Кто такие гностики в чем суть их учения
Гностики, их учение
Глава из книги Сергея Шестака «Символ веры, история догматов Христианской церкви».
Гностики, их учение
По мнению Иеронима, Василид (р. 125/130) основатель гностицизма: «Василид же, от которого произошли гностики, жил в Александрии во времена Адриана»[1]. Согласно Епифанию, диакон Николай основатель гностицизма: «Еще эти гностики, люди, различно вовлеченные в обман Николаем, произросли в мире, как плоды горести»[2]. Они – дикие звери, скорпионы, порождения аспидов, пустые змеиные яйца. Учение Николая вызвало у Епифания тревогу, крушение. Он ощутил смрад, уязвление.
Кто основатель гностицизма, Василид или диакон Николай? Афанаситы объясняют различные мнения – разными «Апостольскими Преданиями». По моему мнению, Епифаний солгал, как Руфин и Феофан с крещением императора Константина.
«Как полагают многие известные исследователи (Ганс Йонас, Жиль Куиспел и др.), гностицизм – это отдельная мировая религия, сравнимая по историческому значению с христианством, исламом и буддизмом» (Афонасин).
Источник сведений о гностиках – рассказы афанаситов. Эти рассказы, как минимум, необъективные: гностики были идеологическими врагами афанаситов.
Согласно Иринею, гностик Керинф учил, что Бог иудеев, создавший Вселенную, – это некое низшее существо, которое ничего не знало о Боге. Некий Христос, сойдя на человека Иисуса в виде голубя, рассказал людям о настоящем Боге[3].
Ириней сознательно не объяснил, почему Керинф пришёл к этому выводу. Цель сочинения Иринея – выставить Керинфа глупым.
По мнению Керинфа, Бог должен быть всемогущим и всеведущим. А Бог иудеев знает не всё и ошибается. Доказательство Керинфа – иудейская книга «Бытие».
Бог иудеев сказал: «Да будет свет. И стал свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1: 3-4). Бог пришёл к выводу, что свет – хороший. Значит, Он знал о плохом свете. Следовательно, Бог иудеев создал хороший свет не с первого раза. Керинф считал, что Бог сразу делает всё хорошо: он всемогущий.
Бог иудеев, создавав Вселенную, решил отдохнуть. «К седьмому дню Бог окончил работу, которую делал, и стал отдыхать в седьмой день от всей работы, которую сделал» (Быт. 2: 2)[4]. По мнению Керинфа, Бог никогда не устанет: он всемогущий.
Бог иудеев не сразу понял, что Адаму понадобится Ева. «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника» (Быт. 2: 18). Если бы Бог иудеев был всеведущий, Он сразу понял бы, что Адаму понадобится Ева, и создал бы их одновременно.
Люди начали грешить. Бог иудеев раскаялся, что создал людей. «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём» (Быт. 6: 6). Бог иудеев ошибся, создав людей. Керинф считал, что Бог никогда не ошибается.
Бог иудеев утопил людей. А потом осознал, что поступил неправильно. «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Быт. 8: 21). Бог иудеев опять ошибся, утопив людей. Кроме того, Он не сразу понял, почему люди грешат. Их топить не нужно было. Они грешат от юности своей.
Бог иудеев не соответствовал Богу, каким представлял Его Керинф. Вот почему Керинф решил, что некий Христос рассказал иудеям о настоящем Боге устами человека Иисуса, сойдя на него в виде голубя.
По моему мнению, пророк Моисей, автор книги «Бытие», сообщил людям, что знания и могущество Бога ограничены. Ограничены не на том уровне, как рассказано в книге «Бытие»: рассказ в книги «Бытие» – аллегория. Границы знания и могущества Бога – размер Вселенной и время её существования, которые имеют свои пределы.
«Не должно думать, что тварям нет конца (в том числе и звёздам. – С. Ш.), как этого желают некоторые, потому что где нет конца, там нет и никакого познания, и невозможно никакое описание. Если бы это было так, то Бог, конечно, не мог бы содержать сотворённое или управлять им, потому что бесконечное по природе – непознаваемо. И Писание говорит: «Бог сотворил всё мерою и числом»» (Ориген[5]).
Ориген высказал «оригинальную. странную мысль о Боге, как Существе самоограниченном по всемогуществу и всеведению. «Если бы могущество Божие было безгранично, то оно по необходимости не знало бы Самого Себя, потому что по природе безграничное непознаваемо»» (Поснов).
Епифанию не понравилось учение гностиков.
Что нужно сделать, чтобы наказать этих людей? Их нужно – оболгать. Язычники оболгали христиан Лиона (якобы ели своих детей, жили со своими родителями, как муж и жена). А Епифаний оболгал гностиков (якобы у них были общие жёны, и они пили менструальную кровь). Он указал на тайных гностиков, которые официально принадлежали к Церкви. Афанаситы репрессировали около восьмидесяти человек.
«. я доложил о ситуации местным епископам и помог опознать тех (тайных) членов этой секты, которые официально принадлежат к Церкви. И разоблачённых изгнали из города, числом около восьмидесяти человек» (Епифаний[6]).
Источник сведений о гностиках – их враги афанаситы. Репрессировав гностиков, уничтожив их книги, они рассказали об учении, моральном поведении гностиков так, что сразу понимаешь, что гностики – извращенцы, глупые, еретики.
По мнению Епифания, такие еретики – обманывали людей: они делали вид, что ведут воздержанный образ жизни.
Кто рассказал Епифанию, что гностики использовали сперму в своих ритуалах, говоря, что это плоть Христова?
«Гностические тексты, например, Пистис София (147; 251, 14-19) осуждают такое вульгарное понимание смысла «небесного семени». Здесь именем Иисуса осуждаются те, кто «смешивают сперму и менструальную кровь и едят её». Не мог ли Епифаний прочитать это и выдать желаемое за действительное?» (Афонасин).
Какие-то ненормальные люди смешивали и ели. Иисус осудил таких людей. «Фома сказал: «Мы слышали, что есть некоторые (люди) на земле, которые берут мужское семя и менструальную кровь женщины и добавляют их в чечевичную похлебку и едят это, приговаривая: «Мы веруем в Исава и Иакова. Достойно это или же нет?» Иисус. сказал Фоме: «Истинно говорю я: этот грех хуже всех грехов и всех преступлений»» («Пистис София», 147)[7]. Автор этих строк – гностик. Епифаний объявил, что это гностики смешивали и ели!
Епифаний не постеснялся поставить себя в один ряд с библейским Иосифом, братом Иуды, который был пращуром Иисуса Христа.
Бог помог Иосифу и Епифанию. Братья продали Иосифа в рабство в Египет. Епифаний добровольно приехал в Египет. Жена сановника Потифара пыталась соблазнить Иосифа. Женщины-гностики, – очаровательные внешне, безобразные внутри, – пытались соблазнить Епифания. Иосиф и Епифаний не соблазнились. Результат: Бог назначил Иосифа помощником фараона. А Епифания – епископом Саламина (Кипр).
Афанаситы не смогли уничтожить все книги гностиков.
Книга «Пистис София» написана на коптском языке, на котором разговаривали коренные жители Египта до завоевания этой страны арабами. Британский музей купил эту книгу у лондонского врача и библиофила А. Эскью в 1785 году. Как книга попала к Эскью – неизвестно. У селения Наг-Хаммади (Египет) были найдены в 1945 году гностическая библиотека. Сейчас эти книги хранятся в Каирском музее. Учёные предполагают, что библиотека была захоронена в 367 году – после того, как Афанасий Великий написал пасхальное послание, в котором осудил еретические книги. Епифаний, исполняя поручение Афанасия, разгромил гностиков в Египте. И в том же 367 году он стал епископом Саламина – по личному распоряжению Бога, как утверждают афанаситы.
Существовало много философских школ гностиков. «Гностические школы, говорит Ириней, «разрослись, как грибы»» (Афонасин[8]). Учения гностиков разнились. Афанаситы уничтожили гностиков прежде, чем они успели привести своё учение к общим постулатам, как это сделали афанаситы на Вселенских соборах.
По мнению одного из исследователей библиотеки гностиков Фредерика Уиссе, «единственное, что объединяет трактаты из Наг-Хаммади – это аскетическая этика»[9]. Уиссе предположил, что гностики не были владельцами этой библиотеки. Владельцем библиотеки был некий учёный афанасит, который по какой-то причине интересовался гносисом. Аскетическая этика трактатов указывает на вкусы владельца, нежели доказывает, что Епифаний оболгал гностиков.
Не все исследователи согласны с Уиссе. «Между современными исследователями здесь разногласий и споров гораздо больше, нежели среди древних. Причём полемика ведётся иногда в духе лучших страниц Епифания» (Афонасин).
[1] «О знаменитых мужах», 21.
[2] «Панарион», 26: 1. Глава «О так называемых гностиках, шестой или двадцать шестой ереси». Т. 1. С. 151.
[3] «Некто Керинф, наученный в Египте, учил, что мир сотворён не первым Богом, но силою, которая далеко отстоит от этого превысшего первого начала и ни чего не знает о всевышнем Боге». Христос, сойдя на человека Иисуса, рассказал о «неведомом Отце» («Против ересей», 1: 26).
[4] Перевод «Нового мира». Синодальный перевод: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал».
[5] «О началах», 2: 9, 1. С. 157.
Ориген сослался на книгу «Премудрости Соломона», 11: 21.
[6] «Панарион», 26: 17. Перевод Е. В. Афонасина. «Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства». С. 47.
Перевод Московской Духовной Академии: «. тогда же постарался указать их епископам того места, сделать известными скрытые в церкви имена, изгнать их из города человек до восьмидесяти имён, и очистить город от этих проросших в нём плевел и тернов» (Т. 1. С. 175-176).
[7] Перевод А. Мома. http://apokrif.fullweb.ru/nag_hammadi/
[9] Цитата из книги Е. В. Афонасина «Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства». С. 107.
Е. В. Афонасин сослался на книгу Wisse F. The Nag Hammedi Librari and the Heresiologists. – Vigiliae Christianae 25 (1971). P. 205-223.
Гностики
Еретики первых веков христианства. В основе их учения, которое они выставляли как истинное религиозное знание (γνωσιζ), лежали начала греческой философии, иудейского богословия и восточных религий, особенно Зароастра, в смеси с христианским вероучением. Еретические мысли гностического характера отрывочно проповедовались еще еретиками апостольского времени (см. симониане, керинфиане, докеты, николаиты); но во II в. развились целые гностические системы, в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой мудрости и выражены в мифологической форме. Исходным пунктом миросозерцания большей части гностиков был дуализм: основными началами бытия и жизни они признавали с одной стороны Верховное Существо, или Высочайшего Духа, с другой – материю.
Верховное Существо они представляли самостоятельным, независимым началом света и добра, источником духовной жизни. Как источник духовной жизни, оно, по мнению их, производит из себя чрез истечение (эманация) множества эонов (αιωνεζ), духовных вечных существ, которые составляют всю полноту бытия, почему совокупность их и называется плиромою (πληρωμα). Материя, наоборот, у гностиков представляется как самостоятельное независимое начало чувственной материальной жизни и зла. В основных взглядах на начала своей системы гностики были согласны между собой, только в понятиях о свойствах материи расходились. Одни, сообразно учению Платоновой философии о материи, как μηον (не сущее), видели в ней мертвый хаос, безжизненное, недеятельное начало; другие, сообразно учению религии Зароастра об Аримане, видели в материи живое и деятельное начало зла. Отсюда гностики распадаются на два класса, на гностиков александрийских, усвоивших первое воззрение, и гностиков сирийских, усвоивших второе воззрение.
Дальнейшее их миросозерцание, при сходстве в существенном, развивается также в двух главных направлениях, сообразно тем или другим взглядам на материю. По представлению александрийских и сирийских гностиков, видимый мир (χοσμοζ), в котором проявляются духовное и материальное начала, произошел из смешения духовного мира с материальным, или плиромы с хаосом. Но самый образ смешения они представляли различно, сообразно своим взглядам на материю. Александрийские гностики учили, что один из эонов, далеко отстоящий от своего источника, оторвался, по своей слабости, oт плиромы и погрузился сам собою в материю; по другим же – от полноты света в плироме одна частица упала в материю и одушевила ее. Сирийские гностики утверждали, что один из крайних эонов, постоянно находившийся в борьбе с материей или царством сатаны, наконец, был поглощен ею. Так или иначе, слившийся с материей эон, как дух царства света, порядка и гармонии, старается в области материи установить стройное течение жизни, – он делается творцом (Димиургом) видимого мира, в котором духовное и материальное перемешаны между собой. Противоположность, в которой последнее находится к первому, сделалась причиной зла. Только, по представлению александрийских гностиков, духовные элементы, или добро, берут перевес над материальным, или злом, так как материя вследствие своей безжизненности противодействует духу только как масса, а не как живая самодеятельная сила; по представлению же сирийских гностиков, наоборот, материя, или зло, – так как она есть живая деятельная сила, – берет перевес над духом, или добром.
Далее, по учению тех и других гностиков, вся мировая жизнь проходит в постоянной борьбе духовного и материального начал, добра и зла; причем дух стремится освободиться от уз материи, а материя – удержать его. Что касается отношения Димиурга к миру, то, по представлению александрийских гностиков, он старается помогать добру в борьбе со злом, для чего избирает себе один народ (иудейский), которому сообщает в Моисеевом законе хорошие правила и полезные учреждения. По представлению сирийских гностиков, напротив, Димиург, – так как он, будучи покорен царством зла, действует под влиянием его, – невольно помогает больше злу, так что все действия его, – в иудействе ли то или в язычестве, – направлены к удержанию духа в узах материи. Таким образом, александрийские гностики, в противоположность сирийским, признавали за иудейской религией благотворное значение в освобождении добра от зла и даже видели в ней приготовление к окончательному освобождению первого от последнего. В этом последнем пункте, т.е. в учении об освобождения добра от зла, или духа от уз материи, гностики входят в соприкосновение с христианством и обезображивают его учение. По их представлению.
Александрийские гностики по самым принципам, так как они признавали в Димиурге орган Высшего Бога, который по Его идеям создал природу и дал древний закон, должны были соблюдать известную умеренность в отношении к телу и к миру, а также подчиняться закону: особенно они соблюдали достоинство брака, отчасти потому, что в сильно населенной иудеями Александрии всегда сохранялся тот высокий взгляд на брак, который составлял особенность иудейства; отчасти потому, что там же была сильно распространена система Валентина, которая населяла плирому чистыми четами эонов и в их сочетаниях видела небесный прообраз брака.
Иначе смотрел сирийский гносис, который из миросоздателя и законодателя сделал существо, совершенно враждебное Высочайшему Богу и Его мироправлению. Из этого гносиса вышла крайне фантастическая и мрачная вражда к миру, обнаружившаяся двояким образом: у более благородных людей – в виде крайне строгого образа жизни, который избегал всякого соприкосновения с миром; у нечистых же, склонных к распущенности, она выражалась в дерзком пренебрежении всякими нравственными законами. Первые носили имя энкратитов (воздержанных), а последние антиномистов или антитактитов. Первые предписывали обязательное безбрачие и пренебрежительно относились к браку, как к чему-то нечистому, совершенно преступному; последние оправдывали всякое удовлетворение постыдных страстей на том основании, что это также ведет к поруганию и уничтожению материи; для таких еретиков всякий нравственный закон представлялся только ограничением свободного духа, переходящей формой, которая не должна стеснять человека, достигшего высшего гносиса.
Окончательным актом мировой жизни, по представлению всех гностиков, должно быть возвращение всех составных частей плиромы в последнюю, т.е. слияние духовного элемента со своим источником, после чего материя, лишенная всего высшего, обратится опять в состояние хаотическое, из которого была вызвана, и царство тьмы всецело будет ограничено само собой. Этот последний акт мировой жизни, называемый гностиками «восстановлением всех вещей», представляет собой не что иное, как восстановление дуализма в его первобытной форме.
ГНОСТИЦИЗМ — что это. Кто такие гностики и чего они хотели
Понятие «гностицизм» представляет собой обобщение античных религиозных концепций позднего времени, которых в те времена насчитывалось великое множество. Течения использовали в качестве основы события Ветхого Завета, мифологические повествования востока и некоторые христианские верования раннего периода. Епифаний Кипрский в «Панарионе» описал множество ересей, в которых упоминаются борбориты и гностики. Генри Мор в XVII веке укоренил название «гностицизм» и отнес к нему возникающие ереси того времени.
Основные понятия гностицизма
Концепция полагается в своей теории на тайные знания, называемые гнозисом, представляющие человека божественным созданием, обретающим постижение истины и спасающимся таким образом.
Развитие гностицизма
Течение зародилось в Риме во время синкретического направления, которое возникло при правлении Александра Македонского. Этому послужило объединение восточного и западного народов и смешение религии древнего Вавилона с греческими философскими веяниями.
Труды значимых гностиков сохранились в собрании отдельных цитат, используемых в христианских сочинениях, характеризующихся непримиримым отношением к гностицизму, наивысший расцвет которого достигается во II веке. Гностицизм вобрал в себя не только восточные мистические повествования, важную роль сыграло влияние неопифагорейства и платонизма, относящихся к античной философии позднего времени.
Основная теория
Гностицизм представляет материю неким ложем зла, в которое попадает человеческая душа, низвергнутая и падшая в окружение из вожделенных для нее предметов. Материальное окружение для души создано Демиургом – божеством низшего порядка. Гностическая мистика приписывает материи отрицательное начало с накоплением грехов. Злое проявление окружающего мира требует преодоления рассеянными во всем мире божественными частицами света, которые приписываются гностическому знанию. Его нужно собрать по крупицам и возвратить к начальному божественному проявлению.
Почти во всех гностических течениях искупителем грехов выступает Христос, но есть и такие схемы, где его имя даже не упоминается. В соответствии с теорией человечество делится на некоторые сферы духовности:
В соответствии с гностической концепцией, весь мир представлен в определенных категориях, а властители демонического направления создают препятствия людям на пути к искуплению.
Философские основы гностицизма
К гностическому течению относили тех философов, которые старались отделить знание и веру. Религиозные деятели Востока и философы Греции отличали стандартные верования, постигаемые в церковных общинах от недоступных для всех истинных религиозных таинств, в которые посвящаются некоторые люди с сильным умом. Гностицизм подразделяется на множество сект в зависимости от идей основоположников – учителей, пропагандирующих философские или теософические мысли.
В процессе развития и процветания ни одна из сект гностиков не доходила до признания единого бога, который являлся бы единовластным создателем всего положительного и отрицательного во вселенной и обладающего неограниченной властью. По учениям гностиков, бог представлен сокровенным созданием, чуждым материальному злу, в котором существует человек. Для его познания необходимо познать и соединить множество эманаций, истекающих из него и старающихся очистить мир.
Видимая окружающая действительность представлена строителем мира Демиургом, который вопреки воле Бога, создал зло в виде материи и самого человека. Людьми распоряжается судьба, слепо подчиняющая их себе, жизнь человека зависит от различных категорий существ, властвующих в видимом промежутке между землей и небом. В соответствии с верованиями греческих язычников, индивидуум не волен распоряжаться судьбой, поэтому не несет ответственности за свои действия.
Материальная и духовная основа
Основным источником зла в гностическом учении признана материальная составляющая человеческого бытия. Для сотворившего человека Демиурга опасность людей не проявляется до тех пор, пока они находятся под влиянием окружающих вещей и предметов, которые окружают его злом. Спасение человека из материального заточения происходит посредством сущностей из светлой стороны бытия, называемых эонами, одной из которых по гностической философии, является Иисус.
Христос относится к эонам высшей расы и появляется на земле, чтобы вовлечь людей в полноту божественного проявления, прекратить распад светлой стороны существования. В христианской религии Христос наделен страданием и смертью, показывающим его человеческую природу, в гностицизме такие ценности считаются проявлением злого материального мира, и Сын Божий наделяется аллегорическими и мифическими свойствами.
Деятели гностицизма не ущемляют церковную веру, справедливо полагая, что ее значимость для основной человеческой массы является очевидной. Церковь объединяет под своим покровом те массы, что не могут понять истинное духовное начало. Гностики считали свое учение и философию главной на земле, гораздо выше церковных верований.
Нравственность концепции
Образ жизни участников гностического движения отличался крайними противоположностями в зависимости от учения в секте. Некоторые общности возлагали на себя аскетическое подвижничество, ставящее во главу истязание собственного тела и добровольные муки физического плана. В других сектах проповедовали вседозволенность человека, освобожденного от материального рабства и ставшего на путь просветления. В таких общинах не было нравственных критериев и законов, члены предавались наслаждениям и чрезмерным излишествам.
Разногласия в поведении членов секты не являлись препятствием для постановки «просветленных» над массой обычных верующих, гностики имели большое влияние в обществе. Философия старалась объяснить веру при помощи науки, сблизить их. Но в основе лежали фантастические идеи, сильные умы часто раскрывали обман, направление гностицизма не имело под собой стойкого основания, что привело к его падению.
Философия или вера в основе гностицизма?
Во времена своего расцвета учение получило распространение во многих областях жизни:
Такой легкий путь проникновения в религию, философию и оккультизм объясняется тем, что гностицизм, выступая наивысшей религией, в пору своего становления позаимствовал многие ритуальные и обрядческие формы из соседствующих верований. То, что гностицизм проникал и оставлял следы во многих религиях нельзя рассматривать как его лояльность по отношению к ним. Важно помнить о неоднородности высшей философии:
Иллюзорность в философии гностиков
Материя иллюзорна, как утверждает учение. Более того, гностики на основании твердых догм доказывают неправдоподобность существования материи в отличие от скептицизма античных деятелей. Философия каждой ступени материального мира приписывает демона, властно препятствующего искуплению грехов.
Правильный гностик представляет собой отказавшегося от мирской жизни, лишившегося простых желаний духа, который содержит в своем познании светлые частицы Бога и стремящийся к вечности. Остальные массы людей делятся на «психиков» и «гиликов». Первая группа живет только слепой верой по законам родственной общины, не задумываясь о сущности материального мира.
Гностическое течение отличается тем, что его центральная концепция судит не об отдельных деталях, постоянно меняющихся, а следует достижению высшей цели. Высшие положения сообщались в конце пути развития, многие участники течения не знали конечных целей. В некоторых сообществах преподавание велось в соответствии с разработанными ступенями секты.
Магические проявления в основах учения
В практике гностицизма используются основы античных философских школ, в частности, применяются различные заклинания и молитвы для общения с потусторонним духовным миром, а именно конкретными сущностями. До появления христианства сочетание восточных и западных религиозных практик привело к комплексному развитию духовных и психических практик, имеющих тайный характер.
Избранные адепты, посвященные в тайны психических и духовных практик, находятся на высокой стадии развития, соотносят себя с избранными, посвященными в тонкости учения или общности.
Изначально в основе эзотерики прослеживается орфизм, являющийся мистической практикой в изучении философии Фракии и Греции в древние времена. К мистериям, обрядам, культовым мероприятиям не допускались непосвященные члены. Сила таинственных инициаций объединяла людей с божественным проявлением светлого мира, они считались бессмертными и наделялись властью в потустороннем пространстве.
Ассоциация других теоретиков с гностицизмом
Маркион
Направление Маркион не может быть отнесено к гностикам, так как его подчинение философским догмам спорно:
Гностицизм язычников на Руси
Документов, описывающих гностицизм дохристианского периода, сохранилось мало, но в них красной нитью проходят отзвуки культовых верований, мистических гимнов и космогоний. Известно до полусотни древних латинских и арабских трактатов, отличавшихся пифагорейскими элементами и платоническими взглядами на теорию глосеологии о мировом происхождении. Авторами трудов считался Гермес, бог наук и магии из Греции, являвшимся переговорщиком между божественным миром и людьми.
Учение терапевтов
Общины монахов, ведущих сдержанный образ жизни, состоят из евреев египетского общества. Уединенная благочестивая жизнь в пригороде Александрии, отрицание материальной собственности, пост и чтение Святого писания характерны для членов общества терапевтов. В Ветхом Завете они рассматривают аллегорические образы. Для терапевтов является важным объединить догмы иудаизма с эллинистическими идеями и образами. Все члены общины воздерживались от семейных уз и отличались воздержанностью во всем.