН в республике?
На сегодняшний день созданы все 55 зон. Все работы проведены за счет средств муниципальных бюджетов и собственных средств предприятий. Можно сказать, что работы на объектовом и муниципальном уровне завершены.
До ввода КСЭОН Республики Башкортостан в промышленную эксплуатацию необходимо выполнить определенный объём работы по сопряжению уже названных зон объектового и муниципального уровня с региональной системой оповещения.
Республиканским Госкомитетом по чрезвычайным ситуациям данные мероприятия проводятся согласно утвержденному Правительством плану.
Расскажите, пожалуйста, что должны знать и делать люди при получении сигналов КСЭОН?
Если говорить о зоне химического заражения, то при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на химически опасных объектах, через устройства КСЭОН будет передан звуковой (речевой) сигнал (сирена), направлено СМС сообщение, после которого необходимо включить телевизор, радиоретрансляционную сети, где будет передано сообщение единой дежурно- диспетчерской службы или старшего оперативного дежурного центра управления в кризисных ситуациях:
Пример текстового сообщения:
«Внимание всем! Произошла авария на территории ХОО ________ с выбросом аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении улиц _____. В зону химического заражения может попасть н.п.______. Населению, проживающему на улицах ______, немедленно покинуть здания и выйти к месту сбора для дальнейшей эвакуации.
Населению, проживающему на улицах _______, необходимо находиться в помещениях, провести дополнительную герметизацию своих домов (квартир).
И ждать дальнейших указаний»
Информационное сообщение может повторяться 2-3 раза.
При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы.
Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем. При авариях с аммиаком необходимо перейти на нижние этажи зданий (аммиак легче воздуха в 1,6 раз).
После полученного информационного сообщения населению необходимо:
для сохранности своего дома отключить воду, газ, электричество;
взять документы, деньги, ценные вещи, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания и следовать к месту сбора, с которого население будет эвакуировано в ближайший пункт временного размещения на территории города. В пункте временного размещения будет организовано питание, медицинская и психологическая помощь.
В случаях, когда человек оказался в зоне подтопления или лесного пожара – через устройства КСЭОН будет передан звуковой (речевой) сигнал (сирена), направлено СМС сообщение, после которого необходимо включить телевизор, радиоретрансляционную сеть, где будет передано сообщение диспетчера единой дежурно диспетчерской службы или старшего оперативного дежурного центра управления в кризисных ситуациях:
Пример текстового сообщения:
«Внимание всем! В результате резкого подъема уровня воды в реке ______, возникла угроза подтопления улиц _________.
Вам необходимо взять документы, ценные вещи, запас продуктов и следовать к месту временного размещения, расположенному на базе дома культуры (школы) по адресу _____. Или к месту сбора для дальнейшей эвакуации в пункты временного размещения в другой населенный пункт»
Информационное сообщение может повторяться 2-3 раза.
После полученного сообщения жителям, находящимся в зоне подтопления, необходимо:
для сохранности своего дома отключить воду, газ, электричество;
взять документы, деньги, ценные вещи, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания и следовать к месту сбора, ближайший пункт временного размещения, развернутый на базе дома культуры (школы) (или к месту сбора для дальнейшей эвакуации в пункт временного размещения в другой населенный пункт).
В пункте временного размещения будет организовано питание, медицинская и психологическая помощь.
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)
«Информационный центр ОКСИОН»
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) представляет собой организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.
Создание ОКСИОН осуществляется в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», требованиями ряда нормативных правовых документов Российской Федерации и ведомственных руководящих документов.
ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС, сопрягается с органами повседневного управления и обеспечивает информационную поддержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительного увеличения финансовых затрат.
На ОКСИОН возложено решение следующих основных задач:
· сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;
· повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
· повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;
· повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
· увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
· повышение эффективности мониторинга за радиационной и химической обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
ОКСИОН представляет собой совокупность Федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств.
Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:
· информационные центры различного уровня;
· терминальные комплексы, такие как:
· пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН);
· пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН);
· мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);
· распределенные автоматизированные подсистемы;
· другие средства информирования и оповещения населения.
В случае введения, на какой либо из территорий – в зоне ответственности ОКСИОН, режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, информационные центры ОКСИОН соответствующего уровня переходят в оперативное управление территориального органа МЧС России по вопросу вывода оперативных информационных материалов на территориях, на которых введен данный режим.
В отдельных случаях информационными центрами может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне ответственности.
С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций в составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:
· наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны);
· внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;
· устройства типа «бегущая строка».
Также с целью информирования населения в местах массового пребывания людей используются другие средства.
Технические средства информирования и оповещения населения при установке в местах массового пребывания людей функционально объединяются со средствами видеонаблюдения, образуя различные типы терминальных комплексов.
Терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, а именно:
· датчиков уровня радиации и химического контроля;
Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные.
В состав стационарных терминальных комплексов входят:
· пункты уличного информирования и оповещения населения;
· пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей.
В состав подвижных терминальных комплексов входят:
· пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах;
· мобильный комплекс информирования и оповещения населения.
Работа ОКСИОН построена на функционировании следующих распределенных автоматизированных подсистем:
Главным требованием работы ОКСИОН является ее устойчивое функционирование в условиях чрезвычайных ситуаций, когда может происходить возможное постепенное отключение различных элементов.
Устойчивость к поражающим факторам достигается с помощью децентрализованных сетевых решений. В системе не существует ни одного территориально компактного элемента, отказ или разрушение которого выводил бы из строя всю систему.
В режиме повседневной деятельности осуществляется информирование населения о правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, способам эвакуации и другим навыкам безопасности жизнедеятельности в рамках программ и методик в области ГО и защиты от ЧС, разработанных МЧС России.
Одновременно с работой подсистемы массового информирования в местах расположения терминальных комплексов проводится профилактическое видеонаблюдениеза обстановкой, т.е. применяется подсистема сбора информации (ПСИ). В повседневном режиме ПСИ используется для сбора, обработки и анализа информации об обстановке на подконтрольных территориях.
В режиме повседневной деятельности видеозаписи хранятся в течение 7-ми дней в архиве управляющего компьютера терминального комплекса.
В режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН заключается в оперативном информировании населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также террористических акций.
Вместе с тем, в период окончательной стадии ликвидации чрезвычайной ситуации, функционирование ОКСИОН заключается в информировании населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений. Также осуществляется предоставление необходимой информации по местам расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, «горячим линиям» и адресным пунктам поиска близких и родственников.
Для использования элементов системы при возникновении ЧС разрабатываются типовые процедуры функционирования ОКСИОН и ее отдельных компонентов, подготавливаются соответствующие информационные материалы и информационные блоки.
После отмены режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационные центры ОКСИОН в течение 24 часов производят перевод системы в режим повседневной деятельности.
В настоящее время создано более 200 видеороликов, адаптированных для различных групп населения, в том числе и детей, часть которых демонстрируется на терминальных комплексах ОКСИОН в режиме повседневной деятельности.
Созданная пилотная зона комплексной безопасности населения в г. Санкт-Петербурге уже в настоящее время показывает свою эффективность, к примеру:
— терминальный комплекс, размещенный на платформе станции «Чкаловская» оснащен устройством экстренной связи пассажиров с ситуационным центром метрополитена (с начала этого года поступило 361 обращение граждан).