Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека
Краткие сведения из истории методики изобразительной деятельности
После Великой Октябрьской социалистической революции общественное дошкольное воспитание в нашей стране стало общегосударственным делом. Цели и задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения были определены марксистско-ленинским учением, которое явилось теоретической основой для советской педагогики.
К этому времени еще не было сложившейся системы советского дошкольного воспитания с разработанной программой и методами обучения. Необходимо было изучить особенности развития детей в новых условиях, создать учебные пособия, подготовить квалифицированные педагогические кадры.
Наряду с разработкой общих вопросов советской дошкольной педагогики выделяются отдельные специальные методики обучения детей разным видам деятельности, среди которых немаловажное место отводится изобразительной деятельности.
Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия Советской власти был труден и проходил в острой борьбе с идеалистическими теориями.
Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие — это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.
С конца XIX в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений—психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.
За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Сёлли, Н. Брауншвиг, Р. Лампрехт и другие).
Педагогические взгляды Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребеля
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 — 1670) жил в то время, когда его родина испытывала тяжелый национальный гнет со стороны немецких феодалов. Он родился в семье мельника, рано осиротел и лишь на 16-м году жизни смог поступить в среднюю латинскую школу. После блестящего окончания школы он продолжил образование в Германии за счет религиозной секты, к которой ранее принадлежал его отец. Вернувшись на родину, Коменский становится священником, занимается наукой и стремится сделать ее достоянием народа. Скрываясь от преследования католической церкви, он испытал много лишений и горя, в огне пожара погибла его библиотека и ценнейшие рукописи. Коменский написал ряд педагогических трудов, давших ему мировую известность,— «Великая дидактика», «Материнская школа». Он отвергал церковные положения о греховности детской природы, но считал, что все дети обладают от рождения определенными способностями, «дарами божьими», и подчеркивал огромную роль воспитания в развитии человека. Коменский является одним из первых теоретиков дошкольного воспитания. Для ребенка до 6 лет он предназначал материнскую школу, рекомендовал матерям кормить младенцев материнским молоком, давать детям играть, резвиться, бегать. Он считал, что в дошкольном возрасте должны быть заложены первые основы общего образования. Занятия по развитию речи он советовал проводить в виде игры. Учение о материнской школе Коменского является первой попыткой создать продуманную систему воспитания маленьких детей в условиях семьи.
Одним из ярких просветителей XVIII века является Жан Жак Руссо (1712—1778) — представитель наиболее революционной части мелкой городской буржуазии Франции. Руссо — политический деятель, философ, писатель, педагог. Его наиболее крупные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства. », «Эмиль, или О воспитании» и другие. Руссо писал, что «воспитание должно начинаться со дня рождения ребенка». Критикуя уродливые формы семейного воспитания высших сословий, Руссо считал, так же как и Я. А. Коменский, что каждая мать сама должна вскормить своего ребенка. Он выступал в защиту прав ребенка на свободное развитие, настаивал на уважении его личности. Однако идеалистическая теория Руссо о «свободном воспитании» содержит в себе резкие противоречия и является в целом неправильной. Взгляды его на воспитание женщины были реакционны: роль женщины сводилась только к выполнению семейных обязанностей.
Фридрих Фребель (1782—1852) — один из крупнейших представителей буржуазной педагогики Германии первой половины XIX века создал оригинальную систему общественного дошкольного воспитания и дошкольное учреждение нового типа — детский сад (1840). Фребель организовал подготовку воспитательниц детского сада, которых называл «садовницами», и пропагандировал дошкольное воспитание в печати. Он считал, что развитие — это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности: в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности. Для игры Ф. Фребель предлагал детям «дары»: шар, куб, цилиндр, а также подвижные игры, которые требовали автоматического подражания и сопровождались сентиментально-сладкими, подчас религиозными, песнями. Близость ребенка к природе Ф. Фребель рассматривал, как открытие ребенку бога.
Глава 1. Краткая история общественного воспитания детей
Воспитание детей в период первобытно-общинного,рабовладельческого, феодального строя и эпохи возрождения
Воспитание имеет классово-исторический характер. Его задачи, содержание и методы изменяются под влиянием условий общественной жизни.
В развитии первобытного общества и самого человека, как указывают основоположники марксизма, огромное значение имела трудовая деятельность людей. Звуковой язык помог людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство. При первобытно-общинном строе существовал коллективный труд, люди жили в коллективных жилищах и сообща воспитывали детей.
Известный русский путешественник Миклухо-Маклай с 1871 г. в течение 3 лет пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живущих в условиях родовой общины и коллективно воспитывающих детей, как и в древние времена. У папуасов мальчики занимались вместе с мужчинами охотой, рыбной ловлей; девочки помогали женщинам изготовлять одежду, делать посуду, готовить пищу.
На последних этапах развития первобытно-общинного строя развилось военное воспитание. Например, у древних арабов мальчиков с детства учили борьбе, стрельбе из лука, езде верхом, воспитывали у них мужество, храбрость, выносливость. Обряд приобщения юношей и девушек к полноценным членам родовой общины сопровождался особыми церемониями «посвящения» в виде публичных испытаний закаленности и выносливости молодых людей.
Большие изменения произошли в эпоху Возрождения (XIV-XVI века). Вновь выдвигался идеал активной гармонически развитой личности, возрождалась культура античного мира. В центре внимания становился человек, и направление культуры того времени получило название гуманистической (человеческой). Педагоги-гуманисты стремились воспитать крепких людей с разносторонними интересами, они осуждали палочную систему средневековья, призывали бережно и внимательно относиться к ребенку, уважать его личность.
Однако гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма, не боролась за интересы народных масс и ее педагогические идеи не касались обучения детей бедноты.
Педагогические взгляды Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребеля
Великий чешский педагог Ян Амос Коменскии (1592- 1670) жил в то время, когда его родина испытывала тяжелый национальный гнет со стороны немецких феодалов. Он родился в семье мельника, рано осиротел и лишь на 16-м году жизни смог поступить в среднюю латинскую школу. После блестящего окончания школы он продолжил образование в Германии за счет религиозной секты, к которой ранее принадлежал его отец. Вернувшись на родину, Коменскии становится священником, занимается наукой и стремится сделать ее достоянием народа. Скрываясь от преследования католической церкви, он испытал много лишений и горя, в огне пожара погибла его библиотека и ценнейшие рукописи. Коменскии написал ряд педагогических трудов, давших ему мировую известность,- «Великая дидактика», «Материнская школа». Он отвергал церковные положения о греховности детской природы, но считал, что все дети обладают от рождения определенными способностями, «дарами божьими», и подчеркивал огромную роль воспитания в развитии человека. Коменскии является одним из первых теоретиков дошкольного воспитания. Для ребенка до 6 лет он предназначал материнскую школу, рекомендовал матерям кормить младенцев материнским молоком, давать детям играть, резвиться, бегать. Он считал, что в дошкольном возрасте должны быть заложены первые основы общего образования. Занятия по развитию речи он советовал проводить в виде игры. Учение о материнской школе Коменского является первой попыткой создать продуманную систему воспитания маленьких детей в условиях семьи.
( См.: Мчедлидзе Н. Б., Лебеденко А. А., Гребенщикова Е. А. История дошкольной зарубежной педагогики.-М.: Просвещение, 1974, с. 44, 91, 189.)
Положение детей в капиталистических странах
Период империализма сопровождается кризисом буржуазной идеологии. Появляются многочисленные педагогические теории, проникнутые национализмом и шовинизмом.
Вместе с тем в ряде капиталистических стран ширится и крепнет движение в защиту детей, все больше развертывается борьба передовых учителей, врачей, родителей и всех людей доброй воли. Например, в Японии это движение осуществляется под лозунгом «Защищая мир, мы защищаем детей».
В 1979 г. проводился Международный год ребенка. Главной целью его было привлечь внимание правительств всех стран и широких кругов общественности к проблеме улучшения положения детей. Вот что говорится в заявлении Международной демократической Федерации женщин в связи с Международным годом ребенка: «Жизнь всех детей могла бы стать счастливее, если бы правительства и все общество в целом относились к ним с такой же заботой, какой окружены дети в социалистических странах» ( Николаева-Терешкова В. Для счастья детей.- Правда, 1979, 29 января, с. 2.).
Воспитание детей в России с древнейших времен до 1917 года
У древних славян детям передавались навыки земледельческого и ремесленного труда, они получали моральное и военное воспитание, их приучали к повиновению старшим членам общины, почитанию предков, поклонению языческим богам.
Во второй половине XVII века в Московском государстве Епифанием Славинецким было создано педагогическое сочинение «Гражданство обычаев детских». В этой книге содержались правила благонравия и благочинного (приличного) поведения детей. В сборнике говорилось о манерах и поведении ребенка за столом во время еды, в церкви; давались советы о гигиенических правилах, о прическе, позе, выражении лица, уходе за зубами, была специальная глава «об игрании» детей.
Родоначальник русского революционного движения A. Н. Радищев (1749-1802) страстно негодовал на существующее в России неравенство в образовании и развитии детей. Цель воспитания, по мнению А. Н. Радищева,- это формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа, человека высокой нравственности, больше всего любящего свою родину.
В 30-40-х годах XIX века в Петербурге и других городах России возникают различные благотворительные общества для систематической помощи бедным, нищим и сиротам. В 1837 г. в благотворительном учреждении Петербурга под названием «Дом для призрения трудящихся женщин» открылось «Убежище для детей, оставляемых матерями, идущими на заработки». Вскоре начали открываться приюты, а в 1841 г. в Петербурге уже 920 детей посещали 6 таких учреждений.
Очень много для организации приютов сделал выдающийся представитель русской педагогической мысли
А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, основоположники революционно-демократической педагогики, требовали предоставления детям трудящихся равных прав на образование, боролись с крепостнической системой воспитания.
Выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов (1810- 1881), будучи попечителем Одесского (с 1856 г.) и в дальнейшем Киевского учебных округов, ратовал за внесение коренных изменений в воспитание детей, призывал уважать личность ребенка, давал советы по улучшению первоначального семейного воспитания.
После поражения революции 1905-1907 гг. буржуазная и мелкобуржуазная интеллигенция начала проповедовать реакционную «теорию свободного воспитания». Одним из представителей этого мелкобуржуазного направления являлся К. Н. Вентцель (1857-1947). Он предлагал создать «идеальный детский сад», где не должно быть планов и программ, а дети и воспитатели станут равноправными; нравственное воспитание в предлагаемом детском саду тесно связывалось с религиозным.
В период с 1907 по 1917 г. царское правительство не считало нужным вводить дошкольное воспитание в систему народного образования, а ассигнования на дошкольное воспитание составляли в среднем около одной копейки на ребенка в год.
Однако интерес к дошкольному воспитанию возрастал. Некоторые общественные организации начали готовить кадры работников и открывать немногочисленные дошкольные учреждения. В 1908 г. в Петербурге было организовано общество содействия дошкольному воспитанию. В 1909-1910 гг. было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов. К 1911 г. для детей рабочих-металлистов при клубе «Знание» были открыты три народных детских сада. Иногда открывались частные детские сады, но владельцы многих из них преследовали главным образом предпринимательские цели. С 1913 г. в Москве была создана постоянная комиссия детских садов. Однако правительственные органы всячески тормозили решение насущных вопросов воспитания детей трудящихся.
Первые шаги по завоеванию прав дошкольного воспитания предприняли коммунисты в период Февральской революции. В мае 1917 г. В. И. Ленин выдвинул программные требования о полном равноправии женщин и охране материнства и младенчества. Н. К. Крупская в 1912 г. поднимала вопрос об организации воспитания детей в дошкольных учреждениях и сама активно участвовала в создании детских садов для детей рабочих в Петрограде.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Н. К. Крупская о воспитании детей трудящихся
К Маркс и Ф. Энгельс впервые начали рассматривать вопросы воспитания с подлинно научных позиций диалектического и исторического материализма. Марксизм вооружил педагогику научным методом, который помогает установить действительные закономерности воспитания как общественного явления. Маркс и Энгельс вскрыли исторический и классовый характер воспитания в классовом обществе и дали глубокую разностороннюю критику буржуазного воспитания. На основе огромного фактического материала они показали, что дети трудящихся подвергаются на фабриках безжалостной эксплуатации, физически и духовно калечатся, превращаются в придаток машины, что капитализм разрушает пролетарские семьи, а буржуазные разглагольствования о святости семейных отношений являются ложью и лицемерием. Ф. Энгельс в 1845 г. в своем произведении «Положение рабочего класса в Англии» приводит случаи использования в каменноугольных копях и железных рудниках труда детей в возрасте 4, 5, 7 лет. Основоположники марксизма указывали, что при социализме будет обеспечено всеобщее общественное воспитание детей раннего возраста: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» ( Маркс К., Энгельс Ф.-Соч., 2-е изд., т. 4, с. 333.).
Впервые в истории К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что всестороннее развитие членов нового общества является исторической необходимостью, что в коммунистическом обществе будет иметь место развитие человеческой личности в интересах коллектива. Они подчеркивали, что воспитательная роль семьи сохранится, но будет осуществляться в тесной связи с общественным воспитанием. Марксизм создал научную педагогику пролетариата, которая произвела революционный переворот в развитии педагогической мысли.
Н. К. Крупская внесла большой вклад в разработку теории коммунистического воспитания и в организацию дошкольного воспитания в СССР. В Наркомпросе Н. К. Крупская непосредственно руководила отделом дошкольного воспитания, была участницей всех съездов и совещаний по дошкольному воспитанию. Ею написано большое количество статей, под ее руководством впервые разрабатывались «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя». Взгляды Н. К. Крупской на общественное воспитание детей раннего и дошкольного возраста основывались на марксистско-ленинском учении, дошкольное воспитание рассматривалось ею как звено системы народного образования. Она считала, что дошкольная работа является частью работы по коммунистическому воспитанию. Еще в 1912 г. Н. К. Крупская отмечала, что прежде всего нужно самим быть внимательнее к детям, к их духовным потребностям, бороться за улучшение материального положения и не возлагать на детей непосильного труда. Она призывала добиваться организации сети хороших детских садов, где дети начиная с 3-4 лет могли бы играть и «играючи учиться». Н. К. Крупская считала, что общественное дошкольное воспитание должно получить массовый размах, которым будут охвачены все дети трудящихся, она пропагандировала необходимость организации детских садов в национальных республиках. Н. К. Крупская требовала крепкой связи между семейным и общественным воспитанием. Вопросы дошкольного воспитания Н. К. Крупская предлагала решать с учетом возрастных особенностей детей. Равноценно важными она считала физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание. Игра рассматривалась ею как средство познания окружающего мира, Большое место в играх детей Н. К. Крупская отводила игрушке, считая, что при отборе игрушек следует учитывать воспитательные задачи и интересы ребенка. Серьезные требования она предъявляла личности воспитателя, его моральному облику, политической грамотности, педагогической квалификации.
Воспитание детей в СССР
Еще в 1903 г. в программе, принятой на II съезде РСДРП, были четко сформулированы задачи об охране материнства и младенчества, но осуществить их стало возможным только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В России к 1917 г. было всего лишь 550 мест в постоянных яслях, 37 домов младенца для подкидышей (чаще внебрачных детей и сирот), около 250 платных детских садов и 20-30 бесплатных народных детских садов.
В соответствии с требованиями жизни создавались детские учреждения, согласуясь с интересами трудящихся матерей: одно-, двух-, трехсменные, круглосуточные ясли и детские сады. С 1936 г. стали развертываться специализированные группы, а позже и полностью детские санаторные сады и ясли для ослабленных детей или страдающих определенными заболеваниями. На летний период ясли и сады стали организованно вывозить детей на дачи. Особенно большой размах приняло строительство дошкольных учреждений после Постановления ЦИК СНК СССР от 1936 г., по которому предлагалось удвоить ясельную сеть и утроить сеть детских садов в городе и на селе.
Работа детских садов перестраивалась на основе Постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Была решительно осуждена вредная педологическая установка на то, что судьба ребенка неизбежно обусловлена влиянием наследственности. В противовес был выдвинут большевистский тезис о важнейшей роли воспитателя в развитии и коммунистическом воспитании ребенка. Забота о физическом воспитании сделалась неотъемлемой частью работы детского сада. Воспитатели старались организовать радостную жизнь детей в детском саду, проводить разнообразные игры и занятия. С 1936 г. впервые в детских учреждениях начали устраивать новогодние елки, доставляя детям много удовольствия и впечатлений.
В 1938 г. Наркомпросом впервые были составлены «Устав детского сада» и программно-методические указания- «Руководство для воспитателя детского сада». Они были обязательными документами для каждого детского сада. В «Уставе детского сада» определялись цели коммунистического воспитания детей, освещались задачи детского сада, его структура, требования к питанию, помещению и т. д. В «Руководстве для воспитателя детского сада» давался программный материал для осуществления задач воспитания детей.
В Ленинграде (1940) и в Москве (1941) состоялись первые научно-практические конференции дошкольных работников.
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на огромные трудности, Советское правительство проявляло большую заботу о детях и дошкольном воспитании. В связи с тем что множество женщин заменили у станка ушедших на фронт мужчин, резко возросла потребность в детских садах, яслях, домах ребенка. Создавались новые детские сады, увеличилась длительность пребывания детей в учреждениях, в тылу страны организовывались дошкольные интернаты.
В 1943 г. появились санаторные детские сады для детей с ослабленным здоровьем, в 1944 г. 2500 детей были вывезены на летний отдых на дачи.
Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям» было предусмотрено усиление внимания к вопросам охраны материнства и детства, установлено почетное звание «Мать-героиня», учреждены ордена «Материнская слава», «Медаль материнства», а также создание множества детских учреждений и повышение качества их работы. Этот Указ явился программой развития дошкольного воспитания на ряд лет.
В соответствии со специальным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» был организован новый тип детского учреждения ясли-сад для детей от 2 мес до 7 лет. Такое объединение дало возможность осуществления последовательной системы воспитания детей раннего и дошкольного возрастов.
Воспитание детей проводится по определенной программе, разработанной для каждой возрастной группы с учетом развития ребенка
Исследованием вопросов развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в нашей стране заняты многие учреждения: научно-исследовательские институты психологии, дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, научно-исследовательские институты педиатрии, гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, кафедры медицинских и педагогических институтов, центральные институты усовершенствования врачей и учителей и т. д.
Заказать гардеробная встроенная по индивидуальным проектам.
Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека
Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.
Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций[1] считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила.
Рис. 1. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия
Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.
Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных (рис. 1). Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека (рис. 2).
В работе «Возникновение животных» Аристотель описал развитие куриного эмбриона и высказал предположение, что зародыши живородящих животных тоже происходят из яйца, но только лишённого твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля в какой-то степени можно считать основателем эмбриологии, науки о зародышевом развитии.
Рис. 2. «Лестница существ» Аристотеля
С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, учёные считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).
В этот период было создано множество классификаций растений и животных, но в основном они имели формальный характер и не отражали степень родства между организмами.
Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.
Система органической природы К. Линнея. Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Учёный считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и чёткие определения признаков, учёный описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики – науки о классификации живых организмов. В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчинённости) таксонов (от греч. taxis – расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д. Самой крупной единицей в системе Линнея был класс. С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории (семейство, подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов учёный ввёл бинарную (двойную) номенклатуру, первое слово названия обозначало род, второе – вид. В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.