Кто сказал что история циклична
Автор теории цикличности истории видел будущее России
В истории России было немало оракулов и пророков, предвещавших нашей стране то невиданные пожары и мятежи «с мором и гладом», то наступление времени всеобщего благоденствия.
Правда, имена многих из них не дошли до наших дней по вполне простой причине: их предсказания не сбылись. Но были и другие, те, кто предупреждал о грядущих событиях, и эти предупреждения сбывались. Таким даром обладали люди, канонизированные затем православной церковью как святые: Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий.
Род Мошковых, судя по родословным книгам Костромской, Московской и Пензенской губерний, берет свое начало в XVII веке. Основатель рода Иван Яковлевич Мошков служил царским степенным ключником, ну а его сын Петр Иванович находился на высокой должности гоф-интенданта при Петре I. Что же касается Валентина Александровича Мешкова, родившегося 25 марта 1852 года, то он относился к костромской ветви рода. Учеба во Второй петербургской военной гимназии предопределила его будущее.
Далее следовала служба в Константиновском училище и перевод в Михайловское артиллерийское училище, после окончания которого поручика Мошкова прикомандировали к Санкт-Петербургской крепостной артиллерии. Вероятнее всего, его увлечение историей и этнографией началось со времени назначения на должность артиллерийского приемщика на Олонецких горных заводах. Здесь, в Карелии, он нашел свое семейное счастье, женившись на дочери петрозаводского купца Александре Ильиной. Здесь же написал свою первую научную работу «Пермяцко-карельские параллели».
Куда бы дальше по службе судьба ни бросала пытливого офицера, он всюду занимался исследованиями быта, верований, преданий и обрядов коренных народов. Впечатляет уже одно перечисление его трудов: «Скифы и их соплеменники фракийцы», «Черемисская секта «Кучу сорта», «Гагаузы Бендерского уезда», «Материалы характеристики музыкального творчества инородцев Волго-Камского края». Кстати говоря, Мошков обладал абсолютным музыкальным слухом и великолепно играл на духовых инструментах. Так что его исследования музыкальной культуры татар, марийцев, мордвы, удмуртов и чувашей были отнюдь не удовлетворением дилетантских амбиций.
В 1892 году теперь уже подполковника Мошкова перевели из Казани в Варшаву. Именно здесь накопленный исторический и этнографический материал перешел в новое качество: ставший к 1905 году генерал-майором Валентин Мошков создал оригинальную теорию цикличности истории.
Судя по названию книги, Мошков для создания своей системы исторических событий исходил из положений ряда наук, а не «откровений». Согласно воззрениям автора, все великие и малые государства совершают непрерывный ряд оборотов, которые называются «историческими циклами».
Каждый цикл длится ровно четыреста лет. По умозаключению Мошкова, через четыреста лет своей истории народ возвращается к тому, с чего начал. Каждый из четырех веков цикла при этом был назван в следующей последовательности: золотой, серебряный, медный и железный.
Границами между циклами, веками и полувеками, по мнению автора, «являются события, характер которых резко отличается от предыдущего направления государственной жизни, что позволяет определять в истории каждого государства даты начала и окончания его цикла».
В результате его последует расстройство финансовой системы и задолженность всех слоев общества, а особенно городских жителей и интеллигенции. Промышленные и торговые учреждения будут банкротиться одно за другим и прекращать свою деятельность или переходить в руки иностранцев. В результате таких явлений начнутся голодовки, особенно среди беднейших слоев городского населения. Голодная чернь, доведенная до отчаяния. будет искать виновников своего несчастья и найдет их в правительственных органах, в состоятельных классах населения. Начнутся бунты, избиение состоятельных и власть имущих людей.
Провинции, населенные инородцами, воспользуются этими замешательствами и будут поднимать то здесь, то там знамя восстаний, но все эти попытки нарушить целостность государства успеха иметь не будут. Внешние враги также будут пользоваться нашими внутренними замешательствами и попытаются отобрать у нас часть территории. Может быть, они иногда и будут иметь удачу, но потери наши. будут незначительными».
Таким образом, «русский Нострадамус» предвидел уже в 1910-м революцию, гражданскую войну и попытку интервентов растащить империю на части. Но это еще не все. В канун 300-летия Дома Романовых генерал предрек и трагическую судьбу Николаю II. Вот эти слова: «В порядке постепенности беззаветная любовь к правительству сменяется любовью и привязанностью к личности правителя. Эта последняя уступает свое место полному равнодушию. Далее следует уже ненависть сначала к личному составу правительства, а потом к правительству вообще, соединенные с непреодолимым желанием его уничтожить».
Рубежом между полувеками «железного века» Мошков выделил 1962 год. Почему? Надо учитывать, что, по классификации автора, в это столетие нет подъема, а есть упадок в первые пятьдесят лет и во вторые пятьдесят. Толькотеперь мы осознали, что 1962-й мог стать из-за «Карибского кризиса» (установки советских ракет на Кубе и действий американской администрации) «последним годом истории». Вот еще одно подтверждение правильности методологии предсказателя.
Увы, отдельной книги о грядущем «золотом веке» Валентин Мошков не написал. В 1913 году он подал прошение об отставке и был уволен со службы с производством в генерал-лейтенанты. Немногочисленные авторы, писавшие об этом удивительном человеке, считают, что после 1913 года его следы теряются. На самом же деле генерал Мошков, увидев наяву свои прогнозы, в 1921 году эмигрировал в Болгарию, где и скончался в 1922 году в возрасте семидесяти лет.
Но не будем зацикливаться на «веке железном». Как-никак он, по Мошкову, завершился в 2012-м. Если верить «русскому Нострадамусу», с началом 2013 года открывается новый четырехсотлетний цикл российской истории. Как известно, он начинается с «золотого века». Правда, его первая половина, заканчивающаяся в 2062 году, не является лучшей. Но все познается в сравнении. Ведь худшая половина «века золотого» должна быть значительно лучше любой из худших половинок «века железного», не правда ли?
Ну а в заключение еще раз процитирую не устающего удивлять провидца. Вот как он описывал грядущий подъем в «золотом веке» русской истории (2062-2112 годы): «Вражда между людьми исчезает и заменяется согласием, любовью, дружбой и уважением. Партии уже не имеют никакого смысла и потому прекращают свое существование. Междоусобия, бунты, восстания и революции отходят в область преданий, так как человек подъема миролюбив и не стремится к власти. Чужое имущество начинает пользоваться таким же уважением, как и его хозяин. В науке народ спешит догнать своих цивилизованных соседей, от которых сильно отставал во время упадка.
Злоупотребления власти прекращаются. Чиновники делаются честными. Дети в это время любят и высоко чтут своих родителей. Армия реформируется и приобретает неоценимые качества. Человек держится веры своих отцов, видя в ней знамя своей национальности. Граждане страны связаны между собой общим патриотизмом, безграничной, безотчетной и инстинктивной любовью к общей родине».
Александр ОБУХОВ, член-корреспондент Петровской академии наук (Луга)
«Секретные материалы» ноябрь 2013
Кто сказал что история циклична
Колесо Сансары ©Phototour
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель однажды сказал: «История повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса». В наше время это высказывание кажется актуальным как никогда. Но можем ли мы сделать хоть какие-то выводы из прожитых столетий? Или же вся история человечества – лишь набор случайных «чисел», сумма которых и есть наше настоящее.
Цикличность как основа мироздания
Мысль о том, что все в мире повторяется, возникла задолго до появления исторической науки в ее современном виде. Еще древние египтяне сформировали концепцию о цикличности всего сущего. Затем эти идеи «подхватили» жители Древней Греции, а в XIX веке их развили такие философы как Артур Шопенгауэр и Томас Браун. О цикличности нам также говорят календари майя, ацтеков, инков и многих других народов мира.
Тезис о вечном повторении хорошо раскрыт в индуизме. Здесь существует такое понятие как сансара – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Вселенная, согласно верованиям древних индусов, существует лишь на протяжении «дня Брахмы» – бога творения. Один такой день исчисляется примерно 4320000 лет (по другой версии 311040000000000 лет). С наступлением «ночи Брахмы» она исчезает, а затем появляется вновь, когда приходит новый день.
Религия вообще склонна к подобным «повторениям». Если верить Библии, человечество уже пережило один конец света (Всемирный потоп), а в будущем нечто подобное повторится вновь, теперь уже в виде так называемого Судного дня.
Всемирный потоп. Айвазовский / ©Wikipedia Цивилизация: рождение и гибель
Историю человечества сложно представить линейной и последовательной. В тот или иной отрезок времени на вершине развития находились разные цивилизации, вершившие судьбы мира и двигавшие человечество вперед. Например, захватническая политика Александра Македонского привела к распространению во многих регионах мира высокоразвитой эллинистической культуры. Если смотреть на Новое время, можно вспомнить Гражданский кодекс Наполеона, легший в основу правовых документов множества государств и похоронивший архаичные феодальные порядки.
Расцвет могущественной цивилизации нередко становился точкой отсчета нового исторического периода, и наоборот: ее гибель может ознаменовать собой наступление «темных» веков. Нечто подобное мы могли видеть на примере Римской империи, крушение которой в 476 году н.э. считается началом Средневековья в Западной Европе.
В силу всего вышесказанного вопрос цикличности истории сначала уместно рассмотреть на примере отдельно взятых цивилизаций. Выводы о том, что каждая из них имеет несколько этапов своего развития, отстаивали такие известные исследователи как Арнольд Тойнби. Оригинальный подход предложил российский ученый Валентин Александрович Мошков. Историю стран и народов он видел в качестве непрерывного ряда циклов, которые длились по 400 лет. Причем каждый из них, в свою очередь, делится на два равных 200-летних цикла, знаменующих упадок и возвышение.
И хотя взгляды этих ученых часто критикуют, многие исследователи все же выделяют в истории каждой цивилизации четыре этапа: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Зарождение обусловлено формированием некоей объединяющей социальной философии. Следующий этап – развитие, связан с появлением целостного социального порядка и наличием в обществе определенных базовых ценностей, переставших быть уделом кучки маргиналов. Расцвет цивилизации, кроме качественного роста во всех сферах, может быть ознаменован созданием империи и агрессивной внешней политикой. Однако сколь бы сильным ни было государство – его все равно ожидает крах. На этапе угасания резко обостряются социальные экономические и политические противоречия. Все сложнее становится поддерживать высокий уровень образования и науки. На этом этапе империя становится очень уязвимой – как для внешних врагов, так и для внутренних неприятелей (к числу которых, например, могут относиться ранее порабощенные народы).
Арнольд Тойнби / ©Wikipedia «За» и «против»
Если верить сторонникам циклического подхода, каждая из цивилизаций проходит все четыре этапа перед тем, как уйти в небытие. Обычно насчитывают несколько десятков таких культур. Арнольд Тойнби выделил в истории 21 цивилизацию, включая православную культуру периода Восточной Римской империи и «новую» православную цивилизацию России.
Кстати, эта классификация была очень тепло воспринята славянофилами, желающими доказать «фундаментальную разницу» между западной и русской культурой. Нам такие различия кажутся эфемерными, ведь Россия развивалась под огромным влиянием Запада. Однако эти выводы совсем не говорят о том, что каждый россиянин чувствует себя частью западной культуры. Скорее, как показывают последние события, все с точностью наоборот. Данный пример хорошо иллюстрирует, сколь размытыми могут быть границы двух цивилизаций.
И это лишь одна из возможных трудностей цивилизационного подхода. Другие из них также вызваны уникальными обстоятельствами, с которыми сталкивается та или иная культура, та или иная цивилизация. Например, закат Минойского государства в 1400-х годах до н. э. был вызван природной катастрофой – сильнейшим извержением вулкана. Следовательно, мы не знаем, как бы сложилась его судьба, не будь этого катаклизма, и не можем однозначно судить о циклах его развития.
При этом крупнейшие империи едва ли могли пасть жертвой одного природного катаклизма или быть захваченными неприятелем. Такие прецеденты в истории есть, но они, скорее, исключение из правил. Приведем пример: официальной датой краха Римской империи считают 4 сентября 476 года н.э., когда вождь отряда варваров Одоакр сверг с престола последнего императора Ромула Августа и сам стал королем Италии. Однако ни свержение императора, ни разграбление Рима варварами не были бы возможными без затяжного социально-экономического и политического кризиса. В последние годы территория государства сократилась до размеров современной Италии. Очень сложной была ситуация с армией. Если образ дисциплинированного легионера в сверкающих доспехах еще можно соотнести с расцветом империи, то к моменту ее заката он был уже не актуален. Тогда на страже Рима стояли варвары-наемники, чьи ценности сильно отличались от римских, а уровень дисциплины и оснащенности зачастую оставлял желать лучшего.
С похожими трудностями к концу своего цикла сталкивалась каждая из империй. К этому моменту некогда доминирующие в обществе идеи окончательно утрачивали свой вес, а экономика не обеспечивала потребностей растущего населения. Само существование государства уже не рассматривалось в качестве ценности, и никто из его жителей не хотел воевать и уж тем более умирать за него.
Что-то похожее случилось в 1991-м, когда рухнул Советский Союз. Некогда великая держава канула в Лету отнюдь не из-за происков внешних врагов: такого монстра как СССР в принципе нельзя было победить силой. Его крах произошел в силу глубочайшего внутреннего кризиса – как идейного, так и экономического.
Развалины дорического храма. Гюбер Робер / ©Artmeteo
Куда человечество путь держит
Но что будет со всей человеческой цивилизацией в целом? Будет ли она вечно переживать периоды расцвета и заката, рождения и гибели культур? Возможно, но это будет лишь частью истины. Сложно себе вообразить, например, возврат к правовой и административной системе, действовавшей в Западной Европе в Средние века. И едва ли мы в XXI веке станем свидетелями войн, аналогичных тем, которые велись в прошлом столетии. В последнем случае свою роль играют два фактора: во-первых, технологии достигли такого уровня развития, при котором война двух мощных держав грозит уничтожить всю жизнь на планете (и это является сдерживающим фактором). Во-вторых, цивилизованные страны научились решать между собой вопросы мирно, без кровопролития.
Здесь также важно отметить наличие единых для государств постиндустриального мира ценностей, появившихся в результате социокультурной эволюции последних веков. Сюда входят такие базовые ценности как права человека и уважение к свободе слова. Их носителями являются не только европейцы и американцы, но и многие народы, включая сотни миллионов представителей среднего класса стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Станет ли либеральная демократия западного образца конечной точкой эволюции человеческой цивилизации или же она погибнет вместе с политическим влиянием Запада – неизвестно. Долговременный прогноз вообще вещь неблагодарная.
Подведем итог. Тезис о повторяемости истории имеет право на жизнь, но его не стоит воспринимать слишком буквально. Ни одно из событий мировой истории не повторяется «один в один». А уж тем более спустя многие столетия, за которые в мире произошло множество структурных перемен. Нужно осторожно относиться к высказываниям в духе «мы через это уже проходили». Во многих случаях они используются в качестве орудия пропаганды.
Новое в блогах
Циклична ли история человечества?
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель однажды сказал: «История повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса». В наше время это высказывание кажется актуальным как никогда. Но можем ли мы сделать хоть какие-то выводы из прожитых столетий? Или же вся история.
Цикличность как основа мироздания
Мысль о том, что все в мире повторяется, возникла задолго до появления исторической науки в ее современном виде. Еще древние египтяне сформировали концепцию о цикличности всего сущего. Затем эти идеи «подхватили» жители Древней Греции, а в XIX веке их развили такие философы как Артур Шопенгауэр и Томас Браун. О цикличности нам также говорят календари майя, ацтеков, инков и многих других народов мира.
Тезис о вечном повторении хорошо раскрыт в индуизме. Здесь существует такое понятие как сансара – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Вселенная, согласно верованиям древних индусов, существует лишь на протяжении «дня Брахмы» – бога творения. Один такой день исчисляется примерно 4320000 лет (по другой версии 311040000000000 лет). С наступлением «ночи Брахмы» она исчезает, а затем появляется вновь, когда приходит новый день.
Религия вообще склонна к подобным «повторениям». Если верить Библии, человечество уже пережило один конец света (Всемирный потоп), а в будущем нечто подобное повторится вновь, теперь уже в виде так называемого Судного дня.
Всемирный потоп. Айвазовский / ©Wikipedia
Цивилизация: рождение и гибель
Историю человечества сложно представить линейной и последовательной. В тот или иной отрезок времени на вершине развития находились разные цивилизации, вершившие судьбы мира и двигавшие человечество вперед. Например, захватническая политика Александра Македонского привела к распространению во многих регионах мира высокоразвитой эллинистической культуры. Если смотреть на Новое время, можно вспомнить Гражданский кодекс Наполеона, легший в основу правовых документов множества государств и похоронивший архаичные феодальные порядки.
Расцвет могущественной цивилизации нередко становился точкой отсчета нового исторического периода, и наоборот: ее гибель может ознаменовать собой наступление «темных» веков. Нечто подобное мы могли видеть на примере Римской империи, крушение которой в 476 году н.э. считается началом Средневековья в Западной Европе.
В силу всего вышесказанного вопрос цикличности истории сначала уместно рассмотреть на примере отдельно взятых цивилизаций. Выводы о том, что каждая из них имеет несколько этапов своего развития, отстаивали такие известные исследователи как Арнольд Тойнби. Оригинальный подход предложил российский ученый Валентин Александрович Мошков. Историю стран и народов он видел в качестве непрерывного ряда циклов, которые длились по 400 лет. Причем каждый из них, в свою очередь, делится на два равных 200-летних цикла, знаменующих упадок и возвышение.
И хотя взгляды этих ученых часто критикуют, многие исследователи все же выделяют в истории каждой цивилизации четыре этапа: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Зарождение обусловлено формированием некоей объединяющей социальной философии. Следующий этап – развитие, связан с появлением целостного социального порядка и наличием в обществе определенных базовых ценностей, переставших быть уделом кучки маргиналов. Расцвет цивилизации, кроме качественного роста во всех сферах, может быть ознаменован созданием империи и агрессивной внешней политикой. Однако сколь бы сильным ни было государство – его все равно ожидает крах. На этапе угасания резко обостряются социальные экономические и политические противоречия. Все сложнее становится поддерживать высокий уровень образования и науки. На этом этапе империя становится очень уязвимой – как для внешних врагов, так и для внутренних неприятелей (к числу которых, например, могут относиться ранее порабощенные народы).
Арнольд Тойнби / ©Wikipedia
Если верить сторонникам циклического подхода, каждая из цивилизаций проходит все четыре этапа перед тем, как уйти в небытие. Обычно насчитывают несколько десятков таких культур. Арнольд Тойнби выделил в истории 21 цивилизацию, включая православную культуру периода Восточной Римской империи и «новую» православную цивилизацию России.
Кстати, эта классификация была очень тепло воспринята славянофилами, желающими доказать «фундаментальную разницу» между западной и русской культурой. Нам такие различия кажутся эфемерными, ведь Россия развивалась под огромным влиянием Запада. Однако эти выводы совсем не говорят о том, что каждый россиянин чувствует себя частью западной культуры. Скорее, как показывают последние события, все с точностью наоборот. Данный пример хорошо иллюстрирует, сколь размытыми могут быть границы двух цивилизаций.
И это лишь одна из возможных трудностей цивилизационного подхода. Другие из них также вызваны уникальными обстоятельствами, с которыми сталкивается та или иная культура, та или иная цивилизация. Например, закат Минойского государства в 1400-х годах до н. э. был вызван природной катастрофой – сильнейшим извержением вулкана. Следовательно, мы не знаем, как бы сложилась его судьба, не будь этого катаклизма, и не можем однозначно судить о циклах его развития.
При этом крупнейшие империи едва ли могли пасть жертвой одного природного катаклизма или быть захваченными неприятелем. Такие прецеденты в истории есть, но они, скорее, исключение из правил. Приведем пример: официальной датой краха Римской империи считают 4 сентября 476 года н.э., когда вождь отряда варваров Одоакр сверг с престола последнего императора Ромула Августа и сам стал королем Италии. Однако ни свержение императора, ни разграбление Рима варварами не были бы возможными без затяжного социально-экономического и политического кризиса. В последние годы территория государства сократилась до размеров современной Италии. Очень сложной была ситуация с армией. Если образ дисциплинированного легионера в сверкающих доспехах еще можно соотнести с расцветом империи, то к моменту ее заката он был уже не актуален. Тогда на страже Рима стояли варвары-наемники, чьи ценности сильно отличались от римских, а уровень дисциплины и оснащенности зачастую оставлял желать лучшего.
С похожими трудностями к концу своего цикла сталкивалась каждая из империй. К этому моменту некогда доминирующие в обществе идеи окончательно утрачивали свой вес, а экономика не обеспечивала потребностей растущего населения. Само существование государства уже не рассматривалось в качестве ценности, и никто из его жителей не хотел воевать и уж тем более умирать за него.
Что-то похожее случилось в 1991-м, когда рухнул Советский Союз. Некогда великая держава канула в Лету отнюдь не из-за происков внешних врагов: такого монстра как СССР в принципе нельзя было победить силой. Его крах произошел в силу глубочайшего внутреннего кризиса – как идейного, так и экономического.
Развалины дорического храма. Гюбер Робер / ©Artmeteo
Куда человечество путь держит
Но что будет со всей человеческой цивилизацией в целом? Будет ли она вечно переживать периоды расцвета и заката, рождения и гибели культур? Возможно, но это будет лишь частью истины. Сложно себе вообразить, например, возврат к правовой и административной системе, действовавшей в Западной Европе в Средние века. И едва ли мы в XXI веке станем свидетелями войн, аналогичных тем, которые велись в прошлом столетии. В последнем случае свою роль играют два фактора: во-первых, технологии достигли такого уровня развития, при котором война двух мощных держав грозит уничтожить всю жизнь на планете (и это является сдерживающим фактором). Во-вторых, цивилизованные страны научились решать между собой вопросы мирно, без кровопролития.
Здесь также важно отметить наличие единых для государств постиндустриального мира ценностей, появившихся в результате социокультурной эволюции последних веков. Сюда входят такие базовые ценности как права человека и уважение к свободе слова. Их носителями являются не только европейцы и американцы, но и многие народы, включая сотни миллионов представителей среднего класса стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Станет ли либеральная демократия западного образца конечной точкой эволюции человеческой цивилизации или же она погибнет вместе с политическим влиянием Запада – неизвестно. Долговременный прогноз вообще вещь неблагодарная.
Подведем итог. Тезис о повторяемости истории имеет право на жизнь, но его не стоит воспринимать слишком буквально. Ни одно из событий мировой истории не повторяется «один в один». А уж тем более спустя многие столетия, за которые в мире произошло множество структурных перемен. Нужно осторожно относиться к высказываниям в духе «мы через это уже проходили». Во многих случаях они используются в качестве орудия пропаганды.