Кстати чем питаются йети
Как размножаются йети? Первое в мире интервью со снежным человеком
Рядом с этим двухметровым добродушным громилой перестает работать любая техника. Диктофон нерадостно подмигивает экраном, сообщая о том, что он отказывается работать, запись на мобильном телефоне включается только с пятой попытки.
Имен у него много: йети, сасквоч, зимняя обезьяна, бигфут, энжей, леший, алмаст. Кто-то его называет ласково — авдошка. Ему же привычней, когда к нему обращаются «Йети Братишкин». Два метра ростом, широк в плечах, умен, общителен, ироничен, с легкой грустью в глазах. Говорит, что к россиянам добродушен, из известных людей знает Николая Валуева. Расстроим уральских девушек: у этого добродушного парня уже есть жена. Сам Йети Братишкин говорит, что относится к роду людей. Только снежных.
Со снежным человеком столкнулся рядом с ККТ «Космос». Оказалось, что Йети здесь всего несколько дней, сопровождает его переводчик Иван.
В Екатеринбург он приехал из Карелии, его родина — городок Кондопога, что расположился на берегу Онежского озера. Говорит, что на Урале ему комфортно, но немного жарко (на улице в момент общения было минус 9, а на его родной земле сейчас намного прохладней).
Общаться с Йети приходится через переводчика, которого зовут Иван. Язык снежного человека на первый взгляд очень простой, иногда понять его помогают жесты.
— Откуда ты родом? И сколько тебе лет?
— Я приехал с Кондопоги, где родился. Мне 108 лет.
Поднятый вверх большой палец — очень частый жест Йети. Он заменяет массу слов, чаще всего положительных. Иногда он показывает язык — так снежные люди выражают симпатию.
— У тебя есть девушка?
— У меня красавица-жена. Зовут Снежанка.
— У нас глава семьи — мужчина. У вас кто?
— Конечно же, Йети главный. Хотя Снежанка иногда характер тоже показывает.
— А сколько лет вы уже вместе?
— Очень долго, уже лет 30–40.
— Семейная жизнь отличается от жизни обычных россиян? Ссоры бывают?
— У меня идеальная семья, мне могут позавидовать все окружающие. Ссор почти не бывает. У нас любовь.
— Какие блюда предпочитаете? Что едите?
— Я не готовлю, этим дома занимается жена. В Екатеринбурге меня научили делать очень вкусные пельмени. Еще я очень люблю блины. Правда Снежанка готовит мясо в основном, я надеюсь, что найду рецепт самых вкусных блинов и привезу домой. Снежанка приготовит.
Отвечая на вопрос о еде, Йети немного замечтался, видимо, вспомнил о доме и о том, как готовит его жена.
— Нескромный вопрос, только не убейте меня: как вы размножаетесь?
— Как и все. По-человечески. По любви.
Отвечая на этот вопрос, наш добродушный друг вытянул вперед обе руки и показал достаточно приличное расстояние между ладонями. Навскидку получилось сантиметров 50.
— Это что за знак был? — спрашиваю у Ивана.
— Это длина его ноги.
После вопроса о размножении Йети показал вот этот знак. Это длина ноги, а не то, что многие могли подумать. После вопроса о том, нравятся ли ему девушки в Екатеринбурге, Йети преобразился: грудь вперед, глаза заблестели.
— Братишкин, как тебе русские девушки? Красивые ли девушки в Екатеринбурге?
— Ваши девушки очень красивые, а люблю я только Снежанку. Ей ничего не говорите о том, что мне понравились екатеринбурженки. Она ждет меня дома и очень переживает. Это только между нами, иначе от Снежанки мне будет втык.
Говоря о девушках, Йети Братишкин все чаще подносил к губам указательный палец. «Тсс, чтобы Снежанка не услышала», — просил он.
— Ты первый раз в Екатеринбурге. Как тебе наш город?
— Город у вас клевый, только тут слишком жарко. У меня на родине намного холоднее. Не терпится вернуться на родину — в мой любимый холодильник.
— Какая температура для тебя считается комфортной?
— Минус 50 для меня — самое то. У вас слишком жарко, неуютно мне немного, а город у вас классный.
— Если другие Йети захотят приехать в Екатеринбург, ты им посоветуешь?
— Пусть приезжают, только если здесь будет под минус 40 на улице. Но парням неженатым я посоветую Екатеринбург, глядишь, найдут себе тут подругу.
— Сколько Йети на земле насчитывается?
— Много. Тысячи. Но при помощи Снежанки и меня нас будет еще больше.
Это снежный человек не самолет изображает, это он показывает, как танцевал вальс с Николаем Валуевым.
— Ты уже побывал во многих городах, как тебе вообще Россия, любишь ли ты ее?
— Я вообще сам родился в России, самый что ни на есть русский Йети, не любить Россию невозможно.
— Ты очень похож на героя знаменитой саги «Звездные войны» Чубаку. Вы случайно не братья?
— Он мой инопланетный брат. Мы давно не виделись, но очень хочется уже встретиться, думаю, что встреча скоро состоится.
— Куда дальше отправишься после Екатеринбурга?
Отвечая на вопрос, Йети вытянул руку в направлении ТЮЗа.
— Дальше он отправится в Казань, — перевел жест Иван. — Казань у него в стороне ТЮЗа, Москва — в стороне вашей городской администрации.
Йети очень любит танцевать. Знает лунную походку Майкла Джексона.
— Как ты вообще передвигаешься по городу? Пешком? А между городами?
— В городе путешествую на общественном транспорте. А между городами на какой транспорт пускают — на том и передвигаюсь. Но пускают меня почти везде, в самолет или поезд. Насчет денег не переживаю. Некоторые служащие аэропортов или железнодорожных вокзалов пытаются меня прогнать, но я очень большой и сильный, так получается, что потом они сами за меня проезд оплачивают.
— Насколько я знаю, ты знаком с Николаем Валуевым. Как вы познакомились и как прошло общение?
— Николай научил меня гладить рубашки, мы с ним даже вальс станцевали, это сюрприз для Снежанки будет. Мне очень понравился Николай, правда, по сравнению со мной он — очень маленький и слабый.
Тут Йети начинает петь, танцевать, изображает знаменитую лунную походку Майкла Джексона. Руками показывает, что, была бы у него сейчас гитара, он бы быстро что-нибудь на ней исполнил.
— Спросим еще про одного известного персонажа. Никиту Джигурду знаешь? Временами он сам напоминает снежного человека.
— Джигурда по сравнению со мной — сопляк.
При слове «Джигурда» от добродушного парня не осталось и следа. Йети сделал несколько выпадов, выкинув вперед сжатую в кулак руку. Был бы рядом Джигурда, ему бы не поздоровилось.
— А когда Джигурда постареет — возьмете его в свое племя?
— Возьмем, но только полы доверим у нас помыть. Будет личным уборщиком у меня и Снежанки.
— Поговорим о насущном. О деньгах. Ты слышал о таком явлении, как мировой кризис? Как выживают Йети во время кризиса?
— Надо жить, как мы, и никакой кризис вас не коснется. Мы ночью со Снежанкой выходим на улицу Кондопоги и ищем то, что пригодится в хозяйстве, поэтому кризисы Йети не страшны.
— А есть у тебя рецепт своего йетиевского счастья?
— Любовь, удача, рост — не только карьерный, но и такой, как у меня, много денег, которых у меня нет, и чтобы все катались на красном «Порше». И дружили с Йети.
Свои слова Йети решил закрепить делом. Подошел ко мне, сжал в объятиях, оторвал от земли, встряхнул, как пушинку, и поставил обратно на землю. Главное, что кости остались целы.
Йети попрощался и ушел в снежную пелену Екатеринбурга. Если увидите его на улицах города, знайте: они настоящие.
Фото: Ирина Баженова для 66.ru
Таинственный гигант: где живет байкальский йети
Снежный человек, йети, бигфуд… У этого создания множество прозвищ. Люди встречали его и во множестве мест, в том числе у Байкала. О том, где живет йети, как он выглядит и почему местные охотники не пытаются поймать загадочного гиганта, рассказал исследователь аномальных и паранормальных явлений в Бурятии Борис Машкович.
— Вы уверены, что снежный человек существует? Это не миф, не фольклор?
— Речь может идти только об анализе собранной информации, который определенно свидетельствует, что на территории Бурятии есть мигрирующая, небольшая, но устойчивая популяция этого существа.
— А кто, собственно, такой этот йети?
— Йети — одно из самых распространенных названий. Пришло из тибетского фольклора. С тибетского языка переводится как — «медведь, живущий в скалах». Нельзя исключать, что этим словом называли вид гималайского медведя, а европейские путешественники перенесли его на совершенно иной род.
У народов Тибета есть другое название – Migoi или Mi-go – «дикий человек», что намного ближе к реальному описанию, которое дают ему очевидцы. Кроме того, это существо, известное на всех континентах, коренные жители чаще всего относят именно к виду «человек». В Бурятии его называют хун-горохон, что также означает «дикий человек».
Но я придерживаюсь теории шведского ученого-натуралиста Карла Линнея о «человеке пещерном – троглодите». Дальнейшее развитие этой версии дал профессор Борис Федорович Поршнев, энтузиазм которого в поисках реликтового гоминоида положил начало образованию российской гоминологии.
Люди или Homo — это представители отряда приматов из семейства гоминидов. В этот род включается не менее 15 различных видов человека. Все они, безусловно, относятся к категории разумных. Троглодит по версии Линнея, представляет собой одну из ветвей, нашедшую свой путь развития во времена палеоантропов.
— Вернемся к существованию снежного человека. Вы говорили о том, что анализируете имеющуюся информацию? Значит, кто-то его все таки видел? Возле Байкала?
— Снежный человек не живет возле самого Байкала. Анализ собранной информации по встречам с хун-горохоном на территории Бурятии и Иркутской области позволяет сделать вывод, что основные места его обитания — предгорья. Возможно потому, что там почти всегда находятся карстовые области, изобилующие пещерами.
— Где чаще всего видели снежного человека в Бурятии и Приангарье?
Максимальное количество встреч связано с районом Восточных Саян, далее идут хребет Хамар-Дабан и Баргузинский район Бурятии. Я составил карту встреч на основании свидетельств очевидцев, которые замечали или самого снежного человека, или его следы.
— И как его описывают очевидцы? Какой у него рост, шерсть?
— На территории Бурятии происходили встречи с реликтовым гоминоидом, возможно нескольких видов, различающихся по цвету волос и ареалам наблюдения. Например, на территории Восточных Саян видели существо высокого роста с длинными руками и конусообразной макушкой. Ходит сгорбившись. Волосы светлые, белые, песочного цвета. Но некоторые видели брюнета, с волосами бурого цвета.
Возле Хамар-Дабана видели существо с волосами серого цвета. Он может передвигаться как на двух ногах, так и волчьей рысью. Способен бросать камни и бревна в людей. Очень агрессивен по отношению к человеку.
А вот из историй очевидцев из местности Улан-Бургасы следует, что у него темные длинные волосы. Он быстро передвигается и при беге по снегу высоко выбрасывает ноги. Плотоядный. Издает басовитый звук (напоминает отчаянный зов человека и далекий жуткий вой волка), пронзительно свистит. Рост — около 2,5 метра, его след — 38 сантиметров.
Жители Баргузинского района рассказывают о трехметровом гиганте с темной шерстью, пугающего приближающихся людей неимоверный продолжительным ревом. Те, кто встречался с ним взглядом, утверждают — это взгляд не зверя, человека.
— Есть ли более подробные рассказы очевидцев о встречах, которым можно доверять?
— Да. Я собрал их в книге «Криптиты Бурятии и Байкала». Вот, например, один из них. В начале августа 1982 года тургруппа совершала горный поход в Восточных Саянах.
Маршрут предусматривал восхождение на пик Топографов, но первая попытка штурма не удалась из-за очень плотного тумана, скрывшего вершину. Над ледником шел снег. Спустившись в базовый лагерь, туристы переночевали. Очевидец рассказывал, что в один из дней, примерно в 150 метрах от вершины горы, обнаружили огромные следы босой ноги.
А позже увидели того, кто оставил гигантские следы. На склоне, поросшем небольшим кустарником и редколесьем, стояло существо высокого роста, песочного цвета, и собирало что-то в траве.
Есть свидетельства разных лет. Например, рассказ рабочих о встрече, которая произошла в далеком 1945 году. Северо-западнее селения Курбинского три человека, работавшие на валке леса, решили сократить путь и идти через скалы по горной тропинке.
На одном из участков, выйдя из-за огромной каменной глыбы, люди в ужасе остановились. Метрах в 10—15 от них сверху спускалось чудовище, похожее на человека. Тело его было покрыто густым волосом. Он быстро бежал, держа что-то в руках, и скрылся в темном ущелье.
Утром они рассказали эту историю своему бригадиру, местному жителю. И он не удивился. Сам бригадир не раз за свою жизнь встречал человека, который живет высоко в горах и ходит голым.
И подобных свидетельств великое множество. С ним встречались охотники, геологи, туристы и жители деревень.
— В наше время у каждого с собой смартфон. Почему нет видеосвидетельств?
— Есть. Турист Евгений Ломакин в 1999 году во время водного похода по реке Китой случайно поймал неопознанное существо на видео. Мне удалось найти кадр, который дает представление о лице хун-горохона.
Позднее этот кадр был обработан с применением программы, использующей искусственный интеллект. В результате не только выделили на изображении волосяной покров, но и подчеркнули ярко выраженные надбровные дуги.
— Но если снежный человек существует, почему же его не поймали? Даже местные охотники, собравшись вместе?
— На встречу со снежным человеком в Бурятии наложено табу среди жителей тех мест, где его чаще всего видели. Эта табуированность наложена и поддерживается как шаманами, так и ламами.
Она распространяется не только на поиск встреч с хун-горохоном, но и на рассказы о таких встречах. Ей неуклонно следует коренное население Бурятии: сойоты, буряты, эвенки. Поэтому так мало сведений удается собрать.
А факты агрессивного поведения были зафиксированы в Джидинском районе. Они были связаны с определенным видом, которого местные назвали – субель. Чаще бывает поведение, предупреждающее о нежелательной встрече.
Встреча с исполином чаще всего внезапная. Она сопряжена с сильным страхом, вызывающим безотчетный ужас и панику. Это неизбежно ведет к нервному срыву, а затем порождает заболевания. Иногда очень сильные. Именно этот результат встречи лежит в основе табу.
— Чем питаются йети? Они вегетарианцы или предпочитают мясную пищу?
— Как я уже сказал, хун-горохон плотоядный. Но питается как мясом, так и растительной пищей. Кстати говоря, районы наиболее частых встреч обеспечивают достаточную кормовую базу.
— Как вы считаете, смогут ли ученые когда-нибудь представить железные доказательства существования снежного человека?
— Изучением существования снежного человека занимались и занимаются исследователи, ученые из разных стран мира. Я процитирую доктора исторических и философских наук, основоположника российской гоминологии, профессора Поршнева:
«Мы сейчас занимаемся не поиском сенсационного доказательства (специалистам доказательств достаточно), а проникновением в природу изучаемого явления. Надо проникнуть сквозь две пелены, два защитных пояса: сферу людского противодействия нашему поиску и сферу биологической самообороны палеоантропа от людского поиска. Обе эти брони мы еще только царапнули, а не пробурили».