Кто сообщает что сообщает по какому каналу кому с каким эффектом
Кто сообщает что сообщает по какому каналу кому с каким эффектом
В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:
«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.
В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие Разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:
•анализ управления процессами [массовой] коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);
• анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или иш фактов и событий в средствах массовой информации;
• анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения (для массовой коммуникации это анализ работь самих массмедиа); выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получате ля (например, не использовать телефон для общения с глухи» абонентом или компьютерную связь для передачи сообщен слепому);
• анализ аудитории (массовой, специализированной), являющийс жизненно важным для результативной коммуникации; к решс нию этой задачи привлекаются социологические службы, зультаты деятельности которых используются профессионалу ными вещательными корпорациями, рекламодателями и т.п.; •.
• анализ результатов («эффекта») коммуникационного воздейс вия, для удобства зачастую объединяемый с предыдущим ра|1 делом
поскольку исследования Лассуэлла касались деятельнс ти средств массовой информации, то в первую очередь изу лось их влияние на аудиторию; в целом результативность кома никации оценивалась на основании возникшего интереса содержанию сообщения или отсутствия такого интереса.
Модель Лассуэлла получила широкое признание в качес одной из ведущих парадигм теоретического осмысления комму кации. Это объясняется ее удачной формулировкой, рамки которой позволяют включить не только теоретические рассуждения, нобольшой массив эмпирических данных.
Б 1968 г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей модели коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопрос: кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом?
Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.
Вопрос с каким намерением? — ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.
Ответ на этот вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации — благоприятной, неблагоприятной или нейтральной — осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.
Основы теории коммуникации. Учебно методическое пособие (5 стр.)
Начало становления теории коммуникации в России положено М.В. Ломоносовым, который в 1748 г. обобщил культурный опыт своего времени в труде «Краткое руководство к красноречию». Практика ораторского искусства совершенствовалась в трудах выдающихся судебных ораторов XIX – начала ХХ в. Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони и др. Несмотря на ценность рекомендаций этих специалистов, их труды не были научными и не опирались на какую-либо теорию.
Становление теории коммуникации в России начинается во второй половине ХХ в. В 20–60-х гг. процессы коммуникации рассматривались узко, как предмет социально-психологического исследования. Общение понималось как психологический феномен, включающий ряд независимых явлений. В 1971 г. Б.Д. Парыгин объясняет общение как сложный, многосторонний процесс, содержащий одновременно как движение информации, так и взаимоотношение партнеров, их взаимовлияние друг на друга. Стороны общения рассматривались отечественными учеными как сумма дискретных психических явлений, не являющихся единым целым.
В работах А.А. Брудного, А.А. Леонтьева, Б.А. Родионовa и др. ученых (70–80-е гг.) проблемы общения стали сопрягаться с новыми для России идеями из области теории информации, семиотики и вошли в лингвистику, педагогику, теорию управления, методологию науки. На труды советских ученых значительное влияние оказали работы Н. Винера, К.Э. Шеннона, К. Черри. Произошло осознание важности комплексных научных исследований в сфере коммуникации.
В 80-е гг. стали развиваться междисциплинарные исследования коммуникаций и общения.
1. Линейная модель Г.Д. Лассуэлла, предложенная в 1948 г., использовалась для анализа массовой коммуникации, прежде всего политической. Согласно формуле Г.Д. Лассуэлла, отражающей структуру коммуникативного процесса, акт коммуникации рассматривается по мере ответа на вопрос: кто – что сообщает – по какому каналу – кому – с каким эффектом. В 1968 г. ученый расширил версию своей модели, поставив вопросы, помогающие изучить коммуникативный процесс: кто, с каким намерением, в какой ситуации, с какими ресурсами, используя какую стратегию. Достоинство данной модели состоит в том, что она представляет развернутый план коммуникативного действия, недостаток – в ее монологичности: она не предполагает обратную связь.
2. Линейная модель (шумовая) Шеннона – Уивера разработана в 1949 г. в математической теории связи инженером К.Э. Шенноном для описания коммуникации средствами телефонной связи. У. Уивер распространил эту модель на все виды коммуникации, внеся в схему шум, понимаемый как любая помеха коммуникации. Данная модель является коммуникативной цепочкой, в которой представлены: источник сообщения; кодировщик, подготавливающий сообщение для передачи в удобной форме; тот или иной канал связи, переносящий сигналы в закодированном виде; декодер, «распаковывающий» сообщение; получатель, извлекающий из сообщения информацию. Достоинством линейной модели является то, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Ограничения модели состоят в том, что она абстрагируется от содержания передаваемой информации, сосредоточиваясь в основном на ее количестве.
В лингвистике идеи Шеннона проявились в интерпретированной Р.О. Якобсоном функциональной модели речевой коммуникации, где представлен адресант, направляющий адресату сообщение, которое передается с помощью кода. В модели Р. Якобсона сообщение рассматривается как содержательная, многофункциональная компонента.
В 1954 г. ученые из США В. Шрамм и Ч. Осгyд предложили циркулярную (замкнутую), сбалансuрованную модель коммуникации, в которой отправитель и получатель информации выступают равноправными партнерами. Большое значение придается обратной связи между ними, уравновешивающей прямую связь: кодирование – сообщение – декодирование – интерпретация – кодирование – сообщение – декодирование – интерпретация. Достоинством данной модели является то, что она может саморегулироваться за счет обратной связи.
3. Интеракционистская (социaльно-психологическая) модель (нелинейная) разработана Т. Ньюкомбом, который предложил учитывать как отношения, которые складываются между общающимися, так и те, которые обращены к объекту разговора. Ученый исходил из того, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. Если два контактирующих сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться. к совпадению своих взглядов на рассматриваемую ситуацию. При негативном отношении друг к другу не будет совпадать и отношение к рассматриваемой ситуации. Данная модель является нелинейной, она задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация, чтобы создавались симметричные отношения, одинаковая оценка ситуации при сходной оценке друг друга.
Лекция 3
Процесс коммуникации. Составляющие коммуникативного процесса
1. Процесс коммуникации и его составляющие.
2. Процесс кодирования и декодирования информации.
3. Каналы коммуникации.
1. Процесс коммуникации и его составляющие
Процесс коммуникации предполагает передачу информации с целью взаимодействия между различными субъектами коммуникации по разным каналам связи и при помощи различных коммуникативных средств. Этот процесс реализуется в различных формах в зависимости от числа участников, используемых стратегий, коммуникативных целей и т. д. Учеными разработаны многочисленные модели коммуникации, отражающие последовательность осуществления данного процесса. В общем виде процесс коммуникации предполагает, что отправитель (источник) передает определенное сообщение, чтобы оказать определенное воздействие на получателя.
Способ передачи сообщения определяется целью коммуникации, избранным каналом коммуникации, наличием общей для сторон знаковой системы. Коммуникация предполагает обратную связь, благодаря которой отправитель убеждается, что сообщение дошло до адресата и адекватно им понято.
2. Процесс кодирования и декодирования информации
Отправитель сообщения (адресант) – инициатор коммуникативного процесса, который может быть представлен отдельным индивидом, группой людей, общественным институтом. Результат интерпретации посылаемого сообщения зависит от ряда факторов, среди которых наиболее значимыми являются социальный статус, надежность и квалификация адресанта, влияющие на степень доверия аудитории к информации.
По-особому функционирует получатель (адресат) сообщения. На момент времени, когда сигнал только должен поступить из канала связи, получатель не знает точно, какая составная часть алфавита кодирования поступит от источника. То есть, получатель находится в состоянии неопределенности в отношении вероятности предстоящего события.
Если в роли получателя выступает более чем одно лицо, то получателя называют аудumория коммуникации. Как объект информационного воздействия аудитория может быть массовой и специализированной.
3. Каналы коммуникации
Понятие «канал» появилось благодаря исследованиям, проводимым в рамках математической теории связи (коммуникации), когда стало очевидным, что информация может храниться на различных носителях и передаваться по каналам связи, отличающимся по своей природе.
В конце 40-х гг., когда появились разнообразные виды электро– и радиосвязи, развивалось телевизионное вещание, возникли предпосылки для разработки общих научных основ связи. Разработанная К.Э. Шенноном статистическая теория связи по-иному еще называлась статистической теорией количества информации. Графически эта теория представлена в ставшей классической схеме.
Таблица 1. Цепочка связи по К.Э. Шеннону
Модель коммуникации Лассуэлла
Модель коммуникации Лассуелла (также известная как «модель действия», «линейная модель» или «односторонняя модель коммуникации») была разработана Гарольдом Д. Лассуеллом (1902-1978) в 1948 году и считается одной из наиболее влиятельных концепций в теории коммуникации.
Компоненты коммуникационной модели Лассуелла
Модель коммуникации Лассуелла включает 5 элементов, которые используются в качестве инструмента анализа для оценки процесса коммуникации. Элементы – это вопросы, которые нужно задать, чтобы получить ответы и поддерживать коммуникацию.
Элементы | Значение | Анализ |
Кто? | Коммуникатор, источник или отправитель сообщения | Производится анализ коммуникатора |
Что говорит? | Содержание сообщения | Проводится анализ содержания сообщения |
По какому каналу? | Способ передачи сообщения | Анализ средств передачи сообщения |
Кому? | Получатель сообщения или группа людей | Анализ того, кто получает сообщение |
С каким эффектом? | Реакция на полученное сообщение | Анализ эффектов коммуникационного воздействия |
Объяснение элементов модели Лассуелла
Объяснение модели коммуникации Лассуелла
Хотя модель Лассуелла разрабатывалась для анализа массовой коммуникации, она также используется и для межличностной или групповой коммуникации для эффективного распространения сообщения среди различных групп в различных ситуациях.
Модель Лассуелла была разработана для изучения медиа-пропаганды стран и предприятий того времени политическими силами. Только богатые люди имели такие средства связи, как телевизоры и радиоприемники. Она должна была показать культуру масс-медиа.
Лассуелл также внедрил в науку концепцию эффективного процесса коммуникации. Он говорил о связи между презентацией факта и эффектом, который она порождает. Использование идеи обязательного эффекта делает модель Лассуелл нелинейной, что условно противоречит ее названию. Однако стоит заметить, что эффект также можно рассматривать в качестве обратной связи.
Хотя в целом фактор эффекта должен был больше касаться результата трансляции сообщения, данная модель применяется в различных средствах массовой информации – даже несмотря на то, что она была разработана специально для массовой коммуникации.
Модель Лассуелла напоминает шумовую модель коммуникации, предложенную Клодом Шенноном и Уорреном Уивером, хотя их модель носит более графический характер. Джордж Гербнер, основатель гипотезы культивации, расширил модель Лассуелла и включил в нее элемент реакции получателя сообщения.
Недостатки и критика модели Лассуелла
Суть критики модели Лассвелла заключается в том, что она не учитывает фактор обратной связи и игнорирует информационный «шум». Без обратной связи процесс коммуникации не может считаться плодотворным. Модель Лассуелла имеет крайне линейный характер и не учитывает барьеры, возникающие в процессе коммуникации.
Модель также подвергается критике за то, что она очень обобщенная, упрощенная и касается только самых традиционных тем. Говорят, что ее разрабатывали для пропаганды, поскольку она больше ориентирована на конечный результат и обычно используется для убеждения широких масс через СМИ.
Эффективность средств массовой коммуникации
Феномен массовой коммуникации.
Понятие массовой коммуникации.
Структура и функции массовой коммуникации.
Эффективность средств массовой коммуникации.
Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Коммуникативная проблематика столь же безгранична и разнообразна как и само человеческое общество.
1.Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационного сообщения на большие территории.
Характеристики массовой коммуникации:
· наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность сообщения
· социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации
· массовые аудитории, которые вследствие рассредоточенности и анонимности, требуют тщательно продуманной ценностной ориентации
· многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и нормативность массовой коммуникации
Массовая коммуникация выполняет важную роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений, роль канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия на личность и на социальную группу.
Свойства коммуникативного процесса в средствах массовой коммуникации:
1. Диахронность – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени.
2. Диатопность – коммуникативное свойство, позволяющее информационному сообщению преодолевать пространство.
3. Мультиплицирование – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием.
4. Симультанность – свойство коммуникативного процесса, позволяющее предоставлять сообщение множеству людей практически одновременно.
5. Репликация – свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.
Основные направления исследования массовой коммуникации в настоящее время:
· изучение изменения структуры и функционирования средств массовой коммуникации в результате внедрения новых технологий
· исследование воздействия новой технологии коммуникации на культуру
· изучение путей защиты национальной самобытности и разработка концепции нового информационного порядка
· изучение проблем этики в системе средств массовой коммуникации
2. Основные компоненты структуры массовой коммуникации представлены в модели коммуникативного акта, разработанной Г.Лассуэлом в 1948 г. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный линейный процесс:
кто сообщает – что сообщает – по какому каналу – кому – с каким эффектом
1. Коммуникаторы– создатели информационного сообщения. Выделяют две основные группы коммуникаторов:
Процесс подготовки информационного сообщения практически всегда является результатом совместной деятельности «редакций» и «издателей». Освещение какого-либо события можно охарактеризовать с помощью следующих индикаторов:
· частота повторов освещаемого события в СМК
· уровень освещения проблемы – амплитуда между повторением аналогичных сообщений, показывающая при какой частоте упоминания сходных событий данное событие может стать новостью
· неоднозначность события: чем выше уровень однозначности, тем выше вероятность того, что событие будет замечено
· релевантность события по отношению к культуре и осведомленности аудитории – общественное мнение реагирует на события, доступные его пониманию
· соответствие произошедшего события ожиданиям: чем больше данное событие ожидается в обществе, тем скорее оно станет актуальной новостью
· неординарность события – новостью становится небанальное событие, выходящее за рамки стандартной ситуации
· сохранение актуальности события – наиболее яркие и громкие новости сохраняют свою актуальность в течение длительного времени.
Сообщения в СМК классифицируются по жанровым особенностям и по назначению. Выделяют следующие виды:
1. художественный – драмы, рассказы, концерты
2. научный – научные статьи, рассказы, дискуссии
3. публицистический – новости, репортажи, комментарии, очерки
«Издатели» организуют продвижение сообщения в СМК. Схема продвижения сообщения и его дальнейшего развития в СМК сводится к следующим этапам:
1. Первые, отрывочные сведения о событии.
2. Появление полноценной информации.
3. Добавление первичных комментариев авторами сообщения.
4. Первое развитие события, увеличение его значимости в глазах общественности.
5. Высказывание мнений общественными авторитетами.
6. Попытки аналитического осмысления проблемы.
7. Разрастание проблемы.
8. Попытки выработки единого решения.
9. Озвучивание единого решения общественными авторитетами.
10. Выработка в общественном сознании стереотипа по решению данной проблемы.
Другой важной функцией «издателей» является контроль за СМК, кот воплощается через две модели:
1. «Тоталитарную», которая налагает полный запрет на освещение определенных событий.
2. «Демократическую», которая предусматривает освещение нежелательного события в информационном потоке вместе с другими сообщениями, при этом регулируется значимость нежелательного события.
2. Массовая информация – социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве, с помощью искусственных каналов.
Социальный характер циркулирующей в обществе массовой информации обуславливается следующими факторами:
1). Содержание – то, как данная информация отражает общественные процессы
2). Субъект использования и назначения – то, как данная информация используется людьми в чьих-либо интересах
3). Специфика обращения – то, как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается.
Цель массовой информации – управление обществом и его основными подсистемами (общностями, социальными группами и т.п.)
Количественная характеристика массовой информации – мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится субъекту на контакты с СМК, а также от индивидуальных особенностей реального потребителя (уровень культуры, образования, степень заинтересованности в проблеме)
Качественная характеристика массовой информации состоит из: востребованности, полезности, интересности и эмоциональной окрашенности. Качественная характеристика информации тесно связана с количественной характеристикой и определяет ценность массовой информации. Ценность массовой информации определяется также такими ее свойствами как репрезентативность, доступность, полнота, достоверность, актуальность, этичность и т.д.
3. Средства передачи массовой информации (СМИ) – это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов информации.
1. Пресса – массовые периодические печатные издания. Пресса уступает радио и телевидению по оперативности, однако лишь она содержит в себе фиксированный печатный текст, логически оформленный и поддающийся анализу. При чтении потеря информации сводится к минимуму
2. Радио – массовое аудиальное СМИ – одно из важнейших средств социального контроля, благодаря которому можно управлять сознанием и поведением больших групп людей одновременно. Уникальность радио – в его вездесущности и общедоступности.
3. Телевидение – аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности. Телевидению свойственна программность – определенным образом организованная передача сообщений. Его можно классифицировать по нескольким критериям:
1).по способу трансляции: эфирное, спутниковое, кабельное.
2).по охвату аудитории: межгосударственное, общенациональное, региональное, местное.
3).по специализации программ: общее, специализированное.
4).по финансированию: бюджетное, самофинансирование, за счет спонсоров.
5).по жесткости контроля со стороны государства и общества: жесткий контроль, слабый контроль, отсутствие контроля.
6).по коммуникационной модели: монологическое, диалогическое, интеракционное.
4. Информационные службы – организации, собирающие и передающие новости. Они составляют основу системы распространения новостей и занимают ведущее место при их подготовке.
5. PR – специальная система управления информацией, создания информационных поводов, распространения готовой информации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения.
6. Internet – всемирная сеть серверов, создающих новое информационное пространство, содержащее набор текстовых, звуковых и видеоматериалов, связанных взаимными ссылками и переходами.
4. Массовые аудитории – беспорядочное собрание случайных людей, не объединенное никакими существенными едиными критериями
Основные характеристики массовой аудитории:
1. Социально-демографические – пол, возраст, доход, уровень образования, место проживания, семейное положение, профессия и т.д.
2. Ситуативные – уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.
3. Возможность доступа к конкретному источнику информации.
4. Уровень подготовленности аудитории к восприятию информации – степень владения языком СМИ, степень понимания конкретного текста, адекватность восприятия текста информационного сообщения
5. Степень информированности аудитории.
В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудитории с информацией.
1. Контакт с источником (каналом) информации
2. Контакт с самой информацией
3. Прием информации
4. Освоение информации
5. Формирование отношения к информации
5. Реакция аудитории. Выделяют пять основных типов реакций на массовую информацию:
· реакции, связанные с особенностью деятельности индивидов в социальных общностях:
1. когнитивные – изменение информированности, стимулирование интеллектуальной деятельности, активизация познавательной деятельности, повышение интереса к информации
2. ценностные – создание новых идей и установок, изменение или закрепление сложившихся ценностей, побуждение к выражению взглядов и к дискуссиям
3. организационные – практические действия в различных сферах общественной жизни в соответствие с полученной информацией
4. тонизирующие – изменение или поддержание психофизиологического состояния индивидов и масс
5. коммуникативные – распространение и обсуждение полученной информации, установление обратной связи с источником информации
· явные (доступные непосредственному наблюдению) и латентные (ограниченные областью сознания индивида и внешне не проявляющиеся)
· желательные и нежелательные
· характеризующие изменения в сознании или деятельности аудитории
· связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории:
Впоследствии модель Лассуэла была усовершенствована за счет введения обратной связи как обязательного вида отношений между компонентами. Процесс массовой коммуникации представляется в виде замкнутой цепи, в которой все компоненты взаимосвязаны.
Функции массовой коммуникации
1. Информационная – заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности. Эта функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.
2. Регулирующая – влияет на формирование общественного мнения, общественного сознания индивидов и групп, создание социальных стереотипов. Эта функция способствует управлению общественным сознанием и осуществлению социального контроля, а также социализации.
3. Культурологическая – ознакомление с достижениями культуры и искусства. Способствует осознанию необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций, интеграции общества.
Таким образом, социальная сущность массовой коммуникации сводится к тому, что это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.
3.Эффективность средств массовой коммуникации – отношение достигнутого результата к ранее намеченной цели.
Основные цели средств массовой коммуникации:
1. возможность влияния на общественные процессы
2. формирование общественного мнения и соответствующих взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения
3. информирование, социализация молодежи
4. мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном регулировании
Можно выделить группы критериев эффективности деятельности средств массовой коммуникации:
· критерии духовного плана отражают изменения сознания человека: знаний, познавательной активности, убеждений, социально-психологического состояния людей, направленности их ценностей, ориентаций, установок и др.
· критерии практического плана свидетельствуют об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, активности отдельных людей, социальных групп, коллективов.
Также выделяют критерии эффективности на личностном уровне:
· приобретение информации необходимой для жизнедеятельности
· изменение познавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретать знания и т.д.)
· приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров
· социализация и ресоциализация, приобщение человека к жизни в данной социальной среде
· осуществление эмоционально-психологической релаксации
и на уровне социальных групп:
· насколько успешно достигнута цель, которую ставил перед собой коммуникатор
· насколько удалось изменить сознание и поведение социальных субъектов
· уровень изменения общественного мнения под воздействием социальной информации
Уровень эффективности – степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми обладают средства массовой коммуникации и аудитория.
Уровень эффективности средств массовой коммуникации обусловлен следующими факторами:
· характер исходных целей, задач, идей и степень их реальности
· технической, технологической, научной и интеллектуальной возможностью их распространения, формирования ценностей, идеалов, воззрений
· степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвоения аудиторией содержания полученной информации
· степенью воплощения идей, задач, теоретических установок в социальной реальности
Результатами, которых добиваются средства массовой коммуникации, являются эффекты – конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются в следующих формах:
2. Коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории.
3. Переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного.
К числу эффектов, вызываемых средствами массовой коммуникации, относят:
· утилитарный эффект – удовлетворенность от получаемой информации, необходимой для решения практических, жизненных задач – реклама, прогноз погоды, программа передач
· эффект удовлетворения познавательного интереса – возникает, когда человек, получая новую информацию, субъективно чувствует себя хорошо информированным
· эффект усиления позиции – удовлетворение от информации, подтверждающей мнения, суждения, взгляды человека по какому-либо дискуссионному вопросу
· престижный эффект – удовлетворение от информации, утверждающей ценности и позиции социальной группы, к которой принадлежит или стремится принадлежать человек
· эстетический эффект – удовлетворение от восприятия прекрасного, эстетического обогащения
· эффект комфорта – удовлетворение от снятия личностной напряженности
На практике, на выбор показателей эффективности массовой коммуникации влияют:
1. то, что каждое информационное сообщение дает несколько эффектов одновременно (основные и побочные), причем основной эффект коммуникатор способен предвидеть и даже планировать, а побочные часто бывают неожиданными
2. большинство изменений в действительности лишь частично зависит от средств массовой коммуникации, как правило, массовая коммуникация лишь усиливает действие комплекса факторов макро- и микросреды
3. следует учитывать, что в создании эффекта наравне с коммуникатором участвует индивид со своим субъективным взглядом на окружающую действительность, непредсказуемостью психической организации, индивидуальным восприятием информации
Пытаясь оценить массовую коммуникацию с т.з. ее значимости для общечеловеческого прогресса можно выделить две основные точки зрения.
§ современное общество объединяет индивидов на основе «новой народной культуры», поскольку с появлением радио, телевидения, газет и других СМИ и увеличением доступа аудитории к ним, появляется единая система идей и взглядов
§ расширилось понятие «культура», от моральной и интеллектуальной утонченности и высокого уровня развития искусства до моральных норм и традиций социальной группы или социума в целом
§ к СМИ переходит воспитательная функция, теперь нормы поведения транслируются с их помощью
§ СМИ формируют особые вкусы, моду и развлечения современного человека, делая тем самым его полноправным участником культурных, социальных и политических процессов
§ вследствие широкого функционирования массово-коммуникационных процессов в обществе осуществляется «массовизация» культуры, результатом чего является частичная или полная утрата многих образцов и установок народной и элитарной культуры и духовное обеднение общества
§ средства массовой коммуникации навязывают чуждые большинству модели поведения, что опасно для психики человека и для социальной организации
§ копирование ценностей, пропагандируемых СМИ, приводит к утрате традиции, когда на смену существовавшим ценностям приходят суррогатные идеи
§ средства массовой коммуникации часто искусственно занижают планку интеллектуального и духовного развития для всего общества.