Кто думает что он писатель или поэт
Кто такие писатели и поэты? Для кого и для чего мы пишем?
Кто такие писатели и поэты? Для кого и для чего мы пишем? (размышления автора)
Я часто задавала себе эти вопросы, но однозначного ответа, который бы расставил всё по своим местам, так и не нашла. Рассуждать мысленно – легко, по крайней мере, легче, чем изложить все «за» и «против» на бумаге.
Благо, технический прогресс подарил человечеству компьютер. Можно запросто стереть и набрать заново. Удобно, согласитесь?
Почему же тогда, когда хочется написать стихотворение, я всегда беру в руки тетрадь и ручку? Почему не могу сразу напечатать текст?
Наверное, потому что иначе пропадёт волшебство. Именно волшебство, не смейтесь, по-другому нельзя назвать те чувства, те томления, те поиски рифмы, которые овладевают поэтом во время творческих исканий:
Голову, сжав руками,
Чуда я жду с нетерпеньем,
Вы посудите сами
Нужно лишь только везенье.
Нужно немного удачи
И красоты от Бога.
Чуда всё нет, я тоскую;
Видели вы такую?
Вроде никто не обидел
(Даже немного странно).
Мне бы спуститься ниже;
Чудо уж очень туманно.
Взгляд мой, скользя, уходит
В необозримые дали,
Кто там по небу ходит?
Чуда Вы не видали?
Вернёмся к вопросам, поставленным вначале. Итак, для кого мы пишем?
Для себя, друзей, родителей, коллег по работе, любимых и т.д. – скажете Вы.
Получается, мы пишем для людей. Все они разные, поэтому человеку, который взялся за перо, следует учесть вкусы, предпочтения и потребности той категории читателей, для которой он будет писать.
В Древнем Риме утверждали: «Люди хотят хлеба и зрелищ». Именно зрелищ, условно говоря, ожидает каждый, кто открывает книгу, газету, журнал, web-сайт и ваша задача дать каждому то, что заставило бы его в следующий раз открыть ваше творение. Каким образом привлечь на свою сторону как можно больше читателей?
Я думаю, прежде всего, искренностью. Если вы с самых первых строчек убедите человека, что сами верите в то, что написали, то аудитория вам обеспечена. «Не надо придумывать небылиц, если только вы не писатель фантаст, пишите о том, что чувствуете, о том, что знаете, о том, что помните»,- говорил один известный журналист. Наверное, он прав. Хотя, как же быть с мечтами и фантазиями?
Соединяя два противоположных конца – реальную историю с иллюзией, получается захватывающая книга или статья. Попасть в точку соприкосновения – значит, обеспечить успех своему творчеству.
В конце, хочу привести свою миниатюру «Что-то случилось», которая попала в ту самую точку (судя по рейтингам) : )
Люди, может, это с нами что-то случилось, ответьте?
Рецепта, как попасть в ту самую точку, думаю, нет. Для каждого из нас он свой.
На творческих сайтах писатели (не важно любители или профессионалы) могут быть самими собой, писать независимо от предпочтений публики. Хотя, есть одно НО: если мы хотим, чтобы ниши произведения читали люди, разумеется, следует создавать тот продукт, который будет востребован. Получается, полной свободы мы так и не достигли. Есть ли она вообще?
Зачем нужна такая «свобода», если она обрекает на одиночество, непонимание и забвение?
Рассуждать на вечные темы можно очень много и долго, но я сказала всё, что считала нужным на данный момент.
Конечно, мне интересно послушать, что думают все авторы творческих сайтов, читатели, критики, рецензенты! : )
Желаю вам удачи и вдохновения!
С уважением,
Ирина
Поэт на Красной площади
Поэт в России больше не больше, чем поэт?
Дмитрий Бак: Литература и чтение отходят на второй план, уступают место визуальным носителям информации, а сам текст превращается в набор информационных сигналов или «информационный шум». Между тем художественный текст строится на многосмысленности, он рассчитан на неоднократное прочтение, от которого мы почти отвыкли. Когда-то одно из моих интервью получило название «Восемь строк Фета изменят ваш мозг». Оно показалось мне очень точным. Только навык чтения и понимания сложных художественных текстов позволит поддержать наш традиционный литературоцентризм. Иначе в силу войдет иное присловье: «Поэт в России больше не больше, чем поэт».
Крошки Ру
Оказали ли компьютерные технологии воздействие на сегодняшнее поэтическое творчество и на восприятие поэзии? На портале Стихи.ру сегодня проживает более 800 тысяч стихотворцев. Потенциально их стихи может прочитать огромная аудитория, да они и сами себе аудитория. Можно ли считать, что она-то и заменила стадионы, которые собирались в 60-е годы? Или это просто торжество графомании?
Дмитрий Бак: Технологии влияют только на распространение любых текстов, но сама природа поэтического творчества и восприятия поэзии пока остается прежней. Имитировать поэзию стало гораздо легче, но эти имитации имеют безусловное право на существование, они имеют этакий терапевтический, «аутотренинговый» характер. Моя бабушка говорила: «Пусть лучше на гитарах бренчат, чем вино по подъездам пьют».
В Сети всегда рядом тексты Платона, Канта и тысячи тонн словесной руды, откровенный мусор. В этих условиях возрастает роль квалифицированных и авторитетных экспертов, но не просто привыкших бубнить навязшие в зубах мантры о высокой литературе, а способных доходчиво объяснить, где зерна, а где плевелы. Кстати, в этом основная задача моего университетского преподавания. Я стараюсь не просто и не только филологов готовить к профессиональной карьере, а способствовать умению слышать и чувствовать сложный литературный текст.
Алексей Варламов: И все-таки я бы не назвал вседозволенность интернета торжеством графомании. Там свои жесткие законы, и пробиться, сделать так, чтобы негромкий голос настоящего поэта и его жизнь стали интересны другим людям, очень непросто.
Все это очень интересно, но остались ли какие-то критерии для отделения «овец» от «козлищ», поэтов от графоманов?
Изволите писать?
Вадим Полонский: Что значит «доверять»? Дух дышит, где хочет. Разве не в «частных школах», студиях и цехах формировалось многое из великого искусства Средневековья и Ренессанса? И разве это мешало университетам и академиям? У последних своя задача: формирование системного мастерства. Эту функцию достойно исполняет и Литературный институт.
Не только классика
В чем сегодня основная задача академических институтов, связанных с литературой, а также музеев и крупных библиотек? Только освоение классического наследия или современных писательских практик тоже?
ГМИРЛИ уделяет внимание не только классическому прошлому, участвует в десятках крупных литературных проектов, от фестиваля «Красная площадь» до премии «Большая книга» и от «Биеннале поэтов в Москве» до «Литературного экспресса».
Мария Веденяпина: В современной библиотеке тоже не только выдают книги. Библиотека реализует просветительские проекты, участвует и сама организует фестивали и ярмарки. К сожалению, в региональных библиотеках современная детская литература почти отсутствует. Специалисты плохо ее знают и при выборе книг отдают предпочтение проверенной классике. Кроме того, тиражи у изданий современных авторов сравнительно небольшие. В итоге эти книги зачастую не доходят до регионов.
Колхозы и частники
Нужны ли писательские союзы, которые сегодня находятся в разобщенном состоянии и нередко враждуют друг с другом? Есть ли смысл в воссоздании единого Союза писателей? Нужно ли бороться за сохранение литературных журналов и в чем сегодня их смысл?
Алексей Варламов: У Союза писателей неоднозначное прошлое, но сегодня это именно прошлое. Если раньше литература напоминала большой колхоз и не вступавших в него по принципиальным соображениям единоличников, то сегодня она распалась на множество частных хозяйств. Собирать опять всех воедино? Но многие ли на это согласятся? Особенно те, кто прочно стоит на земле. Помню, имел счастье поспорить на эту тему с Евгением Евтушенко, который приложил в свое время немало усилий, чтобы Союз писателей развалить, а двадцать лет спустя решил его воссоздать. Но мне будет очень жалко, если толстые литературные журналы уйдут из нашей жизни. Конечно, литература в значительной степени переместилась в книжные издательства, но журналы важны для молодых авторов, для открытия новых имен, для развития региональной литературы.
Мария Веденяпина: Писательские союзы все равно будут существовать. Главное, чтобы они приносили пользу, а не становились площадками для бесконечных конфликтов. И литературные журналы рано сбрасывать со счетов. Многие произведения, которые мы встречаем в лонг- и шорт-листах ведущих премий изначально вышли в «толстяках». Жаль, что почти нет детских литературных журналов, которые могли бы отбирать лучшие образцы произведений для детей.
Какова роль государства в развитии литературы? Должно ли оно вмешиваться в этот процесс? Допустима ли цензура, даже в ее мягких формах? Насколько перспективна система грантов для молодых писателей и на основе каких критериев они могут выдаваться?
Разница между поэтом и писателем
Мир художественной литературы, ее образный строй и богатый язык рождаются благодаря творчеству писателей и поэтов. Для большинства читателей не составляет труда определить, поэтическое произведение или прозу содержит понравившаяся книга. И уж если она написана стихами, то ее автор, конечно же, поэт. Писатели пишут прозу – это всем хорошо известно. Но кто они, поэты и писатели?
Определение
Поэт – автор стихотворений, поэм и других поэтических произведений. В более широком значении поэт — творческая личность, наделенная способностью воспринимать мир в поэтических образах и воссоздавать их в стихотворных жанрах.
Писатель – создатель прозаических произведений, особой художественной реальности, в которой события, герои, их действия и суждения являются отражением мировосприятия автора, представленного читателям в виде творчески переосмысленной картины бытия.
Сравнение
Провести четкую грань между поэтическим творчеством и даром воплощать авторскую идею в образах прозаического произведения невозможно. В поэзии и прозе природа художественного слова проявляется одинаково, хотя поэт и писатель по-разному используют его неограниченные возможности.
Поэт апеллирует к чувствам читателя. В его творческом арсенале — многоплановость трактовок, неоднозначность суждений, возможность свободной читательской интерпретации душевных переживаний лирического героя.
Ритмическая организация поэтических текстов, будь то небольшое лирическое стихотворение или эпическая поэма, обладает особой силой воздействия: она способна многократно усилить эмоциональный фон восприятия поэтических символов.
В поэтическом творчестве используются приемы с применением сложных тропов и особых средств художественной выразительности: метафор, необычных сравнений, аллегорий, благодаря которым у читателя рождается собственный ассоциативный ряд образов, и он, наряду с поэтом, чувствует себя соавтором произведения.
Для писателя главная задача – показать событие как мотив поведения героя, заставить персонажей совершать поступки, раскрывающие их характеры и обнажающие скрытые стороны внутренней жизни. Высокохудожественная проза всегда лаконична, логична и последовательна, поэтому талантливый автор не станет перегружать текст своего произведения сложными метафорами и близкими к поэтической речи оборотами.
Автор или писатель?
С любопытством выслушает ваши мнения художник, поэт, фотограф и писатель Лена Ершова )
В ходе обсуждений вспомнилась детская песенка. Пожалуй, добавлю ее сюда:
46 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Слышала мнения, мол художник тот, кто выставляется и продаётся, писатель тот, кто издаётся и тоже продается. Про остальных мастеров и прочих деятелей искусства то же самое. Видимо поэтому многие стесняются назвать себя по призванию ))
Попробовала обобщить:
1. Понятие «автор» может применяться как родовое (более общее), по отношению к видовому (более узкому) понятию «писатель», например:
«Это результат активности творческих коллективов и отдельных авторов (писателей, художников, фотографов, кинематографистов, композиторов и т.п.)»
2. Понятие «автор» употребляется, когда требуется подчеркнуть отношение писателя к конкретной книге (книгам), художника – к конкретной картине и т.п.:
Понятие «писатель» употребляется, когда речь идет о лице, занимающемся писательской деятельностью (вообще, а не по отношению к какой-то книге).
Где грань, за которой начинается писатель – вопрос дискуссионный. Кто-то считает, что писателем может считаться лишь тот, кто занимается этим профессионально, кто-то – тот, чьи работы изданы, кто-то – тот, кто зарабатывает этим деньги, и т.д.
Я тоже думала, что смогу назвать себя писателем, когда издамся. Случилось, но «автор» никуда не делся.
Катя Зазовка, в моем случае дело не в гордости, а в конкретике
Паоло Ромеро, ух елки моталки! дело все усложняется)
Не расскажут в школе! Известные писатели-тираны – от Толстого до Успенского
Эдуард Успенский
Не одно поколение выросло на детских рассказах писателя Эдуарда Успенского. «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот», «Гарантийные человечки» (по этому рассказу снят мультфильм «Фиксики») – все эти произведения любят как дети, так и взрослые.
Никто не мог поспорить с величием Эдуарда Успенского. Уход писателя из жизни стал трагедией для страны.
Однако всё изменилось в один миг. Несколько недель назад дочь сказочника Татьяна Успенская послала в газету «Собеседник» открытое письмо, в котором обвинила отца в насилии и жестокости. Поводом для такого признания стало решение назвать премию для детских писателей именем Успенского, чему Татьяна попыталась помешать.
Признание дочери вызвало скандал и многочисленные комментарии близких друзей и родственников писателя. Бывшая жена драматурга Элеонора Филина подтвердила слова Татьяны. Женщина рассказала, что и она, и дети подвергались нападкам и избиениям со стороны Успенского.
Были и те, кто оправдывал поведение писателя. Борис Грачевский и Григорий Остер посчитали литературные заслуги Успенского весомее его злодеяний.
К слову, премия всё же была названа именем писателя.
Норман Мейлер
Знаменитый американский писатель Норман Мейлер наиболее известен своим романом о Второй мировой войне «Нагие и мертвые». Также мужчина был талантливым журналистом и кинорежиссером.
Однако в жизни писателя случались и чудовищные моменты. Например, однажды на благотворительном вечере Норман Мейлер был расстроен отсутствием некоторых приглашенных. Журналист перебрал с алкоголем и затеял драку с гостями. Супруга драматурга попыталась унять его, но Мейлер разозлился и ударил ее дважды ножом в грудь.
Врачам удалось спасти супругу Нормана. После происшествия писателя на некоторое время отправили в психиатрическую больницу.
Уильям Голдинг
Многие знают Уильяма Голдинга как автора романа «Повелитель мух». В произведении он обличает человеческую жестокость, пороки и слабости, поднимает тему нравственности и человечности.
Несмотря на то что Голдинг понимал природу человека и осуждал поступки общества в своем романе, сам он был не лучшим примером для подражания.
В своих мемуарах американский писатель признался в педофилии. В восемнадцатилетнем возрасте юноша пытался изнасиловать 15-летнюю девушку, свою первую любовь. Однако, когда она начала биться и кричать, Голдинг очнулся и отпустил жертву.
Также известно, что после окончания университета писатель устроился работать школьным учителем. Тяга к жестокости не отпускала драматурга. Уильям не раз проводил опыты над своими учениками и стравливал их.
Ужасная натура мучила писателя, но он не мог ей противостоять. До конца своих дней Уильям Голдинг считал себя монстром.
Иван Бунин
Великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин – нобелевский лауреат, талантливый поэт и переводчик. Однако были у его жизни и темные стороны.
Бунин был женат на Вере Муромцевой, которая вместе с ним пережила многие невзгоды – миграцию, бедность. Но поэт не ценил жертвенность супруги и заводил романы на стороне один за другим. Вера страдала, но боялась возразить гению. Одной из любовниц Бунина стала Галина Кузнецова – девушка, которая была на 30 лет младше писателя.
Любовники страдали от разлуки, поэтому Бунин принял чудовищное решение – перевез любовницу жить к себе в дом. Супруге Бунин объяснил, что Галина – его ученица. Жена понимала, что это – обман, но ей пришлось принять девушку и скрывать свои душевные переживания.
«Счастливая жизнь» Бунина прервалась, когда Галина нашла себе новое увлечение – она влюбилась в оперную певицу Маргу Степун. Поэт тяжело переживал расставание, однако в военные годы Галина вернулась, причем со своей избранницей. Дом Веры и Ивана Бунина стал пристанищем еще для двух женщин.
Михаил Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков написал всемирно известный роман «Мастер и Маргарита» и вложил в него много поучительных мыслей. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», – писал автор.
Однако несмотря на глубокое понимание мира и человеческих пороков, сам Булгаков вполне мог предстать перед Воландом.
Первая жена писателя Татьяна Лаппа достаточно настрадалась за годы совместной жизни. Во время войны Булгаков работал врачом. В этот период он начал употреблять морфий для облегчения аллергии на антидифтерийную сыворотку.
Татьяна не сдавалась и в конечном счете помогла Булгакову справиться с зависимостью. Но через некоторое время брак распался из-за новой любви писателя.
Лев Толстой
Как и произведения двух предыдущих героев, романы Льва Николаевича Толстого запали нам в душу ещё в школе. Из них мы узнавали, что такое настоящая дружба, любовь и семья. Однако смог ли гений следовать своим идеалам по жизни?
По правде говоря, семье Толстого приходилось мириться с тяжёлым характером писателя. Больше всего доставалось супруге — Софье Берс. Автор «Войны и мира» держал жену в полной изоляции от внешнего мира. Она одна следила за хозяйством — вела бухгалтерию, растила детей, убирала дом, переписывала от руки труды Толстого.
Виктор Гюго
Французский писатель Виктор Гюго, подаривший нам романы «Собор Парижской Богоматери» и «Отверженные», как и другие герои нашей статьи, отличался жестокостью.
Будучи женатым человеком, писатель завёл любовницу — Жюльетту Друэ. Можно предположить, что снова все страдания пришлись на долю жены, однако досталось и любовнице.
Писатель страшно ревновал девушку и фактически запер ее в доме, где она прожила 50 лет затворницей. «Никто не имеет права бросить в вас камень, кроме меня», – говорил своей пленнице Гюго. Писатель выделял девушке небольшие суммы денег, которых хватало только на еду.
Помимо жены и Жюльетты у автора было еще много других женщин.