Кто сказал что нет настоящей любви
Кто сказал что нет настоящей любви
1. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
2. Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
3. Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.
4. Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
5. Трудный народ эти женщины!
6. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
7. Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
8. Все будет правильно, на этом построен мир.
9. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы.
10. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
11. Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
12. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
13. Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
14. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
15. Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
16. — Трусость — один из самый страшных человеческих пороков.
-Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок
17. Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
18. Самый страшный гнев — гнев бессилия.
19. согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
20. что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Я знаю, на что иду
– Мерзавец! – отозвалась та, оборачиваясь, и тут же услышала за собой голос рыжего:
– Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней. Пропал Ершалаим, великий город, как будто не существовал на свете. Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!
Побелев лицом, Маргарита вернулась к скамейке. Рыжий глядел на нее, прищурившись.
– Я ничего не понимаю, – тихо заговорила Маргарита Николаевна, – про листки еще можно узнать. проникнуть, подсмотреть. Наташа подкуплена? да? Но как вы могли узнать мои мысли? – она страдальчески сморщилась и добавила: – Скажите мне, кто вы такой? Из какого вы учреждения?
– Вот скука-то, – проворчал рыжий и заговорил громче: – Простите, ведь я сказал вам, что ни из какого я не из учреждения! Сядьте, пожалуйста.
Маргарита беспрекословно повиновалась, но все-таки, садясь, спросила еще раз:
– Кто вы такой?
– Ну хорошо, зовут меня Азазелло, но ведь все равно вам это ничего не говорит.
– А вы мне не скажете, откуда вы узнали про листки и про мои мысли?
– Не скажу, – сухо ответил Азазелло.
– Но вы что-нибудь знаете о нем? – моляще шепнула Маргарита.
– Ну, скажем, знаю.
– Молю: скажите только одно, он жив? Не мучьте.
– Ну, жив, жив, – неохотно отозвался Азазелло.
– Боже!
– Пожалуйста, без волнений и вскрикиваний, – нахмурясь, сказал Азазелло.
– Простите, простите, – бормотала покорная теперь Маргарита, – я, конечно, рассердилась на вас. Но, согласитесь, когда на улице приглашают женщину куда-то в гости. У меня нет предрассудков, я вас уверяю, – Маргарита невесело усмехнулась, – но я никогда не вижу никаких иностранцев, общаться с ними у меня нет никакой охоты. и кроме того, мой муж. Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным. Я от него ничего не видела, кроме добра.
Азазелло с видимой скукой выслушал эту бессвязную речь и сказал сурово:
– Прошу вас минутку помолчать.
Маргарита покорно замолчала.
– Я приглашаю вас к иностранцу совершенно безопасному. И ни одна душа не будет знать об этом посещении. Вот уж за это я вам ручаюсь.
– А зачем я ему понадобилась? – вкрадчиво спросила Маргарита.
– Вы об этом узнаете позже.
– Понимаю. Я должна ему отдаться, – сказала Маргарита задумчиво.
На это Азазелло как-то надменно хмыкнул и ответил так:
– Любая женщина в мире, могу вас уверить, мечтала бы об этом, – рожу Азазелло перекосило смешком, – но я разочарую вас, этого не будет.
– Что за иностранец такой?! – в смятении воскликнула Маргарита так громко, что на нее обернулись проходившие мимо скамейки, – и какой мне интерес идти к нему?
Азазелло наклонился к ней и шепнул многозначительно:
– Ну, интерес-то очень большой. Вы воспользуетесь случаем.
– Что? – воскликнула Маргарита, и глаза ее округлились, – если я вас правильно понимаю, вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем?
Азазелло молча кивнул головой.
– Еду! – с силой воскликнула Маргарита и ухватила Азазелло за руку, – еду, куда угодно!
Азазелло, облегченно отдуваясь, откинулся на спинку скамейки, закрыв спиной крупно вырезанное слово «Нюра», и заговорил иронически:
– Трудный народ эти женщины! – он засунул руки в карманы и далеко вперед вытянул ноги, – зачем, например, меня послали по этому делу? Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный.
Маргарита заговорила, криво и жалко улыбаясь:
– Перестаньте вы меня мистифицировать и мучить вашими загадками. Я ведь человек несчастный, и вы пользуетесь этим. Лезу я в какую-то странную историю, но, клянусь, только из-за того, что вы поманили меня словами о нем! У меня кружится голова от всех этих непонятностей.
– Без драм, без драм, – гримасничая, отозвался Азазелло, – в мое положение тоже нужно входить. Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность, но разговаривать с влюбленными женщинами – слуга покорный. Ведь я вас полчаса уже уламываю. Так едете?
– Еду, – просто ответила Маргарита Николаевна.
– Тогда потрудитесь получить, – сказал Азазелло и, вынув из кармана круглую золотую коробочку, протянул ее Маргарите со словами: – Да прячьте же, а то прохожие смотрят. Она вам пригодится, Маргарита Николаевна. Вы порядочно постарели от горя за последние полгода. (Маргарита вспыхнула, но ничего не ответила, а Азазелло продолжал.) Сегодня вечером, ровно в половину десятого, потрудитесь, раздевшись донага, натереть этой мазью лицо и все тело. Дальше делайте, что хотите, но не отходите от телефона. В десять я вам позвоню и все, что нужно, скажу. Вам ни о чем не придется заботиться, вас доставят куда нужно, и вам не причинят никакого беспокойства. Понятно?
Маргарита помолчала, потом ответила:
– Понятно. Эта вещь из чистого золота, видно по тяжести. Ну что же, я прекрасно понимаю, что меня подкупают и тянут в какую-то темную историю, за которую я очень поплачусь.
– Это что же такое, – почти зашипел Азазелло, – вы опять?
– Нет, погодите!
– Отдайте обратно помаду.
Маргарита крепче зажала в руке коробку и продолжала:
– Нет, погодите. Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви! – и, стукнув себя в грудь, Маргарита глянула на солнце.
– Отдайте обратно, – в злобе зашипел Азазелло, – отдайте обратно, и к черту все это. Пусть посылают Бегемота.
– О нет! – воскликнула Маргарита, поражая проходящих, – согласна на все, согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики. Не отдам!
– Ба! – вдруг заорал Азазелло и, вылупив глаза на решетку сада, стал указывать куда-то пальцем.
Маргарита повернулась туда, куда указывал Азазелло, но ничего особенного не обнаружила. Тогда она обернулась к Азазелло, желая получить объяснение этому нелепому «ба!», Но давать это объяснение было некому: таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез. Маргарита быстро сунула руку в сумочку, куда перед этим криком спрятала коробочку, и убедилась, что она там. Тогда, ни о чем не размышляя, Маргарита торопливо побежала из Александровского сада вон.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Мастер и Маргарита.
Мастер и Маргарита
Не знаю, как Вы, а я под впечатлением от анонсов, посвящённых начинающемуся сегодня показу телесериала по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Если весь фильм будет таким, как показанные отрывки, то, очевидно, он станет главной сенсацией уходящего года. Хотелось бы верить, что после провального безруковского сериала о Есенине режиссёр Бортко спасёт репутацию российского телевидения.
Особое место, похоже, в фильме будет занимать музыкальная тема. Музыку к фильму писал И.Корнелюк. Судя по продемонстрированным отрывкам, к своей задаче он подошёл с душой и написал что-то очень значительное.
День первый
1 и 2 серии
В целом впечатление благоприятное. Добротная работа режиссёра и актёров и просто хорошая музыка Игоря Корнелюка. Тут без вопросов. Именно музыка погружает нас в мистический мир романа…
О героях…
Воланд-Басиашвили… пока не плох, но и не хорош. Трудно сформулировать более точно своё отношение к игре актёра. Гложет мысль, что всё-таки хотелось бы большего… короче, не знаю, как Вам, а мне не совсем таким представляется Воланд. Слишком напоминает простого смертного…
Свита… хороша… больше других понравился Кот-Бегемот, а его изобразить в фильме, наверно, было непросто…
Пилат-Лавров… игра на уровне… нравится.
Иешуа… Гоню от себя мысль, что Безруков в роли Иешуа… это своего рода компромисс, на который режиссёр вынужден был пойти, чтобы получить возможность снимать фильм по «Мастеру…»
Каифа… убедителен.
Берлиоз… также.
Поэт Бездомный… соглашусь с мнением, что тут 100% попадание! В первых эпизодах фильма… Массовая сцена в Доме Грибоедова лично меня не убедила… Законченный атеист со свечой в руках и образом на шее в фильме смотрится как-то неправдоподобно.
Конечно, поразило полное отсутствие рекламы… прям бальзам на душу!
Согласен с Михаилом Горбуновым и Лиссой Алиссой.
PS: Кто-нибудь ответит Маришечке?
День второй
3 серия
Серия без Безрукова. так что некого критиковать (шутка).
Впечатлений почему-то немного.
Как-то быстро всё закончилось. Только приготовился смотреть, и.
День четвёртый
5 серия
Рубикон перейден.
Половина фильма позади.
Пора подвести предварительные итоги.
1. Фильм смотрит каждый второй россиянин в возрасте от 18 лет. И ещё бог знает сколько за пределами страны. Это настолько важный момент, который трудно переоценить. Следует ожидать всплеска читательского интереса к роману и ко всему творчеству Булгакова. Книгоиздатели, Вы готовы удовлетворить возросший многократно спрос?
2. Фильм Бортко демонстрирует настолько бережное отношение к тексту романа, что вызывает невольное уважение и симпатию. СПАСИБО.
3. Да, режиссёр отходит от булгаковского текста в интерпретации Воланда и Пилата, а действие московских глав из 1929 года переносится в 1937. Но это – своеобразная изюминка фильма, режиссёрское прочтение событий и героев.
Соловки у Бортко заменяются на абстрактные «лагеря», вводится в повествование работающий на органы «человек во френче», Римский приказывает Варенухе отнести папку с документами в НКВД, в театре висит весьма приметный плакат с надписью «Пятилетку за 4 года» (первая пятилетка была объявлена в 1929 году, то есть в книге такого плаката быть не могло).
Пилат… у Булгакова «скалит жёлтые зубы», у него «мёртвые» глаза, он зло усмехается – ТИРАН, губитель. Булгаковский Пилат ищет во всём только выгоду и избавление от боли. А в фильме Пилат – человек, который бессознательно стремится к добру…
Воланд… у Булгакова герой лет сорока с небольшим, в сером костюме. Брюнет. Разные глаза. Одна бровь выше другой. У Бортко Воланд в чёрном костюме, на вид лет шестьдесят пять, седой…
День пятый
6-я серия
Всё большее разочарование – от приёма сепии, использованном в фильме. В фильме отсутствуют краски, свойственные роману, в котором символика цвета играет исключительную роль. То, что было хорошо для «Собачьего сердца», как мне представляется, только вредит «Мастеру». В фильме слишком много ассоциаций с эпохой, в которую создавалось пр-е, и эффект сепии это впечатление только подчёркивает. Стоило ли так много времени уделять разоблачению сталинизма и оставлять на заднем плане разговор о тех вечных проблемах, которые ставятся и решаются Булгаковым и благодаря постановке которых, собственно, «Мастер» и стал одной из лучших книг ХХ столетия?
Главное ведь – это разговор о ДУШЕ человека, какая она! Поддаётся ли преображению? О том, что наши понятия о Добре и Зле относительны и условны и что конечная ЦЕЛЬ – не уничтожение зла, а бесконечное движение по пути Великой Эволюции к Идеалу, который недостижим, но который вместе с тем является Абсолютным и Прекрасным? То, что играть героя, на примере которого Булгаков доказывал данную мысль, было поручено актёру, который изначально в восприятии зрителей ассоциируется с бандитом из нашумевшего боевика, конечно, делало решение этой задачи невозможным… Где глубина погружения в МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ глубины зла и показ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ изъянов души человека, свойственные роману? Зло в фильме какое-то НЕНАСТОЯЩЕЕ, совсем НЕ СТРАШНОЕ И НЕ ЗЛОЕ. Чего стоит одна лишь Гелла – в романе вампир, а у Бортко просто голая баба, и всё!
Я, конечно, могу ошибаться. Сколько людей, столько мнений. Но у меня по окончании 6 серии впечатление именно такое… Что мы в ней, этой серии, увидели?
Вначале – аресты, НКВД… сцены разоблачения нечистых на руку героев… Азазелло и Маргарита на фоне похоронной процессии. Азазелло, по-моему, был великолепен, чего не скажешь о Маргарите. Затем минут 10 Маргарита хохотала и ещё минут 10 громила квартиру критика Латунского… Да! Совсем забыл упомянуть о такой «важной» подробности, как её беседа в обнажённом виде с соседом. А вот действительно значимый момент романа (поступок горничной Наташи, последовавшей примеру хозяйки и воспользовавшейся кремом Азазелло и объяснившей свой поступок словами «Ведь и мы хотим жить и летать!», остался за кадром. По крайней мере, пока. А ведь Булгаков тем самым смещал акцент с представления о жертвенности как исходном мотиве поступка Маргариты на другое (продаёт-то она свою душу дьяволу не столько и не только потому, что хотела увидеть мастера, а потому что «любая женщина в мире мечтает об этом», в смысле, продать душу дьяволу (Азазелло)…)
Я, конечно, понимаю, что перед режиссёром стояла во многом неподъёмная задача, но всё-таки…
PS: Слова благодарности хочется сказать интересному поэту и просто доброму человеку Владиславу Сергееву, без участия которого в данном проекте обсуждение не стало бы таким широким и значимым. СПАСИБО!
Адрес его странички:
http://www.stihi.ru/author.html?vserg
День шестой
7 серия
Наташа всё-таки произнесла заветную фразу: «Ведь и мы хотим жить и летать!» Но от этого не легче. Гоню мысль: стал ли бы я смотреть этот фильм, если бы он не вызывал у меня ассоциаций с любимой книгой? (Шутка). Наверно, так говорить нельзя, режиссёр и актёры старались…
Поблагодарим Сергея Какова за историческую справку по поводу плаката «Пятилетку за 4 года».
Как всегда, остроумны и точны в своих суждениях Алегарф и Frank.
Очень хорошо о «попсовости» в Маргарите написал Скуратов Александр.
Серия эта, собственно, была посвящена подготовке бала и самому балу.
Она напомнила мне языческие игрища на празднике Ивана Купалы и знаменитый телепроект, в котором звёзды тусуются на необитаемом острове. Тоже романтическая обстановка, ночь, костёр… И Леонид Ярмольник в качестве ведущего.
Может, ему и стоило предложить сыграть роль Воланда?!
День седьмой
8-я серия
Фрида прощена.
Магарыч наказан.
Варенуха перестал быть вампиром.
Мастер и Маргарита воссоединились.
«Никогда и ничего не просите у тех, кто сильнее Вас. Сами придут и сами всё дадут!»
«Рукописи не горят!»
Иуду зарезали, а тридцать иудиных сребреников подбросили Каифе.
Афраний говорит в фильме голосом Воланда-Басилашвили, а мастер – Безрукова-Иешуа.
PS:Берия (Человек во френче) в квартире № 50 никого не обнаружил.
Наверно, плохо искал!
Чтоб Берия, да не нашёл…
Так вот, приём сепии и позволяет режиссёру выразить эту очень важную мысль. Сцены, происходящие в Ершалаиме, показаны в цвете, а действие в «московских» главах обесцвечено: надеждам на счастливое будущее человечества не суждено было сбыться…
Афраний выбросил кольцо – презент Понтия Пилата, Иуду он убивал тоже из идейных, а не меркантильных побуждений.
Сцены диалога между Пилатом и Левием Матвеем, по-моему, выписаны мастерски…
Лишним выглядит эпизод с приземлением самолёта и арестом Лиходеева.
Убедительны эпизоды погромов, учинённых Коровьевым и Бегемотом в торгсине и Доме Грибоедова.
Хороша также сцена разговора Воланда и Левия Матвея: всё, как у Булгакова!
В конце серии Азазелло поручено устроить мастера в соответствии с распоряжением Иешуа.
Ждём развязки!
Глава 19. Маргарита
|
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
Нет! Мастер ошибался, когда с горечью говорил Иванушке в больнице в тот час, когда ночь перевалилась через полночь, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она его, конечно, не забыла.
Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом. Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду. Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера, по счастью, не успев переговорить с мужем, который не вернулся в назначенный срок, и узнала, что мастера уже нет.
Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала ровно ничего. Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте.
В таких мучениях прожила Маргарита Николаевна всю зиму и дожила до весны. В тот самый день, когда происходила всякая нелепая кутерьма, вызванная появлением черного мага в Москве, в пятницу, когда был изгнан обратно в Киев дядя Берлиоза, когда арестовали бухгалтера и произошло еще множество других глупейших и непонятных вещей, Маргарита проснулась около полудня в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка.
Проснувшись, Маргарита не заплакала, как это бывало часто, потому что проснулась с предчувствием, что сегодня наконец что-то произойдет. Ощутив это предчувствие, она стала его подогревать и растить в своей душе, опасаясь, чтобы оно ее не покинуло.
Так шептала Маргарита Николаевна, глядя на пунцовые шторы, наливающиеся солнцем, беспокойно одеваясь, расчесывая перед тройным зеркалом короткие завитые волосы.
Сон, который приснился в эту ночь Маргарите, был действительно необычен. Дело в том, что во время своих зимних мучений она никогда не видела во сне мастера. Ночью он оставлял ее, и мучилась она только в дневные часы. А тут приснился.
И вот, вообразите, распахивается дверь этого бревенчатого здания, и появляется он. Довольно далеко, но он отчетливо виден. Оборван он, не разберешь, во что он одет. Волосы всклокочены, небрит. Глаза больные, встревоженные. Манит ее рукой, зовет. Захлебываясь в неживом воздухе, Маргарита по кочкам побежала к нему и в это время проснулась.
Находясь все в том же возбужденном состоянии, Маргарита оделась и стала внушать себе, что, в сущности, все складывается очень удачно, а такие удачные моменты надо уметь ловить и пользоваться ими. Муж уехал в командировку на целых три дня. В течение трех суток она предоставлена самой себе, никто не помешает ей думать о чем угодно, мечтать о том, что ей нравится. Все пять комнат в верхнем этаже особняка, вся эта квартира, которой в Москве позавидовали бы десятки тысяч людей, в полном ее распоряжении.
Однако, получив свободу на целых три дня, из всей этой роскошной квартиры Маргарита выбрала далеко не самое лучшее место. Напившись чаю, она ушла в темную, без окон, комнату, где хранились чемоданы и разное старье в двух больших шкафах. Присев на корточки, она открыла нижний ящик первого из них и из-под груды шелковых обрезков достала то единственно ценное, что имела в жизни. В руках Маргариты оказался старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем.
Маргарите хотелось читать дальше, но дальше ничего не было, кроме угольной бахромы.
Утирая слезы, Маргарита Николаевна оставила тетрадь, локти положила на подзеркальный столик и, отражаясь в зеркале, долго сидела, не спуская глаз с фотографии. Потом слезы высохли. Маргарита аккуратно сложила свое имущество, и через несколько минут оно было опять погребено под шелковыми тряпками, и со звоном в темной комнате закрылся замок.
Наташа залилась румянцем и с большим жаром возразила, что ничего не врут и что она сегодня сама лично в гастрономе на Арбате видела одну гражданку, которая пришла в гастроном в туфлях, а как стала у кассы платить, туфли у нее с ног исчезли и она осталась в одних чулках. Глаза вылупленные! На пятке дыра. А туфли эти волшебные, с того самого сеанса.
Откинувшись на удобную, мягкую спинку кресла в троллейбусе, Маргарита Николаевна ехала по Арбату и то думала о своем, то прислушивалась к тому, о чем шепчутся двое граждан, сидящие впереди нее.
А те, изредка оборачиваясь с опаской, не слышит ли кто, перешептывались о какой-то ерунде. Здоровенный, мясистый, с бойкими свиными глазками, сидящий у окна, тихо говорил маленькому своему соседу о том, что пришлось гроб закрыть черным покрывалом.
Среди ровного гудения троллейбуса слышались слова от окошка:
— Уголовный розыск. скандал. ну, прямо мистика!
Наконец Маргарите Николаевне надоело слушать эту таинственную трепотню про украденную из гроба голову, и она обрадовалась, что ей пора выходить.
Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж.
Маргарита щурилась на яркое солнце, вспоминала свой сегодняшний сон, вспоминала, как ровно год, день в день и час в час, на этой же самой скамье она сидела рядом с ним. И точно так же, как и тогда, черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке. Его не было рядом в этот день, но разговаривала мысленно Маргарита Николаевна все же с ним: «Если ты сослан, то почему же не даешь знать о себе? Ведь дают же люди знать. Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю. Значит, ты был сослан и умер. Тогда, прошу тебя, отпусти меня, дай мне наконец свободу жить, дышать воздухом». Маргарита Николаевна отвечала за него: «Ты свободна. Разве я держу тебя?» Потом возражала ему: «Нет, что это за ответ! Нет, ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна».
Люди проходили мимо Маргариты Николаевны. Какой-то мужчина покосился на хорошо одетую женщину, привлеченный ее красотою и одиночеством. Он кашлянул и присел на кончик той же скамьи, на которой сидела Маргарита Николаевна. Набравшись духу, он заговорил:
— Определенно хорошая погода сегодня.
Но Маргарита так мрачно поглядела на него, что он поднялся и ушел.
Она совсем запечалилась и понурилась. Но тут вдруг та самая утренняя волна ожидания и возбуждения толкнула ее в грудь. «Да, случится!» Волна толкнула ее вторично, и тут она поняла, что это волна звуковая. Сквозь шум города все отчетливее слышались приближающиеся удары барабана и звуки немного фальшивящих труб.
Маргарита провожала глазами шествие, прислушиваясь к тому, как затихает вдали унылый турецкий барабан, выделывающий одно и то же «Бумс, бумс, бумс», и думала: «Какие странные похороны. И какая тоска от этого «бумса»! Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет! Интересно знать, кого это хоронят с такими удивительными лицами?»
Удивленная Маргарита Николаевна повернулась и увидела на своей скамейке гражданина, который, очевидно, бесшумно подсел в то время, когда Маргарита загляделась на процессию и, надо полагать, в рассеянности вслух задала свой последний вопрос.
Процессия тем временем стала приостанавливаться, вероятно, задерживаемая впереди светофорами.
Как ни была занята своим Маргарита Николаевна, ее все же поразили странные враки неизвестного гражданина.
— А вы их знаете в лицо?
— Пепельного цвета. Видите, он глаза вознес к небу.
Больше Маргарита ничего не спросила, всматриваясь в Латунского.
Процессия в это время двинулась дальше, за пешими потянулись большею частью пустые автомобили.
— Да уж, конечно, чего тут интересного, Маргарита Николаевна!
Вместо ответа рыжий снял котелок и взял его на отлет.
— Откуда ж вам меня знать! А между тем я к вам послан по делу.
Маргарита побледнела и отшатнулась.
— Ничего не понимаю, какое дело?
Рыжий оглянулся и сказал таинственно:
— Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости.
— Что вы бредите, какие гости?
Маргарита очень разгневалась.
— Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней. Пропал Ершалаим, великий город, как будто не существовал на свете. Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушеной розой! Сидите здесь на скамейке одна и умоляйте его, чтобы он отпустил вас на свободу, дал дышать воздухом, ушел бы из памяти!
Побелев лицом, Маргарита вернулась к скамейке. Рыжий глядел на нее, прищурившись.
Маргарита беспрекословно повиновалась, но все-таки, садясь, спросила еще раз:
— Ну хорошо, зовут меня Азазелло, но ведь все равно вам это ничего не говорит.
— А вы мне не скажете, откуда вы узнали про листки и про мои мысли?
— Молю: скажите только одно, он жив? Не мучьте.
Азазелло с видимой скукой выслушал эту бессвязную речь и сказал сурово:
— Прошу вас минутку помолчать.
Маргарита покорно замолчала.
— Я приглашаю вас к иностранцу совершенно безопасному. И ни одна душа не будет знать об этом посещении. Вот уж за это я вам ручаюсь.
— Вы об этом узнаете позже.
На это Азазелло как-то надменно хмыкнул и ответил так:
Азазелло наклонился к ней и шепнул многозначительно:
— Ну, интерес-то очень большой. Вы воспользуетесь случаем.
Азазелло молча кивнул головой.
Азазелло, облегченно отдуваясь, откинулся на спинку скамейки, закрыв спиной крупно вырезанное слово «Нюра», и заговорил иронически:
Маргарита заговорила, криво и жалко улыбаясь:
— Перестаньте вы меня мистифицировать и мучить вашими загадками. Я ведь человек несчастный, и вы пользуетесь этим. Лезу я в какую-то странную историю, но, клянусь, только из-за того, что вы поманили меня словами о нем! У меня кружится голова от всех этих непонятностей.
Маргарита помолчала, потом ответила:
— Понятно. Эта вещь из чистого золота, видно по тяжести. Ну что же, я прекрасно понимаю, что меня подкупают и тянут в какую-то темную историю, за которую я очень поплачусь.
— Отдайте обратно помаду.
Маргарита крепче зажала в руке коробку и продолжала:
Маргарита повернулась туда, куда указывал Азазелло, но ничего особенного не обнаружила. Тогда она обернулась к Азазелло, желая получить объяснение этому нелепому «ба!», Но давать это объяснение было некому: таинственный собеседник Маргариты Николаевны исчез. Маргарита быстро сунула руку в сумочку, куда перед этим криком спрятала коробочку, и убедилась, что она там. Тогда, ни о чем не размышляя, Маргарита торопливо побежала из Александровского сада вон.