Кто что умеет русский язык 4 класс
Русский язык 4 класс. Что должен знать и уметь ребенок по ФГОС
Фонетика и графика
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (в объёме орфоэпического словаря учебника). Использование орфоэпического словаря учебника, других орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значений слова (простейшие случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, устаревших слов (простейшие случаи). Выявление в художественном тексте слов, употребленных в переносном значении, эмоционально-оценочных слов, эпитетов, сравнений, олицетворений (без терминологии). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи
Глагол. Общее значение, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение слова, словосочетания и предложения (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Наблюдение за однородными членами предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах:
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Развитие речи
Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Написание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Изложение (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинение как виды письменной работы.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Предметные результаты усвоения учебного предмета
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать адекватные языковые и неязыковые средства;
— соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи (в объеме изученного) и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников, в том числе при общении с помощью средств ИКТ;
— определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
— создавать небольшие тексты для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
— характеризовать звуки русского языка: гласные ударные —
— безударные; согласные твердые — мягкие, парные — непарные, твердые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
— знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
— пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного);
— выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета; подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
— различать изменяемые и неизменяемые слова, разграничивать однокоренные слова и формы слова;
— определять состав слов с однозначно выделяемыми морфемами (окончание, корень, приставка, суффикс), соотносить состав слова с представленной схемой его строения;
— определять грамматические признаки имен существительных — род, склонение, число, падеж;
— определять грамматические признаки имен прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
— определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
— распознавать глаголы, находить неопределенную форму глагола, определять грамматические признаки глаголов — время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам;
— распознавать наречия как часть речи, понимать их роль и значение в речи;
— устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных признаков;
— различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации); распознавать предложения с однородными членами;
— применять ранее изученные правила правописания:
числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки (в объеме изученного) в собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля;
— безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;
— писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов с учетом изученных правил правописания.
Содержание курса «Русский язык 2 класс» Фонетика и графика Различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных…
Содержание курса Фонетика и графика Различение звуков русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объеме изученного). Определение функции…
Содержание курса Обучение грамоте Фонетика Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление количества и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Различение гласных…
Что такое части речи?
111. Прочитайте. Назовите сказку.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Жили они в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А. Пушкин)
112. Прочитайте загадку. Какие слова пропущены?
Самостоятельные части речи
Часть речи
Что обозначает
На какой вопрос отвечает
кто? что? (ученица, книга)
какой? (интересный)
какое? (высокое)
Количество или порядок предметов при счёте
сколько? (семь) который? (пятый)
Действие или состояние предмета
что делать?
(читать)
что сделать?
(вспомнить)
Указывает
на предмет, но
не называет его
кто? он (мальчик) что? он (дуб)
114. Прочитайте. Спишите.
Утренняя морозная тишь. Кристальный иней блестит бело-синими и розовыми искорками.
Грамматические признаки частей речи
Признаки частей речи
Изменение частей речи
Собственные, нарицательные
Одушевлённые, неодушевлённые
Число
Изменяются по числам
Падеж
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
Изменяются по падежам
Мужской Женский Средний
Изменяются по родам
Время
Настоящее
Прошедшее
Будущее
Изменяются по временам
Лицо
1-е (я, мы)
2-е (ты, вы)
3-е (он, она, оно, они)
116. Прочитайте.
Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина,
А за тучами гуляют
Солнце, звёзды и луна.
Эту чудную картину
Я увидел из окна!
(Ю. Мориц)
118. Прочитайте.
119. Прочитайте. Спишите.
Цветная вьюга листопада —
Предзимья пышный карнавал.
(Л. Татьяничева)
120. Прочитайте.
121. Прочитайте выразительно.
Часы идут за днями дни.
Часы бегут за веком век.
— Куда торопитесь, часы? —
Спросил однажды человек.
Часы ужасно удивились.
Задумались. Остановились.
(А. Усачёв)
122. Прочитайте.
Кто что умеет
1. Сурок — мастер спать! (За)ляжет (в)норку (с)осени и спит (без)просыпа (до)весны. 2. Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить. 3. Ящерица-круглоголовка (в)одну секунду (за)рылась (в)песок. 4. Песчаный удавчик умеет ползать (под)песком так же легко, как рыба плавать (в)воде.
Произносите слова правильно:
шесть [т’]
шестнадцать [сн]
семь [м’]
семнадцать [м]
восемь [м’]
восемнадцать [м]
123. Рассмотрите запись чисел и букв. Расшифруйте правило правописания имён числительных от пяти (5) до двадцати (20) и числительного тридцать (30).
Кто что умеет?
(За)ляжет (в)норку (с)осени и спит (без)просыпа (до)весны.
2. Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить.
Спишите, раскрывая скобки.
Заляжет в норку с осени и спит без просыпа до весны.
2. Жёлтый суслик может
девять месяцев в году не есть и не пить.
Спишите, раскрывая скобки.
Как правильно писать?
Как правильно писать?
Не есть, или неесть?
Заляжет в норку с осени и спит без просыпа до весны.
Жёлтый суслик может девять месяцев в году не есть и не пить.
Песчаный удавчик умеет ползать под песком так же легко как рыба плавать в воде.
Задание : подеркните глаголы неопределёной формы.
Укажи время других галоголов.
Подчеркнуть глаголы в неопределенной форме?
Подчеркнуть глаголы в неопределенной форме.
Указать время других глаголов.
Заляжет в норку с осени и спит без просыпа до весны.
Желтый суслик может девять месяцев в году не есть и не пить.
Песчаный удавчик умеет ползать под песком так же легко, как рыба плавать в воде.
Сурок мастер спать?
Сурок мастер спать!
Заляжет в норку с осени и спит без просыпа до весны.
Желтый суслик может девять месяцев в году не есть и не пить.
Песчаный удавчик умеет ползать под песком так же легко, как рыба плавать в воде.
Подчеркни глаголы в неопределенной форме.
Укажи время других глаголов.
Разберите слово Песчаный как часть речи ( морфологический разбор.
Прочитайте?
Заляжет в норку с осени и спит без просыпа до весны.
2. Жёлтый суслик может девять месяцев в году не есть и не пить.
4. Песчаный удавчик умеет ползать под песком так же легко.
Как рыба плавать в воде.
Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
(За)ляжет (в)норку (с)осени и спит(без)просыпа (до)весны.
Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить.
Песчаный удавчик умеет ползать (под)песком так же легко, как рыба плавать (в)воде.
Спишите раскрывая скобки.
Подчеркните глаголы в неопределенной форме.
Укажите время других глаголов.
(За)ляжет (в)норку (с)осени и спит (без)просыпа (до)весны.
Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить.
Песчаный удавчик умеет ползать (под)песком так же легко, как рыба плавать (в)воде.
И можно плиз определить время глаголов.
Падеж у существительных.
(СРОЧНО?
(За)ляжет (в)норку (с)осени и спит (без)просыпа (до)весны.
2. Жёлтый суслик может девять месяцев (в)году (не)есть и (не)пить.
4. Песчаный удавчик умеет ползать (под)песком так же легко, как рыба плавать (в)воде * Спишите, раскрывая скобки.
Докажите, что вы правильно выполнили задание.
* Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
Укажите время других глаголов.
Боец взял, Э и выпалил со всей мощи из пушки.
Чист, нарисован, остроконечен.
Сколько в слове гласных столько и слогов.
Ь мощь грудью рельеф скамья лосьон убьет бурьян вьюга волчья овечья лисьих ъ съесть подъезд объявление объяснение.
Я бул в деревне каталсся на велике и гулял ( дальше просто опиши сто происходит).
Викторина по русскому языку 4 класс
В подборку включены вопросы и увлекательные задания для проведения викторины по русскому языку в 4 классе.
Разминка викторины
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.
2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?
3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?
4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.
5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?
6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.
7. Есть ли в русском языке приставка «з»?
8. Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть.
9. Является ли местоимение частью речи?
Ответы: 1. Снегопад, соковыжималка, водокачка, самосвал, ледокол, мухомор, кофеварка, вертолет. 2. Т. п. 3. «я», «и» 4. Сущ., прил. 5. Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров. 6. «ый», «ый», «ая», «ое» 7. Нет. 8. Доблестный, свистнул, тростник, лестница, устные, хрустнуть. 9. Да. Автор: Анна Круглова
Стихотворные загадки о русском языке для 4 класса
Если действие прошло,
Если действие сейчас,
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет. (Время)
Конфета в вазе была одна.
Мама насыпала, стало полно.
Ответьте же мне на вопрос, детвора,
Что у конфет изменилось? (число)
Если третье — «Он», «Они»,
А второе если, значит,
«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)
Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется. (приставка)
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся.
Как называются? Кто догадался? (Синонимы)
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Ты ответишь — «храбрость»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? (Подлежащее)
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Мы давно позабыли такие слова:
«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем. (устаревшие)
Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова.
Собираются звуки в. (слова)
Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем. (фразеологизмом)
«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это. (падежи)
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так. (служебные)
Что означают эти крылатые выражения?
Нужно раскрыть смысл крылатых выражений. Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы:
Разгадайте ребусы
Ответ: падеж
Ответ: спряжение
Ответ: глагол
Вопрос с подвохом
Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, страус не умеет разговаривать)
Игра «Гонка за лидером»
Учитель задает вопросы, команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда.
Словообразование
Кто что умеет русский язык 4 класс
Упражнение 224. Прочитайте.
1. Мир освещается (солнце), а человек (знание). 2. (Язык) не спеши, а (дело) не ленись. 3. С (ложь) правда не дружит. 4. Не гонись за (красота), тянись за (разум). 5. С (песня) работать легче. 6. В лицо мороз дохнёт, глаза (иней) обведёт. 7. Назвался (груздь) — полезай в кузов.
• Спишите, ставя имена существительные из скобок в форму творительного падежа. Выделите окончания, укажите склонение этих имён существительных.
1. Мир освещается солнц ем (2скл.), а человек знани ем (2 скл.). 2. Язык ом (2 скл.) не спеши, а дел ом (2 скл.) не ленись. 3. С ложь ю (3 скл.) правда не дружит. 4. Не гонись за красот ой (1 скл.), тянись за разум[ом] (2 скл.). 5. С песн ей (1 скл.) работать легче. 6. В лицо мороз дохнёт, глаза ине ем (2 скл.) обведёт. 7. Назвался грузд ем (2 скл.) — полезай в кузов.
• Объясните смысл последней пословицы. Составьте текст на эту тему. Подготовьтесь его рассказать.
Упражнение 225. Прочитайте. Составьте словосочетания из данных слов и имён существительных в творительном падеже.
• Запишите составленные словосочетания, выделите окончания имён существительных.
• Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Упражнение 226. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятую.
Вот з..ма пр..шла сер..брист..я
Белым снег..м зам..ла поле чист..е.
(Р. Кудашева)
• Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетание с именем существительным в творительном падеже.
• Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Р. Кудашева