Кто сказал что предательство страшный грех
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Предать можно только своих. Предать могут только свои.
Эти две печальные истины – необходимое условие любого предательства во все времена. Но когда речь заходит о поступке Иуды Искариота, мысль все время норовит соскользнуть в одно из двух упрощений.
Либо Иуда – законченный негодяй и стопроцентный мерзавец (но тогда для чего Господь избрал его в число ближайших учеников и три года ходил с ним по городам и весям Израиля, проповедуя Царство Божие?)
Либо же Иуда – апостол, на которого Сам Иисус возложил эту тяжелейшую миссию – стать презираемым всеми изменником, давшим Спасителю возможность быть распятым за грех мира (но тогда получается, что Иуда становится едва ли не главным действующим лицом в домостроительстве нашего спасения).
Сознание почему-то отказывается принять мысль, что Иуда был искренен в своем следовании за Христом, но при этом совершил подлость ради денег. Кажется, что такое сочетание невозможно, немыслимо, дико. И все же…
Предать могут только свои. Предать можно только своих.
Иуда действительно был своим для Христа. Иначе бы Учитель не избрал его в апостолы, не назвал его другом, не предупреждал много раз о том, что знает о его подлом замысле, надеясь отвратить ученика от предательства.
В том и состоит кошмарный абсурд предательства, что грех этот против тех, кто готов жизнь свою отдать за тебя. Против тех, ближе кого нет у человека людей на свете.
И никакими упрощениями эта противоречивость Иудиного греха не может быть разъяснена.
В своих богослужебных текстах Церковь и не разъясняет его, а лишь констатирует печальный факт: оказывается, человек все-таки может одновременно быть соратником и лжецом, учеником и доносчиком, другом и диаволом.
«Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися…»
«…Аще бо богатство любил еси, почто ко Учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение?»
Эти стихиры Великого Четверга, наверное, понятны даже тем, кто совсем не знает церковно-славянского языка. Если любил богатство – зачем пришел к Учащему о нищете? А если любил Учителя, почему продал Его за тридцать сребреников?
Ответить на эти страшные вопросы вряд ли смог бы и сам Иуда. Но когда в сердце человека борются две любви – к деньгам и ко Христу – одна из них неминуемо должна в итоге победить. Вместе жить они просто не смогут.
На заставке: Тайная Вечеря (фрагмент). Франческо Бассано. 1586
О предательстве
Слово в Великую Среду
Описание Страстей Христовых в Евангелии от Матфея начинается с рассказа о возлиянии драгоценного мира на главу Спасителя женщиной, сердце которой разрывалось от покаянной любви к Нему. Но сразу же после исключительного примера жертвенной самоотдачи мы видим величайшее зло, предельное раскрытие добра и зла окружает Христа даже среди Его последователей.
Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в. |
Наше слово сегодня о грехе, о корне всех зол и о предательстве, в котором квинтэссенция греха. Предателем был Иуда Искариотский. Об Иуде сказано, что он был одним из двенадцати, и это усугубляет его вероломство. Когда число учеников, как читаем мы в книге Деяний, возрастало, неудивительно, что среди них появлялись такие, кто были позором и несчастьем для Церкви, вроде Анании и Сапфиры, лицемерно утаивших от Церкви часть своего имущества, или Симона-волхва, желавшего за деньги купить Божию благодать.
Но когда учеников было только двенадцать, и один из них оказался диавол, мы понимаем, что мы никогда не должны ждать совершенного общества даже в Церкви по эту сторону небес. Никакие обеты долга, никакие особые отношения с Самим Господом не удержат того, кто имеет диавола. Иуда приходит к первосвященникам и говорит: «Что вы хотите дать мне, и я предам вам Его». Они не посылали за ним, не делали ему никакого предложения. Им и в голову не приходило, что один из учеников Христовых может оказаться предателем. Иуда не обещает им свидетельствовать против Христа, хотя им недоставало свидетелей. Ему не в чем было обвинять своего Учителя, ему нужны были только деньги. Только сребролюбие делало его предателем.
«Что вы хотите дать мне, и я предам вам Его». «Как, Иуда, разве ты в чем-то нуждаешься? ― говорит святой Иоанн Златоуст. ― Может быть, в пище ты испытываешь недостаток или в одежде, или чего-то еще тебе недостает, чего Бог не может тебе дать?» Но не недостаток денег, а любовь к деньгам — корень всех зол.
И первосвященники заключают с ним сделку, они отсчитали ему тридцать сребреников, согласно древнему иудейскому закону. Как написано в книге Исход, тридцать сребреников — это цена раба. Вот в какую цену оценили Христа служители Божии. Они дали ему деньги тут же, в руки, наличными. Все надежно, не колеблясь, смелее вперед. Все они были в тот час иудами-предателями. Так назначают награду за преступника, которого ищут. Как страшно может быть сребролюбие. Оно может сделать человека слепым к честности и чести. Человек может не задумываться о средствах достижения своих целей. Мы дожили уже до времени, когда в газетах публикуют цену на заказное убийство. На то же самое заказное убийство, которое было по отношению ко Христу, а теперь по отношению к другому человеку, за которым стоит Христос. Только наемный убийца здесь сам приходит предложить свои услуги. Как говорится о печати антихриста «волею прихожу к тебе». То, что происходило в мире вокруг Христа и у Его Креста, раскроется в полноте во времена антихриста накануне Второго Пришествия Христова, которое будет предваряться знамением Его Креста.
Последнее десятилетие таких иуд вывело на свет, что у всех на глазах продается и предается детство, девство, красота, чистота, любовь. И родину, и народ продают с молотка новоявленные иуды. Но что бы ни было, всегда остается самый страшный пример в истории человечества того, каких глубин может достигнуть сребролюбие. Поистине, зловеща фигура Иуды. Как какой-то змей. Само слово «Иуда» с детства внушало ужас, в самом имени как будто звучало и «удавился», и предательство, и ад. У Бога ничего не бывает без смысла. Дело ведь не в самом имени. Мы знаем, что есть святой апостол Иуда. И удивительным образом то же самое имя звучит совершенно по-иному — победно, радостно. А Иуда-предатель с тридцатью сребрениками — это почти невозможно представить. Как будто все остальное в этом человеке исчезло. Не только его хоть какие-то добрые качества, но и сама его личность. Ничто остальное уже не имеет для него значения, потому что дьявол вошел в него. Цель дьявола — войти во всех людей. Но мы не должны ничего не страшиться, если с нами Господь, Крестная Его сила.
Непостижима тайна свободы и ответственности человека, содержимая в деснице Божией. До скончания мира не прекращается война света и тьмы, и каждый из нас может быть орудием добра или зла. Так много зависит от нашего выбора. И во всех нас есть тьма греховная, и всегда существует покаяние, пока не станет слишком поздно. Неслучайно на Тайной Вечери, когда Христос сказал, что один из учеников Его предаст Его, все они сказали: «Не я ли, Господи?» «Не я ли», — бесстыдно сказал Иуда, глядя в глаза Спасителю. И Господь ответил ему: «Ты». Однако это не остановило Иуду. Вот в чем заключается участие каждого человека в этой тайне.
Иуда тайно замышлял свое злодейство. Тайно, потому что если бы кто-нибудь из учеников узнал бы о его замысле, ему было бы несдобровать. Не унести было бы ему ноги из Сионской горницы. Он мог скрывать свой замысел от своих товарищей, но он не мог его скрыть от Христа. И так всегда человек может скрыть свой грех от людей, но он никогда не может скрыть его от взора Христа, Который видит тайны человеческого сердца.
Такая минута наступила на Тайной Вечери, как будто там присутствовали только двое: Христос и Иуда, и больше никого. Христос знал, хотя никто не знал, что намеревался совершить Иуда. Господь мог бы употребить Свою чудесную силу, которую Он столько раз являл в жизни, чтобы сделать Иуду беспомощным, даже предать его смерти. Но мы знаем, что Он никогда не являл Свои чудесные силы ради спасения Себя, а только ради спасения других. И единственное, что употребляет сейчас Христос, — это зов любви. Одна из величайших тайн жизни — это уважение Бога к свободной воле человека.
Когда Господь хочет остановить человека от греха, Он ставит его прежде всего перед ужасом и реальностью этого греха. Святые отцы говорят, что нашей величайшей духовной безопасностью является способность ужасаться грехом. Мы живем во времена, когда более чем когда бы то ни было, есть чему ужасаться. И когда люди все менее ужасаются самым мрачным грехам и преступлениям. Посмотри, взывает к нам через стыд и совесть Господь, как невыносим грех и как страшны последствия греха. Неужели ты этого хочешь?
И далее Христос дает возможность человеку взглянуть на Него. Это уже последнее, что дается человеку. Может ли человек увидеть Христа, встретить взор Христа, и после этого, как ни в чем не бывало, идти на грех? Так, в конце концов, совершается испытание каждого из нас. В решающих обстоятельствах Христос дает нам узнать ужас греха и благодать Своей любви, которая зовет к покаянию. Мы видим, как может раскрыться «тайна беззакония» в полноте.
Несмотря на призыв любви Господа, Иуда не поколебался в своем выборе. Ему было показано, что такое грех, замышляемый им, и он был поставлен лицом к лицу со Христом, но он не повернулся вспять, не покаялся. Так открыл он сердце свое диаволу. Диавол, падший денница, знал, что значит противиться благодати Божией, но захотел все равно и дальше идти против Бога. В мире совершается эта «тайна беззакония», отсутствие адекватной реакции на самые гнусные грехи, и это соединяется с отвержением дара любви Божией, с попранием святыни, с ненавистью к благодати, которая мучительней для человека всех терзаний совести.
Что же такое наш выбор — верность Господу или предательство? Если бы Иуда, говорят святые отцы, и это слишком очевидно, остался верным Христу, он умер бы тоже, как другие апостолы, мученической смертью, но грехом предательства он утратил венец мученичества и наложил на себя руки, оттого что жизнь стала непереносимой для него из-за его греха. Святые отцы говорят, что есть грех и грех. Есть грех страстного сердца, когда под влиянием момента человек совершает плохое. Пусть не думает никто умалить такой грех. Последствия его могут быть самыми ужасными, если человек не покается. Но несравненно ужасней, когда человек сознательно, расчетливо и хладнокровно идет на грех, будучи предупрежден об ужасе своего греха и зная о благодати любви Христовой.
Грех Иуды – обличение предательства
С незапамятных времен предателей называют Иудой. Каковы были причины предательства Иуды? Что говорит о предательстве Библия? Что делать, если предали вас или предали вы? О грехе предательства в нашем материале.
Предательство в Библии
В Библии каждый образ и поступок имеют глубокий смысл и несколько уровней понимания. От простого толкования, когда сюжеты учат людей правильному взаимодействию между собой, до сложного философского осмысления в поисках надмирных тайн.
Преступление Иуды останется в истории как обличение предательства. Это предостережение на все времена для всех людей.
Иуда – для христианина самый отрицательный персонаж Книги книг, но он не первый предатель на её страницах. Первым был Люцифер, начавший войну против своего Творца и Владыки мира. Низринутый в бездну и продолжающий свою перманентную революцию руками нечисти. На мой взгляд, это символ подданного, восставшего против законного монарха.
Затем вспоминается поступков братьев Иосифа, отдавших его торговцам. Это символ нарушения верности по отношению к своему роду.
Можно упомянуть коварство Далилы, которая открыла тайну силы Самсона его врагам – это символ измены в любви.
И, наконец, грех Иуды – символ продажи не только Бога, но и друга, учителя,единомышленника. В народных преданиях падший апостол изображается сидящим на коленях Люцифера – круг замыкается.
Вот архетипические сюжеты, которые тысячекратно повторяются в истории человечества, раз и навсегда осуждённые в Священном писании.
Обстоятельства преступления
Поступок Иуды – модель любого предательства. Мы точно не знаем причину его вероломства, но это тоже символично. Можно предположить следующее:
1.Поиск выгоды любой ценой
Прежде всего Иуду обвиняют в алчности, жертвой которой он пал. Будучи казначеем апостольской общины, он носил ящик с деньгами. За исцеления Христу жертвовали деньги, которые Он раздавал нищим. Иуда из казны крал, о чём прямо сказано в Евангелии. Видимо, он не связывал своё будущее с Христом, но считал, что за счёт Его чудес накопит денег на сладкую жизнь. На предательство Иуду толкнула лишняя, по его мнению, трата на Учителя. В Вифании Мария, сестра Лазаря, воздавая честь Спасителю, возлила на него дорогое ароматическое масло, нард.
«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»,
– сказано в Евангелии от Иоанна. Но динарии прикарманить не удалось, и, чувствуя себя в убытке, Иуда решил продать Христа.
2. Перемена политических убеждений
Есть версия, что Иуда стал разделять точку зрения иудейских священнослужителей, считавших Иисуса еретиком, который смущает народные умы. Якобы Иуда был патриотом, тщетно ждавшим, когда Иисус возглавит восстание против Рима. Но в Евангелии нет подтверждения этому, иначе один из апостолов непременно упомянул бы о взглядах Иуды. И всё же непостоянство свойственно ему – сегодня он идёт за Христом, завтра бежит сдавать его, послезавтра раскаивается. Мятущийся нестойкий ум.
3. Неудовлетворённые амбиции
Иуда надеялся, что Иисус займёт царский трон Израиля. Тогда Иуде доверят не просто ящик с пожертвованиями, а всю казну государства. Видя, что Сын Божий не стремится к земной власти, разочарованный Иуда оставляет Его.
4. Зависть и уязвлённая гордыня
Постоянно присутствуя рядом с Богочеловеком, наблюдая его чудеса, Иуда начал завидовать чужому могуществу и славе. Сам он был неспособен стать святым и получить часть Господней благодати и силы. Зато мог погубить Христа и так войти в историю.
“Предательство Иуды”, Миронов Андрей Николаевич.
5. Стремление обезопасить себя
У Христа было много почитателей, но и немало недоброжелателей. Рано или поздно Он рисковал попасть в руки врагов и сам предсказывал свою кончину. Иуда предполагал, что может пострадать, как ученик Христа. Поэтому решил предупредить события и лично предал Учителя.
Один из этих аспектов или несколько сразу присутствуют в предательстве любого рода. Грех Иуды проецируется на всех его последователей. Каждый из них – по-своему Иуда.
В истории Распятия есть ещё одно предательство – когда пророка предаёт его народ. И отзвук этого события также звучит в истории, когда невинных людей осуждает толпа. Хотя бы в сталинские времена, когда на комсомольских собраниях прорабатывали за ношение креста и религиозность. Когда коллективами писали письма в поддержку арестов и расстрелов по сфабрикованным делам. И сегодня всякая общественная травля неугодных – от школы до большой политики – тень того сборища, которое призывало Пилата: «Да будет распят!»
Отвергая ближних, мы отталкиваем Христа, учившего любви.
Христос – пример верности
Иисус Христос говорил:
«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом»
Всю земную жизнь Он хранил верность своему небесному Отцу. Перенес искушения в пустыне, не склонился перед Сатаной, остался безгрешным. И хотя скорбел душой в Гефсиманском саду, завершил миссию спасения человечества.
По отношению к людям Христос также был честен и надёжен.
Чтил свою земную Мать, в день Распятия поручая заботу о ней апостолу Иоанну. Воскресил Лазаря из дружеского чувства. Накормил своих слушателей, умножив пять хлебов и две рыбы. Спасал и исцелял.
Апостол Павел писал Тимофею:
«Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может»
Иуды среди нас
Предательство присутствует в жизни каждого человека. Кто-то стал жертвой этой подлости, кто-то сам предал. Иногда и то и другое вместе. Предательство может носить характер глобальный – нарушение присяги государю и верности Богу. И локальный – отказ от своей семьи или друга.
Привёз сын неходячего отца к приюту, выгрузил его в сугроб и уехал. Такие картины порой наблюдают социальные работники. Как только напишет пенсионер дарственную на своё жильё детям, многие стараются избавится от обузы. А бывает, у дочки особняк на семь миллионов, но дряхлые родители не нужны – и этих в приют.
В России более 1400 интернатов для престарелых и инвалидов. Из них 70% привезены туда родственниками. Каждый из этих родственников в душе – Иуда.
Мальчик идёт с мамой по улице и вдруг замечает своего отца под руку с незнакомой тётей, рядом бегают двое мальчиков его возраста. Как же так? Просто папа сбежал в другую семью, к чужим детям. Там ему более комфортно в постели, или жизнь богаче, а он ленив. Папа – Иуда? Разумеется. Меньшего масштаба, но ничем не лучше – Закон Божий он тоже попрал в угоду своей прихоти.
Треть женщин в нашей стране воспитывают детей в одиночку, значит, их предали мужья, а в ряде случаев они сами бросили мужа. Так предательство сокрушает семью. А значит, появляется меньше детей, и уже рождённые обделены любовью отца.
Или тяжело заболел муж и жена оставляет его, упорхнув на поиски здорового самца. Ведомая своей похотью, она поступает как Иуда – ведь тот тоже хотел удовлетворить свои потребности, финансовые или психологические.
Многие люди по жизни ближе к Иуде, чем к Иисусу Христу, поскольку падать легче, чем духовно расти. Изменять легче, чем хранить верность.
«Дружба» в соцсетях обесценила чувство верности. Чаще мы видим друзей в блогах, ассоциируя их с красочными аватарами. Аватаром меньше или больше – никакой разницы. Сегодня ты лайкаешь одних, завтра других. Или кто-то блокирует тебя одним кликом, отказываясь от общения.
Я замечала, как много писателей сейчас дружат с литературными критиками в Фейсбуке, поскольку надеются, что критик порой упомянет их в своих статьях, добавив популярности. Но случись с тем же критиком беда, немногие переведут ему и 100 рублей. А если он перестанет строчить свои статьи о литературе, от него отпишутся. Вот и вся интернет-верность.
Изредка и здесь можно найти настоящую дружбу – на основе общих убеждений, но это два-три человека из двух-трёх тысяч френдов.
Хозяин своего слова – сегодня это понятие относительное.
– Я слово дал, я его и взял, – заявлял мой якобы православный коллега, не державший обещаний. Себя он считал праведником, который не обязан быть честным с остальными – не столь набожными, по его мнению, людьми. Когда-то его принимал на работу пожилой ответственный секретарь. Позже у коллеги выросли амбиции, и однажды он занял место своего наставника, когда тот уехал в отпуск. Ошеломлённый пенсионер оказался изгнан из своего кабинета, с должности, это стало косвенной причиной его смерти. А «благочестивый» ответсек продолжил изживать всех, кто его не устраивал.
Путь к предательству начинается с мелочей, считает Епископ Пятигорский и Черкасский Феофилакт.
Сегодня каждый верен себе сосредоточен на своих эмоциях и проблемах. Полюби себя – призывают современные психологии. Но эгоцентризм современного человека ему же невыгоден, поскольку игнорируя ближних в период благополучия, он остаётся в одиночестве, переживая трудности.
Хранить ли преданность Злу?
Но всегда ли предательство – греховно, а верность похвальна? Есть другая сторона этих явлений.
Мафия ценит верность. Террористические организации ценят верность. Шайки подростков ценят верность. И если представитель такой организации отправится в полицию и сдаст планы банды, местонахождение главарей и прочую информацию, он станет предателем в глазах бывших подельников. Но посмотрим на ситуацию через призму христианства.
Вспомним, что изначально каждый человек задуман как образ Божий, создан выполнять заповеди, а отнюдь не преступать их, что был некогда чист. Потом некто забыл Бога и Добро ради банды, но одумался. И отречение от преступного мира – это возвращение к себе, некогда безгрешному.
Христианин должен предать Зло, даже если раньше служил ему по ошибке и клялся в вечной верности. Это не предательство, а раскаяние, покаяние, возвращение к первоисточнику – Богу.
Семья – библейская ценность. Первый союз людей, созданный по воле Всевышнего. Но бывают случаи, когда верность супругов преступна. Например, если муж становится педофилом, но жена скрывает это и детей вынуждает молчать. Или живёт с наркоманом и алкоголиком, который сбивает с пути истинного родственников.
В Подмосковье я знала семью, где отец-наркоторговец посадил на иглу обоих сыновей и их невест, младший сын умер, старший сел вместе с отцом. А что же мать? Она скрывала происходящее и теперь носит передачи в тюрьму и цветы на могилу. Помню, глава семьи работал таксистом и в его машине красовались иконки.
Но вместе с кем-то возделывать ниву греха – это не христианство.
Бывает, один из супругов оставляет Православную церковь и уходит в секту, а другой следует за ним. Но это единомыслие порочно, так вместе согрешили Адам и Ева, вкусив запретный плод.
Пагубна верность дурным привычкам, и нет достоинства в преданности алкоголю, никотину, наркотикам…
Библия, прежде всего, говорит о верности Богу. Верность Богу – жизнь по его заповедям. Через эту призму должна рассматриваться верность людям и организациям (партия, государство, компания, семья).
И. Солоневич пишет о впечатлениях французского посла Мориса Палеолога: «…Палеолог с полным недоумением рассказывает о том, что князья просто и Великие Князья, представители и финансовой, и земельной знати, на своих приемах совершенно открыто говорили о свержении Государя и о том, как они уже ведут пропаганду в частях гвардии – в первую очередь в Павловском полку, который и в самом деле первым начал «революцию». Все эти люди жестоко поплатились за свои интриги и злоречие, революция пожрала их прежде, чем других своих жертв.
Как жить дальше?
Предательство – это болезнь души, относиться к нему следует соответственно. Лечить молитвой и переосмыслением своих и чужих поступков.
Что делать, если тебя предали?
Проклинать или мстить? Христианство советует прощать и молиться за врагов. Это не просто, но тяжёлый внутренний труд преображает человека, уподобляя его Христу. Есть ли у нас основания требовать верности от окружающих? Каждый из нас когда-то подводил ближнего, возможно, в мелочах, но тем не менее нанося ему рану. Нужно воспринять поступок обидчика как урок смирения и не осуждать. Ведь Христос не посылал проклятий Иуде, идя на крест. Но в то же время стоит задуматься: стоит ли продолжать отношения с предателем, кем бы он ни был – другом или супругом.
Что делать, если предал ты и чувствуешь свою вину?
В Библии есть ответ и на этот вопрос, есть наглядная ситуация. Речь идёт об отречении Апостола Петра. Этот великий муж в начале своего пути был уязвим и боязлив, как обычный мирянин. После ареста Христа, будучи вопрошаем, не является ли он спутником Назарянина, апостол Пётр трижды опровергает это, опасаясь за свою жизнь.
Почему же Иуде и Петру были уготованы разные судьбы? Первый раскаялся, но удавился. Второй продолжал жить, более не оступался, служил Господу, проповедовал и ныне считается хранителем райских ключей как основатель земной Церкви.
Иуда прибавил к своему предательству грех отчаяния, он не надеялся на милость Божью.
Пётр же сам любил Христа и уповал на Его любовь. Всё обошлось без громких слов, но Пётр вместе с другими апостолами получил дар Духа Святаго, способность исцелять и воскрешать, о чём можно прочитать в Деяниях апостолов. А значит, Спаситель простил ученика, заглянув в его сердце.
Возлюби преданного тобой ближнего и докажи ему своё искреннее раскаяние. Восстанови то, что разрушил. Вряд ли есть иной путь к примирению.
Как пережить предательство друга?
Отвечает протоиерей Игорь Сильченков.
Как примириться с изменой мужа?
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.
Господь ожидает от нас, прежде всего, верности. Нашей верности в повседневных обещаниях и церковных обетах. Верности в труде – мирном и ратном. Верности семье и народу. Это качество достойно благословения в современном мире и в будущем.
“Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни”