Кто решает что будет модно в новом сезоне

Откуда берутся модные тренды?

Кто здесь главный?

Как ты сама могла догадаться, дизайнеры – не волшебники, наколдовать тренды с помощью магических палочек не могут. И машину времени, чтобы подсмотреть коллекции следующего сезона, тоже еще не изобрели. Новые тренды модельеры не придумывают сами, а заказывают у специальных агентств или трендбюро, которые прогнозируют моду; самые известные – WGSN, Carlin Group, The Future Laboratory и Trend Union. Главная задача трендбюро – предсказать тенденцию, которую точно купят. Свои прогнозы агентства оформляют в специальные книги – трендбуки. Все, что может вдохновить творческого человека, собрано в этом увесистом фолианте: цветовые палетки, кусочки актуальных тканей, эскизы модных силуэтов, фотографии с подиума, произведений искусства, необычных интерьеров и даже красивой еды. Такой трендбук может купить любой желающий на выставке или сайте агентства.

Первыми модными аналитиками были it-girls 50-х. Они ходили на выставки, путешествовали и посещали модные показы, а в перерывах между вечеринками делились с модельерами своими знаниями. Эти девушки были не только подругами и помощницами кутюрье – они были их музами. Сейчас им на смену пришли профессиональные трендбюро. Модными аналитиками становятся дизайнеры, у которых за плечами обширный опыт. В 1975 году Ли Эделькорт основала профессиональное трендбюро Trend Union. На сегодняшний день это самое влиятельное агентство. Сначала бюро изучали только моду с подиума и улиц. Коренной перелом произошел в 1982 году, когда вышла книга «Мегатренды» Джона Нейсбита, она произвела настоящий бум в сфере услуг. После ее выхода футурология превратилась из науки в бизнес – прогнозирование будущего.

Иногда трендбюро специализируются на конкретных тенденциях, а не на общих прогнозах. Например, Pantone работает в области колористики. Это компания выбирает цвет года и палитру сезона. В этом году они выбрали насыщенный винный оттенок марсала.

Холодный расчет

Так как же делаются прогнозы? Шестое чувство? Математические расчеты? Хрустальный шар? Случайное совпадение? Ли Эделькорт сравнивает поиски трендов с археологией – только в будущем. Модный прогноз складывается из кусочков разных жизненных сфер, как лоскутное одеяло.

Прогнозы бывают короткие, на 1–2 года и долгосрочные. Первые заказывают байеры, шопер-стилисты – те, кто работает непосредственно с покупателями. За долгосрочными, как правило, обращаются модельеры. Трендбюро могут предсказать тенденции до 25 лет вперед. То есть уже сейчас они знают, что мы будем носить в 2040 году.

Мода развивается по спирали. Новые тенденции начинаются с анализа предыдущих коллекций. У каждого тренда есть основа в прошлом. Аналитики «цепляются» за него и раскручивают историю моды, достраивая внешний вид тренда в будущем на основе стиля прошлого. Справиться с непростой задачей им помогает – не поверишь! – математика, а именно – математические модели. Прогнозисты изучают силуэты, разбивая их на три базовые формы: треугольник, овал и прямоугольник. С помощью формул они находят пропорциональное соотношение этих фигур в определенном сезоне. Затем аналитики подбирают сезон или историческую эпоху с аналогичной пропорцией форм. На этой основе получают циклы повторов и прогнозируют изменения в силуэтах.

Для правильной картины будущего моды мало изучать только ее одну. Работа аналитиков – это охота и собирательство. Они накапливают огромный визуальный архив – собирают тонны картинок. Фото последних выходов знаменитостей, красивой архитектуры и необычной техники складываются в своеобразную картотеку новинок. Также аналитики отслеживают научные открытия. Новые технологии помогают понять, какой материал появится на горизонте.

Футурология – это наука о будущем

Все, что нас окружает, может стать источником для нового тренда. Тенденции переходят из одной сферы в другую: несколько лет назад увеличились продажи шоколада и сигар. А через некоторое время коричневый стал популярен среди автоконцернов. Особенно он пришелся по душе производителям электрокаров, которые делают ставку на экологию. В бульоне из фактов, образов, математических моделей и предположений рождаются прогнозы. Их финальная трактовка – это тренд. Несмотря на обилие цифр – маркетинговых данных, формул и статистики, иногда интуиция аналитика играет решающую роль.

Игры шпионов

Главная цель любого тренда – понравиться покупателю. Маркетинг помогает понять аналитикам логику приобретений. Самая важная часть исследования – что мы покупаем и почему. Чтобы добыть информацию о потребителе, трендбюро идут на разные ухищрения. В 2009 году была создана уникальная программа, она отслеживает поведение покупателей в сети. Маркетологи изучают самые продающиеся модели, манипуляции в онлайн-магазинах и даже комментарии в соцсетях. Каждый раз, когда ты что-то покупаешь в сети, можешь быть уверена – за тобой шпионят.

В таком «социальном» шпионаже нет ничего нового. Популярные тенденции рождаются не в дизайнерских мастерских, а «одалживаются» у улиц. Моду на трикотаж ввела Коко Шанель – вещи из джерси она подсмотрела в гардеробе у простых рыбаков. А Мэри Куант придумала мини, наблюдая наряды девушек с рабочих окраин Лондона.

Haute couture vs fast fashion

Мы привыкли думать, что fast fashion копирует тренды с подиумов, подглядывая коллекции на производстве и быстро отшивая их в Китае. Как же тогда на вешалках в масс-маркете модная одежда появлялась раньше, чем на показе в Париже? Все дело в том, что fast fashion-бренды пользуются услугами тех же трендбюро, что и известные кутюрье. Одно и то же агентство делает прогнозы для Donna Karan, Gucci, Gap и Marks & Spencer. Некоторые модельеры утверждают, что не нуждаются в услугах трендбюро. Несмотря на это, они все равно покупают трендбуки, в первую очередь ради силуэтов и материалов.

Многие компании тщательно скрывают свое сотрудничество с трендбюро. Поэтому заслуги прогнозистов редко признаются: кому захочется делиться курицей, несущей золотые яйца, с конкурентами, а в случае ошибки аналитика прослыть дураком? К услугам трендбюро обращаются не только компании, связанные с одеждой. Прогноз тенденций нужен любому бренду: от Estée Lauder, Samsung и Coca-Cola до голландского Министерства окружающей среды и транспорта.

В целом, тренды приживаются быстро. Самые спорные приживаются через 3 года после выхода с подиума

Что общего у машины Nissan Micra и куклы What’s her face от Mattel? Концепции обеих придумала Ли Эделькорт. Обе задумки –
уникальные в своем роде: первая стала машиной года в Европе в 93-м году, а у второй… не было лица. По задумке юная покупательница должна была нарисовать сама лицо кукле. Креативные агентства тоже обращаются к услугам трендбюро. Модные тенденции в рекламе помогают понять, что захочет увидеть потребитель будущего в ролике с хлопьями или шампунем.

Что дальше?

Хороший модный прогноз увеличивает в разы шансы коллекции быть коммерчески успешной. В попытке угодить потребителю тенденции определяют все точнее и точнее не только силуэты и длину юбок, но даже размер и цвет горошка на платье. В прошлом сезоне некоторые критики забили тревогу. Если так пойдет и дальше, то для творчества в моде не останется места. Впрочем, дизайнеры не разделяют этих опасений.

Источник

Цветовые тренды: кто и как выбирает за нас модные оттенки

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

«Главный оттенок года», «модная палитра сезона» — привычные словосочетания в фэшн-индустрии и дизайне интерьера. Зачастую мы воспринимаем цветовые тренды как должное, но, если задуматься, возникает вопрос: а судьи кто? Рассказываем кто и как выбирает модные оттенки в интерьере.

Лидеры мнений

У руля цветовых тенденций стоят такие организации, как Скандинавский институт цвета, Институт RAL, влиятельные агентства стиля и крупные лакокрасочные бренды, но главным авторитетом в мире колористики, безусловно, является Институт цвета Pantone. На палитры Pantone ориентируются веб-дизайн, фэшн-индустрия и интерьерная мода. По сути Pantone создает общее информационное поле для дизайнеров. Как это происходит?

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

7 небанальных способов нарядить ёлку

Мы собрали 7 интересных решений для тех, кто ещё не успел выбрать ёлке новогодний «наряд». Спойлер: если у вас нет ёлочных игрушек, не спешите их покупать.

Может показаться, что группа самопровозглашенных экспертов наугад выбирает оттенок, даёт ему благозвучное название, присваивает номер, а все вокруг принимают их мнение на веру, немедленно меняя гардероб, цвет стен и обивку мягкой мебели. Но всё куда интереснее.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Штат Института цвета Pantone состоит не только из группы экспертов, но и из многочисленных фрилансеров, которые собирают информацию во всех сферах человеческой жизни, где задействован цвет: на подиумах, в дизайне интерьера, в социальных сетях, в киноиндустрии и так далее. Эксперты Pantone, обрабатывая полученную информацию, проводят анализ мировых настроений, тенденций и цветовых пристрастий, и составляют цветовой прогноз, определяя сезонные оттенки-фавориты и главный цвет года. Pantone не законодатели, а скорее предсказатели цветовых трендов.

Как они это делают

Цвет года в Pantone определяют на протяжении двух лет: сначала фиксируются цветовые закономерности и пристрастия, достоверность которых определяет спрос на те или иные оттенки производственных компаний. Потом в сотрудничестве с ведущими мировыми дизайнерами создается шорт-лист популярных оттенков, одному из которых предстоит стать всеобщим любимчиком. Главный оттенок года традиционно объявляется в декабре.

А в следующем декабре? Предыдущий оттенок падёт с пьедестала, забытый, ненужный, нелюбимый, уступая место новому? Так это не работает. Ещё два-три года так называемое эхо модного оттенка будет давать о себе знать во всех направлениях дизайна.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Ведущие лакокрасочные компании, выдвигая собственные модные палитры, также ориентируются на тенденции в мире дизайна и на спрос в собственных шоурумах. В силу этого модные палитры разных брендов и организаций зачастую оказываются синонимичны друг другу.

Что стоит за цветом

Эксперты не только следят за цветовыми настроениями в обществе, но и анализируют их причину. Так в 2019 году оттенком-фаворитом Pantone стал «Живой коралл», потому что, по мнению Института цвета, именно в этом оттенке на тот момент «нуждался» мир. Слово «нуждался» мы берём в кавычки — разумеется, мир мог обойтись без «Живого коралла», но точно нуждался в дозе оптимизма, тепла и природолюбия, что и символизировал выбранный Pantone оттенок.

За модным оттенком стоят коллективные настроения и тенденции в глобальной культуре.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

В 2020 году Pantone провозгласили фаворитом «Классический синий». Такой выбор эксперты объяснили тягой мира к стабильности и спокойствию, которые символизирует безмятежный оттенок сумеречного неба. Учитывая события 2020 года, прогноз себя оправдал.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Колористические тренды — это не догмат, а всего лишь ориентир, набор инструментов для дизайнеров и символ происходящих в мире событий. Примерять цветовые тренды на себя или свой интерьер не обязательно.

Разные фавориты, общие тенденции

Предсказанный Pantone хитовый оттенок 2020 оказался созвучен модным палитрам большинства лакокрасочных брендов: благородный тёмно-синий цвет в разных вариациях появился почти у всех.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

В то же время по версии лакокрасочного бренда Dulux главным цветом года стал «Тихий Рассвет» — спокойный светлый и универсальный оттенок.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

А бренда Tikkurila выбрал своим любимчиком жизнеутверждающий светло-жёлтый оттенок «Лимонад», чтобы впустить в интерьер лето и солнце.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Напрашивается вывод: сколько модных палитр, столько и главных оттенков года.Такой разный выбор фаворитов снова может показаться случайным. Но если присмотреться, мы найдем в модных палитрах родственные оттенки и обнаружим общий источник вдохновения.

Так для Pantone и Dulux им стало небо: у одних сумеречное, у других утреннее. В целом все модные оттенки 2020 оглядываются на природу, стремясь «поймать» её подлинные краски и адаптировать их к интерьерной моде. Выбор источника вдохновения тоже не случаен, а продиктован экологической ситуацией и той самой мировой тягой к гармонии и равновесию, которую отметил Pantone.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Воспринимать модные палитры как навязывание вкусов — неправильно. Колористические тренды — это помощь в выборе гармоничной цветовой гаммы для вашего интерьера и по сути готовые решения. А ещё цвет — самый доступный способ сделать интерьер модным, но профессиональный дизайнер никогда не будет навязывать вам оттенок, несозвучный вашим вкусам, будь он хоть трижды самым трендовым.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Плюсы и минусы лестниц из натурального камня

Лестницы из натурального камня подчеркивают изысканный стиль, придают красоту, солидность и подходят как для частных домов, так и для административных зданий. На протяжении нескольких тысячелетий гранит и мрамор украшают дворцы и особняки знатных особ. Стоит отметить, что помимо эстетических качеств, натуральный камень обладает потрясающими эксплуатационными характеристиками. Давайте разберемся какими же.

Соглашаясь на тот или иной тренд, мы разрешаем лидерам мнений увлечь нас в игру под названием «мода», которая может быть интересной и приятной, но только вам решать стоит ли принимать в ней участие.

Источник

СтильОткуда берутся тренды

Что такое тренд-буки, как тенденции просчитываются через соцсети и куда все это нас приведет

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Марки выпускают по 10 коллекций в год и, как вы заметили, все они попадают в тренды. Wonderzine разбирается, кто формирует тенденции на сезоны и сезоны вперед, как их предугадывают аналитики моды и перенимают марки одежды.

Текст: Лиза Кологреева

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Если вы следите за модой, то, скорее всего, знаете, что сейчас марки выпускают предосенние коллекции 2014 года — Pre-Fall 2014. В последней стадии производства находятся образцы коллекций на осень и зиму 2014-го и 2015-го — Fall/Winter 2014/2015. Значит, большинство марок уже заняты мудбордами и эскизами коллекций предвесеннего сезона, Resort 2015, и коллекций на весну и лето 2015-го — Spring/Summer 2015. Конечно, речь идет о глобальных брендах, которые задают моду, от Alexander Wang и Burberry Prorsum до Givenchy и Prada. Получается, что эти марки выпускают десяток коллекций в год: вспомните статью критика International Herald Tribune Сьюзи Менкес о новом темпе моды — «бесконечном параде новинок». Чтобы наклепать столь внушительное количество одежды за столько короткий промежуток времени, требуется не просто команда дизайнеров и стилистов, способных генерировать идеи 24/7. В большинстве случаев им помогают trend forecasters — люди, которые занимаются предсказанием модных тенденций. Они анализируют сотни различных факторов и определяют, какой длины топ с какой шириной полоски какого оттенка синего вы захотите носить в будущем. Причем предсказание тренда может быть как краткосрочным (на 2016 год), так и долгосрочным — на 2020-й. Получить доступ к этой аналитике может любой желающий: достаточно купить тренд-бук на выставке Première Vision или подписаться на соответствующую платную рассылку на WGSN — онлайн-платформе, которая в конце 1990-х составила нешуточную конкуренцию печатным тренд-букам.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

На чем же основываются тренд-аналитики — или, проще, откуда берутся тренды, которые они предсказывают и тем самым диктуют? Пожалуй, самый важный объект наблюдения тренд-аналитиков — потребители, то есть абсолютно все люди. Отметим, фокус-группы — это so last season. В 2009 году американский дизайнер Джулия Фоулер вместе с другом и программистом Джоффри запустила Edith — платформу, анализирующую действия покупателей различных онлайн-магазинов и комментарии в соцсетях. Получаемые данные дают понять ритейлерам и производителям абсолютно все: от того, насколько адекватна цена их продукта, учитывая его модность, в сравнении с конкурентами, до того, сколько продлится любовь к леопарду. Клиентами Edith являются Asos и Gap, которые, оказалось, ориентируются не только на тренд-репортажи будущего сезона, но и на более дальновидные и таргетированные предсказания.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Другая важная черта, дающая тренд-аналитикам пищу для размышления, — поп-культура. Это, во-первых, знаменитости, напрямую влияющие на умы масс. Например, в начале 2000-х селебрити начали фотографировать в обычной жизни в плюшевых костюмах Juicy Couture — и спортивные костюмы стали частью повседневной одежды, а если Бейонсе и Рианна носят мешковатые футболки с номерами и короткие джинсовые шорты, вероятность, что такие появятся в коллекциях Topshop, возрастает в разы. Кстати, глава отдела дизайна британской марки Эмма Фэрроу отмечает, что на тренды влияет другая часть поп-культуры — фильмы, музыка и искусство. «Теперь покупают не просто одежду, а эстетику. Если в Metropolitan Museum открывается выставка о культуре панков, скоро люди захотят примерить их образ на себя — именно такие вещи заводят современных покупателей», — комментирует Фэрроу. Мода, собственно, и есть часть поп-культуры. Когда показы становятся чем-то вроде национального спорта, люди, которые ходят на эти показы — герои уличных блогов, — становятся знаменитостями эпохи Скотта Шумана и Томми Тона. Многие тенденции задают Ада Кокосар, Сьюзи Лау, Тейлор Томаси Хилл, а также Елена, Мирослава и Ульяна.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Мода, как и все в мире, циклична, поэтому ее частично можно просчитать. Возьмем легкий пример: тренды 1960-х возрождали и в 1980-х, и в 2000-х. То есть декады, влиявшие на облик и привычки, цитируют с примерно равной периодичностью. Однако из-за роста темпа моды ее цикл становится более коротким. К тому же теперь не существует распределения декад по сезонам: по последним шоу видно, что в одно и то же время 3.1 Phillip Lim говорит о 1990-х, Rochas — о 1960-х, а Giorgio Armani — о 1940-х. Цикл трендов могут описывать специальные университеты — в точности как экономические циклы. Эти знания они продают модным Домам — те, конечно, не станут говорить об этом публично. Вернемся к тренд-аналитикам. Обозреватель Style.com Тим Блэнкс всегда любит повторять, что мода изменяется под влиянием общества. Например, в 1970-х и 80-х женщины особенно яро отстаивали равные права с мужчинами — и надевали брючные костюмы. Сексуальная революция 60-х, ну и дизайнер Мэри Куант, подарили нам мини-юбки. Сюда же можно отнести влияние субкультур с определенными внешними кодами на моду: это и панки, и хиппи, и преппи. Тренд-аналитики оценивают социальные явления современного мира. Greenpeace может спровоцировать моду на искусственный мех, Pussy Riot — на яркий неоновый color blocking, а последние события в Украине — на сочетание желтого и голубого.

То, что многие дизайнеры опираются на тренд-прогнозы — что очевидно уже по неоднократно повторяющимся цветам и формам в коллекциях, — вовсе не значит, что в мире не осталось места творчеству. Есть модные Дома, которые сами формируют облик поколения и диктуют, как должна одеваться девушка. Это, например, Ханна МакГиббон и Фиби Файло, которые на пять лет переодели всех нас в шелковые смокинги и бежевые пальто, или Миучча Прада, одевающая всех в цветной мех и заставляющая хотеть бомбер с кристаллами. Но когда вам нужно составить план дистрибуции 10 коллекций за год, думать об инновациях становится сложновато. Раф Симонс говорит, что справиться с этим ему помогают краткосрочные отпуска: дизайнер уезжает отдохнуть в пустом доме после создания каждой линейки. И видно, что самый мощный импульс творчества идет от молодых и обремененных лишь двумя коллекциями дизайнеров — вроде Айрис ван Херпен или Meadham Kirchhoff. Которые, кстати, скоро наверняка станут частями больших корпораций: именно это происходит с их коллегой Джонатаном Андерсоном, которого взял под свою опеку владелец Gucci, Kering. Вопрос в том, что станет с модой через 10 или 20 лет: не будут ли 99% дизайнеров выбирать оттенок мятного и ширину бретонской полоски по тренд-буку, чтобы попасть в тренд, который точно купят.

Источник

СтильМодное будущее:
Кто предсказывает фэшн-тренды

Откуда берутся совпадения в дизайнерских коллекциях

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Текст: Ирина Дубина

Широкие плечи, как из восьмидесятых. Цветной мех. Чёрная глянцевая кожа, которая наверняка пришлась бы по душе героям «Матрицы». Лазурно-голубой цвет. Это лишь небольшой перечень трендов, которые, судя по недавно закончившимся неделям моды, определят то, как мы будем одеваться через полгода.

Человеку, не знакомому с механизмами работы фэшн-индустрии, может показаться, что формирование трендов — это результат действия общего бессознательного. Мол, дизайнеры ищут вдохновения каждый в своём, а потом каким-то немыслимым образом их творческие линии пересекаются. На деле же всё куда более прозаично. Возвращение той или иной модной декады, популярность определённого цвета (а иногда даже конкретного оттенка), актуальный крой — заслуга работы не только дизайнерских отделов брендов, но и людей, которых называют трендхантерами. Тех, кто точно знает, что мы захотим купить через полгода или даже пару лет.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Зная, чего захочет ваш покупатель
в будущем, вы сможете сделать продукт, который заведомо ему понравится —
и заработать гораздо больше

Предсказание трендов — так называется работа людей, чья задача — поиск новых веяний, настроений и желаний общества. Конечно, такие аналитики работают не только в моде: трендхантинг сегодня — одна из самых востребованных профессий в любой сфере, от фармацевтики до рекламы и индустрии развлечений. Компании-гиганты — от Coca-Cola до Forever 21 — тратят миллионы на консультации специалистов по трендам или трендбуки с необходимой информацией (Forever 21 и вовсе содержит собственный штат трендхантеров). Зачем это делать? Ответ прост: зная, чего захочет ваш покупатель в будущем, вы сможете сделать продукт, который заведомо ему понравится — и заработать гораздо больше.

В модной индустрии есть несколько главных агентств по предсказанию трендов (их еще называют форкастинговыми), названия которых знакомы каждому крупному и не очень бренду. Одна из самых известных «предсказательниц» — Лидевий Эделькурт, которая работает в этой сфере с 1970-х. Её агентство Trend Union сотрудничает с клиентами не только из мира моды: в своё время Эделькурт консультировала, к примеру, корпорацию Coca-Cola на предмет того, как Sprite должен позиционировать себя на рынке с приходом нового, более молодого поколения покупателей. Если изучить интервью Ледивий, станет понятно, что её работа — это вовсе не заглядывание в магический шар, чтобы увидеть в нём цвет сезона. Эделькурт с командой исследует поведенческие закономерности и на этом основании делает предположения, в какую сторону будет двигаться мода в ближайшие годы.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Скажем, несколько лет назад она рассказывала, что общество становится всё более инфантильным, впадает в перманентную ностальгию по детству, тем самым как бы выстраивая вокруг себя защитный кокон. Неблагоприятная среда и бесконечные стрессы заставляют нас вспоминать любимый эскапистский приём из детства: «Я в домике, меня не видно». Результат — массовое появление так называемых кидалтов, фильмы про супергероев, мультфильмы, снятые не только для детей, а заодно и целый ворох модных трендов: укороченные топы и свитера, вещи с надписями и «несерьёзными» картинками и прочее.

Еще один важный игрок на этом поле — лондонское агентство WGSN, основанное в 1998 году. Оно тоже работает не только в области моды, но фэшн-клиентам предлагает, что называется, полный пакет: консультацию на краткосрочный (два года) или долгосрочный (от пяти лет) периоды (с таким таймингом, кстати, работают все предсказатели трендов), анализ рынка, библиотеку изображений, которую дизайнеры могут использовать при создании коллекций. Бонусом, помимо полного отчёта, который, как можно догадаться, стоит немало, любой желающий может заказать email-подписку: команда WGSN регулярно делится любопытными находками и статьями на тему текущих трендов и того, как они будут влиять на моду в будущем.

Есть ещё LS:N Global, дочернее агентство компании по консультированию The Future Laboratory. Года три назад LS:N Global сделало долгосрочный прогноз явления «Flat Age Society», то есть буквально — «общества без возраста». Как говорилось в отчёте, биологический возраст отныне не имеет никакого значения: пожилые люди всё больше стремятся вести активный образ жизни, путешествовать и носить одежду «для молодых». Отголоски этого макротренда мы видим уже сейчас: в последние годы только и разговоров о том, что мода перестала обращать внимание на возраст, а бренды и журналы словно открыли для себя новый дивный мир моделей старше 25 лет — рекламная кампания American Apparel с 62-летней Джеки О’Шоннеси или съёмка 48-летней Кристи Тёрлингтон для Valentino тому примеры.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

С каждым форкастинг-агентством сотрудничает большой пул людей из самых разных сфер: социологи, социокультурные антропологи, маркетологи и так далее. Кроме того, у самих компаний в каждом стратегически важном городе (скажем, Нью-Йорке, Берлине, Токио) есть на подхвате свои «спецагенты», которые исследуют среду и людей вокруг и подмечают локальные тренды — будь то манера местных жителей подворачивать, а не обрезать джинсы, или внезапное появление множества пекарен с булочками синнабон.

Например, стритстайл — не тот, который мы привыкли видеть в отчётах с недель моды, а аутентичный, повседневный — важный источник информации для трендхантеров. Равно как и Instagram и другие диджитал-платформы — в WGSN есть даже отдел, отдельно изучающий миллениалов, которые активно ими пользуются. Все эти эксперты собираются в назначенное время в назначенном месте, чтобы поделиться друг с другом результатами исследований. Буквально обо всём — не только об искусстве или повседневной культуре, но и о политике, науке, современных технологиях.

Это только со стороны кажется, что смена модных трендов подобна хаотичному броуновскому движению и не подчинена логике. На самом же деле это процесс, который остро реагирует на настроения в мире. Никто не знает, стал бы Кристиан Диор легендой при жизни, предложи он свой new look пятью годами раньше или позже. Но он вовремя почувствовал, чего хотели женщины после войны, и именно поэтому вписал своё имя в историю.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Смена модных трендов не похожа
на хаотичное броуновское движение —
на самом деле это процесс, который остро реагирует на настроения в мире

Конечно, у дизайнеров 1960-х не было трендбуков, что не помешало им придумывать одежду для новых, более молодых покупательниц, вдохновлённых мечтами о космосе. Спустя полвека в этом процессе ничего не изменилось — просто появились посредники, которые теперь делают за дизайнеров часть работы.

Параллельно с изучением общей картины мира другая часть специалистов проводит более прикладные исследования: например, трендхантеры, работающие с тканями и материалами, узнают о последних технологических разработках в этой области, а те, кто специализируется на цвете, — оттенки, которые будут популярны в течение последующих лет. Всё это, безусловно, связано с общесоциальными трендами. Скажем, активные разработки инновационных материалов — непромокаемых, позволяющих телу дышать — ведутся на фоне всё большего увлечения людей фитнесом и здоровым образом жизни. Тренд на athleisure и элементы спортивного стиля, как нетрудно догадаться, тоже пришёл оттуда.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

После анализа всех полученных данных о материалах, цветах, привычках миллениалов и их родителей, политических настроениях и экономических прогнозах агентства составляют трендбуки — каталоги, в которых описаны будущие тенденции с перспективой как минимум на два года вперёд. Дизайнерам и маркетологам брендов предлагаются не только рекомендации, какой оттенок красного будет лучше всего продаваться через несколько сезонов, но вполне определённые предсказания относительно тем и стиля.

Вот интересный пример. В 2013 году в нью-йоркском Метрополитен-музее открылась выставка «Punk: Chaos to Couture». О теме экспозиции было известно за два года до этого, то есть уже в 2011-м форкастинг-агентства могли предсказать повышенный интерес к стилю панк. В итоге панк стал одним из главных трендов на неделях моды осенью 2013-го — вряд ли стоит списывать этот факт на внезапную массовую ностальгию дизайнеров по субкультуре 1970-х.

Некоторые тренды куда менее конкретны. Скажем, агентства могут дать ориентир в духе «из-за усталости от всё более агрессивной глобализации и бетонных коробок мегаполисов люди будут стремиться стать ближе к природе». Дизайнеры могут интерпретировать эту информацию по-разному: кто-то решит удариться в цветочный принт, кто-то — сделать ставку на натуральные материалы естественных оттенков. Никто не воспринимает трендбуки и советы предсказателей как прямое руководство к действию — скорее это вектор, по которому каждый бренд может двигаться в соответствии со своими взглядами.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Так, для сезона весна-лето — 2015 агентство WGSN одним из главных обозначило тренд «история 2.0», предполагающий стремление людей вернуться к истокам, что бы это ни значило. В январе 2015 года Алессандро Микеле показал свою первую коллекцию для Gucci, полностью перекроив стилистику бренда под миланские винтажные лавки и моду конца 1960-х — начала 1970-х. За счёт широты охвата («история 2.0» — это про ручной труд вместо машинного или про одеяния образца XIX века?) подобные тренды оказываются живучее, чем тот же панк. У дизайнеров появляется широкое поле для работы, а у покупателей — большой выбор. Взять тот же курс на историзм: если несколько сезонов назад это были реверансы в сторону недавних модных декад, то для весны-лета — 2017 дизайнеры обратились уже к более давнему прошлому — средневековым костюмам или образам колонистов середины XIX века.

Впрочем, даже профессиональные предсказатели трендов не всегда оказываются правы. В феврале 2016 года на портале Observer вышло интервью Ромни Джейкоб, трендхантера из WGSN. В нём она говорит буквально следующее: «Идея люкса изменилась — теперь считается моветоном носить лого дорогих брендов или статусные сумки». Всё это имело смысл в начале 2016-го (если, конечно, не брать в расчёт потребителей люкса из Азии), но прошло несколько месяцев, и на подиумах сплошь и рядом начали появляться те самые «китчевые» логотипы — вспомните сумки Louis Vuitton с монограммой или футболку Gucci с показа Resort-2017, словно найденную на развалах вьетнамского рынка.

Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть фото Кто решает что будет модно в новом сезоне. Смотреть картинку Кто решает что будет модно в новом сезоне. Картинка про Кто решает что будет модно в новом сезоне. Фото Кто решает что будет модно в новом сезоне

Теперь, несмотря на видимость противоположного, все тренды задают потребители, сами об этом не догадываясь

Мода на логотипы, определившая целую декаду нулевых, действительно возвращается, правда, теперь ее потребители хотят не выставить свой достаток напоказ, а показать ироничное отношение к лейблам и дорогим брендам. В тот момент, когда мода, как нам казалось, достигла состояния стилистической нирваны, болтаясь где-то между новым минимализмом и athleisure, авансцену заняли новые герои во главе с Алессандро Микеле и Демной Гвасалией. И дело тут вовсе не в некомпетентности трендхантеров, а в том, что настроения потребителей сегодня меняются с невероятной скоростью, что выливается в головокружительную круговерть трендов.

Может показаться, что применимый к моде трендфоркастинг нивелирует саму идею дизайна как полёта творческой мысли, а дизайнера — как гения цвета и кроя, диктующего публике, что носить. До конца прошлого века так оно и было: мы знаем пример Кристобаля Баленсиаги, чьи футуристичные платья выглядят актуально и в контексте современной моды, или Рей Кавакубо, на несколько десятилетий опередившей тренд на феминизм и право женщины не выглядеть красиво в конвенциональном смысле, и Александра Маккуина, ставшего предвестником моды на брюки с очень низкой талией (уж он-то со своими финансовыми проблемами не мог и подумать ни о каком трендбуке). Но сегодня ситуация поменялась кардинально.

Теперь, несмотря на видимость противоположного, все тренды задают потребители, сами об этом не догадываясь. Здесь к месту привести известную цитату американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона: «Будущее уже здесь. Оно просто ещё не так широко распространено». Задача трендхантеров — вовремя считать коды, формирующие тенденции будущего, переложить их на понятный язык и передать брендам. Задача брендов и дизайнеров — проанализировать полученную информацию, перевести её на язык визуальный и преподнести покупателям в виде новой коллекции. Всё в очередной раз сводится к тому, что модная индустрия — серьёзный бизнес, и крупные компании просто не имеют права идти на риск: они должны дать своим клиентам то, что те хотят. Вернее, то, что клиенты бессознательно захотели ещё пару лет назад, но поняли это только сейчас, когда получили, что называется, товар лицом. Никакой романтики.

Фотографии: Markoo, Aalto, Cyrille Gassiline, Alexander Wang Menswear, MISBHV, Ellery, КМ20, OiOi

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *