Кср в рабочей программе это что
Контролируемая самостоятельная работа студентов (КСР)
В этом случае акцент в приобретении знаний переносится на самообразование.
Формами самостоятельной работы студентов являются:
-подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям,
— реферирование статей, отдельных разделов монографий,
— изучение и конспектирование учебных пособий, хрестоматий и сборников документов с использованием библиотечной литературы, Интернета, электронных носителей,
— изучение тем и вопросов, не выносимых на лекции,
— написание докладов, рефератов на проблемные темы,
— конструирование новых лабораторных приборов и установок,
— выполнение исследовательских заданий,
— создание учебных плакатов, слайдов, графиков и других наглядных пособий по изучаемым темам.
При организации собственной самостоятельной работы роль преподавателя сводиться к выбору темы, указанию учебно-методической литературы и форм представления результатов работы для оценки.
В организации и необходимом методическом обеспечении КСР важную роль играют учебно-методические комплексы, как изданные, так и на электронных носителях.
Кроме КСР оцениваются следующие формы учебной деятельности студентов:
— итоговые семестровые зачеты и экзамены,
— индивидуальные беседы и консультации с преподавателями,
— проверка рефератов и письменных докладов,
Рабочая программа КРЗ для детей с УО.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 сельского поселения село Хурба
Комсомольского района Хабаровского края
_________Т.В. Ширинкина Протокол № ____
Зам. директора по УМР
_______Э. Н. Константинова
Директор МБОУ СОШ №2
___________ В. С. Никитина
курса коррекционно-развивающих занятий
«Развитие психомоторных и познавательных процессов»
для учащихся с легкой умственной отсталостью
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию психомоторных и познавательных процессов младших школьников с легкой степенью умственной отсталости состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Цель коррекционно-развивающей работы: коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения; реализация индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью; развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
развитие сенсорных и моторных функций;
развитие мелкой моторики рук;
развитие интеллектуальных функций (мышление, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве, во времени);
развитие эмоционально-волевой сферы;
Принципы коррекционной работы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Основные направления коррекционной работы
1.Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.
2.К о ррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
3.Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
5. Социально-педагогическоесопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
— занятия индивидуальные и групповые,
— игры, упражнения, этюды,
— беседы с учащимися,
— организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
При составлении коррекционно-развивающей психолого – педагогической программы учитывались следующие позиции:
1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).
2. Соотношение деятельности психолога и педагога.
3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).
4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).
Детям с умственной отсталостью легкой степени присущ ряд особенностей коммуникативного развития:
низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;
затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;
сравнительно элементарная мотивация отношений;
недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;
нарушение избирательности отношений, неспособность учитывать как индивидуальные особенности других людей, так и свои собственные.
Несформированность умственной деятельности у детей с умственной отсталостью легкой степени соответствует особенностям их эмоциональной сферы:
недостаточная дифференцированность чувств. Детям с умственной отсталостью легкой степени чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств.
неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходя от одного настроения к другому. У других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным поводам.
В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка
Методы и техники, используемые в программе:
Принципы применения арт-методов:
Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности
Партнерство – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств и мыслей.
Обратная связь – ответ участников занятий о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и взаимодействия друг с другом и ведущим.
Интегративность – активизация и развитие в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, в пределах, обусловленных ограниченными возможностями здоровья.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости.
Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и кинезеологические упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы: Основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (педагога – психолога): отсутствие специального профессионального образования.
Система реализации внутреннего контроля реализации программы:
Контроль реализации программы осуществляет директор школы и заместитель директора школы по учебной части. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Педагог-психолог предоставляет итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.
Формы проведения коррекционно-развивающих занятий
1. индивидуальные занятия
2. групповые занятия
В соответствии с учебным планом школы на коррекционные занятия отводится 2 часа в неделю в сетке обязательных учебных часов по утверждённому графику; в год – 68 часов. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 20-40 минут. В группы возможно объединение не более трёх учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы или сходные затруднения в учебной деятельности и/или личностном развитии. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
Методологической основой программы являются следующие положения:
4. Возраст обучающихся – 7-11 лет.
8. Продолжительность одного урока – 30-40 минут.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Лейтмотивом всех статей и монографий о СРС является воспитание сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие им привычки к напряженному интеллектуальному труду.
Самостоятельная работа студентов отличается от других видов работы тем, что студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает задание и вид работы. «Самостоятельная работа прежде всего завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека» /196, с. 129/. Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться в средней школе. Однако, как показывает практика, этого чаще всего не происходит. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются, не владея приемами самостоятельной работы. Так, например, до 70% студентов 1-го курса не умеют систематизировать материал для его лучшего понимания. Вот почему одной из основных задач преподавателя высшего и среднего специального учебного заведения является помощь студентам в организации их самостоятельной работы.
Как вы знаете, в период перестройки высшей школы были выбраны следующие пути: профессионализация, компьютеризация, гуманитаризация, индивидуализация обучения и увеличение роли СРС.
Почему это сделано? Не в последнюю очередь потому, что лекция обеспечивает лишь 1-й уровень умственной деятельности, узнавание, и 1-й уровень знаний, знания-знакомства, а СРС гарантирует как минимум 2-й уровень умственной деятельности, воспроизведение, и 2-й уровень знаний, знания- копии. Перед преподавателями ставилась задача использовать часы КСР для обучения студентов самостоятельной работе, для чего необходимо в первую очередь развить мотив их самостоятельной деятельности, чтобы СРС появилась не под влиянием давления, а в результате их внутреннего побуждения. Внутренний мотив, как мы знаем, рождается, если у человека вызван интерес или потребность в чем-либо.
В часы КСР преподаватель направляет студента в нужное русло, т. е. создает такие условия, при которых студент знает, какие знания и зачем ему нужны, как их можно приобрести, чтобы активным и самостоятельным трудом, избирая по совету преподавателя более короткий и эффективный путь, студент добивался своей цели.
самостоятельной проработки нового вузовского учебного материала.
исследовательским для формирования творческой деятельности.
дать консультацию отдельному студенту или группе студентов, т.
В часы КСР может проводиться работа и по СРС, например, по курсовым проектам. Приведу пример. Из-за обилия графических работ на строительном факультете очень многие студенты не успевали вовремя сдавать курсовые проекты. Но стоило преподавателю организовать в общежитии кабинет проектирования и проводить там КСР, как были достигнуты удивившие всех положительные результаты. Что произошло? Преподаватель собрал в кабинет всю необходимую им справочно-нормативную литературу, которой, как правило, бывает недостаточно, проводил консультации по курсовым проектам, побуждая студентов размышлять, анализировать, обобщать, консультировать друг друга, выполнять расчеты и чертежи под своим контролем, т. е. работать самостоятельно, но при сотрудничестве с преподавателем. В результате все студенты вовремя и с хорошим ^качеством выполнили курсовые проекты, научились пользоваться современной справочно-нормативной документацией, у них повысился интерес к своей специальности. Все это явилось результатом не авторитарной педагогики, а педагогики сотрудничества, частью которой была КСР.
Чрезвычайно полезно использовать в часы КСР программированные материалы и компьютерные обучающие программы. Наблюдения показывают, что помимо индивидуализации они, как правило, повышают интерес к предмету и обеспечивают более прочные и глубокие знания, помогают учиться без троек. В часы КСР срабатывает момент соревнования, состязания, что активизирует и дисциплинирует студентов.
К сожалению, есть преподаватели, основная забота которых — только дисциплина и успеваемость, причем в дисциплине они видят средство воспитания, а не его результат. Приказывая, понуждая, наказывая, поощряя, подавляют личность студента, его инициативу, стремление, волю, добиваясь покорности, а вместе с тем лишь внешнего благополучия, забывая, что развитие личности без подавления воли, без принуждения и конкретных наказаний — это и есть педагогика сотрудничества, которую полезно использовать во всех видах взаимодействия преподавателя со студентами, в том числе и в КСР.
Как известно, в ряде учебных планов специальностей часы на КСР не предусматриваются, однако фактически осуществляется каждым преподавателем, ибо его сверхзадачей является научить студентов способам самостоятельной работы.
Естественно, степень самостоятельности студентов увеличивается по мере овладения знаниями и методами СРС. Человек сам и только сам должен прожить и пережить свой процесс становления, ибо в виде набора знаний опыт не передается. Только СРС прививает вкус к самообразованию. При этом важно помнить, что СРС бывает как внеаудиторной, так и аудиторной. Обычно под внеаудиторной преподаватели понимают домашнюю СРС, забывая, что она может быть выполнена только в читальном зале. Аудиторная СРС может выполняться на лекциях (10—15 мин), на практических и лабораторных занятиях. Задачи каждого вида СРС будут соответственно разными, но в целом преподаватель должен заранее выстроить систему СРС, учитывая все ее виды, цели, отбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации (учебники, пособия, ТСО, компьютерные программы и т.п.), продумывая роль студента в СРС и свое участие в формировании необходимых студенту знаний, навыков и умения самостоятельно работать.
Целенаправленное развитие СРС может иметь 6
уровней деятельности студентов: 1-
й уровень — подготовительный, ознакомительный. Студент знакомится с приемами самостоятельной работы. 2-
й уровень — репродуктивный. Студент репродуцирует, т. е. воспроизводит то, что ему уже знакомо или то, с чем он познакомился сам. 3-
й уровень — учебно-поисковый или частично поисковый. Студент выполняет частичный самостоятельный поиск данных, сведений и т.п. для решения или выполнения определенного задания. 4-
й уровень —- экспериментально-поисковый. Студент самостоятельно проводит эксперимент. 5-
й уровень — теоретико-экспериментальный. Студент обобщает экспериментальные данные самостоятельно или с помощью преподавателя, делает доклад по результатам эксперимента. 6-
й уровень — теоретико-практический. Студент на основе проведенных исследований готовит курсовую или дипломную работу.
Важно продумать и разнообразные виды заданий, способствующих формированию необходимых будущему инженеру навыков и умений.
Разнообразие СРС возможно и при изучении технических дисциплин, главное тщательно взвесить, продумать, с какой целью давать то или другое задание.
Не менее важно, чтобы каждый преподаватель четко знал нормы времени, необходимые студентам на выполнение того или иного задания. В соответствии с Государственным образовательным стандартом рабочая неделя студентов составляет 54 ч, из них 27 ч аудиторной работы и 27 ч СРС. Фактически же аудиторная работа студентов, как правило, составляет большее количество часов за счет факультативных занятий и элективных курсов. Все это следует учитывать.
Существуют примерные нормы СРС на выполнение курсовых работ, рефератов и домашних заданий, предусмотренных учебным планом специальностей. Они вытекают из расчета учебной нагрузки для преподавателя. Преподавателю планируется 3—
4 ч для работы со студентом по курсовому проекту, на курсовую работу отводится 2—3 ч (в зависимости от сложности проекта или работы), на реферат 1 ч, на проверку домашней работы 0,5 ч. Студенту же планируется на 1 ч нагрузки преподава теля 12 ч самостоятельной работы, т. е. если на проверку курсового проекта преподавателю выделяется 4 ч, то студенту планируется 36 ч самостоятельной работы, если на проверку реферата преподавателю отводится 1 ч, то студенту на его выполнение — 12 ч. На проверку одного домашнего задания планируется преподавателю 0,5 ч, а студенту на его выполнение 6 ч.
Умелая организация СРС и КСР с соблюдением нормативов времени служит хорошей подготовке студентов к самообразованию, формированию творческой личности. Главное, чтобы СРС была непрерывной, многогранной, индивидуальной, чтобы студент имел право выбора и возможность выполнять ее на компьютере. Студент должен осознать целесообразность своей самостоятельной работы, тогда она становится активной и эффективной.
Кср в рабочей программе это что
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Министерством просвещения РФ 14 апреля 2021 г.)
1. Общие положения
1.2. Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере среднего профессионального образования.
1.3. Нормативно-правовую основу реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профессионального образования составляют:
— Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 г. N 24480);
— письмо Минобрнауки России от 20.06.2017 г. N ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования»);
— письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 г. N 03-510 «О направлении информации» (вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»);
— приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 30.07.2013 г. N 29200).
1.4. Применение настоящих Методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
2. Содержание общеобразовательного цикла
2.2. Конкретный срок реализации среднего общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования образовательная организация определяет самостоятельно в пределах первого года обучения.
2.3. Реализация среднего общего образования на базе основного общего образования в рамках образовательной программы среднего профессионального образования находит отражение в общеобразовательном цикле учебного плана.
2.6. В соответствии с объективной необходимостью учета специфики осваиваемой профессии или специальности учебные предметы из обязательных предметных областей ФГОС СОО могут изучаться обучающимися на базовом и углубленном уровнях, при этом учебные предметы принято разделять на:
2.8. Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей с учетом получаемой профессии или специальности:
2.9. Образовательные организации самостоятельно определяют профиль в соответствии со спецификой программ подготовки (программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена), руководствуясь приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г. N 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2013 г. N 30861).
2.10. Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов (в том числе на углубленном уровне):
учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей,
дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся,
общие для включения во все учебные планы учебные предметы.
2.11. Формирование учебных планов организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей, определенных ФГОС СОО:
Русский язык и литература;
Родной язык и родная литература;
Математика и информатика;
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.
2.12. Учебный план по профилю и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой обязательной предметной области, определенной ФГОС СОО.
2.13. Общими для включения во все учебные планы (независимо от профиля) являются учебные предметы:
3) «Иностранный язык»,
5) «История» (или «Россия в мире»),
6) «Физическая культура»,
7) «Основы безопасности жизнедеятельности»;
2.14. Образовательная организация должна предусмотреть освоение результатов ФГОС СОО по одному из предметов обязательной предметной области «Родной язык и родная литература». Образовательная организация в рамках общеобразовательного цикла обеспечивает в случаях, предусмотренных действующим законодательством в области образования, возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации из числа языков народов Российской Федерации. В этом случае предусматривается изучение предмета «Родной язык». В случае отсутствия такой необходимости, образовательная организация может самостоятельно выделить часы в учебном плане на учебный предмет «Родная литература», перераспределив часы, выделяемые на учебный предмет «Литература» для изучения произведений из блока «Родная (региональная) литература» и «Литература народов России».
2.15. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
2.16. При этом учебный план профиля должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
2.17. Также в учебный план для усиления профиля могут включаться дополнительные учебные предметы и курсы (элективные курсы), которые вводятся по усмотрению образовательной организации в соответствии со спецификой получаемой профессии или специальности и с учетом профиля (например, «Конструирование и 3D-моделирование», «Математическое моделирование процессов», «Решение инженерных задач по электронике и вычислительной технике», «Робототехника» и др.).
2.18. Учебный план формируется следующим образом:
2.19. Для формирования учебного плана образовательной организации необходимо:
1) определить профиль;
2) выбрать обязательные, общие для всех профилей, предметы, не менее одного предмета из каждой предметной области (базовые учебные предметы);
3) с учетом профиля включить в учебный план не менее 3 учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне, которые будут определять профиль профессионального образования с учетом специфики получаемой профессии или специальности (профильные учебные предметы);
4) дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами);
5) при необходимости, дополнить учебный план обязательными учебными предметами из числа дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся (элективными курсами), учитывая ограничения в 11 (12) учебных предметов;
6) завершить формирование вариативной части учебного плана дополнительными учебными предметами, курсами по выбору (элективными, факультативными курсами);
7) определить объем часов, отводимый на изучение выбранных учебных предметов, элективных курсов, формы промежуточной аттестации;
8) провести проверку, корректировку (при необходимости) часов учебного плана.
2.20. Объем обязательной части общеобразовательного цикла учебного плана ООП СПО должен составлять не более 80% от общего объема часов, отведенного на изучение данного цикла.
Вариант распределения уровней изучения учебных предметов в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО
Предметная область | Учебный предмет | Уровень изучения предмета | |
---|---|---|---|
базовый | углубленный | ||
Русский язык и литература | Русский язык | базовый | углубленный |
Литература | базовый | углубленный | |
Родной язык и родная литература | Родной язык | базовый | углубленный |
Родная литература | базовый | углубленный | |
Иностранные языки | Иностранный язык | базовый | углубленный |
Второй иностранный язык | базовый | углубленный | |
Общественные науки | История Россия в мире | базовый базовый | углубленный |
Экономика | базовый | углубленный | |
Право | базовый | углубленный | |
Обществознание | базовый | ||
География | базовый | углубленный | |
Математика и информатика | Математика | базовый | углубленный |
Информатика | базовый | углубленный | |
Естественные науки | Физика | базовый | углубленный |
Астрономия | базовый | ||
Химия | базовый | углубленный | |
Биология | базовый | углубленный | |
Естествознание | базовый | ||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | базовый | |
Экология | базовый | ||
Основы безопасности жизнедеятельности | базовый | ||
Индивидуальный проект* |
* проводится за счет времени, отведенного на освоение учебного предмета
Примерные варианты распределения часов для последующего выбора учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровнях
Предметная область | Учебные предметы базового уровня | Кол-во часов | Учебные предметы углубленного уровня | Кол-во часов |
---|---|---|---|---|
Русский язык и литература | Русский язык | 39 | Русский язык | 117 |
Литература | 117 | Литература | 156 | |
Родной язык и родная литература | Родной язык | 39 | Родной язык | 78 |
Родная литература | 78 | Родная литература | 117 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | 117 | Иностранный язык | 156 |
Второй иностранный язык | 78 | Второй иностранный язык | 117 | |
Общественные науки | История Россия в мире | 78 78 | История | 156 |
География | 39 | География | 117 | |
Экономика | 39 | Экономика | 78 | |
Право | 39 | Право | 78 | |
Обществознание | 78 | |||
Математика и информатика | Математика | 156 | Математика | 234 |
Информатика | 39 | Информатика | 156 | |
Естественные науки | Физика | 78 | Физика | 117 |
Астрономия | 39 | |||
Химия | 39 | Химия | 117 | |
Биология | 39 | Биология | 117 | |
Естествознание | 117 | |||
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | 117 | ||
Экология | 39 | |||
Основы безопасности жизнедеятельности | 39 | |||
Индивидуальный проект* | * |
* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана технологического профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
---|---|---|---|
Русский язык и литература | Русский язык | базовый | 39 |
Литература | базовый | 117 | |
Родной язык и родная литература | Родная литература/Родной язык | базовый | 39 |
Математика и информатика | Математика | углубленный | 234 |
Информатика | углубленный | 156 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | базовый | 117 |
Естественные науки | Физика | углубленный | 117 |
Астрономия | базовый | 39 | |
Общественные науки | История/Россия в мире | базовый | 78 |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | базовый | 117 |
Основы безопасности жизнедеятельности | базовый | 39 | |
Итого | 1 092 | ||
Индивидуальный проект* | |||
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы | 312 | ||
Итого | 1 404 |
* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета
Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана естественно-научного профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
---|---|---|---|
Русский язык и литература | Русский язык | базовый | 39 |
Литература | базовый | 117 | |
Родной язык и родная литература | Родная литература/Родной язык | базовый | 39 |
Математика и информатика | Математика | углубленный | 234 |
Информатика | базовый | 39 | |
Иностранные языки | Иностранный язык | базовый | 117 |
Естественные науки | Химия | углубленный | 117 |
Биология | углубленный | 117 | |
Астрономия | базовый | 39 | |
Общественные науки | История/Россия в мире | базовый | 78 |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | базовый | 117 |
Основы безопасности жизнедеятельности | базовый | 39 | |
Итого | 1 092 | ||
Индивидуальный проект* | |||
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы | 312 | ||
Итого | 1 404 |
* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Общественные науки» и «Иностранные языки».
Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана гуманитарного профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
---|---|---|---|
Русский язык и литература | Русский язык | базовый | 39 |
Литература | базовый | 117 | |
Родной язык и родная литература | Родная литература/Родной язык | базовый | 39 |
Математика и информатика | Математика | базовый | 156 |
Иностранные языки | Иностранный язык | углубленный | 156 |
Естественные науки | Естествознание | базовый | 78 |
Астрономия | базовый | 39 | |
Общественные науки | История/Россия в мире | углубленный | 156 |
Обществознание | базовый | 78 | |
Право | углубленный | 78 | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | базовый | 117 |
Основы безопасности жизнедеятельности | базовый | 39 | |
Итого | 1 092 | ||
Индивидуальный проект* | |||
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы | 312 | ||
Итого | 1 404 |
* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественные науки».
Примерные варианты распределения часов по учебным предметам общеобразовательного цикла учебного плана социально-экономического профиля
Предметная область | Учебный предмет | Уровень | Количество часов |
---|---|---|---|
Русский язык и литература | Русский язык | базовый | 39 |
Литература | базовый | 117 | |
Родной язык и родная литература | Родная литература/Родной язык | базовый | 39 |
Математика и информатика | Математика | углубленный | 234 |
Иностранные языки | Иностранный язык | базовый | 117 |
Естественные науки | Астрономия | базовый | 39 |
Общественные науки | География | углубленный | 117 |
Экономика | углубленный | 78 | |
Обществознание | базовый | 78 | |
История/Россия в мире | базовый | 78 | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура | базовый | 117 |
Основы безопасности жизнедеятельности | базовый | 39 | |
Итого | 1 092 | ||
Индивидуальный проект* | |||
Дополнительные учебные предметы и элективные курсы | 312 | ||
Итого | 1 404 |
* В рамках времени, отведенного на изучение учебного предмета
2.21. Знания и умения, полученные обучающимися при освоении учебных предметов, элективных курсов общеобразовательного цикла образовательной программы углубляются и расширяются в процессе изучения таких циклов, как «Общий гуманитарный и социально-экономический», «Математический и общий естественно-научный» программы подготовки специалистов среднего звена, а также отдельных учебных предметов общепрофессионального цикла программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
2.22. Интегрированный курс учебного предмета «Естествознание» разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и может включать несколько учебных предметов из предметной области «Естественные науки» с учетом специфики профессии/специальности.
2.25. Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов может быть организована в форме практической подготовки.
2.26. Образовательные организации, осуществляющие реализацию программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, оценивают качество освоения учебных предметов общеобразовательного цикла в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
2.27. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих общеобразовательных учебных предметов, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
2.29. Индивидуальный проект оценивается в рамках осваиваемого одного или нескольких учебных предметов.
2.30. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам «Русский язык», «Математика» и по одному из общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне с учетом получаемой профессии/специальности. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждому учебному предмету и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых 2-х месяцев с начала обучения.
2.31. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой выдается аттестат о среднем общем образовании (при наличии государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе). К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
2.32. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена.
2.33. Образовательные организации, осуществляющие реализацию образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, совместно с другими участниками образовательных отношений разрабатывают рабочие программы общеобразовательных учебных предметов, элективных курсов с учетом требований ФГОС СОО, ФГОС СПО и спецификой получаемой специальности или профессии.
2.34. Рабочие программы общеобразовательных учебных предметов являются составной частью программно-методического сопровождения образовательной программы среднего профессионального образования.
3. Примерное распределение профессий и специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования
3.1. Образовательные организации в соответствии с Перечнем профессий среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г. N 1199, самостоятельно распределяют профессии и специальности по профилям профессионального образования с учетом специфики образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования.
3.2. Примерное распределение профессий по профилям профессионального образования:
05.00.00 Науки о земле (профессия 05.01.01 Гидрометнаблюдатель);
08.00.00 Техника и технологии строительства;
09.00.00 Информатика и вычислительная техника;
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;
18.00.00 Химические технологии (за исключением профессии 18.01.02 Лаборант-эколог);
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии (за исключением профессий 19.01.02 Лаборант-аналитик, 19.01.04 Пекарь (при освоении квалификаций Пекарь, Кондитер), 19.01.12 Переработчик скота и мяса (при освоении квалификации Изготовитель мясных полуфабрикатов), 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства (при освоении квалификации Составитель фарша);
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство;
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;
22.00.00 Технологии материалов;
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта;
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;
29.00.00 Технологии легкой промышленности (за исключением профессий 29.01.02 Обувщик (широкого профиля) (при освоении квалификации Обувщик по ремонту обуви), 29.01.04 Художник по костюму, 29.01.07 Портной, 29.01.09 Вышивальщица, 29.01.10 Модистка головных уборов, 29.01.17 Оператор вязально-швейного производства);
38.00.00 Экономика и управление (38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы);
43.00.00 Сервис и туризм (43.01.07 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования);
53.00.00 Музыкальное искусство;
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (54.01.14 Резчик);
55.00.00 Экранные искусства.
18.00.00 Химические технологии (профессия 18.01.02 Лаборант-Эколог);
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии (10.01.02 Лаборант-эколог, 19.01.04 Пекарь (при освоении квалификаций Пекарь, Кондитер), 19.01.12 Переработчик скота и мяса (при освоении квалификации Изготовитель мясных полуфабрикатов), 19.01.13. Обработчик птицы и кроликов (при освоении квалификации Приготовитель кулинарных изделий из мяса птицы и кроликов), 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства (при освоении квалификации Составитель фарша));
34.00.00 Сестринское дело;
36.00.00 Ветеринария и зоотехния;
43.00.00 Сервис и туризм (профессии 43.01.04 Повар судовой, 43.01.09 Повар кондитер, 43.01.08 Аппаратчик химической чистки);
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (профессии 54.01.17 Реставратор строительный, 54.01.19 Реставратор памятников каменного зодчества и деревянного зодчества, 54.01.20 Графический дизайнер).
29.00.00 Технологии легкой промышленности (29.01.02 Обувщик (широкого профиля) (при освоении квалификации Обувщик по ремонту обуви); 29.01.04 Художник по костюму; 29.01.07 Портной; 29.01.09 Вышивальщица; 29.01.10 Модистка головных уборов; 29.01.17 Оператор вязально-швейного производства);
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (35.01.24 Управляющий сельской усадьбой);
38.00.00 Экономика и управление (за исключением профессии 38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы);
39.00.00 Социология и социальная работа;
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело;
43.00.00 Сервис и туризм (профессии 43.01.01 Официант, бармен, 43.01.02 Парикмахер, 43.01.03 Бортпроводник судовой, 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте, 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте);
46.00.00 История и археология;
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусства (за исключением профессий 54.01.14 Резчик, 54.01.17 Реставратор строительный, 54.01.19 Реставратор памятников каменного зодчества и деревянного зодчества).
3.3. Примерное распределение специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования:
05.00.00 Науки о земле;
08.00.00. Техника и технологии строительства;
09.00.00 Информатика и вычислительная техника;
10.00.00 Информационная безопасность;
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи;
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика;
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (20.02.04 Пожарная безопасность);
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;
22.00.00 Технологии материалов;
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта (за исключением специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте);
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника;
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники;
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;
27.00.00 Управление в технических системах;
29.00.00 Технологии легкой промышленности;
31.00.00 Клиническая медицина (31.02.04 Медицинская оптика);
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (35.02.02 Технология лесозаготовок; 35.02.03 Технология деревообработки; 35.02.07 Механизация сельского хозяйства; 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства);
44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля).
18.00.00 Химические технологии;
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии;
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (за исключением специальности 20.02.04 Пожарная безопасность);
31.00.00 Клиническая медицина (за исключением специальности 31.02.04 Медицинская оптика);
32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина;
34.00.00 Сестринское дело;
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (за исключением специальностей 35.02.02 Технология лесозаготовок; 35.02.03 Технология деревообработки; 35.02.07 Механизация сельского хозяйства; 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства);
36.00.00 Ветеринария и зоотехния;
38.00.00 Экономика и управление (38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров),
44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля).
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта (23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте);
38.00.00 Экономика и управление (за исключением специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров);
39.00.00 Социология и социальная работа;
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело;
43.00.00 Сервис и туризм;
44.00.00 Образование и педагогические науки (44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), с учетом профиля);
46.00.00 История и археология.
44.00.00 Образование и педагогические науки (за исключением специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям);
49.00.00 Физическая культура и спорт;
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты;
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество;
53.00.00 Музыкальное искусство;
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств;
55.00.00 Экранные искусства.
4. Примерный вариант общеобразовательного цикла учебного плана образовательной программы с учетом профиля
Обзор документа
Минпросвещения подготовило Методические рекомендации, которые помогут усовершенствовать подходы к реализации среднего общего образования в пределах освоения основных образовательных программ среднего профобразования (программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена).
Применение рекомендаций не проверяется органами госконтроля (надзора).