Кто или что не относится к субъектам рынка труда
Понятие субъектов трудового права в трудовых отношениях
Знания о сторонах трудовых отношений полезны не только специалистам в области права, но и обычным гражданам, которые собираются подписать договор с работодателем. Обладая необходимой информацией, они смогут обнаружить потенциальные проблемы перед заключением соглашения или защитить свои интересы. Знания о правилах помогут и работодателям: они подпишут договоры, не нарушая закон.
Понятие субъекта
Субъекты трудового права — это лица, на которых распространяется действие норм трудового законодательства, обладающие определенным набором прав и обязанностей, способные своими действиями реализовывать и выполнять их. Каждый из них обладает набором признаков.
Трудовые правоотношения отличаются одновременным появлением у их субъектов дееспособности и правоспособности.
Следует отличать трудовые и гражданско-правовые отношения. Последние возможны в случаях, когда заключается договор на оказание услуг или выполнение работ.
Такие ситуации не предполагают появления у сторон специального статуса, предусмотренного ТК РФ.
Виды участников трудовых правоотношений
Участников трудовых правоотношений нередко ограничивают сторонами работника и работодателя. Перечень таких субъектов гораздо шире, чем круг лиц, установленный в ст. 20 ТК РФ. Стороны договора являются лишь наиболее распространенными участниками трудовых отношений. Их можно назвать основными субъектами. Наряду с ними существует множество дополнительных участников:
Деятельность перечисленных субъектов носит производный характер и связана с отдельными процедурами, предусмотренными законом. По этой причине их можно отнести к дополнительной категории.
Работник как участник трудовых отношений
Согласно ст. 20 ТК РФ, работниками могут быть только физические лица. На момент заключения трудового договора соискателю должно быть не менее 16-ти лет. Из этого правила есть несколько исключений, установленных ст. 63 ТК РФ:
В момент подписания договора у физлица появляется статус работника, предусмотренный ст. 21 ТК РФ.
ВАЖНО! Споры могут вызывать ситуации, когда компания направляет своих сотрудников на работу в другую организацию. Такие случаи именуются арендой персонала и регулируются главой 53.1 ТК РФ.
Юрлицо, предоставляющее трудовые ресурсы, не может считаться работником, поскольку непосредственные трудовые функции осуществляются гражданами.
Работодатель как участник трудовых правоотношений
Статус работодателя определен в ст. 22 ТК РФ. Помимо прав и обязанностей, закон наделяет его рядом властных полномочий. Примером служит возможность принимать локальные акты, которым обязаны подчиняться работники. В число наиболее распространенных входят правила внутреннего трудового распорядка. В отличие от работников, работодателями могут выступать не только физические лица.
Организации
Подавляющее большинство таких субъектов трудового права обладают статусом юридического лица. Их особенности предусмотрены в ст. 48-49 ГК РФ и включают следующее:
Заключая трудовой договор, гражданину следует убедиться в наличии у работодателя статуса юридического лица. Для этого он может потребовать документы компании (устав, свидетельство о регистрации, выписку из госреестра и решение о назначении руководителя). Альтернативой служат онлайн-сервисы, позволяющие выяснить сведения о компании по регистрационным номерам (ОГРН или ИНН). Если выяснится факт ее ликвидации, трудовой договор будет считаться незаключенным.
Как правило, соглашения с работниками подписывает руководитель компании, но своим приказом он может наделить этими полномочиями другого сотрудника. В последнем случае необходимо запросить текст этого документа.
Единственное исключение, при котором организация может не обладать статусом юрлица, составляют профсоюзы. Речь идет о ситуациях, когда они представляют интересы работников в переговорах или во время конфликтов.
Индивидуальные предприниматели
Статус таких граждан в трудовом праве во многом схож с организациями. ИП подлежат регистрации, которая подтверждается свидетельством. Данные об этом статусе также можно уточнить на специальных онлайн-порталах.
По общему правилу гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью с 18-ти лет. Исключением выступают случаи, когда подросток занимается бизнесом с 16-летнего возраста. Если будущий работник столкнется с такой ситуацией, то наличие свидетельства о регистрации ИП станет гарантией дееспособности работодателя.
Когда предпринимательство осуществляется без постановки на учет, закон защищает работников. На них будут распространяться все гарантии, предусмотренные при заключении трудовых соглашений с зарегистрированными ИП.
Физические лица, не являющиеся ИП
В ряде случаев работодателями могут выступать обычные граждане. Такая возможность предусмотрена, если им требуется помощь при ведении домашнего хозяйства или личное обслуживание. Примером выступает привлечение домработниц или нянь.
В отличие от ИП, обычные физлица не могут издавать локальных актов, обязательных для исполнения работниками.
Все условия взаимодействия сторон трудовых правоотношений должны быть отражены в тексте договора. Работодателем может выступать полностью дееспособный гражданин, достигший 18-ти лет. Закон предусматривает следующие исключения:
В ситуациях, когда уход необходим недееспособному гражданину, от его имени договор может заключить опекун.
Разобравшись с правилами ТК РФ, регулирующими статус участников трудовых правоотношений, потенциальные стороны соглашения получат полную информацию о требованиях к работнику и о способах проверить ряд документов работодателя. Это существенно снизит риски нарушить закон и позволит повысить взаимное доверие сторон.
Кто или что не относится к субъектам рынка труда
Рынок труда: понятие, функции, элементы. Классификация рынков труда. Конкуренция на рынке труда.
Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в котором взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труд.
Одновременно, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками и регулирующий его спрос, и предложение.
Рынок труда функционирует только во взаимодействии с другими типами рынков. Нарушение, дисбаланс в любом из них по «цепочке» передается во все другие. От уровня доходов населения зависит степень его трудовой активности: чем ниже доходы, тем, при прочих равных условиях, относительно большее число людей вынуждено выходить на рынок труда, что обязательно скажется на уровне безработицы.
Элементами рынка труда являются:
Первый элемент – субъекты рынка труда. Это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Работодатель – наниматель, который может быть представлен разными «фигурами», в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть: государственные предприятия, хозяйственные общества разных типов, общественные организации, частные предприятия, совместные предприятия, частные предприниматели и т.п.
Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму – главный источник средств существования и индивидуального воспроизводства.
Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся – профсоюзы. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рисунок 1):
Рисунок 1. – Система отношений на рынке труда
Второй элемент рынка труда – правовые акты и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы т.д.
Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.) проведения активной политики занятости, разработки и осуществления государственной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.
Конъюнктура рынка труда
Конъюнктура рынка труда (третий элемент рынка труда) – это соотношение спроса и предложения труда, определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения. В каждый данный момент основная часть предложения и спроса на труд удовлетворены, что и обеспечивает функционирование общественного производства. Меньшая его часть в силу естественного и механического движения рабочей силы (выбытие людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытие старых и вывода новых рабочих мест) оказывается свободной и нуждается в соединении предложения и спроса.
Предложение труда – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования. Предложение труда на рынке определяют следующие категории людей:
Предложение труда на рынке определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, смертности, миграционных процессов, а также темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой, состоянием здоровья, уровнем квалификации и мобильности; зависит от величины заработной платы, от уровня жизни населения, от того, как организована государственная поддержка малоимущих семей и других факторов. Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции в страну, т.к. они увеличивают общее предложение рабочей силы на рынке труда и усиливают на нем конкуренцию.
Спрос на труд – это то количество работников, которое готовы нанять производители на каждый данный момент при заданном уровне зарплаты. Главная особенность спроса на труд в том, что он производный, т.е. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке. Рынок чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, а также на изменения производственных технологий.
Спрос на рабочую силу на рынке труда определяется числом и структурой рабочих мест. Рынок рабочих мест, как составная часть рынка труда, складывается из числа вакансий как на действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях, и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя, и поэтому ищущего им замену.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда различают три типа конъюнктуры рынка труда:
Конъюнктура рынка труда зависит от:
Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экологические и другие факторы.
Инфраструктура рынка труда (четвертый элемент рынка труда) – это его составная часть, включающая государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации и фонды. Сюда же входит нормативно-правовая среда, обеспечивающая эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
Главная функция инфраструктуры рынка труда состоит в регулировании отношений между работодателем и работником по поводу цены и условий труда, решении социальных проблем работника, урегулировании социально-трудовых конфликтов на основе коллективных договоров.
Основными составляющими инфраструктуры являются:
Функции рынка труда
Под функциями следует понимать род и вид деятельности. Современный рынок труда выполняет следующие функции.
Рынок
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
по легальности — легальный, нелегальный;
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
все зависит от случая;
невозможно сделать долгосрочный прогноз;
проблемы с экологией;
Законы рынка
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Тема 7.7. Рынок рабочей силы
Цель и задачи темы
Цель данной темы заключается в анализе роли рынка труда в обеспечении функционирования бизнеса.
Задачи:
Оглавление
7.7.1. Особенности рынка труда
Рынок труда – один из важнейших рынков экономики. Он определяет производство, а, следовательно, рынок благ. От качества и количества труда, предлагаемого рынком, зависят возможности расширения производства, выпуска продукции определенного качества. От сложившегося уровня заработной платы зависят цены. В развитых странах до 65% цены составляет заработная плата. Рост заработной платы увеличивает затраты предприятия, уменьшая при этом доходность и конкурентоспособность продукции.
Рынок труда выступает как единый национальный рынок, который включает в себя региональные, отраслевые, профессиональные рынки. Для бизнеса – это внешняя среда, которая обеспечивает предприятия трудовыми ресурсами. Движение работников по территории страны и между предприятиями, организациями формирует резервную армию, откуда бизнес привлекает дополнительных работников при расширении производства и начале нового дела. Внутри предприятия также происходят процессы перемещения работников (из одного подразделения в другое, с одной должности на другую), их первичной подготовки и переподготовки.
Основными элементами рынка труда является спрос и предложение труда, ставка заработной платы (или цена труда), конкуренция. В качестве субъектов на рынке труда выступают наемные работники, предприниматели (фирмы) или их кадровые службы, профсоюзы, службы занятости, учебные заведения, организации по профессиональной подготовке и переподготовке работников.
Рынок труда имеет свои особенности:
Во-первых, на рынке домашние хозяйства выступают с предложением труда, а спрос предъявляют фирмы.
Во-вторых, это самый несовершенный рынок, равновесие на котором достигается в условиях, когда существует безработица. Даже при самом совершенном состоянии – полной занятости, в экономике наблюдается естественный уровень безработицы: наличие фрикционной, структурной, добровольной безработицы (некоторые считают, что сюда надо отнести и сезонную безработицу).
В-третьих, часто устанавливается ставка заработной платы выше, чем равновесная, что является следствием нарушения совершенной конкуренции на рынке, а цена труда – единственный показатель, оказывающий влияние на отношения найма.
Профсоюзы стремятся увеличить заработную плату, что можно сделать или уменьшением предложения рабочей силы или увеличением спроса на труд. Чтобы уменьшить предложение труда, профсоюз возражает против иммиграции иностранных рабочих в страну, используют высокие барьеры на вход в профессию (например, получение лицензии), заключая договор с хозяевами или администрацией предприятия, настаивает на включении пункта о приеме на работу только членов профсоюза. Поскольку увеличение тарифов заработной платы приводит к сокращению спроса на труд, профсоюзы прибегают к неявным способам повышения зарплаты: требует сократить время работы, особенно во вредных производствах, увеличить время отпусков, изменить условия работы.
Полная занятость – это цель, к которой стремится рынок труда. Она совместима с естественным уровнем безработицы, при определении которого учитывается структурная и фрикционная безработица. Измерение естественной нормы безработицы непосредственно связано с определением потенциального выпуска продукции (когда используется весь производственный потенциал) и поэтому является одной из важнейших проблем государственной политики. Наличие конъюнктурной безработицы оказывает негативное влияние на производство, и фактический ВНП отклоняется от потенциального уровня, при этом потери ВНП (конъюнктурный разрыв) выше конъюнктурной безработицы, т.е. на 1% конъюнктурной безработицы приходится в настоящее время 3% недополученного ВНП.
Занятость не означает, что все заняты положенное по законодательству время. Она может быть полная, неполная, временная, по совместительству. Полная занятость означает, что работник трудится 41 час в неделю (по российскому закону). Неполная занятость предполагает меньшее количество часов работы, например, 20 часов в неделю, временная часто связана с подменой болеющего или находящегося в отпуске работника, с сезонными или непостоянными работами (например, с ремонтом дорог, помещений, выполнением случайных заказов и проч.). Работа по совместительству означает привлечение работников, занятых на других предприятиях (например, врачи-специалисты могут работать в больнице и вести прием несколько часов в неделю в поликлинике на основе совместительства). Выбор формы занятости определяется множеством факторов, как со стороны спроса, так и предложения. Например, мелкие предприятия не могут держать в штате ремонтников оборудования и привлекают их или на неполный график работы или по совместительству. Высококвалифицированные кадры часто работают на нескольких работах (по совместительству) из-за невозможности трудиться на полной ставке из-за большой загрузки. Наоборот низко квалифицированные, а, следовательно, низкооплачиваемые работники вынуждены трудиться на нескольких рабочих местах для обеспечения нормального для жизни семьи уровня дохода.
7.7.2. Организации на рынке труда
Рынок труда имеет сложную структуру, куда входят:
Потребности производственных и непроизводственных отраслей определяют размеры спроса на квалифицированную рабочую силу. Для обеспечения спроса функционирует целая система подготовки кадров. Она включает в себя учебные заведения (общеобразовательные и специальные), которые делятся на: средние, средне специальные и высшие. Если средние обеспечивают подготовку специалистов среднего звена, то высшие учебные заведения становятся не только образовательными заведениями, но и научными центрами, которые выполняют исследования, имеющие прикладной характер, как по заявкам конкретного предприятия, так и в расчете на будущую реализацию.
Обычно организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки входят в состав государственной службы занятости, организуется при министерствах и ведомствах, хотя могут быть и частными фирмами, которые работают или в тесной связи с государственными службами и по их заявкам, или полностью самостоятельно.
Государственная служба занятости – это система органов, которая регистрирует и учитывает незанятых, организует обучение и переобучение безработных, содействует в трудоустройстве, а также социальной поддержке неработающих.
Негосударственные службы занятости носят название рекрутинговые фирмы. Они занимаются подбором персонала по заявкам фирм и оказанием помощи в трудоустройстве безработных. Иногда такие агентства специализированы на обслуживании определенных категорий работников – молодежи, женщин, инвалидов. Чаще они носят универсальный характер, т.е. обслуживают всех обратившихся к ним. Для выполнения своих обязанностей фирмы имеют банк данных на безработных и работающих, но желающих перейти на другое место работы, а также определенный перечень потенциальных работодателей.
Кадровая службы предприятий выполняет следующие функции:
От эффективности кадровых мероприятий зависят результаты работы предприятия, качество и количество продукции, прибыль фирмы. Поэтому кадровые службы должны формировать резерв, а также производить подбор новых или переобучение кадров при изменении стратегических и тактических целей фирмы.
В современных условиях появляются новые виды организаций на рынке труда. Так, особым явлением российской практики занятости стала молодежная биржа труда, которая обеспечивает подбор рабочих мест для частичной занятости школьников и студентов, обеспечения их работой на каникулах, привлечения молодежи на общественные и сезонные работы. В Санкт-Петербурге постоянно проводятся ярмарки рабочих мест как в целом в городе, отдельных регионах, так и в учебных заведениях. Очень популярным и эффективным мероприятием стали психологические тренинги и постоянно действующие консультации выпускников школ и безработных в государственных службах занятости, помогающие определить склонности людей и наиболее эффективные способы их обучения.