Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

Решите тест пожалуйста.
А1. Новая история- это период

1) становления, развития и упадка феодального

2) возникновения и развития рабовладельческого строя

3) возникновения, становления и развития капитализма

4) становления правового государства

А2. Капитализм – это
общественный строй, основанный на равенстве людей
общественный строй, основанный на эксплуатации капиталистами труда наемных рабочих
общественный строй, при котором вся земля и власть принадлежат феодалам
общественный строй, при котором запрещена социальная мобильность
А3. Путь перехода от феодального строя к капиталистическому строю в европейских странах в Новое время

скачок 2) прогресс 3) революция 4) реформа
А4. Философия Просвещения — это

1) политика проведения светских реформ в обществе

2) движение за переустройство церкви

3) идеология, выступающая за идеальное общество- «царство Разума»

4) борьба за разрушение машин

А5. Учение о разделении властей разработал

1) Ф. Бэкон 2) И. Ньютон 3) Дж. Локк 4) Р. Декарт

А6. Высказал идею о разделении властей на три ветви

1) Монтескьё 2) Джон Локк 3) Вольтер 4) Жан — Жак Руссо

А7. Считал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд

1) Адам Смит 2) Денни Дидро

3) Жан Д׳ Аламбер 4) Даниель Дефо

А8. Промышленный переворот –

1) переход от ремесленного производства к мануфактурному производству

2) переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике

3)переход от присваивающего хозяйства к производящему

4)переход от индустриального общества к информационному

А9. Промышленный переворот начался раньше всех

1) в Голландии 2) в США 3) во Франции 4) в Англии

А10. Командующий американской армией в войне за независимость от Англии

Томас Джефферсон 2) Джордж Вашингтон
3) Бенджамин Франклин 4) генерал Роберт Ли

А11. По Конституции США 1787 года исполнительная власть принадлежала

1) санкюлоты 2) жирондисты 3) якобинцы 4) «подозрительные»

А13. Жорж Дантон, Максимильен Робеспьер, Жан Поль Марат, Эбер — представители

1) левеллеров 2) якобинцев

3) жирондистов 4) термидорианцев

А14. Революция во Франции закончилась в 1799 году

1) реставрацией монархии 2) установлением консульства

3) утверждением светского государства 4) установлением протектората

А15. Страны Востока в XVIII веке

1) осуществили промышленный переворот 2) стали светскими государствами

3) сохранили традиционное общество 4) совершили буржуазные революции

А16. Закрытие всех портов для внешней торговли в 1757 году кроме Гуанчжоу явилось началом изоляции

Источник

Решите тест пожалуйста. А1. Новая история- это период 1) становления, развития и упадка феодального общества 2) возникновения и

Решите тест пожалуйста.
А1. Новая история- это период

1) становления, развития и упадка феодального общества

2) возникновения и развития рабовладельческого строя

3) возникновения, становления и развития капитализма

4) становления правового государства

А2. Капитализм – это
общественный строй, основанный на равенстве людей
общественный строй, основанный на эксплуатации капиталистами труда наемных рабочих
общественный строй, при котором вся земля и власть принадлежат феодалам
общественный строй, при котором запрещена социальная мобильность
А3. Путь перехода от феодального строя к капиталистическому строю в европейских странах в Новое время

1) политика проведения светских реформ в обществе

2) движение за переустройство церкви

3) идеология, выступающая за идеальное общество- «царство Разума»

4) борьба за разрушение машин

А5. Учение о разделении властей разработал

1) Ф. Бэкон 2) И. Ньютон 3) Дж. Локк 4) Р. Декарт

А6. Высказал идею о разделении властей на три ветви

А7. Считал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд

1) Адам Смит 2) Денни Дидро

3) Жан Д׳ Аламбер 4) Даниель Дефо

А8. Промышленный переворот –

1) переход от ремесленного производства к мануфактурному производству

2) переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике

3)переход от присваивающего хозяйства к производящему

4)переход от индустриального общества к информационному

А9. Промышленный переворот начался раньше всех

1) в Голландии 2) в США 3) во Франции 4) в Англии

А10. Командующий американской армией в войне за независимость от Англии

Томас Джефферсон 2) Джордж Вашингтон
3) Бенджамин Франклин 4) генерал Роберт Ли

А11. По Конституции США 1787 года исполнительная власть принадлежала

1) санкюлоты 2) жирондисты 3) якобинцы 4) «подозрительные»

1) левеллеров 2) якобинцев

3) жирондистов 4) термидорианцев

А14. Революция во Франции закончилась в 1799 году

1) реставрацией монархии 2) установлением консульства

3) утверждением светского государства 4) установлением протектората

А15. Страны Востока в XVIII веке

1) осуществили промышленный переворот 2) стали светскими государствами

3) сохранили традиционное общество 4) совершили буржуазные революции

А16. Закрытие всех портов для внешней торговли в 1757 году кроме Гуанчжоу явилось началом изоляции

Источник

Итоговая контрольная работа по истории 8 класс по курсу «История Нового времени 18 век»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ф.и.о.___________________________ класс ________________ дата______________

8 класс. Итоговая контрольная работа по курсу «История Нового времени. XVIII век ». Вариант 1

1.В индустриальном обществе в отличие от традиционного:

1) личность подавлена обществом 3) господствует аграрное производство

2) господствует рыночное хозяйство 4) увеличивается зависимость от сил природы

2. В результате развития индустриальной цивилизации появляется общественный класс:

1) наемных рабочих 3) просветителей 2) ремесленников 4) крестьян

3. Какие из названных мыслителей относятся к французским просветителям XVIII столетия?

А) Джон Локк Б) Вольтер В) Ренэ Декарт Г) Шарль Монтескье Д) Жан Жак Руссо Е) Френсис Бэкон

Укажите верный ответ. 1)АБГ 2) ВДЕ 3) АВГ 4) БГД

1) политика проведения светских реформ в обществе

2) движение за переустройство церкви

3) идеология, выступающая за идеальное общество- «царство Разума»

4) борьба за разрушение машин

5. Страны Востока в XVIII веке

1) осуществили промышленный переворот 2) стали светскими государствами

3) сохранили традиционное общество 4) совершили буржуазные революции

6. Считал, что главным источником богатства являются не деньги, а труд

1) Адам Смит. 2) Денни Дидро, 3) Жан Д ׳ Аламбер 4) Даниель Дефо

7. На фабрике в отличие от мануфактуры:

1) производительность труда была более высокой

2) работало небольшое число работников

3) отсутствовала специализация

4) господствовал ручной труд

8. Согласно Конституции США законодательная власть принадлежит:

1) королю 2) Конгрессу 3) президенту 4) штатгальтеру

9. Когда был создан следующий документ?

10. Название «переворот 9 термидора» означает:

1) принятие нового революционного календаря 3) свержение якобинской диктатуры

2) установление власти Наполеона Бонапарта 4) начало Реформации

11. К истории Великой французской революции относится понятие:

1) гёзы 2) луддизм 3) Долгий парламент 4) якобинский террор

1) системы рабовладения 2) цехового строя в городах

3) политической раздробленности страны 4) феодальных повинностей и ограничений.

13. Основную роль в жизни крестьян Востока играли:

1) законы, установленные государством; 2) нормы, установленные в крестьянской общине,

3) профессиональные правила, 4) решения государственных чиновников.

14.Итогом эпохи Просвещения является:

1) начало процесса обмирщения культуры 2) утверждение гуманистических ценностей

3) ликвидация безграмотности населения 4) освобождение угнетенных народных масс

15. Закрытие всех портов для внешней торговли в 1757 году кроме Гуанчжоу явилось началом изоляции

1) США 2) Индии 3) Японии 4) Китая

16. Объясните термины: революция, монополия, колония, «Эпоха Просвещени»

В1. Соотнеси понятия и определения

В2. Установи соответствие между страной и деятелями

В3 . Выбери «четвертого лишнего» и объясни, почему он лишний

А) буржуазия, гугеноты, наемные рабочие, дворяне

Б) самолет, паровая машина, прялка «Дженни», прокатный стан

В) якобинцы, термидорианцы, жирондисты, гёзы

Г) Д.Дефо, Дж. Свифт, У. Хогарт, И.В.Гёте

Д) Вольтер, Моцарт, Монтескьё, Дени Дидро

Ф.и.о.___________________________ класс ________________ дата______________

8 класс. Итоговая контрольная работа по курсу «История Нового времени. XVIII век ». Вариант 2

1. В индустриальном обществе в отличие от традиционного:

1) формируется правовое государство 3) господствует натуральное хозяйство

2) возникает промышленное производство 4) усиливается религиозное мировоззрение

2. В результате развития индустриальной цивилизации появляется общественный класс:

1) буржуазии 3) крестьян 2) феодалов 4) горожан

3. Установите соответствие между именами творцов художественной культуры и названиями произведений.

А) Джонатан Свифт 1) «Женитьба Фигаро»

Б) Вольфганг Амадей Моцарт 2) «Путешествие Гулливера»

В) Жак Луи Давид 3) «Свадьба Фигаро»

Г) Пьер Бомарше 4) «Клятва Горациев»

4. В политической жизни США большую роль сыграл:

1) Бенджамин Франклин 3) Жан Кальвин 2) Оливер Кромвель 4) Джеймс Уатт

5. В форме войны за независимость в XVIII в. буржуазная революция происходила:

1) в Нидерландах 3) в Англии 2) во Франции 4) в США

6. Укажите дату Тридцатилетней войны:

1) 1618-1648 гг. 2) 1701-1714 гг. 3) 1740-1748 гг. 4) 1566-1673 гг.

7. Если промышленное предприятие использует труд наемных рабочих, то оно называется:

1) усовершенствованным 2) капиталистическим 3) централизованным 4) ремесленным

8. Порядок правления государством, при котором правительство несет ответственность

перед представительным органом, а не королем, называется:

1) протекторат 2) абсолютная монархия

3) ограниченная монархия 4) парламентская республика

9. Согласно Конституции США исполнительная власть принадлежит:

1) Конгрессу 2) президенту 3) губернатору 4) Верховному суду

10. О каком событии идет речь в отрывке из документа?

Главная пружина королевского могущества была сломлена 14 июля или, по крайней мере, она была настолько повреждена в этот день, что ей уже невозможно было когда бы то ни было действовать по-прежнему.

1) о взятии Бастилии 3) об отставке контролера финансов Жака Тюрго

2) об издании декрета о «подозрительных» 4) о разгоне Наполеоном Законодательного корпуса

11. К истории Великой французской революции относится понятие:

1) гильотина 2) протектор 3) «Бостонское чаепитие» 4) иконоборческое движение

12. В период Нового времени республиканский строй утвердился в:

1) Великобритании 3) Японии 2) Испании 4) США

13. Страны Востока в XVIII веке

1) осуществили промышленный переворот 2) стали светскими государствами

3) сохранили традиционное общество 4) совершили буржуазные революции

14. Промышленный переворот начался раньше всех

1) в Голландии 2) в США 3) во Франции 4) в Англии

15. Какие из названных мыслителей относятся к французским просветителям XVIII столетия?

А) Джон Локк Б) Вольтер В) Ренэ Декарт Г) Шарль Монтескье Д) Жан Жак Руссо Е) Френсис Бэкон

Укажите верный ответ. 1)АБГ 2) ВДЕ 3) АВГ 4) БГД

16. Объясните термины: синтоизм, декларация, правовое государство, метрополия

В1. Установи соответствие между страной и деятелями

В2. Установи соответствие между датой и событием

В3. Выбери «четвертого лишнего» и объясни, почему он лишний

А) буржуазия, гугеноты, наемные рабочие, дворяне

Б) самолет, паровая машина, прялка «Дженни», прокатный стан

В) якобинцы, термидорианцы, жирондисты, гёзы

Г) Д.Дефо, Дж. Свифт, У. Хогарт, И.В.Гёте

Д) Вольтер, Моцарт, Монтескьё, Дени Дидро

Ключи к контрольной работе по курсу «История Нового времени. XVIII век ».

16 – объяснение понятий

16 – объяснение понятий

Автор-составитель контрольной работы Л.Н.Загривин, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования г.Горячий Ключ Краснодарского края.

Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть картинку Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Картинка про Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть картинку Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Картинка про Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть картинку Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Картинка про Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть картинку Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Картинка про Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

Данная итоговая контрольная работа охватывает весь изученный материал по истории Нового времени периода 18 века. Контрольная работа позволяет выявить степень усвоения учащимися материала, выявить наиболее проблемные места в освещении материала. После проверки контрольных работ необходимо провести разбор допущенных ошибок.

Номер материала: ДБ-1089040

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть картинку Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Картинка про Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть картинку Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Картинка про Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть картинку Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Картинка про Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть картинку Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Картинка про Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть картинку Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Картинка про Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря

Время чтения: 1 минута

Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Смотреть картинку Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Картинка про Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд. Фото Кто считал что главным источником богатства являются не деньги а труд

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Этапы развития экономической теории

Особое внимание экономике стали уделять еще в Древнем Риме. Именно поэтому экономическая теория считается одной из самых древних наук. Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVII вв. Первой школой экономической науки считается меркантилизм (Англия). Основными представителями данного направления были Томас Ман, Джон Лоу, Ричард Кантильон. «Меркантилизм» с итальянского языка переводится как «торговец». И не зря. Главным источником богатства представители этой школы считали торговлю, а богатство отождествляли с золотом.

Необходимым условием для развития экономики меркантилисты считали превышение экспорта над импортом (активный торговый баланс).

Поздний меркантилизм – так называемый мостик для перехода к монометаллизму.

С развитием производства появляется и новое течение – физиократизм. Основными представителями этой школы являются Франсуа Кэне, Анн Робер, Жак Тюрго. Физиократы во главе с Ф. Кэне в отличие от своих предшественников считали, что источником общественного богатства является производство, а не обращение. Но производство только в сельском хозяйстве, т. е. сельское хозяйство – это один единственный производительный сектор экономики, на который следует обращать внимание. При этом источником общественного богатства физиократы считали прибавочный продукт аграрного сектора.

а) производительный класс (земледельцы);
б) класс собственников (государство, духовенство, землевладельцы);
в) бесплодный класс (представители индустрии, торговли, ремесленники).

Все три класса взаимодействуют между собой и используют деньги как средство обращения.

Представители физиократического направления сформулировали либеральную доктрину. Сущность данной доктрины заключается в том, что признае?тся выгодность свободного личного интереса не только для одного человека, но и для в сего общества в целом.

Следующим направлением в развитии экономической теории стала классическая политическая экономика. Эта школа сформировалась к последней трети XVIII в., и главными ее сторонниками являются Адам Смит, Давид Риккардо и Джон Стюарт Милль.

По мнению данных ученых, основным объектом исследования выступает производство, а не обращение независимо от его отраслевых признаков и распределения благ.

К. Маркс резко критиковал существовавшие до него учения и считал, что только его теория единственно верная.

Он и его последователи полагали, что социальные науки вообще не могут быть беспристрастными.

Согласно К. Марксу все капиталистическое общество является классово-антагонистическим, т. е. население находится в постоянной непримиримой классовой борьбе (между буржуазией и пролетариатом).

Никаких договоренностей между ними и быть не может, а также невозможны никакие реформы капитализма. Единственное решение – уничтожение буржуазии как класса, а также ликвидация частной собственности.

Главный труд основоположника данного учения Карла Маркса (1818–1883) «Капитал» посвящен тайне капиталистической эксплуатации. Первостепенной в теории К. Маркса является теория прибавочной стоимости.

Маркс разделил труд на абстрактный (просто труд) и конкретный. Это позволило ему определить специфику товара «рабочая сила», которая заключается в том, что данный товар может создавать большую, чем собственная, стоимость.

В конце XIX – начале XX вв. ряд западных экономистов высказывали мнение, отличное от марксистов. Они полагали, что острые противоречия, которые переживает капитализм, являются лишь трудностями его становления. Прогрессивный капиталистический строй с его экономикой еще только набирает силу. После многовекового подчинения индивида строгостям традиций люди только начали приобретать свободу. Получив ее, энергичные, но не образованные предприниматели ринулись вперед, принося ущерб другим людям. Новый общественный строй можно и нужно реформировать, чтобы полнее использовать преимущество свободного производства и в то же время сгладить негативные стороны. В результате капитализм может оказаться более эффективным и справедливым, чем социализм. Из подобных взглядов в 70-е гг. XIX в. зародилась особая линия в экономической теории – линия экономикс. В настоящее время она завоевала ведущие позиции по всему миру. Сторонники этой линии взяли курс на сознательный уход от классово-политических оценок экономических процессов. Не случайно было изменено само название науки: с политической экономии на экономикс. Полного политического нейтралитета не получилось, но удалось достичь общественного согласия и партнерских отношений между людьми.

В XX в. основными конкурентами в экономике выступали два направления: неоклассицизм и кейнсианство. Основным пунктом их дискуссий оказался вопрос об экономической роли государства. Должно ли государство вмешиваться в экономику и если да, то в какой степени. Первыми на этот вопрос стали отвечать неоклассики.

Неоклассическое направление возникло в 70-е гг. XIX в. (Л. Вальрас, В. Парето). Главная неоклассическая идея состоит в том, что частная предпринимательская деятельность и рыночная система способны к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Поэтому государству не следует вмешиваться в конкурентоспособный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия. Условия равновесия состоят в следующем: поведение потребителей направлено на достижение максимума удовлетворения, равновесие всех рынков достигается равенством спроса и предложения, цены готовых продуктов равны издержкам, все проданное количество товаров полностью потребляется.

Основным недостатком капитализма начала ХХ в., по мнению Д. М. Кейнса, являлось неполное использование трудовых и производственных ресурсов. Причина этого – недостаточность платежеспособного спроса. Анализируя причины недостаточности спроса, Д. М. Кейнс выделяет потребительский и инвестиционный спрос. Главной причиной недостаточности потребительского спроса он считал основной психологический закон. Суть данного закона состоит в том, что люди при увеличении своего дохода большую его часть сохраняют, а возросшая склонность человека к сбережению противостоит убывающей склонности к потреблению. Причины недостаточного инвестиционного спроса кроются в слабости стимулов к инвестициям и влиянии субъективно-психологических факторов.

Ни одна теория не может претендовать на абсолютность и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиции определенной социальной группы, следовательно, общество не должно быть привязанным к отдельным теориям. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов. При этом важно избежать конфронтации (борьбы), достигая согласия и сотрудничества между людьми.

Источник

Шпаргалка по истории экономических учений (8 стр.)

Большую работу Ломоносов провел по созданию системы сбора необходимой информации в стране. Он начал составлять экономический справочник, который назывался «Экономический лексикон российских продуктов».

В этом справочнике Ломоносов приводит следующие данные:

1) место изготовления товара;

2) его количество и качество;

3) потребление на месте;

4) продажа в другие места и за границу; 5)транспортные пути.

Ломоносов создал гражданскую программу развития экономики России. Хотя в экономических позициях Ломоносова прослеживаются определенные элементы меркантилизма (это выражалось в основном в защите идеи активного торгового баланса), однако идеи Ломоносова во многом и отличались от меркантилизма.

Отличия идей Ломоносова от меркантилизма:

1) богатство нации Ломоносов видел в первую очередь в развитии отечественного производства, а не в торговле, как утверждали меркантилисты;

2) роль государства в экономике не сводилась только к проведению протекционистской политики.

21. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Разложение меркантилизма усилила нарастающая тенденция ограничения прямого государственного контроля над экономической жизнью. В результате возобладало свободное частное предпринимательство, которое привело к полному невмешательству государства в деловую жизнь. Возникло новое направление экономической мысли – классическая политическая экономия (КПЭ).

Представители КПЭ опровергали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма.

Классическая экономия возникала тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась на многие отрасли промышленности.

Этапы эволюции классической политэкономии:

1) конец XVII – первая половина XVIII вв. Этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей меркантилизма и его полного развенчания.

Представители – Уильям Петти (1623–1687) и Пьер Баугильер – первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, по которой источником и мерой стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной продукции. Основу богатства государства они видели в сфере производства;

2) вторая половина XVIII в. Школа физиократов, получившая распространение во Франции. Ведущие авторы этой школы – Франсуа Кенэ (1694–1774) и Жак Тюрго (1727–1781) – решающее значение наряду с трудом придавали земле. Они углубились в анализ сферы производств и рыночных отношений и отдалились от анализа сферы обращения;

3) конец XVIII в. Этот этап связан с трудами Адама Смита (1723–1790). Он считал, что экономические законы действуют независимо от сознания людей, потому правительственные органы не должны вмешиваться в экономику. Он открыл закон разделения труда и роста его производительности. В своих работах Смит рассматривал концепцию товара и его роста, прибыль, капитал, производственный и непроизводственный труд;

4) первая половина XIX в. В это время в ряде развитых стран совершился промышленный переворот. Ученики Адама Смита переосмысливали основные идеи его концепции, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Представителями данного этапа являются:

а) Жан Батист Сей (1767–1832) впервые ввел в рамки экономических исследований проблематику равновесия между спросом и предложением, реализацию совокупного общественного продукта в зависимости от конъюнктуры рынка;

б) Давид Рикардо (1772–1823) больше остальных критиковал учение А. Смита. Он впервые выдвинул закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработал экономическую теорию земельной ренты;

в) Томас Мальтус (1766–1834), которому принадлежит идея о влиянии на благосостояние общества численности и темпов прироста населения. Он обосновал реальное участие в создании и распределении совокупного общественного продукта не только производственных, но и непроизводственных слоев общества;

5) вторая половина XIX в. Представители – Джон Стюарт Милль (1806–1873) и Карл Маркс (1818–1883) – обобщили лучшие достижения школы.

22. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ У. ПЕТТИ

Наряду с появлением меркантилизма возникают предпосылки мощного экономического учения – классической политэкономии. Родоначальником данного направления экономической науки является английский экономист У. Петти (1623–1687).

Основные идеи классической политэкономии во взглядах Петти:

1) исследование не процесса обращения, а непосредственно процесса производства;

2) критическое отношение к непроизводительным классам (купцом), которые не создают никакого продукта;

3) отнесение к производительному труду труда материального производства.

Богатство нации создается во всех сферах материального производства.

Труд – основа богатства. Критерий богатства: наиболее богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (при условии, что деньги будут разделены поровну) будет иметь возможность нанять больше рабочих.

Под влиянием меркантилистов У. Петти выделял внешнюю торговлю, которая, по его мнению, в большей степени, чем другие отрасли, способствуетувеличению богатства. Он сформулировал основы трудовой теории стоимости (в основе равенства обмена товаров лежит равенство затрат). Стоимость создает тот труд, который затрачен на производство золота и серебра (в этом прослеживается влияние меркантилистов).

Стоимость продуктов труда в других отраслях производства определяется лишь в результате их обмена на благородные металлы.

Превзойдя физиократов, У. Петти предположил, что прибавочный продукт равен разности стоимости продукта и издержек.

Ренту считал не даром земли, а продуктом труда, который обладает большей производительностью на землях лучшего качества. Петти ввел понятие дифференциальной ренты (причиной которой является различие в плодородии и местоположении земли). Проанализировав ренту и определив ее как чистый доход с земли, У. Петти ставит вопрос о цене земли (определяя ее как сумму определенного числа годичных рент). Процент определял как компенсацию за неудобства, которую кредитор создает для самого себя, отсуживая деньги.

«Естественный» уровень процента равен ренте с такого количества земли, которое может быть куплено за данные в ссуду деньги (здесь также намек на доктрину альтернативных издержек). Все экономические идеи изложены в форме догадок и не представляют законченной теории. У. Петти вошел в историю как изобретатель статистики. Он создал анализ скупых данных, описал методы косвенного определения величин тех или иных показателей, в частности выборочного метода. Используя эти методы, Петти впервые подсчитал национальный доход и национальное богатство Англии. Национальный доход определяет как сумму потребительских расходов населения, пренебрегая долей национального дохода, идущего на накопление. Национальное богатство Петти определяет как материальное богатство и включает туда денежную оценку самого населения.

С именем Петти связано зарождение классической политэкономии, а ее создателями явились А. Смит и Д. Рикардо.

23. УЧЕНИЕ АДАМА СМИТА

Адам Смит (1723–1790) – выдающийся английский ученый-экономист. Им разработана теория воспроизводства и распределения, проанализированы действия этих категорий на историческом материале и применение их в экономической политике.

По А. Смиту, экономика слабой страны приумножает богатства народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что ее надо видеть в материальных ресурсах, которые составляют годичный труд каждого.

Смит осуждает меркантилизм. Он говорит, что природой богатства исключительно является труд. Только технический прогресс является основой роста богатства любой страны. По его мнению, не торговля и другие отрасли сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства.

Центральное место в методологии исследования А. Смита имеет концепция экономического либерализма, в основу которой положены рыночные экономические отношения. Он говорит: «Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т. е. когда интересы общества рассматриваются как сумма интересов, составляющих его лиц».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *