Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации

Взрослость как психологический период

Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть картинку Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Картинка про Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть картинку Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Картинка про Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть картинку Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Картинка про Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть картинку Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Картинка про Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации

Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть картинку Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Картинка про Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации

Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть картинку Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Картинка про Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

— ранняя взрослость (молодость),

— поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;

— способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

— преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;

— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить, прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:

— необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;

— в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;

— прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка) ;

— быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям;

Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть картинку Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Картинка про Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации

— необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания.

Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Ионы, который представляет собой «боязнь собственного величия», «уклонение от своего предназначения», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого слова, лучше, чем вы можете себе представить».

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:

1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;

2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;

3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);

4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;

5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;

6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17-42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.

Источник

Э. Эриксон о главных линиях развития человека средних лет.

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жиз­

ни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

— ранняя взрослость (молодость),

— поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости.

Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;

— способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

— преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;

— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период

жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень,

В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождест­

венным самому себе

. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота- — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей,

а не в бесконечном сетовании на них.

7. Гуманистическая психология (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) о зрелости личности.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся

достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня).

На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества:

более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы;

спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от

культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения;

демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:

— необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации

позы, маски, психологической защиты;

— в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;

— прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка);

— быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям;

— необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои

потенциальные возможности и желания

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид

здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав

работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:

1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;

2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;

3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);

4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;

5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство

6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни

8. Психология зрелости как сравнительно новая отрасль возрастной психологии (взгляды Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой и др.).

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные

социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

9. Период взрослости в интегральной периодизации общего психического развития В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей

10. Социальная ситуация развития в период зрелости.

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой

деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

Представления о ведущей деятельности, разработанные А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным для периода детства, нуждаются в углубленном понимании ее сущности в зрелом возрасте.

Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей

11. Проблема периодизации зрелости.

Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок отдельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития.

Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.

— Вторая фаза (с 16—20 лет до 25 — 30 лет) — фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т.п.). Жизненные цели часто

нереалистичны и подвержены изменениям.

— Третья фаза (с 25—30 до 45—50 лет) — пора зрелости: человек находит свое дело в жизни, обзаводится семьей. Субъективно

этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

— Четвертая фаза (с 45—50 до 65—70 лет) — стареющий человек: завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного самоопределения и постановки целей.

— Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.

Известный голландский психолог и психотерапевт Б. Дивехуд приводит в качестве примера периодизацию Уотеринга, который

выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека :

— 21 — 28 лет — завоевание жизненного базиса,

— 28—35 лет — подтверждение и сличение найденных основ жизни,

— 35—42 года — вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,

— 42—49 лет — маниакально-депрессивный период,

— 49 — 56 лет — борьба с собственным закатом,

— 56 — 63 года — мудрость,

— 63 года — 70 лет — возможность еще раз осознанно достичь кульминации своей жизни, возможность «второй молодости».

Однако эти периодизации жизненного пути человека носят скорее описательный характер и не опираются на сколько-нибудь серьезные эмпирические основания. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д.Б. Бромлей),

20 лет для женщин и 21 год — для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В.В. Бунак) и т.д.

Некоторые ученые начало зрелости называют юностью, другие — ранней взрослостью или молодостью; одни выделяют юность как отдельную фазу, а другие рассматривают ее как часть молодости.

Еще большей неопределенностью отличаются характеристики и временные границы среднего возраста, или средней взрослости:

от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25—40 (Д.Б. Бромлей), 25—50 (Д. Биррен), 36 — 60 лет (согласно международной классификации

Чрезвычайно труден и вопрос дробления самой зрелости на качественно своеобразные фазы, или периоды, установления переходов и границ, например, между молодостью и средним возрастом,

средним возрастом и пожилым. Актуальна задача выделения моментов перехода — качественных преобразований как прогрессивного, так и инволюционного характера, переломных («критических») моментов развития, что необходимо для построения теории индивидуального развития человека.

Верхняя граница зрелости и начало старости еще более варьируют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 лет

(В.В. Бунак, В.В. Гинзбург, Д.Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 лет (Г. Гримм и большинство демографов), 75 лет (Д. Биррен).

В данной работе, говоря о зрелости, мы имеем в виду раннюю и среднюю взрослость как стадии «вхождения» в зрелость и «кульминацию» зрелости. (Напомним, что исходной по-прежнему остается принципиальная позиция, согласно которой достижение того или иного биологического, хронологического возраста само по себе не гарантирует ни физической, ни интеллектуальной, ни нравственной зрелости, ни высокой профессиональной квалификации.)

Стадия ранней взрослости (молодости) характеризуется получением избирательного права, полной юридической и экономической ответственности, возможностью включения во все виды социальной активности. На этой стадии принимаются смысложизненные

решения, выстраивается стратегия (стиль жизни), продолжается или завершается получение профессионального образования, осваи­

ваются профессиональные роли и складывается соответствующий круг общения. Большинство людей образует собственную семью,

появляются первые дети. Осваиваются и реализуются супружеские и родительские роли.

Представители поколения средней взрослости занимают срединное положение между родителями, вступающими в старость, и

взрослеющими детьми, начинающими самостоятельную жизнь, покидающими родительскую семью. Как правило, в социальном плане

достигается относительная материальная независимость, высокий уровень профессиональной и общественной карьеры, выполняются

функции кормильца и главы семьи, управления в обществе.

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Проблема периодизации

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

Периодизация Эльконина

Периодизация Эриксона

Источник

Принцип функциональной автономии личности Гордона Олпорта

Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Смотреть картинку Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Картинка про Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Фото Кто считал что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации

Многие люди, интересующиеся психологией, не раз слышали имя Гордона Олпорта – американского психолога, разработавшего теорию черт личности. Однако его имя связано и с ещё одной теорией – теорией изменяющихся мотивов. Учитывая то, что мотивы человека невозможно объяснять лишь принципами гедонизма или напряжения, которое вызывается побуждающей силой, теория изменяющихся мотивов непременно должна быть рассмотрена.

Принцип функциональной автономии

Теория изменяющихся мотивов или, как её обычно называют, принцип функциональной автономии, созданный Гордоном Олпортом, служит основой всей разработанной им теории мотивации.

Функциональная автономия определялась им как любая приобретённая система мотивации, где включённые в неё напряжения отличаются от предшествующих напряжений, которые и послужили причиной этой мотивации. Говоря иначе, то, что изначально было одним мотивом, через некоторое время может стать другим, исторически продолжающим первый, но функционально от него независимым. К примеру, человек может начать показывать ребёнку, как рисовать человечков, а потом увлечься портретной живописью и заниматься ей в своё удовольствие.

По мнению Олпорта, если мотив функционально автономен, он может служить объяснением поведения, и за ним не следует искать скрытых или первичных причин. А идея о том, что подавляющее число действий человека основывается на интересах текущего периода времени и его сознательных приоритетах, прекрасно отождествляется с популярным убеждением людей в том, что всё, совершаемое ими, делается просто по той причине, что им нравится делать то, что они делают.

Если не углубляться в подробности, принцип функциональной автономии заключается в том, что часть человеческих побуждений функционально не зависит от первоначальных мотивов, которыми обусловлено поведение.

Учёный указывал на то, что основу мотивов взрослых людей составляют сознательные, самодостаточные и соответствующие настоящему времени системы. И функциональная автономия является попыткой дать такой основе обоснование.

С функциональной точки зрения, автономные мотивы можно назвать своевременными, самодостаточными и вырастающими из предшествующих мотивов, но не зависящими от них функционально. Основным же критерием представленного принципа является то, что имеющийся мотив функционально автономен, пока находится в поиске новой задачи, что говорит о возможности человека вести себя точно так же, как и раньше, даже имея новую мотивацию.

К примеру, ребёнок учиться ходить, руководствуясь первоначальной мотивацией к развитию, однако после он сможет ходить для развития подвижности или приобретения уверенности в своих силах. Новые напряжения будут отличаться, и не будут зависеть от предыдущих. А достижение каждой текущей цели будет приводить к постановке новой, и активизировать вовлечённость.

Говоря о функциональной автономии, Олпорт выделял два её уровня:

Далее – несколько подробнее о каждом уровне.

Персеверативная функциональная автономия

Данный уровень характерен и для людей и для животных, а его основой являются простые неврологические принципы. В качестве примера Олпорт приводит крысу, которая сумела научиться пробегать по лабиринту для получения пищи, но продолжающая по нему бегать даже после удовлетворения чувства голода. На вопрос о том, почему крыса продолжает бег, Олпорт мог бы ответить, что она делает это потому, что, возможно, ей кажется это забавным.

Исследователь полагал, что к уровню персеверативной функциональной автономии можно отнести склонность человека к удовлетворению своих потребностей привычным способом, к примеру, следовать распорядку дня. Помимо этого, сюда же он относил и вредные привычки, такие как курение, употребление спиртного, приём наркотиков и т.п., в которых отсутствует реальная физиологическая потребность.

Рассматриваемый уровень берёт за основу механизмы обратной связи в ЦНС человека, что превосходно иллюстрирует так называемый феномен неоконченных дел. Когда-то начатое дело, прерванное позже по какой-то причине, влияет на человека, порождая новое напряжение, которое стимулирует человека к завершению начатого. И это новое напряжение будет разниться с изначальной мотивацией.

Проприативная функциональная автономия

Уровень проприативной функциональной автономии присущ только человеку и относится в области самодостаточных мотивов, которые входят в так называемый проприум (комплекс аспектов личности, делающий её уникальной) и благодаря чему превращаются в руководящую мотивационную систему, делающую личность целостной.

К примеру, многие люди относят свои личные привычки (коллекционирование, разгадывание кроссвордов и даже курение) к тому, что является «их личным», хотя всё это к проприуму не относится и находится на границе личности. Однако с другой точки зрения, личные интересы, хобби, увлечения и профессиональные занятия располагаются возле «ядра» личности, по причине чего многие мотивы, которые связаны с ними, можно назвать функционально автономными.

Так, например, молодой человек, несмотря на своё нежелание и отсутствие интереса, может поступить в университет, т.к. не хочет отправляться в армию. Но со временем учёба становится для него интересной и он с удовольствием посещает лекции, ходит в библиотеку и готовится к занятиям, причём даже в свободное время.

Но у функциональной автономии, какого бы уровня она не была, имеются свои пределы.

Границы функциональной автономии

Аналогично тому, как проприум представляет собой только часть личности, функциональная автономия может объяснить отнюдь не каждый мотив поведения человека. Гордон Олпорт выделил восемь процессов, не относящихся к функционально автономным:

Отметим также, что вынужденные действия, причиной которых служат расстройства личности, нередко похожи на пролонгированную функциональную автономию, однако они не являются самодостаточными, а значит, устранить их можно посредством модификации поведения и некоторых других методов терапии. Причины множества симптомов можно найти и в переживаниях детства, а, следовательно, они тоже не являются автономными функционально.

Но не все симптомы выходят за границы функциональной автономии. Часть их является элементом образа жизни людей и на текущий момент времени не зависит от породившей их причины и т.п. Но всё же функционально автономные симптомы невозможно устранить при помощи психотерапии, и они остаются неизменными, даже если у человека меняется представление о самом себе.

Указывая на то, что у функциональной автономии есть свои границы, Гордон Олпорт также говорил о том, что обычное нормальное поведение является автономным, а его мотивацией служат сознательные процессы, отделённые от бессознательной мотивации и обладающие своей индивидуальной поддерживающей и движущей силой. Сознание здоровых людей держит под контролем их поведение, и люди, которых можно назвать взрослыми с точки зрения психологии, руководствуются, главным образом, сознательными рассуждениями. Бессознательные же процессы в их жизни имеют несущественное значение.

ВОПРОС К ВАМ: А что бы вы сделали, если бы вам сказали, что у вас есть отличная возможность максимально подробно и во всех деталях разобраться в особенностях своей мотивации, и понять, что движет вами по жизни? А хотели бы вы научиться делать так, чтобы источник вдохновения и энергия для движения вперёд были у вас, так сказать, в наличии всегда и везде? Если вы человек, стремящийся к саморазвитию, то, скорее всего, вы воспользуетесь этими возможностями.

И вопросы эти мы задали совсем не случайно, т.к. подготовили для вас уникальный курс по самопознанию, который раскроет вам не только особенности вашей мотивации, но и многие другие тайны собственной личности, но не будем сразу раскрывать все карты – переходите по этой ссылке и узнайте всё сами. Мы уверены, что наш курс, которому, к слову заметить, практически нет аналогов, окажет вам существенную поддержку в саморазвитии и улучшении жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *