Кто и что в русском языке живое и неживое

Особенности одушевленных и неодушевленных существительных

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Одушевлённость — постоянный грамматический признак существительного.

Все существительные в русском языке делятся на:

Одушевлённые существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевлённые существительные — на вопрос «что?».

К одушевлённым существительным относятся слова, обозначающие:

Чаще всего одушевлённые существительные мужского или женского рода.

Неодушевлённые существительные обозначают:

Определяя, одушевлённость существительного, важно обращать внимание на контекст.

По полю бегут лисички. — Слово «лисички» здесь одушевлённое, так как обозначает животных.

Как определять одушевленность и неодушевленность

В первую очередь определить, одушевлённое перед нами существительное или нет, можно, задав к нему вопрос «кто?» или «что?». Но иногда сделать это сложно.

Если одушевлённость существительного вызывает сомнения, нужно обратить внимание на грамматические признаки:

Чтобы определить одушевлённость имени собственного, можно заменить его нарицательным.

Фёдор — мальчик — одушевлённое существительное, Калининград — город — неодушевлённое существительное.

Почему нельзя ориентироваться на «живое» и «неживое»

Распространено мнение, что одушевлённые существительные называют живых существ, а неодушевлённые — неживые объекты и явления. Это не всегда так.

Приведём пример. Растения и микроорганизмы современная наука относит к живой природе. Но их названия — ель, орешник, бактерия — это неодушевленные существительные.

Другой пример: снеговик не относится к живым существам, но, тем не менее, это одушевлённое существительное.

Чтобы не ошибиться, нужно в первую очередь опираться на грамматические признаки.

Таблица с примерами

Одушевлённые существительные

Неодушевлённые существительные

Живые существа (кроме растений): девочка, ученик, лосось, заяц, сова.Предметы и явления неживой природы: скала, гром, водопад.Боги и мифические существа: леший, русалка, Посейдон, пегас.Растения: шиповник, малина, ясень.Куклы: снеговик, матрёшка.Микроорганизмы: микроб, вирус, бактерия.Названия карт и шахматных фигур: ферзь, ладья, туз.Названия небесных тел: Луна, Юпитер, Сатурн.Умерший человек (кроме слова «труп»): мертвец, покойник.Названия блюд из рыбы: шпроты, килька.Слова, обозначающие совокупность живых существ: толпа, войско, стадо.Собирательные существительные: человечество, молодежь.Отвлечённые понятия: счастье, восхищение, горе.

Типичные ошибки в употреблении

Ошибки в употреблении существительных чаще всего возникают, когда одушевлённость определена неправильно. Ошибки могут проявляться в следующих вариантах.

Источник

Д еталь 2 (часть 3). Живое-неживое: одушевлённость имён существительных

Кажется, что с категорией одушевлённости знакомы все и ничего особенного в ней нет: если существительное обозначает нечто живое, то оно одушевлённое, если неживое — неодушевлённое. Но эта система быстро даёт сбой, когда узнаёшь, что слова «покойник» и «кукла» одушевлённые. Разбираемся, в чём фишка, и зачем вообще в этом разбираться.

Чтобы понять, одушевлённое существительное или нет, нужно помнить правило: во множественном числе форма винительного падежа у одушевлённых существительных совпадает с формой родительного. Например, род. падеж множ. числа слова мамамам, вин. падеж множ. числа — мам. Эти формы совпадают, значит, существительное мама одушевлённое. У неодушевлённых существительных форма вин. падежа множ. числа совпадает с формой им. падежа множ. числа.

С точки зрения лексического значения, одушевлённые существительные действительно обозначают живых существ, а неодушевлённые — неживые объекты. Но это определение не совпадает с естественнонаучным пониманием о живом и неживом. Здесь речь идёт скорее о словах, которые соотносятся с живыми предметами. Например, слово лицо может обозначать часть тела или человека (например, мужчины или женщины). При этом от значения зависит, какой будет форма винительного падежа этого существительного. Сравните:

Мы видим испуганные лица ребят. Таких лиц — буквально застывших, запечатлевших эмоции от увиденного — мне видеть ещё не приходилось.

Действие закона, как нам объяснили, распространяется на физических и юридических лиц. Только у нас в посёлке почти нет юридических лиц. Физических лиц достаточно, а вот юридических…

В первом примере речь идёт о части тела, то есть о неживом предмете. Формы винительного и родительного падежей множественного числа существительного лицо в этом случае не совпадают. Следовательно, оно ведёт себя как неодушевлённое.

Во втором примере другая ситуация. Здесь мы видим словосочетания физическое лицо и юридическое лицо, в которых интересующее нас существительное ведёт себя одинаково как одушевлённое. При этом обозначает живое существо (человека) оно только в первом из них. Словосочетанием юридическое лицо можно «зашифровать» только организацию, то есть неживой объект.

Бывает и так, что неодушевлённые существительные переходят в разряд одушевлённых. Например, слово болван (обрубок дерева) в прямом значении неодушевлённое. Но когда мы называем болваном человека, оно становится одушевленным. Так что нередко мы сами решаем, каким будет слово: «с душой» или «без души».

Кажется, что с категорией одушевлённости знакомы все и ничего особенного в ней нет: если существительное обозначает нечто живое, то оно одушевлённое, если неживое — неодушевлённое. Но эта система быстро даёт сбой, когда узнаёшь, что слова «покойник» и «кукла» одушевлённые. Разбираемся, в чём фишка, и зачем вообще в этом разбираться.

Чтобы понять, одушевлённое существительное или нет, нужно помнить правило: во множественном числе форма винительного падежа у одушевлённых существительных совпадает с формой родительного. Например, род. падеж множ. числа слова мамамам, вин. падеж множ. числа — мам. Эти формы совпадают, значит, существительное мама одушевлённое. У неодушевлённых существительных форма вин. падежа множ. числа совпадает с формой им. падежа множ. числа.

С точки зрения лексического значения, одушевлённые существительные действительно обозначают живых существ, а неодушевлённые — неживые объекты. Но это определение не совпадает с естественнонаучным пониманием о живом и неживом. Здесь речь идёт скорее о словах, которые соотносятся с живыми предметами. Например, слово лицо может обозначать часть тела или человека (например, мужчины или женщины). При этом от значения зависит, какой будет форма винительного падежа этого существительного. Сравните:

Мы видим испуганные лица ребят. Таких лиц — буквально застывших, запечатлевших эмоции от увиденного — мне видеть ещё не приходилось.

Действие закона, как нам объяснили, распространяется на физических и юридических лиц. Только у нас в посёлке почти нет юридических лиц. Физических лиц достаточно, а вот юридических…

В первом примере речь идёт о части тела, то есть о неживом предмете. Формы винительного и родительного падежей множественного числа существительного лицо в этом случае не совпадают. Следовательно, оно ведёт себя как неодушевлённое.

Во втором примере другая ситуация. Здесь мы видим словосочетания физическое лицо и юридическое лицо, в которых интересующее нас существительное ведёт себя одинаково как одушевлённое. При этом обозначает живое существо (человека) оно только в первом из них. Словосочетанием юридическое лицо можно «зашифровать» только организацию, то есть неживой объект.

Бывает и так, что неодушевлённые существительные переходят в разряд одушевлённых. Например, слово болван (обрубок дерева) в прямом значении неодушевлённое. Но когда мы называем болваном человека, оно становится одушевленным. Так что нередко мы сами решаем, каким будет слово: «с душой» или «без души».

Источник

Занятие «Скоро в школу». Слово – предмет. «Живое – неживое».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Скоро в школу». Слово – предмет. «Живое – неживое».

Цель: Закрепление знаний о слове, как единице речи.

1. Закреплять словарь по л/теме «Школа».

2. Развивать фонематический слух (выбери картинку на заданный звук), закреплять умение делить слова на слоги.

3. Уточнить понятие – «слово», «слово – предмет», «живой/неживой предмет».

4. Дифференцировать понятия «живые и неживые» предметы (Упр. «Кто или что?»)

5. Развивать связную речь (Упр. «Загадай предмет» (описательный рассказ)

6. Развивать память, зрительное и слуховое восприятие, мелкую и общую моторику.

Оборудование: учебные предметы, предметные картинки, пособие «Что лишнее?».

«Доброе утро». Николай Красильников.

Придумано кем-то просто и мудро

— Доброго утра! Солнцу и птицам

Доброго утра! Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

— А теперь поиграем в игру «Да-нет»

Пока в садик не ходили, всё, что знали, позабыли? (нет)

Вы сегодня наряжались? (да) Быстро в садик собирались? (да)

Много собралось детей? Вместе будет веселей?

Все красивы и бодры? Много сил у детворы?

В садик будем мы ходить, чтоб воспитанными быть?

Тот, кто садик посещает, тот быстрее вырастает?

На занятия лениться будем, а не учиться?

Закреплять словарь по л/теме «Школа» при отгадывании загадок.

Развивать фонематический слух (выбери картинку на заданный звук). Игра «Подбери предмет».

Какие еще предметы вам будут нужны в школе? Поможем Незнайке собрать портфель. Ему нужны разные предметы. Он не успел запомнить, знает только первые звуки в названии предметов. Поможем?

— Незнайке нужен предмет на звук Ль, Ть, А, Р и т.д. (дети выбирают из предложенных предметов)

Уточнить понятие – «слово», «слово – предмет», «живой/неживой предмет».

Назовите еще раз все предметы. Сколько их, посчитайте. А сколько слов вы назвали?

Сколько предметов, столько и слов. Предмет один и слово одно.

Игра «Живое – неживое»

— Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. (Показываем предметы и спрашиваем – кто или что?) А теперь найдите разницу, когда я спрашивала КТО? а когда ЧТО?

Понятие живое – всё, что ест, пьёт, движется, растёт и размножается.

Далее детям предлагаем назвать слова, относящимся к живому или неживому (соревнование между рядами)

Собака, стол, петух, рыба сок, муха, машина, пирог

лапа, окно, рак, стол игрушки, овощи, животные, посуда

деревья, птицы, вода, солнце

Физкультминутка (аудиозапись «Если нравится тебе, то делай так»)

Развивать связную речь. Игра – соревнование «Загадай предмет» (описательный рассказ)

Ребенок выбирает предмет и описывает его, так, чтобы дети догадались, о чем он говорит.

(любые предметы – «живые и неживые»)

Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику.

Упражнение в тетради «Раздели слово на слоги».

Итог. Рефлексия. «Человечки настроений».

Детям раздаются по 3 карточки человечков: улыбающегося, спокойного, грустного.

В конце занятия проводится повторная рефлексия: покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть фото Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть картинку Кто и что в русском языке живое и неживое. Картинка про Кто и что в русском языке живое и неживое. Фото Кто и что в русском языке живое и неживое

Тема: «Скоро в школу». Слово – предмет. «Живое – неживое».

Цель: Закрепление знаний о слове, как единице речи.

Задачи:

1. Закреплять словарь по л/теме «Школа».

3. Уточнить понятие – «слово», «слово – предмет», «живой/неживой предмет».

4. Дифференцировать понятия «живые и неживые» предметы (Упр. «Кто или что?»)

5. Развивать связную речь (Упр. «Загадай предмет» (описательный рассказ)

6. Развивать память, зрительное и слуховое восприятие, мелкую и общую моторику.

Оборудование: учебные предметы, предметные картинки, пособие «Что лишнее?».

Номер материала: ДБ-208788

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть фото Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть картинку Кто и что в русском языке живое и неживое. Картинка про Кто и что в русском языке живое и неживое. Фото Кто и что в русском языке живое и неживое

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть фото Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть картинку Кто и что в русском языке живое и неживое. Картинка про Кто и что в русском языке живое и неживое. Фото Кто и что в русском языке живое и неживое

Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов

Время чтения: 3 минуты

Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть фото Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть картинку Кто и что в русском языке живое и неживое. Картинка про Кто и что в русском языке живое и неживое. Фото Кто и что в русском языке живое и неживое

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть фото Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть картинку Кто и что в русском языке живое и неживое. Картинка про Кто и что в русском языке живое и неживое. Фото Кто и что в русском языке живое и неживое

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть фото Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть картинку Кто и что в русском языке живое и неживое. Картинка про Кто и что в русском языке живое и неживое. Фото Кто и что в русском языке живое и неживое

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть фото Кто и что в русском языке живое и неживое. Смотреть картинку Кто и что в русском языке живое и неживое. Картинка про Кто и что в русском языке живое и неживое. Фото Кто и что в русском языке живое и неживое

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *