Кто или что исполняет духовную музыку

Духовная музыка

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Духовная музыка- музыка религиозного содержанияя. исполняемая в храме, церкви или в быту.

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Содержимое разработки

Духовная музыка зародилась очень давно. Она существует во всех культурах, у всех народов. Ещё первобытные люди поклонялись различным сверхъестественным существам, и это поклонение обычно сопровождалось какими-то музыкальными действиями: ритуальными плясками, пением заклинаний, мантр, молитв, песен – у каждого народа в разные исторические периоды эти песнопения назывались по-разному. На стенах пещер каменного века сохранились рисунки музыкальных инструментов и богов – и это свидетельствует о том, что поклонение богам всегда носило музыкальный характер.

Духовная музыка – это произведение музыки, которое не предназначено для светских развлечений и мероприятий. Данный тип музыки носит религиозный характер и используется во время церковного богослужения. При звучании данные мелодии находят отклик в каждом человеке. Духовная музыка крепко связана с религиями всех наций. Тексты в музыке отличаются религиозным характером. Каждая традиция имеет свою духовную музыку.

В христианстве музыкальное творение делится на католический, протестантский и православный вид. К самым известным направлениям относятся хорап, псалм, секвенция, гимн и месса. В иудаизме духовное творение занимает немаловажное место.

Еще во время управления короля Давида духовная музыка звучала во время церковных служений. Каждым храм имел свой хор и оркестр. В исламе музыка возникла в 13 столетии в Индии. Впервые произведение называлось кавалли. Слова в музыке превозносили до небес могущество пророка Мохаммеда и Аллаха.

В период возникновения такую музыку имели право сочинять только церковные служители. Потом духовную музыку начали сочинять известные композиторы. Композитор Мартин Лютер написал гимны и хоралы.

За эпохой Возрождения композиторы начали создавать мессы и реквиемы. К стилям духовной музыки относятся:

2. Месса – это вокально – инструментальное творение, собранное католической литургией. Первую мессу написал Гийом де Машо в середине 14 столетия. В 19 столетии месса стала частью концертных выступлений, отделившись от богослужения. Мессу начали писать Бах, Бетховен, Моцарт и Шуберт. В 20 веке месса потеряла свою популярность.

3. Реквиемы – это заупокойная католическая месса. Самой первой реквиемой является канонический латинский текст Реквием Дюфаи. Первое сохранившее произведение – это «a capella», написанное Йоханессом Окегемом. С 18 века реквиемы стали частью духовной музыки.

4. Страсти – это драматическое творение, основанное на тексте Евангелии. Самые известные страсти написали Якоб Обрехт и Орландо Лассо. Жанр духовной музыки был популярен до 18 столетия. Страсти возродил Хуго Дистлер.

С развитием европейской цивилизации под духовной музыкой подразумевается именно христианская музыка.

Виды духовной музыки:

— Афро-американская духовная музыка

Этапы развития духовной музыки:

— хор в сопровождении инструментов (орган, симфонические инструменты) – на Западе

— вокально-хоровая музыка a cappella – в России

— (a cappella – пение без инструментального сопровождения)

Источник

Церковная музыка

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Церковная музыка — вокальная и инструментальная музыка христианской церкви (католической, протестанской и православной), сопровождающая церковное богослужение.

Содержание

Характеристика. Церковная и духовная музыка

По определению музыка, сопровождающая христианское богослужение, может быть названа таковой лишь условно, во всяком случае, не в смысле абсолютной музыки, представление о которой сложилось во время позднего Возрождения и барокко и господствует (в светском обществе) поныне. Поскольку определяющим в богослужении является молитва, церковная музыка носит (наряду с прочими литургическими реквизитами, например, посудой и одеждой) ритуальный характер и является формой преподнесения молитвословных текстов. В разное время и в разных христианских традициях музыкальное сопровождение богослужения вышло за рамки ритуала, утратило свой вспомогательный характер, приобрело статус авторского и концертного творчества. Артефакты такого рода именуются «церковными» условно, в сущности же являются примерами духовной музыки.

История

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

К XII веку органум развился в 3- и 4-голосный дискант, а затем и в более сложные формы; на их основе, в свою очередь, в XIII—XIV веках развивались крупные формы хоровой церковной музыки — месса (разраставшаяся постепенно) и мотет.

Музыка в католическом богослужении

Начиная с X века в монодические хоралы начали проникать тропы — вставки гимнографических (то есть свободно сочинённых) текстов, и секвенции. Тридентский собор в середине XVI века положил этому конец, запретив тропы и все секвенции, кроме четырёх [4] : Victimae paschali (Пасхальной жертве), Veni Sancte Spiritus (Приди, Дух Святой), Lauda Sion (Хвали, Сион) и Dies irae (День гнева) Томмазо да Челано, ставшей основной частью канонической заупокойной мессы (реквиема). Позже была канонизирована и Stabat Mater францисканца Якопоне да Тоди.

Мотет

Месса

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Многоголосные обработки григорианских напевов мессы создавались на рубеже XV—XVI веков и в Германии, при капелле императора Максимилиана I, в первую очередь Xенриком Изаком и его учеником Людвигом Зенфлем.

Однако распространившиеся к середине XVI века усложнённое полифоническое пение и сольные органные музицирования во время богослужения вызвали реакцию со стороны церковного руководства: тот же Тридентский собор постановил очистить григорианский хоральный репертуар от более поздних наслоений и потребовал от композиторов большего внимания к слову. Образцом «посттридентской» католической культуры специалисты считают творчество Палестрины, писавшего строгие хоровые сочинения a cappella с прозрачной полифонией.

Духовный концерт

Вместе с тем в Венеции в середине XVI века родилось новое направление в церковной музыке — концертное, представлявшее собою «состязание» противопоставленных друг другу двух и более хоров. Зарождение этого направления связывают с именем Адриана Вилларта, писавшего многоголосные обработки псалмов и библейских песней (особенно магнификатов). Позже появились многохорные мотеты К. де Pope, К. Меруло, Андреа и Джованни Габриели, с богатым инструментальным сопровождением. C конца XVI века вплоть до середины XVIII в католической церкви шла борьба между традиционной «римской» школой (в этом стиле продолжали работать, в частности, Алессандро Скарлатти и отчасти Ф. Дуранте) — и новым направлением, stile moderno (ars nova, seconda prattica), стремившимся к усилению интрументального начала, с одной стороны, и, под влиянием нарождающегося оперного искусства (одним из ранних представителей этого направления был Клаудио Монтеверди), к усложнению вокала — с другой. Представители этого направления включали в мессу чисто инструментальные, нередко светского происхождения, композиции для органа или струнных ансамблей, вводили сольное ариозно-речитативное пение и т. д., — то есть уходили всё дальше от собственно церковной музыки. И в этой борьбе традиционному направлению в конце концов пришлось уступить.

Музыка в протестантском богослужении

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Вместе с латинским языком протестантская церковь отказалась и от многих обрядов церкви католической и, соответственно, от связанных с ними жанров церковной музыки. С другой стороны, и сам Мартин Лютер, и его последователи слагали для церковного обихода свои песни — на родном языке.

Протестантская месса

Протестантский хорал

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

В эпоху Просвещения многие традиции протестантской церкви были забыты; в конце XIX века в Германии образовался целый ряд обществ для изучения и пропаганды старой протестанской музыки (известнейший представитель этого движения — Альберт Швейцер), и в XX веке уже многие немецкие композиторы писали протестантскую музыку: К. Томас, И. Н. Давид, Х. Дистлер, Э. Пеппинг, И. Дрислер, X. В. Циммерман…

Музыка в православном богослужении

Православная служба, в отличие от католической, всегда оставалась исключительно вокальной, инструментальное сопровождение не допускалось; важнейшими её жанрами, помимо общих для всех конфессий псалмов, были стихира, тропарь, кондак, величание, позже сложились литургия и всенощная.

В полностью сформировавшемся православном богослужении пение сопровождало все его части — литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение) и т. д., чины крещения, венчания, погребения, а также требы — молебны, панихиды и др. Ещё в Византии для разных жанров и различных частей богослужени сложились разные манеры пения — распевы.

Распевы

Самым сложным было кондакарное пение — широкий распев, украшенный мелодическими вставками. В Византии он применялся для самых торжественных песнопений службы — кондаков (значительных по объёму гимнов, в которых строфы, исполняемые солистом, перемежались хоровыми рефренами) и киноников. Это виртуозное пение культивировалось и в Киевской Руси — для исполнения киноников, стихов из псалмов и припевов к ним. Но усложнённость кондакарного пения в конце концов стала причиной его исчезновения — уже к XIV веку.

Все эти распевы были одноголосными; в середине XVII века к ним добавились новые одноголосные распевы — киевский, болгарский и греческий. Однако уже в XVI веке на Руси зарождались ранние формы многоголосного пения, а в XVII веке распространилось так называемое партесное многоголосие, которое очень скоро вытеснило знаменное пение.

Русский духовный концерт

Духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, пришёл с Запада, непосредственно — из католической Польши, на Украину в 30-х годах XVII века, в Россию — полвека спустя, и уже в традициях русского партесного пения развивался усилиями целого ряда композиторов. Это прежде всего Василий Титов, автор многочисленных концертов и служб; сохранились также концерты Фёдора Редрикова, Николая Бавыкина, Николая Калашникова.

В отличие от западноевропейского, русский духовный концерт, в соответствии с традициями богослужения, не предполагал интрументальное сопровождение. Классические образцы сочинений этого жанра во второй половине XVIII века создали Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский: это крупное по масштабам хоровое сочинение с контрастными приёмами изложения, с сопоставленим 3-х или 4-х разнохарактерных частей.

Источник

Духовная музыка — определение, жанры, сюжеты и образы

Чтобы подчеркнуть сакральность ритуальных обрядов, необходима гармоничная мелодия. Духовной музыкой по определению называются инструментальные и вокальные композиции, так или иначе связанные с текстами религиозной тематики. Эти произведения, в отличие от некоторых светских мелодий, годящихся только для пустого времяпрепровождения, призваны зажечь неугасимый огонь веры в сердце каждого слушателя.

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Религия и музыка

Любое качественное музыкальное произведение является довольно мощным инструментом, способным воздействовать на чувства человека. Некоторые композиторы знают, что гармоничные звуковые колебания могут пробудить как возвышенные чувства, так и первобытные инстинкты. Многое зависит от уровня культурного развития слушателя и, конечно же, от текста. Один из лучших гитаристов всех времён и народов Джимми Хендрикс как-то сказал, что с помощью музыки можно буквально гипнотизировать людей, низводя их до примитивного уровня, а затем вбивать им в головы любые идеи на своё усмотрение.

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Нет ничего удивительного в том, что музыка и религия всегда шли рука об руку. Сейчас трудно сказать, что возникло первым, скорее всего зарождение этих культурных феноменов происходило одновременно. На многих наскальных рисунках, датирующихся каменным веком, можно встретить изображения примитивных инструментов для звукоизвлечения рядом со всевозможными божествами.

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

В культурах Древнего Востока, а также у кельтов и эллинов существовали свои сакральные обряды, которые не обходились без музыкального сопровождения.

Достаточно вспомнить мистерии Орфея и его божественную золотую лиру или мусульманских монахов — дервишей, которые практиковали особый танец мистического характера под райскую мелодию.

Музыкальные сочинения духовного характера позволяют создать своеобразную иллюзию приобщения к божественному началу. Человек полностью отвлекается от бренного мира, наполненного хлопотами, и слушает небесную песнь о вечном, наслаждаясь неземной красотой. Происходит обретение неуловимого сакрального чувства — чего-то, что невозможно потрогать руками или понять при помощи логики.

Не стоит думать, что удел сакральной музыки заключается лишь в сопровождении религиозных обрядов. Являясь одной из главных составляющих общемирового культурного наследия, она произвела огромное влияние на эволюцию большей части направлений академического и современного искусства, а также на развитие человеческой цивилизации в целом.

От первых песнопений до новых жанров

В церковной музыкальной традиции Византии после принятия христианства сложился свой круг богослужебных песен. Они представляли собой своеобразное продолжение иудейской культуры, в том числе псалмов и прочих культовых распевов.

Особенности византийской традиции:

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Ответвление византийской школы в виде исполнения православных молитв распространилось на Руси после крещения. Прошло совсем немного времени и первоначальные формы духовной музыки трансформировались в так называемый знаменный распев, имеющий древнерусские корни.

Жанр представлял собой мужское хоровое одноголосье.

Западноевропейские системы пения:

Начиная с XI столетия, в храмы Европы приходит музыкальное сопровождение в виде органа. Другие инструменты не допускались к духовному миру ещё несколько сотен лет. Первое струнное произведение, церковная соната, прозвучало лишь в XVII веке. В то же время православие остаётся более консервативным, продолжая вокальную традицию Византии.

Основные этапы в истории российской церковной музыки:

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

На сюжеты и образы духовной музыки западной и центральной Европы значительно повлияли светские композиторы, например, Бах, Моцарт, Вивальди и многие другие. Развитие протестантизма послужило к ещё большему смешению церковного и мирского. Возникли совершенно новые тенденции и жанры, вмещавшие в себя самые разные стили: от популярных произведений до африканских напевов. В 1971 году на Бродвее был поставлен знаменитый мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда».

Христианская традиция

Христианская духовная музыка отличается невероятным разнообразием: от канонической до весьма свободной, исполняемой на популярные мотивы. Благодаря реформаторским веяниям и сотрудничеству с видными светскими композиторами, она прошла огромный путь от одноголосного пения до сложнейших полифонических концертов, стала более близка людям и оказала неоценимое влияние на мировую культуру.

Жанры зарубежной сакральной музыки:

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Как известно, византийские каноны не допускали инструментального сопровождения, ограничиваясь исключительно вокальным исполнением. Это послужило развитию несколько иной традиции, которая существенно отличалась от западной.

Список православных жанров:

Кратко говоря, православная и католическая музыка отличается глубокой торжественностью и печалью. Она должна напомнить верующим о страданиях Иисуса Христа и преподать урок из Священного Писания. Слушая церковные песнопения и величественные звуки органа, человек просто обязан проникнуться вечным и понять всю второстепенность земного бытия.

В протестантизме всё выглядит по-другому. К примеру, во многих евангельских церквях звучат радостные, мажорные мелодии, призывающие прихожан к радости.

Иудея и Ислам

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Из Библии можно узнать, что музыка пришла в израильские храмы ещё при царе Давиде. Для сопровождения богослужений при каждом храме в обязательном порядке находился свой оркестр. Единственным жанром тогда были псалмопения, исполнявшиеся солистом или хором.

После того как римляне в начале первого тысячелетия разрушили Иудейский Храм, начала развиваться синагогальная музыка. Молитва стала новым духовным жанром и заменила традиционные жертвоприношения.

В отличие от храмовых песен, сопровождаемых огромным оркестром из десятков инструментов, синагогальные богослужения проходили без музыки. Традиционным стало мелодичное чтение речитативом. В Средние века возникает новый жанр — пиют, являющийся своеобразным духовным гимном.

Первые христианские общины очень много взяли из иудейской музыкальной традиции.

Уже более семи сотен лет традиционным для мусульманской культовой музыки является Каввали. В исполнении главным образом участвуют мужчины, поющие на несколько голосов под аккомпанемент народных инструментов. Сегодня произведения в этом интересном жанре можно услышать не только во время ритуальных обрядов, но и в повседневной жизни.

Основные жанры

Чтобы лучше разобраться в понятии религиозной музыки, необходимо более внимательно рассмотреть её разновидности. Каждая традиция имеет свои особенности, отличаясь содержанием и формой выражения.

Описание основных жанров:

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть фото Кто или что исполняет духовную музыку. Смотреть картинку Кто или что исполняет духовную музыку. Картинка про Кто или что исполняет духовную музыку. Фото Кто или что исполняет духовную музыку

В современном мире духовная музыка полностью освободилась от узких церковных канонов. Беря за основу огромное мировое наследие, создаются разнообразные произведения самого высокого класса.

Источник

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

Западная Европа

Однако до эпохи Реформации и католической Контрреформации нет оснований противопоставлять собственно церковную музыку религиозному искусству за пределами богослужения и храмового пространства; более того, далеко не всегда (как, например, в случае с произведениями позднесредневекового духовного театра: литургическими драмами, мистериями, мираклями) можно точно определить, где именно и при каких обстоятельствах исполнялась та или иная музыка. Более плодотворным представляется использовать понятие «Духовная музыка» по отношению к сочинениям религиозного характера в рамках европейской концертной практики Нового времени, созданным в условиях свободы религиозной мысли.

К концу жизни Филиппа эти собрания приобрели огромную популярность (на некоторые приходили тысячи людей, в т. ч. прелаты католической Церкви), проводились с большой пышностью, для чтения проповедей приглашались лучшие проповедники Рима. Наибольшую активность конгрегация св. Филиппа Нери развивала в период римского карнавала, предлагая христианскую альтернативу традиционным развлечениям языческого происхождения. Место непритязательных лауд с начала XVII века заняли духовные диалоги (под разными жанровыми обозначениями) в новом выразительном стиле с генерал-басовым сопровождением; для их исполнения приглашались лучшие римские артисты, выступления которых стали главным элементом ораториальных собраний, все более эволюционировавших в направлении духовного концерта. Событием, обозначившим этот поворот, стало исполненное 8 февраля 1600 года в часовне Новой церкви (Chiesa Nuova, пожалована конгрегации в 1575 году) «Представление о Душе и Теле» Э. де Кавальери, композитора, состоявшего на службе при флорентийском дворе.

С точки зрения современных представлений о музыкальных жанрах сочинение Кавальери можно признать 1-й духовной оперой. По содержанию и поэтическому складу оно имеет все признаки развернутой и драматизированной диалогической лауды, автором текста которой предположительно является Манни (Кавальери рассматривал свое сочинение как образец возрожденной им античной традиции исполнять сценическое произведение от начала до конца музыкально). Такие характерные черты «Представления. », как наглядность и поучительность (в 3-м, заключительном действии Блаженные Души с Небес рассказывают о радостной и спокойной жизни в Царствии Божием, тогда как Души Осужденных сообщают о скорби и вечных муках в аду), обращение к жанрам и стилю светской музыки (в партиях таких персонажей, как Наслаждение, Мир и Мирская Жизнь), стали отличительными признаками ораториальной музыки в эпоху барокко.

Первые классические образцы итальянской оратории возникли к середине XVII века в творчестве Дж. Кариссими и его современников. Среди множества центров духовной музыки Рима этого периода ведущую роль играла часовня Святого Распятия при церкви святого Маркелла, богатые музыкальные традиции которой восходят ко 2-й половине XVI века. В период Великого поста, когда светская музыка находилась под запретом, представители высших слоев общества поддерживали исполнение в этой часовне духовная музыка в светском стиле силами лучших музыкантов города. Т. о., уже в данный период музыка ораториев рассматривалась как особое, благочестивое ответвление светской музыкальной жизни; в Риме и в др. городах Италии 2-й половины XVII века оратории исполнялись не только в церковном пространстве, но и во дворцах меценатов (Кристины Шведской, кардиналов Пьетро Оттобони и Бенедетто Памфили). Ограничения на исполнение светской музыки, вводившиеся периодически католической Церковью, закрытие оперных театров всякий раз приводили к расцвету жанра. Так, один из наиболее плодотворных периодов в истории римской оратории наступил после того, как в 1704 году папа Климент XI в благодарность Богу за спасение города от ряда разрушительных землетрясений ввел полный запрет на публичное исполнение любых светских музыкальных произведений в течение 5 лет.

Оратория как ведущий жанр духовной музыки барокко за пределами Италии повсеместно сталкивалась с проблемой отсутствия таких отлаженных и исторически сложившихся институтов духовного концерта, как собрания конгрегаций при ораториях. Поэтому бытование духовной музыки в крупных культурных центрах Европы принимало разные формы. Так, при австрийском императорском дворе эпохи Контрреформации в Страстную пятницу разыгрывали большие музыкальные представления «у гроба» (итальянские Rappresentazione / Azione sacra al Sepolcro) с театральными декорациями, в костюмах, родственные оратории. Среди авторов «венских сеполькро» были известные поэты А. Дзено и П. Метастазио, композиторы И. Й. Фукс и А. Кальдара.

Традиция особой великопостной музыки (компенсирующей приостановку театральной жизни) сформировалась в Париже довольно поздно, но приобрела большую популярность и послужила образцом для многих других культурных центров Франции и Европы. В 1725 году Ф. А. Филидором были учреждены «Духовные концерты» (французский Concert spirituel), проводившиеся в одном из залов дворца Тюильри. Первоначально «Духовные концерты» состояли в исполнении силами артистов парижской оперы, королевской капеллы и церквей города церковной музыки на латинском языке и инструментальных сочинений. Однако уже с 1728 года на концертах исполнялись произведения и светской музыки на французском языке. Коммерческому успеху предприятия немало способствовали участие лучших европейских виртуозов, певцов и исполнителей на различных музыкальных инструментах, присутствие произведений в итальянской стиле, постепенно приобретавшем во Франции все большее число поклонников. Тем не менее сочинения религиозного характера занимали в программе «Духовных концертов» устойчивые позиции: в первые годы особой популярностью у публики пользовались «большие мотеты» М. Р. Делаланда, изначально предназначенные для королевской капеллы; со 2-й половины XVIII века. «Духовные концерты» стали местом исполнения ораторий французских композиторов.

Историю духовной музыки Англии в эпоху барокко принято связывать с творчеством Г. Ф. Генделя, создателя нового типа оратории на английском языке, ставшего классическим образцом и точкой отсчета для дальнейшего развития жанра. В поздний период творчества (после 1737 года) Гендель постепенно отказался от создания опер, концентрируя усилия в области духовной музыки. Причины такого поворота многообразны: это и события жизни композитора, личной и духовной, и необходимость найти такой тип музыкального представления, который смог бы успешно противостоять многочисленным конкурентам Генделя на сцене лондонских музыкальных театров, и отклик на духовные и идеологические запросы английского общества. В политическом контексте эпохи (в 1745-1746 годах имела место последняя неудавшаяся попытка католической династии Стюартов силой вернуть себе английский трон) характерно, что из разнообразных сочинений Генделя в данном жанре наибольший успех у современников получили оратории, прославляющие борьбу избранного Богом народа против иноверцев («Самсон», «Иуда Маккавей» и др.) или изображающие триумф истинного, угодного Богу монарха («Саул», в известном смысле «Мессия»).

В протестантской Германии на рубеже XVII и XVIII веков в качестве центров духовной музыки выступают северные ганзейские города, прежде всего Гамбург (родина первого немецкого музыкального театра, открывшегося в 1678 году оперой И. Тайле «Адам и Ева») и Любек. Знаменитые любекские «Музыкальные вечера» (немецкий Abendmusiken, Abendspiele) стали продолжением и развитием распространенной в североевропейских городах практики органного концерта во внебогослужебное время (возможно, зародилась эта практика в Нидерландах во времена Я. П. Свелинка). Начало традиции положил Ф. Тундер, органист церкви Девы Марии с 1641 года; по четвергам он развлекал своей игрой горожан, идущих на биржу, привлекая к музицированию певцов и скрипачей. Сменивший его в 1668 году Д. Букстехуде превратил «Музыкальные вечера» в серьезное концертное предприятие, существовавшее за счет пожертвований богатых горожан. В 1669 году в церкви были построены дополнительные галереи, для того чтобы в концертах могли участвовать до 40 исполнителей. Число концертов было ограничено 5: в 2 последних рядовых воскресенья после Пятидесятницы, во 2, 3 и 4-е воскресенья Адвента. Основу репертуара составляли произведения в духе итальянской оратории, в т. ч. многочастные, исполнявшиеся в несколько вечеров; музыка большинства из них не сохранилась. Выбор сюжета связан, насколько можно судить, с духовной тематикой церковного календаря. Так, в основе сюжета оратории «Свадьба Агнца» (1678 год, сохранилось только либретто) лежит притча о девах мудрых и неразумных (Мф 25. 1-13), читаемая у лютеран в последнее воскресенье церковного года.

На развитие немецкой духовной музыки более сильное влияние, чем «Музыкальные вечера» Букстехуде, оказали произведения, созданные и исполненные в Гамбурге в начале XVIII века, которые ныне признаются первыми немецкими ораториями. Их создатели открыто декларировали разрыв с прежними, «устаревшими» традициями лютеранской церковной музыки и ориентацию на итальянские образцы. Инициатива в этом процессе принадлежала поэтам, стремившимся подражать слогу и строению итальянских ораториальных либретто. Так, автор первого сочинения подобного рода К. Ф. Хунольд (псевдоним Менантес) писал, что его произведение «целиком стихотворное, без Евангелиста, точь-в-точь как в так называемой итальянской Оратории». Сочинение «Окровавленный и умирающий Иисус…» Хунольда было положено на музыку и исполнено Р. Кайзером в 1704 году в кафедральном соборе Гамбурга в Страстные понедельник и в среду во время вечерней службы. Однако оно подверглось суровой критике со стороны пастора за сложность и нецерковный характер, скандалом завершилось и последовавшее вскоре публичное исполнение этой оратории: многие слушатели были возмущены тем, что за созерцание Страстей Христовых с них берут плату. Более счастливой оказалась судьба ораториального либретто др. жителя Гамбурга, Б. Г. Брокеса («Претерпевший мучения и умирающий за грехи мира Иисус…», 1712 год); свой вариант музыки на его тексты создали все крупнейшие немецкие композиторы того времени. По сообщению И. Маттезона, ему удалось даже исполнить «Страсти» по Брокесу в кафедральном соборе (1718 год), однако в целом практика исполнения ораторий в качестве церковного произведения в лютеранской Германии широкого распространения не получила. В большинстве случаев предназначенное для богослужения произведение представляло собой сочетание традиционного речитатива Евангелиста с номерами, сочиненными на авторский поэтический текст. К таковым относятся и «Страсти» И. С. Баха; исполнявшиеся во время богослужения кантаты и оратории великого композитора были в строгом смысле не духовной, а церковной музыкой, хотя сложившаяся в XIX веке традиция их концертного исполнения оправдывает часто используемое ныне выражение «духовная музыка Баха».

У Бетховена сочинений, относящихся к категории духовной музыки, совсем немного: это 2 мессы (Торжественная, op. 123 (1823 год), и C-dur, op. 86 (1807 год)), оратория «Христос на Масличной горе» (1803 год), отмеченная влиянием протестантской музыки XVIII века, 6 песен на слова К. Ф. Геллерта (op. 48).

Религиозные представления Моцарта позволяли ему сочетать масонство с формальной верностью католической Церкви. Согласно этим взглядам, восходящим еще к ренессансным временам (например, к М. Фичино), христианство представляет собой частный случай более широкой и полной «первозданной» религии. Ее носителями якобы были древнеегипетские жрецы и маги; почерпнув у них мудрость, Моисей и положил начало религиозной истории, в ходе которой первоначальное откровение было «сужено» и частично утрачено. Впервые с подобными идеями Моцарт ознакомился еще в 1773 году, сочиняя музыку к драме Т. Ф. фон Геблера «Тамос, король в Египте»; художественно совершенный образ идеального культа, пребывающего в гармонии с природой и естественным религиозным чувством человека, представлен в опере «Волшебная флейта», подводящей итог духовным исканиям композитора (в то же время египетское происхождение такой религии само по себе не имеет для Моцарта сколько-нибудь существенного значения).

Творчество венских классиков формирует фактически новое понятие духовной музыки. Противопоставление музыки духовной (т. е. принадлежащей Церкви или тесно связанной с ней) и светской (обеспечивающей потребность человека в отдыхе и развлечении) утратило прежнее значение. В «высокой» («классической») музыке XIX-XX веков мера духовности того или иного произведения определяется не столько его жанром и даже не текстом, сюжетом или темой, сколько интенсивностью и подлинностью запечатленной в нем духовной жизни композитора. Осознание совершившегося на рубеже XVIII и XIX веков переворота займет в истории европейской культуры еще немало времени, и рефлексия понятия «Духовная музыка» сыграет важную роль в этом процессе.

Иллюстрации:

Титульный лист издания партритуры оратории Й. Гайдана «Времена года». 1802 г. Архив Православной энциклопедии.

Интерьер ц. Девы Марии в Любеке. Гравюра из кн.: Zietz H. C. Ansichten der Freien Hansestadt Lübeck und ihrer Umgebungen. Fr./M., 1820. Архив Православной энциклопедии.

Церковь Девы Марии, Любек. XIII в. Архив Православной энциклопедии.

Исполнение оратори Г. Ф. Генделя «Мессия» на фестивале в Вестминстерском аббатстве. Гравюра Дж. Спилсбери. 1787 г. Архив Православной энциклопедии.

Интерьер часовни Св. Распятия при ц. св. Маркелла, Рим. 1568 г. Фотография. Сер. XX в. Архив Православной энциклопедии.

Новая церковь, Рим. Гравюра из кн.: Borromini F. Opus architectonicum. R., 1725. Архив Православной энциклопедии.

Св. Филипп Нери. Гравюра из кн.: Bacci P. G. Vita del B. Filippo Neri. Venetia, 1645. Архив Православной энциклопедии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *