Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека

Краткие сведения из истории методики изобразительной деятельности

После Великой Октябрьской социалистической революции общественное дошкольное воспитание в нашей стране стало общегосударственным делом. Цели и задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения были определены марксистско-ленинским учением, которое явилось теоретической основой для советской педагогики.

К этому времени еще не было сложившейся системы советского дошкольного воспитания с разработанной программой и методами обучения. Необходимо было изучить особенности развития детей в новых условиях, создать учебные пособия, подготовить квалифицированные педагогические кадры.

Наряду с разработкой общих вопросов советской дошкольной педагогики выделяются отдельные специальные методики обучения детей разным видам деятельности, среди которых немаловажное место отводится изобразительной деятельности.

Путь становления методики изобразительной деятельности в первые десятилетия Советской власти был труден и проходил в острой борьбе с идеалистическими теориями.

Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие — это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

С конца XIX в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений—психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.

За рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводится анализу детского рисунка (Д. Сёлли, Н. Брауншвиг, Р. Лампрехт и другие).

Источник

Педагогические взгляды Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребеля

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 — 1670) жил в то время, когда его родина испытывала тяжелый национальный гнет со стороны немецких феодалов. Он родился в семье мельника, рано осиротел и лишь на 16-м году жизни смог поступить в среднюю латинскую школу. После блестящего окончания школы он продолжил образование в Германии за счет религиозной секты, к которой ранее принадлежал его отец. Вернувшись на родину, Коменский становится священником, занимается наукой и стремится сделать ее достоянием народа. Скрываясь от преследования католической церкви, он испытал много лишений и горя, в огне пожара погибла его библиотека и ценнейшие рукописи. Коменский написал ряд педагогических трудов, давших ему мировую известность,— «Великая дидактика», «Материнская школа». Он отвергал церковные положения о греховности детской природы, но считал, что все дети обладают от рождения определенными способностями, «дарами божьими», и подчеркивал огромную роль воспитания в развитии человека. Коменский является одним из первых теоретиков дошкольного воспитания. Для ребенка до 6 лет он предназначал материнскую школу, рекомендовал матерям кормить младенцев материнским молоком, давать детям играть, резвиться, бегать. Он считал, что в дошкольном возрасте должны быть заложены первые основы общего образования. Занятия по развитию речи он советовал проводить в виде игры. Учение о материнской школе Коменского является первой попыткой создать продуманную систему воспитания маленьких детей в условиях семьи.

Одним из ярких просветителей XVIII века является Жан Жак Руссо (1712—1778) — представитель наиболее революционной части мелкой городской буржуазии Франции. Руссо — политический деятель, философ, писатель, педагог. Его наиболее крупные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства. », «Эмиль, или О воспитании» и другие. Руссо писал, что «воспитание должно начинаться со дня рождения ребенка». Критикуя уродливые формы семейного воспитания высших сословий, Руссо считал, так же как и Я. А. Коменский, что каждая мать сама должна вскормить своего ребенка. Он выступал в защиту прав ребенка на свободное развитие, настаивал на уважении его личности. Однако идеалистическая теория Руссо о «свободном воспитании» содержит в себе резкие противоречия и является в целом неправильной. Взгляды его на воспитание женщины были реакционны: роль женщины сводилась только к выполнению семейных обязанностей.

Фридрих Фребель (1782—1852) — один из крупнейших представителей буржуазной педагогики Германии первой половины XIX века создал оригинальную систему общественного дошкольного воспитания и дошкольное учреждение нового типа — детский сад (1840). Фребель организовал подготовку воспитательниц детского сада, которых называл «садовницами», и пропагандировал дошкольное воспитание в печати. Он считал, что развитие — это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов в творческой самодеятельности: в речи, играх, строительстве, изобразительной и трудовой деятельности. Для игры Ф. Фребель предлагал детям «дары»: шар, куб, цилиндр, а также подвижные игры, которые требовали автоматического подражания и сопровождались сентиментально-сладкими, подчас религиозными, песнями. Близость ребенка к природе Ф. Фребель рассматривал, как открытие ребенку бога.

Источник

Глава 1. Краткая история общественного воспитания детей

Воспитание детей в период первобытно-общинного,рабовладельческого, феодального строя и эпохи возрождения

Воспитание имеет классово-исторический характер. Его задачи, содержание и методы изменяются под влиянием условий общественной жизни.

В развитии первобытного общества и самого человека, как указывают основоположники марксизма, огромное значение имела трудовая деятельность людей. Звуковой язык помог людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общественное производство. При первобытно-общинном строе существовал коллективный труд, люди жили в коллективных жилищах и сообща воспитывали детей.

Известный русский путешественник Миклухо-Маклай с 1871 г. в течение 3 лет пробыл на Новой Гвинее среди папуасов, живущих в условиях родовой общины и коллективно воспитывающих детей, как и в древние времена. У папуасов мальчики занимались вместе с мужчинами охотой, рыбной ловлей; девочки помогали женщинам изготовлять одежду, делать посуду, готовить пищу.

На последних этапах развития первобытно-общинного строя развилось военное воспитание. Например, у древних арабов мальчиков с детства учили борьбе, стрельбе из лука, езде верхом, воспитывали у них мужество, храбрость, выносливость. Обряд приобщения юношей и девушек к полноценным членам родовой общины сопровождался особыми церемониями «посвящения» в виде публичных испытаний закаленности и выносливости молодых людей.

Большие изменения произошли в эпоху Возрождения (XIV-XVI века). Вновь выдвигался идеал активной гармонически развитой личности, возрождалась культура античного мира. В центре внимания становился человек, и направление культуры того времени получило название гуманистической (человеческой). Педагоги-гуманисты стремились воспитать крепких людей с разносторонними интересами, они осуждали палочную систему средневековья, призывали бережно и внимательно относиться к ребенку, уважать его личность.

Однако гуманистическая педагогика, как и все культурное движение гуманизма, не боролась за интересы народных масс и ее педагогические идеи не касались обучения детей бедноты.

Педагогические взгляды Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребеля

Великий чешский педагог Ян Амос Коменскии (1592- 1670) жил в то время, когда его родина испытывала тяжелый национальный гнет со стороны немецких феодалов. Он родился в семье мельника, рано осиротел и лишь на 16-м году жизни смог поступить в среднюю латинскую школу. После блестящего окончания школы он продолжил образование в Германии за счет религиозной секты, к которой ранее принадлежал его отец. Вернувшись на родину, Коменскии становится священником, занимается наукой и стремится сделать ее достоянием народа. Скрываясь от преследования католической церкви, он испытал много лишений и горя, в огне пожара погибла его библиотека и ценнейшие рукописи. Коменскии написал ряд педагогических трудов, давших ему мировую известность,- «Великая дидактика», «Материнская школа». Он отвергал церковные положения о греховности детской природы, но считал, что все дети обладают от рождения определенными способностями, «дарами божьими», и подчеркивал огромную роль воспитания в развитии человека. Коменскии является одним из первых теоретиков дошкольного воспитания. Для ребенка до 6 лет он предназначал материнскую школу, рекомендовал матерям кормить младенцев материнским молоком, давать детям играть, резвиться, бегать. Он считал, что в дошкольном возрасте должны быть заложены первые основы общего образования. Занятия по развитию речи он советовал проводить в виде игры. Учение о материнской школе Коменского является первой попыткой создать продуманную систему воспитания маленьких детей в условиях семьи.

( См.: Мчедлидзе Н. Б., Лебеденко А. А., Гребенщикова Е. А. История дошкольной зарубежной педагогики.-М.: Просвещение, 1974, с. 44, 91, 189.)

Положение детей в капиталистических странах

Период империализма сопровождается кризисом буржуазной идеологии. Появляются многочисленные педагогические теории, проникнутые национализмом и шовинизмом.

Вместе с тем в ряде капиталистических стран ширится и крепнет движение в защиту детей, все больше развертывается борьба передовых учителей, врачей, родителей и всех людей доброй воли. Например, в Японии это движение осуществляется под лозунгом «Защищая мир, мы защищаем детей».

В 1979 г. проводился Международный год ребенка. Главной целью его было привлечь внимание правительств всех стран и широких кругов общественности к проблеме улучшения положения детей. Вот что говорится в заявлении Международной демократической Федерации женщин в связи с Международным годом ребенка: «Жизнь всех детей могла бы стать счастливее, если бы правительства и все общество в целом относились к ним с такой же заботой, какой окружены дети в социалистических странах» ( Николаева-Терешкова В. Для счастья детей.- Правда, 1979, 29 января, с. 2.).

Воспитание детей в России с древнейших времен до 1917 года

У древних славян детям передавались навыки земледельческого и ремесленного труда, они получали моральное и военное воспитание, их приучали к повиновению старшим членам общины, почитанию предков, поклонению языческим богам.

Во второй половине XVII века в Московском государстве Епифанием Славинецким было создано педагогическое сочинение «Гражданство обычаев детских». В этой книге содержались правила благонравия и благочинного (приличного) поведения детей. В сборнике говорилось о манерах и поведении ребенка за столом во время еды, в церкви; давались советы о гигиенических правилах, о прическе, позе, выражении лица, уходе за зубами, была специальная глава «об игрании» детей.

Родоначальник русского революционного движения A. Н. Радищев (1749-1802) страстно негодовал на существующее в России неравенство в образовании и развитии детей. Цель воспитания, по мнению А. Н. Радищева,- это формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа, человека высокой нравственности, больше всего любящего свою родину.

В 30-40-х годах XIX века в Петербурге и других городах России возникают различные благотворительные общества для систематической помощи бедным, нищим и сиротам. В 1837 г. в благотворительном учреждении Петербурга под названием «Дом для призрения трудящихся женщин» открылось «Убежище для детей, оставляемых матерями, идущими на заработки». Вскоре начали открываться приюты, а в 1841 г. в Петербурге уже 920 детей посещали 6 таких учреждений.

Очень много для организации приютов сделал выдающийся представитель русской педагогической мысли

А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, основоположники революционно-демократической педагогики, требовали предоставления детям трудящихся равных прав на образование, боролись с крепостнической системой воспитания.

Выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов (1810- 1881), будучи попечителем Одесского (с 1856 г.) и в дальнейшем Киевского учебных округов, ратовал за внесение коренных изменений в воспитание детей, призывал уважать личность ребенка, давал советы по улучшению первоначального семейного воспитания.

После поражения революции 1905-1907 гг. буржуазная и мелкобуржуазная интеллигенция начала проповедовать реакционную «теорию свободного воспитания». Одним из представителей этого мелкобуржуазного направления являлся К. Н. Вентцель (1857-1947). Он предлагал создать «идеальный детский сад», где не должно быть планов и программ, а дети и воспитатели станут равноправными; нравственное воспитание в предлагаемом детском саду тесно связывалось с религиозным.

В период с 1907 по 1917 г. царское правительство не считало нужным вводить дошкольное воспитание в систему народного образования, а ассигнования на дошкольное воспитание составляли в среднем около одной копейки на ребенка в год.

Однако интерес к дошкольному воспитанию возрастал. Некоторые общественные организации начали готовить кадры работников и открывать немногочисленные дошкольные учреждения. В 1908 г. в Петербурге было организовано общество содействия дошкольному воспитанию. В 1909-1910 гг. было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов. К 1911 г. для детей рабочих-металлистов при клубе «Знание» были открыты три народных детских сада. Иногда открывались частные детские сады, но владельцы многих из них преследовали главным образом предпринимательские цели. С 1913 г. в Москве была создана постоянная комиссия детских садов. Однако правительственные органы всячески тормозили решение насущных вопросов воспитания детей трудящихся.

Первые шаги по завоеванию прав дошкольного воспитания предприняли коммунисты в период Февральской революции. В мае 1917 г. В. И. Ленин выдвинул программные требования о полном равноправии женщин и охране материнства и младенчества. Н. К. Крупская в 1912 г. поднимала вопрос об организации воспитания детей в дошкольных учреждениях и сама активно участвовала в создании детских садов для детей рабочих в Петрограде.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Н. К. Крупская о воспитании детей трудящихся

К Маркс и Ф. Энгельс впервые начали рассматривать вопросы воспитания с подлинно научных позиций диалектического и исторического материализма. Марксизм вооружил педагогику научным методом, который помогает установить действительные закономерности воспитания как общественного явления. Маркс и Энгельс вскрыли исторический и классовый характер воспитания в классовом обществе и дали глубокую разностороннюю критику буржуазного воспитания. На основе огромного фактического материала они показали, что дети трудящихся подвергаются на фабриках безжалостной эксплуатации, физически и духовно калечатся, превращаются в придаток машины, что капитализм разрушает пролетарские семьи, а буржуазные разглагольствования о святости семейных отношений являются ложью и лицемерием. Ф. Энгельс в 1845 г. в своем произведении «Положение рабочего класса в Англии» приводит случаи использования в каменноугольных копях и железных рудниках труда детей в возрасте 4, 5, 7 лет. Основоположники марксизма указывали, что при социализме будет обеспечено всеобщее общественное воспитание детей раннего возраста: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» ( Маркс К., Энгельс Ф.-Соч., 2-е изд., т. 4, с. 333.).

Впервые в истории К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что всестороннее развитие членов нового общества является исторической необходимостью, что в коммунистическом обществе будет иметь место развитие человеческой личности в интересах коллектива. Они подчеркивали, что воспитательная роль семьи сохранится, но будет осуществляться в тесной связи с общественным воспитанием. Марксизм создал научную педагогику пролетариата, которая произвела революционный переворот в развитии педагогической мысли.

Н. К. Крупская внесла большой вклад в разработку теории коммунистического воспитания и в организацию дошкольного воспитания в СССР. В Наркомпросе Н. К. Крупская непосредственно руководила отделом дошкольного воспитания, была участницей всех съездов и совещаний по дошкольному воспитанию. Ею написано большое количество статей, под ее руководством впервые разрабатывались «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателя». Взгляды Н. К. Крупской на общественное воспитание детей раннего и дошкольного возраста основывались на марксистско-ленинском учении, дошкольное воспитание рассматривалось ею как звено системы народного образования. Она считала, что дошкольная работа является частью работы по коммунистическому воспитанию. Еще в 1912 г. Н. К. Крупская отмечала, что прежде всего нужно самим быть внимательнее к детям, к их духовным потребностям, бороться за улучшение материального положения и не возлагать на детей непосильного труда. Она призывала добиваться организации сети хороших детских садов, где дети начиная с 3-4 лет могли бы играть и «играючи учиться». Н. К. Крупская считала, что общественное дошкольное воспитание должно получить массовый размах, которым будут охвачены все дети трудящихся, она пропагандировала необходимость организации детских садов в национальных республиках. Н. К. Крупская требовала крепкой связи между семейным и общественным воспитанием. Вопросы дошкольного воспитания Н. К. Крупская предлагала решать с учетом возрастных особенностей детей. Равноценно важными она считала физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание. Игра рассматривалась ею как средство познания окружающего мира, Большое место в играх детей Н. К. Крупская отводила игрушке, считая, что при отборе игрушек следует учитывать воспитательные задачи и интересы ребенка. Серьезные требования она предъявляла личности воспитателя, его моральному облику, политической грамотности, педагогической квалификации.

Воспитание детей в СССР

Еще в 1903 г. в программе, принятой на II съезде РСДРП, были четко сформулированы задачи об охране материнства и младенчества, но осуществить их стало возможным только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В России к 1917 г. было всего лишь 550 мест в постоянных яслях, 37 домов младенца для подкидышей (чаще внебрачных детей и сирот), около 250 платных детских садов и 20-30 бесплатных народных детских садов.

В соответствии с требованиями жизни создавались детские учреждения, согласуясь с интересами трудящихся матерей: одно-, двух-, трехсменные, круглосуточные ясли и детские сады. С 1936 г. стали развертываться специализированные группы, а позже и полностью детские санаторные сады и ясли для ослабленных детей или страдающих определенными заболеваниями. На летний период ясли и сады стали организованно вывозить детей на дачи. Особенно большой размах приняло строительство дошкольных учреждений после Постановления ЦИК СНК СССР от 1936 г., по которому предлагалось удвоить ясельную сеть и утроить сеть детских садов в городе и на селе.

Работа детских садов перестраивалась на основе Постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Была решительно осуждена вредная педологическая установка на то, что судьба ребенка неизбежно обусловлена влиянием наследственности. В противовес был выдвинут большевистский тезис о важнейшей роли воспитателя в развитии и коммунистическом воспитании ребенка. Забота о физическом воспитании сделалась неотъемлемой частью работы детского сада. Воспитатели старались организовать радостную жизнь детей в детском саду, проводить разнообразные игры и занятия. С 1936 г. впервые в детских учреждениях начали устраивать новогодние елки, доставляя детям много удовольствия и впечатлений.

В 1938 г. Наркомпросом впервые были составлены «Устав детского сада» и программно-методические указания- «Руководство для воспитателя детского сада». Они были обязательными документами для каждого детского сада. В «Уставе детского сада» определялись цели коммунистического воспитания детей, освещались задачи детского сада, его структура, требования к питанию, помещению и т. д. В «Руководстве для воспитателя детского сада» давался программный материал для осуществления задач воспитания детей.

В Ленинграде (1940) и в Москве (1941) состоялись первые научно-практические конференции дошкольных работников.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на огромные трудности, Советское правительство проявляло большую заботу о детях и дошкольном воспитании. В связи с тем что множество женщин заменили у станка ушедших на фронт мужчин, резко возросла потребность в детских садах, яслях, домах ребенка. Создавались новые детские сады, увеличилась длительность пребывания детей в учреждениях, в тылу страны организовывались дошкольные интернаты.

В 1943 г. появились санаторные детские сады для детей с ослабленным здоровьем, в 1944 г. 2500 детей были вывезены на летний отдых на дачи.

Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям» было предусмотрено усиление внимания к вопросам охраны материнства и детства, установлено почетное звание «Мать-героиня», учреждены ордена «Материнская слава», «Медаль материнства», а также создание множества детских учреждений и повышение качества их работы. Этот Указ явился программой развития дошкольного воспитания на ряд лет.

В соответствии со специальным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 г. «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» был организован новый тип детского учреждения ясли-сад для детей от 2 мес до 7 лет. Такое объединение дало возможность осуществления последовательной системы воспитания детей раннего и дошкольного возрастов.

Воспитание детей проводится по определенной программе, разработанной для каждой возрастной группы с учетом развития ребенка

Исследованием вопросов развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в нашей стране заняты многие учреждения: научно-исследовательские институты психологии, дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, научно-исследовательские институты педиатрии, гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, кафедры медицинских и педагогических институтов, центральные институты усовершенствования врачей и учителей и т. д.

Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Смотреть фото Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Смотреть картинку Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Картинка про Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Фото Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человекаКто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Смотреть фото Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Смотреть картинку Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Картинка про Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Фото Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человекаКто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Смотреть фото Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Смотреть картинку Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Картинка про Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Фото Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человекаКто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Смотреть фото Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Смотреть картинку Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Картинка про Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Фото Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человекаКто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Смотреть фото Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Смотреть картинку Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Картинка про Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека. Фото Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека

Заказать гардеробная встроенная по индивидуальным проектам.

Источник

Кто считал что развитие это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности человека

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.

Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций[1] считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила.

Рис. 1. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия

Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных (рис. 1). Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека (рис. 2).

В работе «Возникновение животных» Аристотель описал развитие куриного эмбриона и высказал предположение, что зародыши живородящих животных тоже происходят из яйца, но только лишённого твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля в какой-то степени можно считать основателем эмбриологии, науки о зародышевом развитии.

Рис. 2. «Лестница существ» Аристотеля

С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, учёные считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).

В этот период было создано множество классификаций растений и животных, но в основном они имели формальный характер и не отражали степень родства между организмами.

Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.

Система органической природы К. Линнея. Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Учёный считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и чёткие определения признаков, учёный описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики – науки о классификации живых организмов. В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчинённости) таксонов (от греч. taxis – расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д. Самой крупной единицей в системе Линнея был класс. С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории (семейство, подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов учёный ввёл бинарную (двойную) номенклатуру, первое слово названия обозначало род, второе – вид. В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *