Кто придумал игральные карты и что значат их масти

uCrazy.ru

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Червы, пики, бубны, трефы – откуда взялись названия мастей карт?

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Карточные игры – вероятно, одни из самых простых и распространенных развлечений среди молодежи, получившие популярность еще в XIV веке.

Кто придумал игральные карты и, что символизируют карточные масти?

Вопреки распространенному мнению, игральные карты придумали не в Европе, а в Восточной Азии.

Изобретателями карточных игр стали китайцы приблизительно в IX веке н.э. В XII веке новшество проникло в Индию, оттуда на арабский Восток и, наконец, к XIV веку дошло до Европы. В Россию игра была завезена лишь в середине XVII века.

Китайцы вместо бумаги использовали деревянные и бамбуковые дощечки. В Индии играли круглыми картами, а арабы, по религиозным причинам не имевшие возможности изображать людей, вместо привычных карточных персонажей наносили геометрические орнаменты – арабески.

В каждой европейской стране существовала собственная колода и свои оригинальные символы мастей и названий. Например, в испано-итальянской колоде насчитывалось 40 карт, швейцарской – 36, немецкой – 32.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Русская колода это прототип французской колоды с 54 картами и привычными нам мастями – червы, пики, бубны, трефы.

Учитывая дороговизну бумаги и малую грамотность населения, карты являлись развлечением знати. Однако духовенство азартные игры порицало. Не приветствовали подобные занятия среди своих поданных и монархи. Игры в карты, кости и даже шахматы часто заканчивались дуэлями и приводили к убийствам. В результате в большинстве стран азартные игры были запрещены.

Тем не менее, по всей Европе торговля игральными картами приносила огромный доход и была сопоставима с торговлей алкоголем или проституцией.

Что символизируют масти французской колоды?

Точного ответа на этот вопрос не существует. Однако исследователи выделяют три версии: историческую, социальную и религиозную.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Символы мастей во многом похожи на готические орнаменты и являются ничем иным как стилизованное изображение предметов рыцарского обихода.

Таким образом, пики – это копья; трефы – мечи; черви – щиты; бубны – знамёна. Символы часто встречаются в средневековых хрониках, повествующих о деяниях королей и битвах. Обнаружить их можно и на стеклах церковных соборов в качестве гравировки.

Масти символизируют классы средневекового общества.

Черви (сердце) – духовенство; пики (копья) – дворянство; бубны (ромбы) – горожане, которые ходят по вымощенным плиткой дорогам; трефы (клевер) – жители деревни.

С точки зрения средневекового духовенства, презиравшего карточные игры, масти символизируют страсти Христовы.

Трефы (крест) – символ распятия; пики – копье, которое пронзило Христа; червы – губка с уксусом; бубны – плоские шляпки гвоздей, которые использовались при распятии.

Таким образом, карты рассматривались, как насмешка над христианской верой.

Источник

Червы, Трефы: происхождение названий игральных карт

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Азартные игры существуют уже не одно столетие, и карты, пожалуй, самые известные в этом списке. Однако это не отменяет того факта, что вокруг них витает немало мифов и версий относительно особенностей их истории и бытования. К примеру, это касается происхождения названий мастей.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

История наименования мастей такая же интересная, как и происхождения самих карт. /Фото: livejournal.com

Справедливости ради, следует сказать, что существует несколько версий относительно того, как именно появились названия картежных мастей. Причем одна из наиболее распространенных имеет отношение, как ни странно, к христианству.

Так, считается, что в религии негативно относятся к картам как раз потому, что создатели карт использовали для их обозначения символы, которые придумали первые верующие. А было это во времена поздней Римской империи, то есть в тот период, когда христианство подвергалось преследованиям со стороны государства.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Кто-то вправду считает, что названия мастям карт «дали» первые христиане. /Фото: msk.kprf.ru

Именно тогда первые последователи учения Иисуса якобы придумали специальную систему знаков, которые символизировали священные для них вещи.

Так, например, трефы означали крест, пики – копьё сотника Лонгина, проткнувшее Христа, бубны – камень, на который уложили Иисуса после снятия с креста, а червы, как ни странно – Святой Грааль, ведь первоначально имели вид не сердец, а кубков.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

На самом деле, к христианству они отношения не имеют. /Фото: pubhist.com

Однако в реальности эта версия не имеет ничего общего с действительностью, а азартные игры в христианстве не жалуют попросту потому, что считаются происками лукавого.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

История движения карт по миру интересная и долгая. /Фото: wikiрedia.org

Происхождение же мастей до конца не раскрыто. То есть историки однозначно трактуют этимологию их названий и символики, а вот причины, почему те выглядят именно так, сказать сотни лет спустя очень сложно.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Пики свое название получили проще всего. /Фото: weebly.com

Именно поэтому другое название у них «крести». Вот только в реальности никакого отношения к кресту эта масть не имеет, а является изображением трехлистного клевера. А называется так, потому что пришла из французских колод карт, а на французском языке клевер звучит как «trèfle».

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

А в трефах ни намека нет на крест, оказывается. /Фото: wikimedia.org

Бубны также не обделены занимательной историей. Однако ее проще отследить с английского языка. Дело в том, что там этот ромбический символ называется «diamonds», что означает бриллианты.

А все потому, что значок представляет собой двухмерное изображение кристалла. Но почему тогда «бубны»?

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

С бубнами тоже все довольно забавно вышло. /Фото: astroguide.ru

А вот с оставшейся мастью в виде сердца история самая необычная. Мало кто сегодня в это поверит, однако слово «черви» в картах действительно происходит от червей, которые ползают в земле.

Хотя некоторые считают, что этимология берет начало от французского слова «coeur» – сердце. В какой-то степени это имело место быть, но только до XVIII века, когда эта масть в России действительно называлась «керы» и происходила от того самого слова.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Червы реально получили название от фауны. /Фото: whatistruth.info

Материалы по теме

А вот ещё:

Как происходил захват замка в средние века

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Осада была затратным предприятием для средневекового феодала. Часто она становилась кульминацией войны.

Война образца 12-го века была довольно «скрытной» — обычно совершались налёты и опустошались земли соседей. А вот более серьёзные сражения и масштабные осады являлись редкостью. Осады не отличались частотой и становились важным военным событием.

Подготовка к взятию крепости

Осада могла длиться несколько недель или даже несколько лет. К примеру, французский монарх Филипп II Август осаждал замок Шато-Гайяр с сентября 1203-го по апрель 1204-го. А легендарный Ричард Львиное Сердце с крестоносцами два года (с октября 1189-го по июль 1191-го) осаждал Акру.

Шато-Гайяр. Источник: Wikimedia Commons

Инженерных решений для осады было множество. Вокруг твердынь возводились палатки, навесы, деревянные бараки (как сооружения для проживания людей и содержания провизии). Ставили палисады и рыли рвы, строили лестницы, башни, передвижные галереи (чтобы безопасно добраться до стен замка).

Прочность стен средневековых замков проверялись и «артиллерией». Эпоха крестовых походов дала возможность европейцам усовершенствовать свои орудия с оглядкой на византийские и арабские образцы. Появились машины с пружиной и маятником.

Осада Антиохии крестоносцами. Источник: Wikimedia Commons

Машины смерти

Огромные катапульты — сложные и тяжеловесные орудия — перевозили на место осады. Обычно их заряжали дротиками, небольшими балками, а также зажигательными снарядами. Использовали модель, которая напоминала большой арбалет. Баллисты были известны ещё с Античности и весили меньше. Такие орудия собирали прямо на поле перед осаждаемым замком: главный «инженер» руководил плотниками, которые собирали смертоносную машину. Подобные машины могли метать огромные камни, зажигательные снаряды, зажжённую серу и даже падаль. К примеру, вандалы, которые захватывали римские города в Северной Африке в начале 5-го века, забрасывали в осаждаемые твердыни головами мертвых животных, провоцируя эпидемии.

Требушеты. Источник: Wikimedia Commons

Популярным осадным орудием в эпоху Средневековья был требушет. Эта «огромная рогатка» метала ядра весом 20−30 кг на расстояние до 200 метров. Важно заметить, что целью этих обстрелов было не разрушение стен замка, а защита тех, кто под стенами шёл в атаку. Метательные орудия могли нейтрализовать противника, сковать его действия за стенами.

Враг у ворот

Землекопы прорывали рвы, по которым под защитой передвижных галерей шли минёры для выбивания нижних камней стены. Подземные ходы позволяли этим специалистам поджечь основание крепости. Именно подобные работы, а не военные машины помогали делать бреши в крепостных стенах, через которые атакующая сторона попадала в крепость.

Осада. Источник: Pinterest

Однако сперва осаждавшие пытались тараном пробить ворота и проникнуть через них в замок. Эта машина представляла собой огромную балку размером 6−10 метров из твёрдой породы дерева, оснащенную металлическим наконечником. Балка держалась на канатах и раскачивалась несколькими воинами.

Таран. Источник: Pinterest

Лестницы ставились на стены, бойцы взбирались на них, и завязывался рукопашный бой, который очень любили изображать на средневековых миниатюрах. Однако в реальности эти бои шли нечасто. Как правило, это было связано с тем, что осажденные имели весьма эффективные средства для отражения нападения. Крючья, кипящие и горючие жидкости помогали убрать врага с лестницы. Но если нападавшие использовали деревянные башни — скинуть их было намного сложнее. В распоряжении защитников были такие же метательные машины, которые могли разбить орудия осаждающих.

Во время осады Тулузы в 1218 году граф Симон IV де Монфор, главный участник крестового похода против катаров, был убит ядром требушета, установленного внутри города. Де Монфор находился в 200 метрах от стены.

Осада. Источник: Pinterest

Источник

Карты и их символика: в чем духовная угроза?

Вир­ту­аль­ные игры и раз­вле­че­ния вытес­нили собой мно­гие рус­ские игры. Забыты городки и лапта. Но играль­ные карты из дет­ско-под­рост­ко­вой жизни окон­ча­тельно не ушли. Чем опасны карты и правда ли, что сим­во­лика мастей кощун­ственна – несет скры­тые оккульт­ные смыслы?

Предположение – не факт

Любой здра­во­мыс­ля­щий роди­тель про­тив игры на деньги и пони­мает вред нездо­ро­вого азарта для дет­ской пси­хики. Но не каж­дый подо­зре­вает в ней более серьез­ные духов­ные опас­но­сти. Грешно ли играть в карты не на деньги? Да, одно­значно грешно. Но вот о том, почему карты свя­заны с гре­хом, и о сим­во­лике играль­ных карт есть много раз­но­об­раз­ных мне­ний в пра­во­слав­ном сег­менте интернета.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Заме­тим, что обще­цер­ков­ной точки зре­ния на вопросы, свя­зан­ные с сим­во­ли­кой карт, нет – тема нико­гда не выно­си­лась на обсуж­де­ние Меж­со­бор­ного при­сут­ствия, ни тем более на Соборы, что вполне объ­яс­нимо – не тот мас­штаб про­блемы.

Про­то­и­е­рей Игорь ФОМИН на сайте жур­нала «Фома» выска­зы­вает такую точку зре­ния: «Дело в том, что карты имеют очень глу­бо­кую анти­хри­сти­ан­скую сим­во­лику. Обра­тите вни­ма­ние на кар­точ­ные масти. Все они изоб­ра­жают еван­гель­ские сим­волы, но как бы глу­мясь над ними. Трефы – крест, на кото­ром был рас­пят Иисус Хри­стос. Пики – копье, кото­рым Он был про­бо­ден. Черви – губку с уксу­сом, кото­рую под­несли уми­ра­ю­щему на кре­сте Спа­си­телю, чтобы напо­ить Его. Бубны – четы­рех­гран­ные гвозди, кото­рыми были при­биты к кре­сту руки и ноги Христа».

Делясь мне­нием, батюшка не ссы­ла­ется на какие-либо источ­ники инфор­ма­ции по дан­ному вопросу. Кто обна­ру­жил связь этих сим­во­лов, научно уста­но­вил, фак­ти­че­ски под­твер­дил это арте­фак­тами? Ни имен, ни дат, ни мне­ний авто­ри­тет­ных уче­ных на этот счет нет.

А ведь, чтобы точно рас­шиф­ро­вать сим­во­лику карт и под­твер­дить догадки, необ­хо­димо иметь какие-либо доку­мен­таль­ные сви­де­тель­ства ее происхождения.

В боль­шин­стве своем безы­мян­ные авторы мно­го­чис­лен­ных ста­тей на при­ход­ских сай­тах, опи­ра­ются на это пред­по­ло­же­ние как на факт, но тоже не дают убе­ди­тель­ных при­ме­ров. Их ста­тьи пест­рят «гово­ря­щими» и устра­ша­ю­щими иллю­стра­ци­ями карт всех эпох и наро­дов с чашами, пол­ными крови, чело­ве­че­скими чере­пами и про­чей пуга­ю­щей атри­бу­ти­кой. Все эти атри­буты харак­терны для Европы эпохи Про­све­ще­ния, осо­бенно склон­ной к оккуль­тизму и мистицизму.

Глум­ле­ние над еван­гель­скими Стра­стями Хри­сто­выми и Свя­тыми Хри­сто­выми Тай­нами, конечно, застав­ляет содрог­нуться любое хри­сти­ан­ское сердце. Но, рас­суж­дая с духов­ной точки зре­ния, поста­ра­емся понять, имеет ли оно место в дей­стви­тель­но­сти? Един­ствен­ное, что при­во­дится в дока­за­тель­ство такой несколько пря­мо­ли­ней­ной и гру­бо­ва­той интер­пре­та­ции – это фрески всего ОДНОГО ста­рин­ного храма дои­ко­но­бор­че­ского пери­ода. В турец­ком городе Демра (быв­ших Мирах Ликий­ских) суще­ствует храм свя­ти­теля Нико­лая, где, по мне­нию не назвав­ше­гося автора ста­тьи сайта «Храм Предтеча.ру», есть изоб­ра­же­ния, похо­жие на кар­точ­ные масти. Про­смот­рев фото­гра­фии, можно убе­диться – то, что запе­чат­лено на них, напо­ми­нает масти карт лишь отда­ленно. Сим­волы в боль­шей сте­пени похожи на эле­менты рас­ти­тель­ного и гео­мет­ри­че­ского орна­мента, рас­про­стра­нен­ного в мире и оди­на­ково свой­ствен­ного раз­ным куль­ту­рам. Увы, больше догадки о «жидо­мас­сон­ских» или «сата­нин­ских» кор­нях сим­во­лики под­твер­дить нечем.

Символ живет в контексте

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Чтобы наши выводы стали понят­нее, при­дется слегка углу­биться в науку. Свой­ства зна­ков и зна­ко­вых систем изу­чает отдель­ная дис­ци­плина – семи­о­тика. Упро­щая опре­де­ле­ние Юрия Лот­мана, опре­де­лим ее как науку о зна­ках, исполь­зу­е­мых для общения.

Согласно ей, зна­че­ние сим­во­лов измен­чиво – оно во мно­гом зави­сит от нашего вос­при­я­тия, от куль­туры, вос­пи­та­ния и мно­гих дру­гих измен­чи­вых вещей.

По Ю. Лот­ману, знак немыс­лим без кон­тек­ста и интер­пре­та­ции. Так что без уча­стия нашего оце­ни­ва­ю­щего взгляда сам по себе сим­вол не несет ника­кой нагрузки. Воз­можно, оккуль­ти­сты в своих риту­а­лах и при­дают мастям именно такой смысл, но судить об этом без­до­ка­за­тельно мы не можем.

К слову, в повсе­днев­ной жизни «кар­точ­ный» кон­текст и его интер­пре­та­ция нашим созна­нием совер­шенно дру­гие – в наши дни мы ассо­ци­и­руем карты, ско­рее, с миром, нари­со­ван­ным в сти­хах и пес­нях Вла­ди­мира Высоц­кого – миром обще­ства с низ­кой куль­ту­рой. Мы оли­це­тво­ряем карты с соци­аль­ным дном, с пре­ступ­ным или око­ло­пре­ступ­ным миром, с забе­га­лов­ками, злач­ными местами, казино – а вовсе не с под­поль­ным сбо­ри­щем сатанистов-оккультистов.

Оче­видно, что мало кто вос­при­ни­мает сего­дня карты в зна­че­нии кощун­ственно-еван­гель­ских сим­во­лов, пони­мая при этом, что в самой этой игре ничего хоро­шего нет.

К при­меру, никто еще не доду­мался объ­явить кощун­ством лого­тип одной мобиль­ной ком­па­нии – пере­вер­ну­тый, как “нега­тив”, образ крас­ного пас­халь­ного яйца (белое яйцо на крас­ном фоне). А образ кре­ста при жела­нии легко можно обна­ру­жить и в гер­ман­ской сва­стике, и в древ­них язы­че­ских, мусуль­ман­ских орна­мен­тах, и в окон­ном про­еме, и в пере­крестке дорог, и в стро­е­нии чело­ве­че­ского ске­лета, и так далее.

Родом из Европы

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их мастиОбра­ща­ясь к исто­рии, узнаем, что ана­логи совре­мен­ных карт суще­ство­вали на Древ­нем Востоке, в Пер­сии и Индии, в Египте и Китае, в Древ­нем Изра­иле. Пред­по­ло­жи­тельно, оттуда они были зане­сены кре­сто­нос­цами и при­жи­лись сна­чала в Ита­лии, где у них было гораздо больше мастей и раз­но­об­раз­нее колода (латин­ский вари­ант), а затем в запад­но­ев­ро­пей­ском мире.

Сна­чала в Европе карты были игрой сол­дат и про­стого народа и не раз под­па­дали под запрет. За них пока­за­тельно секли и даже каз­нили. Затем они пере­шли в коро­лев­ские покои и надолго стали дво­рян­ской ари­сто­кра­ти­че­ской игрой.

К слову, они появи­лись в Европе почти в совре­мен­ном виде, там они и набрали наи­боль­шую попу­ляр­ность в эпоху Про­све­ще­ния. В начале 17 века заве­зен­ные к нам из Фран­ции через Польшу и Гер­ма­нию, карты ока­за­лись в Рос­сии. Сме­ка­ли­стые рус­ские кули­бины упро­стили 54-ти кар­точ­ную колоду фран­цу­зов до 36 карт, начав отсчет с шестерок.

В сере­дине 19 века карты пол­но­стью при­об­рели при­выч­ный сего­дня облик – сим­мет­рию верх­него и ниж­него рисунка, скруг­лен­ные углы и дру­гие харак­тер­ные детали.

ОКто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их мастибра­ща­ясь к исто­рии мастей, можно убе­диться, что их сим­во­лика идет из глу­бины веков и напря­мую свя­зана с рыцар­ством и кур­ту­аз­ной эпо­хой.

Воз­можно, именно она увела бла­го­род­ных гос­под с риста­лищ и уса­дила их в уют­ные каби­неты за лом­бер­ные столы. Ору­жей­ная тема не чужда кар­там, игра в кото­рые – это умствен­ный поеди­нок, при­шед­ший на смену рыцар­ским тур­ни­рам: так копье пере­ро­ди­лось в пики, герб – в бубны, меч – в трефы, а щит – в черви. Трефы также обо­зна­чали коро­лев­ский гераль­ди­че­ский атри­бут – трех­лист­ный клевер.

В латин­ской колоде было немного иначе: в ней в каче­стве мастей при­сут­ство­вали мно­го­уголь­ные монеты-пен­такли, чаши, палицы, отсы­ла­ю­щие нас к пап­ской вла­сти и раз­ли­чиям сосло­вий: духов­ного, коро­лев­ского, ари­сто­кра­ти­че­ского и торгового.

Инте­ре­сен дослов­ный пере­вод назва­ний мастей в раз­ных стра­нах Европы. У фран­цу­зов это три­лист­ники, сердца, плиты мосто­вой и копья. У ита­льян­цев – пики, цветы, квад­раты и сердца, у испан­цев – мечи, дубинки, кубки, монеты, у нем­цев и англи­чан – дубинки, сердца, лопаты и брил­ли­анты. А кое-где в Гер­ма­нии масти по ста­ринке име­нуют как желуди, бубенцы, листья, сердца.

Осо­бой же ори­ги­наль­но­стью отли­чи­лись швей­царцы, назы­вав­шие масти карт розами, жёлу­дями, бубен­цами и щитами. Всё это – попу­ляр­ная атри­бу­тика евро­пей­ского кур­ту­аз­ного Сред­не­ве­ко­вья и после­ду­ю­щей эпохи Воз­рож­де­ния, и ни пол­слова, ни намека на Стра­сти Христовы.

Сами кар­теж­ные пер­со­нажи весьма условны, их состав измен­чив – так, кар­точ­ные коро­левы при­сут­ствуют не во всех наци­о­наль­ных коло­дах, а в неко­то­рых из них коли­че­ство слуг-вале­тов у коро­лей гораздо больше. Пер­во­на­чально коро­лей и коро­лев ассо­ци­и­ро­вали с кон­крет­ными исто­ри­че­скими пер­со­на­жами – извест­ными совре­мен­ными пра­ви­те­лями и царями Вет­хого Завета, высо­ко­род­ными дамами и биб­лей­скими геро­и­нями. Но посте­пенно фигуры стали мак­си­мально обобщенными.

Русский след

С новой опас­ной азарт­ной игрой на Руси не еди­но­жды пыта­лись бороться. Царь Алек­сей Михай­ло­вич по про­звищу Тишай­ший был глу­боко рели­ги­о­зен, сми­ре­нен и бла­го­че­стив, что, кстати, помо­гало ему бороться со вспыш­ками гнева.

Пра­во­слав­ный госу­дарь ста­рался про­ти­во­сто­ять замор­ской духов­ной заразе. Под­пи­сан­ное им Уло­же­ние 1649 года раз­ре­шало вла­стям жестоко рас­прав­ляться с кар­теж­ни­ками, как с ворами – то есть отру­бать руки и неми­ло­сердно бить. Указ1696 года раз­ре­шал обыск азарт­ных игро­ков – «и у кого карты вынут, бить кну­том».

В сле­ду­ю­щий раз зако­но­да­тельно огра­ни­чить карточную игру в Рос­сии пыта­лись в 1717 году с помо­щью штра­фов. Еще через 16 лет нака­за­ние уже­сто­чили – упор­ных игро­ков, не раз заме­чен­ных за кар­теж­ным сто­лом, ждала тюрьма и батоги.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Петр Пер­вый не жало­вал карт, хотя и активно заво­зил их кораб­лями из Европы, сле­дуя моде на все евро­пей­ское. Окон­ча­тельно при­жи­лись карты при Ека­те­рине ΙΙ. Вслед за сочи­не­ни­ями воль­но­дум­цев эпохи про­све­ще­ния мода на карты с ее лег­кой монар­шей руки пере­ко­че­вала в Рос­сию и стала неотъ­ем­ле­мой частью ари­сто­кра­ти­че­ской при­двор­ной куль­туры. В после­ду­ю­щие века уме­ние соста­вить пар­тию было таким же необ­хо­ди­мым атри­бу­том свет­ского чело­века, как его манеры, начи­тан­ность, речь, зна­ние язы­ков, соот­вет­ству­ю­щий моде внеш­ний облик, уме­ние тан­це­вать и делать комплименты.

Живо­пи­сец-ака­де­мист Адольф Шар­ле­ман создал тра­ди­ци­он­ные для Рос­сии «Атлас­ные карты» в сере­дине 19 века. Автор эски­зов не сильно ото­шел от вида фран­цуз­ской кар­точ­ной колоды. Также были попу­лярны англо-аме­ри­кан­ский шаб­лон карт руан­ского про­ис­хож­де­ния и париж­ский шаблон.

Метафора судьбы

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их мастиВ пре­ступ­ном мире и сего­дня кар­теж­ная игра – мета­фора судьбы, и это не случайность.

Когда-то карты вер­шили судьбы в Рос­сии и Европе. С их помо­щью тка­лись двор­цо­вые интриги, выяс­ня­лись дипло­ма­ти­че­ские отно­ше­ния, денеж­ные и семей­ные споры.

Кар­точ­ные игры в поза­про­шлом сто­ле­тии были повсе­местно попу­ляр­ными, но четко раз­де­ля­лись на ком­мер­че­ские и азарт­ные, то есть вполне при­лич­ные и непри­лич­ные, осуж­да­е­мые. В 19 веке в Рос­сии дво­ряне разо­ря­лись, про­иг­ры­вали целые деревни и даже своих жен, уби­вали друг друга на дуэ­лях из-за спо­ров у кар­точ­ного стола.

Тогда же пыш­ным цве­том рас­цвели масон­ские, каба­ли­сти­че­ские и про­чие мисти­че­ские тече­ния, где не обхо­ди­лось без спе­ци­аль­ных гада­тель­ных колод и играль­ных карт, и где они, воз­можно, и при­об­ре­тали зна­че­ние сакраль­ных символов.

К слову, в хра­мах обеих сто­лиц, осо­бенно север­ной, до сих пор можно встре­тить раз­но­об­раз­ную сим­во­лику воль­ных камен­щи­ков, поскольку мно­гие из них стро­или рус­ские архи­тек­торы запад­ного про­ис­хож­де­ния или их запад­ные коллеги.

Это дей­ству­ю­щие соборы и храмы, где и сей­час совер­ша­ется литур­гия. Вот где, дей­стви­тельно, на взгляд мно­гих пра­во­слав­ных людей, имеет место кощун­ство. Но факт оста­ется фак­том: масон­ские сим­волы в орна­мен­тах фре­сок, потол­ков и пола питер­ских собо­ров – это уже часть нашей куль­туры и исто­рии. Сло­вом, в поза­про­шлом веке кар­точ­ные игры и мисти­че­ские мани­пу­ля­ции давали мно­го­чис­лен­ные злые всходы.

Мир наоборот

Пуш­кин, Лер­мон­тов, Досто­ев­ский и дру­гие писа­тели не обо­шли в своих про­из­ве­де­ниях тему игры карт. На память сразу при­хо­дят «Пико­вая дама», «Мас­ка­рад», «Фата­лист», «Игрок». Почему же кар­точ­ная игра была такой зна­чи­мой для людей того вре­мени и отра­зи­лась в худо­же­ствен­ных текстах?

Как счи­тает извест­ный лите­ра­ту­ро­вед Юрий Лот­ман, карты – это куль­тур­ная реа­лия. В рус­ской лите­ра­туре» кар­точ­ная игра высту­пает ни много ни мало как модель бытия, в кото­ром пра­вят хаос и тор­же­ство слу­чай­но­стей. Книги на эту тему поро­дили в обще­стве сво­его рода фило­со­фию. Луч­шие умы Оте­че­ства все­рьез раз­мыш­ляли «над ролью слу­чая, фату­мом, про­ти­во­ре­чием между желез­ными зако­нами внеш­него мира и жаж­дой лич­ного успеха, само­утвер­жде­ния, игрой лич­но­сти с обсто­я­тель­ствами, исто­рией». Они ломали головы над вопро­сом: чем все-таки опре­де­ля­ется выиг­рыш: рас­че­том или слу­чаем? Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Совет­ский лите­ра­ту­ро­вед неожи­данно точно оце­ни­вает гре­хов­ную при­роду кар­теж­ного мира и его системы коор­ди­нат, из кото­рой вычерк­нуты Бог и нрав­ствен­ность. Герою «Пико­вой дамы» Пуш­кина мир кажется игрой, кото­рой он спо­со­бен вир­ту­озно управ­лять, мани­пу­ли­руя людьми.

Игрок желает выиг­рать все, рискуя при этом всего лишиться. Он полу­чает про­гноз буду­щего (некое гада­тель­ное пред­ска­за­ние), его линия пове­де­ния про­грам­ми­ру­ется, сам он при этом думает, что что-то решает, хотя пра­вят им тем­ные силы и его соб­ствен­ные стра­сти. «Гос­по­дин» своей судьбы на деле ока­зы­ва­ется рабом.

«В самой при­роде карт зало­жено дво­е­ми­рие, – пишет Лот­ман, – они – про­стые знаки, «ходы» в игре, и имеют смысл в гада­тель­ной системе…Случайное выпа­да­ние карт пре­вра­ща­ется в некий текст, авто­ром кото­рого явля­ется судьба».

В азарт­ном кар­теж­ном мире игрок ищет стра­те­гию, скры­вая ее от про­тив­ника. Только вду­май­тесь: ближ­ний ста­но­вится для него вра­гом. Игра – это кон­фликт, ее цель – успех и пре­вос­ход­ство, но оно доста­нется лишь одному. В итоге полу­ча­ется игра не с парт­не­ром, а с самим слу­чаем, кото­рый ста­но­вится сво­его рода зло­ве­щим боже­ством. Про­ис­хо­дит под­мена истин­ного Бога мни­мым, а истин­ная вера под­ме­ня­ется фата­лиз­мом.

С точки зре­ния веры, с геро­ями про­из­ве­де­ний про­ис­хо­дит явное иску­ше­ние гор­ды­ней и себя­лю­бием. Уви­ден­ный через призму карт мир начи­нает дво­иться – герой ока­зы­ва­ется перед дилем­мой выиг­рыша и про­иг­рыша, игры и гада­ния, двух реаль­но­стей – мира повсе­днев­ного и поту­сто­рон­него. Герой сбит с толку, рас­те­рян, поте­рялся в жизни, утра­тив все ее ори­ен­тиры. Его захва­тил хаос, рас­су­док мутится, душа гиб­нет под напо­ром жут­кого, демо­ни­че­ского, поту­сто­рон­него, сти­хий­ного. Этой ирра­ци­о­наль­ной и мощ­ной силе он не может про­ти­во­сто­ять в оди­ночку, а опе­реться не на Кого – Бога у него нет. Так он ока­зы­ва­ется во вла­сти зла.

В лите­ра­туру эта духовно опас­ная фило­со­фия при­шла из реаль­ной жизни. Как счи­тает лите­ра­ту­ро­вед, в петер­бург­ский, импе­ра­тор­ский период рус­ской исто­рии «…гран­ди­оз­ные состо­я­ния созда­ва­лись мгно­венно, в зави­си­мо­сти от скач­ков сча­стья, в сфе­рах, весьма дале­ких от эко­но­мики. При­чуд­ли­вое пере­ме­ще­ние богатств невольно напо­ми­нало пере­ме­ще­ние золота и ассиг­на­ций на зеле­ном сукне во время игры».

У Федора Досто­ев­ского «рулетка – это игра по пре­иму­ще­ству рус­ская», осно­ван­ная на стрем­ле­нии «в один час» «всю судьбу изме­нить». Так заве­зен­ная из Европы игра при­чуд­ливо сов­пала с нашим мен­та­ли­те­том, извра­тив и раз­вра­тив его.

Лицо святой сохранилось… на картах?

Инте­ресно, что фра­зео­ло­гизм «палка о двух кон­цах» при­ме­ним и к кар­там. Одна­жды они все-таки послу­жили добру. В без­бож­ное время они сохра­нили для нас…лицо святой.

Забе­жим впе­ред. В совет­ские годы было опро­бо­вано много раз­лич­ных кар­теж­ных колод. Были среди них и откро­вен­ные инстру­менты про­па­ганды, и анти­ре­ли­ги­оз­ные карты, на кото­рых изоб­ра­жа­лось духо­вен­ство, а позади нари­со­ван­ных фигур – «побуж­да­ю­щие к вере» при­зем­лен­ные мотивы. Но ни одна из таких колод не поль­зо­ва­лась попу­ляр­но­стью и в народе не при­жи­лась. А полю­би­лась рус­ским людям и стала самой рас­про­стра­нен­ной в СССР совсем дру­гая колода, дошед­шая до наших дней под назва­нием «Рус­ский стиль».

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

Колода эта была еще доре­во­лю­ци­он­ной. Ее исто­рия такова. На извест­ном ПОСЛЕДНЕМ импер­ском балу 1903 года члены Цар­ской Семьи и при­двор­ные были наря­жены в уни­каль­ные по кра­соте и стилю сти­ли­зо­ван­ные рус­ские костюмы. Автор мно­гих эски­зов – Сер­гей Головко, испол­ни­тели – извест­ней­шие порт­ные, в том числе мастер­ская небезыз­вест­ной Надежды Ламановой.

На балу было отснято мно­же­ство фото­гра­фий высо­чай­ших особ в рус­ских народ­ных наря­дах. Они и послу­жили осно­вой для созда­ния колоды карт к 300-летию Дома Рома­но­вых. Оче­видно, как и открытки с порт­ре­тами Семьи, новые карты должны были про­бу­дить народ­ную сим­па­тию к цар­ствен­ным осо­бам и послу­жить попу­ля­ри­за­ции импер­ской вла­сти, став для про­стых людей люби­мым суве­ни­ром. И вот в 1911 году немец­кий мастер фаб­рики «Дон­дорф» раз­ра­бо­тал эскизы карт.

В стиле роман­тич­ной рус­ской ста­рины им были выпол­нены атри­буты мастей – щиты, ору­жие, доспехи. Про­то­ти­пом буб­но­вого валета стал вели­кий князь Андрей Вла­ди­ми­ро­вич, буб­но­вой дамы – фрей­лина обеих импе­ра­триц гра­финя Алек­сандра Тол­стая. Чер­во­вой дамой была выбрана кня­гиня Ксе­ния Алек­сан­дровна, а тре­фо­вой – Ели­за­вета Федо­ровна Рома­нова, впо­след­ствии – свя­тая ново­му­че­ница и испо­вед­ница Рос­сий­ская.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти

На обо­роте карт был изоб­ра­жен герб Рос­сии – двух­гла­вый орел. Конечно, изоб­ра­же­ния не имели точ­ней­шего порт­рет­ного сход­ства с про­то­ти­пами, но если сопо­ста­вить кар­тинку и фото, можно уви­деть – сход­ство есть. В 1913 году карты были отпе­ча­таны на Алек­сан­дров­ской ману­фак­туре Санкт-Петер­бурга прямо к празд­нич­ной дате.

Дальше – инте­рес­нее. После рево­лю­ции ману­фак­туру закрыли, но уже в 1923 году она снова рабо­тала. Рисо­вать новые эскизы для карт и изго­тав­ли­вать формы для оттиска поле­ни­лись, да и дорого, вот и стали печа­тать карты для народа по ста­рым шаблонам.

В после­во­ен­ное время совет­ский худож­ник Ю. Ива­нов точь-в-точь пере­ри­со­вал ста­рые карты, адап­ти­ро­вав их для офсет­ной печати. Таким обра­зом, лица Рома­но­вых и их при­бли­жен­ных, в том числе лицо свя­той Ели­за­веты не канули в небы­тие, а сохра­ня­лись на играль­ных кар­тах весь ХХ век. Но этот слу­чай – пожа­луй, един­ствен­ное и уди­ви­тель­ное исключение.

Зло с традициями

Обоб­щая ска­зан­ное, согла­симся с авто­ри­тет­ным мне­нием боль­шин­ства свя­щен­ни­ков – карты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО несут духов­ную угрозу. Но искать ее, оче­видно, нужно не на поверх­но­сти, не во внеш­них про­яв­ле­ниях – мастях и кар­тин­ках, а на более глу­бо­ком СМЫСЛОВОМ уровне. На уровне веры.

Игра в карты отри­цает и пре­сту­пает две основ­ные запо­веди Нового Завета – воз­люби Гос­пода Бога тво­его и воз­люби ближ­него как самого себя. Они под­ме­няют любя­щего и про­мыш­ля­ю­щего о чело­веке Бога бесов­ским «бож­ком» – сле­пым слу­чаем, а любовь к ближ­нему обра­щают в ее про­ти­во­по­лож­ность – нена­висть, кон­ку­рен­цию. Ближ­ний ста­но­вится про­тив­ни­ком, а прин­цип игры – выиг­рать, обма­нуть, обойти, побе­дить в интел­лек­ту­аль­ном поединке любой ценой – утвер­ждает самость и гор­дыню. Все эти смыс­ло­вые под­мены, по сути, явля­ются сата­нин­скими: дья­вол – отец вся­кой лжи.

Духовно опасно и то, что поня­тия и иде­алы – слу­чай, удача, судьба успеш­ность, кон­ку­рен­ция – из кар­теж­ной игры пере­ко­че­вали в биз­нес и дру­гие сферы жизни, в том числе обра­зо­ва­ние, вос­пи­та­ние, меди­цину, искус­ство, что само по себе духовно опасно.

Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть фото Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Смотреть картинку Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Картинка про Кто придумал игральные карты и что значат их масти. Фото Кто придумал игральные карты и что значат их мастиСтоит при­знать, что в наши дни карты рас­те­ряли свой авто­ри­тет, а вме­сте с ним не такими явными стали и духов­ные угрозы. Попу­ляр­ность кар­точ­ных игр у нового поко­ле­ния ста­но­вится все меньше. Пожа­луй, теперь они, в боль­шей сте­пени, инстру­мент без­де­лия, празд­но­сти, нежели гор­дыни, себя­лю­бия, кощунства.

Зало­жен­ные в них прин­ципы, в том числе дво­ич­ная система кодов, давно пере­шли в ком­пью­тер­ные тех­но­ло­гии. Раз­ви­тая с их помо­щью пси­хо­ло­гия кон­ку­рент­ной борьбы тоже нахо­дит себе при­ме­не­ние в дру­гих сфе­рах жизни. Зло совер­шен­ству­ется, не отстает от прогресса.

Поэтому дур­ную ини­ци­а­тиву азарт­ной игры сего­дня пере­хва­тили «про­дви­ну­тые» «внуки» и «пра­внуки» карт – ком­пью­тер­ные «стре­лялки». «Внуки» шаг­нули гораздо дальше своих «дедов», раз­ви­вая гораздо более опас­ную зави­си­мость и проч­нее улав­ли­вая юные души.

Про­дол­жая злую «семей­ную» тра­ди­цию, они учат наших детей пре­сту­пать те же две глав­ные запо­веди – вычер­ки­вать из своей жизни Бога и обес­це­ни­вать чело­ве­че­скую жизнь. Так давайте не дадим им в этом преуспеть!

Вален­тина Киденко
Фото из откры­тых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031