Кто придумал хиджаб и для чего

История хиджаба

Хиджаб – это одежда из непрозрачного материала, скрывающая всё тело женщины. На виду остаются кисти рук и лицо. Материал ткани неброских тонов. В настоящее время активно используется у мусульман. Есть в нём что-то загадочное и красивое.

Хиджаб у иудеев.
Исходя из учений священных раввинов, иудейки должны были скрывать свой верх. Когда замужняя девушка появлялась на людях без убранства, говорила с незнакомцами, или повышала в стенах дома голос настолько сильно, что слышали соседи, супруг волен был развестись, не заплатив ей обещанного калыма.

Хиджаб у христиан.
Хиджаб на христианство оказал большое влияние. В «Ветхом Завете» упоминается о том, что если женщина не носит головной убор, то должна подстричься. Если же ей стыдно ходить стриженной или вовсе бритой, то пусть накрывает голову.
Даже мать Иисуса носила религиозное убранство. Этому есть много подтверждений в Коране и Торе, только православные изображают Марию с головным убором и открытой шеей. Запрещалось пользоваться косметикой и надевать украшения. Женщина должна была прятать себя полностью в хиджаб. Профессор лондонского университета, доктор Хаким Илахи писал, что женщина не должна показывать свою красоту посторонним мужчинам, дабы они не поддавались греху. Женская красота опасна.Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть фото Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть картинку Кто придумал хиджаб и для чего. Картинка про Кто придумал хиджаб и для чего. Фото Кто придумал хиджаб и для чегоХиджаб на Руси.
Хиджаб у русских появился с приходом Христианства. Его надевают до сих пор набожные женщины и монахини. Хиджаб считается не только религиозной одеждой, но и исторической. Вместо того, чтобы менять причёски, на Руси принято было менять головной убор (разные варианты цветовой гаммы) и способ подвязывания. По традиции маленькой девочке не нужно было завязывать платок. Отсюда термин – «развязывание ума». До момента полового созревания разрешалось носить венок, ленту и платок, из-под которого хорошо видны были волосы, заплетённые в косу. На свадьбе платок одевал отец. Родственники тоже обменивались подарками в виде платков. После свадебной церемонии девушка не должна была появляться без платка на людях.

Хиджаб в современности.
Мир претерпел много изменений. Несмотря на это, сейчас религия пытается восстановить самопознание и препятствует атеизму. Но сколько конфликтов происходит на религиозной почве. Больше всего в них вовлечены мусульмане и националисты.
Очень часто хиджаб путают с никабом. Никабом считается форма одежды, которая оставляет открытыми только глаза, но иногда закрывает и их. Хиджаб же оставляет лицо и кисти рук в открытом виде. Во Франции с Бельгией запрещается носить именно никаб.

Источник

Под покровом Почему хиджаб стал популярным по всему миру и кто на этом зарабатывает

Хиджаб, прежде бывший принадлежностью почти исключительно мусульманских стран, в последнее десятилетие захватывает улицы европейских и американских городов, витрины магазинов и модные подиумы. «Скромную» одежду шьют и массмаркетные бренды вроде Uniqlo, и люксовые Dolce & Gabbana. Недавно российская марка Gloria Jeans сняла в рекламной кампании модель в хиджабе, что вызвало недовольство потребителей. «Лента.ру» проследила новейшую историю хиджаба.

Покров истории

Ответ на вопрос, почему женщины в исламских странах Северного Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии закрывают все тело и лицо одеждой, не так однозначен, как может показаться. Задолго до ислама климатические условия заставляли местных жителей закрывать тело, голову и лицо тканью. В патриархальных обществах, где женщины были большой ценностью, «скромную» одежду их заставляли носить еще до времен пророка Мохаммеда. При этом у туарегов — одного из кочевых племен Северной Африки, по мнению антропологов, сохранились пережитки матриархата, и женщины этого племени ходят с открытыми лицами, а мужчины закрывают лицо.

С распространением ислама мусульманские религиозно-правовые нормы (шариат) стали предписывать исповедующим ислам закрывать аврат — живот и ноги от пупка до колен у мужчин; все тело, кроме овала лица и кистей рук — у женщин. Видеть женщину без многослойных драпировок могут только мужчины, принадлежащие к категории махрам (отец, брат, сын, внук, то есть близкие родственники, с которыми женщина не может вступить в брак).

Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть фото Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть картинку Кто придумал хиджаб и для чего. Картинка про Кто придумал хиджаб и для чего. Фото Кто придумал хиджаб и для чего

Что характерно, шариатские нормы не конкретизируют требований к одежде: этим занимаются муфтии и кади, авторитетные толкователи Корана. Как правило, общие нормы подгоняются под обычаи страны и региона и могут делаться то строже, то свободнее. Чаще всего мусульманки носят хиджаб или абайю. Европейцы обычно называют хиджабом только особенным образом повязанные головные платки, полностью скрывающие волосы. Абайя — это полный комплект одежды, обязательно закрывающий руки до кистей и ноги до ступней.

Более строгий вариант — чадра (иначе называется чаршаф). В этом костюме покрывало может закрывать нижнюю часть лица. Следующая ступень скромности — никаб — закрывает низ лица и драпирует все тело от плеч так, что неразличимы линии груди и талии. Самый тотальный вариант — паранджа (бурка) — напоминает чехол с забранным сеткой отверстием для обзора на уровне глаз. Два последних варианта женщинам навязывают в обязательном порядке в государствах, где шариат признан нормой права (Саудовская Аравия и ряд других). В более либеральных странах женщинам можно носить яркие абайи или даже условно мусульманскую одежду: платок, закрывающий волосы, брюки до ступней и поверх них — закрывающие бедра удлиненную тунику или платье (все непременно с длинными рукавами и без декольте).

Никаб и паранджу чаще всего носят женщины в тех странах, где законы шариата признаны в государственными, прежде всего — в Саудовской Аравии. Мусульманки в европейских странах предпочитают почти символический в сравнении с никабом хиджаб светлых и даже ярких оттенков. Некоторые прогрессивные мусульманские девушки носят традиционный платок, а вместо платья в пол или длинной юбки и удлиненной блузы или кафтана надевают брюки или джинсы, а поверх них — сравнительно короткие платья или туники (однако обязательно закрывающие бедра и с длинными рукавами).

Обманчивая идиллия

В современной Европе увеличивающееся число женщин в хиджабах на улице еще несколько лет назад вызывало серьезное беспокойство и неприятие. Особенно это было актуально в странах, где иммигрантские общины велики и непрерывно растут. Так, администрация французских учебных заведений запрещала школьницам-мусульманкам ходить в платке на занятия, а полицейские прогоняли с пляжей женщин в буркини — мусульманских купальных костюмах. Но риторика левых и примкнувших к ним мусульманских активистов постепенно изменили общественное мнение: европейцам приходится смириться со статусом кво.

Источник

Гюльчатай-Гюльчатай, открой личико!

Как много сочувствия изливают на бедных женщин ислама их более «счастливые и свободные» товарки! И мужу прекословить нельзя, и прав у них-де никаких, и паранджу носи, красоту скрывай. Но если разобраться, женщины ислама не более порабощены, чем женщины других культур, и нашей славянской — в частности. В вопросах ношения паранджи — так точно.

Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть фото Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть картинку Кто придумал хиджаб и для чего. Картинка про Кто придумал хиджаб и для чего. Фото Кто придумал хиджаб и для чего

Так вот, если разобраться то оказывается, что полностью скрывающая лицо одежда вовсе не является обязательной для мусульманок. Она носится по решению самой женщины, а вовсе не по принуждению ее мужа, и является отнюдь не религиозным атрибутом, а чаще всего — практическим приспособлением. Причин скрывать лицо у женщин Востока несколько.

Одна из них — историческая. В далекие времена влиятельные вельможи запросто похищали приглянувшихся им красоток, превращая их в наложниц и служанок. Это происходило как во времена войн, так и в мирной жизни. Чтобы избежать такой участи, женщины предпринимали разное. Некоторые намеренно уродовали себя, покрывая лица шрамами: кое-какие племена Африки до сих пор предписывают девушкам вставлять в прорезь на губе громадные тарелки. Кто на такую польстится, кроме соплеменников, ценящих не девушкины губки, а ее богатый внутренний мир и умение вести хозяйство? Восточные женщины, не желая расставаться с красотой, поступили проще. Они скрыли лица. Сбросить покрывало при случае легче, чем свести шрамы, татуировки и избавиться от тарелки во рту, да и неудобств меньше.

Однако, Восток это Восток, и у обычая прикрывать лицо далеко не одна единственная цель — защитить скромную красавицу от насилия. Европейские женщины относительно недавно открыли для себя, насколько можно замедлить старение кожи, если предохранять ее от воздействия солнца. К их услугам теперь зонтики, солнцезащитные кремы, тонированные стекла и прочие блага XX века. Многое из этого опасно для здоровья не менее солнца, непрактично, занимает руки или требует сидения на одном месте, за стеклом. Мусульманки в этом смысле гораздо практичнее: они быстро сообразили, что делает с их нежными личиками белое солнце пустыни и жестокие ветра. И прикрылись экологичными натуральными тканями. От злых людей и от непогоды.

Даже волосяная сетка-вуаль чачван, прикрывающая глаза — это вовсе не решетка, за которую сажают даму. Это солнцезащитные очки — да-да! Изобретенные задолго до того, как нечто подобное появилось в Европе. А оно появилось. Вуали на шляпках модницы носят до сих пор, не особо задумываясь о реальном назначении этого предмета одежды и ничуть не ощущая себя жертвами. К слову, лицо на Востоке часто прикрывают и мужчины. И тоже не для того, чтоб быть не узнанными, а все от тех же солнца и ветра с песком.

Само слово «паранджа» означает широкий халат с длинными рукавами. Этот унисекс-халат носился как женщинами, так и мужчинами без какой-либо дискриминации. Уже позже женщины модифицировали его до чадры — покрывала, скрывавшего скромницу с головы до ног. Этакий зонтик без ручки. Есть и специальный головной убор для прикрывания лица — никаб. Он состоит из налобной повязки и двух платков. Один платок крепится уголками к повязке и ниспадает на лицо, оставляя лишь щель для глаз, второй полностью закрывает волосы.

Как уже говорилось, все эти защитные меры вовсе не обязательны. Хочешь поджаривать носик на солнце и состариться раньше подружек — пожалуйста! Во многих странах, в том числе на Востоке даже принимались законы, запрещающие женщинам носить чадру. Если мусульманка вздумает надеть никаб в Бельгии, то ее оштрафуют на 137 евро или посадят в тюрьму на неделю за то, что она подвергает себя такой несвободе.

Обязательным для мусульманки является ношение хиджаба, платка, закрывающего волосы. Собственно, хиджабом называется вся одежда мусульманки, с головы до ног, но на Западе понятие хиджаба сузили до одного только платка. Одежда может изменяться, но платок на голове честной женщины присутствует непременно. Но опять-таки, в этой традиции мусульманки не одиноки. Покрывало на голову надевали и в древней Греции, и в Риме. Обязательным покрывало было для иудеек и для женщин Индии.

Как ни странно, традиция ношения хиджаба соблюдалась и на Руси. Когда девочка созревала, ей полагалось носить венок с лентами, а уже на свадьбе отец надевал девице платок, с которым она уже не расставалась всю жизнь. При этом система надетых платков у русской женщины была не менее сложной, чем у мусульманок. Повойник, мягкая шапочка с околышем, надевался в будние дни, а в праздничные заменялся кокошником. Поверх него повязывался уличный плат. Все это, как и у исламских женщин, было не просто прихотью мужчин, стремившихся как можно качественнее поработить жен.

Прежде всего, платки украшали женщину. Вместо того, чтоб менять прически, красотки меняли комбинации имеющихся у них уборов. Опять же, платок защищал волосы от непогоды. «Свободным» модницам, не носящим платка, приходится страдать оттого, что волосы спутываются ветром, выгорают на солнце, секутся и требуют много больше нервов и ухода, чем роскошные косы восточных красавиц. Минус — эту красоту мало кто видит, кроме самых близких людей. А с другой стороны — кто им еще нужен? Остальные пусть ценят богатый внутренний мир.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Такой разный хиджаб: платок в исламе и платок вне ислама

Почему женщины покрывают голову не только в исламе и как хиджаб связан со эмансипацией

Вопрос о хиджабе никогда не вызывал таких бурных дискуссий, как последние 200 лет. После развала Советского Союза религия стала активно возвращаться в публичное пространство, и вопрос женского платка снова оказался актуальным и политичным. В отличие от наших предшественников, для многих этических мусульман платок — это уже не одежда матери и бабушки. Это одежда, подразумевающая соблюдение и приверженность религии.

Мы предлагаем посмотреть на феномен хиджаба с разных сторон. Мы покажем, что покрывало не является частью исключительно исламской культуры, но было распространено и до ислама. Кроме того, мы объясним, каким образом хиджаб утвердился как часть ислама и как хиджаб связан со свободой женщины и ее высоким статусом.

Платок в культуре народов

Вся палитра одежды, ассоциирующаяся сегодня с традиционным Каиром и Багдадом, от хиджаба, никаба, паранджи и открытых нарядов, существовала у арабов и до ислама. С другой стороны, это не сугубо арабская традиция. Так, подобные порядки существовали в античной Греции (Aphrodite’s Tortoise, The Veiled Woman of Ancient Greece), в Византии (Gabriel Radle, The Veiling of Women in Byzantium) или в Иудее. Верующие иудеи до сих пор закрывают волосы, но делают это при помощи шляпки или парика (хотя есть и носящие платок).

Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть фото Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть картинку Кто придумал хиджаб и для чего. Картинка про Кто придумал хиджаб и для чего. Фото Кто придумал хиджаб и для чего«Покрытая танцовщица», Александрия, III—II век до н.э. Фото: metmuseum.org

Покрывало в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Позже, как мы покажем далее, это понимание перешло в ислам.

Кроме того, покрытие головы являлось необходимым элементом отправления культа. В языческой культуре голову покрывали жрицы богини Весты. В Новом Завете строго сказано о том, что женщина должна покрывать свою голову в храме: «Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (1-е Коринфянам 11:5). Понимание покрывала как части культа также вошло в ислам, где покрытие определенных частей тела является условием действительности молитвы.

На протяжении тысячелетий покрывало было неотъемлемой частью как ближневосточной, так и европейской или даже индийской культур. Неприятие Запада закрытой одежды обострилось на фоне теракта 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане, когда афганская паранджа — «бурка», закрывающая все тело вплоть до глаз, стала ассоциироваться с закрепощением и унижением женщины на Востоке. Все это соседствовало с необходимостью обоснования начавшейся контртеррористической войны и стало переломным моментом Новейшей истории. Изменился и образ Востока: если в колониальный период Восток больше ассоциировался с гедонизмом, удовольствием и таинственной мудростью, то теперь он стал ассоциироваться, наоборот, с ханжеством, невежеством и фанатизмом.

Подобно другим практикам, например, паломничеству-хаджу, «запретным месяцам» и обрезанию, покрытие женщин существовало в арабском обществе и до ислама. С точки зрения мусульман, до пророка Мухаммада к арабам (как и к другим народам) приходили другие пророки и, вероятно, устанавливали эти практики. Тем не менее нельзя утверждать, что ислам «обязал» женщин носить покрывало, он лишь легитимировал уже имевшиеся в обществе обычаи.

Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть фото Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть картинку Кто придумал хиджаб и для чего. Картинка про Кто придумал хиджаб и для чего. Фото Кто придумал хиджаб и для чегоОдежда арабских женщин до ислама. Фото: siue.edu

Хиджаб в исламе

Интересна история ниспослания «аята о хиджабе», которая приводится в «Сахихе» Бухари, второй по важности книге в исламе после Корана. В соответствии с ней, интенция на введение хиджаба как религиозной обязанности была задана Умаром бин аль-Хаттабом, вторым праведным халифом. Кроме того, в этом предании используется само слово «хиджаб» в форме глагола повелительного наклонения «ухджуб».

«Что же касается ‘Умара, то он часто говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Покрывай (ухджуб) своих жён», однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Однажды вечером жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам’а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней: «Мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал аят. («Сахих» Бухари, 146)».

Слово хиджаб с арабского переводится как «преграда» или «завеса». В самом Коране слово «хиджаб» не используется в том смысле, который нас интересует. Вместо этого использованы два других слова, родственные по смыслу, — «химар» и «джильбаб».

«Пусть они не выставляют напоказ свою красоту, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом (хумур, мн. ч. от «химар») вырез на груди (ан-Нур, 31)».

Химар, если обращаться к арабским словарям, переводится как «кусок ткани, покрывающий голову». Это слово происходит от глагола «хамара», означающее «скрывать, покрывать». В одном из хадисов передается, что женщины города Медина, услышав этот стих, покрыли тканями свои волосы.

«…О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала» (джалябиб, мн.ч. от «джильбаб»; аль-Ахзаб, 59).

Джильбаб — это слово, означающее свободную длинную одежду. Потому подразумевается, что одежда мусульман должна не только покрывать все тело, но и не быть обтягивающей и скрывать силуэт.

Исламские богословы постановили, что авраты (части тела, которые подобает скрывать) включают в себя все тело, кроме лица, ступней и кистей. Часть теологов утверждает, что степень покрывала зависит от традиций и «испорченности общества». Считая, что в обществе начали распространяться пороки, некоторые теологи стали считать желательным или обязательным покрывать и лицо. В правовой школе шафиитов же и вовсе распространилось мнение, что хиджаб желательно носить и мужчинам, в особенности молодым и красивым, дабы не смущать женщин.

У самого хиджаба есть лишь общие условия, но нет установленной формы. Хиджаб не обязательно должен быть черным, похожим на то, что носят женщины из Залива. Это вполне может быть европейская одежда, но соответствующая условиям покрытия «аврата».

Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть фото Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть картинку Кто придумал хиджаб и для чего. Картинка про Кто придумал хиджаб и для чего. Фото Кто придумал хиджаб и для чегоКостюм старообрядцев из Нижегородской губернии. Фото: ruvera.ru

Древние тексты добавляли к этому, что эти ограничения касаются только свободных женщин, и не касаются рабынь. Все это писалось тогда, когда во всем мире процветало рабовладение. И в исламском обществе хиджаб являлся инструментом определения свободных женщин, субъектов общества. Хиджаб здесь выступал инструментом защиты женщины от посягательств на ее честь со стороны мужчины. В этом смысле исламская философия проста: мужчина есть мужчина и женщина есть женщина, мы не будем менять их природу. Вместо этого мы изменим среду.

Хиджаб и объективация

В Новое время эпоха рабовладельческих обществ начала сходить на нет. В сущности, в самом исламе существует интенция на освобождение рабов: это предписано за большое количество провинностей (например, пропуск поста) и считается благим делом. В то же время существовал только один способ закрепощения — военный поход. Сами рабы, таким образом, могут пониматься как военнопленные. Экономическое рабство в шариатском праве запрещено. Это также одна из причин запрета ростовщичества.

Интересный взгляд на вопрос рабства предложил Джоннатан Браун, ученый-исламовед из Джорджтаунского университета, в своей книге «Рабство в исламе». Браун говорит, что «рабство» является словом, меняющим свое значение от общества к обществу. Запрещая «рабство», нужно конкретизировать, что именно имеется в виду. Рабы в исламском обществе были прежде всего военнопленными и их потомками, но также являлись предметом торга.

Мы живем в капиталистическом обществе, где красоте и сексуальности уделено такое значение, которого не было никогда в истории. Феминистическая теория дала этому феномену определение «объективация», когда человек и его тело представляется лишь инструментом для удовлетворения собственных нужд, без учета его личности и чувств. Особенно подвержены объективации женщины.

Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть фото Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть картинку Кто придумал хиджаб и для чего. Картинка про Кто придумал хиджаб и для чего. Фото Кто придумал хиджаб и для чегоФото: Олег Тихонов

Критика объективации занимает важное место в современном левом (критика капитализма за овеществление тела) и феминистическом движениях. Удивительно, как перекликаются в этом левая и исламская повестка, при этом предлагая совсем разные решения. Ведь, в сущности, для исламской теологи фигура платка означает, что женщина не является товаром и частью рыночных отношений.

Наличие платка не мешало женщине занимать видное положение в исламской среде и не умаляло значение женского образования. Мы можем найти великих женщин в разные периоды истории ислама: начиная от жен пророка Мухаммада, игравших значимое положение на ранних этапах развития исламского халифата, до царицы Сююмбике. Наконец, хочется упомянуть Фатиму аль-Фихри, построившую в марокканском Фесе старейший в мире университет аль-Карауин.

Более того, в книгах по исламскому праву платок рассматривается как право и привилегия женщины. Андалузский теолог Ибн Хазм так описывал знатную девушку: «из благородной семьи, высокого положения, сокрытая за плотной завесой».

Платок являлся инструментом для построения общества, которое, без изменения человеческого естества, образовало бы культуру, не зацикленную на сексуальности. К сожалению, такой смысл платка разделяется не всеми. Для многих мусульман и немусульман платок представляется символом закрепощения женщины и ее подчиненного положения. Просто одни преступно довольствуются этим, а другие, напротив, враждуют с любым проявлением религиозности.

Хиджаб носили и татарки еще два века назад. Особо ценились роскошно расписанные покрывала. В сборнике «Народы России» 1878 года, изданном в Санкт-Петербурге, наряд татарок описывался так:

«На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».

Конечно, само ношение хиджаба не означает аскетизм и высокие моральные качества, как некоторые полагают. Ислам рассматривает это как один из божественных заветов. С другой стороны, покрывало занимает особое место во всей авраамической традиции — иудаизме, исламе и христианстве. Это неотъемлемая часть традиционных религий Российской Федерации.

В светских демократиях религия не занимает положения источника государственного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право выбирать для себя религию или не выбирать никакой. Там же есть важное уточнение: «и действовать в соответствии с ними (религиозными убеждениями)». Хиджаб является религиозным предписанием, тем самым «религиозным убеждением», но не только им. Хиджаб — это и часть мировой культуры, ее интенции на «скромность», которая проявлялась в разные исторические эпохи и в разных цивилизациях.

Источник

Хиджаб и его история. Хиджаб в Коране. Взгляды из Франции, Кыргызстана, Ирана и Египта

Обзор о хиджабе и его истории, в том числе мы рассмотрим тему хиджаба в Коране.

Подготовлено по материалам русскоязычного государственного вещания Кыргызстана (смотрите также видеосюжет), Ирана и Египта (слушайте также запись радиопередачи), а также публикации французских исследователей Корана.

Приводимые стихи (суры) Корана сверены по переводу Корана известного русского арабиста и переводчика Крачковского.

Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть фото Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть картинку Кто придумал хиджаб и для чего. Картинка про Кто придумал хиджаб и для чего. Фото Кто придумал хиджаб и для чего Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть фото Кто придумал хиджаб и для чего. Смотреть картинку Кто придумал хиджаб и для чего. Картинка про Кто придумал хиджаб и для чего. Фото Кто придумал хиджаб и для чего

В наши дни в хиджабе мусульманки пытаются играть и в большой футбол.

При том, что Коран прямо не гласит о необходимости ношения хиджаба.

В наши дни в хиджабе мусульманки пытаются играть и в большой футбол.

При том, что Коран прямо не гласит о необходимости ношения хиджаба.

Как известно, в Коране прямо не говорится о том, чтобы женщины носили хиджаб — т.е. покрывали бы голову, или все тело с головы до пят, или же полностью закрывали лицо.

Конкретно говорится только о том, чтобы бы они покрывали «разрезы на груди и члены».

Так на прямой вопрос одной мусульманки, «скажите, пожалуйста, в какой суре Корана сказано о том, чтобы женщины носили хиджаб?», отвечающий ей богослов с популярного сайта «Ислам для всех» привел только две нижеследующие суры Корана, в которой хоть как-нибудь рассматривается вопрос формы одежды для женщин:

«О пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают (т.е., как указывают богословы, интерпретирующие данный стих, таким образом будут отличать от рабынь и блудниц); и не испытают они оскорбления. Аллах прощающ, милосерд! (Сура Корана № 33 «Сонмы», стих 59 (дано по переводу Корана известного русского арабиста и переводчика Крачковского);

И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или невольникам и слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, — может быть, вы окажетесь счастливыми! (Сура Корана № 24 «Свет», стих 31, дано по переводу Крачковского).

При этом богослов отмечал, что запрет на форму одежды, и в частности на покрытии волос на голове, идет не из Корана, а из и Сунны (т.е. мусульманского предания о высказываниях и поступках Пророка) и мнений мусульманских ученых всех времен.

В свою очередь, как отмечали два современных исследователя ислама Адель Рифаат (Adel Rifaat) и Бахгат Эльнади (Bahgat Elnadi), выпустившие в 2005 году во французском издательстве Grasset под псевдонимом «Махмуд Хусейн» книгу Ас­Сира («Житие», Al-Sîra, le Prophète de l’islam raconté par ses compagnons) о времени пророка Мухаммеда, в Коране термин «покрывало» упоминается три раза. И в каждом из трех случаях используется отдельное слово: «джульбаб», «химар» и «хиджаб».

Цитируем: «Первый стих (аят) об этом был ниспослан в Медине. Сподвижники Пророка жили в маленьких и часто некомфортабельных домах. По ночам женщинам приходилось выходить на улицу для отправления естественных потребностей, и молодые люди пользовались этим, чтобы приставать к ним самым бесцеремонным образом. Они пожаловались Мухаммеду, которому быль ниспослан аят:

«Скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления». Здесь употреблено арабское слово «джульбаб», означающее «покрывало» или «плащ».

Позднее, в аяте, посвященном целомудрию (это понятие распространяется как на женщин, так и на мужчин), в Коране уточняется:

«Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены. И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди. и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения».

Здесь покрывало обозначается арабским словом «химар». Это требование обращено к женщинам, которые по бедуинскому обычаю заворачивались в широкие куски материи, и к мужчинам, которые из-­за жары часто не надевали нижнего белья.

Слово «хиджаб», означающее «завесу», появляется в третьем аяте, довольно загадочном: «A когда просите их (жен Пророка) о какой-нибудь утвари, то просите их через завесу. Это вам чище для ваших сердец и их сердец».

В данном случае, непонятно означают ли слова «через завесу», что с ними нужно разговаривать через ставни, или что они сами должны накрываться завесой? Или же, как полагают многие суфии, речь идет о «завесе целомудрия», которая идет от сердца и не предполагает ношения какой-то специальной ткани. Возможны разные толкования, но в Коране на этот счет больше ничего не сказано.

Разумеется, интерпретация всех трех аятов могла варьироваться в зависимости от места и времени».

Об обстоятельствах, при которых появился этот последний стих (аят), в котором упоминается термин «хиджабе» исследователи в упомянутом интервью журналу сказали следующее:

«В хрониках говорится, что однажды за ужином (сподвижник Пророка) Омар сказал Пророку: Это невозможно! Мы едим рядом с женщинами, наши руки соприкасаются». Так появилась идея о завесы для жен Пророка. Во времена Пророка в повседневной жизни не существовало разделения полов, которое сегодня жестко соблюдается в некоторых мусульманских странах. Мужчины и женщины вместе принимали пищу. Муслим, один из крупнейших знатоков хадисов, рассказывает, что Пророк, приглашенный на трапезу одним из своих сподвижников, спросил, приглашена ли Аиша (имеется ввиду третья жена Пророка Мухаммеда Аиша. Прим. Portalostranah.ru ). Узнав, что нет, он три раза отклонял приглашение. И согласился прийти лишь тогда, когда Аиша смогла его сопровождать». Конец цитаты.

В тех мусульманских странах, где религия в течении прошлого XX века была отделена от государства, таких как Турция, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан и некоторых других, в последние годы идет постоянная борьба, когда сторонницы мусульманской формы одежды требуют, чтобы им разрешили носить хиджаб в государственных в государственных учреждениях, включая образовательные.

Так в Турции в 2013 г . уже был снят введенный в 1925 году, запрет на появление женщин в хиджабах в госучреждениях и учебных заведениях.

Однако ношение не только хиджаба, но и просто головного платка, совсем не является обязательным в Турции, и во многих других исламских странах, в том числе и в некоторых из тех мусульманских стран, где ислам государственная религия.

Итак, среди мусульманских стран, где платок на голове для женщин не обязателен и не особенно приветствуется, по состоянию на 2015 г ., назовем: Азербайджан, Бахрейн, Египет, Иорданию, Ирак, Казахстан, Кыргызстан, Кувейт, Ливан, Марокко, Тунис, Турцию, Сирию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. (В упомянутых странах не принят платок на голове и для женщин-ведущих теленовостей и др. программ гос. ТВ). В Объединенных Арабских Эмиратах и Омане предписания на обязательное ношение платка нет, но его ношение одобряется.

В Кыргызстане, где в последнее время сторонники исламской морали выступают за ношение хиджаба в школах. В этой связи Первый телеканал государственной Кыргызской телерадиокомпании в главной программе «Итоги недели» на русском языке от 22 февраля 2015 г . посвятил вопросу мусульманской одежде для женщин и хиджабу отдельный сюжет.

Канал в частности передавал, ссылаясь на сохранение степной традиционной культуры кыргызов, цитируем:

«У кыргызского народа своя культура, свои традиции и даже своя национальная одежда, которая передается веками из поколения в поколение. И чем приобщаться к чужой культуре путем одежды, не лучше ли развивать свою.

Представитель мечети шейха Заида в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты, одна из главных мечетей Эмирата Абу-Даби) Абдусалам аль Мадани постоянно носит белую длинную одежду. Но это никоим образом не относится к религии, — говорит он. Это традиционная одежда арабов. То же самое касается и женщин.

В Священном Коране не нет определения, какая одежда является мусульманской или немусульманской. Ислам требует чистой и опрятной одежды, а то что одевают хиджаб в других странах, в Объединенных Эмиратах, например, называют копированием арабского стиля.

Говорит Абдусалам аль Мадани: «У арабок этот стиль просто вошел в привычку, стал традиционным, но он абсолютно не связан с исламом. Так одевались, чтобы укрыться от попадания песка на тело и в волосы в пустыне. Также скрывались от солнца. Потому что в арабских странах постоянно лето. В исламе нет определения одежды. Главное — надо ходить чисто, аккуратно и не слишком вызывающе», передавало слова эмиратского представителя кыргызское телевидение.

Далее можно посмотреть упомянутый сюжет «Как должно одеваться мусульманину» главной программы «Итоги недели» на русском языке от 22/02/ 2015 Первого телеканала государственной Кыргызской телерадиокомпании (который мы частично процитировали)

На 3 мин. 52 сек. сюжета — мнение арабского представителя из мечети шейха Заида в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) Абдусалама аль Мадани о происхождении хиджаба:

Однако в некоторых исламских странах, например, в такой как Иран, хиджаб считается обязательным. Отметим, что в этой стране хиджаб стал обязательным (после длительного перерыва в несколько десятилетий) после победы Исламской революции 1979 года. При этом и в Иране не утверждают, что Коран напрямую предписывает ношение хиджаба, но говорят о том, что ношение хиджаба полезно для нравственности.

«Аллах говорит в 30-31 аятах суры «Свет»: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Это — непорочнее для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своей целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, пусть они прикрывают покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы мужчинам, кроме своих мужей».

Аллах в аятах сур «Свет» и «Сонмы» затрагивает отношения между женщиной и мужчиной, а также пределы хиджаба женщин. Разумеется, что соблюдение этих пределов необходимо для обеспечения всеобщего целомудрия и социальной безопасности. В аятах, перевод которых Вы прослушали, Аллах рекомендует мужчинам оберегать свой взгляд.

Взгляд — самый доступный путь для установления связи между людьми. Передается из уст (богослова) Кашефи, автора книги «Захират-аль-мулук», что самым скорым посланцем дьявола в человеке являются глаза. Глаза играют важную роль в грехопадении человека, особенно среди мужчин. Другие члены человеческого организма не пользуются такой чувствительностью. Согласно научно-физиологическим исследованиям, одна физическая и психологическая разница между женщиной и мужчиной заключается в том, что мужчины намного чувствительнее и уязвимее, чем женщины, перед визуальными возбудителями страсти. Уязвимость женщин связана с тем, что они склонны к выставлению себя на показ.

Вопрос о взгляде заслуживает внимания с нескольких точек зрения. Некоторые взгляды проистекают из любви и симпатии. Этот вид взгляда одобряется исламом. Божий Пророк (Да благословит Аллах его и его семейство!) говорит по этому поводу, что такой взгляд в лицо сведущего улема, справедливого имама, взгляд в лица родителей из доброты и в лицо брата, которого любишь ради богоугодности, равен богослужению. Но иногда бывает, что взгляд проистекает из соблазна или страсти. Этот вид взгляда порицается из-за его разрушительный характер. Пристальный и пылкий взгляд — это начало заблуждения и порой начало падения и аморальности. Никто без контроля своего взгляда не может обуздать свои плотские желания и влечения, поскольку пылкие глаза возбуждают страсть и в таком случае уже очень трудно сохранять самообладание и предотвращать последующие последствия. Тот, кто смотрит чувственным взглядом, все время пребывает в состоянии беспокойства, страдания и сожаления ввиду того, что не имеет доступа к желанному.

Непорочный потомок Пророка имам Садик (Мир ему!) говорит: «Чувственный взгляд — одна из ядовитых стрел дьявола, которая влечет за собой мучение и раскаяние». В другом месте его светлость говорит о вознаграждении за воздержание от неуместного взгляда: «Тому, кто, увидев женщину, повернет свой взгляд в другую сторону, скоро Аллах предоставить возможность попробовать плод своей веры». Было бы уместно отметить, что воздержание от взгляда не означает, что мужчины и женщины должны закрывать глаза. Имеется в виду контроль взгляда.

В этой же связи необходимо, чтобы женщины в обществе пользовалась подходящим покрывалом, поскольку даже частичное обнажение женского тела вызывает расстройство в общественных нормах и подталкивает общество к аморальности.

Аллах говорит в 31-ом аяте суры «Свет»: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением, которые видны. Пусть они прикрывают головными покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы».

Этот аят подчеркивает, что женщины не должны показывать свои прелести ввиду их физической привлекательности. По мнению толкователей Корана, под этой фразой подразумевается то, что женщины должны не выставлять напоказ части своего тела, вызывающие мужскую похоть, в том числе и украшения.

Конечно, у женщин более сильная склонность к использованию предметов украшения, чем у мужчин. Следовательно, женщина для демонстрации своей внешней красоты может кокетничать, чтобы привлекать к себе внимание других. (Иранский богослов, годы жизни: 1919 — 1 979 ) профессор Мотахари пишет, что женщина является олицетворением красоты, а мужчина — олицетворением страсти, и поэтому, следует рекомендовать женщинам не выставлять себя напоказ.

Разумеется, если женщины достойным образом покрывают себя, не выставляют себя напоказ и не привлекают к себе внимания, чувственный взгляд мужчин будет ограниченным и в итоге его отрицательные последствия ограничатся.

Ислам считает, что женская привлекательность нужна в семейном кругу. Женщина должна украшать себя ради мужа и при своих близких. Это показывает, что женщины не вынуждены всегда и все время покрывать себя. В исламе некоторые близкие к женщине мужчины представляются как «махрам» для нее. Под «махрамом» подразумеваются близкие родственники, с которыми по законам шариата запрещен брак. При них женщины могут появляется без платка или чадры. Ислам настаивает на том, чтобы женщина обязательно снимала при муже хиджаб и даже ухаживала за своей красотой и внешностью.

В Коране Аллах перечисляет близких родственников женщины, при которых женщина может присутствовать без хиджаба. В Коране говорится: «Пусть женщины не показывают своей красы мужчинам, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своим женщинам, или своим невольникам, или слугам из мужчин, у которых нет вожделения, или детям, которые не ведают о женской наготе», отмечает русская программа иновещания Радио «Голос Исламской Республики Иран» от 27/07/ 2008, в последнем и некоторых других случаях несколько расширенно переведя упоминавшейся выше стих 31 суры Корана № 24 «Свет», в котором (по дословному переводу знаменитого русского арабиста и переводчика Корана Крачковского) говорится: «пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений».

А далее, собственно, текст передачи:

«Сегодня мы поговорим о джильбабе. Джильбаб — цельная женская одежда для мусульманок, укрывающая все тело, оставляя непокрытыми лишь кисти рук, ступни и глаза. Эта та часть, которая покрывает тело, и это может быть длинное просторное платье из плотной ткани, длинный плащ, пальто. Больше подходит под определение верхней одежды, т.е. одевается на другую одежду.

Сегодня мусульманки заменяют джильбаб также на длинные юбки и просторный верх. Часто слышим такие слова, как абая, кафтан и галабея — в принципе, это синонимы, и их можно назвать альтернативой джильбабу. Они шьются из более легких тканей и с более широким покроем, отличаясь друг от друга фасоном и странами-производителями.

Мусульманские женщины должны соблюдать хиджаб перед любым мужчиной, за которого они теоретически могут выйти замуж. Это значит, что ношение хиджаба не обязательно перед отцом, братьями, дедушками, дядями или маленьким детьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *