Ксп что это в музыке

Клуб самодеятельной песни

Клуб самоде́ятельной пе́сни (КСП) — неформальное социальное движение, возникшее в СССР и объединившее любителей бардовской песни. Часто аббревиатура КСП употребляется как синоним бардовской песни.
Как пишет в своей книге «История московского КСП» Игорь Каримов, аббревиатура КСП использовалась ещё в конце 1950-х, но в то время расшифровывалась как «конкурс студенческой песни». На ставшей вехой в истории КСП конференции по вопросам самодеятельной песни в Петушках (май 1967) вопрос обсуждался сфокусированно. Рассматривались варианты «гитарная песня», «любительская песня», «туристская песня» и ряд других. По итогам совещания было выбрано название «самодеятельная песня», а за сочетанием КСП закрепилось значение «Клуб самодеятельной песни». Тогда же, в мае 1967 г., состоялся первый общемосковский слёт КСП.

Интересные факты

Известный московский бард Сергей Вальков (Лещина) (1964—1997 гг.), в голоссарии к своей повести «Yesterday» (1989 г.) так расшифровал аббревиатуру КСП: «К. С. П. — Комитет Спасения Песни — организация, когда-то соответствовавшая своему названию».

Ссылки

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке
Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке

Полезное

Смотреть что такое «Клуб самодеятельной песни» в других словарях:

Клуб песни «Восток» (Санкт-Петербург) — Клуб песни «Восток» клуб самодеятельной песни, один из старейших в Санкт Петербурге (Ленинграде) и России (Советском Союзе). Создан в начале 1960 х годов. Содержание 1 История клуба 2 Сейчас … Википедия

Клуб песни Восток (Санкт-Петербург) — Клуб песни «Восток» клуб самодеятельной песни, один из старейших в Санкт Петербурге (Ленинграде) и России (Советском Союзе). Создан в начале 1960 х годов. Содержание 1 История клуба 2 Сейчас 3 Ссылки … Википедия

Восток (клуб песни) — У этого термина существуют и другие значения, см. Восток (значения). Клуб песни «Восток» клуб самодеятельной песни, один из старейших в Санкт Петербурге (Ленинграде) и России (Советском Союзе). Создан в начале 1960 х годов. Содержание 1… … Википедия

Меридиан (клуб песни) — У этого термина существуют и другие значения, см. Меридиан (значения). Клуб любителей авторской песни «Меридиан» один из старейших в Петербурге клубов самодеятельной песни. Сегодня «Меридиан» объединяет около сотни авторов, исполнителей,… … Википедия

Моримоша — Моримоша клуб самодеятельной песни, один из старейших в Челябинске[1]. Клуб создан 14 марта 1977 как «объединение любителей самодеятельной песни Челябинского тракторного завода». У истоков «Моримоши» стояли организаторы областного КСП:… … Википедия

Авторская песня — Направление: Песня Истоки: Студенческая и туристическая самодеятельность в СССР, зонги в Германии и других странах Место и время возникновения: 1950 е годы … Википедия

Самарские барды (объединение) — Творческое объединение Самарские барды Тип Некоммерческое партнерство Деятельность … Википедия

Ланцберг, Владимир Исаакович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ланцберг. Ланцберг Владимир Исаакович … Википедия

КСП — сокр. от «Клуб самодеятельной песни». Неформальное социальное движение, возникшее в СССР и объединившее любителей бардовской песни. Часто аббревиатура КСП употребляется как синоним бардовской песни. Структура КСП: Наименьшей структурной единицей… … Википедия

Челябинск — Город Челябинск … Википедия

Источник

Ксп что это в музыке

КСП — сокр. от «Клуб самодеятельной песни». Неформальное социальное движение, возникшее в СССР и объединившее любителей бардовской песни. Часто аббревиатура КСП употребляется как синоним бардовской песни.

Наименьшей структурной единицей КСП являлась группа, состоящая из нескольких человек. Группы, в свою очередь, объединялись в так называемые «кусты». В 80-х годах ХХ века наибольшую известность имели такие кусты как «Разгуляй»; «Лефортово»; «МАИ»; «МиД»; «Калуга»; «Паноптикум» и др. Каждый куст имел свой гимн, флаг, традиции, особый стиль, легенды и предания.

Для раннего периода слётов КСП характерно повышенная забота об охране окружающей среды. Весь мусор за собой тщательно убирался, кострища закапывались, сцены разбирались. Для дров и хозяйственных нужд никогда не использовались живые, зелёные деревья. Примерно с середины 80-х годов культура поведения на слётах стала падать, а к началу 90-х стала уже весьма низкой. Причиной, скорее всего, можно считать большой приток людей, мало интересующихся, собственно, авторской песней и рассматривающих слёты КСП просто как повод для пикника на природе.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «КСП» в других словарях:

КСП — комбинат студенческого питания образование и наука КСП командир стрелкового полка воен. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. КСП… … Словарь сокращений и аббревиатур

КСП-76 — 1944 САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА Тактико технические характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные модификацииЛетом 1943 года на Горьковском автомобильн … Военная энциклопедия

КСП- — кросс стойка пристенная в маркировке КСП координатный самопишущий потенциометр в маркировке Пример использования КСП 2М … Словарь сокращений и аббревиатур

КСП-76 — Колесная самоходная установка КСП 76 ( ГАЗ 68 ) Главный конструктор установки В.А.Грачев. На машине применялись пулестойкие (из густматика) шины с эффективными грунтозацепами. У командира машины имелась радиостанция. Серийно не… … Энциклопедия техники

КСП РО — Контрольно счётная палата Ростовской области Ростовская обл. Источник: http://www.regnum.ru/news/389344.html … Словарь сокращений и аббревиатур

КСП — См. Контрольно следовая полоса … Пограничный словарь

КСП — нефт. конечная станция подготовки нефти final oil treatment station … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

КСП — картофелесортировальный пункт кварцевый стекольный песок Клуб самодеятельной песни коврово мозаичная стеклянная плитка колёсная самоходная пушка командир стрелкового полка контрольно следовая полоса контрольно спасательный пункт Контрольно… … Словарь сокращений русского языка

Источник

Ксп что это в музыке

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке

МОСКОВСКИЙ КСП И ЕГО ИСТОРИЯ
Председатель Правления Московского КСП И.Каримов

Прежде, чем начать рассказ об истории Клуба самодеятельной песни, хотелось бы несколько слов сказать об истории самой самодеятельной песни, песни городской молодежи, или, как ее еще называют, студенческой песни.
В начале прошлого века среди студентов бытовали песни-перетекстовки на мелодии оперетт, водевилей, песни застольной тематики, а также переделки немецких студенческих и бурсацких песен. Одна из них «Гаудеамус» — своего рода студенческий гимн — дошла до наших дней. Середина XIХ столетия — время активизации студенчества. Тогда появились песни на слова студента Языкова «Нелюдимо наше море», «Из страны, страны далекой»; песня сибирского учителя Дмитрия Давыдова «Славное море — священный Байкал»; песня неизвестных авторов «Наша жизнь коротка», песня студента-медика Серебрякова «Быстры как волны дни нашей жизни». Характерными для второй половины XIX века и начала XX были песни революционной демократии, народничества, песни подполья и ссылок. Примерами могут служить такие песни, как «Отречемся от старого мира» П.Лаврова, «Замучен тяжелой неволей» Г.Матчета, «Варшавянка» Г.Кржижановского, а также песня ученого-химика, революционера Леонида Радина «Смело, товарищи, в ногу», в основу которой положена студенческая песня Ивана Никитина «Медленно движется время».
1910 — 1925 годы характерны множеством направлений в самодеятельном песенном творчестве. Здесь и «Крутится вертится шар голубой», и «Солнце всходит и заходит», и «У попа была собака»; и так называемые блатные песни «Гоп со смыком», «С одесского кичмана»; чувственно мещанские песни-баллады «Кирпичики», «Разлука, ты, разлука», «Девочка из маленькой таверны» и лирическая песня «Клен» на слова С.Есенина.
Но особое место занимают песни гражданской войны и революции, многие из этих песен являются перетекстовками старых, но сделанных на новый лад. Ярким примером могут служить такие песни, как «Слушай, рабочий, война началася», мелодия которой заимствована из чувствительного романса «Белой акации гроздья душистые»; всем известная песня «Там вдали, за рекой», написанная учителем русского языка Николаем Коолем на мотив этапной песни «Лишь только в Сибири займется заря»; песня «Наш паровоз», сочиненная участниками музыкального кружка железнодорожных мастерских г.Киева (в ее основу положена немецкая песня «Аргонский лес в полночный час»); песня «Мы кузнецы, и дух наш молод», создателем мелодии которой был безвестный тогда студент, а ныне академик Н.Остроградский, а текст принадлежит пролетарскому поэту Шкулеву.
Конец З0-х годов — рождение песни «Бригантина» (текст Павла Когана, напев сочинил его друг, ученик 8 класса Жора Лепский). Тогда же создается наиболее популярная в 50 — 60 годах песня «Глобус», справедливо именуемая гимном туристов, альпинистов, геологов. Текст песни (две 1 строфы) сочинен Михаилом Львовским для студенческого спектакля, напев заимствован из песни «За зеленым забориком» — слова и музыка М.Светлова
Годы Великой Отечественной войны дали огромное количество самодеятельных песен. Многие из фронтовых песен дошли до наших дней, но уже в туристском варианте. Это такие песни, как «Котелок», «Кружка», «Закури, дорогой, закури», «Я смотрю на костер догорающий». Остались без изменений песни «Барбарисовый куст»; «Баксанская», написанная на мотив известного в годы войны танго «Мы с тобой не в первый раз встречались».
Все эти песни были особенно популярны среди туристов 60-х годов. Тогда основная масса туристских и студенческих песен — это перетекстовки популярных или старых забытых песен, а также разномастный букет из песен типа «Кузнечик маленький», «Собрались у тетушки» и т.д. и т.п.
Конец 50-х, начало 60-х годов время расцвета творческих индивидуальностей, рождение «авторских песен», которые вытесняют перетекстовки и занимают ведущее место в туристской и студенческой среде. Вот те песни, которые в 58 — 63 годах получили огромную популярность. Это «Несмеяна» Г.Шангина — Березовского; «Пять ребят» Карпова и Благонадежина; «Охотный ряд», «Мама, я хочу домой», «Шхельда», «Лыжи у печки стоят» Юрия Визбора; «Снег», «Перекаты», «От злой тоски», «Кожаные куртки» Александра Городницкого; песни Ады Якушевой «Синие сугробы», «Вечер бродит», «Ты — мое дыхание»; Бориса Вахнюка — «Зеленоватые слегка», «Мы, честь по чести говоря»; Александра Дулова — «Сырая тяжесть сапога», «Заварен круто дымный чай» Ирины Рудневой «Белый бриг»; и многие другие.
Большую роль в распространения и пропаганде песен в те годы сыграло появление магнитофонов.
Тогда же (где-то — 61 год) появляются первые пленки с записями песен Б.Окуджавы. Хрипящие, с еле различимыми словами, с кажущимися однообразными мелодиями под «три солдатских аккорда», — в общей своей массе весьма спорные. Одни их относили к блатным; другие — к песням в стиле П.Лещенко или А.Вертинского, но с большей мыслью; третьи — просто к чему-то необычному, новому, непохожему на тогдашние профессиональные песни, но и не совсем относящиеся к студенческим или туристским. Судите сами: «Ванька Морозов», «Бумажный солдатик», «Из окон корочкой. », «Полночный троллейбус», «А мы швейцару. », «Шарик голубой», «Всю ночь кричали петухи», «Ленька Королев» и другие. Туристы стали петь песни Окуджавы далеко не сразу — только к 63 — 65 годам, а до этого песни бытовали сами по себе, как-то отдельно, обособлено.
Настоящее признание и понимание Б.Окуджавы, как мне кажется, пришло несколько позже, в 67 — 70 годах. Тогда же появились его песни «Мой конь притомился. », «Прощание с новогодней елью», «Когда метель кричит как зверь. », «Молитва Франсуа Вийона», «Надежды маленький оркестрик» и т.п.

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке
Б.Окуджава

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке
Сокольники июнь 1966

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке

Горком тоже пообещал помощь. К осени 1966 года эти две группы познакомились между собой и решили объединить свои усилия по созданию клуба, но уже при двух организациях: Совете по туризму и Горкоме комсомола.
20 октября общими усилиями в ДК издательства газеты «Правда» был проведен большой концерт. В декабре 1966 года после долгих дебатов между двумя инициативными группами наконец-то было выбрано единое Правление клуба и его руководители: И.Каримов (председатель), О.Чумаченко (зам.по орг.), А.Гербовицкий (зам.по тех.),Ю.Игнатьев (зам.по худ.).Был выработан Устав, Положение, создан Совет местных клубов; договорились с администрацией парка Сокольники, которая великодушно выделила нам помещение в школе танцев. Началась работа по созданию библиотеки и фонотеки на базе частных коллекций.
В огромном зале «Березка» парка Сокольники 30 марта 1967 года был организован большой концерт в фонд клуба; началось проведение концертов на предприятиях, в Вузах Москвы и других городов.
Деятельность мы свою развернули, а официального признания клуба добиться никак не могли. Была пока только временная крыша без материально-технической базы и официального статуса.
Но вот, наконец, настал долгожданный день. Все документы подготовлены, все характеристики собраны, вопросы между МГК ВЛКСМ и МГСПС согласованы.
26 апреля 1967 года на Секретариат МГК ВЛКСМ вынесен вопрос об утверждении Клуба самодеятельной песни. Мы торжествовали, нарядные приехали за результатом. Но, увы, решение решено было отложить до осени. Потом решение откладывалось еще не раз — до 13 марта 1975 года.
Утверждения не было, а жизнь клуба продолжалась. 8 мая 1967 года был проведен первый слет песни под Хотьково. В нем участвовало около 100 человек — семь местных клубов.

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке

Вслед за ним, 20 — 23 мая, под Петушками, на дачах охотхозяйства была проведена первая (но, к сожалению, пока последняя) конференция по проблемам самодеятельной песни. Участниками конференции были музыковеды, литературоведы, социологи, фольклористы, руководители песенных клубов как Москвы, так и других городов, а также авторы и исполнители самодеятельной песни — всего 120 человек. Каждый день — по несколько докладов, потом — обсуждения, дискуссии, непрекращающиеся разговоры и, конечно, песни. Никто из приглашенных работников Горкома ВЛКСМ на конференции не был.
В октябре 1967 года был проведен второй слет КСП, на котором было около 300 человек — 11 местных клубов. После этого слета факельное шествие, конкурс песни, сценки из жизни КСП стали традицией.

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке

[Факельное шествие на слёте Московского КСП]

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке

Осенью, после шестого слета, руководителей местных клубов и секретарей комитетов ВЛКСМ этих Вузов стали вызывать в Горком для разбирательства: кто им позволил, почему они участвовали в этом слете и т.д.
1 мая 1970 года — седьмой слет — первый слет без ведения и предупреждения каких-либо организаций: местных клубов от Вузов нет — есть частные группы со своими вымышленными названиями. (Кстати, на этом слете впервые была введена общеслетовская эмблема). Таким образом, с начала 1969 года мы «ни при ком и ни при чем» — полностью самостоятельная организация, существующая в основном на квартирах, в лесу или в тех залах, с администрацией которых удалось договориться.
Жизнь КСП однако продолжалась. На базе частных коллекций создавались библиотека и фонотека клуба. В издательстве «Музыка» удалось выпустить сборник самодеятельных песен под названием «Как надежна земля». По инициативе Правления КСП редакциями газет «Комсомольская правда», «Советская культура» и «Литературная газета» были проведены встречи «за круглым столом», где обсуждались проблемы самодеятельной песни.
Тем не менее, проведение каких-либо концертов и конкурсов в масштабе города было невозможно. Никакой ДК не брал на себя такую ответственность, но в некоторых местах вопреки указаниям свыше «не давать залы под самодеятельную песню» нам дали возможность провести фестивали. Это Лефортово-71, 72, 73 и Москворечье-72, 74.
Ежегодно весной и осенью в подмосковных лесах проводились слеты, до 14 слета в них принимало участие от 20 до 25 групп — в основном те местные клубы, с которых начался клуб.
Расширять рамки слетов и дать возможность бывать на них всем желающим у нас не было сил, так как охватить организационно больше тысячи человек в нашем квартирном варианте подготовки было очень трудно. Но многие, нами не охваченные группы все-таки добирались до места слета (их мы называли «хвостами»).
Проведенный в тяжелейших климатических условиях 14 слет показал, что все «хвосты», которые все-таки добрались до слета, — это «наши люди», если не лучше. Поэтому 15 слет было решено проводить включая тех, кто ранее был «хвостом». Итого получилось 40 групп — 900 человек.
Весной 1974 года во время подготовки к 15 слету, за месяц до его проведения, к лидерам КСП обратились представители Горкома комсомола с предложением содействия делу самодеятельной песни, организации официального клуба с помещением и материально-технической базой.
В проведении слета со стороны МГК ВЛКСМ и МГСПС была оказана техническая помощь.
После получения поддержки официальных организаций (а на момент проведения слетов и технической помощи с их стороны) число охваченных движением резко возросло. 16 слет — 80 групп, 17 слет — 70 групп, 18 слет — 180 групп, 19 слет — 220 групп. В апреле 1975 года, перед 17 слетом появились первые наметки на образование «кустов».
На этом я заканчиваю рассказ о двух этапах развития Московского КСП: первом — до 1967 года (доклубном) и втором — с 1967 года до 15 слета (1974г.)

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке

Менестрель: Стенгазета Московского КСП. — 1979. — №1. — С.2.

Источник

Ксп что это в музыке

Ксп что это в музыке. Смотреть фото Ксп что это в музыке. Смотреть картинку Ксп что это в музыке. Картинка про Ксп что это в музыке. Фото Ксп что это в музыке

/265/ КЛУБ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ (КСП)

Движение клубов самодеятельной песни зародилось в конце 50-х годов. В 1959 году прошел первый песенный фестиваль, организованный студентами МЭИ (участвовали 5 вузов – около 30 человек). Ранее, начиная с 1958 года, в разных вузах стали возникать группы самодеятельной песни, а при советах по туризму фактически велась клубная работа.

Фестиваль 1959 года положил начало традиции ежегодных фестивалей самодеятельной песни. К концу 60-х в них участвовало до 23 групп (500 человек). Клубы и группы в то время возникали как объединения авторов и сольных исполнителей («Восток», «Ленинград», 1961), но чаще как любительские объединения слушателей, коллекционеров записей, любителей исполнительского круга. С самого начала КСП существовал одновременно как движение и как жанр устной поэзии, не имею/266/щий аналогов. КСП взял на себя воспитательные функции, направленные на развитие туристских навыков (выезды с ночевкой в лес, близкие походы), чувства товарищества, особого «лесного братства»; формирование определенного эстетического вкуса. В творчестве отражался ряд настроений, направлений, постоянно переплетающихся между собой – песни туристские (Ю. Визбор, Б. Вахнюк, А. Крупп), политизированные в том числе «лагерные» (А. Галич, Ю. Ким, В. Туриянский), социальные, использование традиции городского романса, дворовых компаний, лирические. Деление это условно ввиду слабости самоанализа внутри самого КСП.

Московский клуб был создан при объединении двух инициативных групп – Г. Захаровой и С. Чеснокова в октябре 1966 года. Первый московский слет прошел 8 мая 1967 года, первый официальный концерт – чуть ранее, 20 октября 1966 года. Начиная с весны 1967 года слеты КСП в подмосковных лесах стали проходить дважды в год – весной и осенью. Не имея официального статуса (решение этого вопроса тянулось в МГСПС и МГК ВЛКСМ многие годы), горклуб не только проводил мероприятия, но и стал главным организатором первой всесоюзной конференции по проблемам самодеятельного песенного творчества, прошедшей 20-23 мая 1967 года близ Петушков (Владимирская обл.). Конференция не только способствовала утверждению нового жанра, но и укрепила связи между городами; была начата работа по созданию федерации и принято решение о проведении всесоюзного фестиваля.

Этот фестиваль прошел в марте 1968 года на базе клуба «Под интегралом» академгородка. Восторженный прием А. А. Галича спровоцировал волну погромных газетных публикаций как против движения в целом, так и против конкретных бардов (Галич, Юл. Ким и др.). Жанр исчез из официальных каналов, клубы подверглись административному разгрому. Клуб «Под интегра/267/лом» был запрещен. Московский горклуб лишился помещения, его организаторов вызывали в различные инстанции вплоть до ЦК КПСС. 30 августа 1969 года первый секретарь МГК ВЛКСМ сообщил о ликвидации клуба.

Однако, несмотря на запрет, дважды в год проводились горслеты, ставшие закрытыми (нелегальными). Организовывались концерты и перезаписи. Несмотря на то, что участие в КСП сулило неприятности, начался численный рост движения. Проходили фестивали «Лефортово» (запрещен в 1974 г.) и «Москворечье», был выпущен официальный сборник «Как надежна 3емля».

Весной 1974 года МГК ВЛКСМ по собственной инициативе обратился к лидерам КСП с предложением о сотрудничестве. XV слет проходил под эгидой и при технической помощи МГК ВЛКСМ и МГСПС. (Участвовало 900 человек из 40 групп. Ранее на ХIV слете осенью 1973 года было принято решение расширить число участников движения, открыв двери всем желающим.) 13 марта 1975 года МГК ВЛКСМ и МГСПС официально утвердили городской клуб КСП, однако помещение он получил только в 1978 году (ул. Трофимова, 33). В свою очередь, клубу пришлось согласиться на определенный контроль (система «литовки») и вывод из руководства лиц, связанных с «диссидентами» (альманах «Поиски»). Аналогичные процессы произошли и в других городах страны.

Возобновилась работа «Союза КСП». Роль всесоюзного фестиваля стал играть Грушинский фестиваль, проведенный под Куйбышевом в 1969 году (назван в память В. Грушина, туриста, погибшего при спасении детей). В конце 70-х этот фестиваль собирал более 100 тысяч человек. Вообще для этого периода характерен бурный численный рост движения (основной состав – студенты, научные работники, техническая интеллигенция). Появилась новая творческая форма – «приветствие» – развлекательная программа-спектакль /268/ группы (часто злободневная, сатирическая). Увеличилось число исполнителей – людей, поющих и пишущих стихи. Появился гимн – песни Б. Окуджавы («Старинная студенческая», «Поднявший меч на наш союз»), самодеятельная символика (изготовляемая нелегально) – нарукавные эмблемы групп и слетов. Флаги: официальной эмблемой стал колокол с языком в виде гитары. Устраивались факельные шествия, появился жаргон и прозвища. Начиная с 1975 года в московском клубе складывается система «кустов» как промежуточного звена для управления клубами и группами (к началу 80-х годов число «кустов» выросло с 15 до 22. Они объединяли около 200 групп). С 1978 года вместо двух горслетов в год проводится один (число участников возросло: 2,5-12 тысяч человек).

Новый поворот приняли события после «обострения международной обстановки» в конце 1979 года. В 1980 году был закрыт Грушинский фестиваль. Одновременно с событиями в Польше в июле 1981 года начался разгон московского клуба, практикование репрессивных мер. С бардами провели профилактические беседы, в результате часть получила «зеленую улицу», а часть была лишена возможности выступлений. Полного запрета, однако, не было. В ряде городов отношение к КСП оставалось благожелательным. Тем не менее, в 1982-1985 годах не было абонементных циклов бардов, число официальных концертов сократилось, что привело к распространению полулегальных, квартирных концертов. Городские слеты были закрыты до 1986 года. Контролирующие организации выдвигали массу ультимативных, зачастую противоречивых требований при категорическом отказе от каких-либо твердых обязательств. За этот период произошло формирование системы «регионов» – объединений нескольких кустов. Сложилась бюрократическая структура внутри движения. Произошла «кристаллизация» жанра, не допускающая отклонения в сторону (А. Розенбаум, В. Певзнер). /269/ В больших количествах распространялся «самиздат» – как стихи, так и иные художественные произведения.

В 1986 году произошла леализация КСП. Провозглашен официальный отказ от «литовки» (на деле не всегда выполнявшийся на местах). Московский горклуб в настоящее время имеет помещение – в ДК имени Горбунова на площади Киевского вокзала, штат, счет в банке и т. п. Он сотрудничает с некоторыми издательствами Москвы, фирмой «Мелодия», проводит концерты, конкурсы, абонементы. С 1986 года организуется праздник авторской песни в ЦПКиО, проводятся ежегодные горслеты. Обсуждается вопрос о создании Всесоюзного центра авторской песни. Нет фиксированного членства в горклубе (со взносами). Число членов превышает 2000 человек. Штатный директор – И. Алексеева, лидеры — А. Гербовицкий и И. Каримов. Издается газета «Менестрель» в 200-х экземлярах.

Московский клуб включает 5 «регионов», 20 – 25 «кустов», превратившихся за 13 лет своего существования из формального объединения территориально близких групп («Лефортово», «Разгуляй», «Воробьевка», «Сокол») в самостоятельные организации, с автономным членством (нефиксируемым), собственными помещениями, материальной базой, концертными абонементами, гитарными школами и т. д. Наиболее авторитетные «кусты» этого клуба обладают индивидуальным стилем, четкой эстетической позицией. Такая федеративная структура позволяет развивать различные модели КСП, избегать конфликтов внутри движения; с другой стороны, избегаются типичные трудности многоклубных городов, где официальные инстанции склонны иметь дело с выбранными ими лидерами. Имеются внекустовые группы, авторская секция. Существует ряд объединений, не входящих в горклуб – клуб туристской песни (КТП), студия Евстигнеева, клубы «Ау», «Атас», /270/ «СКО» и др., общей численностью около 300 человек. Вместе с горклубом они образуют Московский «регион».

В настоящее время группы КСП известны приблизительно в 200 городах, численность отдельных клубов не превышает 100 человек. Они объединены в 16 «регионов». Москва и Ленинград выделены в отдельные «регионы». Председатели «регионов» вместе с Московской рабочей группой (5 человек) образуют Всесоюзный совет КСП (сопредседатели: Б. Бурда. И. Каримов, В. Медянцев, А. Шипов). Силами ВС КСП организованы I (сентябрь 1986 г.) и II (октябрь 1988 г., Таллинн) всесоюзные фестивали КСП. Возобновлены Грушинские фестивали, нередко, однако, находящиеся под угрозой срыва.

В последние годы большой популярностью пользуются летние лагеря КСП. Наиболее известны – «Борзовка» (орг. Ю. Черноморченко, Керчь), «Буян» (А. Аршинов, Казань), «Кабачок» (В. Ланцберг, Туапсе). Проходят региональные слеты – Минск, Прибалтика.

В некоторых городах взаимоотношения с местными властями остаются сложными. Так, например, произошел очередной погром в Киеве; клубу «Лоза» в Тбилиси и некоторым авторам в Баку приходится сталкиваться с непониманием со стороны местного руководства. Огромную роль здесь играет русскоязычность авторской песни.

В Москве впервые за всю историю КСП главными проблемами стали внутренние – утрата единой идейной и эстетической платформы, каковой было противостояние официальной эстраде, утрата монополии на социальную откровенность, гражданскую смелость, неумение ведущих функционеров работать в новых условиях и как следствие воспроизведение внутри клуба худших образчиков комсомольского стиля; увлечение парадны/271/ми мероприятиями, сборными концертами и шоу – и отчуждение ведущих бардов от движения.

Потерпев неудачу в 1987 году в образовании союза авторов, группа ведущих бардов (А. Мирзоян, Ю. Лорес и др. – бывшее Первое творческое объединение) образовала Театр авторской песни. Сосредоточив большинство политически зрелых авторов, ТАП ведет активную пропаганду «золотого фонда» КСП, однако не способен взять на себя роль политического лидера внутри движения. Обращает внимание куст «МИДиез» («Маркиз и друзья и его знакомые»), который проводит только песенные слеты определенного направления; его силами издается газета в 20 экземплярах, но из-за отсутствия «литовки» срываются договоры с типографией. Отдельно работает группа «Прямая речь», готовящая политизированные программы с включением песен, стихов, документов; работа проводится в городе. Значительную часть рядовых участников КСП наряду со студенчеством составляет «новая волна» – «тусовщики» с Арбата, «спедоки» (специнтуристы) с низкими интеллектуальными запросами. Наблюдается размывание традиции «лесного братства». Происходит уменьшение численности КСП, выход из движения «стариков». Несмотря на политизированное воспитание КСПэшников, большинство занимает нейтральную позицию по отношению к «неформальному» движению.

Неформальная Россия: О «неформальных» политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост., авт. вступ. ст. и науч. ред. В.Березовский, Н.Кротов. – М.: Мол. гвардия, 1990.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *