Кто говорил что возьмет да и пропьет свой последний ум
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1. … мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей?
2. …утверждала, что есть люди песьими головами, что «огненного змия стали запрягать…для ради скорости»?
3. …при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался?
4. …поет песню о том, как жена мужу взмолилась чтобы не губил он её до вечера, а дал уснуть малым детушкам?
5. … утверждал, что Литва на нас с неба упала?
6. …имел образование, так как учился в коммерческой академии, а беспрекословно подчинялся самодуру?
7. …обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина : «я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?
8. …довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства.
9. …говорил. что он возьмёт да и пропьёт свой последний ум и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится?
10. …сожалела о том, что не птица она, а «так бы разбежалась, подняла руки и полетела»?
1. Механик-самоучка Кулигин.
2. Странница Феклуша.
4. Конторщик Дикого Кудряш.
5. Один из гуляющих.
6. Племянник Дикого Борис.
8. Купчиха Кабанова (Кабаниха)
10. Катерина, жена Тихона.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная работа будет интересна для использования на уроке литературы в 10 классе в начале работы над пьесой А.Н. Островского » Гроза». Вопросы помогут проверить глубину и знание текста. Можно использовать не только на уроке литературы, но и при подготовке учащихся к ЕГЭ. Цитаты можно брать и для написания сочинения.
Номер материала: ДБ-630956
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Гроза (12 стр.)
Кулигин. Как бы нибудь, сударь, ладком дело-то сделать! Вы бы простили ей, да и не поминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха!
Кабанов. Уж что говорить!
Кулигин. Да уж так, чтобы и под пьяную руку не попрекать. Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди – лучше всякой.
Кабанов. Да пойми ты, Кулигин: я-то бы ничего, а маменька-то… разве с ней сговоришь.
Кулигин. Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить.
Кабанов. Что ж мне, разорваться, что ли! Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится.
Кулигин. Эх, сударь! Дела, дела! Ну, а Борис-то Григорьич, сударь, что?
Кабанов. А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды.
Кулагин. Ну, что же он, сударь?
Кабанов. Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали, – молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет.
Кулигин. Хороший он человек, сударь.
Кабанов. Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется. Ну, да мало ли чего! Будет с него. Враг ведь он мне, Кулигин! Расказнить его надобно на части, чтобы знал…
Кулигин. Врагам-то прощать надо, сударь!
Кабанов. Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет. Так, братец Кулигин, все наше семейство теперь врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу. Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, – взяла да и ушла.
Кулигин. Куда ушла?
Кабанов. Кто ее знает. Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, – говорит, – хуже будет!» Вот так и вышло. Что ж мне теперь делать, скажи ты мне? Научи ты меня, как мне жить теперь? Дом мне опостылел, людей совестно, за дело возмусь – руки отваливаются. Вот теперь домой иду: на радость, что ль, иду?
Входит Глаша.
Глаша. Тихон Иваныч, батюшка!
Кабанов. Что еще?
Глаша. Дома у нас нездорово, батюшка!
Кабанов. Господи! Так уж одно к одному! Говори, что там такое?
Глаша. Да хозяюшка ваша…
Кабанов. Ну что ж? Умерла, что ль?
Глаша. Нет, батюшка; ушла куда-то, не найдем нигде. Сбились с ног искамши.
Кабанов. Кулигин, надо, брат, бежать искать ее. Я, брат, знаешь, чего боюсь? Как бы она с тоски-то на себя руки не наложила! Уж так тоскует, так тоскует, что ах! На нее-то глядя, сердце рвется. Чего же вы смотрели-то? Давно ль она ушла-то?
Глаша. Недавнушко, батюшка! Уж наш грех, недоглядели. Да и то сказать: на всякий час не остережешься.
Кабанов. Ну, что стоишь-то, беги?
Глаша уходит.
И мы пойдем, Кулигин!
Сцена несколько времени пуста. С противоположной стороны выходит Катерина и тихо идет по сцене.
Явление второе
Входит Борис.
Явление третье
Катерина и Борис.
Борис(не видя Катерины). Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она? (Оглядывается.)
Катерина(подбегает к нему и падает на шею). Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.)
Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.
Катерина. Ты не забыл меня?
Борис. Как забыть, что ты!
Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?
Борис. За что мне сердиться?
Катерина. Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.
Борис. Полно, что ты! что ты!
Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?
Борис. Еду.
Катерина. Куда едешь?
Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.
Катерина. Возьми меня с собой отсюда!
Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.
Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.
Борис. Что обо мне-то толковать! Я – вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?
Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.
Борис. А муж-то?
Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.
Борис. Тяжело тебе, Катя?
Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!
Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!
Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увядать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня…
Борис. Что ты, что ты!
Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала…
Борис. Не застали б нас здесь!
Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать… Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.
Борис. Время мне, Катя!
Катерина. Погоди, погоди!
Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?
Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.
Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!
Катерина. Постой, постой! Дай мне поглядеть на тебя в последний раз. (Смотрит ему в глаза.) Ну, будет с меня! Теперь бог с тобой, поезжай. Ступай, скорее ступай!
Борис(отходит несколько шагов и останавливается). Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе.
Тест на знание содержания пьесы А. Островского «Гроза»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по драме А.Н. Островского «Гроза».
Кто из героев драмы «Грозы»
1. …мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей?
3. …при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирипел и ругался?
4. …утверждал, что «Литва на нас с неба упала»?
5. … будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру?
6. …обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?
7. …довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства?
8. …говорил, что возьмёт да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучается?
9. «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив»?
10. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт»?
13. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»?
14. «Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны»?
15. «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьёт. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться – то поскорей»?
16. «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»?
17. «»Положим, хоть у неё муж и дурак, да свекровь-то больно люта»?
18. «Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давече утром плакать принялась, так и рыдает»?
1. Кулигин, механик-самоучка.
2. Странница Феклуша.
4. Один из гуляющих.
5.Племянник Дикого Борис.
9. Борис о Кулигине.
13.Кулигин о Кабанихе.
14.Катерина о Кабанихе.
15.Варвара о Тихоне.
16.Борис о самодурах-купцах.
17.Кудряш о Тихоне и Кабанихе.
18. Варвара о Катерине после того, как вернулся Тихон.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-250353
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Литературные диктанты
А.Н.Островский «Гроза»
1. Изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей мечтал__________.
2. Утверждала, что есть люди с песьими головами, что « огненного змия стали запрягать… ради скорости,_________.
3. Довела дочь до бегства из дома, сына – до абсолютного безволия, а невестку – до самоубийства __________.
4.Приупоминании о том, что должен кому-то отдать долг, свирепел и ругался _________.
5. Говорил, что он возьмёт и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, дураком, мучится,________.
И.А.Гончаров. «Обломов»
3. Почти всё время проводил на лежанке, погружённый в дремоту, ______.
4. Начертил в порыве восторга имя своей любимой на столе, покрытом пылью, ________.
5. Имел фамилию от глагола «вытягивать», что соответствовало его должности и характеру, _________.
И.С.Тургенев. «Отцы и дети»
3. Утверждал, что «все люди друг на друга похожи как телом, так и душой»,_________.
4. Влюбился в женщину с загадочным взглядом и десять лет прожил бесцветно, бесплодно и быстро»_________.
5. Назвала Базарова хищным, а Аркадия Кирсанова ручным _________.
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Лирика
1. В 15 лет Ф.И.Тютчев – студент Московского университета, а в 17 лет – русский посол в __________.
2. Примером философской лирики является стихотворение Ф.И.Тютчева «Два _________».
3. Тютчев интересовался философскими взглядами Шеллинга и _______.
4. А.Фет долго боролся за то, чтобы вернуть себе фамилию отца __________.
5. А.Фет считается непревзойдённым певцом _________ и ___________ в русской лирике.
М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города», сказки.
1.Органчик, способный произносить слова «разорю» и не потерплю», была у ________.
2. Желудок, в котором, как в могиле, исчезали всякие куски, был у_______.
3. Основателем города Глупова было племя ___________.
4. Действовал сначала «по возможности», потом по принципу «хоть что-нибудь», затем «применительно к подлости» _________.
5. Въехал в город на белом коне, сжёг гимназию и устранил науки _________.
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
1. Церемония гражданской казни на Семёновском плацу состоялась 22 декабря ________года.
2. Ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами – это _______.
4. Небольшую комнату…с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах занимала ________.
Л.Н.Толстой. «Война и мир»
1. Лев Толстой родился в _________ году.
2. Стремился женить своего сына на богатой княжне Марье ________.
3. В партизанской отряде Денисова «был самым полезным и храбрым человеком»________.
4. Думал завоевать военную славу не получением наград при штабе, а своей храбростью в бою ________.
5. Приказал вновь забросать снегом расчищенную дорогу _________.
А.П.Чехов. «Вишнёвый сад»
1. Съел сразу полведра огурцов ________.
2. Говорил: «Вся Россия – наш сад!» ________.
3. При отъезде в запертом доме забыли __________.
4. Прозвище «двадцать два несчастья» имел ________.
5. Обращался к шкафу с торжественной речью __________.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Автор в друзьях: 2
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Контрольная работа по творчеству А.Н.Островского.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Контрольная работа по творчеству А.Н.Островского
1. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды. Какой именно:
а) помещечье-дворянской б) купеческой в) аристократической г) народной
2. Кто сказал об Островском: «Если это не минутная вспышка, то этот человек есть талант огромный. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю номер четвертый»?
3. Статью «Луч света в тёмном царстве» написал:
а) Н.Г.Чернышевский б) В.Г.Белинский в) И.А.Гончаров г) Н.А.Добролюбов
4. Творчество Островского можно условно разделить на 3 периода. Найдите соответствие названий произведений и основных конфликтов, положенных в их основу.
1 период: создание резко отрицательных образов
2 период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России, о разорившихся дворянах и дельцах нового типа
3 период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализма, о разночинцах, артистах.
а) «Бешеные деньги» б) «Свои люди – сочтёмся!» в) «Беприданница»
5. Заполните схему « Система образов в пьесе А.Н.Островского «Гроза» :
2) смирившиеся __________________________
3) приспособившиеся ____________________
4) Имеющие своё мнение _______________
6. Сатирическое обличение соединяется в пьесе «Гроза» с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор:
а) Катерину б) Тихона в) Варвару г) Бориса
7. Кого Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»:
а) Варвару б) Катерину в) Тихона г) Кулигина
8. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины является проявлением:
а) духовной силы и смелости
б) духовной слабости и бессилия
в) моментного эмоционального взрыва
9. Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
а) Борис б) Кулигин в) Варвара г) Тихон
10. Кто из героев драмы А. Н. Островского «Гроза» носит «говорящую» фамилию, напоминающую фамилию знаменитого русского изобретателя?
11. В речи героев присутствует (найдите соответствие):
а) церковная лексика, насыщенная устаревшими словами, просторечием
б) народно-поэтическая, эмоциональная лексика
в) мещанско-купеческое просторечие, грубость
г) литературная лексика, научные слова
1.Катерина 2. Кулигин 3. Кабаниха 4. Дикой
12. Найдите соответствие приведённых характеристик героям пьесы «Гроза»:
а) «Кто ж …угодит, коли у…вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится…А беда, коли по утру…кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.»
б)»Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом ест».
1. Кабаниха 2. Дикой
13. Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко её характеризующие: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
а) Варвара б) Катерина
14. “Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак”. Эти слова принадлежат:
а) Борису; б) Шапкину; в) Кулигину.
15.Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:
а) будет почтителен к дяде;
б) получит хорошее образование;
в) покажет себя способным купцом.
16. Кто в пьесе мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных?
17. Кто говорил, что возьмёт да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, дураком, и мучится?
18. Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать:
а) эпизод расставания Катерины с Тихоном
б) прощание с Борисом
в) признание Катерины перед жителями города в неверности мужу
2. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А.Н. Островского «Гроза»:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да
бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».