Кто автор записки и о чем он пишет
Кто автор записки и о чем он пишет
Несколько предварительных замечании о жанре повествования
Записки – распространенный жанр. Кто только не пишет записок!
Влюбленные пишут друг другу любовные записки. Потом они женятся, но записки продолжают писать. В этих записках уже почти ничего не остается любовного, кроме слова «целую», которое сначала пишется, потом подразумевается, а со временем перестает и подразумеваться. «Приду поздно». «К обеду не жди». «Отнеси белье в прачечную».
Появляются дети, и лишь только их научат читать, сразу засыпают записками. «Разогрей суп и садись за уроки». «Купи хлеб и садись за уроки». «Отнеси белье в прачечную и садись за уроки».
Дети в школе, едва научатся писать, начинают обмениваться записками. «Дай списать арифметику». «Смоемся после урока?»
Пока они пишут эти записки в школе, их родители на службе не теряют времени зря. «Иван Иванович! Звонил Степан Степанович, нужно срочно зайти к Роману Романовичу».
На собраниях пишут записки в президиум.
В президиуме тоже не дремлют, а чтоб не дремать, обмениваются записками. «Я вчера на рыбалке во-о-о-от такого карпа поймал». Ниже рисуется карп – естественно, в уменьшенном размере.
На лекции пишут записки лектору, на докладе – докладчику, на поэтическом вечере – любимому поэту. «Как вы понимаете любовь?» «В чем цель жизни?»
Знакомому А. пишут записку с просьбой сделать что-то для знакомого Б. Если А. это сделать не в состоянии, он пишет записку знакомому В.
Знакомый В. пишет записку знакомому Г. Знакомый Г. – знакомому Д.
Университет издает «Ученые записки».
Учреждения пишут докладные записки вышестоящим инстанциям, объясняя, почему не сделано то, что следовало сделать, и сделано то, чего делать не следовало.
Вышестоящие инстанции, в свою очередь, пишут памятные записки, чтобы нижестоящие помнили, что делать, а чего не делать.
Нарушители трудовой дисциплины пишут объяснительные записки.
Между тем дети подрастают и начинают писать любовные записки, затем семейные, служебные записки, и все повторяется снова.
Некоторые записки пробиваются даже в художественную литературу. «Записки охотника», «Записки следователя», «Записки коммивояжера»… «Записки сумасшедшего». Что могут к ним добавить «Записки микрофонщика»? В океане записок им не повысить уровень воды.
И почему микрофонщика? Кто такой микрофонщик?
Микрофонщик – это человек с микрофоном. Другие говорят, а он держит микрофон. При этом его самого не должно быть видно. В противном случае сразу поднимается крик: «Микрофонщик в кадре! Убрать микрофонщика!»
Кто-нибудь из читателей этих записок тоже может крикнуть: «Убрать микрофонщика! Откуда он знает, что кто делал, что кто думал там, где его, микрофонщика, и близко не было?»
Микрофонщик все знает, такая у него профессия. Посмотрите любое кино: ни в одном из них вы не увидите микрофонщика, но он всюду есть, всюду присутствует. И как бы ни уединялись на экране влюбленные, чтобы сказать друг другу «люблю», – микрофонщик будет здесь, возле них, потому что иначе их «люблю» никто не услышит.
Вот почему в этих записках их автора не будет видно. Такая у него профессия: его не должно быть видно. Поэтому не нужно задаваться вопросами, кто он такой и как ему удалось узнать то, о чем он пишет в своих записках. Он микрофонщик. Просто микрофонщик. И записки его – просто «Записки микрофонщика».
Глава 1. КОМИССАР МЕГРЭ В АВТОБУСЕ ГОРОДА ПОДГОРСКА
Валентин Петрович Алмазов вышел из гостиницы «Крутая скала» провинциального городка Подгорска, очень внимательно огляделся вокруг, сел в автобус и поехал по кольцевому маршруту.
Гостиница «Крутая скала» принимала у себя одновременно две киногруппы. Киногруппу односерийного фильма «Конец Большого Змея» (условное название – «Предпоследний из могикан») – по сценарию Ф. Купера, не Фенимора, а Федора Ивановича, впрочем, использовавшего фениморовский материал, и киногруппу двухсерийной «Дюймовочки» – по хорошо известной сказке.
Приютивший обе киногруппы городок был оттиснут в глубь Крымского полуострова и купался только в пыли, загорая под испепеляющим солнцем. Часть суши, с трех сторон омываемая водой, омывалась так далеко, что из Подгорска до нее нужно было два часа трястись в автобусе.
С появлением съемочных групп на жителей городка повеяло одновременно запахом прерий и скандинавских лесов, в ресторане оркестр лихо отхватывал забытую ковбойскую песню «Хорошо в степи скакать», и давно зарубцевавшиеся желания снова напомнили о себе, как старые солдатские раны.
Городок преобразился. На его улицах появились красивые женщины. На углу, где прежде продавались семечки, теперь продавались цветы…
Между тем Алмазов, заместитель директора «Дюймовочки», ехал в автобусе местного назначения по кольцевому маршруту.
Если верить, что бывают люди с душой младенца и лицом преступника, то у заместителя директора «Дюймовочки» было как раз наоборот: душа преступника, а лицо младенца. Это было до такой степени лицо младенца, что в автобусе хотелось уступить ему место на скамейке для пассажиров с детьми, хотя по нему давно уже тосковала другая скамейка.
Длинный трудовой путь Алмазова умещался в короткой, но емкой формуле: от неумения работать – к умению не работать. Если первый этап этого пути сопровождали многословные объяснения с руководством – расспросы, консультации, оправдания, то на последнем этапе все разговоры с начальством сводились к одной короткой фразе: «Уже делается». Хотя обычно не делалось ничего.
Однако Алмазов был совсем не из тех бездельников, которые примитивно сидят сложа руки. Нет, он пребывал в постоянном движении, разъезжал по объектам, но при этом, как старый морской волк, старался держаться поближе к курортному берегу. И везде, где он появлялся, производство начинало буксовать, и его потом долго вытягивали, дружно навалившись плечами.
Сейчас он ехал в автобусе местного назначения. Автобус был кольцевой, и это настраивало водителя на философский лад. Объявляя остановки, он так их выстраивал, что маршрут его автобуса был похож на естественный житейский круговорот: Роддом. – Ясли. – Детский сад. – Школа. – Бульвар Молодости. – Дворец бракосочетаний. – Роддом. Либо с каким-либо скрытым назиданием: Кафе «Отдых». – Закусочная «Мечта». – Ресторан «Дружба». – Больница. – Кладбище.
Преимущество кольцевого маршрута состояло в том, что после кладбища следовало кафе «Отдых», с перспективой «Мечты» и «Дружбы», которых не могли омрачить ни больница, ни даже кладбище, поскольку за ним неизбежно следовало кафе «Отдых».
Заместитель Алмазов вошел в автобус, как рядовой пассажир, и зажил жизнью пассажира внутригородского транспорта. Все пассажиры автобуса жили этой короткой и неутомительной жизнью. Те, кому выпало сидеть у окна, смотрели в окно – в этом состояла их пассажирская деятельность. Пассажиры помоложе смотрели как-то особо сосредоточенно, боясь отвести глаза, чтобы случайно не заметить какую-нибудь зажатую в проходе старушку. Те же, что стояли, держались свободней и непринужденней, их не обременяли заботы, связанные с занимаемым местом, в их взгляде была спокойная уверенность, какая бывает у тех, кто стоит на своих ногах.
Девочка-пассажирка читала пассажирке-бабушке занимательную историю про комиссара Мегрэ, расследующего преступление, совершенное, видимо, еще до посадки в автобус. Пассажиры с интересом следили за ходом расследования, стараясь при этом не пропустить своих остановок, ибо на кольцевом маршруте движение вперед, если забыть о цели движения, может перейти незаметно в движение назад.
О великая, всепобеждающая сила литературы! Иногда ты, сила, томишься в бездействии, не находишь себе применения, размениваешься на мелочи, которые уместны в городском транспорте, но в литературе совсем не нужны… Хотя читатели тебе это прощают, что бы с тобой ни случилось, они все равно будут читать… Великая сила литературы, объединяющая людей и заставляющая пропускать свои остановки, провозящая мимо ресторанов и больниц, приобщая к единому, бесконечному Времени, не к тому короткому, смертному времени, которое живет внутри нас, а к тому, которое вокруг нас, ибо только оно и есть настоящее Время…
Два фонаря у крыльца
Достаточно вслед за «Записками о Пушкине» окунуться в письма Пущина, чтобы понять, каким другом был Иван Иванович не только для великого поэта, а для всех, с кем его связала жизнь.
Его призванием стала любовь к друзьям, бесконечное попечение о них. Не случайно в семьях декабристов, сосланных в Сибирь, Пущин был всеобщим любимцем и звали его в шутку Маремьяной-старицей.
Слава богу, что Пущин не заплутал, как Владимир из «Метели», хотя тройка неслась так, что могли и проскочить мимо нужного поворота. Однажды на ухабе сани чуть было не перевернулись. При этом ямщик слетел с облучка и только на дворе у Пушкина нагнал сани.
«. Вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. «
Сейчас, перечитывая пущинские записки, я вдруг увидел: да ведь это шестая повесть Белкина! Вот откуда мне так знакома эта интонация, когда в каждом слове слышится уверение в счастливой развязке.
«. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. «
И думается сейчас: а ведь Пушкин, скорее всего, намеренно сделал своего Белкина тезкой Пущина, назвал его Иваном, и дату рождения ему подарил пущинскую: 1798 год.
Глядя сейчас на тоненькую, в полсотни страничек, книжку «Записки о Пушкине», невольно думается, что в рукописи воспоминания Пущина были куда обширнее. Ну не мог же он написать лишь эти пятьдесят страниц? Кто знает.
Известно лишь, что первая публикация «Записок о Пушкине» была в странном журнале «Атеней». Странность его в том, что издавался он всего полтора года и, опубликовав воспоминания Пущина о Пушкине, навсегда исчез.
В феврале 1859-го Иван Иванович неожиданно слег, а 3 апреля умер, так и не дождавшись номера журнала со своими «Записками о Пушкине».
За несколько месяцев до своего ухода Пущин попросил Евгения Якушкина, которому передал свои «Записки о Пушкине», привезти ему два фонаря: «Я хочу прибить к колоннам крыльца. Это будет освещать и въезд, и крыльцо. «
Из письма
Вообще не очень хорошо понимаю, что у вас там делается, и это естественно. В России меньше всего знают, что в ней происходит.
Из «Записок о Пушкине»
Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить: на прощанье хлопнула третья пробка. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякнул у крыльца, на часах ударило три. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед.
О церковных записках. Соображения одного пономаря.
У нас есть несколько видов записок: на проскомидию, на сугубую ектению (так называемые «простые»). Есть и туда, и туда («заказные»). Скажу своё мнение про возможную «модернизацию» каждого вида.
1. Записки на проскомидию.
Как делается сейчас: священник читает записки в алтаре, вынимает частицы; рядом стоят пономари и тоже читают имена.
А почему бы не вынимать частицы в храме? Поставить стол, за которым священник будет поминать; к священнику пусть подходят прихожане, называют имена, а священник будет вынимать частицы из просфор.
Правда, из-за большого количества молящихся это возможно, наверное, только в будни, и то на вечернем богослужении.
В воскресные и праздничные дни будет уместным перенять греческую традицию. Пусть где-то за 15 минут до начала часов звенит колокольчик — знак для прихожан: сейчас священник поминает о здравии и можно помолиться за своих родственников. Затем еще звонок — молимся о упокоении. И это поминание в храме ничем не будет отличаться от поминания пономарями в алтаре — для Бога нет разницы, где мы находимся: в алтаре перед жертвенником или в храме, облечены в стихарь (подрясник) или нет.
2. Поминовение на сугубой ектении.
В отличие от проскомидии, здесь священник громко читает имена, некоторые молящиеся стараются расслышать свои. Но вслух произносятся далеко не все — большинство прочитывается в это время другими священниками и пономарями в алтаре.
Поименное поминовение вслух на сугубой ектении вызывает вопросы у литургистов. Разве Литургия — частная треба, чтобы читать записки? Разве это не отвлекает внимание от главного — освящения Даров и Причащения?
Очень и очень много можно сказать об этом. Но если это есть в храме — ничто не мешает и в это время прочитать помянники.
В современной практике во время сугубой ектении звучат дополнительные прошения о нуждах людей: о болящих, путешествующих, о начале дела; раньше звучали о мире в Отечестве, о мире в Украине, о мире в Церкви. Поэтому в это время, на сугубой ектении, можно помолиться Богу своими словами, попросить о насущном и поблагодарить.
3. Уставом положено ещё одно поминовение — после освящения Святых Даров. Сегодня его практически не замечают. А зря. Ведь перед нами — Сам Христос, распятый, воскресший, вознесшийся и паки грядущий судить мир! Разве сейчас — не самое время поблагодарить и попросить Господа о насущном, в том числе и о наших близких?
Уставом назначается поминание усопших на тайных молитвах, сейчас читающихся во время пения «Достойно есть», а живых — после возгласа «В первых помяни». Так положено по уставу, и молящиеся тоже могут так делать.
Но я бы предложил не отвлекаться от общей молитвы, а перенести поминовение на запричастную паузу. Ничего не меняется — перед нами всё тот же Христос. У духовенства такой возможности нет: в это время они причащаются. А молящиеся могут достать свои помянники и ещё раз помолиться о своих близких.
Хоть немного не в тему, но все же: ещё обязательно нужно убрать торжественное шествие трудниц с тарелками для пожертвований прямо во время богослужения, иногда во время Херувимской или Евхаристического канона. Мне кажется, недопустим сбор денег во время таинств исповеди и причащения, во время помазания и при подходе ко Кресту.
Но если я всё это всерьез предложу священникам — отцы-настоятели, наверное, меня побьют камнями. Церковные записки — одна из основных статей приходского бюджета, и если мы их отменим, не на что будет содержать храм. Для этого нужно менять всю церковную экономику.
Но делать это нужно. Даже по этическим соображениям нельзя брать деньги за молитву.
Наверное, тем молящимся, которые считают себя прихожанами храма, стоит делать регулярные отчисления на храм с зарплаты (пенсии), а для «захожан» поставить при входе поднос для пожертвований. Людям — объяснить, когда во время богослужения молиться о своих близких. Имена принимать только в том случае, когда человек особенно нуждается в молитве всей общины.
У постоянных прихожан трудностей не возникнет — им только нужно понятно объяснить, в какой момент Литургии поминать живых и усопших, а вот «захожанам» придётся учиться личной молитве Богу, а не строить иллюзии, что они всё заказали и за них и за их родственников помолятся. Не помолятся! Вычитывание записок — не молитва!
Возможно, в таком случае храм не будет так богато обустроен. Но зато наша совесть перед Богом будет спокойна: люди сами будут молиться о своих близких во время службы, а не перекладывать это на незнакомых людей.
Вот вкратце мои мысли по поводу церковных записок.
Согласен — таким не совсем честным способом, на записочках и просфорочках выживает храм. А вот сейчас, в период эпидемии, произошел «сбой системы»: люди в храмы не ходят, свечки с просфорками не покупают, записки — и те за добровольное пожертвование. Не является ли это неким изгнанием торгующих? Неким посланием от Бога, что это не приемлемо для Его Церкви.
Вот что можно сказать о церковном поминовении. Это не только моё мнение — это мнение многих наших пастырей.
«Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголь Кратко
Николай Васильевич Гоголь
Повесть «Записки сумасшедшего» Краткое содержание
Тема «маленького человека», униженного и оскорбленного, красной нитью проходит через творчество Н.В. Гоголя. «Записки сумасшедшего» – это произведение, написанное в форме дневника простого чиновника, который мучительно переживает свое унизительное положение, что приводит его к сумасшествию. Как в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в «Записках» описаны психологические изменения человека в кратчайшее время из-за чувства оскорбленного самолюбия.
Очень краткий пересказ повести «Записки сумасшедшего»
Аксентий Поприщин в своем дневнике подробно пишет, что канцелярская служба ему неинтересна. Единственная радость для бедного чиновника – это его любовь к дочке директора. Поприщин страдает от уязвленного самолюбия, отчего сходит с ума, воображая, что он – испанский король Фердинанд, и под конец оказывается в сумасшедшем доме.
Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего»
Главные герои повести Записки сумасшедшего:
Второстепенные герои повести Записки сумасшедшего:
Краткое содержание повести «Записки сумасшедшего» подробно по главам
Глава 1
Записка героя начинается описанием его рабочего дня. По дороге на службу Поприщин встретил дочку директора. Увидев ее с собачками, он вдруг вообразил их беседу, что стало началом его умственного расстройства.
Глава 2
Герой работал с удовольствием, так как решил, что директор умный человек и его любит. В тот день в департамент пришла Софи и нечаянно уронила платок. Поприщин бросился его поднимать и чуть не упал.
Глава 3
Начальник, заметив влюбленность героя в Софи, напомнил ему об его низком социальном положении. Но Поприщин мечтал добиться служебного повышения, рассуждая, что даже простой советник может быть генералом.
Глава 4
Герой посетил театр, где с удовольствием слушал смелый водевиль и восхищался пением актрисы.
Глава 5
Поприщин наблюдал за домом директора, но не увидел Софи.
Глава 6
Герой мечтал о девушке, и в его больном воображении возникла идея перехватить «переписку» собачек Меджи и Фидельки.
Глава 7
Поприщин пришел к дому, где жили хозяева собачки, которую они звали Фидель. Он нашел их квартиру и забрал оттуда какую-то пачку бумаг, которую принял за «переписку».
Глава 8
Из воображаемой «переписки» Поприщин «узнал» о свадьбе Софи и камер-юнкера Теплова, а также о презрительном отношении девушки к себе.
Глава 9
Герой находился в отчаянии из-за свадьбы Софи и мечтает стать генералом или графом.
Глава 10
Из газет Поприщин узнал, что в Испании возник кризис власти из-за отсутствия короля.
Глава 11
Герой не ходил на работу и продолжил свои рассуждения об испанских делах.
Глава 12
Поприщин вообразил себя испанским королем, объявил об этом Мавре и перестал ходить на работу в департамент.
Глава 13
После перерыва Поприщин пришел в департамент, где подписался именем испанского короля. Затем он проник к Софи и неудачно объяснился ей в любви.
Глава 14
Герой тайно гулял по городу и пытался сшить себе королевскую мантию.
Глава 15
Сшив «мантию», Поприщин ждал депутатов.
Глава 16
Герой беспокоился из-за отсутствия депутатов.
Глава 17
Поприщин попал в психиатрический дом, но вообразил, будто прибыл в Испанию.
Глава 18
Герой приписал лечебные процедуры проискам политических врагов.
Глава 19
Поприщин встретился с главным врачом, которого принял за своего врага.
Глава 20
Герой жаловался на тяжелое лечение и обращался к матери с просьбой забрать его домой.
Кратко об истории создания произведения «Записки сумасшедшего»
Гоголь придумал сюжет для «Записок» в 1832 г. под влиянием рассказов своего знакомого о психологии сумасшедших, а также циклов В. Одоевского «Дом сумасшедших». При написании произведения писатель руководствовался собственным опытом канцелярской службы.
Анализ повести «Записки сумасшедшего» (Н.В. Гоголь)
Автор: Guru · 07.03.2018
В русской литературе довольно часто встречаются персонажи с психологическими расстройствами личности. И произведения Н.В. Гоголя не являются здесь исключением. Он умел проникнуть в человеческую душу, чтобы показать читателю надрывные страдания русского человека. Немного странное видение окружающего мира очень влияло на текст его произведений. Ощущение глубокого отчаяния является одним из важнейших мотивов его творчества. Мир его героев погружен в безумие. Но кто бы мог подумать, что его истории, собранные в цикл «Петербургских повестей», станут некой маленькой энциклопедией «маленького человека», которая откроет читателю дверь в мир, пронизанный болью и одиночеством.
История создания
Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.
Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.
Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.
При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:
Вышла вчера довольно неприятная зацепа по цензуре по поводу „Записок сумасшедшего“; но, слава Богу, сегодня немного лучше; по крайней мере я должен ограничиться выкидкою лучших мест… Если бы не эта задержка, книга моя, может быть, завтра вышла.
Жанр и направление
«Записки сумасшедшего» принято называть повестью из-за среднего объема, концентрации на одной сюжетной линии и определенного количества персонажей, недостаточного для романа и избыточного для рассказа. Она написана в жанре дневниковых заметок, которые главный герой писал на протяжении четырех месяцев.
Направление, в котором писал Николай Васильевич Гоголь, трудно конкретизировать. Литературоведы позже назовут его «гоголевским». Оно возникло именно в тот момент, когда появились «Петербургские повести», в 40-х годах, и послужило почвой для возникновения Натуральной школы. Это одно из условных названий критического реализма, который только начал появляться в русской литературе того времени. Основные черты этого направления:
Композиция
Композиция повести делится на пять частей, в которых довольно остро чувствуется напряжение, нарастающее в душе героя с каждой новой строкой.
Главные герои и их характеристика
Маленький человек – основная тема «Записок». Этот образ не раз фигурировал в «Петербургских повестях». Гоголя особенно волновала эта проблема, так как будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям, имеющим более низкий чин. Когда он приехал в Петербург в 1829 году, то буквально был шокирован существующим неравенством, которое укоренилось в обществе. Он лично познал всю боль человека, которому не хватает денег на новую шинель, или бедственное положение в среде молодых художников, когда посещал рисовальные классы академии художеств.
Именно поэтому Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. И «Записки сумасшедшего» становятся самым трагичным произведением из всего цикла. Все, что происходит с Аксентием Ивановичем, нельзя назвать простым рассказом о жизни бедняка. Это заметки, сквозь которые слышны безумные вопли отчаяния, мольбы о помощи, болезненные переживания. Всё существование главного героя сосредоточенно только в пределах собственной головы. Постоянные угрызения совести, одиночество и бедность заставляют его шагнуть туда, откуда нет выхода. Мир безумия, словно врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. Удивительно, что именно безумие наводит героя на довольно здравые рассуждения о собственном бесправии.
Проблемы
В повести затрагивается ряд довольно важных проблем. И проблема уничижительной бедности является одной из главных. В самом герое заключен протест против несправедливых общественных устоев, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». Ведь именно в такой обстановке многие люди начинают чувствовать себя угнетенными и слабыми. Появляется момент соперничества и сравнения себя с другими, что приводит к тотальной неуверенности в себе. Осуждение и пренебрежение теми, кто занимает не самые престижные должности, в конце концов, может привести к волнениям более серьезным, чем одно происшествие в департаменте Петербурга.
Ещё одна важнейшая проблема – одиночество. Поприщев воплощает в себе это понятие. Он покинут всеми, никто не желает понять его. И Гоголь пытается заострить внимание читателя на том, что любой человек, независимо от его социального статуса и денежного положения, заслуживает участия. В каждом можно попытаться разглядеть светлые черты, каждый заслуживает помощи и поддержки. Однако зачастую люди, проигравшие в лотерею рождения, никому не нужны. И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон, действительно можно сойти с ума.
Смысл
Главная идея произведения заключается в неприятии существующего неравенства и угнетения по отношению к отдельным людям. Общество даже не успевает задуматься над тем, что попрание нравственных устоев может причинить кому-то боль. А боль общественного унижения становится вдвойне хуже, когда человек пытается справиться с ней в одиночку и чаще всего проигрывает в этой неравной битве.
Автор направляет свою основную мысль не только по тропе осуждения несправедливой иерархической системы. Она набредает на другую сторону медали – измельченную в жерновах невежества и зависти личность маленького человека. Ее помыслы так же мелки и суетны, как внутренний мир говорящих собачек. Чего он хочет от жизни? Уподобиться господам, жениться на знатной молодой барышне, войти в избранное общество, что сулит ему уважение и трепет в глазах представителей света. Его ценности фальшивы, ведь в них нет ни истинной любви, ни божественной искры призвания, ни целеустремленности ума. Эти несущественные и поддельные фантомы тоже вносят свою лепту в печальный финал. Добиваясь и желая их, человек теряет себя.
Критика
О новой повести Гоголя критики чаще отзывались доброжелательно. Тогда он уже стал влиятельной и заметной фигурой в литературном мире. К его мнению прислушивались, его произведения охотно издавали. Многие рецензенты разгадали величайший талант мастера и не раз описали его. Конечно, правительственная пресса во главе с Фаддеем Булгариным, та самая «Северная пчела», представленная в тексте книги, саркастически и злобно охарактеризовала новую работу автора, которого и так недолюбливали в официозных кругах.
Но особенно запоминающимся стал положительный отзыв прославленного критика В.Г. Белинского:
Возьмите „Записки сумасшедшего“, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: вы ещё смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и возбуждает сострадание.