Кто такие казаки и что такое казачество
КАЗАЧЕСТВО
Казачество (от тюрк. казак — «удалец», «вольный человек») — этно-социальная и историческая общность (группа) людей — казаков, представителей различных народов — русских, украинцев, а также калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и других — как их субэтносов.
В Российской империи К. юридически значилось особым воинским сословием, имевшим привилегии за несение обязательной службы.
Формирование К. шло с конца ХIV в. на степных незаселенных просторах (окраинах) между Московской Русью, Великим княжеством Литовским, Польшей и татарскими ханствами в условиях распада Золотой Орды, в постоянной борьбе с многочисленными противниками, вдали от развитых культурных центров. История протоказачества из-за отсутствия источников окутана легендами.
С географической и этнографической точек зрения, первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и русских. Среди тех и других было деление на вольных и служивых казаков. Центрами возникновения вольного К. стали крупные реки (Днепр, Дон, позднее — Яик, Терек, Волга) и степные просторы, что во многом определяло жизненный уклад казаков. На Украине вольное К. было представлено Сечью Запорожской; первая община русских вольных казаков возникла на Дону. Первоначально основными хозяйственными занятиями вольных казаков были охота, рыболовство, животноводство. Так, у донских казаков до начала ХVIII в. хлебопашество запрещалось под страхом смертной казни. Казаки находились в условиях постоянного военного противостояния с соседями-кочевниками, поэтому огромное значение в жизни казачьих общин имела война. Военная добыча, получаемая в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ, была важнейшим источником существования.
Служивое К. на Украине было представлено «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-литовском государстве. Русские служивые казаки, согласно первому уставу сторожевой станичной службы, составленному в 1571 князем М. И. Воротынским, назывались городовыми, полковыми и сторожевыми. Они использовались для защиты засечных черт и городов, получали за это жалование и земельные участки в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служивым людям по прибору» (стрельцы, пушкари и т. п.), но, в отличие от них, имели станичную организацию и выборную систему военного управления и в таком виде просуществовали до начала ХVIII в.
Крупная территориальная казачья общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлась Войском. Военная (войсковая) организация с выборной системой управления, демократические порядки, отсутствие налогов являлись главной особенностью общественной жизни казаков. Важнейшие решения: вопросы войны и мира, прием послов, получение и раздача жалования, выборы всех должностных лиц (войсковых и станичных атаманов, есаулов, дьяков, атаманов зимовых и легких станиц), суд над провинившимися, — принимались на общеказачьих собраниях (станичных и войсковых кругах или радах), являвшихся высшими органами управления и главными символами суверенитета К.
Со 2-й трети ХVI в. и до начала ХVIII в. казачьи республики выступали в качестве значительной военной силы, успешно противостоявшей турецко-крымской экспансии на русские земли. Регулярные дипломатические отношения К. с Русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. Взаимоотношения К. с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, находившихся в союзе против общего врага — Османской империи и Крымского ханства. Однако дух независимости и братства казаков провоцировал постоянный отток из Русского государства предприимчивых и смелых людей, что вызывало недовольство Москвы. В казачьих областях скапливались люди, которые в русских официальных документах представлялись как антиобщественные и антигосударственные силы («гулящие люди», «воры», «разбойники»). К. шло в авангарде мощных антифеодальных выступлений. Из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — С. Разин, К. Булавин, Е. Пугачев.
В русской истории казаки впервые всерьез заявили о себе в начале ХVII в. — в Смутное время. Поддержав Лжедмитрия I, они составили важную часть его военных отрядов. При этом казаки принимали активное участие в военных действиях самых разных противников. В 1611 они представляли главную военную силу Первого ополчения, на Земском соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим в избрании царем Михаила Федоровича Романова, что на некоторое время обеспечило вольным казачьим сообществам благожелательное отношение российских властей. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, побудила правительство с ХVII в. проводить политику резкого сокращения отрядов служивых казаков на основной территории государства. Но в стратегическом плане правительство, учитывая важнейшие функции К. как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить себе казачью вольницу. К концу ХVII в. оно сумело добиться принятия присяги на верность российскому престолу всеми казачьими Войсками. Последним в 1671, после подавления восстания под руководством Разина и утверждения России в Приазовье, присягнуло Войско Донское (см. Донское казачье войско). Для подчинения К. российскими властями делались различные преференции казачьей элите, получившей название «старшины» (атаманы и «лучшие казаки»); конец этому положил указ императора Павла I 1798, согласно которому все донские казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на российское дворянство.
С ХVIII в. Российское государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, унифицировало и модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы империи. В ХVII—ХVIII вв. казачьи военные формирования считались иррегулярными частями, К. в юридическом отношении постепенно превращалось в отдельное сословие. Если в Соборном уложении 1649 регламентировалась лишь организация военной службы казаков, то с 1721 казачьи части поступили в ведение казачьей экспедиции Военной коллегии. В 1723 император Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последние остатки казачьей независимости были потеряны после разгрома Пугачевского бунта в 1775, когда по указу императрицы Екатерины II была ликвидирована Запорожская Сечь.
Во все времена К. являлось универсальным родом вооруженных сил. Казаки на основе многовекового военного опыта владели самой разнообразной тактикой ведения боевых действий — как в конном, так и в пешем строю, на суше, на море, могли совершать дерзкие набеги, штурмовать и оборонять города и крепости. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава К. укрепилась на полях сражений Северной войны 1700—1721, Семилетней войны 1756—1763, во время Итальянского похода А. В. Суворова 1799 и Швейцарского похода А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в эпоху наполеоновских войн. Возглавляемое донским атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после Заграничных походов русской армии 1813—1814, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казаков не обошлись ни одна русско-турецкая война ХVIII—ХIХ вв. (см. Русско-турецкие войны XVII-XIX вв.), ни Кавказские войны, ни присоединения Казахстана и Средней Азии, ни освоение Сибири и Дальнего Востока.
Накануне Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн человек), Кубанское (1,3 млн), Терское (260 тыс.), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и 2 отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн десятин земли с населением 4,4 млн человек (2,4 % всего населения империи), в том числе 480 тыс. служивого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78 %), за ними шли украинцы (17 %) и буряты (2 %). Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках).
В сражениях Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших искусственных и технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий.
Несмотря на то, что в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций», официальная политика расказачивания в советское время фактически продолжалась. Казаки считались «непролетарским элементом» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной армии отменили лишь в 1936, когда были созданы несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя в Великой Отечественной войне. Гитлеровское командование с 1942 также формировало казачьи части (15-й корпус вермахта), общей численностью более 20 тыс. человек. Они большей частью использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции.
Современное К. в 1988—1989 возникло как историко-культурное движение за возрождение у потомков казаков (по подсчетам около 5 млн человек) культурных традиций и исторической памяти. К 1990 движение вышло за культурно-этнографические рамки и стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов как на местах бывшего компактного проживания казаков, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков казаков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в боевых действиях в Югославии, Приднестровье, Южн. Осетии, Абхазии, Чечне, заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы К. Росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ от 16 июня 1992 «О реабилитации казачества» и издания ряда других законов. При президенте РФ создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (министерство внутренних дел, погранвойска, министерство обороны).
Лит.: Воскобойников Г. Л. Казачество в первой мировой войне 1914—1918 гг. М., 1994; Галушко Ю. Казачьи Войска России. М., 1993; Гордеев А. А. История казаков. Т. 1—4. М., 1991—1993; Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону, 1998; Железнов И. И. Уральцы: Очерки быта уральских казаков. Т. 1—3. СПб., 1888; Заседателева Л. Б. Терские казаки. М., 1994; Казин Х. В. Казачьи войска. СПб., 1912; Мухин А., Прибыловский В. Казачье движение в России и странах ближнего зарубежья (1988—1994). Т. 1—2. М., 1994; Рыжкова Н. В. За Веру, Отечество и други своя: Донские казаки в Великой войне 1914—1917 гг. Ростов-на-Дону, 1998; Станиславский А. А. Гражданская война в России ХVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990; Хорошхин М. Казачьи войска. СПб., 1881; Яворницький Д. I. Iсторiя запорозьких козакiв. Т. 1—3. Киiв, 1990—1993.
Кто такие казаки?
Кто такие казаки? Происхождение слова
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».
Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
Казаки на Руси
На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.
С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:
Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.
Современные казаки
Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.
Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.
Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Унтер-офицерские (младшие) чины:
Обер-офицерские (старшие) чины:
Штаб-офицерские (главные) чины:
Генеральские (высшие) чины:
Форма казаков
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другие элементы одежды казака:
Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
Кухня казаков
Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.
Казаки, прославленные Русской Православной Церковью
Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.
Проза
Поэзия
Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)
Казаки и казачество России
Кто такие казаки? Мы уверены, у большинства людей знания об этом народе весьма поверхностны и получены, по большей части, из художественной литературы. Все мы помним Тараса Бульбу и его сыновей, Гришку Мелехова, молодого Левка… Многие думают, что казаки жили давно, причём только в России и Украине. А между прочим, они и сейчас проживают в этих странах и других европейских странах, а ещё — в Азии.
История казаков на Руси
Слово «козак» появилось в русском языке в 1395 году из Половецкой Степи и означало «работник».
Однако первые упоминания о казаках встречаются в 1245 году в мамлюкско-арабском словаре. Перевод слов был «кочевник, бродяга, человек, свободный от обязательств». Первая самая крупная группа казаков образовалась в районе Дона. Впервые официально о казаках на Руси упоминается в письме князя Юсуфа Ивану Грозному в 1550 году, в котором он жалуется русскому царю, что казаки нападают на его территории и караваны, мешая спокойной жизни.Однако откуда появились казаки, доподлинно неизвестно.
Происхождение казаков
Учёные до сих пор не могут договориться, откуда всё-таки произошли первые казаки.
Одни считают, что казачество образовали беглые крестьяне и холопы, которые бежали из Руси в Дикое поле (безлюдные степи между Днестром и Доном), обосновались там и регулярно привечали новых беглецов.
Это подтверждается рядом доказательств. Проведённые ДНК-тесты указывают, что первые вольные казаки имели славянское происхождение, вероятнее всего, русское или украинское.
Другие исследователи считают, что казачество возникло ещё в античный период и представляет собой отдельный этнос. По их мнению, первые группы казаков произошли от смешения нескольких племен, говоривших на славянских наречиях:
Все они представители кочевых народов. Эта теория подтверждается изолированностью казаков от остального населения государств, их культурными и бытовыми особенностями. Данной версии придерживаются и сторонники «казачьей науки».
Первые поселения казаков
Со временем казаки стали обосновываться на одной территории, учиться вести быт, строить не временные, а постоянные жилища. К XII-XIV векам вольные казаки заселили области Руси, которые находились на границах с другими государствами. Селились в основном вблизи крупных рек, в труднопроходимых местах, чтобы сохранять свою обособленность от других людей. Первые вольные казаки хорошо знали, где нужно разбить лагерь, где лучше устроить пастбище, а где можно охотиться. Казаки жили в простых, суровых условиях. Рыли примитивные землянки, которые в случае опасности можно было забросить и перейти на новую территорию. Пропитание добывали себе охотой и рыбалкой, иногда занимались собирательством. Грабили соседние деревни и области.
Казачество в XVI веке
Уже в XVI века небольшие обособленные группы кочевых казаков образовывали крупные воинские формирования. Все больше и больше людей бежало на казачьи земли, численность населения постоянно увеличивалась, рос ареал их распространения, во всей России возникали новые казацкие общины.
Казаки не подчинялись приказам русских князей, они были свободными и независимыми людьми. В государстве, где действовало крепостное право, это казалось невозможным. Однако многие казаки нанимались на службу к русским князьям и царям.
Также казаки охраняли границы государства от набегов чужестранцев.
Переселение казаков
Первые казаки проживали в Диком Поле на берегах Дона. Во времена Смуты казаки активно выступали на стороне лжеправителей, пытались продвинуть к власти своего атамана, поддерживали крестьянские восстания. Все это не могло радовать вошедшего на престол Петра I, поэтому свобода казаков стала ограничиваться. Итогом противостояния казаков и царя стало уничтожения грамоты Ивана Грозного, главной реликвии всего казачества. По сути, это формально уничтожило независимость казаков. В 1724 году указом Петра I было решено переселить всех казаков с донских земель на терские земли и к берегам реки Аграхань. Переселение началось немедленно, казакам разрешалось взять с собой только скот, личные вещи и немного провизии в дорогу. Для каждой казачьей семьи был выделен сопровождающий.
Но это было не единственное переселение крестьян. Спустя несколько лет еще 1000 казаков с семьями были отправлены на Царицынскую сторожевую линию. В результате переселения казаки постоянно перемешивались, создавая новые этно-территориальные группы казаков.
Войны казаков
Однако со временем стали образовываться полноценные войска с командирами и подчинёнными, строгим военным укладом и сводом правил. Участие казаков в войнах за царей и князей стало привычным делом:
Казаки воевали за Ивана Грозного в войне за Казань в 1552 году
Сражались на побережье Балтийского моря в 1656 году.
Помогали освобождать Русь от татаро-монгольского ига в 1472-1480 годах
Выступали против Наполеона в 1803-1815 годах.
Помогали России во время Первой Мировой войны в 1914-1918 годах.
Воевали на стороне русских во время русско-турецкой войны в 1877-1878 годах.
Воевали в Гражданской войне 1917-1922 года.
Сражались на стороне русских в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.
Во всех битвах казачье войско показывало себя как смелых и отважных солдат, бьющихся до последнего.
Наполеоновские войны
Неоценимый вклад в победу над французским захватчиком внесли именно казаки. Когда в 1812 году Наполеон со своей армией подошёл к западной границе, его встретили казаки Платонова. Силы были явно не равны, поэтому была объявлена мобилизация казачества. Откликнулись все казачьи формирования:
донские выставили 60 тысяч человек;
оренбургские прислали 3000 солдат;
уральские, сибирские, запорожские и другие — по несколько тысяч.
В итоге перед началом сражений российское войско насчитывало почти 200 тысяч казаков из 600 тысяч общего числа солдат. Однако у Наполеона их было вдвое больше.
Во время ожесточённых боёв многие победы приносили именно казаки — они применили тактику выжженной земли, уничтожив запасы противника, остановили кавалерию генерала Латур-Мобура, измотав солдат, побеждали в рукопашных боях.
Казаки принимали участие и в Бородинском сражении, прикрывая отход российских войск с позиций.
По итогам войны многие представители казачества были награждены.
Русско-турецкая война
В ходе этой войны казаки (преимущественно с Дона) бились за освобождение болгар от османского захватчика. В сражениях принимали участие 53 казачьих полка.
Казаки вновь демонстрировали свои лучшие качества — смелость, отвагу, умение правильно выбирать тактику боя. Именно донские казаки первые начали освобождать болгарскую столицу от турок.
Проявляли казаки и простые человеческие качества — доброту, сострадание и заботу о близких. Турки, отступая, убивали всех мужчин и женщин у себя на пути. А казаки заботились о детях, оставшихся без родителей — кормили их, утешали, пытались найти дом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. После окончания войны на Дон приехали много маленьких болгар — казаки не смогли оставить их одних и забрали к себе в семьи.
Первая Мировая война
Тот факт, что участие казаков в Первой мировой войне помогло России одержать победу, не подвергается сомнению. Казачество оказалось вовлеченным в новую войну буквально с первых сражений. Ситуация осложнялась тем, что согласно воинскому уставу, главным атаманом всех войск являлся наследник царя Российской империи. В 1914 году им был цесаревич Алексей, которому как раз исполнилось 10 лет. Понятно, что в таком юном возрасте он не мог командовать казаками, поэтому всю ответственность на себя взяли наказные атаманы.
Примечательно, что именно казаки одержали первую победу в войне — 17 августа австро-венгерское войско пересекло границу России, но сразу же встретилось со Второй Сводно-Казачьей дивизии. Казаки смогли победить противника и заставить того сбежать с российской территории.
Но основные бои с участием казаков шли на Кавказе. Там с турками воевали разные казачьи формирования:
Также много казаков сражалось и на территории Карпат.
Смелость и отвагу представителей казачества отмечали не только однополчане, но и противники.
Гражданская война
Когда в страну пришла советская власть, многие казаки были недовольны ее политикой касаемо казачества — некоторые формирования были упразднены, других лишили избирательного права, начали устраивать расправы над казачьими офицерами. Гордый и свободолюбивый народ не стал этого терпеть. Постоянно вспыхивают восстания, идёт противостояние с Красной армией. Но силы казаков с противниками не равны, поэтому казачеству приходится объединяться с белогвардейцами. Казаки признают власть Колчака в 1918 году, а с 1919 года воюют под руководством генерала Деникина.
Однако стоит отметить, что не все казаки в Гражданской войне выступали за «белых». Часть казачества (в основном бедные слои населения) поддерживала большевиков.
Уже к 1920 году ситуация переменилась — казаки поняли, что они все больше и больше попадают под власть белогвардейцев и стали переходить на сторону Красной армии. А после того, как правительство победило Колчака, большинство казаков стало сражаться за государство. В армии стали создавать целые дивизии из казаков. А когда белогвардейцы эвакуировались в Крым, бросив казаков, большинство солдат зачислилось в армию и ушло воевать на Польский фронт.
Великая Отечественная война
Когда началась Великая Отечественная война, казаки единым фронтом выступили против фашистов. На войну пошли все — и казаки в составе Красной армии, и добровольцы.
Лишь через два года казаков стали объединять с танковыми подразделениями. Коней использовали для быстрого перемещения, а сами казаки служили в качестве пехоты. Также представители казачества воевали в пластунских дивизиях.
И вновь смелость и героизм казаков отмечал даже противник — их называли «сталинские головорезы».
Однако стоит заметить, что некоторые казаки во главе с атаманом Науменко решили сражаться за немцев. Позднее они оправдывались, что воевали не за фашистов, а за освобождение своей Родины от большевиков. После победы их выдали СССР (казаки были в Англии), часть из них была казнена.
Походы казаков
Известно, что казаки не только защищали свои территории от захватчиков, но и сами ходили за добычей — нападали на соседние государства и поселения, грабили и разоряли села, захватывали корабли. К тому же подобные походы помогали казакам бороться с набегами чужестранцев на свои земли.
Первый поход казаков состоялся в конце XV века, когда запорожцы поплыли по Днепру к крепости Тягинь, в результате чего был захвачен и потоплен большой турецкий корабль.
Затем казацкие судна стали бороздить акваторию Дона, Чёрного и Азовского морей, а воины нападали на Феодосию, Азов, Анатолию.
Большое историческое значение имеет поход Ермака в Сибирь, с которого и началось освоение этих территорий. К донцам за помощью обратились купцы Строгановы, которых третировало Сибирское ханство — сибирские татары совершали набеги на их территории и разоряли их.
В первом походе Ермака приняло участие совсем немного казаков, они выступали без разрешения царя и не смогли добиться удачи.
Зато через год было собрано около 840 человек:
Уже к 1580 году они дошли к Тюмени, разграбили город и унесли с собой все самое ценное. Далее были одни победы, в итоге в 1583 году Ермак захватил столицу Сибирского ханства Кашлык и город Назым.
Однако затем настала зима, к которой казаки не были готовы. Температура воздуха опускалась ниже 40 градусов, все было заметено снегом, охотиться было невозможно. Многие казаки погибли от холода и голода.
Именно тогда, в марте 1585 года началось восстание татар. Его итогом стала гибель Ермака в августе того же года. Оставшиеся казаки решили не зимовать в холодной Сибири и возвращаться домой.
Восстания казаков
Между свободолюбивыми казаками и правительством, которому они мешали, часто вспыхивали конфликты. Правители пытались всячески ограничить казаков, опасаясь иметь такого сильного противника у себя под боком. Казаки всячески сопротивлялись этому и с завидной регулярностью поднимали восстания. Они вспыхивали на протяжение нескольких веков в разных местах проживания казаков — на Дону, в Запорожье, на Урале…
Одним из самых масштабных стало восстание Пугачева. Бунт подняли яицкие казаки в 1773 году, а вылилось все в кровопролитную войну крестьян против Екатерины II, которая продлилась 2 года.
Надо сказать, что ещё за год до всех событий казаки высказывали своё недовольство властью, но тогда восстание быстро замяли. Однако бунтовщики не успокоились, а стали продумывать новый план. Как раз в это время там появился беглый донец Емельян Пугачев, который всем рассказывал, что он император Пётр III. Он обещал и казакам, и крестьянам все блага мира, как только они помогут вернуть ему власть. И народ радостно шёл за ним. Восставшие быстро добивались успеха:
Однако затем Екатерина II, осознав всю серьёзность стихийного бунта, стянула все войска на его подавления, и Пугачев стал проигрывать одну битву за другой. В результате чего был вынужден бежать на Дон, в надежде, что местные казаки помогут ему.
Но итогом бунта стала казнь Пугачева и гнев Екатерины II, направленный на казаков. Она ликвидировала Запорожскую Сечь, переименовала все места, связанные с бунтом, казачьи войска приказала переделать в армейские подразделения как можно быстрее.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Во время Пугачевского восстания по приказу императрицы был отменён запрет на смертную казнь. После окончания войны его приняли обратно.
Казачьи войска
История казачьего войска началась когда беглые крестьяне и бродяги-одиночки стали объединяться в группы для организованных набегов и совместного проживания. Со временем они стали наниматься к правителям на службу в обмен на жалованье и еду. Официальной датой образования казачьего войска считается 1875 год — именно тогда был принят устав о воинской повинности Донского войска и юридически закреплен термин «казачье войско». До этого солдат называли иррегулярным войском.
Основными были следующие войска казаков:
Донское — самое многочисленное и значимое для Российской империи;
Черноморское — в него в основном входили бывшие запорожские казаки, которых по приказу Екатерины II переселили с берегов Днестра;
Кубанское — казаки Северного Кавказа;
Оренбургское — считалось вторым по старшинству после Донского;
Терское — в его состав входили представители разных народностей;
Уральское — до 1775 года называлось Яицким, именно там вспыхнуло восстание Пугачева;
Забайкальское — официально образовано лишь в 1851 году приказом Николая I;
Сибирское — войско существует с 1582 года, когда Иван Грозный в награду за помощь Ермака в борьбе с Сибирским ханством дал его солдатам название «Царская Служилая Рать».
Воинские звания казаков
Как и в любой армии, существовала строгая иерархия и в казачьем войске. Чины у казаков распределялись в зависимости от выслуги лет солдата, его подвигов, навыков ведения боя и общей воинской подготовки.
Первое воинское звание казаков — казачья старшина. Затем появилась атаманы, гетманы, писари, сотники, десятники. Их выбирали путём голосования.
Позднее, когда казаки стали входить в армию Российской империи, появились и другие чины — полковник, есаул, наказной атаман, штаб-офицер…
Атаман казаков
Атаман — это предводительства всего казачьего войска, их старшина. Войскового атамана выбирали ежегодно на народном собрании — все казаки вставали в круг и голосовали за того или иного представителя казачества. Нередко выборы заканчивались другой — настолько ожесточенными были дебаты.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Вставая в круг, казаки обязательно снимали свои шапки — в знак уважения к выборам.
Так, первым атаманом всего Донского казачества считают Ивана Смагу Чертенского.
Войсковый атаман особой власти не имел, он лишь исполнял решения войскового круга. А если он принимал какие-то решения самостоятельно, его могли даже казнить.
Чаще всего атаман просто докладывал на общих собраниях положение дел в обществе, выносил какие-то вопросы на голосование. Он также участвовал в нем, но его голос имел столько же значения, сколько и голос обычного казака. С 1998 года атаманам присваивается звание казачьего генерала.
Многие атаманы вошли в историю не только казачества, но и России:
Ермак. Неизвестно, как происходило бы освоение Сибири, если бы не он.
Михаил Черкашенин — один из главных атаманов во времена Ивана Грозного. Именно он помог выиграть битву при Молодях в 1572 году.
Наум Васильев — Донской атаман, помогал в успешном взятие Азова в 1637 году, держал его оборону от турок и татар.
Матвей Платов — его знают и помнят во всем мире. Он возглавлял Индийский поход, а также ездил в Лондон для заключения мирного договора с Наполеоном. Он запомнился британцам тем, что его несли от кареты до храма на руках. Именно после визита Платова в Британии стало модным казачество.
Степан Разин — о нем ходили мифы и легенды, которые сам атаман успешно поддерживал. Разин руководил восстанием казаков 1670-1671 года, ставшего одним из самых крупных за всю историю.
Погоны казаков
Благодаря специальным нашивкам на форме казаков — погонам, можно было легко определить должность военнослужащего. Идея о них возникла в 1775 году, когда был принят «Табель о рангах», и у казаков появились офицерские звания. Однако упорядочить погоны смогли почти через 50 лет — в 1828 году.
У каждого войска погоны были своей расцветки, с разными рисунками и шириной.
Например, у офицеров конных полков они с изображением серебристых галунов, а у нижних чинов — с таким же рисунком, но красного или жёлтого цвета.
У сотника были погоны с тремя звёздочками, а у подъесаула с четырьмя.
У есаулов на погонах звёзд не было вообще.
Зато они имелись на нашивках войскового старшины — три штуки и два голубых просвета.
Форма казаков
В XIX веке к традиционной казачьей одежде добавилась форменная. Туда вошли:
черкеска (русское название кафтана);
башлык (длинный капюшон на завязках);
На шароварах обязательно были лампасы, цвет которых указывал на то, к какому войску относится казак. Лампасы носили и в мирное время.
Казаки очень чтят свою форму. Она считается семейной реликвией. Фуражку всегда кладут на самое видное место в доме
Оружие казаков
Ещё одним важным атрибутом любого казака был кинжал. Но он чаще использовался не для сражений, а для бытовых нужд. Крепился кинжал на поясе, и казаки редко появлялись на публике без него.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. В некоторых поселениях нагайку могли носить только женатые парни. В день свадьбы им ее дарил отец невесты. Плётка вешалась над дверью в спальне, чтобы показать, что казак — хозяин в доме.
Виды казаков
В зависимости от ареала обитания и этнической принадлежности выделяли несколько групп казаков:
Терские. Они проживали на территории Северного Кавказа вдоль реки Терек.
Кубанские. Они жили в современном Краснодарском крае, Республике Адыгее, Карачаево-Черкесии. В основном это были бывшие запорожцы после пересечения.
Уральские. Выходцы с Уральской области (ныне Казахстан). До переименования звались яицкими казаками.
Украинские. Казаки, жившие в Запорожской сети и ликвидированные как община Екатериной II.
Донские. Самое многочисленное казачество, проживающее на берегах Дона. Территориальные соседи запорожцев.
Казаки-некрасовцы. Они покинули донские земли после восстания Буланова. Своё название получили от фамилии лидера — Игната Некрасова.
Черкесы-казаки. Проживали на Северном Кавказе и Причерноморье.
Также выделяют линейных казаков — это казаки, которые ушли из Кавказского линейного войска, которое охраняло мирное население, в Кубанское.
Донское казачество ещё в XVI веке было поделено на «верховое» и «низовое» — в зависимости от того, где именно на Дону проживали казаки. Две группы разительно отличались друг от друга и внешностью, и образом жизни, и манерой поведения.
Станицы казаков
Станица — это название населённого пункта казаков, обычно ее формировали несколько небольших казачьих поселений. Чаще всего станицы строили на берегах рек. Станицей могло считаться то селение, которое могло выделить сто всадников для казачьего войска.
Станицы состояли из простых одноэтажных домов, преимущественно деревянных. Были атрибуты и социально-культурной жизни:
Если станица располагалась на границе с иностранными территориями или просто в неспокойных местах, то ее обносили рвом или валом.
Одной из самых известных станиц, дошедших до наших дней, считается Старочеркасская. Она впервые упоминается ещё в 1570 году. Именно здесь хранилась грамота царя Ивана Грозного казакам до тех пор, пока ее не уничтожили по приказу Петра Великого.
Станица связана с многими историческими событиями:
отсюда начинался Азовский поход;
восстание Степана Разина;
здесь был убит Кондратий Булавин;
в местной церкви крестили атамана Платова.
Религия казаков
Вся история казачества неразрывно связана с христианством. Конечно, среди казаков встречались представители и других религий, но их было крайне мало. К тому же, большинство новоприбывших казаков других вероисповеданий рано или поздно неизменно принимали христианство.
Поэтому в любом казачьем поселении всегда были построены молитвенный дом или часовня. Также совместные молитвенные обряды совершались и на открытом воздухе. В качестве священника казаки сами выбирали самого уважаемого человека, который хорошо знал все религиозные обряды.
Православие очень много значило для казаков с момента их существования. Каждый представитель этой народности видел себя в роли защитника веры и Родины.
После каждого удачного боя или набега часть полученных сокровищ или трофеев обязательно жертвовали церкви.
Если казакам приходилось переезжать, то они никогда не оставляли свои часовни и молитвенные дома, а разбирали их по частям и перевозили с собой. На месте нового поселения первым делом строили именно церковь.
Стены домов были расписаны иконами.
Молитва — важная часть жизни казаков. Перед новым боем они обязательно молились и вспоминали своих предков.
Быт и жизнь казаков
Со временем в казачьих поселениях стало развиваться животноводство. Стали разводить коней, овец, на Урале — верблюдов. Вблизи крупных рек также занималось рыболовством.
В XIV веке казаки освоили и земледелие.
Все дела, связанные с управлением, образом жизни казаков, войнами и бюджетом, решались Народным собранием, казачьим сходом и Сечевым советом. Казаки были категорически против деления своего народа на сословия и всячески препятствовали этому.
Однако иногда казачьи земли оказывались под властью правителей соседних территорий, которые разделяли казаков, пытаясь привлечь к себе самых влиятельных людей. С их лёгкой руки произошло выделение нескольких групп казаков:
Им доставались многочисленные привилегии, тогда как обычные представители казачества всячески ограничивались, их права ущемляли.
Все это привело к возникновению у казаков трёх сословий.
Свободные землепашцы (туда входило большинство населения).
Дворяне и чиновники.
Также отдельно выделяли и представителей церкви, но со временем среди них не осталось казаков, их заменили приезжие из других регионов духовные служители.
Изначально главой казачьих поселений был атаман, которого избирали на войсковом совете казаков. Таким же путём назначались и старшины (должностные лица).
Если несколько станиц решали объединиться в полки, то их предводителем назначался полковник.
Однако после того, как казачество превратилось в неотъемлемую часть России, главу поселений стали назначать российские правители.
Дом казака
Первые казаки жили в самых примитивных жилищах — землянках.
С годами они научились возводить более сложные постройки и стали жить в так называемых хатах — домах, которые обмазывались глиной, а на крышу клали солому.
Интерьеры не представляли из себя ничего особенного — лавки, стол, кровать в хозяйской спальне, скромная деревянная посуда на кухне. Обязательно делали божницу.
Место для постройки дома выбиралось со всей тщательностью — выбирали участок и вечером на землю аккуратно насыпали зерно небольшими кучками, которое оставляли на всю ночь. Утром смотрели на расположение зерна. Если оно было рассыпано в хаотичном порядке, то искали новое место для дома. По поверью, рассыпанное зерно сулило хозяевам убытки.
Стройку никогда не начинали по понедельникам и в високосный год.
После того, как закладывался фундамент, участку устраивалась новая проверка с зерном. Его закапывали в землю и давали ему три дня на то, чтобы оно проросло. Если этого не происходило, стройку забрасывали и шли искать новое место.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Стены и потолок глиной обмазывали исключительно женщины. Когда работа заканчивалась, последней девушке, покидающей дом, подавали напиток в качестве угощения, а она в ответ желала хозяевам благополучия и процветания. В этот же момент хозяина дома нужно было обязательно окунуть в оставшийся глинистый раствор, которым обмазывали жилище.
Вообще, весь процесс строительства сопровождался песнями, плясками, добрыми пожеланиями хозяевам.
Название поселений зависело от места жительства народа:
малороссийские — в слободах;
Эти названия сохраняются в России и сегодня.
Одежда казаков
Традиционные наряды казаков в очередной раз подчеркивают то, как представители казачества отличаются от населения всей остальной России.
Мужчины носили широкие шаровары с рубашкой. Но не подпоясывали ее, как было принято у русских, а заправляли в брюки. Многие историки отмечали, что казачья рубаха очень напоминает кафтан скифов.
Полевая одежда была максимально простой, тёмных оттенков, ее не жалко было пачкать во время тяжёлой работы.
На ноги казаки надевали мягкие высокие сапоги.
Дизайн верхней одежды они позаимствовали у кавказских народов.
Мужчины носили серьги в ушах:
если было проколото оба уха, это значило, что у парня нет ни братьев, ни сестёр;
левое — что мужчина единственный сын в семье;
правое — что он самый младший.
Обязательным считался головной убор — меховая шапка в виде цилиндра.
Зимняя одежда была тёплой, богатой — носили шубы из меха диких зверей.
Женщины-казачки чаще всего одевались не в платья, как русские, а в юбку с кофтой. Конечно, платья тоже были — они назывались кубелеки и славились красивой вышивкой.
В разных регионах головные уборы казачек выглядели по-своему. Девушкам, которые еще не вышли замуж, позволяли ходить без него и с одной косой. Замужним приходилось укладывать косы в пучок на затылке и надевать специальную шапочку — шлычку. Летом поверх неё надевали легкие платки.
Казачки очень любили яркие, массивные украшения, особенно ожерелья. Но надевали их редко, в основном по праздникам.
Обувь у женщин была удобная, мягкая, ярких цветов. Преимущественно сапоги с высоким голенищем.
Получше узнать о национальных одеждах казаков можно в этом видео.
Жены казаков
Характер у казаков был суровый, они не отличались добротой или личными привязанностями. Первые казаки — свободные воины, бродяги, живущие налетами, и разбойники, в корне отвергали саму идею семейной жизни и жили исключительно мужским коллективом. Казачество расширялось за счёт того, что к нему присоединялись новые беглые крестьяне.
Позже, совершая налёты на села, казаки стали забирать с собой местных женщин. Но и тогда речь не шла о семье. Несчастных девушек насиловали, а детей завязывали в мешки и топили в воде (сначала всех, потом было решено оставлять мальчиков). Женщины в поселениях не значили абсолютно ничего. И даже когда в казачестве стали появляться семьи, и когда воспитывали и любили всех детей, независимо от пола, казак считался хозяином своей спутницы и даже мог продать ее кому-нибудь другому.
Женщины полностью занимались домом, хозяйством, воспитанием детей. Однако со временем они освоили и езду на лошадях, и обращение с саблями. Историки тех лет описывают казачек как веселых, никогда не унывающих, сильных женщин. И очень храбрых.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Доказательств отваги женщин-казачек множество, но один из самых вопиющих случаев произошёл при обороне Моздока в ходе Русско-турецкой войны. Все казаки ушли в поход, захватив с собой старших детей. В поселении остались только маленькие дети, немощные старики и женщины. Противник знал об этом и решил воспользоваться ситуацией для захвата крепости. Однако турки не знали о том, какие бесстрашные казачки. Они не боялись ни пуль, ни огня, ни больших и сильных противников и шли в бой с поражающим спокойствием и хладнокровием.
Вплоть до начала XX века среднестатистическая семья казаков насчитывала до 30 человек (3–4 поколения) и жила в одном доме. Главой чаще всего считался самый старший член семьи мужского пола. Он контролировал все — доходы, соблюдение традиций, бюджет, распределял кем кому работать, как воспитывать детей и многое другое.
Дети казаков, воспитание
Всем своим детям казаки старались привить не любовь к учебе и науке, а полезные навыки, которые пригодятся им в дальнейшей казачьей жизни.
Из мальчишек растили воинов. Дожидались, пока дети хотя бы немного научаться ходить и подрастут, а потом обучали боевым искусствам. Примерно к 10 годам мальчишки начинали учиться владеть шашкой. Задания были непростые и занимательные — разрубить струю воды так, чтобы не было ни единой брызги; рубить виноградную лозу, сидя на бревне; скакать на лошади, рубя все, что попадется на пути.
Обучение проходило успешно — уже через пару лет юные казаки ощущали себя единым целым с шашкой. Они не расставались с ней даже в церкви.
Даже игры казаков были полезными — мальчишки чаще всего играли в войну.
Девочек растили как будущих жён и хозяек — обучали их всем премудростям ведения хозяйства, старались привить им кротость, покорность мужу, учили шить, готовить, вышивать.
Но всех детей, независимо от пола, учили уважать старших, прививали доброту, скромность, внимательность к своим ближним. Разумеется, своих потомков казаки растили в православной вере.
Музыка и песни казаков
Казаки — очень музыкальный народ. Маленьких детей обучали музыке в местных школах. В сочинение песен казаки вкладывали свою душу. Петь любили все, редкая посиделка заканчивалась без песен.
В них в основном воспевали дружбу, любовь, свободу, воинские победы. Очень много песен было посвящено природе, особенно Дону.
Тексты песен бережно хранились в семьях и передавались из поколения в поколения. Современные казаки с удовольствием поют до сих пор. Песни были и походные, и весёлые, и даже похоронные.
Вот список самых известных казачьих песен, дошедших до нас:
Предлагаем посмотреть выступление казачьего хора на видео.
Спектакли и танцы казаков
Нельзя не упомянуть про казачьи танцы. Их пляс отличался своей энергичностью, бодростью, весёлой музыкой. Красивый и яркий костюм для танца — обязательный атрибут любого выступления.
Один из самых известных танцев — казачок. Начинается он медленно, с движениями справится любой новичок. Но темп постепенно нарастает, танцоры двигаются так быстро, что даже наблюдать за ними сложно, к концу танца сбивается дыхание и у зрителей.
Танец напоминает гопак (ещё один танец у казаков), но всё-таки он попроще, там нет стольких акробатических этюдов. Казачок — скорее лирический танец.
Предлагаем к просмотру видео с гопаком.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Название танца «Казачок», по мнению большинства исследователей, происходит от танца «Козак». Однако Екатерина II запретила использовать это слово (и заодно ликвидировала всю Запорожскую сечь ввиду недопустимого, на ее взгляд, поведения казаков). Поэтому танец пришлось переименовать.
Танец стал настолько популярным, что в XVII веке его ставили даже известные театральные труппы, правда, на свой манер. Кто-то как балет, кто-то как кадриль.
Казачок танцуют не только парни, но и казачьи девушки. Женский танец отличается от мужского, каждая казачка танцует его по-своему:
Также среди казаков очень популярны танец с саблями и казачья лезгинка.
Традиции и обычаи казаков
Казаки, будучи суровыми и беспощадными воинами, дома были щедрыми, веселыми и добрыми хозяевами. В казачестве существовало много традиций и обычаев, которые неукоснительно соблюдались.
Например, во время трапезы на стол выставлялось огромное количество блюд — чтобы не обидеть хозяина дома, нужно было обязательно попробовать каждое из них. А гостей казаки очень любили и уважали — пускали всех и в течение трёх дней даже не спрашивали гостя ни как его зовут, ни откуда он и куда едет.
Много традиций было связано с уважением к старшему поколению. Так, молодежи даже не разрешалось сидеть или есть без разрешения старшего. Считалось крайне неприличным обогнать старика — следовало вежливо попросить у него разрешения пройти. Всегда требовалось уступать дорогу пожилым, даже если для этого казаку приходилось прыгнуть в реку с моста.
Женщин казаки тоже уважали и никогда не давали в обиду. Однако по традициям женщине нельзя было присутствовать на собраниях, где решались вопросы, связанные с ней. Ее интересы представлял отец, брат, муж или сын.
Праздники казаков
Военные походы отнимали много сил у казаков и нередко заканчивались трагично. Поэтому праздники в казачестве любили и праздновали от души — громко, весело, всей толпой. Самыми любимыми праздниками были:
Большинство праздников сопровождались народными гуляниями и походами в гости. Например, на Рождество по домам ходили пожилые казаки, которые пели церковные песни, а взамен просили денег. Все средства шли в церковь.
На Масленицу устраивали кулачные бои, различные соревнования, залазили на столбы за подарками.
К Пасхе всегда прибирали дома и двор, накрывали белые скатерти, обязательно мылись в чистый четверг.
Традиционные блюда казаков
Еда для казаков — важная часть жизни. Примечательно, что народ, привыкший жить без изысков в суровых условиях военных походов, очень любит кушать, а ещё больше — угощать своих гостей разнообразными блюдами. Еда у казаков сытная, калорийная, очень вкусная.
Казаки трапезничают трижды в день. Блюд должно быть много, это предмет гордости любой хозяйки. К еде приступают только после того, как старший в доме подаст сигнал. Часто все едят из одной большой тарелки. Напитки традиционно подаются в кувшинах.
Так как первые казаки селились вблизи крупных рек и занимались преимущественно рыбалкой, то основу традиционных блюд составляет именно рыба. Причем у каждой территориальной группы казаков свой способ ее приготовления: рыбу коптят, запекают, варят, жарят, солят, добавляют в начинку пирогов.
Основным супом считается, разумеется, уха. Причём у каждого существует свой семейный рецепт. Примечательно, что приготовление рыбного супа раньше было исключительно мужской обязанностью.
Зимой, когда все реки замерзали, а подледной рыбалкой казаки не занимались, наступала пора мясных блюд. Делали гуляш, домашнюю колбасу, голубцы, запекали мясо в печи. Коронным блюдом любой хозяйки был холодец — его подавали на стол с хреном или горчицей.
В зимнее время очень часто, гораздо чаще, чем летом, пекли блины с начинками и пироги. В основном это делалось для того, чтобы согреться.
Любимым десертом казаков, проживающих на юге, считается арбузный мёд. Для его приготовления из арбуза вынимают всю мякоть и кипятят до получения коричневого цвета.
В качестве холодных закусок традиционно делают студни, языки, варят мясо диких животных.
Сейчас кухня казаков стало ещё разнообразнее — в неё вошли борщи, рыба, фаршированная крупами, шашлыки, пельмени и вареники.
Из напитков казаки издавна предпочитают:
кофе — влияние турок;
взвар (компот из сухофруктов);
ирьян — аналог айрана, только приготовленный из сузьмы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Кофе казаки всегда пили ровно в 12 часов дня. Причём они никогда не делали это в одиночку, всегда звали кого-то в гости. В напиток добавляли сливки и подавали вместе со сладкими пышками.
Казаки всегда употребляли множество ягод, фруктов, овощей. Арбузы и дыни любили есть солёными.
Варили кашу, куда добавляли изюм — ещё одно веяние, пришедшее с Востока.
Во все блюда добавляли много приправ из местных трав.
Самые известные казаки
Многие казаки навсегда вошли в историю, потомки знают и помнят их до сих пор:
Роль казачества в истории России
Сложно представить, какой была бы современная Россия без казаков. Они участвовали практически во всех войнах и сражениях со времён Ивана Грозного, защищали границы Российской империи от вторжения врагов, поднимали восстания, отстаивая свои права, а также права крестьян и простых рабочих.
Казаки помогали с освоением территорий огромной страны, заселяли ее, открывали новые земли. Нужно помнить о том, что Ермак, Хабаров, Дежнёв были яркими представителями казачества.
Их культура и обычаи повлияли и на русские традиции, внесли значительный вклад в нашу музыку, танцы, легенды и сказания.
Современные казаки
Сейчас любой гражданин России может стать членом казачьей общины. Если, конечно, сами казаки захотят его принять. Для этого назначаются различные испытания, затем вопрос о принятии нового члена общины решается путём голосования.
Чем же сейчас занимаются казаки? Тем же, чем и всегда — помогают следить за порядком, служат своей Родине, охраняют ее границы, поддерживают духовно-патриотическое воспитание молодого поколения.
В каждом регионе России казаки по разному помогают властям поддерживать правопорядок. Например, в Омской области они следят за камерами на дорогах. В Ростовской области созданы специальные казачьи патрули и дружины. В Краснодарском крае казаки охраняют границы.
Однако подсчитать количество казаков оказалось довольно сложным делом. Известно, что в 1897 году на российских территориях проживало более 3 миллионов человек, которые относили себя к представителям казачества.
Спустя сто с лишним лет, в 2002 году, численность казаков уменьшилась до 140000 человек. Если верить статистике, 95 % из них проживали в южных регионах страны.
Результаты переписи населения в 2010 году спровоцировали скандал. Переписчики насчитали всего 67000 представителей казачества. Однако сами казаки заявили, что только в Ростовской области казаками себя считают свыше 600000 человек. Результаты переписи казаки потребовали считать недействительными, а работников обвинили в том, что они отказывались записывать людей как казаков, тем самым искажая данные статистики.
Все это спровоцировало волну митингов, целью которых было добиться признания казачества как отдельного народа.
Казачья столица — Новочеркасск
Новочеркасск — новая столица казачества, появилась благодаря казаку Платову в 1805 году. Именно он ходатайствовал императору Александру I о необходимости строительства новой столицы казаков.
Старая столица Старочеркасск не устраивала их по многим причинам:
Император дал своё согласие на стройку, и 18 мая 1805 года был заложен первый камень на месте будущего столичного города.
Перенос столицы состоялся меньше чем через год, казаки торжественно въехали в город во главе с Платовым. Однако застройка города длилась ещё долгие годы.
Новочеркасск — красивый и современный город, в котором и сейчас живут казаки. Главная достопримечательность — новочеркасский музей истории донского казачества, основанный в 1886 году.