Кшм в армии что это
Назначение командно-штабной машины
Командно-штабная машина, иными словами КШМ, представляет собой боевое транспортное средство, необходимое для работы радио связи и управления. КШМ может работать на базе бронетанковой техники или автомобилей.
Армия любого государства включает в себя различные рода войск. Для того, чтобы сухопутные войска успешно взаимодействовали с авиацией и флотом, не обойтись без отделений, обеспечивающих бесперебойную связь между ними. В современной армии этим занимаются особые связные подразделения. В перечне необходимого вооружения этого вида войск вот уже долгие годы находятся командно-штабные машины.
Сегодня в сухопутных войсках повсеместно используют КШМ. Исключение составляют разве что особые машины, необходимые для управления ракетными войсками и артиллерией.
Командно-штабные машины играют огромную роль в жизни современной армии. Их задачей является обеспечение бесперебойного сбора, обработки и последующей оправки «наверх» сведений и дислокации, состоянии и уровне обеспечения подразделений, находящихся в подчинении.
Командно-штабные машины принимают, формируют и передают дальше приказы, касающиеся подготовки и осуществления огневой атаки. Кроме того, КШМ должны отчитываться в том, как были выполнены поставленные задачи. Эта информация доносится до сведения командного состава.
КШМ способны закрывать каналы, через которые осуществляется обмен телекодовыми и речевыми сведениями с другими командными пунктами. Также командно-штабные машины используют для того, чтобы быстро закрепить за конкретными батареями поражающиеся предметы.
Командно-штабная машина должна обеспечивать надёжную защиту от недостоверных приказов, требующих причинения ущерба посредством нанесения огневого удара. Помимо этого КШМ решает особые задачи, касающиеся оперативно-технической составляющей, расчётов и информации.
КШМ собирает и обрабатывает сведения о дислокации. После этого машина должна показать на цифровой карте ход подготовки и итоги осуществления поставленной задачи.
В полномочия командно-штабных машин входит также протоколирование разнообразной информации, обучение и тренинг боевых расчётов.
Требования к командно-штабным машинам
И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
Командно-штабная машина представляет собой подвижный пункт управления, размещенный на транспортной базе повышенной проходимости, оборудованный необходимой аппаратурой связи и рабочими местами должностных лиц, обеспечивающими нормальную работу командира и офицеров штаба на стоянке и в движении.
Классификация командно-штабных машин
По боевому предназначению и использованию КШМ можно разделить на две основные группы:
командно – штабные машины общего назначения;
специализированные КШМ (машины боевого управления).
КШМ общего назначения используются для обеспечения связи командирам и офицерам штабов общевойсковых соединений и начальникам различных родов войск и служб. К КШМ общего назначения относятся: Р-125МТ-2М, БТР-50 ПУМ, Р-145БМ, БРМ-1К, БМП-1КШ, Р-142Н, Р-142НМР, Р-149БМР.
Машины боевого управления предназначены для управления боевыми средствами (пуском ракет, огнем артиллерии, средствами противовоздушной обороны, авиацией). К специализированным КШМ относятся:
ПУ10, ПУ12, Р-146 – для управления средствами противовоздушной обороны;
ПУ-2М1 – для ракетных частей;
ПУ-3М, 1В-13, 1В-14, 1В-19 и др. – для управления средствами артиллерии;
Р-849, Р-975 – для управления авиацией;
Требования к командно-штабным машинам
Требования, предъявляемые к КШМ, вытекают из особенностей современного боя, в течение которого происходит частая смена мест размещения пунктов управления. В связи с этим требования, предъявляемые к КШМ, можно разделить на требования к ходовой части и требования к оборудованию.
1.2.1.Требования к ходовой части командно-штабных машин
К ходовой части КШМ предъявляются следующие основные требования:
КШМ должны обладать надежной броневой защитой оборудования и обслуживающего персонала от пуль и осколков снарядов противника;
КШМ должны иметь высокую проходимость по плохим дорогам и бездорожью со скоростью движения подвижных средств мотострелковых частей;
кузов КШМ должен иметь достаточные габариты для размещения аппаратуры связи, вспомогательного оборудования и рабочих мест командиров и экипажа;
КШМ должны иметь необходимый запас горючего для двигателя и агрегатов питания аппаратуры связи при их круглосуточной работе.
Исходя из перечисленных требований к ходовой части, оборудование современных КШМ размещается в основном на колесных бронетранспортерах.
1.2.2.Требования к оборудованию командно-штабных машин
К оборудованию КШМ предъявляются следующие основные требования:
управление всеми радиостанциями должно осуществляться как с любого рабочего места в КШМ (командира, офицера, радистов), так и дистанционно с использованием индивидуальных кабельных линий дистанционного управления;
рабочие места командиров и офицера должны быть оборудованы необходимой коммутационной аппаратурой, обеспечивающей служебную связь как между рабочими местами внутри КШМ, так и с абонентами линий дистанционного управления;
дальность связи радиосредств, установленных в КШМ, должна обеспечивать надежное управление подчиненными войсками и связь с вышестоящим штабом;
оперативность связи КШМ должна быть высокой, что достигается применением радиосредств, снабженных устройствами автоматики;
КШМ должна иметь высокую мобильность, которая определяется временем развертывания антенных устройств. Для повышения мобильности КШМ оборудуется механизмами автоматического подъема и опускания антенн;
КШМ должна обеспечивать скрытность передаваемой информации. Это достигается применением в КШМ специальной аппаратуры;
одновременная работа на передачу радиосредств, установленных в КШМ, должна осуществляться без взаимных помех на специально подобранных частотах;
электропитание аппаратуры КШМ должно обеспечиваться непрерывно как на стоянке, так и в движении.
Командно-штабная машина (КШМ) Р-145БМА на базе ГАЗ-233036
Командно-штабная машина (КШМ) Р-145БМА предназначена для организации связи руководителя специального мероприятия на стоянке и в движении с руководством федеральных органов исполнительной власти, подчинёнными силами и подразделениями, с взаимодействующими органами управления, местными органами исполнительной власти.
КШМ представляет собой совместную разработку ЗАО «Сигнал» (г. Тамбов) и ООО «Военно-промышленная компания». Выпускается ЗАО «Сигнал» на базе специального бронированного автомобиля ГАЗ-233036-000015 (модификации многоцелевого бронеавтомобиля ГАЗ-233036) производства Арзамасского машиностроительного завода (г. Арзамас Горьковской области). Со второй половины 2000-х годов эксплуатируется Внутренними Войсками МВД РФ и Российской Армией.
В состав оснащения машины Р-145БМА, входят:
— радиостанция коротковолнового диапазона Р-168-100КБ(Т) с передатчиком мощностью 100 Вт (диапазон частот от 1.5 МГц до 29.9 МГц), обеспечивающая связь по симплексному каналу на дальности до 350 км при работе на антенну «Диполь» на стоянке, и до 50 км при работе на антенну АШ-4А;
— радиостанция ультракоротковолнового диапазона Р-168-25У с передатчиком мощностью 25 Вт (диапазон частот от 30 МГц до 108 МГц), обеспечивающая связь по симплексному каналу на дальности до 20 км при работе на антенну Р-168-БШДА;
— радиостанции оперативной связи Эрика 201-048П45 и Эрика 201-048П23 (диапазон частот от 450 МГц до 463 МГц), обеспечивающие связь на дальности до 15 км на стоянке и в движении;
— радиостанция ICOM IC-110;
— комплект антенно-мачтовых и антенно-фидерных устройств, включающий антенны АШ-4А, АШД-34, Р-168-БШДА, «Диполь» и телескопическую мачту ЯГ4.115.010;
— телефонный аппарат ТА-88 с индукторным вызовом, обеспечивающий работу по двух- и четырёхпроводным линиям телефонной связи;
— аппаратура Т-231-2А, обеспечивающая закрытую радиосвязь в КВ и УКВ сетях, а также закрытую связь по внешнему четырёхпроводному каналу;
— аппаратура радиоподвижной правительственной связи «Роса», обеспечивающая закрытую правительственную связь при нахождении КШМ в зоне покрытия базовых станций системы правительственной связи;
— мобильный абонентский терминал спутниковой связи GSP 1600 системы «Глобалстар» с автомобильным комплектом GSK 1410, обеспечивающий возможность передачи речи или данных по открытому каналу;
— навигационная аппаратура СН-3001;
— персональная портативная ЭВМ ЕС1866 с возможностью передачи данных по каналам радиостанций Р-168-100КБ(Т), Р-168-25У и терминала спутниковой связи;
— отопитель кузова, обеспечивающий обогрев обитаемых отделений в холодное время года;
— автомобильный кондиционер Webasto Compact Cooler-4E, обеспечивающий поддержание необходимых температурных условий для нормальной работы расчёта и аппаратуры в жаркое время года;
— электрический генератор Г-3000БВ с приводом от двигателя машины для электроснабжения установленной аппаратуры в движении;
— автономный дизельный электроагрегат АД-2,0У-П/28,5-С номинальной мощностью 2 кВт для электроснабжения на стоянке;
— аккумуляторная батарея 12СТ-85РМ;
— аппаратура ввода и распределения электропитания, обеспечивающая, помимо прочего, возможность электропитания на стоянке от внешней сети переменного тока напряжением 220 В.
По конструкции шасси Р-145БМА аналогичная базовой машине и представляет собой двухосное переднемоторное транспортное средство с управляемыми колёсами передней оси, механической ступенчатой трансмиссией и постоянным полным приводом с возможностью принудительной блокировки межосевого дифференциала и самоблокирующимися межколёсными дифференциалами. Несущей системой машины является сварная рама.
Двигатель — четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения марки «Cummins», номинальной мощностью, в зависимости от модели, 132 кВт или 151 кВт, монтируется в моторном отсеке под небронированным капотом аллигаторного типа. Спереди моторный отсек прикрыт броневыми жалюзи, установленными за металлической сетчатой облицовкой. Для повышения живучести машины в моторном отсеке установлена автоматическая система пожаротушения. Двигатель в сборе со сцеплением агрегатируется с механической пятиступенчатой (схемы 5 + 1) коробкой передач, крутящий момент с которой передаётся на двухступенчатую раздаточную коробку, снабжённую электропневмоприводом блокировки межосевого дифференциала, а с неё раздаётся на ведущие мосты.
Подвеска всех колёс машины — независимая торсионная, на двойных поперечных рычагах, оборудована телескопическими гидроамортизаторами на каждом узле подвески и стабилизаторами поперечной устойчивости на обеих осях. Колёса — с пневматическими широкопрофильными шинами, необходимое давление воздуха в которых обеспечивается системой централизованного регулирования.
Для самовытаскивания КШМ и вытаскивания других транспортных средств при преодолении труднопроходимых участков пути в переднем свесе машины установлена лебёдка с электроприводом, развивающая тяговое усилие в 4 тс.
Основные характеристики КШМ Р-145БМА
— высота по крыше корпуса ………………………………… 2400 мм
— дорожный просвет ………………………………………….. 400 мм
Полная масса …………………………………………………… 7500 кг (ориентировочно)
Число рабочих мест …………………………………………… 4 человека (с водителем)
Коробка передач ………………………………………………. механическая, 5 + 1
Раздаточная коробка …………. механическая, двухступенчатая, с принудительной блокировкой межосевого дифференциала
Мосты ……………………………… с самоблокирующимися межколёсными дифференциалами
Максимальная скорость движения:
— по пересечённой местности ………………………………… 70 км/ч
Запас хода по топливу ………………………………………… 1000 км
Преодолеваемый брод ………………………………………… 1,2 м
Двигатель ………………………………. Cummins 4ISBe ………….. Cummins B205
Тип …………… четырёхтактный, дизельный, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом
Максимальная мощность ……………. 132 кВт (180 л.с.) ……….. 151 кВт (205 л.с.)
Максимальный крутящий момент …. 550 Н·м (56 кгс·м) ……….. 705 Н·м (72 кгс·м)
— Р-168-100КБ(Т) на антенну «Диполь» ……………………… 350 км (на стоянке)
— Р-168-25У на антенну БШДА ………………………………… 20 км
— Эрика 201-048П45, Эрика 201-048П23 …………………… 15 км (на стоянке и в движении)
Класс броневой защиты корпуса …………………………….. 5
Фотографии Командно-штабной машины (КШМ) Р-145БМА на базе ГАЗ-233036:
Командно-штабная машина 9С552 ОТРК «Искандер»
Командно-штабная машина (КШМ) 9С552 предназначена для обеспечения автоматизированного управления ОТРК «Искандер». Она унифицирована для всех звеньев управления.
Командно-штабная машина 9С552 |
Источник: http://otvaga2004.ru/ |
Использование КШМ в звене управления ракетная бригада, ракетный дивизион, стартовая батарея обеспечивается за счет программ и их соответствующей настройки в процессе эксплуатации.
Полетное задание (ПЗ), сформированное в КШМ 9С552 и ППИ 9С920 является не полным и содержит аналитическую часть, и указание координат цели. Это полетное задание, перед вводом в ракету, подлежит дорасчету на борту СПУ 9П78-1. Именно в СПУ 9П78-1, с учетом данных по топопривязке самой СПУ, проводит численный (циклами до достижения необходимой точности) расчет ПЗ на основе аналитической части, полученной от ППИ 9С920.
Информационный обмен между различными элементами комплекса может осуществляться в открытом и закрытом режимах. передача данных осуществляется по радиомодему радиостанции Р-168-100КАЕ «Акведук» производства Ярославского радиозавода.
Возимая КВ радиостанция Р-168-100КАЕ (Акведук-100КАЕ) |
Источник: http://www.yarz.ru/ |
КШМ 9С552 размещена на колесном шасси автомобиля КамАЗ-43101.
КАМАЗ 43101 |
Источник: http://spb.avtorinok.ru/ |
Схема КАМАЗ 43101 |
Источник: http://www.remontgruzovikov.ru/ |
Имеются модификации тропического исполнения.
Минобороны пересадит командиров с «Кушетки» на «Тигр»
Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК, структура «Ростеха») готовит компактную версию командно-штабной машины (КШМ) на базе бронеавтомобиля «Тигр-М». Ее назначение: наблюдение за местностью, обнаружение целей и передача данных о них по различным каналам связи, а также управление войсками на поле боя. Как сообщил «Известиям» официальный представитель ВПК Сергей Суворов, новая машина дополнит в войсках аналогичные КШМ, созданные на базе БТР-80 «Кушетка».
— КШМ — это комплекс средств разведки и управления подразделениями на поле боя, — рассказал Суворов. — С помощью тепловизора, РЛС, средств видеофиксации машина контролирует окружающую обстановку. Она способна передавать данные навигации и разведки на командные пункты и другим подразделениям, в том числе оперативно отображая их на электронных картах. Кроме того, она обрабатывает и передает видеоинформацию о происходящем в режиме реального времени.
На базе автомобиля «Тигр-М» размещаются комплексы средств мониторинга: РЛС малой дальности, тепловизор, средства видеонаблюдения, мобильный комплекс радиолокационной аппаратуры, который можно развернуть вблизи машины и тем самым увеличить зону разведки, а заодно снизить заметность КШМ на местности. В состав комплекса входит аппаратура со станцией спутниковой связи, радиостанция для речевой связи в УК- и КВ-диапазонах, система обмена данными, а также средства телефонной и видеоконференцсвязи. КШМ способна вести разведку и управление в любое время суток, в сложных погодных условиях. Машина предназначена для использования как передовыми подразделениями, в зонах ведения интенсивных боевых действий, так и в тылу, для охраны местности и различных объектов.
В настоящее время КШМ на базе «Тигра» активно используют в МВД. Бронеавтомобиль Р-145БМА прошел несколько военных конфликтов, подтвердив свои высокие характеристики. Так, по словам источника, в ходе одного из боеэпизодов КШМ Р-145БМА выдержала три попадания пуль из снайперской винтовки Драгунова в лобовое стекло водителя. А бортовая проекция машины сдержала 67 попаданий пуль и осколков гранат, сохранив жизнь экипажу.
— Создание комплекса КШМ на базе бронеавтомобиля «Тигр-М» обусловлено желанием военных иметь более маневренные пункты управления боевыми подразделениями, — говорит Суворов. — Именно в этом заключаются главные достоинства «Тигра». Кроме того, у него лучше, чем у бэтээра, обзор для водителя, а также более высокие возможности для маскировки на поле боя. Он попросту меньше в размерах.
Как отмечает Суворов, единственный недостаток «Тигра-М» в сравнении с бэтээром в том, что он не умеет плавать и имеет небольшой внутренний объем. По словам Суворова, в БТР-80 проще организовать рабочие места командира и операторов. Тем не менее КШМ на базе «Тигра» востребована в таком звене, как командир бригады–дивизии: этим военачальникам не нужно находиться на переднем крае, но необходимо быстро перемещаться в зоне боевых действий.
— В мировой практике есть примеры размещения КШМ на бронеавтомобилях в войсковых подразделениях, — говорит эксперт в области вооружений и военной техники Виктор Мураховский. — Например, на шасси американского Humvee. Надо понимать, что эта машина не переднего края. Их, как правило, используют представители спецподразделений. Думаю, что и в Российской армии КШМ на базе «Тигра-М» в первую очередь поступит на вооружение частей спецназначения и ВДВ.